Научная статья на тему 'О подготовке педагогов в области семейного воспитания, в том числе для замещающих родителей'

О подготовке педагогов в области семейного воспитания, в том числе для замещающих родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FAMILY EDUCATION / SUBSTITUTE FAMILY / PROFESSIONAL FAMILY / ORPHANS / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / SPECIALIST IN FAMILY EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанов В.Л.

В статье приводится анализ практик образования и воспитания в условиях малой разновозрастной группы детей на принципах семейного воспитания. Также в настоящее время в России в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит реформирование деятельности по принципам семейного воспитания. Вместе с тем анализ профессиональной подготовки семейных воспитателей показывает отсутствие компетенций для работы в малой разновозрастной группе детей. В педагогических вузах страны профессиональной подготовки специалистов в области семейного воспитания не осуществляется. Московский педагогический государственный университет имеет давние традиции в области подготовки специалистов для семейно-ориентированного воспитания и образования. В 2018 г. в Институте «Высшая школа образования» создана программа и осуществлен набор абитуриентов на образовательную программу высшего образования ступени бакалавриат педагогического направления «Семейное воспитание». Представлена концепция данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанов В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Training of Teachers in the Field of Family Education, Including for Substitute Parents

The article analyzes the practices of teaching and upbringing in the context of a small, uneven age group of children on the principles of family education. Also, at the present time in Russia, organizations for orphans and children left without parental care are reforming their activities on the principles of family upbringing. At the same time, the analysis of the professional training of family educators shows the lack of competencies for working in a small uneven-aged group of children. In pedagogical universities professional training of specialists in the field of family education is not carried out. Moscow Pedagogical State University has a long tradition in the field of training specialists for family-oriented upbringing and education. In 2018, the Institute „Higher School of Education” created a program and recruited applicants for the educational program of higher education at the Bachelor’s level in the pedagogical direction „Family Education”. The concept of this program is presented.

Текст научной работы на тему «О подготовке педагогов в области семейного воспитания, в том числе для замещающих родителей»

1УДК 378 ББК 74.48

О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

В. Л. Кабанов

Аннотация. В статье приводится анализ практик образования и воспитания в условиях малой разновозрастной группы детей на принципах семейного воспитания. Также в настоящее время в России в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит реформирование деятельности по принципам семейного воспитания. Вместе с тем анализ профессиональной подготовки семейных воспитателей показывает отсутствие компетенций для работы в малой разновозрастной группе детей. В педагогических вузах страны профессиональной подготовки специалистов в области семейного воспитания не осуществляется. Московский педагогический государственный университет имеет давние традиции в области подготовки специалистов для семейно-ориентированного воспитания и образования. В 2018 г. в Институте «Высшая школа образования» создана программа и осуществлен набор абитуриентов на образовательную программу высшего образования ступени бакалавриат педагогического направления «Семейное воспитание». Представлена концепция данной программы.

Ключевые слова: семейное воспитание, замещающая семья, профессиональная семья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, специалист в области семейного воспитания, образовательная программа.

ON THE TRAINING OF TEACHERS IN THE FIELD OF FAMILY EDUCATION, INCLUDING FOR SUBSTITUTE PARENTS

V. L. Kabanov

Abstract. The article analyzes the practices of teaching and upbringing in the context of a small, uneven age group of children on the principles of family education. Also, at the present time in Russia, organizations for orphans and children left without parental care are reforming their activities on the principles of family upbringing. At the same time, the analysis of the professional training of family educators shows the lack of competencies for working in a small uneven-aged group of children. In pedagogical universities professional training of specialists in the field of family education is not carried out. Moscow Pedagogical State University has a long tradition in the field of training specialists for family-oriented upbringing and education. In 2018, the Institute „Higher School of Education" created a program and recruited applicants for the educational program of higher education at the Bachelor's level in the pedagogical direction „Family Education". The concept of this program is presented.

Keywords: family education, substitute family, professional family, orphans, children left without parental care, specialist in family education, educational program.

Сегодня в рамках Общенационального родительского форума по проблемам семейного воспитания проходит продуктивная дискуссия о роли и месте семейного воспитания в формировании личности детей. Также мы переосмысливаем систему школьного образования, в том числе и вызовы по формам обучения.

Информационный век уже принес каждому возможность получать знания самостоятельно в объеме, который может каждый воспринять. В случае с ребенком необходимость поддержки профессионального педагога очевидна. Также уже сегодня очевидной становится персо-нализация образования в зависимости от возможностей и потребностей каждого конкретного ребенка. Вместе с тем семья несет основную ответственность за воспитание детей и их подготовку к жизни в обществе, а также за привитие им чувства социальной ответственности и принадлежности к обществу [1, с. 6].

В России вот уже 20 лет нарабатывается система семейного образования, разрешенного в соответствии еще с первым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Уже имеются десятки научных статей о новых возможностях и особенностях семейного образования, эффективность которого все больше связывают с наличием профессионально подготовленного домашнего учителя, гувернера, воспитателя.

В Москве с 2007 г. действует программа «Семейный детский сад», где поддерживаются приемные родители по открытию групп дошкольного воспитания с числом детей малой наполняемости от трех.

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривается: «проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу» [2].

Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего

полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.

Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек.

«В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском» [2].

Таким образом, на наш взгляд, сформирован общественно-государственный заказ на подготовку специалистов в области педагогического образования, умеющих эффективно осуществлять социализацию детей в условиях малой группы на принципах семейного воспитания.

Анализируя имеющийся опыт подготовки специалистов высшего образования по семейному воспитанию, мы изучили программы десяти ведущих педагогических вузов страны (анализ программ МПГУ проводился отдельно). Отбор вузов проводился по рейтингу педагогических вузов России за 2017 г. по максимальным баллам ЕГЭ поступивших туда абитуриентов (по данным РИА Новости). Мы увидели, что только в МГПУ осуществляется программа «Психология и социальная педагогика (Психолого-педагогическое сопровождение семьи)», в других же вузах программ, ориентирующихся на услуги в области семейного воспитания, нет.

В Московском педагогическом государственном университете (далее - Университет), достаточно традиционна тенденция обучения по программам в области «Педагогика и психология семейного образования» для разного результата. Вместе с тем программы подготовки профессионалов, работающих успешно в малой группе и индивидуально, пока не осуществлялось.

Далее мы стали исследовать, какой сегодня по своим профессиональным качеством специалист работает в области семейного воспитания. По информации кадровых агентств, на рынке востребован гувернер для детей среднего и старшего школьного возраста, почти всегда клиенты просят специалиста с обязательным хорошим знанием иностранного языка, при этом часто требуется мужчина.

Также мы исследовали личные и профессиональные характеристики работающих воспитателей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе, где проводилось исследование, оказалась 21 такая организация. В исследовании участвовало 170 воспитателей. Вот среднестатистический портрет этого воспитателя. Личностная характеристика. Женщина 45-50 лет, замужем. У нее два своих ребенка. То есть пришли люди, которые хотят заниматься детьми. Они любят детей и хотят заниматься семейным воспитанием. Они любят семью. А теперь профессиональные их качества: в основном среднее педагогическое образование, воспитатель ДОУ, учитель. То есть данные специалисты имеют подготовку или учительскую предметную, или по воспитанию дошкольников. Главные проблемы, с которыми они сталкиваются, по их мнению, - психологические особенности детей. Вот что мы имеем. Средние показатели: женщине-воспитателю 45 лет, у нее стаж 25 лет, и главная проблема, что воспитатель не знает психологических особенностей детей.

Также были учтены показатели Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2016 г. В стране осуществляют деятельность 1442 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых на конец 2016 г. содержалось и воспитывалось 80 248 детей. Приблизительный подсчет занятых на работе воспитателей в таких организациях составляет не менее 3500 специалистов [3, с. 234].

Еще одна составляющая «армии» людей, занятых в воспитании детей-сирот, - замещающие родители, опекуны, приемные родители, усыновители. Периодически возникающие в СМИ истории про жестокое и даже смертельно жестокое обращение с подопечными детьми

говорят, конечно, о малом профессионализме некоторых родителей, взявших на воспитание ребенка в семью и получающих за это государственные средства. По данным статистического наблюдения «РИК-103», в России в 2016 г. в замещающих семьях воспитывалось 406 247 детей [3, с. 227].

Все это ориентировало нас на разработку образовательной программы бакалавриата по подготовке педагогов для семейно-ориентиро-ванной деятельности с малой разновозрастной группой детей.

Образовательная цель программы - подготовка бакалавров к работе в сфере образования и социальной защиты населения в качестве педагогов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов по следующим видам деятельности: психолого-педагогическая деятельность в дошкольном образовании; психолого-педагогическая деятельность в общем образовании; психолого-педагогическая деятельность в учреждениях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, психолого-педагогическая деятельность в сфере социальной защиты населения.

Общая воспитательная цель образовательной программы - создание благоприятных условий для развития творческих способностей каждого обучающегося, мотивация на работу с обучающимися в сфере образования и социальной защиты, ответственности за результаты своей деятельности.

Программа направлена на подготовку компетентных, конкурентоспособных и творчески развитых воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов для сферы образования и социальной защиты населения, а также замещающих родителей, в том числе готовых работать в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованных по семейному типу.

Подготовка кадров новой формации является социально значимой задачей, имеет профессиональную, гуманистическую и аксиологическую составляющие и заключается в подготовке специалистов, обладающих всей полнотой компетенций, стремящихся полностью раскрыть свой интеллектуальный, профессиональный, волевой и творческий потенциал и отличающихся сознательным отношением к

общему направлению общественного развития, к различным формам его социальной и культурной жизни.

Учебный план образовательной программы разработан в соответствии с ФГОС ВО, приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, специалитета, программ магистратуры» и методическими рекомендациями по формированию учебных планов по образовательным программам высшего образования, реализуемым в МПГУ.

Учебный план состоит из базовой и вариативной частей. Базовая часть учебного плана образовательной программы представлена модулями, которые формируют у студентов классическое психолого-педагогическое образование.

Комплекс дисциплин вариативной части направлен на приобретение профессиональных компетенций и практических навыков для работы с малой группой детей разного возраста.

Отличительной особенностью учебного плана образовательной программы направленности «Семейное воспитание» является наличие профильных дисциплин, таких как: Особенности семейного воспитания детей разного возраста, Основы медицинских знаний, Семейное право, Технологии работы с семьей, Психолого-педагогическое сопровождение семьи, Финансовая грамотность и антикоррупционное поведение, Медиативные технологии в семейном воспитании, Семейная педагогика, Возрастная педагогика, Гендерная психология и педагогика, Психология семьи, Основы вожатской деятельности, Педагогика дополнительного образования и профессиональная ориентация обучающихся, Профилактика девиантного поведения детей и подростков, Основы клинической психологии детей и подростков, Диагностика и коррекция детско-родительских отношений, Социально-воспитательные технологии, Элективные курсы по физической культуре.

Модуль «Дисциплины по выбору» (ДВ) предполагает изучение одной дисциплины из двух предложенных на усмотрение обучающегося и включает 12 пар дисциплин:

• Нормативно-правовое обеспечение образования РФ и Благотворительность, некоммерческие организации в сфере детства;

• Формы семейного устройства и Усыновление как приоритетная форма устройства детей-сирот и оставшихся без попечения родителей;

• Психолингвистические аспекты воспитания речевой культуры и Межличностное взаимодействие в системе семейного воспитания;

• Сказкотерапия и Методика обучения подвижным играм;

• Подростковая субкультура и Общественные организации в сфере детства;

• Психолого-педагогические аспекты становления родительства и Планирование семьи;

• Восстановление в родительских правах и Реабилитация семьи в трудной жизненной ситуации;

• Психолого-педагогические основы семейного консультирования (с практикумом) и Психодиагностика брачно-семейных отношений;

• Педагогика детей с расстройством аути-стического спектра (РАС) и Педагогика детей с различными формами геномной патологии;

• Пенитенциарная педагогика и Превентивная психология;

• Антропология религии и Самоактуализация человека в условиях современного общества;

• Педагогика раннего развития детей и Педагогика Монтессори.

Учебный план подготовки бакалавра предусматривает различные виды практик: учебную, научно-исследовательскую и производственную. Учебная и производственная (педагогическая) практики будут проходить в учреждениях дошкольного и общего образования, на базе лучших площадок по содержанию детей-сирот и семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей: Центр содействия семейному воспитания «Наш дом» Департамента труда и социальной защиты населения, Частное учреждение социального обслуживания «Детская деревня -SOS Томилино».

Программа по соглашению с Университетом поддерживается благотворительным фон-

дом «Арифметика Добра», один из лидеров в благотворительном секторе в вопросах подготовки и сопровождения приемных родителей, а также дополнительного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Образовательная программа реализуется в Институте «Высшая школа образования», присваиваемая квалификация - бакалавр педагогического образования, направленность «семейное воспитание».

Выпускник, получивший степень бакалавра по направлению педагогическое образование и направленности (профилю) «Семейное воспитание», должен быть готов осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики профиля подготовки; способствовать социализации, формированию общей культуры личности; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных законодательством РФ; решать образовательные и исследовательские задачи; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы; выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Виды профессиональной деятельности выпускника: педагогическая деятельность на ступенях дошкольного и общего образования, психолого-педагогическое сопровождение детей в общеобразовательных организациях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованных по семейному типу, а также в замещающих семьях.

Объектами профессиональной деятельности выпускника будут являться обучение, воспитание, социализация, сопровождение индивидуально-личностного развития обучающихся; психолого-педагогическое и социальное

сопровождение родителей (законных представителей) детей.

Выпускники смогут работать:

• педагогами, готовыми к психолого-педагогическому сопровождению семьи в общеобразовательных организациях;

• специалистами в области семейного воспитания (воспитателями и педагогами-психологами) в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованных по семейному типу;

• профессиональными замещающими родителями;

• специалистами по психолого-педагогическому сопровождению семьи, в том числе приемной;

• специалистами, осуществляющих психолого-педагогическое консультирование взрослых и детей;

• гувернерами в семье. Представленная концепция позволяет сделать вывод об уникальности разработанной образовательной программы, высокой востребованности выпускников на рынке труда и перспективности развития образовательного направления «Семейное воспитание». Уже на этапе разработки программы отмечается высокий интерес со стороны потенциальных абитуриентов, планирующих работу с семьей в своей будущей профессиональной деятельности. В целях расширения профессионального кругозора, развития научно-исследовательских компетенций, а также предоставления возможности продолжения обучения в сфере семейного воспитания выпускникам бакалавриата будет предложена разрабатываемая в институте образовательная программа магистратуры «Системное консультирование семьи».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кабанов В. Л. Реализация общепризнанного международно-правового принципа, обеспечивающего наилучшие интересы ребенка: универсальные и региональные аспекты: моногр. - М.: РУДН, 2016. - 227 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без

попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2014, № 22, ст. 2887.

3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2016 г. / Министерство труда и социальной защиты Российской федерации. -313 с. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/protection/474 (дата обращения: 02.06.2018).

REFERENCES

1. Kabanov V. L. Realizatsiya obshchepriznanno-go mezhdunarodno-pravovogo printsipa, obe-spechivayushchego nailuchshie interesy reben-

ka: universalnye i regionalnye aspekty: monogr. Moscow: RUDN, 2016. 227 p.

2. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 24 maya 2014 g. No. 481 "O deyatelnosti or-ganizatsiy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, i ob ustroystve v nikh detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley". In: Collection of legislation of the Russian Federation, 02.06.2014, No. 22, Art. 2887.

3. Gosudarstvennyy doklad o polozhenii detey i semey, imeyushchikh detey, v Rossiyskoy Fed-eratsii, 2016. 313 p. Available at: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474 (accessed: 02.06.2018).

Кабанов Владимир Львович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета e-mail: vl.kabanov@mpgu.edu

Kabanov Vladimir L., PhD in Education, Associate Professor, Deputy Director for research, Institute, Higher School of Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: vl.kabanov@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.