Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях человека'

Педагогические условия формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
954
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ПРАВА РЕБЕНКА / RIGHTS OF A CHILD / ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / LEGAL KNOWLEDGE / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА / FORMATION METHODS OF KNOWLEDGE OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татаринцева Нина Евгеньевна, Масесьянц Елена Петровна

Прогрессивные изменения, происходящие в обществе, социальные, политические и экономические события сегодняшнего времени обуславливают необходимость формирования социально зрелой, свободной личности, владеющей представлениями о правах и обязанностях человека. Впервые ребенок приобретает представления о социальных нормах, правилах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях в дошкольном возрасте. В это же время формируются типичные мотивы поведения личности, жизненная позиция, ценности и смыслы. Поведение взрослого человека в правовой сфере во многом зависит от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в период дошкольного детства. Современная ситуация в обществе определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих правовому воспитание и обучению детей дошкольного возраста. Педагогическими условиями формирования представлений дошкольников о правах и обязанностях человека выступают: содержание программы «Наши права и обязанности», опытно-поисковые методы, совместное решение проблемных ситуаций правовой тематики, разъяснение отрицательных поступков, игры-занятия, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации. Критериями оценки правовых представлений дошкольников являются: знания о правах и обязанностях, владение понятиями «право», «свобода», «закон», «равноправие», осознание необходимости этих знаний, проявление интереса к их усвоению, умение оценить и объяснить свой поступок и поступки других людей, осознание необходимости совершения правовых действий и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS OF FORMING A NOTION OF HUMAN RIGHTS AMONG THE PRESCHOOL CHILDREN

Progressive changes taking place in the society, current social and economic events precondition a necessity to for a socially mature, free individual having basic legal knowledge. In preschool age, a child receives its first notion of social norms, human behavior rules, and of the necessity of a certain order in relations between humans. At the same time, typical motives of individual behavior, attitude to life, values and senses begin to form. Behavior of a grown-up in the legal sphere depends to a large extent on what understanding of law has been given and what attitude towards it has been formed during the preschool childhood period. The current social situation defines that it necessary not only to review the general approaches to arrangement of education, but also to find relevant means and methods promoting legal education and training of preschool-age children. The following are the educational conditions of forming a notion of human rights among the preschool children: content of the program titled “Our Rights and Liabilities”, empirical and exploratory methods, joint solution of problematic issues related to law, explanation of negative deeds, game-based classes, reading of literature, perusal of illustrations, objective-spatial environment of a preschool organization aimed at the development. The criteria of assessment for understanding the law by the preschool children are: knowledge of rights and liabilities, mastery of such notions as “right”, “freedom”, “law”, “equality of rights”, understanding the necessity of such knowledge, interest to acquisition of such knowledge, ability to explain the actions and deeds of other persons, understanding the necessity of taking legal steps, etc. A noticeable increase of formation level of legal knowledge among the children within the trial group as compared to the same within the control group demonstrated as a result of computer-aided data processing is a proof of efficiency of-introducing the program “Our Rights and Liabilities” into the educational process for the elder preschool children.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях человека»

УДК 372.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА

© 2017

Татаринцева Нина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Масесьянц Елена Петровна, аспирант

Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, e-mail: elena-masesjanc@rambler.ru)

Аннотация. Прогрессивные изменения, происходящие в обществе, социальные, политические и экономические события сегодняшнего времени обуславливают необходимость формирования социально зрелой, свободной личности, владеющей представлениями о правах и обязанностях человека. Впервые ребенок приобретает представления о социальных нормах, правилах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях в дошкольном возрасте. В это же время формируются типичные мотивы поведения личности, жизненная позиция, ценности и смыслы. Поведение взрослого человека в правовой сфере во многом зависит от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в период дошкольного детства. Современная ситуация в обществе определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих правовому воспитание и обучению детей дошкольного возраста. Педагогическими условиями формирования представлений дошкольников о правах и обязанностях человека выступают: содержание программы «Наши права и обязанности», опытно-поисковые методы, совместное решение проблемных ситуаций правовой тематики, разъяснение отрицательных поступков, игры-занятия, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации. Критериями оценки правовых представлений дошкольников являются: знания о правах и обязанностях, владение понятиями «право», «свобода», «закон», «равноправие», осознание необходимости этих знаний, проявление интереса к их усвоению, умение оценить и объяснить свой поступок и поступки других людей, осознание необходимости совершения правовых действий и др.

Ключевые слова: Дети дошкольного возраста, права ребенка, правовые представления, методы формирования представлений о правах и обязанностях человека.

EDUCATIONAL CONDITIONS OF FORMING A NOTION OF HUMAN RIGHTS AMONG THE PRESCHOOL CHILDREN

© 2017

Tatarintsevaa Nina Yevgeniyevna, doctor of pedagogical Sciences, professor of the Preschool Education department Masesyants Elena Petrovna, postgraduate student Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya, 105/42, e-mail: elena-masesjanc@rambler.ru)

Abstract. Progressive changes taking place in the society, current social and economic events precondition a necessity to for a socially mature, free individual having basic legal knowledge. In preschool age, a child receives its first notion of social norms, human behavior rules, and of the necessity of a certain order in relations between humans. At the same time, typical motives of individual behavior, attitude to life, values and senses begin to form. Behavior of a grown-up in the legal sphere depends to a large extent on what understanding of law has been given and what attitude towards it has been formed during the preschool childhood period. The current social situation defines that it necessary not only to review the general approaches to arrangement of education, but also to find relevant means and methods promoting legal education and training of preschool-age children. The following are the educational conditions of forming a notion of human rights among the preschool children: content of the program titled "Our Rights and Liabilities", empirical and exploratory methods, joint solution of problematic issues related to law, explanation of negative deeds, game-based classes, reading of literature, perusal of illustrations, objective-spatial environment of a preschool organization aimed at the development. The criteria of assessment for understanding the law by the preschool children are: knowledge of rights and liabilities, mastery of such notions as "right", "freedom", "law", "equality of rights", understanding the necessity of such knowledge, interest to acquisition of such knowledge, ability to explain the actions and deeds of other persons, understanding the necessity of taking legal steps, etc. A noticeable increase of formation level of legal knowledge among the children within the trial group as compared to the same within the control group demonstrated as a result of computer-aided data processing is a proof of efficiency of-introducing the program "Our Rights and Liabilities" into the educational process for the elder preschool children.

Keywords: preschool children, rights of a child, legal knowledge, formation methods of knowledge of human rights.

Первые представления о правилах и нормах поведения, жизненная позиция, мотивы поведения и способы взаимодействия в обществе формируются у ребенка в дошкольные годы. Понимание правовых норм также приходит в период дошкольного детства, что влияет на будущее поведение человека в сфере права [4; 5; 11]. Правовое воспитание направлено на передачу правовых знаний, принципов, правовых норм, на формирование адекватного отношения к праву, способов использования своих прав и исполнения обязанностей в личной и общественной жизни [1; 6; 7; 10; 12]. Для реализации ребенком себя как полноправного члена общества, для развития способностей и индивидуальных потребностей, связанных с жизненной ситуацией ребенка, в обществе должны быть созданы условия [11]. В связи с этим, актуальной задачей сегодня является поиск методов, приемов, форм, средств, способствующих правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Необходимость и возможность правового воспитания детей дошкольного возраста обусловлена интеллектуальными способностями детей, позволяющими сформировать у них понятия, представления, в которых отражены существенные связи различных предметов и явлений действительности. По мнению исследователей А.В. Запорожца [3; 9], Д.В. Эльконина [9], П.Я. Гальперина [3], С.Н.Карповой [3], Н.Н. Поддьякова [8], Н.Е. Вераксы [2] и др., дети старшего дошкольного возраста могут осознавать и чувствовать ложь, несправедливость по отношению к себе, к близким, сверстникам, сказочным персонажам. Имея чувство справедливости, ребенок сможет понять не только права и обязанности людей, но и свои личные.

Вопросы организации и эффективности правового воспитания поднимаются в исследованиях Е.В.Татаринцевой [10], А.Н.Тубельского [12], А.А.Чере-мисиной [14], З.К.Шнекендорфа [15] и др. Правовое

воспитание они рассматривают как организованный процесс, представляющий собой ряд взаимосвязанных и взаимопроникающих связей. Теории и технологии правового воспитания представлены в работах С.Н.Апиян [1], А.Ф.Никитина [6], Е.А. Певцовой [7] и др.

Вопросы правового воспитания детей дошкольного возраста нашли отражение в работах Н.Ю. Ган [4], Н.Ю. Майданкиной [5], С.В.Федотовой [13] и др. Н.Ю. Ган рассматривает правовое воспитание как процесс целенаправленного и систематического влияния на сознание и поведение дошкольника с целью формирования у него правовой воспитанности [4]. По мнению Н.Ю. Майданкиной, правовое воспитание должно быть направлено на создание условий, способствующих приобщению дошкольников к национальным и общечеловеческим ценностям, формированию у них правовых норм и активной жизненной позиции [5]. Мы понимаем правовое воспитание ребенка-дошкольника как социально, культурно, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми знаниями о своих правах и обязанностях, способами оценивания собственных поступков и поступков других людей на основе норм права, опытом правового поведения в различных видах деятельности.

Цель статьи - описать педагогические условия формирования представлений о правах и обязанностях человека у детей старшего дошкольного возраста. Процесс формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях человека будет эффективен при следующих педагогических условиях: определено содержание, разработаны методы и приемы формирования правовых представлений у дошкольников.

Задачами исследования выступили:

1.Выявить критерии и уровни сформированности правовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2.Разработать содержание, методы и приемы формирования представлений о правах и обязанностях человека у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе эксперимента были разработаны основные критерии и показатели сформированности правовых представлений у детей старшего дошкольного возраста, а также определены уровни сформированности правовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Критериями сформированности правовых представлений у дошкольников выступили: представления о правах; представления о своих обязанностях; оценка ребенком собственных поступков; оценка ребенком поведения другого человека с точки зрения норм права. Показателями сформированности правовых представлений у дошкольников выступили: широта (объем) знаний; желание получить новые знания о правах и обязанностях; умение адекватно оценивать свои поступки, проявлять эмоциональное отношение к собственному правовому поведению; умение объяснять и оценивать поведение других людей, проявлять эмоциональное отношение к правовому поведению других людей.

В соответствии с вышеперечисленными критериями были определены следующие уровни сформированно-сти правовых представлений.

Низкий уровень правовых представлений характеризуется наличием у ребенка разрозненных, неточных и иногда неверных представлений о событиях социальной действительности; фрагментарными, отрывочными знаниями о правах и обязанностях. Ребенок дошкольного возраста испытывает затруднение в определении и различении понятий «право», «обязанность», отсутствует активность в их усвоении. Ребенку трудно объяснить или оценить свои поступки и поведение окружающих людей. В эмоциональном отношении присутствует проявление равнодушия по отношению к правовым действиям людей.

Средний уровень правовых представлений характеризуется знаниями детей о важных явлениях социаль-

ной действительности, правах и обязанностях человека. Ребенок испытывает некоторые трудности в определении содержания понятий «свобода», «равноправие», «закон», «обязанность». С помощью педагога он воспроизводит часть этих знаний, но они не полны, не конкретны, интерес к ним слабо выражен. Дети проявляют интерес к событиям социальной действительности, рассуждают о добре-зле, справедливости-несправедливости, правде-лжи и т.д.). Затруднения вызывает адекватная оценка своего поступка и поступков других людей, ощущается потребность в помощи взрослого.

Высокий уровень правовых представлений характеризуется системными знаниями детей о личных, гражданских, социальных и культурных правах человека. Ребенок свободно оперирует понятиями «закон», «порядок», «право», «обязанность». У дошкольника имеется интерес к усвоению данных знаний, понимание их важности в жизни. Знания конкретны и точны. Ребенок владеет умением оценивать личные поступки поведение окружающих, имеет желание помогать нуждающимся. Понимает важность совершения правовых действий в общественной и личной жизни.

Для выявления представлений детей о правах была использована индивидуальная беседа с детьми, включающая следующие вопросы: 1.Что такое право? 2. Что такое права человека, знаешь ли ты какие-нибудь права человека? З.Есть ли права у тебя, твоих родителей, братьев, сестер? 4.Знаешь ли ты, что такое закон, равноправие, свобода? 5. Что такое обязанности? б.Какие обязанности есть у тебя, твоих родителей, братьев, сестер?

Результаты беседы показали, что дети слабо владеют представлениями о правах и обязанностях, их знания фрагментарны и неточны. Самыми сложными оказались вопросы, связанные с такими понятиями, как «право», «свобода», «равноправие». Некоторые дети смогли ответить на данные вопросы. Саша М.: «Право - это то, что люди не должны нарушать, если они нарушают права - они нарушают закон»; Миша Н.: «Свобода означает, что человек свободен и может делать все, что хочет»; Ксения Т.: «Равноправие - это когда все люди равны между собой, например, дети в детском саду равны перед воспитателем».

Результаты беседы позволили сделать следующие выводы. Лишь часть детей владеет знаниями о своих правах и обязанностях, но их содержание характеризуется неточностью и неконкретностью. Определение детьми правовых понятий вызывает наибольшее затруднение.

Таким образом, дети дошкольного возраста имеют первоначальные представления о правах и обязанностях, но их нужно расширить и конкретизировать, привести в систему. В соответствии с определенными критериями правовые представления определяются по трем уровням (низкий, средний, высокий) (Таблица 1).

Для определения уровня представлений ребенка о его обязанностях была проведена индивидуальная беседа с каждым, содержащая следующие вопросы: 1. Что такое обязанности? 2.На твой взгляд, какие обязанности могут быть у детей? 3. Есть ли у тебя обязанности дома? Какие? 4.Какие обязанности ты выполняешь в детском саду?

Анализ ответов детей показал, что свои обязанности дети знают лучше, чем права. Даша Н.: «Обязанности -это такие задания, которые нужно выполнить»; Маша П.: «Мои обязанности - пыль вытирать, пылесосить, цветы поливать»; Андрей Д.: «Я хожу в магазин» и т.д. В таблице 1 представлены количественные данные по эксперименту.

Для того, чтобы определить уровень самооценки поведения были использованы проблемные ситуации, требующие оказания помощи близкому взрослому. Например, ребенку предлагалось решить ситуацию: «Родители тебя послали в магазин купить продукты. Ты потерял деньги. Что ты будешь делать?» или «Мама про-

сит тебя ей помочь убрать квартиру. Но к тебе пришли друзья, чтобы поиграть в компьютерную игру. Что ты будешь делать?».

Анализ ответов позволил судить о том, что большинство детей оказывают помощь близким взрослым, но мотивы поведения у них разные. «Помогаю, потому что велят», «Мама обещала купить компьютер, если я буду ей помогать», «Я попозже помогу, так как меня редко приглашают поиграть на компьютере». Отвечая на вопрос «Что ты будешь делать, если ты потерял деньги, которые тебе дали на покупку продуктов?», 22% детей признались бы, что потеряли деньги, 44% детей перевели вину на другого, 34 % детей не признали бы свою вину. Количественные данные по уровням самооценки поступков представлены в таблице 1. Из таблицы видно, что все дети экспериментальной и контрольной групп имеют примерно одинаковый уровень сформирован-ности самооценки. Это обусловлено, на наш взгляд, отсутствием в образовательных программах данных групп задач по выявлению адекватности самооценки дошкольников, и как следствие отсутствие работы в данном направлении.

Чтобы определить уровень сформированности умения оценивать чужие поступки с точки зрения норм права, были использованы иллюстрированные ситуации из книги «Ваши права» (под ред. Е.С. Шабелина, Е.Г. Каширцева), позволяющие детям высказать свое понимание и отношение к поведению знакомого сказочного героя. Детям были предложены иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского «Айболит», Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и др. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы: Кто изображен на картине? Что с ними случилось? На твой взгляд, правильно ли поступают сказочные герои? Можно ли так поступать? Объясни свою точку зрения.

Анализ ответов детей показал, что дошкольникам трудно раскрыть общий смысл и оценить поступки сказочных героев на основе правовых норм. Ответы дошкольников были распределены по трем уровням. К высокому уровню сформированности умений оценивать чужие поступки с точки зрения норм права были отнесены ответы детей, которые раскрывали содержание сюжета, могли объяснить причину поступка, почему так делать нельзя. «Дюймовочка улетает с ласточкой в теплые края. Мышь и крот хотели ее оставить под землей. Это неправильно. Человек не может жить без солнца» (София П.).

К среднему уровню мы отнесли ответы детей, в которых раскрывалось содержание сюжета, но поступки героев оценивались не в соответствии с их правами. Например, «Кот и Лиса хотят вытрясти деньги из Буратино, поэтому повесил его на дереве. Так поступать нельзя. Буратино больно. Он упадет и что-нибудь сломает» (Петя Б.).

Низкий уровень ответов характеризовался раскрытием сюжета и определенными умозаключениями. «Дюймовочка летит с ласточкой в теплые края. Там она не замерзнет» (Даша Н.). Большинство детей оказались на среднем уровне сформированности умений оценивать чужие поступки с точки зрения норм права. Количественные данные отражены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что по процентным показателям встречаемости уровней сформированности правовых представлений дети из экспериментальной и контрольной групп практически не отличаются.

Для статистической оценки различий в распределении детей по показателям общего уровня сформиро-ванности правовых представлений в экспериментальной и контрольной группах в исходном эксперименте мы использовали непараметрический х2-критерий для неравного количества наблюдений (в табл. 1 приведена частота встречаемости уровней сформированности

правовых представлений детей из экспериментальной и контрольной групп). Статистическая проверка показала, что между детьми в экспериментальной и контрольной группах по показателям общего уровня сформирован-ности правовых представлений статистически достоверных различий не наблюдается (р>0,1).

Таблица 1 - Частотное и процентное распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности представлений о правах и обязанностях (исходный эксперимент)

Критерии Экспериментальная Контрольная

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

1. Представления детей о правах 4(10) 19(47,5) 17(41,5) 7(10) 35(50) 23(40)

2. Представления детей о своих обязанностях 9(22,5) 18(45) Ii (32,5) 13(15,5) 31(44,2) 26(373)

3. Оценка дошкольником собственного поступка 10(25) 17(42,5) 13(32,5) 15(21,4) 31 (44Д 24(34,4)

4. Оценка дошкольником поведения другого человека с точки зр ения норм пр ава 10(25) 17(42:5) 13(32,5) 15(21,4) 36(51,4) 19(272)

Общий уровень сформированности правовых представлений у старших дошкольников 8(20) 18(45) 14(35) 14(21) 34(48,6) 22(30,4)

В процессе педагогического эксперимента, целью которого явилось формирование представлений дошкольников о правах и обязанностях человека, была разработана программа «Мои права и обязанности», реализация содержания которой происходила посредством следующих форм работы с детьми:

1. Образовательные мероприятия с детьми «Мои права и обязанности», содержание которых было направлено на ознакомление детей с правом, как общечеловеческой ценностью, регулирующей общественные отношения и обуславливающей жизнедеятельность человека. Мероприятия были представлены этическими беседами, дискуссиями, размышлениями, играми-путешествиями, индивидуальной работой с детьми.

2. Фрагменты образовательной деятельности (наблюдения, прогулки, экскурсии, игры, проблемные ситуации и т.д.), способствующие конкретизации представлений детей о праве.

3.Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей. Были разработаны и реализованы проекты, целью которых явилось изучение семейных традиций, праздников, правил поведения, обеспечение прав и свобод в семьях дошкольников. Темами проектов выступили: «Традиции бабушек и дедушек», «Клуб молодых родителей», «Мы - разные, мы - похожие» и т.д. Проекты были направлены на ознакомление с правовыми традициями разных стран и народов, приобщение к нравственным ценностям, передачу опыта семейного воспитания. Например, содержание проекта «У каждого человека есть право на труд» было связано с ознакомлением детей с профессиями родителей, уточнением их общественной ценности.

4.Создание библиотеки, медиатеки и игротеки. В дошкольной организации создали библиотеку с учебно-методическим и правовым обеспечением, картотеку игр и банк медиатехнологий, способствующих расширению кругозора детей и родителей, формированию их правовых знаний, обуславливающих благоприятный психологический климат в семье.

5.Организация различных видов самостоятельной деятельности (игровой, художественно-изобразительной, трудовой, коммуникативной ит.д.), где дети имели возможность самостоятельно закрепить полученные нравственно-правовые знания.

В различных видах деятельности детей знакомили с текстами международных документов, которые адаптировали для дошкольников. В беседах о «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка» детей знакомили правами и обязанностями человека, объясняли, почему эти документы были приняты и почему они нужны современным людям.

Дошкольникам поясняли, что есть личные права (право на жизнь, имя, семью, равенство, свободу, имущество, личное мнение); есть гражданские права (право на безопасность, личную неприкосновенность, право свободного передвижения и т.д.); социальные и культурные права (право на медицинское обслуживание, право на образование, труд, отдых и т.д.).

Для закрепления правовых представлений проводили индивидуальные беседы с детьми о праве каждого человека быть свободным в словах, делах, о праве на защиту от унижений, недопустимости оскорбления человеческого достоинства. В пространстве детского сада размещались атрибуты государственной символики своей и других стран, книги, словари, альбомы «Мое имя», «Семейные традиции», «Правила нашей группы», «Детские права и обязанности». Здесь ребенок мог отдохнуть, найти интересное для себя дело, где никто его не отвлекает, не торопит, не мешает, что обуславливает чувство детской защищенности.

Важным условием формирования правовых представлений является осознание детьми существования правил общественного поведения. Группа детского сада является моделью общества, поэтому первое знакомство с правилами общественного поведения должно происходить в группе детского сада. Дети совместно с воспитателем формулировали правила поведения в группе, например, «каждый ребенок имеет имя, поэтому необходимо к каждому обращаться по имени»; «дети не должны обижать друг друга, кричать, дразнить, обзываться»; «каждый ребенок имеет любимое дело и может им свободно заниматься, не нарушая покой других детей и взрослых»; «каждый ребенок в группе имеет имущество, которое нельзя брать без разрешения». Детям поясняли, почему эти правила появились и почему их должен соблюдать каждый.

Для получения итоговой информации о результатах формирования правовых представлений дошкольников проводился итоговый эксперимент, целью которого было установить динамику формирования представлений о правах и обязанностях человека у дошкольников. При проведении эксперимента использовались те же диагностические методики, что и на исходном этапе. По результатам итоговой диагностики была составлена таблица уровней сформированности правовых представлений у детей в экспериментальных и контрольной группах (таблица 2).

Таблица 2 - Частотное и процентное распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности представлений о правах и обязанностях (итоговый эксперимент)

Критерии

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

1. Представления детей о правах 19(47,5) 17(42,5) 4(12) 15(21,4) 41(58,5) 14(20,1)

2. Представления детей о своих обязанностях 24(60) 13(32,5) 3(7,5) 26(37,3) 36(51,4) 8(113)

3. Оценка дошкольником собственного поступка 22(55) 17(42,5) 1(2,5) 15(21,4) 39(55,7) 16(22,9)

4. Оценка дошкольником поведения другого человека с точки зрения норм права 19(42,5) 13(32,5) 8(20) 15(21,4) 44(62,8) 11(15,8)

Общий уровень сформированности правовых представлений у старших дошкольников 21(52.5) 15(37.5) 4(12) 17(24,4) 41(58,5) 12(17,1)

Сравнивая результаты в экспериментальной и контрольной группе до проведения эксперимента (Табл. 1) и по его окончании (таблица 2) мы видим, что не только в экспериментальной, но и в контрольной группе, где экспериментальная работа не велась, также наблюдается рост числа детей, у которых повышается уровень сфор-мированности правовых знаний. Однако этот рост был менее интенсивным по сравнению с экспериментальной группой. Это проявилось в том, что снижение числа детей с низким уровнем развития до 17,1% (было 30,4%) произошло за счет перехода таких детей в группу испытуемых со средним уровнем (58,5% от всей выборки),

высокого же уровня достигли 3 детей по сравнению с первым замером. В экспериментальной группе в группу испытуемых с высоким уровнем перешли 13 детей, что составило 32,5% от всей экспериментальной выборки.

Повторная статистическая оценка различий в распределении детей по показателям общего уровня сфор-мированности правовых знаний в экспериментальной и контрольной группах в итоговом эксперименте с применением непараметрического х2-критерия для неравного количества наблюдений (в табл. 2 приведена частота встречаемости уровней сформированности правовых представлений детей из экспериментальной и контрольной групп) показала наличие статистически достоверных различий (р<0,05).

Сравнение полученных результатов контрольной и экспериментальной групп дает обобщенное представление о качественных изменениях, произошедших в уровне правовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Однако в процессе нашей работы, у ряда дошкольников лишь по нескольким показателям правовых представлений наблюдались эпизодические, фрагментарные повышения уровня. На наш взгляд, причинами недостаточного повышения уровня сформированности правовых представлений могли стать: плохая посещаемость детьми детского сада вследствие слабого здоровья, пассивность родителей.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы была доказана эффективность реализации программы «Мои права и обязанности», применяемых методов и приемов формирования представлений о правах и обязанностях человека у детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствует значительное повышение уровня сформированности правовых представлений детей экспериментальной группы (по сравнению с контрольной) в результате математической обработки полученных данных.

На основе полученных результатов можно выдвинуть ряд рекомендаций, позволяющих эффективно решать задачи правового воспитания детей дошкольного возраста:

1.Процесс формирования правовых представлений должен начинаться в старшем дошкольном возрасте.

2.Процесс формирования правовых представлений у дошкольников будет эффективным при организации соответствующей предметно - пространственной среды образовательной организации.

3.Содержание работы с детьми по формированию правовых представлений должно строиться по трем направлениям: знакомство с личными, гражданскими, социальными и культурными правами.

4.В педагогическом процессе должны применяться активные методы и приемы (игры, проекты, проблемные ситуации), а также совместная работа педагогов, родителей и детей.

5. Для повышения компетентности педагогов в вопросах правового воспитания целесообразно включить в программы подготовки и переподготовки педагогов специальный курс «Ребенок и право».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апиян С. Н. Правовое воспитание: понятие, формы, методы, пути совершенствования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /С. Н. Апиян.- Ереван, 2001. 23 с.

2. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко. — М.: ПЕР СЭ, 2003. 144 с.

3. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 117 с.

4. Ган, Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Ган. Екатеринбург, 2002. 147 с.

5. Майданкина Н.Ю. Педагогические условия формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности (старший дошкольный и младший школьный возраст): дисс. ... канд. пед. наук. — Ульяновск, 2004. 206 с.

6. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. - М., 1993. 48с.

7. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXl веков / Е. А. Певцова. - М.: Новый учебник , 2003. 415 с.

8. Поддъяков Н.Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. - Душанбе, 1973. 171с.

9. Психология личности и деятельности дошкольника: научное издание / АПН РСФСР; ред.: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1965. - 295 с.

10. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (Методология и методика). -М: Высш. шк., 1990. 175с.

11. Татаринцева Н.Е., Масесьянц Е.П. Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. №12 (83). 2015. Часть IV. С.147-151.

12. Тубельский А.Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие. — М.: МИРОС, 2001. 112 с.

13.Федотова С.В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /С. В.Федотова.- Москва, 1997. 21 с.

14. Черемисина А.А. Реализация правового образования и воспитания старшеклассников на основе компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 5. - С. 202-211.

15. Шнекендорф 3. К. Младшим школьникам о правах человека /3. К. Шнекендорф. - М.: Вита-Пресс, 1995. 32 с.

Статья поступила в редакцию 29.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.