УДК 379.8 doi: 10.25730/VSU.7606.18.026
Формирование представлений о правах у детей 6-7 лет в процессе дидактической игры
Л. Н. Вахрушева1, С. В. Мокеева2
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров.
E-mail: usr11524@vyatsu.ru 2студентка V курса кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования,
Вятский государственный университет. Россия, г. Киров, E-mail: svetamockeewa@yandex.ru
Аннотация: Проблема формирования основ правовой культуры личности в большом объеме рассмотрена применительно к детям младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, в меньшей степени - по отношению к детям дошкольного возраста. Однако, когда ребенок переступает порог школы, он должен иметь представление о том, в чем заключаются права и обязанности учителя и ученика. Ребенок, приученный в дошкольном детстве находить пути решения, учитывая не только свои желания, но и интересы и потребности окружающих, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей. В связи со сказанным актуализируется задача формирования у детей дошкольного возраста адекватных представлений о правах и обязанностях на основе использования разных средств. В качестве средства работы с детьми дошкольного возраста наиболее целесообразна, с нашей точки зрения, дидактическая игра, поскольку, как известно, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве.
Цель статьи заключается в составлении сравнительной характеристики содержания программ по ознакомлению детей дошкольного возраста с правами; уточнении содержания понятия «дидактическая игра о правах»; составлении критериев сформированности представлений о правах у детей 67 лет; определении педагогических условий развития представлений о правах детей 6-7 лет в процессе использования разработанных и апробированных дидактических игр в ходе организации кружка. В связи с этим материалы статьи могут быть полезны педагогам дошкольного и дополнительного образования, студентам педагогических направлений подготовки, интересующимся проблемами воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: правовое воспитание, права ребенка дошкольного возраста, дидактическая игра о правах.
Введение: Концептуальные основы правового воспитания дошкольников разработаны С. А. Козловой, которая указывает, что применительно к детям дошкольного возраста следует вести речь не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, так как его основой являются усвоенные нравственные нормы и правила поведения [7, с. 13]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который вступил в силу в 2014 г., в рамках социально-коммуникативного развития личности ребенка выделяются задачи, связанные с усвоением норм и ценностей, принятых в обществе; развитием общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками [14, с. 7]. Н. Ю. Ган называет компоненты правового воспитания детей дошкольного возраста: информационно-познавательный, поведенческо-деятельностный, эмоционально-оценочный [5, с. 13]. На основе данных компонентов можно определить формы, методы и приемы, а также средства правового воспитания. Т. А. Шорыгина считает возможным проводить с детьми 5-10 лет занятия, построенные в форме бесед о правах, сопровождающиеся стихотворениями, сказками, рассказами [20, с. 3]. С. В. Федотова называет приемы: использование игрового персонажа; погружение ребенка в конкретную познавательную проблему; постановка ребенка в позицию другого ребенка [19, с. 94-96]. Разнообразны средства воспитания правовой культуры детей: совместная деятельность, игра, социальная и культурная атмосфера места проживания ребенка, искусство и пр. [12, c. 18] Ранее мы рассматривали одно из средств правового воспитания детей 5-6 лет -познавательную беседу [13, с. 237-242].
В качестве средства правового воспитания может выступать игра. Г. Н. Корнилаева, М. П. Шишминцева характеризуют игру-драматизацию как средство правового воспитания
© Вахрушева Л. Н., Мокеева С. В., 2018
старших дошкольников [12, с. 432-436]. В своем исследовании мы рассматриваем дидактическую игру как средство работы по формированию представлений о правах детей 6-7 лет. Охарактеризуем исследования, посвященные дидактической игре. Согласно классификации игр Д. В. Менджерицкой, дидактическая игра является одним из видов игр с правилами [11, с. 15]. Е. И. Удальцова считает, что дидактические игры остаются играми - ребят интересуют прежде всего игровые действия [18]. И. М. Кононова, К. Д. Сергеева [9, с. 102], А. К. Бондаренко [3, с. 1622] указывают, что дидактическая игра является средством обучения. Р. И. Жуковская рассматривает игру как средство нравственного и умственного воспитания [6, с. 33]. В. Н. Аванесо-ва [1, с. 178-180] определяет функции дидактической игры: 1] совершенствование и закрепление знаний; 2] усвоение новых знаний и умений разного содержания. А. И. Сорокина [16, с. 12-16] выделяет структурные компоненты дидактической игры: обучающая и игровая задачи; игровые действия; правила игры; подведение итогов. Ученых объединяет понимание игры как важной для ребенка деятельности, средства его обучения, воспитания и развития, что является актуальным для нашего исследования.
Для того чтобы понять, находит ли отражение дидактическая игра в парциальных программах дошкольного образования и общеобразовательных общеразвивающих программах дополнительного образования, мы посчитали необходимым проанализировать такого рода программы. Мы сравнили содержание следующих программ: З. Т. Биккининой «Я - маленький гражданин большого мира» [2], С. Рябковой «Мы - граждане России» [15] и Л. Ф. Трубачевой «Знайкины уроки» по правовому образованию детей [17].
Таблица 1
Сравнительная характеристика содержания программ по правовому образованию
Признаки сравнения Название программы
«Я - маленький гражданин большого мира» «Знайкины уроки» по правовому образованию детей «Мы - граждане России»
Задачи Создание условий для формирования у детей правовой компетентности; воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от принадлежности и личностных качеств; содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека; повышение уровня социально-правовой защищенности детей; формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка Познакомить детей в форме, соответствующей их возрасту, с основными документами по защите прав человека. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям. Создать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Развивать коммуникативную компетентность и социальные навыки ребенка. Формировать правовое сознание детей Научить позитивно относиться к себе и другим людям; видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне; оценивать поступки личности. Дать элементарные представления о правах, о целесообразности их использования в процессе взаимоотношений. Развивать способность оперировать правовыми знаниями в собственной жизни. Развивать коммуникативную компетентность и социальные навыки детей. Воспитывать толерантное отношение и уважение к людям независимо от их принадлежности, личностных качеств
Планируемые результаты освоения детьми данной программы Усвоение прав и гражданское поведение, которое: - активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей; - формирует высокие нравственные, личностные качества: самостоятельность, активность и др. Усвоение прав и гражданское поведение, которое: - формирует высокие нравственные, личностные качества: инициативность, активность и др.; - позволяет ребенку правильно вести себя в обществе и природе, а также приобрести навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; Сформированность основ правовой грамотности детей: - осознание ими своих прав и обязанностей; - расширение представлений о собственном месте в обществе; - владение терминологией по правовому воспитанию;
Окончание табл. 1
- формирует чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности; - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; - пробуждает интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов; - развивает уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов - приобретение навыков слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, решать проблемы и выяснять свой статус; - сформированность представлений о том, что есть документы по правам человека, какие права в них закреплены, что ими обладают все люди в мире и что они обязательны; - понимание, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт
Наличие дидактических игр по правам детей «Делать друг другу что-то приятное», «Ты скажи мне, как тебя зовут», «Где эта улица, где этот дом?», «Дружная семья», «Отгадай и назови», «Угадай, кто это», «Помоги себе сам», «Я не должен...», «Я имею право...» и т. д. «Обратись по имени», «Угадай, кто позвал?», «Радио», «Комплименты», «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Не забывай о товарищах», «Скажи другу комплимент», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев» «Кто из сказочных героев нарушает право?», «Распредели обязанности и права», «Кто я?», «Что обозначает мое имя?», «Кто имеет право жить в этом доме?», «Вспомни сказку, в которой было совершено похищение детей» и др.
На основе сравнительной характеристики программ мы выделили некоторое сходство: 1) ставятся задачи, направленные на развитие социальных навыков и коммуникативной эрудированности детей, а также положительного отношения к другим независимо от пола, возраста и т. д.; 2] в качестве планируемых результатов освоения программ выступают нравственные личностные качества, уважение к себе и другим; 3) представлены названия дидактических игр, само их содержание отсутствует, что дает свободу в интерпретации их содержания.
На сновании анализа исследований по проблемам правового воспитания, использования дидактической игры в работе с дошкольниками мы попытались уточнить содержание понятия «дидактическая игра о правах». С нашей точки зрения, дидактическая игра о правах -это метод активного обучения, предполагающий моделирование жизненных ситуаций, содержание которых связано с проявлением прав и обязанностей детей, на основе чего происходит формирование представлений о правах и обязанностях, соответствующих им образов поведения.
Методы. Опираясь на теоретические исследования, мы провели эмпирическое исследование с детьми подготовительной к школе группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 12 «Добрая сказка» г. Кирова (2018 г.]. Для выявления представлений о правах у дошкольников 6-7 лет мы применяли беседу «О правах ребенка»; игру «Догадайся и продолжи», описанные ранее (13]. С нашей точки зрения, именно такого рода методы обследования наиболее целесообразны в работе с детьми дошкольного возраста, поскольку дают возможность ребенку, с одной стороны, участвовать в свободном диалоге со взрослым; с другой - получить удовольствие от игры.
Вначале проводилась беседа «О правах ребенка», в ходе которой каждому ребенку индивидуально задавались вопросы:
1. Знаешь ли ты, что у ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Как называется документ, в котором прописаны все права детей?
4. Какие права есть у тебя и других детей?
5. В каких сказках нарушаются права сказочных героев? Назови эти права.
6. Какое право нарушено в сказках «Колобок», «Красная Шапочка»?
7. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
8. Можно ли вертеться на занятии, мешать заниматься другим детям? Почему?
9. Кто у нас больше всего нуждается в защите своих прав?
10. Кто защищает права детей?
Мальчики и девочки с низким уровнем чаще всего отвечали на вопросы, давая неточные, неполные ответы, либо ограничивались ответом «не знаю». На первый вопрос «Знаешь ли ты, что у ребенка есть свои права?» дошкольники чаще всего отвечали утвердительно, однако их последующие ответы на вопросы указывали на отсутствие такого рода представлений. Дети со средним уровнем выдавали неполные ответы. В качестве примера приведем некоторые ответы воспитанников на вопрос «Как ты думаешь, что такое право?»: «Когда ты можешь делать свое что-то», «Человек может делать свое дело», «Это значит, мне можно». Дети с высоким уровнем ответили практически на все вопросы, за исключением одного («Как называется документ, в котором прописаны все права детей?»], что свидетельствует о достаточной степени сформированности представлений о правах.
Следующим методом, с помощью которого мы выявляли представления о правах, была игра «Догадайся и продолжи». Дошкольникам предлагался ряд загадок о правах, которые нужно было отгадать:
1. Мама работала, 2. Всех по-разному зовут:
Папа трудился, Кот - Мурлыка,
А я в детском садике все находился. Пес - Барбос,
Все, кто устал от работы нелегкой, Даже нашу козочку
Имеют полное право на ...(отдых] Зовут красиво - Розочка.
Настя, Вика и Данила Все имеют свое. (имя]
3. Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь. 4. Если дети заболели,
Чтобы вырасти большим, Плохо чувствуют себя,
Недостаточно питанья. И у них бронхит, ангина,
Мы использовать должны Пневмония, скарлатина,
Право на . (образование] Слышен детский крик и плач,
Вам поможет только. (врач]
5. Это право дано нам с рождения. С первым вздохом и сердцебиением. Даже мальчик не зря так сказал: Пусть всегда будут солнце и небо, Пусть всегда будем мама и я. И без этого права не быть, Ведь все имеют право на . (жизнь]
В процессе отгадывания загадок мы наблюдали следующее: на загадки под номерами два и четыре дети отвечали без промедления, так как загадки были не очень сложными и не содержали в себе прямого высказывания о конкретном праве ребенка. А на загадки под номерами один, три и пять дошкольники затруднялись отвечать, потому что те требовали проявления конкретных представлений о правах и предполагали продолжение такого словосочетания, как «право на ...».
Результаты беседы и игры оценивались на основании разработанных нами критериев:
1] понимание, что такое право, какие права есть у детей; в каком документе права прописаны;
2] умение переносить представления о правах на сказочных героев; называть, какое право нарушено; оценивать поведение с точки зрения норм и правил, принятых в обществе; осмысливать смысл словосочетания «право на ...». Исходя из данных критериев, мы определили характеристики уровней сформированности представлений детей о правах.
Высокий уровень представлений о правах - ребенок понимает, что такое право; какие права есть у него и других детей; знает, в каком документе прописаны все права детей, и называет этот документ; переносит свои знания о правах на сказочных героев, называет, какое из прав нарушается; может оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения норм и правил, принятых в обществе; осознает смысл словосочетания «право на ...» и уверенно продолжает его.
Средний уровень представлений о правах - у ребенка имеется фрагментарное понимание о том, что такое право, какие права имеют дети; он затрудняется в переносе своих знаний о правах на сказочных героев; частично может оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения норм и правил, принятых в обществе; задумывается о смысле словосочетания «право на ...», не всегда может правильно его продолжить.
Низкий уровень представлений о правах - ребенок не знает о своих правах; оценивает свое поведение и поведение других людей с точки зрения жизненного опыта, а не норм поведения; словосочетание «право на.» вызывает у него растерянность.
После обследования детей 6-7 лет на основании проведения двух методик мы получили следующие результаты.
Таблица 2
Уровень представлений о правах у детей 6-7 лет по результатам беседы «О правах ребенка» и игры «Догадайся и продолжи», %_
Методики Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Беседа «О правах ребенка» 50 40 10
Игра «Догадайся и продолжи» 40 40 20
Исходя из полученных данных, мы организовали работу по ознакомлению детей с правами в форме кружка «Маленьким детям - большие права». С нашей точки зрения, именно кружок дает возможность формировать представления о правах у детей 6-7 лет, так как организован на добровольных началах, с учетом интересов и потребностей детей. Кружковую работу проводили два раза в неделю в свободные от занятий вечерние часы. В качестве средства работы с детьми 6-7 лет в кружке использовали дидактическую игру. Мы выделили условия формирования представлений о правах у детей 6-7 лет в процессе дидактической игры в ходе работы кружка: 1] соответствие содержания дидактических игр основополагающим документам («Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»]; 2) преподнесение материала в увлекательной интересной форме (путешествие по стране Правдилия); 3] использование в дидактических играх символа изучаемого права, помогающего понять его суть; 4] разнообразие содержания дидактических игр.
Перечень прав, которые являлись основой содержания дидактических игр (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на образование, право на отдых, право на имя], выбирался нами в соответствии с поставленным первым условием, а именно, согласно основополагающим документам «Всеобщей декларации прав человека» [4] и «Конвенции о правах ребенка» [8].
Учитывая второе условие, материал для детей мы преподносили в увлекательной и интересной форме: путешествие по стране Правдилия в ходе поиска лепестков цветка Счастья. На лепестках были надпись (право, с которым познакомились дошкольники] и изображение -символ права, наглядно иллюстрирующий и помогающий понять его суть (третье условие]. Содержание проведенных нами дидактических игр было достаточно разнообразно (четвертое условие], перечень игр представлен в табл. 3.
Таблица 3
Дидактические игры о правах для детей 6-7 лет_
Название игры Наименование права
«Счастье - жить» Право на жизнь
«Спасатели»
«Половинки» Право на имя
«Ласковое имя»
«Будьте здоровы» Право на охрану и укрепление здоровья
«Врач и больной»
«Век живи - век учись» Право на образование
«Мы - будущие первоклассники»
«Делу время, а потехе час» Право на отдых
«Прогулка по извилистой дорожке»
«Вспомни свои права» Все вышеназванные права
В качестве примера приведем конспект дидактической игры «Будьте здоровы».
Цель: формировать представление детей о праве на охрану и укрепление здоровья.
Задачи: развивать умение формулировать правила здорового образа жизни в процессе помощи друзьям Айболита; понимать, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на охрану и укрепление здоровья; развивать внимательность во время слушания правил и выполнения определенного действия (топанья, хлопанья]; воспитывать желание помогать доктору Айболиту и его друзьям.
Игровая задача: помочь друзьям доктора Айболита вспомнить правила здорового образа жизни и не заболеть.
Игровое правило: если воспитатель называет правила здорового образа жизни - дети хлопают; если нездорового - топают.
Наглядный материал, оборудование: третий лепесток цветка Счастья.
Таблица 4
Ход игры «Будьте здоровы»_
Структурный компонент игры Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть - Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в детский сад пришло письмо от Доктора Айболита. - С ним приключилась беда. Он не может добраться до своих друзей в Африке из-за плохой нелетной погоды вот уже целую неделю. Доктор просит вас, здоровых, сильных, бодрых, энергичных, о помощи. Ведь его друзьям из Африки грозит опасность заболеть, так как они давно уже не придерживаются здорового образа жизни. - Ребята, мы поможем доктору Айболиту и его друзьям? Если мы с вами все правильно сделаем, то найдем второй лепесток цветка Счастья Здороваются. Слушают внимательно, что написал Доктор Айболит. Отвечают: «Да (все хором], конечно, поможем»
Основная часть - Давайте же напомним друзьям Айболита о правилах здорового образа жизни. - Сейчас я вам буду называть правила здорового и нездорового образа жизни, а вы будьте внимательны. Если я назову правила здорового образа жизни - вы хлопаете, а если нездорового - топаете (чистить зубы по утрам, кушать овощи и фрукты, не гулять на свежем воздухе, соблюдать режим дня, мыть руки перед едой, не мыть руки после улицы, одеваться по погоде, не делать зарядку по утрам и т. д.]. - Какие вы внимательные! Все правильно сделали. Вот и третий лепесток. - Кто догадался, о каком праве идет речь? - Молодцы, а вот как здесь написано: «Каждый человек имеет право на охрану и укрепление здоровья». - Ребята, это право имеют и друзья нашего доктора и, конечно же, вы! - Давайте с вами повторим это право. - Ребята, а если друзья Доктора или вы заболели, куда нужно обратиться? - Давайте вернем лепесток жителям Правдилии, чтобы они тоже могли охранять и укреплять свое здоровье Внимательно слушают педагога. Топают и хлопают. Рассматривают, что на нем изображено. Отвечают: «Быть здоровым». Повторяют право все хором. Отвечают: «В больницу»
Заключительная часть - Ребята, какие вы все молодцы, помогли друзьям доктора Айболита. Теперь они точно не будут болеть, так как будут придерживаться здорового образа жизни. И вернули право на охрану и укрепление здоровья жителям Правдилии. - Понравилось ли вам помогать друзьям Айболита? - Ребята, с каким правом мы сегодня с вами познакомились? Слушают педагога. Отвечают: «Да, мне понравилось, теперь они не будут болеть, топать и хлопать понравилось». Отвечают: «Право на укрепление здоровья, нужно еще охранять здоровье»
В таком виде проходили дидактические игры по формированию представлений детей 6-7 лет о правах.
В заключительной беседе дети выражали радость, что помогли жителям Правдилии, нашли все лепестки цветка Счастья. Ребята захотели посадить у себя в группе такой же цветок и наполнить его лепестки новыми правами.
Результаты. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Сопоставив констатирующий и контрольный этапы эксперимента, получили результаты, отраженные в табл. 5.
Таблица 5
Сравнение уровня представлений о правах у детей 6-7 лет в процессе проведения констатирующего и контрольного экспериментов, %_
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Беседа «О правах ребенка» 50 40 10 10 30 60
Игра «Догадайся и продолжи» 40 40 20 _ 40 60
На основании полученных результатов можно сказать, что дидактические игры и учет условий при их проведении положительно повлияли на формирование у детей 6-7 лет представлений о правах.
Заключение. В результате сравнения программ по ознакомлению детей дошкольного возраста с правами (З. Т. Биккинина «Я - маленький гражданин большого мира», С. Рябкова «Мы - граждане России», Л. Ф. Трубачева «Знайкины уроки» по правовому образованию детей) мы выявили сходные черты в содержании: в программах, рассчитанных на один год, ставятся задачи, связанные с развитием социальных навыков, коммуникативной осведомленности детей и позитивного отношения к другим; представлены названия игр по развитию представлений о правах. Основываясь на понимании того, что такое правовое воспитание и обучение, в чем суть дидактической игры, мы уточнили содержание понятия «дидактическая игра о правах». С нашей точки зрения, «дидактическая игра о правах» - это метод активного обучения, предполагающий моделирование жизненных ситуаций, содержащих сведения о правах и обязанностях детей, на основании которых происходит формирование представлений об правах и обязанностях, соответствующих образцов поведения.
Мы разработали критерии сформированности представлений детей 6-7 лет о правах: 1) понимание, что такое право, какие права есть у детей; в каком документе права зафиксированы; 2] умение осуществлять перенос представлений о правах на героев сказок; определять, какое право нарушено; оценивать поведение, исходя из норм и правил морали; понимать смысл выражения «право на ...».
Исходя из перечня прав, выделенных нами для изучения детьми 6-7 лет на основе двух основополагающих документов - «Всеобщей декларации прав человека» и «Конвенции о правах ребенка» (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на имя, право на образование, право на отдых], - были разработаны и апробированы дидактические игры с целью формирования представлений о правах детей 6-7 лет (право на жизнь: «Счастье -жить», «Спасатели»; право на имя: «Половинки», «Ласковое имя»; право на охрану и укрепление здоровья: «Будьте здоровы», «Врач и больной»; право на образование: «Век живи - век учись», «Мы - будущие первоклассники»; право на отдых: «Делу время, а потехе час», «Прогулка по извилистой дорожке»; заключительная игра по всем правам: «Вспомни свои права»]. Материал для детей преподнесли в форме дидактических игр, организовав работу кружка «Маленьким детям - большие права».
Мы не претендуем на то, чтобы считать, что дидактическая игра - это единственное средство, которое может быть использовано в работе с детьми дошкольного возраста в рамках воспитания их правовой культуры. Вместе с тем, как показало исследование, дидактическая игра исключительно эффективна в формировании представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Аванесова В. Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. М. : Просвещение. 2009. С. 176-212.
2. Биккинина З. Т. Программа кружка по правовому воспитанию «Я - маленький гражданин большого мира». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/10/programma-kruzhka-po-pravovomu-vospitaniyu-ya-malenkiy-grazhdanin (дата обращения: 30.06.2018).
3. Бондаренко А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М. : Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1994. 28 с.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 дек. URL: http://referatwork.ru/spisok_literaturi/oformlenie_spiska_ literaturi_ gost_7-1-2003_7-0-5-2008_2014.html (дата обращения: 30.06.2018).
5. Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг правового воспитания старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 218 с.
6. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. 320 с.
7. Козлова С. А. Мы имеем право! : учеб.-метод. пособие для пед. коллективов детских дошк. уч-режд. М. : Обруч, 2010. 208 с.
8. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 30.06.2018).
9. Кононова И. М., Сергеева К. Д. Дидактические игры // Игра дошкольника. М. : Просвещение, 1989. С. 102-111.
10. Корнилаева Г. Н., Шишминцева М. П. Игра-драматизация как средство правового воспитания старших дошкольников // «Права детей - детям» : сб. материалов IV междунар. конф. (г. Ульяновск, 1 июня 2013 года). Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. С. 432-436.
11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение. 1982. 128 с.
12. Методика правового воспитания учащихся. М. : Просвещение, 1982. 223 с.
13. Мокеева С. В., Вахрушева Л. Н. Развитие представлений о правах детей 5-6 лет в процессе познавательной беседы // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2017. Т. 29. С. 237-242.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 30.06.2018).
15. Рябкова С. Программа кружка по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Мы - граждане России». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-pravovogo-kruzhka-s-detmi-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy-my-grazhdane-rosi.html (дата обращения: 30.06.2018).
16. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение. 1982. 96 с.
17. Трубачева Л. Ф. Программа «Знайкины уроки» по правовому образованию детей. URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news9187.html (дата обращения: 30.06.2018).
18. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск : Нар. асвета, 1976. 128 с.
19. Федотова С. В. Правовое образование в детском саду и обучение дошкольников правам человека // Современное образование: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. М., 1998. С. 94-96.
20. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка : метод. пособие для занятий с детьми 5-10 лет. М. : ТЦ Сфера, 2007. 144 с.
Formation of 6-7 year old children's ideas about the rights in the process of didactic games
L. N. Vakhrusheva1, S. V. Mokeeva2
1PhD of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education, Vyatka State University. Russia, Kirov. E-mail: usr11524@vyatsu.ru 2student of the V course of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education, Vyatka State University. Russia, Kirov. E-mail: svetamockeewa@yandex.ru
Abstract: The problem of the formation of the foundations of the legal culture of the individual in large volumes is considered in relation to children of primary school age, adolescence and adolescence, to a lesser extent - in relation to preschool children. However, when a child crosses the threshold of the school, he must have an idea of what the rights and duties of the teacher and student are. A child who has been trained in pre-
school childhood to find solutions, taking into account not only his desires, but also the interests and needs of others, in his adult life will not resort to infringement of the rights of others. In connection with the above, the task of forming preschool adequate representations about rights and duties on the basis of using different means is actualized. As a means of working with children of preschool age, the didactic game is most suitable from our point of view, since it is known that the game is the leading activity in preschool childhood.
The purpose of the article is to compile a comparative description of the content of programs to familiarize preschool children with rights; clarification of the content of the concept of "didactic game of rights"; drawing up criteria for the formation of ideas about the rights of children aged 6-7 years; the definition of the pedagogical conditions for the development of ideas about the rights of children 6-7 years in the process of using developed and approved didactic games in the organization of the circle. In this regard, the materials of the article can be useful for teachers of preschool and additional education, students of pedagogical areas of training, who are interested in the issues of education of legal culture in children of senior preschool age.
Keywords: legal education, the rights of the child of preschool age, didactic game about the rights.
References
1. Avanesova V. N. Didakticheskie igry [Educational games] // Sensornoe vospitanie v detskom sadu - Sensor education in the kindergarten. M. Prosveshchenie. 2009. Pp. 176-212.
2. Bikkinina Z. T. Programma kruzhka po pravovomu vospitaniyu «YA malen'kijgrazhdanin - bol'shogo mira» [Program of group on legal education "I am a small citizen of a big law."] Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/10/programma-kruzhka-po-pravovomu-vospitaniyu-ya-malenkiy- grazhdanin (date accessed: 30.06.2018).
3. Bondarenko A. K. Teoriya didakticheskih igr i praktika ih ispol'zovaniya v detskom sadu [Theory of didactic games and practice of their use in kindergarten]. M. Publishing house of Moscow State Pedagogical Institute n. a. V. I. Lenin. 1994. 28 p.
4. The universal Declaration of human rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) // Rossiyskaya Gazeta. 1998. Dec 10. Available at: http://referatwork.ru/spisok_literaturi/oformlenie_spiska_ literaturi_gost_7-1-2003_7-0-5-2008_2014.html (date accessed: 30.06.2018). (in Russ.)
5. Gan N. YU. Pedagogicheskij monitoring pravovogo vospitaniya starshih doshkol'nikov : dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical monitoring of legal education of senior preschool children: dis. ... PhD of ped. sciences]. Yekaterinburg. 2002. 218 p.
6. ZHukovskaya R. I. Vospitanie rebenka v igre [Education of the child in the game]. M. Publishing house of the APS RSFSR. 1963. 320 p.
7. Kozlova S. A. My imeem pravo!: ucheb.-metod. posobie dlya ped. kollektivov detskih doshk. uchrezhd [We have the right!: tutorial for the ped. groups of children of pre-school education]. M. Obruch. 2010. 208 p.
8. Convention on the rights of the child. Adopted by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (date accessed: 30.06.2018). (in Russ.)
9. Kononova I. M., Sergeeva K. D. Didakticheskie igry [Didactic games] // Igra doshkol'nika - Game of a preschooler. M. Prosveshchenie. 1989. Pp. 102-111.
10. Kornilaeva G. N., SHishminceva M. P. Igra-dramatizaciya kak sredstvo pravovogo vospitaniya starshih doshkol'nikov [Game-dramatization as a means of legal education of senior preschool children] // «Prava detej -detyam»: sb. materialov IV mezhdunar. konf. (g. Ulyanovsk, 1 iyunya 2013 goda) - "Children's rights - to children": materials of the IV Intern. Conf. (Ulyanovsk, June 1, 2013). Ulyanovsk. Publisher Kachalin Alexander. 2013. Pp. 432-436.
11. Mendzherickaya D. V. Vospitatelyu o detskoj igre: posobie dlya vospitatelya detskogo sada [To the educator about child's play : a manual for the kindergarten teacher]. M. Prosveshchenie. 1982. 128 p.
12. Metodika pravovogo vospitaniya uchashchihsya - Methods of legal education of students. M. Pros-veshchenie. 1982. 223 p.
13. Mokeeva S. V., Vahrusheva L. N. Razvitie predstavlenij o pravah detej 5-6 let v processe poznavatel'noj besedy [Development of ideas about the rights of children of 5-6 years in the process of cognitive conversation] // Koncept: nauch.-metod. ehlektron. zhurn. - Concept: scientific-method. electron. journ. 2017, vol. 29, pp. 237242.
14. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation (Ministry of education and science) of October 17, 2013 № 1155 Moscow "On approval of the Federal state educational standard of preschool education". Federal state educational standard of preschool education. Available at: http://www.rg.ru/ 2013/11/25/doshk-standart-dok.html (date accessed: 30.06.2018) (in Russ.).
15. Ryabkova S. Programma kruzhka po pravovomu vospitaniyu detej podgotovitel'noj k shkole gruppy «My - grazhdane Rossii» [Program circle on legal education of children preparatory to the school group "We are citizens of Russia"]. Available at: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-pravovogo-kruzhka-s-detmi-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy-my-grazhdane-rosi.html (date accessed: 30.06.2018).
16. Sorokina A. I. Didakticheskie igry v detskom sadu [Didactic games in kindergarten]. M. Prosveshchenie. 1982. 96 p.
17. Trubachyova L. F. Programma «Znajkiny uroki» po pravovomu obrazovaniyu detej [Program "Zaika lessons" legal education of children]. Available at: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/ news9187. html (date accessed: 30.06.2018).
18. Udal'cova E. I. Didakticheskie igry v vospitanii i obuchenii doshkol'nikov [Didactic games in the education and training of preschoolers]. Minsk. Nar. asveta. 1976. 128 p.
19. Fedotova S. V. Pravovoe obrazovanie v detskom sadu i obuchenie doshkol'nikov pravam cheloveka [Legal education in kindergarten and preschool education human rights] // Sovremennoe obrazovanie: problemy i perspektivy: sb. nauch. tr. - Contemporary education: problems and prospects: collection of scientific works. M. 1998. Pp. 94-96.
20. SHorygina T. A. Besedy o pravah rebenka: metod. posobie dlya zanyatij s det'mi 5-10 let [Talks about the rights of the child: method. tutorial for lessons with children of 5-10 years]. M. Typ. center Sfera. 2007. 144 p.