Список использованной литературы
1. Абаскалова Н.П. Мой организм - мое здоровье.-Новосибирск,2003.-146 с.
2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов). - Новосибирск:ООО агентство «Сибпринт», 2013 - 160 с.
3. В стране здоровья / В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. -80 с.
4. Восемь правил и восемь друзей здоровья:учеб.наглядное пособие / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ, 2015. - 44 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил.
© Меньшов И.В.,2018
УДК 373.24
Прохорова Т.И.
МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамас
воспитатель
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация:
Один из методов формирования у детей экологических знаний - дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами и с природными материалами; настольно-печатные игры; словесные игры. Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе.
Ключевые слова:
экологическая культура, экологические знания, дидактическая игра, дошкольное воспитание.
T.I. Prokhorova
MBDOU "16 kindergarten Arzamas
Tutor
DIDACTIC GAME AS MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Annotation:
One of formation methods at children of ecological knowledge - a didactic game which essence is that children reflect in her various aspects of life, features of relationship of adults, the knowledge of surrounding reality specifies. In pre-school modern pedagogy all variety of didactic games unites in three main types: games with objects and with natural materials; desktop and printing games; verbal games. Use of games in education of ecological culture promotes obtaining stronger knowledge by preschool children, helps to seize ability of
ecologically expedient behavior in the nature.
Keywords:
ecological culture, ecological knowledge, didactic game, preschool education.
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, будет ли он любить и понимать природу, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическая культура, в свою очередь, является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается в:
- усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
- наличии потребности в приобретении экологических знаний;
- потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
- проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает создание игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые запоминаются механически.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого: Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.И Сорокина и др. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания, дидактические игры занимают особое место. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
~ 171 ~
В настоящее время дидактической игре придается большое значение. Она способствует:
• развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
• обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, воспитывают любовь к ней, развивая при этом его умственные способности;
• развитию речи детей;
• социально-нравственному развитию: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, сочувствовать и т.д.
• художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, насколько оно правильно, уместно ли оно в конкретной ситуации, происходит развитие творческой фантазии;
• экологическому воспитанию.
В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:
- игры с предметами и с природными материалами;
- настольно-печатные;
- словесные игры.
1. Игры с предметами. В таких играх, как правило, используется подручный материал, различные игрушки, предметы природного материала.
В процессе игры дети учатся сравнивать, различать предметы, изучать свойства и качества предметов. Природный материал считается наиболее эффективным средством изучения природы. А проведение занятий на природе закрепит знания дошкольников об окружающей действительности. К тому же такие занятия вызывают огромный интерес у дошкольника. Педагогу необходимо соблюдать осторожность, технику безопасности при проведении занятий в естественных условиях. Педагоги используют такие игры как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине» и т.п. (в таких играх развиваются мыслительные процессы: логика, синтез, анализ).
2. Настольно-печатные игры различают по следующим видам: домино, лото, игры по картинкам и т.д. Такие виды игр заставляют ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, развивает логическое мышление и т.д. Игры, связанные с описанием картины развивают не только творческое мышление, но и учит правильно говорить. Среди настольных игр есть такие игры, которые способствуют проявлению у ребенка актерского мастерства.
3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Используя словесные дидактические игры, педагог помогает дошкольникам использовать имеющие знания в игре, прибегая к воображению и фантазии. В словесных играх дети могут решать самостоятельно различные умственные задачи (отгадывать, описывать, группировать по признакам и формам). Среди словесных игр можно назвать такие как «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.
Таким образом, педагоги целенаправленно систематически направляют свою деятельность на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Один из методов формирования у детей экологических знаний является дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В будущем эта деятельность сформирует у дошкольника навык социокультурных отношений.
Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
4. Кондрашева Ю.В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. - 2014. -№6.
5. Лучшие развивающие игры для малышей. Харьков, Белгород: Клуб семейного досуга, 2010.
6. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2004.
7. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2009.
8. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
© Прохорова Т.И. , 2018