2. Вариация способов подачи учебного материала учителем в зависимости от возможностей и потребностей ученика.
3. Своевременное корректирование преподавательских действий учителя и учебной деятельности ученика в зависимости от складывающейся педагогической ситуации.
К недостаткам, сопровождающим индивидуальное обучение ученика на дому, относятся:
1. Низкий уровень социализации индивидуально обучаемого ребенка, вызванный отсутствием общения и работы в ученическом коллективе;
2. Отсутствие у домашнего ученика выступлений на публике, необходимых для отстаивания собственного мнения перед сверстниками;
3. Опасность возникновения у индивидуально обучаемого школьника сложностей в будущем с адаптацией к дальнейшей учебе и работе.
В связи с этим дидактическая деятельность учителя, проектирующего и реализующего индивидуальное обучение учащихся средней общеобразовательной школы, ориентирована на усиление его положительных сторон и на минимизацию недостатков выделенной формы учебной деятельности детей школьного возраста.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что узаконенная на федеральном уровне форма индивидуального обучения учащихся средней общеобразовательной школы естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам находится на уровне дидактического развития и требует от организаторов и исполнителей системы непрерывного образования творческого подхода к постановке и решению его задач. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Сфера, - 2016. - 192 с.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
5. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
6. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
© Каримов М.Ф., Гареева И.Л., 2018
УДК 372.3/.4
И.В.Меньшов
канд. пед.наук г.Чита, РФ E-mail: men2472@mail. ru
ЗДОРОВЬЕОБУЧАЮЩИЕ ИГРУШКИ «ВОСЕМЬ ПРАВИЛ И ВОСЕМЬ ДРУЗЕЙ ЗДОРОВЬЯ» -ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С РАННЕГО ДЕТСТВА.
Аннотация
В современных условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование здорового образа жизни среди детей с раннего возраста.
~ 166 ~
Одним из инновационных педагогических средств для формирования здорового образа жизни среди детей с раннего возраста являются здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» (валеоигрушки).
Основным результатом применения здоровьеобучающих игрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья», как инновационного педагогического средства, является повышение эффективности формирования представлений и ценностей здорового образа жизни у детей с раннего возраста.
Ключевые слова: Дошкольники, «азбука здоровья», здоровьеобучающие игрушки.
Для проведения занятий по целенаправленному формированию здорового образа жизни у детей с раннего возраста для укрепления и сохранения здоровья через повышение уровня сформированности представлений и ценности здорового образа жизни разработаны и применяется (в детских садах, центрах развития детей и др.) по 8 правилам здорового образа жизни авторские здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушки - уа1ео от лат.«быть здоровым»): «Друг здоровья Распоряделкин» (рис. 1), «Друг здоровья Закалялкин» (рис.2), «Друг здоровья Невредилкин» (рис.3), «Друг здоровья Умывалкин» (рис.4), «Друг здоровья Общалкин» (рис.5), «Друг здоровья Настроелкин» (рис.6)/< Друг здоровья Питалкин» (рис.7), «Друг здоровья Движелкин» (рис.8).
Рисунок 1 -Валеоигрушка «Друг здоровья Распоряделкин»
Рисунок 3 - Валеоигрушка «Друг здоровья Невредилкин»
Рисунок 5 - Валеоигрушка «Друг здоровья Общалкин»
Рисунок 2 - Валеоигрушка «Друг здоровья Закалялкин»
Рисунок 4 - Валеоигрушка «Друг здоровья Умывалкин»
Рисунок 6 - Валеоигрушка «Друг здоровья Настроелкин»
Рисунок 7 - Валеоигрушка «Друг здоровья Питалкин»
Рисунок 8 - Валеоигрушка «Друг здоровья Движелкин»
Авторские здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушки) - новый вид игрушек, которые разработаны на основе современных научных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и методологии его формирования среди детей с раннего возраста.
Применение здоровьеобучающих игрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушек), как инновационного универсального педагогического средства здоровьеобучения, способствуют формированию целостного научного мировоззрения, представлений о здоровье и здоровом образе жизни, его ценности у детей с раннего возраста.
Авторские здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушки) разработаны на основе «азбуки здоровья» - одноименного учебного наглядного пособия «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова, в котором рассматриваются восемь правил (элементов) здорового образа жизни на основе советов от «Восьми друзей здоровья» (каждому правилу соответствует свой «друг здоровья»): распорядок дня и «друг здоровья» Распоряделкин, закаливание и «друг здоровья» Закалялкин, отказ от вредных привычек и «друг здоровья» Невредилкин, личная гигиена и «друг здоровья» Умывалкин, межличностное общение и «друг здоровья» Общалкин, поддержка хорошего настроения и «друг здоровья» Настроелкин, рациональное питание и «друг здоровья» Питалкин, двигательная активность и «друг здоровья» Движелкин. Текст «азбуки здоровья» - учебного издания «Восемь правил и восемь друзей здоровья» оформлен в стихотворную форму и сопровождается на каждой странице цветными учебными картинками.
Учебное наглядное пособие «Восемь правил и восемь друзей здоровья» разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Рецензентами учебного наглядного пособия «Восемь правил и восемь друзей здоровья» являются: Н.П. Абаскалова, д.п.н., профессор Новосибирского государственного педагогического университета; Т.К. Клименко, д.п.н., профессор Забайкальского государственного университета.
Учебное наглядное пособие «Восемь правил и восемь друзей здоровья» является победителем общероссийского конкурса «Университетская книга-2016» в г.Новосибирске в номинации «Лучшее издание по психолого-педагогическим наукам», что подтверждает высокий научный статус и важность представленных материалов для здоровьеобучения детей с раннего возраста.
Авторские здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова, как аудиовизуальные произведения науки в форме специальных здоровьеобучающих предметов, являются инновационным педагогическим средством здоровьеобучения детей с раннего детства.
Авторские здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей
■ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА — 2016»
НАГРАЖДАЕТСЯ
Издательство Забайкальского государственного университета
в номинации
Лучшее издание по психопого-ледагйгииесюил нзуяам
Меньшое И 9 Валешаршрут иколывтка Чите. 3015 Меньшов И В Кутлура здоровья студентов Чнта. 2015 МешиовИ В Восемь правил и восемь друзей здоровья Чита 201Ь
здоровья» И.В.Меньшова являются источником знаний, представлений для детей о здоровом образе жизни, ежедневного соблюдения 8 его основных правил для укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий.
Применение авторских здоровьеобучающих игрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова способствует повышению эффективности решения одной из главных задач проведения занятий по формированию здорового образ жизни среди дошкольников (согласно п.п.6 п.1.6.Приказа Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования») - формированию представлений о здоровом образе жизни и его ценности в общей иерархии ценностей дошкольников, становлению и повышению компетенции «быть здоровым».
Дети воспринимают и запоминают информацию во многом через мир образов на основе ассоциаций и применение авторских здоровьеобучающих игрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушки) способствует повышению эффективности формирования представлений об отдельных правилах здорового образа жизни у дошкольников, так и в целом всех его восьми правил на основе формируемых ассоциативных связей, когда правило здорового образа жизни и соответствующая ему валеоигрушка («друг здоровья») связаны и поддерживаются у детей на уровне прямой ассоциации.
Например, правило здорового образа жизни:«Поддержка хорошего настроения» ассоциируется с валеоигрушкой «Друг здоровья Настроелкин» и наоборот. И так все восемь правил здорового образа жизни и «Восемь друзей здоровья», что способствует повышению эффективности формирования представлений о каждом из правил здорового образа жизни (и их всех вместе) для укрепления и сохранения здоровья на основе собственных усилий. Так процесс формирования и интериоризации (т.е. присвоения) представлений и ценностей здорового образа жизни у детей осуществляется наиболее эффективно.
Авторские здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушки) применяются как совместно с учебным наглядным пособием «Восемь правил и восемь друзей здоровья», так и отдельно, как самостоятельные средства для здоровьеобучения детей 3-8 лет.
Также здоровьеобучение через применение авторских здоровьеобучающих игрушек И.В.Меньшова, как нового вида игрушек, осуществляется как на основе непосредственно самих валеоигрушек, так и их изображений с советами от «Восьми друзей здоровья» на учебных плакатах,магнитах, брелках, наклейках.
Авторские здоровьеобучающие игрушки «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушки) рекомендованы родителям, воспитателям и работникам дошкольных организаций (детских садов, центров развития детей и т.д.), специалистам различных отраслей (медицинской, педагогической, культурно-досуговой, физкультурно-спортивной), занимающихся формированием здорового образа жизни среди детей, преподавателям высших и средних профессиональных учреждений для подготовки студентов к педагогической деятельности (на отделениях дошкольного образования и др.) с целью формирования представлений и ценностей здорового образа жизни среди дошкольников для укрепления и сохранения целостного (физического, психического, социального) здоровья,становления и повышения компетенции «быть здоровым».
Здоровьеобучение через применение авторских здоровьеобучающих игрушек И.В.Меньшова, как нового вида игрушек, на основе практического применения в детских садах, центрах развития детей, медицинских центрах здоровья и др. зарекомендовало себя как эффективное современное средство здоровьеобучения детей с раннего детства.
Применение авторских здоровьеобучающих игрушек «Восемь правил и восемь друзей здоровья» И.В.Меньшова (валеоигрушки) позволяет осуществлять целенаправленную педагогическую деятельность по здоровьеобучению детей с раннего возраста (как в самостоятельной форме, так и в организованной - в детских садах, центрах развития детей и др.) с целью формирования представлений и ценностей здорового образа жизни для укрепления и сохранения целостного (физического, психического, социального) здоровья на основе собственных усилий, способствует становлению каждого ребенка как «инженера» своего здоровья и в целом, воспитанию здорового подрастающего поколения.
Список использованной литературы
1. Абаскалова Н.П. Мой организм - мое здоровье.-Новосибирск,2003.-146 с.
2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов). - Новосибирск:ООО агентство «Сибпринт», 2013 - 160 с.
3. В стране здоровья / В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. -80 с.
4. Восемь правил и восемь друзей здоровья:учеб.наглядное пособие / И.В.Меньшов; Забайкал.гос.ун-т.-Чита: ЗабГУ, 2015. - 44 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил.
© Меньшов И.В.,2018
УДК 373.24
Прохорова Т.И.
МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамас
воспитатель
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация:
Один из методов формирования у детей экологических знаний - дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами и с природными материалами; настольно-печатные игры; словесные игры. Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе.
Ключевые слова:
экологическая культура, экологические знания, дидактическая игра, дошкольное воспитание.
T.I. Prokhorova
MBDOU "16 kindergarten Arzamas
Tutor
DIDACTIC GAME AS MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Annotation:
One of formation methods at children of ecological knowledge - a didactic game which essence is that children reflect in her various aspects of life, features of relationship of adults, the knowledge of surrounding reality specifies. In pre-school modern pedagogy all variety of didactic games unites in three main types: games with objects and with natural materials; desktop and printing games; verbal games. Use of games in education of ecological culture promotes obtaining stronger knowledge by preschool children, helps to seize ability of