PEDAGOGICAL SCIENCES
EFFECTIVE GAME TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL SPEECH: FROM EXPERIENCE Sibgatova V.D. (Russian Federation) Email: [email protected]
Sibgatova Venera Danifovna - Teacher of the highest qualification category,
DEPARTMENT OF PRE-SCHOOL EDUCATION, STATE AUTONOMOUS PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION NIZHNEKAMSK PEDAGOGICAL COLLEGE, NIZHNEKAMSK, REPUBLIC OF TATARSTAN
Abstract: the article indicates the need for a correct approach to the development of speech of preschoolers using modern gaming technologies. There are different types of didactic games: games with objects (toys); board-printed games; word games, and in practice, all the tasks of the speech development of preschool children can be realized on the basis of a theatrical game. The author of the article strongly emphasizes that the formation of grammatically correct, lexically rich and phonetically pure speech in children is one of the most important tasks in the general system of education and training of a child.
Keywords: development of speech of preschoolers, modern gaming technology, development of speech in kindergarten, the formation of correct speech.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Сибгатова В.Д. (Российская Федерация)
Сибгатова Венера Данифовна - преподаватель высшей квалификационной категории, отделение дошкольного образования, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Нижнекамский педагогический колледж, г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Аннотация: в статье указывается необходимость правильного подхода к развитию речи дошкольников с использованием современных игровых технологий. Существуют разные виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры, а на практике все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры. Автор статьи настоятельно подчеркивает, что формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе воспитания и обучения ребенка.
Ключевые слова: развитие речи дошкольников, современные игровые технологии, развитие речи в детском саду, формирование правильной речи.
Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4 - 5 лет).
В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей. Игра - вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную; самореализации в игре как полигоне человеческой практике; игротерапевтическую; коммуникативную; диагностическую; коррекционную; межэтнической коммуникации и социализации [3, 49].
Понятие «игровые технологии в развитии речи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактическая игра; театрализованные игры; пальчиковые игры; игровые приемы при заучивании стихотворений; игровые приемы при развитии звуковой культуры речи [2, 8-22].
Дидактическая игра является основным видом игр и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.
На практике все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры. В играх-драматизациях ребенок исполняет роль в качестве «артиста» самостоятельно, создает образ с помощью комплекса средством вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.
Пальчиковые игры - прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
При заучивании стихотворения эффективно использовать игровые приемы: сочинительство, (синквейн), сказкотерапия (сочинение детьми сказок). Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики, жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов дети учатся не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Коллеги-педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказывать прочитанное. Им трудно выучить наизусть стихотворение [3, 49-50]. Составление синквейна - один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Синквейн - это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна помогает развить речь и мышление.
Сочинение сказок любимое занятие дошкольников: «Салат из сказок» (смешивание разных сказок); «Что будет, если...?» (сюжет задает воспитатель); «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад)...
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно проводить после рассматривания картинок. Например, картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж» (ша-ша-ша - мы купаем малыша; шу-шу-шу - дам грибочек малышу; ши-ши-ши - где гуляют малыши? или жа-жа-жа - где грибы берут ежи?). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произношении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Автор статьи считает необходимым указать, что некоторые важные тезисы настоящей статьи сформулированы при консультационной поддержке коллеги-педагога Цынцарь Е.В., старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (Россия).
Список литературы /References
1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. М.: Детство-Пресс, 2012. 112 с. Atemaskina Yu.V. Modern pedagogical technologies in a preschool educational institution: teaching aid / Yu.V. Atemaskina. M.: Childhood Press, 2012.112 p. [in Russian].
2. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. ФГОС ДО / ред.: О.С. Ушакова. М.: Сфера, 2019. 208 с. Think of a word. Speech games and exercises for preschoolers. FGOS DO / ed.: O.S. Ushakova. M.: Sphere, 2019. 208 p. [in Russian].
3. Сибгатова В.Д. Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников: советы из практики работы для начинающих педагогов дошкольного образования // Наука и образование сегодня, 2019. № 8 (43). С. 49-50. Sibgatova V.D. Modern gaming technologies in the development of speech of preschool children: tips from practice for beginner teachers of preschool education // Science and Education Today. 2019. № 8 (43). Р. 49-50. [in Russian].