Didactic game as means of formation of informative activity at children of the advanced preschool age Rysbayeva G.1, Sihimbayeva S.2, Baymahanbetova M.3, Omarov N.4, Abilda G.5 Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Рысбаева Г. А.1, Сихимбаева С. М.2, Баймаханбетова М. А.3, Омаров Н. К.4,
Абилда Г. Н.5
'Рысбаева Галия Алтынбековна /Rysbayeva Galiya — кандидат биологических наук, доцент; 2Сихимбаева СветаМаметовна /Sihimbayeva Sveta — кандидат биологических наук, доцент; 3Баймаханбетова Марал Абаевна / Baymahanbetova Maral — магистр, старший преподаватель,
кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения; 4Омаров Нурлыбек Куралбекович / Omarov Nurlybek — кандидат филологических наук, доцент, кафедра казахского языка и литературы; 4Абилда Гулбала Нурлановна/Abilda Gulbala — магистрант, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан
Аннотация: в статье проанализированы дидактические игры как средство формирования познавательной активности детей.
Abstract: in article didactic games as means offormation of informative activity of children are analysed.
Ключевые слова: игра, развитие, организация, учебно-познавательная деятельность, дети дошкольного возраста.
Keywords: game, development, organization, educational cognitive activity, children of preschool age.
Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого также необходимо применять различные средства [1, с. 45]. Средство - это прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития ребенка личный опыт - важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро его становится недостаточно [1, с. 55].
Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребенком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень - переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются [2, с. 113].
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [3, с. 23].
Игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие [4, с. 87].
Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной
педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимают особое место [4, с. 59]. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, автор писал: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» [5, с. 170].
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще [5, с. 90].
В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях; обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра -незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей [3, с. 64].
Дидактическая игра помогает социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. [2, с. 64]. В дидактической игре происходит художественное воспитание -совершая какое-либо действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа [2, с. 68].
Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы: Стремление познать окружающий мир побуждает познавательную активность ребенка. Познавательная активность детей дошкольного возраста определяется такими изменениями, как заинтересованность ребенка в деятельности и определяется результатами деятельности в процессе получения знаний.
Дидактическая игра дает возможность: развить познавательные способности; получить новые знания, обобщить и закрепить их. Дидактические игры приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, обогащают чувственный опыт ребенка, развивают умственные способности.
Таким образом, незаменимым средством преодоления различных затруднений в умственной деятельности у детей является дидактическая игра. Она помогает развитию речи детей. Игры побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Литература
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Просвещение, 1972. С. 176.
2. Богоявленская Д. Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности: в кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова. М.: Просвещение, 1979. С. 155-161.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. С. 160.
4. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2006. С. 523.
5. Губанова Н. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Губанова Н. М.: Мозаика-Синтез, 2006. С. 105.