Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РОЛЬ ПЕДАГОГА'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РОЛЬ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия коронавируса / образовательная среда / педагог / устойчивое развитие / экологическое образование / экологическое сознание / coronavirus pandemic / educational environment / teacher / sustainable development / environmental education / environmental awareness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Елена Сергеевна

В данной статье рассматривается кризисная ситуация коронавирусной инфекции, которая привела к переходу образовательных процессов на дистанционный формат. Особое внимание уделено образованию в целях устойчивого развития, значению экологического сознания для преодоления данного кризиса, а также роли педагога в эффективном взаимодействии в нестандартных ситуациях образовательной среды. Также выделены следующие качества педагога: умение брать на себя ответственность, желание обучаться и эффективно применять новые знания, которые в настоящее время являются ключевыми для успешного выхода из ситуации вызова в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE ROLE OF THE TEACHER

This article examines the crisis situation of coronavirus infection, which led to the transition of educational processes to a distance format. Particular attention is paid to education for sustainable development, the importance of environmental awareness for overcoming this crisis, as well as the role of the teacher in effective interaction in non-standard situations of the educational environment. The following qualities of a teacher are also highlighted: the ability to take responsibility, the desire to learn and effectively apply new knowledge, which are currently key to successful overcoming a situation of challenge in the educational environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РОЛЬ ПЕДАГОГА»

РАЗДЕЛ 2.

НОВЫЕ НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЕ МОДЕЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РОЛЬ ПЕДАГОГА

Александрова Елена Сергеевна (Москва, Россия), старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: sedova.el@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается кризисная ситуация коронавирусной инфекции, которая привела к переходу образовательных процессов на дистанционный формат. Особое внимание уделено образованию в целях устойчивого развития, значению экологического сознания для преодоления данного кризиса, а также роли педагога в эффективном взаимодействии в нестандартных ситуациях образовательной среды. Также выделены следующие качества педагога: умение брать на себя ответственность, желание обучаться и эффективно применять новые знания, которые в настоящее время являются ключевыми для успешного выхода из ситуации вызова в образовательной среде.

Ключевые слова: пандемия коронавируса, образовательная среда, педагог, устойчивое развитие, экологическое образование, экологическое сознание.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE ROLE OF THE TEACHER

Alexandrova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), Senior Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: sedova.el@gmail.com

Abstract. This article examines the crisis situation of coronavirus infection, which led to the transition of educational processes to a distance format. Particular attention is paid to education for sustainable development, the importance of environmental awareness for overcoming this crisis, as well as the role of the teacher in effective interaction in non-standard situations of the educational environment. The following qualities of a teacher are also highlighted: the ability to take responsibility, the desire to learn and effectively apply new knowledge, which are currently key to successful overcoming a situation of challenge in the educational environment.

Keywords: coronavirus pandemic, educational environment, teacher, sustainable development, environmental education, environmental awareness.

Эпидемия коронавирусной инфекции оказала значительное влияние на весь мир, вынудив большинство стран мира принять карантинные меры для сдерживания роста числа заболевших. Подобные решения привели к тому, что все формы образовательных процессов были переведены в формат дистанционного, что стало ситуацией неопределенности и стресса как для обучающихся, так и для преподавателей. Несмотря на то, что разработка дистанционного образовании в последние десятилетия, как в России, так и за рубежом, является приоритетным направлением в педагогике, и к началу пандемии был накоплен значительный опыт, однако в нем не была учтена подобная кризисная ситуация. Эпидемия в очередной раз продемонстрировала, что только перевод учебных программ в цифровой аналог не гарантирует успеха, что необходимо учитывать и закладывать в новые учебные программы особенности педагогических и дидактических аспектов, связанных с преподаваемым предметом [8].

Особый интерес вызывает образование в целях устойчивого развития, которое подразумевает обучение в любом месте, при этом технологический, цифровой компонент

образования выходит на первый план [2]. Подобный подход к образованию представляет собой многомерное виртуальное пространство, учитывающее многообразие познавательных потребностей человека на протяжении всей жизни. С точки зрения учащегося подобную образовательную систему можно рассматривать в двух плоскостях: во-первых, это локальность и глобальность, то есть образовательный процесс должен отображать локальную ситуацию, опираться на непосредственное включение в проблему (например, дистанционное обучение, тематические школьные проекты), но в то же время он должен учитывать общемировой взгляд на проблему и осуществляться в глобальном взаимодействии (например, обмен опытом с помощью образовательных интерактивных платформ). Во-вторых, это человеческий фактор, то есть образовательный навык может сформироваться только при непосредственном общении с педагогом и во взаимодействии в сообществе учеников, пусть и через онлайн-платформы [2].

Образование, отвечающее целям устойчивого развития, заключается в трансформации общества и предполагает непрерывное обучение на протяжении всей жизни. Это целостный подход, который затрагивает как содержание учебных программ, так и методы преподавания, формирует знания и навыки экологически осознанного поведения, необходимого для существования в современном обществе, помогает действовать и жить в быстроменяющихся условиях окружающей среды, участвовать в планировании социального развития и образовательных проектов [3; 6].

Глобально выполнению задач, стоящих перед образованием в целях устойчивого развития, способствуют принципы и методы формирования экологического сознания в учебной деятельности: моделирование экологических ситуаций / проблемных ситуаций (деловые и экологические игры); экологические беседы/дискуссии (форма экологического взаимодействия с целью обмена мнениями, информацией); взаимодействие с природной средой (формирование психологической значимости общения с природными объектами); идентификация (отожествление себя с кем-то/чем-то другим); рефлексия (самосознание, эмпатия); эколого-ориентированная деятельность (непосредственное участие в природоохранных мероприятиях) [2; 6].

Подобный переход к дистанционному образованию в условиях пандемии, а также переход к образованию в целях устойчивого развития требует от педагога быть готовым действовать в ситуациях риска и неопределенности. Современный педагог должен иметь определенную степень свободы в подаче материала, поведении, личностном самовыражении, в выборе методов и приемов педагогической деятельности для того, чтобы заинтересовать и увлечь учеников, учитывать индивидуальные особенности учащихся, что в конечном счете обусловливает личностно-развивающий характер обучения. От учителя требуются не только знания в области профессии, но умение брать на себя ответственность за принятие и реализацию решений в педагогических ситуациях.

За рубежом готовность к риску в нестандартных ситуациях педагогического взаимодействия связывают с такими понятиями, как творчество, лидерство и саморазвитие, включая такие стандарты профессиональной деятельности педагогов, как: активное вовлечение учащихся в учебный процесс и их поддержка; создание и поддержание эффективной и творческой среды обучения; создание позитивной атмосферы в классе; понимание предметного материала; навыки мониторинга и оценки учебного процесса; умение сотрудничать с коллегами и родителями; способность к профессиональному росту [7].

Анализ образовательного процесса зарубежных психологов показывает, что сотрудничество с коллегами и обмен опытом благоприятно влияет на эффективное взаимодействие педагогов в рисконесущих ситуациях и ситуациях неопределенности. Во-первых, там, где учителя обмениваются идеями, информацией и обсуждают свои методы работы друг с другом, отношения между учителями и учащимися в школе оцениваются как более

благополучные. Во-вторых, обмен опытом и поддержка коллектива приводит к возможности действовать более свободно, творчески и эффективно [7; 8].

В отечественной педагогической психологии существенный вклад в разработку проблемы был внесен Л.М. Митиной [5], которая рассматривает нестандартные ситуации педагогического взаимодействия на основе двух характеристик: как стрессогенный фактор и как личную творческую задачу. При этом выделяются два основных способа разрешения учителем нестандартных ситуаций: деструктивный и конструктивный. Деструктивный способ соответствует консервативной профессиональной позиции учителя и заключается в безусловном стремлении вернуть взаимоотношения в рамки, нарушенные при возникновении нестандартной ситуации. Конструктивный способ подразумевает творческое изменение профессиональной позиции, то есть смещение представлений о стандартной ситуации в область сформировавшихся при возникновении нестандартной ситуации новых взаимоотношений.

Еще одним важным качеством педагога выступает жизнестойкость [4]. Именно она влияет на психологическую устойчивость личности, помогая человеку справляться, противостоять и активно действовать при столкновении со стрессовыми ситуациями, а также позволяет человеку переосмыслить стрессовую ситуацию и воспринимать ее не только как угрозу, но и как возможность, как новый опыт. Исходя из полученных нами данных [1], жизнестойкость может внести свой вклад в формирование экологического сознания личности и поспособствовать реализации целей устойчивого развития в педагогической деятельности, побуждая к развитию как педагогов, так и учеников. Отдельный исследовательский интерес представляет собой взаимосвязь уровня жизнестойкости педагога с типом его экологического сознания (архаический, антропоцентрический, экоцентрический), так как предполагается, что именно экоцентрический тип экологического сознания способствует выходу из кризисной ситуации взаимодействия человека и окружающей среды [6].

Таким образом, пандемия коронавирусной инфекции стала новым вызовом для человечества, нанеся мощный удар по образовательной системе. В стрессовой ситуации оказались как педагоги, так и учащиеся, что потребовало от каждого быстрой адаптации в ситуации неопределенности. В связи с этим на первое место вышли следующие качества педагога: самостоятельность, креативность, умение брать на себя ответственность, желание обучаться и эффективно применять новые знания. Исследования психологии образовательной среды в условиях дистанционного обучения в контексте устойчивого развития предстали особенно актуальными, поскольку преодоление последствий коронавируса невозможно без изменений в мировоззрении как учащихся, так и педагогов, в их отношении к окружающему миру, что, соответственно, невозможно без повышения уровня экологического сознания и активного экологического поведения с помощью непрерывного образовательного процесса.

Литература

1. Александрова Е.С. Взаимосвязь экологического сознания и жизнестойкости // International journal of medicine and psychology. 2020. Т 3, № 5. С. 75—83.

2. Алексеев С.В. Экологический подход как методология современного образования // VI Всероссийская конференция по экологическому образованию «От экологического образования к экологии будущего» (30 октября — 1 ноября 2019, Москва). [Электронный ресурс]. URL: http:// new.вкэо.рф/2019/10/23/ekologicheskij-podhod-kak-metodologiya-sovremennogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 19.03.2021).

3. Идеи устойчивого развития в школе. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: монография / Под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. — М.: Центр «Образование и экология», 2017.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.

5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. —М.; СПб.: Нестор-История, 2014.

6. Панов В.И. Стратегия устойчивого развития и экологическая психология (вместо предисловия) // Экопсихологические исследования — 5. Сборник научных статей участников 8-й Российской конференции по экологической психологии. — 2018. — С. 3—13.

7. Шляйхер А. Учитель как специалист высокой квалификации: построение профессии. Уроки со всего мира // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 74—92.

8. Joia L.A., Lorenzo M. Zoom In, Zoom Out: The Impact of the COVID-19 Pandemic in the Classroom // Sustainability. 2021. Vol. 13. P. 2531.

ЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аминов Николай Александрович (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: aminovpirao@yandex.ru

Осадчева Ирина Игоревна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: irinaosadcheva@yandex.ru

Аннотация. В статье приводятся результаты теоретического анализа культурно-исторического и типологического подходов для объяснения проявления индивидуальных различий в условиях современного образования. Показано, что индивидуальные различия учеников, основанные на взаимодействии двух сигнальных систем, взаимодополняют различия, наблюдаемые при усвоении знаково-символических (языковых) форм в процессе обучения и социализации. Разработка единой концепции психического развития человека способна стать основой для развития детей и снижения их базовой тревожности.

Ключевые слова: культурно-историческая теория, типологический подход, темперамент, стресс.

A UNIFIED CONCEPT OF HUMAN MENTAL DEVELOPMENT AS A SCIENTIFIC BASIS FOR THE EFFECTIVENESS OF SCHOOL EDUCATION

Aminov Nikolai Alexandrovitch (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: aminovpirao@yandex.ru

Osadcheva Irina Igorevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: irinaosadcheva@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of the theoretical analysis of cultural, historical and typological approaches to explain the manifestation of individual differences in the conditions of modern education. It has been shown that individual differences of pupils, based on the interaction of two signal systems, complement the differences observed when assimilating sign-symbolic (language) forms in the process of learning and socialization. The development of a unified concept of human mental development can become the basis for the development of children and reduce their basic anxiety.

Keywords: cultural and historical theory, typological approach, temperament, stress.

Преобразования в современном обществе — развитие цифровизации, внедрение информационных технологий в сферы общественной жизни (экономическую, социальную, культурную) активно преобразуют развитие, обучение и профессиональную деятельность педагога. Важным моментом на этапе формирования информационного общества является новое взаимодействие основных субъектов педагогической деятельности. Произошла замена живого общения учителя и ученика, появилась проблема дистанционного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.