Научная статья на тему 'Методологические особенности онлайн-исследования философских, психологических и педагогических проблем пандемии covid-19 и уроки для образования и общества'

Методологические особенности онлайн-исследования философских, психологических и педагогических проблем пандемии covid-19 и уроки для образования и общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
422
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия / онлайн-исследование / научные проблемы / уроки для общества. / pandemic / online research / scientific problems / lessons for society

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В В. Рыбалка, А П. Самодрин

В статье освещаются условия и методологические особенности проведения группой психологов и педагогов специального онлайн-исследования симптоматическое, ноосферно-личностный, этико-рациогуманистический подходы, его методы наблюдения, экспертного анализа пандемической ситуации, мысленного эксперимента и т.д., – а также философских, психологических, педагогических проблем COVID-19, соответствующие уроки для системы образования и общества, а также методические рекомендации населению для сохранения психического, физического и духовного здоровья в ситуации карантина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В В. Рыбалка, А П. Самодрин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological features of online research on the philosophical, psychological and pedagogical problems of the covid-19 pandemic and lessons for education and society

The article highlights the conditions and methodological features of a group of psychologists and teachers of special online research – symptomatic, noosphere-personal, ethical-rational-humanistic approaches, its methods observation, expert analysis of a pandemic situation, thought experiment, etc. – as well as philosophical, psychological, pedagogical problems of COVID-19, relevant lessons for the education system and society, guidelines for the population to maintain mental, physical and spiritual health in a quarantine situation.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности онлайн-исследования философских, психологических и педагогических проблем пандемии covid-19 и уроки для образования и общества»

В. В. Рыбалка*, А. П. Самодрин** Методологические особенности онлайн-исследования философских, психологических и педагогических проблем пандемии covid-19 и уроки для образования и общества

* Сведения об авторе **Сведения об авторе

Аннотация. В статье освещаются условия и методологические особенности проведения группой психологов и педагогов специального онлайн-исследования - симптоматическое, ноосферно-личностный, этико-рациогуманистический подходы, его методы - наблюдения, экспертного анализа пандемической ситуации, мысленного эксперимента и т.д., -а также философских, психологических, педагогических проблем COVID-19, соответствующие уроки для системы образования и общества, а также методические рекомендации населению для сохранения психического, физического и духовного здоровья в ситуации карантина.

Ключевые слова: пандемия, онлайн-исследование, научные проблемы, уроки для общества.

Цитирование: Рыбалка В. В., Самодрин А. П. Методологические особенности онлайн-исследования философских, психологических и педагогических проблем пандемии covid-19 и уроки для образования и общества // Теоретичш дослщження у психологи: монограф1чна сер1я / Сост. В.О. Медшцев. Том XI. 2020. С. 101-123. 10.24411/2616-6860-2020-10018.

Прошло уже больше десяти месяцев с того момента, когда в Украине впервые услышали об эпидемии коро-навируса в далеком китайском городе Ухань. Тогда события декабря 2019 года в Китае воспринимались как нечто потустороннее, отчужденное, локальное событие, которое никоим образом не коснется нас, украинцев. Но уже в январе нового 2020 года репортажи СМИ из китайского эпидемического региона начали приобретать тревожную тональность, коронавирус перешел границы одной страны, и коснулся соседних с Китаем азиатских стран - Южной Кореи, Японии, Вьетнама, Ирана, Индии и др.

В феврале эпидемическая зона расширяется и выходит за пределы Азии - появляются во все более возрастающем масштабе районы болезни в Европе, Америке, Австралии, Африке. Драматические события постепенно включают в свой водоворот миллионы инфицированных, десятки тысяч заболевших и тысячи умерших от особой, вызванной коронавирусом, пневмонии, появляются миллионы охваченных тревогой и паникой жителей разных стран планеты. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о наступлении пандемии COVID-19. По определению

ВОЗ, пандемия - это распространение нового заболевания в мировых масштабах. Она характеризуется отсутствием коллективного иммунитета у человечества и, как правило, эффективных средств тестирования, профилактики (вакцин) и лечения болезни. Но страны мира могут изменить ход этой пандемии, избежать возникновения новых очагов заболевания, если будут своевременно выявлять и изолировать больных. «Это не просто кризис здравоохранения, это кризис, который коснется каждого сектора жизни человечества - поэтому каждый сектор и каждый человек должны быть включены в борьбу», - подчеркнул Гендиректор ВОЗ Гебрейесус, который призвал правительства разработать стратегию предупреждения распространения инфекции и посоветовал активизировать и расширить механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации, объясняя людям риски и пути самозащиты, найти, изолировать, проверить и обеспечить лечение каждому человеку, который заразился вирусом, а также отследить всех, с кем он контактировал. Он призвал подготавливать больницы, обучать работников системы здравоохранения и проявлять больше заботы к каждому.

17 марта 2020 года Верховная Рада Украины приняла законопроект №3215, направленный на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни COVID-19, и в тот же день Президент Украины подписал Закон о противодействии коронавирусу. Было объявлено о ряде мер со стороны державы, таких как закрытие границы для иностранцев, ограничение регулярного авиасообщения, медицинская проверка граждан с целью выявления инфицированных и больных, временный запрет массовых мероприятий, введение карантина на всей территории страны. Было рекомендовано воздерживаться от зарубежных поездок, разработать меры по мобилизации системы здравоохранения, закупке необходимого медицинского оборудования и тестов, подготовке 12000 мест в больницах и медицинского персонала, изготовлении 10000000 масок и др. Были высказаны ряд рекомендаций профилактического и гигиенического плана, в частности, таких, как контроль продуктов и воды, пребывание по возможности дома, внимание к лицам пожилого возраста, переход учебных заведений на дистанционный тип обучения, рекомендация руководителям предприятий перевести работников на удаленную форму работы дома и т. п. Быть дома - лучший вид борьбы с

коронавирусом! Особое внимание было обращено на личную гигиену каждого - ношение масок, регулярное мытье рук, изменение традиционных привычек, избегание физических контактов при приветствии, формирование критического мышления и т. д.

Что касается самих украинцев, то за это время постепенно трансформируется их поведение - из пассивных наблюдателей как бы отстраненных от них кошмарных событий они постепенно превращаются в активных участников этих событий, на которые, однако, реагируют по-разному. Одна, пока что незначительная их часть, превентивно мобилизует свой интеллект и оптимизирует поведение в соответствие с вызовом времени. Другая же, доминирующая по количеству, часть относится к происходящему с непонятным равнодушием и легкомыслием, не ожидая ничего опасного от этой пандемии («Как-нибудь обойдется, минует нас эта далекая и невиданная опасность»). Третья же часть начинает впадать в тревогу, даже панически реагировать на данные события, заражая этим других. И репортажи из Новых Санжар, Западной Украины, Харькова, Одессы и других городов свидетельствуют о разнообразии возможных реакций разных слоев населения на продвижение пандемии по территории страны.

Поведение украинцев меняется после новых обращений Президента Украины к народу и оглашения все более жестких карантинных мер на всей ее территории. Беспечное отношение к пандемии постепенно преобразуется в более продуманную активность по поиску выхода из экстремальной ситуации, имя которой COVID-19. В стране вводятся и сознательно самоактуализируются населением все более совершенные меры по противодействию пандемии - от разнообразных ограничений в индивидуальном и общественном поведении до мобилизации имеющихся личностных и государственных ресурсов, которые содержатся, в частности, в личном опыте, в общественной сфере, в системе охраны здоровья, образования, государственной политике, законодательстве и т. д. Все плотнее закрываются границы, приостанавливается транспортное сообщение, разворачивается работа с мигрантами из тревожных зон пандемии, налаживается контроль за потенциальными носителями коронавируса и за протестированными больными пациентами. К сожалению, начинается отсчет первых жертв пандемии и в самой Украине -вслед за тысячами умерших в Китае, Иране, Италии, Испании, Франции, Германии, США и др.

Анализ событий, ежедневно предоставляемых СМИ, свидетельствует о том, что сквозной темой для сообщений по данной проблеме являются психологические вопросы оптимизации поведения отдельного человека и общества в ситуации коронавирусной пандемии. Это вопросы научного понимания сущности происходящих явлений, обоснования необходимых адекватных сдвигов в индивидуальном и массовом сознании, выработки мер по правильной защите от угрозы болезни, организации эффективного гражданского поведения и рациональной профессиональной деятельности личности и общества в данной экстремальной ситуации.

Поражают приводимые в СМИ примеры разнообразного по своей адекватности поведения граждан и руководителей разных стран мира, которые требуют, с одной стороны специального психологического анализа и оценки, а с другой - психологической коррекции, психотерапии, реабилитации. Если же говорить о стрессе, страхе, панических настроениях, проявлениях агрессии, «ковидиотии», пандемических «бунтах», которые охватили уже миллионы и десятки миллионов жителей разных стран мира и в той или иной степени коснулись Украины, то они свидетельствуют об острой потребно-

сти в оказании населению таких видов профессиональной помощи со стороны психологов, как своевременная психологическая профилактика и гигиена. Подчеркнем это - именно своевременная, а лучше - опережающая, предупреждающая!

Поэтому профессиональные психологи и педагоги не могут не отреагировать на происходящее, оставаться в стороне от описанных событий. Тем более, что они сами оказались в зоне опасности, реально стали, как и все граждане Украины, объектом влияния со стороны пандемии, карантина и государственных мер по противодействию коронавирусной инфекции. Наступил очередной момент истины для психологической и педагогической науки в ряду других наук, проверки ее способности помочь родному народу в развернувшейся борьбе за жизнь!

Уже 12 марта 2020 года научные сотрудники отдела психологии труда Института педагогического образования и образования взрослых имени Ивана Зязюна НАПН Украины приняли решение - подготовить методические рекомендации по психологической профилактике и гигиене личности при противодействии пандемии COVID-19. В подготовке этих методических рекомендаций приняли участие Е. М. Игнатович,

Н. В. Павлык, Э. А. Помыткин, В. В. Рыбалка, З. Л. Ста-новских, Г. П. Татаурова-Осыка, О. В. Радзимовская, О. В. Иванова [7].

В условиях пандемии COVID-19, карантина и дистанционного режима труда указанными научными сотрудниками было начато особое онлайн-исследование, в ходе которого использовались специфические методологические подходы и методы, не всегда совпадавшие с существующими традиционными канонами.

В этом плане психологи и педагоги вынуждены идти тем же путем, что и медики, которые обеспечивают выздоровление значительной части больных коронавиру-сом в ситуации, когда пока еще только появляются первые вакцины и лекарства против этой болезни. Поэтому они используют так называемый симптоматический подход, согласно которому лечению подвергается не сама коронавирусная болезнь в целом, о которой еще не все известно, а отдельные знакомые медикам ее симптомы, в частности, те, которые присущи атипической пневмонии, болезням иммунитета и т. д.

В соответствие с этим, психологи и педагоги направляют свои усилия, в ходе предоставления психопрофилактической и психогигиенической помощи населению, на определенные симптоматические проявления

психических расстройств, связанные с пандемией. Речь идет о переживаемых людьми во время эпидемиологической угрозы и карантина стрессе, депрессии, тревоге, панических настроениях, дискомфорте, деструкциях, неадекватных действиях, нарушениях психики, а в некоторых случаях - о примитивизме, аморальности поведения в сложных условиях карантина и т. д. В данных случаях целесообразно актуализировать многочисленные оздоровительные ресурсы личности, ее развития, деятельности, творчества. Этим как раз и занимаются социальные работники, психологи и педагоги, которые призваны концентрировать свое профессиональное внимание и усилия на формировании у молодежи и взрослых адекватного отношения к пандемии, соответствующих качеств личности и этических основ поведения - в целях соблюдения требований карантина и скорейшего преодоления пандемической угрозы.

При этом на первый план выступают такие методы, как эмоционально-интеллектуальное наблюдение за событиями и течением пандемии и самонаблюдение за собственными, меняющимися и все более усложняющимися представлениями о ее природе. Важными стали также методы умственного эксперимента, теоретиче-

ского анализа и обобщения многочисленных психологических фактов, а также статистических данных и результатов социологических опросов с учетом личных профессиональных переживаний событий пандемии.

Важными для исследователей психологических и педагогических проблем пандемии COVID-19 становятся уже известные данные о поведении человека в экстремальных ситуациях. Так, психологам хорошо известно, что в таких ситуациях люди могут вести себя по-разному, в частности, стенически или астенически.

Стенические чувства активизируют жизнедеятельность человека, усиливают его энергию, побуждают к познавательной, интеллектуальной, творческой, продуктивной, инновационной деятельности, что в конце концов приводит к решению проблемы и успеху. Речь идет, конечно, прежде всего об организованных стени-ческих реакциях, которые основываются на адекватной информированности о событиях, их научном понимании, хорошей подготовке к организованному поведению в проблемной ситуации. В противоположном случае неорганизованные стенические реакции могут быть хаотическими, импульсивными, на грани паники и поэтому разрушительными.

Астенические эмоциональные реакции характеризуются снижением жизненных сил, функций органов, чувствительности, мотивации, медлительностью, заторможенностью или даже остановкой активности, что в экстремальных ситуациях часто приводит к ошибкам, неудачам, болезням и т. д. То есть люди могут разделяться по своему поведению как минимум на два вида, что фактически наблюдается в реакциях населения в ситуации коронавирусной пандемии. В действительности же этих видов значительно больше. Вспомним лишь хорошо известные четыре типа темперамента, эгоистов и альтруистов (эгоистические альтруисты и альтруистические эгоисты - по типологии Г. Селье), экстравертов и интровертов и т. д. В психологии личности существуют разнообразные типологии, которые следовало бы дополнительно изучить именно в контексте успешного проведения психологической профилактики и гигиены в условиях пандемии.

Находясь в условиях карантина и удаленного режима труда, будучи изолированными друг от друга и общаясь между собой лишь с помощью интернета и мобильных средств связи, психологи вынуждены проводить своеобразное дистанционное исследование, имеющее свои особенности. Для него характерна более

глубокая самоактуализация их индивидуального научного, исследовательского потенциала, которая испытывает на себе влияние их собственных переживаний, сопровождающих восприятие развертывающихся перед ними драматических событий. Это отличает их научное творчество в условиях пандемии от классического академического исследования. Формируется новый тип познавательной деятельности ученого, который и получил название онлайн-исследования. Оно требует от психолога и педагога особой профессиональной и гражданской позиции.

Особенностью указанной авторской позиции является то, что она формируется и реализуется в условиях пребывания ученых в зоне карантина. При этом исследователи выражают свои суждения о пандемии, не ограничиваясь единой концепцией. Они выдвигают разные, порой альтернативные, точки зрения, опираясь на свой разнообразный профессиональный, в частности, психотерапевтический и консультативный, опыт, формируя свои суждения с позиций научного плюрализма. К тому же их работа, являясь внеплановой, практически протекает форме научного волонтерства. Ей присущи такие черты, как оперативность, острая востребованность, жизненность, динамизм, инновационность и др. При

этом сами авторы испытывают определенное напряжение, стресс, иногда попадают в состояние депрессии, у них обостряются имеющиеся хронические болезни, они постоянно переживают опасность заражения и заболевания коронавирусной болезнью. Более того, за это время некоторые из авторов переболели коронавирусной болезнью и знают проблему не по наслышке, а опираясь на собственные переживания этой болезни.

Организация работы авторского коллектива должна основываться на особом, демократическом по своей сути, подходе, при формировании которого учитывался определенный отечественный и зарубежный опыт. Данный подход с необходимостью включает в себя философские, психологические и педагогические аспекты.

Это, прежде всего, учение о переходе биосферы в ноосферу и идея «учащегося народа», разработанные выдающимся мыслителем ХХ столетия, основателем Украинской академии наук (1918 г.), академиком Владимиром Ивановичем Вернадским. В условиях пандемии его мысли звучат особенно актуально. Как будто в подтверждение его идей, современная цивилизация действительно учится и использует добываемые в режиме онлайн мировой наукой новейшие знания о коронавирусной пандемии. Мы назвали этот подход ноосферно-личностным (см. далее).

Мы опирались также на принципы Педагогики Истины, Добра, Красоты, Творчества, Свободы и Мастерства, выдвинутые академиком Иваном Андреевичем Зязюном.

Очень важными для проведения онлайн-исследова-ния в дистанционном режиме являются выдвинутые доктором психологических наук, профессором, членом-корреспондентом НАПН Украины Георгием Алексеевичем Баллом принципы рационального гуманизма.

Поэтому приоритетными для проведения онлайн-исследования стали свободный творческий поиск решений в ситуации неопределенности, вариативность, альтернативность и проблемность выдвигаемых теоретических положений и практических результатов, следование идеям классической, неклассической и постнеклассической психологии. Здесь психологи должны идти тем же путем, что и представители других наук. Так, специалисты по вирусологии и генетической медицине рассмотрели за месяцы борьбы с коронавиру-сом около 80 вариантов вакцины и взяли для практической разработки лишь некоторые из них.

Результаты онлайн-исследования оперативно и последовательно отражались сначала в виде методических рекомендаций [7], а затем методического пособия

[8], интернет-пособия [15], которые размещались на сайтах ИПООД имени Ивана Зязюна НАПН Украины и других организаций с 20 марта до ноября 2020 года.

В апреле 2020 года течение пандемии как всемирного явления начало приобретать, без преувеличения, апокалиптический характер. Главные события переместились из Азии в Европу и Америку. Трагическим лидером пандемии после Италии и Испании неожиданно стали США. К концу апреля и в начале мая в карантинном режиме пребывало уже больше трех миллиардов человек, то есть почти половина населения планеты. Количество инфицированных в мире к концу мая достигло более 3 миллионов человек, заболевших корона-вирусом стало больше 300 тысяч, а количество умерших превысило 100000 человек. В то же время в некоторых странах пандемия, особенно в Китае, пошла на спад, в других - она выровнилась на уровне «плато», в третьих - началась вторая волна.

Летом 2020 года динамика пандемии несколько стабилизировалась, но осенью началась вторая волна, приобретающая угрожающие размеры. Так к концу октября число инфицированных в мире практически достигло 45000000 человек, количество умерших приблизилось к

одному миллиону, а окончание пандемии прогнозируется специалистами лишь в 2022 году.

Пандемия уже привела к тектоническим потрясениям в политической, экономической, общественной, моральной, психологической организации человеческой цивилизации. Поэтому уже опыт мартовского издания методического пособия побудил его авторов к проведению в апреле Всеукраинской психопедагогической интернет-акции «ТОЛОКА АНТИ-КОВИД-19» и Международного интернет-проекта психологов педагогов разных стран под условным названием «INTER ANTI-COVID-19». В ходе интернет-акции и интернет-проекта к исследованию подключились квалифицированные ученые и практики. Речь идет о научных сотрудниках Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, во главе с его директором - действительным членом НАПН Украины, доктором психологических наук, профессором С. Д. Максименком, Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы НАПН Украины, во главе с его директором - членом-корреспондентом НАПН Украины, доктором психологических наук, профессором В. Г. Панком. К работе подключились также сотрудники Института подготовки кадров государственной службы

занятости Украины, Международного гуманитарно-педагогического института «Бэйт-Хана» (г. Днепр), педагоги Новомосковского коллегиума №11 Днепропетровской области, а также ученые Беларуси и РФ. Состав авторского коллектива постоянно увеличивался и насчитывает сейчас около 40 человек, в том числе более 15 докторов наук и 20 кандидатов наук,

Возникла также необходимость подготовки, наряду с украиноязычным, русскоязычного и англоязычного пособия, чтобы охватить как можно большую часть населения страны, ближнего и дальнего зарубежья. В июне вышло русскоязычное издание [15], а в ноябре 2020 года ожидается выход англоязычного.

Как уже указывалось выше, онлайн-исследование предполагает динамизм, оперативность в его проведении, своевременность и предупредительность предоставления научно обоснованных рекомендаций различным категориям населения, попавшим в пандемическую, карантинную ситуацию. Эти особенности профессиональной инновационной деятельности онлайн-исследователей образуют его положительную сторону. Но это не исключает определенных его недостатков, за что авторы несут персональную ответственность.

Оценивая информационные потоки в период коро-навирусной пандемии, можно сделать вывод, что причины ее появления с большой вероятностью связаны с состоянием мировой морали, с нарушением этических норм поведения гражданами и ответственными руководителями некоторых стран мира. Поэтому следствием этой трагической пандемии, скорее всего, станут принципиальные изменения в этическом кодексе цивилизации. Не претендуя на окончательное решение этой проблемы, мы предлагаем обратиться к мнению специалистов, которые серьезно занимались вопросами современной нравственности и предложили определенное их решение.

К их числу относится концепция рациогуманистиче-ского подхода в психологии, разработанная Г. А. Баллом (1936-2016), который особенно подчеркивал, что рациональный гуманизм актуален для предупреждения именно социальных и других конфликтов в жизни мировой цивилизации. В центре рациогуманизма стоит проблема «личности и культуры», разрешение которой происходит через гуманизацию, одухотворение образования, науки, через высоконравственный профессиональный труд и гражданское поведение землян. Решение этой проблемы возможно также через развитие

профессиональной, психологической культуры личности. Большое значение при этом имеет личностная свобода в гармоничном соотношении с личностной надежностью, что обеспечивает оптимальный с точки зрения прогресса цивилизации выбор типа социального поведения и профессиональной деятельности.

Концепция рациогуманизма требует для обоснования социальной идеологии и морали реализации так называемых диалогических универсалий [2]. К их числу относятся такие, как: уважение к партнеру по диалогу; принятие партнера таким, каким он есть с ориентацией на его высшие достижения; соединение уважения к партнеру с уважением к себе; согласие с ним на основе общих базовых ценностей; толерантность; расширение культурного поля в ходе диалогического взаимодействия; вариативная результативность диалога и другие.

Рациогуманизм выступает методологической основой формирования мировоззрения личности и человеческой цивилизации. В этом он соотносится с учением о ноосфере В. И. Вернадского. Сформулированные Г. А. Баллом основы рациогуманизма позволяют правильно организовать исследование такой сложной проблемы, какой является пандемия COVID-19, и найти

пути ее теоретического и практического решения. Авторы онлайн-исследования, среди которых есть последователи и ближайшие коллеги ученого, следовали принципам концепции своего Учителя [2]

Все вышеизложенное позволило получить предварительные результаты, которые можно представить уже сейчас в виде следующих положений [15].

1. Пандемия COVID-19 имеет столь сложный характер, что важно правильно понять ее природу. Поэтому следует обращаться к научной информации о ее сущности и протекании, которая излагается в выступлениях представителей таких наук, как биология, медицина, в таких их разделах, как генетика, вирусология, эпидемиология и др. Для лучшего понимания проблемы авторами онлайн-исследования предлагается стартовый вариант ноосферно-личностного подхода к изучению природы глобальной коронавирусной пандемии и путей ее преодоления. Этот подход разрабатывается на основе учения В. И. Вернадского о ноосфере и личностного подхода, предложенного психологами. Следует учитывать мнение специалистов о том, что для успешного проведения мероприятий по противодействию пандемической угрозе должны сочетаться усилия всех наук и прежде всего - медицины и психологии.

2. Необходимо формировать и сочетать индивидуальные и институциональные стратегии и тактики сознательного психологического противодействия угрозе коронавирусного заражения и заболевания, разрабатывать и обновлять систематически, еженедельно, ежемесячно планы укрепления своего иммунитета и здоровья - в соответствии с наращиванием мирового опыта борьбы с этой угрозой. Благодаря этому, человек предстает не беззащитным пассивным объектом воздействия со стороны пандемии, а субъектом, активно действующим по определенной программе в целях самозащиты, успешного противодействия пандемической угрозе.

3. Следует использовать карантинный образ жизни личности и общества как стимул к рациональной сано-генной перестройке сознания, повседневного бытия, солидарного гражданского поведения, персональной профессиональной деятельности, превращению минусов и неудобств карантина в плюсы укрепления здоровья и прогресса жизни. Для формирования карантинного образа жизни важно стать полноценным субъектом самозащитных действий, оперативно использующим появляющиеся в режиме онлайн научные

данные о природе пандемии. Более того, сама атмосфера пандемии требует отказа от роли созерцателя происходящих вокруг событий, напротив - она призывает к становлению в каждом человеке черт личности деятеля, ученого, психолога, исследователя актуальных проблем изменения собственной жизни и жизни окружающих, а также - личности педагога, оперативно обучающего себя и близких, особенно молодежь, нормам поведения в новых реалиях.

4. Для сохранения внутренней стабильности в период глобальной коронавирусной инфекции полезно овладеть техникой саногенного пандемического мышления, сознательной технологией работы личности с негативными эмоциями. При этом следует наращивать способности интеллекта, рефлексивной сферы, всей личности к противостоянию разрушительным эмоциям, которые уменьшают иммунитет и здоровье - такая интеллектуальная работа крайне необходима для сохранения здоровья и жизни во время пандемии.

5. Важную роль своеобразной вакцины против коро-навирусной болезни может сыграть некоторые виды психологическая защита личностью своего Я, за которыми стоят внутренние механизмы жизнедеятельности человека, в том числе и иммунная система организма.

Использование этого известного научной психологии еще со времен З. Фрейда и А. Фрейд защитного инструмента лучше осуществлять под контролем профессионального психолога.

6. Надо знать причины возникновения панических настроений и уметь психопрофилактически противостоять их появлению такими средствами, как целенаправленная сознательная активность, использование проверенной научной информации, внедрение идей солидарности и самоорганизации поведения в экстремальной ситуации - своего и ближайшего социального окружения.

7. В условиях психического напряжения в обществе, связанного с коронавирусной пандемией, с целью гармонизации психологического состояния и здоровья личности, следует использовать проверенные научные, культурные и религиозные средства самоубеждения, верить в то, что любая пандемия имеет начало и конец, а сокращение промежутка времени между ними во многом зависит лично от вас и вашего окружения. Для этого надо действовать активно, обращаясь к существующему опыту, а верующим - к молитве и Богу.

8. В формировании поведения самосохранения в ситуации пандемической коронавирусной тревоги целесообразно опираться на советы специалистов психологической службы, в частности телефонной службы доверия. При этом полезными будут советы по использованию всех личностных ресурсов человека - духовных, социальных, мотивационно-смысловых, характерологических, рефлексивных, интеллектуальных, психофизиологических, психосоматических, психогенетических, в частности, потенциала интимного инстинкта самосохранения жизни и наследственности рода.

9. Могут пригодиться целительные настрои самовнушения академика Г. Н. Сытина на оздоровление системы дыхания, уничтожение инфекций и укрепление иммунной системы и здоровья всего организма. Ведь известно, что объектом негативного воздействия со стороны коронавирусной инфекции является прежде всего легочная и иммунная системы человека.

10. В карантинной ситуации очень важно наладить соответствующее взаимодействие в семье взрослых родителей с детьми, для чего существует множество творческих занятий, игр, учебных упражнений, способов воспитания способности к поступкам, сценарии оптимального поведения и т. п.

11. Особого внимания заслуживают в ситуации пребывания в зоне коронавирусной пандемии пожилые люди как наиболее уязвимая категория взрослого населения. Ведь с возрастом ослабляется иммунитет, появляется функциональная недостаточность ряда органов, но, вместе с тем - накапливается уникальный жизненный опыт, появляется мудрость, способность к выживанию в сложных условиях. Поэтому пожилые люди должны получать особую психологическую помощь и одновременно - выступать мудрыми экспертами по вопросам преодоления трудностей, связанных с корона-вирусной пандемией. А это повысит шансы на спасение всей человеческой популяции.

12. Значительная часть населения, особенно молодежи, несмотря на риск и опасность со стороны негативных факторов пандемии, может и хочет участвовать в мероприятиях по оказанию необходимой добровольной психопрофилактической и психогигиенической помощи населению, которое в ней нуждается. Поэтому им следует пройти определенную психологическую подготовку к такой деятельности в качестве волонтеров.

13. Поскольку стресс признается одним из факторов снижения уровня функционирования иммунной си-

стемы и здоровья вообще, полезным является психологический тренинг умения выхода личности из стрессового состояния. Его можно использовать после определенной самоподготовки и как аутотренинг в условиях карантина.

14. Рефлексивный анализ исследователями своей собственной деятельности и деятельности окружающих свидетельствует о том, что пандемия и вызванные ею тотальный карантин, социальная изоляция и социальная дистанция, контроль над личностью, осуществляемые в массовом и обязательном порядке приводят, при всей своей организованности к очевидным масштабным негативным последствиям. Так, вынужденное существование огромных масс людей с разорванными социальными связями в состоянии социальной депривации и в некупированном паническом состоянии, хроническое подавление таких свойств личности, как ее социальность, самосознание, субъектность, свобода, толерантность, непродуманность процесса выхода огромных масс людей из карантинного режима и др. - все это приводит к плохо сдерживаемому и порой взрывоопасному импульсивному поведению определенных групп населения, к проявлениям гипертрофи-

рованной либеральности, к лавиноподобному неконтролируемому конфликтному социальному поведению, к трансформированному эгоцентризму, искаженному экстернальному типу ответственности, к резкому падению точности восприятия событий и внимательности, утрате индивидом чувства контроля и координации действий как во внутриличностной, так и межличностной сфере. Это проявляется в охвативших ряд стран массовых беспорядках, в ошибочности поведения, снижению качества профессиональной деятельности и т. д.

Представленные выводы и рекомендации не являются окончательными и исчерпывающими, онлайн-ис-следование психологических и педагогических проблем пандемии должно быть продолжено и постоянно совершенствоваться, учитывая открываемые в ходе изучения этого явления новые сведения о его природе. Об этом свидетельствуют данные, приводимые в научных трудах участников Всеукраинской психопедагогической интернет-акции «ТОЛОКА АНТИ-КОВИД-19» и Международного интернет-проекта «INTER ANTI-COVID-19», отраженные в украиноязычном интернет-исследовании и русскоязычном пособии [9; 15]. Следует отметить, что выставленные на сайте только ИПООД НАПН Укра-

ины указанные выше методические рекомендации, методическое пособие и интернет-пособие вызвали заметный общественный резонанс, проявившийся в более чем 6000 просмотров и 2000 репостов, в которых была высказана как поддержка проведенной исследователями работы, так и определенная ее критика, что вполне понятно в условиях неконтролируемой в социальных сетях ситуации и отсутствием содержательной обратной связи между читателями и авторами. При этом последние осознают, что разработанные ими некоторые аспекты сложной проблемы пандемии COVID-19 не лишены дискуссионности и требуют дальнейшего углубленного исследования.

Обобщая полученные в онлайн-исследовании данные, можно провести некоторую их систематизацию вокруг уроков пандемии для современного общества и образования. При этом мы исходим из убеждения в том, что вектор познания истины должен принципиально измениться с учетом возможных дальнейших угроз здоровью и самой жизни человека на Земле и одновременно вызвать интеллектуальную активность общества по противодействию этой и другим угрозам. Были выделены четыре основных урока.

1. Философский урок пандемии определяется недостаточностью имеющихся мировоззренческих основ в условиях изучения резко изменяющейся жизни, возникновения новой глобальной экстремальной ситуации, опасной для существования человечества и каждого человека. Она требует создания новой диалектики познания, неодиалектики, мегасистемных принципов понимания действительности и проектирования стабильных условий существования, создания более совершенной повседневной практической философии существования человека. Авторы выделили среди существующих как сообразное времени, наиболее адекватное в создавшейся ситуации, философское учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, и соответствующий ему ноосферно-личностный подход к пониманию природы пандемии как конфликта человека и коронавируса с его своеобразными характеристиками. Постижение ситуации требует осознания сложной цепочки вызванных пандемией причинно-следственных взаимодействий, которые уже привели к тектоническим социальным, политическим и экономическим потрясениям планетарного масштаба. При этом важно было учитывать как непосредственно действующие, так и опосредованные причины общественного

кризиса в отдельных странах, вызвавшие новые проблемы и потрясения, к числу которых относится и своеобразный «коронавирус дезинформации», пронизывающий сложные информационные потоки, с которыми рядовой человек впервые встретился благодаря современным средствам массовой коммуникации. При этом требуется новый подход к анализу бесконтрольных информационных потоков, который удачно назван И. А. Зязюном информологическим, а мы бы добавили - и информоэтическим.

Пандемия вируса COVID-19, какую бы природу и происхождение она не имела, является тем глобальным вызовом, содержащим в себе «сумму противоречий» и «мегабарьеров», которые заставили мировой разум «ухватиться за Космос» в его макро- и микроизмерениях, всмотреться в сущность происходящих в биосфере явлений, в которой как в сложнейшей сфере жизни протекает судьба отдельного человека и всего человечества. Научное осмысление происходящего становится жизненно важной необходимостью, целью и средством выживания для каждого неравнодушного к своей и всеобщей судьбе человека.

Потребность в новом философском, методологическом осмыслении происходящего требует нового активного включения философии и, особенно, практической философии в программы обучения уже в средней общеобразовательной школе - на основе системной интеграции науки и образования. Оно должно иметь своей целью как усиление познавательных возможностей каждого человека, так и формирование целостного но-осферного мировоззрения с учетом новых глобальных макро- и нанореалий, новой диалектизации мышления, рационализации гуманистических тенденций, прагматической этики поведения, инновационного усвоения и применения духовных ценностей.

Важнейшим компонентом содержания современного образования должны стать ноосферология по В. И. Вернадскому, этика прагматического гуманизма Г. А. Балла, принципы социальной реабилитации и культурного развития личности в кризисных ситуациях по А. С. Макаренко, культурно-исторического развития человечества по Л. С. Выготскому, обеспечения счастья каждого человека по В. А. Сухомлинскому, имплементации принципов Добра, Свободы, Творчества, Мастерства в судьбу каждой личности по

И. А. Зязюну и др. Образование должно ориентироваться в еще большей степени на гуманистические ценности и новые смыслы бытия.

Ноосферное сознание и поведение должны стать предпочтительными для каждого человека, жизненно необходимыми для его развития. Ноосферный прорыв в науке и образовании является одним из условий преодоления глобальных потрясений - и он уже свершается в наши дни. В этом контексте в современной школе должна утвердиться в разных предметах (а возможно и специально в отдельном предмете) в качестве учебной парадигмы практическая философия как наука о человеческой мудрости, обобщающая и доводящая до каждого ученика жизненно важные знания разных наук, эстетические ценности, этические нормы, гуманистические социальные установки - в форме новых личностных смыслов и мотивов поведения, поступков и действий. На первый план выступает такое свойство личности, о котором говорил В. И. Вернадский, как ее научность.

2. Психологические уроки пандемии предполагают развитие психологической культуры личности и общества с ориентацией на психическое, психологическое и

духовное здоровье и гармонизацию личности. Пандемия поставила перед практической психологией и социальной педагогикой новые задачи, к числу которых относятся психологическая профилактика и гигиена здоровья в повседневной жизни, рациональная гуманизация общества, дальнейшая демократизация как отдельной личности, так и цивилизации в целом. Среди ценностей психологической культуры должны утвердиться ценность личности, ее честь и достоинство, жизненно важные духовные ценности, ценность физического, психического и духовного здоровья, смыслы гармонического саногенного развития личности. Особенно ценным должно стать развитие духовной и интеллектуальной сферы личности. Психологическая служба должна служить обществу и человеку своей компетентностью и преданностью гуманистическим ориентирам, ценностям и смыслам.

Внимание читателя концентрируется на вопросах мобилизации психологических ресурсов жизнестойкости человека во время пандемии, оптимизации поведения самосохранения в ситуации пандемической угрозы, особенностях взаимодействия взрослых с детьми, психопрофилактическом по своей сущности поведении пожилых людей и их психологического сопровождения в

условиях коронавирусной пандемии, особенностях оказания психологической помощи при переживании кризисных состояний во время пандемии, психологической подготовки волонтеров к оказанию профилактической и гигиенической поддержки населения в период карантина и др. В пособии приведены также практические советы родителям и педагогам, психологический тренинг выхода из состояния стресса, техники стабилизации личности в ситуациях нарушения эмоционального состояния и др.

Констатируя драматизм событий наших дней, их тревожное переживание каждым человеком и всем человечеством, мы должны быть готовы к величайшему перелому в научной мысли человечества, готовить условия для зарождения новых научных достижений небывалого масштаба. Как показывает исторический опыт, очень важно налаживание в нем демократических отношений, его организация на принципах и процедурах прямой демократии в условиях развитого гражданского общества. Показательно, что страны с развитым гражданским обществом, среди которых можно назвать Швейцарию, Германию, быстрее и эф-

фективнее справляются с пандемией на основе интеграции социального интеллекта и быстрого решения на его основе вызванных ею проблем.

И только соборная личность, личность планетарно-космического масштаба, рассмотренная О. А. Базалу-ком и др., может служить субъектом дальнейшего стабильного развития человечества и человека, какими бы тяжелыми ни оказывались в будущем новые вызовы. Такая личность должна расширить сферу своего бытия в масштабах микромира и макромира, как это предлагает швейцарский психолог Сильвио Фанти, последователь З. Фрейда, расширивший традиционный психоанализ до микропсихоанализа и онтопсихоанализа личности в масштабах всей жизни человека. Авторы предполагают дальнейшее продвижение науки в этом направлении и развитие космо- и нанопсихологии.

3. Медико-психологические уроки пандемии требуют существенного усиления саногенной, валеологи-ческой составляющей бытия человека и образования на основе значительно большего внедрения в жизнь и учебно-воспитательный процесс доступных и необходимых каждому человеку медицинских, психологических, психореабилитационных, психотерапевтических

знаний, умений и навыков, отвечающих задачам преодоления патогенных реалий пандемии, достижения новой нормальности жизни.

Для усвоения этих уроков необходимо более полное овладение фундаментальными знаниями о здоровье человека, конкретными умениями предупреждения коро-навирусной болезни и сопутствующих ей расстройств. Важными в этой связи представляются данные о практической психологической работе личности с дистрессами для снятия их патогенного влияния на здоровье человека, овладение приемами саногенного мышления, об использовании психологических защит, о применении сугестопедических настроев на оздоровление легочной и иммунной системы человека и др. Конечно, арсенал медико-психологических и саногенных средств значительно шире, но и представленные в пособии данные свидетельствуют о серьезных оздоровительных возможностях психологии и педагогики.

4. Педагогические уроки пандемии вызывают принципиальные вопросы к образованию. В достаточной ли мере отвечает оно вызовам со стороны пандемии? Какие изменения в его содержании наиболее целесообразны в нынешней ситуации? Достаточны ли имеющиеся психогигиенические меры в профессиональной

деятельности педагога и учебной деятельности учащегося в условиях пандемии? Насколько осуществлены современным образованием идеи В. И. Вернадского об «учащемся народе», об актуально обучающейся цивилизации? В решении этих вопросов важна практическая реализация знакомых и еще мало знакомых специалистам в новых условиях пандемии идей непрерывного и все-возрастного образования, педагогизации жизни и онто-логизации образования на основе его рационализации и прагматизации, цифровизации и дистанцизации, насыщения практики обучения и воспитания жизненно важными духовными ценностями современного Мировоззрения, ценностями самой Жизни и Человека, Веры, Надежды, Любви, Добра, Красоты, Истины. Актуальными в данный период становятся достижения отечественной педагогики и психологии прошлых лет, среди которых выделяются антропологическая педагогика, природная педагогика, педагогика сотрудничества, гуманистическая психология и педагогика, педагогика космизма. В пособии рассматриваются эти направления совершенствования образования и некоторые новые теории образования, в частности, контекстное образование и концепция цифрового обучения, приводимая с анализом его положительных и отрицательных сторон, которые особенно остро проявляются при массовом дистанционном

обучения и удаленном труде в условиях пандемии. Эти педагогические новации соответствуют идеям Л. С. Выготского, А. С. Макаренка, В. А. Сухомлинского,

A. Н. Леонтьева, Г. С. Костюка, В. В. Давыдова, И. А. Зязюна, В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили,

B. А. Моляко, О. А. Базалука и других выдающихся психологов и педагогов. Актуальными становятся идеи развития ноосферного образования, заложенные трудами В. И. Вернадского еще в первой половине ХХ века.

На пути совершенствования и реализации научной мысли еще много заторов и неурядиц, связанных, в частности, с известным консерватизмом человеческого сознания. Последнее должно своевременно и чаще реагировать на актуальные проблемы времени. Этому может способствовать значительно большее «онаучивание» всех слоев общества прежде всего - управляющего его звена. Образование ХХ1 века все заметнее становится процессом, с помощью которого человек и общество максимально раскрывают свой творческий потенциал в масштабе Космоса, что позволит решать не только экономические, но другие проблемы в области жизнедеятельности, экологии, социологии, культуры и т. п. Создание целостной мировой образовательной сети будет способствовать выработке единого планетарного подхода к жизни всей земной цивилизации. Пандемия СOVID-19

требует создания новой сетевой системы образования! Всемирная образовательная сеть с ее многочисленными каналами доступа к ней «обучающегося народа» и «обучающейся цивилизации» должна иметь актуальное национальное и межнациональное жизненное содержание, пропускаемое через определенные этические рамки обучения и воспитания в определенное время. Всемирный культурный компонент содержания образования должен гармонично сочетаться с поликультурными составляющими в общем образовательном потоке планеты, доминируя над другими сетевыми информационными потоками и в данный исторический момент составлять основу формирования устойчивого мирового сообщества и предсказуемой ойкумены. В этом плане именно но-осферное образование позволяет по-новому разобраться в природе Человека, в его развитии, в диалоге Человека Природы и осуществить трансформацию личностного сознания человека, формирование его готовности к благотворному социальному влиянию на ход земной жизни. В эпоху перехода биосферы в ноосферу человеческое сознание создает условия для трансформации антропоцентризма в антропокосмизм в его макро- и микроэдинстве. Этому благоприятствует и проникновение психологических знаний в педагогическую культуру

Реальным критерием успеха педагога ХХ1 века становится не только урок, его предмет, авторитет профессионала, но и наша жизнь, измеренная индексом человеческого развития, - ИЧР (он сочетает в себе три показателя: ВВП на душу населения, уровень образования и продолжительность жизни) в условиях региона. Он может быть использован и как показатель эффективности педагогического действия при переходе к ноосферной педагогике. Украина в 2019 году заняла 133-е место в международном рейтинге «счастливых» стран из числа 156 государств, которые традиционно исследует группа ученых по заказу ООН. Кроме того, в Украине существует наибольшая в Европе разница в продолжительности жизни мужчин и женщин - женщины теперь живут в среднем 77 лет, мужчины - 67, а это на 10-15 лет меньше, чем в странах Западной Европы.

Пандемия поставила перед человечеством новые нестандартные вопросы и вызовы. Современное общество и образование в союзе с верой и наукой должны дать квалифицированные ответы на них. Призыв «быть человеком» и «противостоять расчеловечиванию» является ориентиром для культуры и образования в дальнейшем. Впереди - эпоха ноосферного гуманизма и задачи ее инновационного научного сопровождения. Надо возобладать умом, созвучным со Вселенной!

Литература.

1. Балашов Л. Е. Практическая философия. Москва: МЗ-Пресс, 2001. 317 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Балл Г. А. Ориентиры современного гуманизма (в социальной, образовательной, психологической сферах) : Издание второе, дополненное. Житомир: ЧП «Рута», Издательство «Волынь», 2008. 232 с.

3. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. Москва : Наука, 1988. 522 с.

4. Зязюн I. А. Фшософш педагопчно! ди: Монография. Черкаси: Вид. вщ. ЧНУ шет Богдана Хмельницького, 2008. 608 с.

5. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. Москва : Мол. гвардия. 1990. 351 с.

6. Пригожин И. Р. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-52.

7. Психолопчна профшактика [ ппена особистосп у протидп пандемл covid-19. Методичш рекомендаци / Авт. кол.: Рибалка В. В., 1гнатович О. М., Помиткш Е. О., Павлик Н.В., Становських З. Л., Коваленко О. Г., 1ванова О. В., Радз1мовська О. В., Татаурова-Осика Г. П.; за ред. Рибалки В. В.; тслямова рецензенпв В. Г. Панка [ А.П. Самодрина. Ки!в: 1нститут педагопчно! освгш [ освпи дорослих 1мет 1вана Зязюна НАПН Украши, 2020. 60 с. (рукопись в электронном виде).

8. Психолопчна профшактика [ ппена особистосп у протидп пандемн СОУГО-19: Методичний поибник / Авт. кол.: Рибалка В. В., Помиткш Е. О., 1гнатович О. М., Павлик Н. В., 1ванова О. В., Радз1мовська О. В., Становських З. Л., Калюжна С. М., Кабиш-Рибалка Т. В.; за ред. Рибалки В. В.; Передне слово Панка В. Г.; тслямова Самодрина А.П. Кшв: 1нститут педагогчно! освгги [ освгги дорослих 1мет 1вана Зязюна НАПН Украши, 12-29 березня 2020 р. 123 с. (рукопись в электронном виде).

9. Психолопя [ педагопка у протидп пандемн COVID-19: 1нтернет-пос1бник / за наук. ред. В. Г. Кременя; [координатор штернет-поибника В. В. Рибалка; колектив автор1в]. Кшв: ТОВ «Юрка Любченка», 2020. 243 с.

10. Рибалка В. В. Методологчт проблеми науково! психологи: поибник. Кшв : Талком, 2017. 245 с.

11. Рибалка В. В. Самонавчання демократ!! юно! та доросло! особистосп: метод. поаб. Кигв : Талком, 2019. 208 с.

12. Рыбалка В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике : Пособие. Житомир : Изд-во ЖГУ им. И.Франко, 2015. 872 с.

13. Самодрин А. П. Архггектошка профшьно! освпи : навчально-методичний поибник. Кременчук : ПП Щербатих О. В., 2019. 504 с.

14. Сильвио Фанти. Микропсихоанализ. Москва: ЦПП, 1997. 400 с.

15. COVID-19 в измерениях философии, психологии и педагогики: пособие / [под научн. ред. В. В. Рыбалки и А. П. Самодрина ; коллектив авторов]. Киев, Днепр, Кременчуг: ПП Щербатых А. В. 2020. 396 с.

16. Татенко В. О. Сучасна психологш: теоретико-методолопчш проблеми: навч. поаб. Кшв : Вид-во Нац. авiац. ун-ту «НАУ-друк», 2009. 288 с.

17. Феномен шновацп: освгга, суспiльство, культура: монографiя / за ред. В. Г. Кременя. Кшв : Педагопчна думка, 2008. 472 с.

18. Цуканов Б. И. Время в психике человека: Монография. Одесса : Астропринт, 2000. 220 с.

19. Чернов А. П. Мысленный эксперимент. Опыт психологического исследования. Москва : Наука. 1979. 2008 с.

V. V. Rybalka, A. P. Samodrin Methodological features of online research on the philosophical, psychological and pedagogical problems of the covid-19 pandemic and lessons for education and society

Annotation. The article highlights the conditions and methodological features of a group of psychologists and teachers of special online research - symptomatic, noosphere-personal, ethical-rational-humanistic approaches, its methods - observation, expert analysis of a pandemic situation, thought experiment, etc. - as well as philosophical, psychological, pedagogical problems of COVID-19, relevant lessons for the education system and society, guidelines for the population to maintain mental, physical and spiritual health in a quarantine situation.

Keywords: pandemic, online research, scientific problems, lessons for society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.