Научная статья на тему 'Условия воспитания подростков и молодежи в соблюдении условий безопасности при пандемии'

Условия воспитания подростков и молодежи в соблюдении условий безопасности при пандемии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная безопасность при пандемии / педагогическое взаимодействие / негативные последствия COVID-19 / информационное обеспечение / кризис из-за болезни / практическое взаимодействие / безопасность в условиях пандемии / потери в обучении / дистанционное обучение / условия воспитания / information security in a pandemic / pedagogical interaction / negative consequences of COVID-19 / information support / crisis due to illness / practical interaction / security in a pandemic / learning losses / distance learning / parenting conditions.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ласкин А.А.

В статье обсуждаются результаты опросов, научных исследований и статистические показатели в соблюдении условий безопасности при пандемии среди подростков и молодежи по педагогическому и психологическому взаимодействию с родителями, а также правовое и информационное обеспечение антикриминальной безопасности в условиях пандемии и распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В статье рассматривается внутренняя Российская и международная ситуация, которая возникла из-за социально негативного воздействия и последствия влияния коронавирусной инфекции COVID-19 на традиционные социальные системы и институты (образование, здравоохранение), обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан и общества, и другим жизненно-важным отраслям экономики нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ласкин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for educating adolescents and young people to comply with safety conditions during a pandemic

The article discusses the results of surveys, scientific research and statistical indicators in observing safety conditions during a pandemic among adolescents and young people in pedagogical and psychological interaction with parents, as well as legal and informational support of anti-crime safety in the context of a pandemic and the spread of coronavirus infection COVID-19. The article examines the domestic Russian and international situation, which has arisen due to the socially negative impact and consequences of the impact of the coronavirus infection COVID-19 on traditional social systems and institutions (education, health care), ensuring the life and safety of citizens and society, and other vital important sectors of the economy of our country.

Текст научной работы на тему «Условия воспитания подростков и молодежи в соблюдении условий безопасности при пандемии»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-327-337

Условия воспитания подростков и молодежи в соблюдении условий безопасности при пандемии

А.А. Ласкин

Международная академия образования

121433, г. Москва, ул. Большая Филёвская, 28, корп. 2

International Academy of Education

Bolshaya Filevskaya, str., 28, building 2, Moscow 121433 Russia

e-mail: al.laskin@yandex.ru

Ключевые слова: информационная безопасность при пандемии, педагогическое взаимодействие, негативные последствия COVID-19, информационное обеспечение, кризис из-за болезни, практическое взаимодействие, безопасность в условиях пандемии, потери в обучении, дистанционное обучение, условия воспитания.

Key words: information security in a pandemic, pedagogical interaction, negative consequences of COVID-19, information support, crisis due to illness, practical interaction, security in a pandemic, learning losses, distance learning, parenting conditions.

Резюме: В статье обсуждаются результаты опросов, научных исследований и статистические показатели в соблюдении условий безопасности при пандемии среди подростков и молодежи по педагогическому и психологическому взаимодействию с родителями, а также правовое и информационное обеспечение антикриминальной безопасности в условиях пандемии и распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В статье рассматривается внутренняя Российская и международная ситуация, которая возникла из-за социально - негативного воздействия и последствия влияния коронавирусной инфекции COVID-19 на традиционные социальные системы и институты (образование, здравоохранение), обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан и общества, и другим жизненно-важным отраслям экономики нашей страны.

Abstract: The article discusses the results of surveys, scientific research and statistical indicators in observing safety conditions during a pandemic among adolescents and young people in pedagogical and psychological interaction with parents, as well as legal and informational support of anti-crime safety in the context of a pandemic and the spread of coronavirus infection COVID-19. The article examines the domestic Russian and international situation, which has arisen due to the socially negative impact and consequences of the impact of the coronavirus infection COVID-19 on traditional social systems and institutions (education, health care), ensuring the life and safety of citizens and society, and other vital important sectors of the economy of our country.

[Laskin A.A. Conditions for educating adolescents and young people to comply with safety conditions during a pandemic]

Правовая ответственность‭ и условия воспитания подростков и молодежи в соблюдении условий безопасности при пандемии ‬напрямую‭ ‬связаны‭ ‬со‭ ‬знанием о болезни и способами с ней бороться,‭ ‬а‭ ‬родители‭ ‬ и учителя часто‭ ‬сами‭ ‬не‭ ‬знают‭ ‬правду‭ ‬об опасной инфекции‭ ‬и‭ ‬не‭ ‬могут‭ ‬донести‭ ‬ее‭ ‬до своих‭ близких и ‬детей.‭ ‬Запугать или нивелировать опасность коронавирусной инфекции COVID-19 ‬-‭ ‬не‭ ‬значит‭ ‬сказать‭ ‬правду, а можно также и навредить.‭

‬Именно‭ ‬поэтому‭ ‭‬профилактические‭ ‬беседы‭ и практическое взаимодействие всех институтов жизнедеятельности и правоохранительных органов полезно‭ ‬не‭ ‬только‭ ‬подросткам и молодежи,‭ ‬но‭ ‬и‭ ‬их‭ ‬родителям.‭ ‬Совместно‭ ‬мы‭ ‬сможем‭ ‬действовать‭ ‬активно‭ ‬и‭ ‬наступательно,‭ ‬и‭ ‬тогда‭ ‬обеспечим‭ ‬быстрое выявление и лечение опасной болезни и обеспечим выход из сложившегося из-за инфекции COVID-19 кризиса с минимальными потерями для себя и своих близких.

Актуальность обсуждаемой темы обусловлена качественно новыми задачами при возникшем кризисе, для обеспечения условий психолого - педагогического воспитания и антикриминальной безопасности подростков и молодежи в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Воздействие на здоровье взрослых и детей коронавирусной инфекции очевидно, подростки не имеют возможности общаться с друзьями и взрослыми, заботящимися о них, попасть в то безопасное для них место, которое дает не только образование, но и питание, физическое развитие, творческие внеклассные мероприятия. Эта потеря, в условиях пандемии, особенно ощутима для социального и эмоционального развития нервной системы молодежи и подростков, включая, например, эмоциональную регуляцию, самосознание, социальную осведомленность, эмпатию, планирование и принятие решений. Поскольку многие подростки стремятся к независимости от своих родителей, друзья здесь играют ключевую роль. Социализация становится важной частью их экосистемы в процессе жизненного развития, что является очень сложным аспектом для воссоздания нормального, планомерного обучения на дому и при требованиях соблюдения социальной дистанции. Неожиданное и раннее окончание учебного года, с неопределенностью обучения и разрушенной рутиной, заставляет подростков испытывать острое чувство потери в развитии и учебе. В недавнем опросе в школах Москвы ученики восьмого класса сказали, что испытывают все большую тревогу. Они также говорили, что были бы благодарны взрослым за помощь продолжать развиваться и учиться когнитивно и с полной отдачей в условиях, которые не являются идеальными. При дистанционном обучении домашняя обстановка приобретает особое значение. Большинство рекомендуемых школами образовательных сайтов помогают подросткам перейти к виртуальному образованию. Тем не менее многие взрослые не настолько знакомы с SEL, поэтому потребуется помощь, чтобы изучить эти аспекты для себя, а затем использовать полученные знания, чтобы помочь детям укрепить эти навыки. Всю необходимую информацию о социальном и эмоциональном обучении рекомендуют найти в Интернете и в открытом доступе. К счастью, большинство школ интегрировали SEL в свой учебный процесс. С ослаблением антикризисных мер, стало появляться много подходов и практик, причем большинство из них рекомендуют вести диалог, направленный на устранение потерь в учебе, спорте и социальной адаптации. Моделировать ситуации и обучать устойчивости к ним, обсуждать проблемы и заботы подростков. Проявлять доверие и поддерживать независимость. Сосредотачиваться на том, что мы можем многое контролировать, чтобы помочь уменьшить страх и обеспечить безопасность. Помогать подросткам оставаться на связи со школой и друзьями, предлагать им стать частью более широкого сообщества и поощрять поиск способов внести позитивные изменения. Из-за инфекции COVID-19, многое в нашей повседневной жизни и в России изменилось и пройдет некоторое время прежде, чем все станет возвращаться на круги своя. На сегодня важно донести до молодежи две вещи: Первое - эта пандемия закончится, что человечество уже не раз переживало подобное - и оставляло прожитое позади. Второе - в их жизни все только начинается. И на несколько месяцев нам и детям надо изменить привычную жизнь, поведение, обучение и многое другое. Это не всем приятно - решить временно отказаться от наших привычных занятий и планов. Но чем раньше мы примем, что это так, тем легче переживем вспышку заразной болезни на нашей территории, тем скорее все закончится, тем меньше плохих последствий будет у для каждого из нас. Это - разумно. Нам и подросткам многое не нравится - изменившиеся условия жизни, работы, учебы. Мы можем закрывать на это глаза, серьезно не воспринимать болезнь, даже быть агрессивными, паниковать, либо собирать информацию из достоверных источников и делать то, что можем и должны делать сейчас для выздоровления. И молодежь может сделать правильный выбор, чтобы сберечь себя и здоровье своих близких и друзей.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) объявила инфекцию - COVID-19, чрезвычайной международной ситуацией. И по этой причине самое время рассказать о том, что такое эпидемия и чем она отличается от пандемии. Начнем с того, что слово «пандемия» происходит от греческого «пандемос», что означает «принадлежать всем людям». Пандемия - это вспышка глобального и мирового масштаба. О наступлении пандемии говорят, когда новая бактерия или вирус становятся способными к быстрому распространению и затрагивают очень много людей по всему миру.

Давайте не будем забывать о том, что история человечества, это история борьбы с различными вирусами и болезнями.

Главной мишенью работы педагогов и родителей в период пандемии является психолого - эмоциональная регуляция молодого человека и оказание ему помощи в решении этой задачи. Прежде всего пандемия ударяет по эмоциональному тонусу, истощает его и создает ограничения для нервно-психической регуляции. Это касается и взрослых, и детей. Поэтому необходимо специальное объяснение того, как происходит саморегуляция у взрослых и детей при пандемии, а также знание тех поведенческих механизмов, которые обеспечивают саморегуляцию.

Взрослая и подростковая эмоциональная регуляция обеспечивается через вегетативную и эндокринную системы, а также через сознание и когнитивные процессы. Необходимость в саморегуляции при пандемии т.е., в ограниченных условиях жизненного пространства имеет особое значение для внутреннего благополучия и жизнестойкости. При чем стоит обратить внимание, что задача предотвращения чрезмерных эмоциональных трат у людей в это время, связанных с тревогой, напряжением является важной и основной. Эмоциональная регуляция прежде всего необходима для обеспечения оптимального психического тонуса, поддерживающего и усиливающего чувство уверенности в себе, обеспечивающего целостность и уверенность в действиях. В этот период подростку необходимо чувствовать собственную интегрированность и связанность с миром, а не эмоциональную истощенность, внутренний разлом и разруху. Кроме того, в настоящее время необходимо выдерживать аффективные нагрузки, адаптироваться к эмоционально заряженной и постоянно меняющейся разноплановой и противоречивой информации, идущей из СМИ и социальных сетей. Месяцы нахождения в самоизоляции истощают, имеющиеся у молодого человека ресурсы, и может привести к нервно-психическому срыву.

Система эмоциональной регуляции складывается из внешней (со средой) и внутренней (через организм) регуляции и состоит из афферентного и эфферентного звеньев. Афферентные звенья - обеспечивают движение нервных импульсов от органов чувств к нервной системе, эфферентные - наоборот от центральной нервной системы мышцам и железам внутренней секретности. В настоящее время система эмоциональной регуляции особенно чувствительна к переживаемым стрессам. Поэтому афферентные импульсы направлены к параметрам, сигнализирующим о возможности удовлетворения актуальных потребностей из внешней среды, а также удовлетворения их в будущем. Прогнозы экономистов, политологов и медиков сигнализируют о явлениях, чреватых опасностью, а наши когнитивные системы расценивают эту информацию как несущую неустойчивость, неопределенность и дефицит благополучия.

Из внутренней среды также мы получаем сведения об общем состоянии организма, которое расценивается как комфортное или дискомфортное. Организм при пандемии, в условиях ограниченной двигательной активности, недостаточно удовлетворенных физиологических потребностей (как минимум вентиляции легких, циркуляции кровообращения, гармональной интоксикации и истощения), начинает давать отрицательную оценку внутреннему благополучию. Внутреннее напряжение, идущее из органов и систем организма в условиях изоляции, начинает усиливаться и сигнализировать о неблагополучии, что отрицательно отражается на эмоциональном тонусе и снижает эмоциональный фон. Эфферентная сторона активно участвует прежде всего в тонической регуляции и создает оптимальный тонус других психологических процессов и самой эмоциональной системы. И ей необходима в данный момент специальная помощь и поддержка, чтобы преодолеть стрессовое состояние. Особое внимание необходимо обращать на положительные эмоции, поскольку они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение вновь возникающих задач. Не стоит так же игнорировать некоторые отрицательные эмоции: гнев, раздражение, капризы, потому что они отвечают за жизнестойкость и удержание жизненного пространства. Благодаря афферентной и эфферентной регуляции должна обеспечиваться стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии.

Что же помогает поддерживать устойчивость в такой период? Прежде всего, человеку важно чувствовать себя постоянным востребованным и живым источником собственной активности. Подростки, которые имеют внутреннюю уверенность и желание к самодвижению, к изменению и реализации, чувствуют себя значительно лучше. В настоящее время важно понимать границы своих собственных переживаний, устойчивости в учебе и профилактике здоровья эмоционально не сливаться с остальными, не входить в явления массовой паники, тщательно фильтровать и отслеживать информацию, разделять то, что касается лично вас, и что не имеет к вам никакого отношения. Можно с уверенностью сказать, что молодым людям повезло, если в них успели заложить жизнестойкую идентичность, построенную на открытости к неизвестности, креативности, критическом мышлении, а также способности быть гибкими к происходящему и перестраивать уже имеющийся опыт (Лазарев, Подвойский, Ласкин, 2018).

В данный момент молодым людям необходимо избегать нервно-психического истощения. Помочь обрести спокойствие могут типы поведенческих механизмов эмоциональной регуляции. Самые простые из них, понятные абсолютно любому:

1. Избавить себя от той не нужной активноcти, которая вас истощает. Не пытаться сделать как можно больше. И наоборот окружите себя мелочами, доставляющими радость, найдите то, что вам приносит удовольствие. Наполняйте ими свое жизненное пространство. Тело должно радоваться и ему необходимо прежде всего доверять. Необходимо делать что-то больше руками.

2. Организовать себе двигательную активность, прогулки и занятия спортом. Изыскать возможность, чтобы больше находиться на свежем воздухе, пускай даже на балконе. Делать сквозные проветривания помещений.

3. Давать правильную оценку даже отрицательному результату и рассматривать возможность его изменения, и как он поддается колибровке. Расширять или перемещать фокус внимания пока не найдётся оптимальное решение, снижающее силу истощающего напряжения.

4. Вспомнить положительные результаты и случаи, когда вы переживали радость, благополучие, спокойствие, либо другое состояние, необходимое вам. Войдите в него, позвольте ему наполнить вас, удержите его внутри. Затормаживайте отрицательные эмоции и усиливайте положительные.

5. Общаться и окружить в социальных сетях себя светлыми людьми, с которыми легко, которые не отнимают у вас силы. Почитайте, о чем они пишут, напишите свой комментарий, если есть силы. Ведь социальное окружение - это мощное средство поддержки и приведения в равновесие учебу и психологическое состояние.

6. Попробовать найти источник радости через включение разных сенсорных модальностей: вкусовой, тактильный, зрительной, слуховой. То, что доставляет приятные ощущения.

7. Перестать замечать и расстраиваться по тем вопросам, которые решить на сегодняшний день невозможно. Их нужно просто отсечь и не вкладывать в свое внимание. Например, «дёргать» и отвлекать детей по поводу качества успеваемости. Никакого качества в таких условиях не может быть. Также обратим внимание на то, что каждый год в России и в мире возникает эпидемия гриппа. Главное - вовремя сделать прививку! Эпидемии специфичны для города, региона или страны и возникают, когда число инфицированных превышает ожидаемое количество в пределах одной страны или ее части. Если инфекция широко распространена в нескольких странах одновременно, то она может перерасти в пандемию.

Наиболее распространенной причиной пандемии является новый штамм или подтип вируса, который легко передается от человека к человеку. Пандемии, иногда вызваны просто новой способностью болезни быстро распространяться, как в случае с вспышкой чумы в 17 веке. Пандемия появляется, когда новый штамм вируса мутирует, в результате чего приобретает способность передаваться от человека к человеку легко и быстро. Сезонные вспышки или эпидемии, как правило вызваны подтипами вируса, который уже циркулирует среди нас и, как правило, вызваны новыми подтипами вирусов. Эти подтипы раньше не были распространены среди людей. Более того, пандемия поражает большее количество людей и может быть более смертоносной, чем эпидемия (Минасян, 2020).

После возникновения и распространения пандемии у людей, переболевших, развивается иммунитет, но подтипы вируса могут циркулировать среди людей в течение нескольких лет, что способно привести к эпизодическим эпидемиям (например, гриппа). Такие организации, как ВОЗ, Центры по контролю и профилактике заболеваний (ЦКЗ), медицинские институты, контролируют поведение и перемещение возникающих вирусов. Здесь мы выделяем семь известных эпидемий переходящих в пандемию:

1. Юстинианова чума: 540-541 г. н.э.

2. Черная смерть (черный мор): 1346-1350 гг.

3. Холера: 1899-1923 гг.

4. Испанский грипп (H1N1): 1918-1920 гг.

5. Грипп (H2N2): 1957-1958 гг.

6. Гонконгский грипп: 1968-1969 гг.

7. Птичий грипп (H1N1): 2009 гг.

Так, самая опасная пандемия - испанского гриппа с 1918 по 1920 год унесла - 100 миллионов жизней, и справедливо считается самой страшной в мировой истории. Сегодня же, одной из главных проблем является специфическая устойчивость некоторых бактерий к антибиотикам, а также участившиеся случаи передачи вирусов от животных к человеку, как было в случае с тяжелым острым респираторным синдромом (SARS), Ближневосточным респираторным синдромом (MERS), африканской эболой и в 2019 году - COVID-19. Пандемия в современном мире может стать источником большого количества проблем у взрослых и детей (Турыгина, Усова, 2020). Дело в том, что у вирусов появилось куда больше возможностей для распространения, чем в прошлом. Более того, возникновение паники среди взрослого населения, когда люди пытаются покинуть эпицентр вспышки, может привести к еще большему распространению болезни. Изготовление вакцины может занять месяцы или годы, так как пандемические вирусы являются новыми агентами, возникающих инфекций. Медицинские учреждения, больницы и госпитали будут перегружены и может возникнуть нехватка медицинского персонала для оказания экстренной помощи как из-за пандемии, так и по другим возникшим причинам. Решение о переводе эпидемии в разряд пандемии принимается на основании распространенности вируса у различных групп населения, а также его влиянии на организм человека. Также главную роль играют: информированность и волнения среди населения. Решение о появлени пандемии объявляет ВОЗ. Однако во Всемирной организации здравоохранения пока заявляют, что ситуацию с новым коронавирусом все еще можно назвать эпидемией со множественными очагами.

Несмотря на значительные успехи в медицине, эпидемиологи и врачи России считают возникновение пандемии и ее ликвидацию, лишь вопросом времени. Пандемия в России разрушила привычный уклад жизни очень многих людей. Это заметно не только у взрослого населения, но и у молодежи и подростков: отмена ЕГЭ, экзаменов и выпускного, переход на дистанционное обучение, сокращение контактов, закрытие культурных и спортивных учреждений - все это не самым лучшим образом сказывается на психологическом состоянии подрастающего поколения. Из-за того, что традиционное очное обучение практически исчезло, школьники и студенты тяжело и неумело осваиваются в новой форме обучения и общения друг с другом. Подростки чувствуют себя встревоженными, злыми и несдержанными, так как обладают повышенной реактивностью на стресс, что является результатом гормональных колебаний и изменений в развитии мозга. Подросткам и молодежи еще до пандемии было довольно трудно (Ласкин, 2020). А в условиях, когда взрослые не всегда справляются с самоизоляцией и новыми трудностями из-за пандемии, очевидно, еще сложнее. При этом те условия, которые сопровождают социальное дистанцирование, могут обострить проблемные стороны подросткового возраста. Многие ученые называют происходящее не иначе как «социальную переориентацию». Так как подростки и молодежь проводят значительную часть времени в школе или в институте, и полагаются на общение со сверстниками. Это помогает им сформировать свои собственные чувства и мнения. Но все изменилось, и им выпало жить в нелегких условиях пандемии и изменения климата. Молодые люди начинают понимать, кто они или, по крайней мере, кем они будут прямо сейчас. И из-за пандемии многое из того, что когда-то определяло их обучение, занятия спортом и социальную активность, исчезло. И введенные ограничения из-за пандемии ограничивают их личностную свободу, что не может не тревожить их семьи и пониманием чем заняться на карантине. Также многие подростки чувствуют себя «лишенными», как будто у них «украли» возможности и воспоминания, которые они должны были сделать в старших классах и в Вузе (Першина, 2020). Некоторые расстроены, что не могут пойти на культурные и спортивные мероприятия и выпускной, как было до пандемии, а пребывание взаперти нередко приводит к повышенной тревожности и агрессивности. По мнению педагогов и психологов, очень важно позволить подросткам и молодым людям выразить то, что они чувствуют в это непростое время. Даже если все дома ладят друг с другом, для их эмоционального развития очень важно иметь собственное свободное время. Также рекомендовать обязательное соблюдение режима дня, санитарно - гигиенических правил, здорового питания и регулярные физические упражнения. Важно объяснить подросткам и молодежи, что это очень сложное время для всех нас, а не только для них. Необходимо объяснить, чтобы молодые люди были внимательны и добры друг к другу. Рано или поздно пандемия закончится, и нормальная жизнь и мир постепенно вернутся в норму.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев М.А., Подвойский В.П., Ласкин А.А. 2018. Профессиональная деформация руководителей: Монография. Под общ. ред. В.П. Подвойского. Новый Быт: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Чеховский техникум». 160 c.

Ласкин А.А. 2020. Особенности и коррекция гиперактивного поведения у подростков старшего возраста. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 9 (3): 194-207.

Минасян В.Д. 2020. Пандемия COVID-19 и способы борьбы с ней. - Инновации. Наука. Образование. 22: 721-732.

Першина М.П. 2020. Студенческая мобильность в эпоху COVID-19: Адаптация российских университетов к новым реалиям. - Вопросы политологии. 10 (12): 3480-3487.

Турыгина В.Ф., Усова А.В. 2020. Влияние пандемии COVID-19 на сферу образования. С. 180-183. - В сб.: Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом. Материалы I Международной научно-практической конференции (15 мая 2020 г.). Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. 221 c.

Получена / Received: 16.02.2021

Принята / Accepted: 01.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.