УДК 378
К вопросу об особенностях организации учебного процесса в высших учебных заведениях в условиях распространения пандемии
To the question of educational process organization peculiarities at higher educational institutions in the conditions of pandemic
Кислов В.Р., Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, kislov. vladlen@yandex. ru
Кузнецов А.В., Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, kuznetsovaleksan@mail ru
Трофимова О.Г., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, [email protected]
Юдин В.А., Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, [email protected] Богданова О.ЮЮ., Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, dictema@mail. ru
Kislov V., Yaroslavl Higher Military Institute ofAir Defense, [email protected] Kuznetsov A., Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense, [email protected] Trofimova O., Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, [email protected] Yudin V., Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense, [email protected] Bogdanova O., Yaroslavl Higher Military Institute of Air Defense, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.019
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы, пандемия, теоретические предметы, практические дисциплины, онлайн обучение.
Keywords: distance learning, electronic educational resources, information resources, pandemic, theoretical subjects, practical disciplines, online-education.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения особенностей применения дистанционной формы обучения гражданских студентов и курсантов военных вузов нашей страны в рамках учебно-воспитательного процесса в период распространения пандемии COVID-19. В статье обоснованы положительные и отрицательные составляющие данного процесса как для педагогов, работающих в нестандартном режиме, так и для студентов и курсантов. Приведены примеры организации учебных занятий по теоретическим и практическим дисциплинам на факультете физической культуры педагогического университета. Представлен порядок организации учебного процесса в военном вузе в условиях предотвращения заболеваний новой коронавирусной инфекцией. Результаты проведенного исследования предназначены для работников системы образования и руководителей образовательных организаций как гражданских, так и военных вузов.
Abstract. The relevance of the article is due to the research of the distance learning features for civilian students and military universities cadets in our country as part of the educational process during the spread of the COVID-19 pandemic. The article substantiates the positive and negative components both for teachers working in a non-standard mode, and for students and cadets, as well. The examples of training sessions organization in theoretical and practical disciplines at the Faculty of Physical Culture of the Pedagogical University are given. The procedure for organizing the educational process at a military university in the context of preventing diseases with a new coronavirus infection is presented. The study results are intended for the workers in the educational system and the heads of civil and military educational organizations.
Введение. Пандемия короновируса (СОУГО-19) вынудила педагогов вузов вспомнить об активном применении информационно--коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе с
обучающимися и в кратчайшие сроки разработать дистанционные технологии преподавания, не снижающие качества образования и подготовки специалистов. В сложившихся экстремальных условиях преподавателям представилась уникальная возможность переосмысления их места и роли в образовательной системе, поскольку результаты глобального онлайн-эксперимента помогли выявить проблемы современного образования. Современные условия диктуют новые подходы к организации занятий по всем теоретическим и практическим дисциплинам в высших учебных заведениях. Важно отметить, что военная образовательная среда в отличие от образовательной среды гражданских вузов имеет ряд специфических особенностей, заключающихся, прежде всего, в строгой воинской дисциплине, армейском укладе жизни, постоянной готовности личного состава к выполнению задач по предназначению, режиме секретности и закрытости места дислокации [11, с.633]. Исследование особенностей организации учебного процесса в период распространения пандемии СОУГО-19 в высших учебных заведениях нашей страны, а также выявление положительных и отрицательных результатов дистанционных форм преподавания
обусловливает актуальность данной работы.
Отличительной чертой XXI века является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни, и особое, ведущее место они занимают в системе современного образования в высшей школе. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, интерактивные доски, анимационные программы, а также Интернет)» [12]. Преимуществом применения электронных образовательных ресурсов является возможность формирования собственной электронной образовательной среды, оптимизирующей наиболее эффективные средства дистанционного взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Материалы и методы исследования. С каждым днём растёт популярность дистанционного обучения в вузе -взаимодействия преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемого специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность, достигая формирования всех компетенций, предусмотренных учебными программами [6].
В этой связи у многих преподавателей высшей школы возникает вопрос о подмене понятий «дистанционное обучение» и «электронное обучение». Так, по мнению Ю.Ю. Котляренко и О.Б. Симоновой «...с позиций большей части преподавателей формат электронного обучения ассоциируется с дистанционным и неизбежно сопровождается увеличением самостоятельной работы студента, отсутствием возможностей качественного интерактивного взаимодействия, а также ограничениями в организации групповых форм обучения» [7, с.75]. Исследователи полагают, что проблема низкой оценки качества дистанционной формы обучения связана не с демотивированностью преподавательского
состава, а прежде всего «.с недостаточной осведомленностью о возможных
технологических, методологических и методических решениях и возможностях реализации формата электронного обучения» [7, с.81].
В Российской Федерации всерьёз заговорили о дистанционном образовании только в конце 20 века. В 1997 году Министерство Образования РФ запустило глобальный эксперимент в области дистанционного образования, в котором приняли участие 20 различных ВУЗов как государственных, так и негосударственных [10]. В течение 5 лет проводилось тестирование различных технологий дистанционного обучения. На основе проделанной работы были разработаны специальные технологии, используемые для дистанционного обучения. Итогом данного проекта стало внесение в 2003-м году в закон «Об образовании» соответствующих поправок, которые придали дистанционному обучению юридическую силу.
Изначально применение технологий дистанционного обучения предполагалось как эффективный способ повышения квалификации или получения новой специальности на курсах переподготовки прямо из дома. Кроме того,
использование дистанционных форм обучения открывает большие перспективы для людей с ограниченными возможностями, поскольку обучение онлайн позволяет этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную и вузовскую программу. Однако в сложившихся условиях пандемии коронавируса переход на данную форму обучения вызван, прежде всего необходимостью домашней самоизоляции в условиях карантина. По рекомендациям Министерства здравоохранения и
Роспотребнадзора и педагоги, и студенты не имели права личного общения. В результате для качественного и эффективного завершения учебного процесса 2019-2020 года были использованы дистанционные формы обучения.
Несомненно, в каждой форме обучения (очная, заочная, очно-заочная, вечерняя, дистанционная и т.п.) есть свои особенности, проблемы, положительные моменты и недостатки, которые авторы данной статьи попытались выявить и обобщить, применяя онлайн обучение на факультете физической культуры (кафедра медико-биологических основ спорта и теории физической культуры) Ярославского государственного педагогического университета в течение трех месяцев с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Со стороны профессорско-преподавательского состава факультета были выделены следующие «плюсы» дистанционного обучения:
1. Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет избежать ограничений в образовательных потребностях.
2. Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучающимся.
3. Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
4. Разработка презентаций - качественно и эффективно разработаны обучающие программы и курсы.
5. Транспортная независимость - нет необходимости долгого ожидания транспорта для того, чтобы добраться до учебного заведения.
6. Экономическая целесообразность -предоставлена возможность проводить лекции для разных специальностей одновременно, независимо от количественного состава аудитории (экономия заработной платы).
7. Экономия аудиторного фонда - не требуются специальные лекционные классы для организации занятий.
8. Сохранение голосовых связок - отличная связь позволяет говорить обычно, не повышая голоса.
9. Снижение физической и психологической нагрузки - нет необходимости ходить по аудитории или стоять у доски, отдаленность студентов создает психологический комфорт.
Педагоги раскрыли и «минусы» работы дистанционно и в режиме онлайн:
1. Отсутствие очного общения между студентами и преподавателем, все моменты, связанные с индивидуальным подходом исключаются. Значительный минус - отсутствие рядом человека, который мог бы эмоционально окрасить знания.
2. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от сознательности студента.
3. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
4. Обучаясь дистанционно, сложнее развить практические навыки. Нет возможности приехать на практические занятия, однако, для того, чтобы закрепить какой-то навык, нужна регулярная практика.
5. Одна из особенностей очного обучения — студенческая жизнь, общение с сокурсниками, совместное посещение лекций. При дистанционном обучении даже интернет-общение с преподавателем, а иногда и с другими студентами, не заменит живого общения.
6. Отсутствие прямого взаимодействия «преподаватель - студент», недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала.
7. Невозможность идентификации личности студента в процессе контроля знаний. Удалённый формат обучения не обеспечивает качественного взаимодействия преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала. Система технически не способна проконтролировать, кто работает над экзаменационной работой или выполняет тестовую работу.
8. На лекционных занятиях невозможно контролировать заинтересованность и внимание аудитории.
9. На семинарских занятиях много времени тратится на подключение студентов к системе во время диалога.
10. На практических занятиях онлайн нет тактильного восприятия спортивного оборудования, пространственно-временных характеристик объекта.
Со стороны студентов авторами данной работы также был проведен опрос, выявляющий положительные и отрицательные стороны дистанционной формы обучения. Большинство студентов к «плюсам» онлайн формата отнесли:
1. Возможность подольше поспать.
2. Не надо толкаться в транспорте.
3. Задания более легкие.
4. В любое время можно сделать перерыв.
5. Можно обмануть и сообщить про плохую связь.
6. Не надо много одежды и обуви, экономия денег.
7. Не надо жить в общежитии, можно учиться из дома.
8. Если не знаешь ответ сразу - поможет интернет.
9. Легче прогуливать занятия.
Среди «минусов» дистанционного обучения студенческая аудитория выделяет следующее:
1. Очень устают глаза у компьютера.
2. Не всегда хорошая связь.
3. Нет личного общения с педагогом, если что-то непонятно.
4. Плохо без друзей-сокурсников.
5. Мало физической активности.
6. Нет возможности тренироваться.
7. Задают больше заданий, уходит много времени на их подготовку.
8. Нет общих развлекательных и спортивных мероприятий.
9. Усилен контроль со стороны родителей.
Преподаватели кафедры медико-
биологических основ спорта и теории физической культуры ЯГПУ совершенно спокойно проводили онлайн лекции, так как у многих уже имелись разработки качественных презентаций, и данная форма работы не вызывала трудностей в реализации и качественном изложении учебного материала.
Что касается формирования практических навыков и проведения практических занятий, то каждый педагог предлагал лично разработанные задания. Так по дисциплине «Организация спортивно-массовой работы» студенты отчитывались видеоматериалами по проведению зарядки с членами семьи, разрабатывали сценарии спортивных праздников и положения о соревнованиях.
По дисциплине «Спортивные игры» применялись анимационные задания с использованием специальной программы, в которой студенты строили технико-тактические варианты различных игровых ситуаций в волейболе и баскетболе.
В рамках дисциплины «Легкая атлетика» студенты на разных информационных платформах изучали методику обучения отдельным видам легкой атлетики, а затем в видео презентациях подбирали необходимый комплекс упражнений для обучения или совершенствования, используя домашний инвентарь и нестандартное оборудование.
По дисциплине «Гимнастика» обучающиеся присылали видеосюжеты с выполнением комплексов упражнений для различных мышечных групп, разрабатывали круговые тренировки, которые можно выполнять дома или во дворе.
Таким образом, по итогам трехмесячной удалённой формы обучения можно сделать вывод, что дистанционная система не является совершенной и имеет много недостатков. Кроме того, она неприемлема для обучающих при получении специальностей, требующих систематических практических навыков (учитель физической культуры, тренер, фитнес-инструктор).
Несколько иначе развивалась ситуация с переходом на дистанционную форму обучения в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. В рамках национальной программы «Образование» и в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» [1] в военных вузах Министерства обороны РФ уже давно ведется работа по созданию информационно-образовательной среды. По заявлению представителя президента РФ - статс-секретаря, заместителя министра обороны России Николая Панкова «...в Минобороны давно занялись цифровизацией военного образования, что помогло организовать учебный процесс, как в довузовских заведениях, так и высшего профессионального образования» [9]. Генерал армии сообщил, что «.есть электронная библиотека, разработано огромное количество электронных учебников. Система образования смогла адаптироваться к новым условиям и все учебные заведения в полном объеме реализовали образовательные программы в условиях распространения коронавируса» [9].
В целях предупреждения завоза и распространения в Вооруженных Силах
Российской Федерации новой коронавирусной инфекции был определен порядок реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава учебных заведений [2]. С учетом мер, принимаемых на территории субъекта Российской Федерации, в границах которого дислоцируется образовательная организация, был установлен особый порядок передвижения постоянного состава вузов и персонала, обеспечивающих сторонних организаций, максимально (по возможности) исключив непосредственный контакт с обучающимися. Для освоения программ обучения максимально полно использовались возможности электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий.
На примере Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны представим организацию учебного процесса в период пандемии в высшем военном учебном заведении. Разработка выпускных квалификационных работ слушателями и курсантами выпускных курсов осуществлялась с соответствии с индивидуальными заданиями. В период действия режима самоизоляции аудиторные занятия с адъюнктами были заменены самостоятельной работой по месту проживания (по индивидуальным заданиям, разработанными совместно с научными руководителями и направленными на разработку математического аппарата исследований, подготовку статей, научных докладов и др. с учетом соблюдения требований по защите государственной тайны).
Обучение курсантов не выпускных курсов, находящихся на казарменном положении, осуществлялось согласно расписанию занятий с учетом возможностей привлечения
преподавательского состава. При необходимости проводилась корректировка расписания занятий. Занятия проводились преимущественно в форме самостоятельной работы, а также консультации с привлечением минимального количества преподавательского состава из числа военнослужащих. Курсанты были изолированы в учебных аудиториях и изучали учебный материал самостоятельно на основании заданий, выданных преподавателями, в соответствии с тематикой учебных программ. В процессе самостоятельной работы курсанты использовали электронную библиотеку училища и различные электронные учебно-методические комплексы. На каждой кафедре находился ответственный преподаватель за организацию учебного процесса.
При организации учебных занятий взаимодействие между преподавателями и курсантами осуществлялось с учетом рекомендаций по предотвращению
распространения новой коронавирусной инфекции (расстояние между преподавателем и обучающимися не менее 2 метров, рассадка обучающихся на расстоянии не менее 1 м друг от друга, проведение дезинфекционных
мероприятий в учебных помещениях не менее 2 раз в сутки, сквозное проветривание аудиторий между занятиями и др.).
Результаты исследования. По итогам проведенного опроса среди преподавателей и студентов гражданского вуза, можно констатировать тот факт, что дистанционное образование удобно и полезно. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам студентам недоступен традиционный вариант обучения.
При рассмотрении вопросов дистанционного обучения в отношении здоровья и увеличения двигательной активности следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с преподавателем, возможно, дополненного некоторыми элементами дистанционного обучения [5]. Отсутствие двигательной активности в рамках онлайн практических занятий несомненно увеличивает гипокинезию современной молодежи.
Как показали результаты организации учебного процесса в военном учреждении в период пандемии, наиболее распространенными трудностями при переходе высших военных учебных заведений на дистанционную форму обучения являются следующие [4, с.31]:
— обеспечение доступности образовательного контента для всех обучающихся, поскольку каждый курсант должен иметь рабочее место, оснащенное персональным компьютером, прошедшим проверку службой защиты государственной тайны и доступом к сети Интернет;
— возможность перевода специализированных классов по тактической и тактико-специальной, обще-военной подготовке, прошедших аттестацию в соответствии с требованиями нормативно-распорядительных документов по защите государственной тайны в дистанционный режим.
Заключение. Безусловно, онлайн-образование открывает человеку неограниченные
возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень,
требовательность к себе и при определенных условиях, может использоваться в дополнение к традиционной очной форме обучения. Однако представленные результаты данного
исследования показали реалии использования дистанционной формы обучения в экстремальной ситуации как в гражданском, так и военном вузах, со всеми «плюсами» и «минусами». Система высшего образования требует дальнейшего совершенствования в области применения
электронных образовательных и
информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий для освоения программ обучения. Будущее дистанционного образования - постоянное улучшение цифровой образовательной среды путем внедрения новых образовательных технологий с помощью методистов-архитекторов цифровых средств обучения, равно, как и в повышении всеобщей цифровой грамотности [3;8].
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
2. Официальный сайт Министерства обороны РФ [Электронный реурс]. - Режим доступа: http://mil.ru/
3. Блинов В.И. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина. - М.: Издательство «Перо», 2019.
4. Бойкова А.В. Некоторые проблемы перехода на дистанционное обучение в военных вузах в условиях пандемии / А.В. Бойкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 4-2(43). - С. 29-31.
5. Бондаренко Т.Г. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения / Т.Г. Бондаренко, В.В. Колмаков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 3(24). - С. 53-57.
6. Ковальчук С.П. Дистанционное обучение / С.П. Ковальчук. - М., 2005. - 156 с.
7. Котляренко Ю.Ю. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исседование на примере иностранного языка) / Ю.Ю. Котляренко, О.Б. Симонова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3(140). - С. 75-83.
8. Мухина М.В. Дистанционное обучение как современная тенденция развития общества / М.В. Мухина, Е.С. Мухина, А.Е. Булганина, А.А. Голубев, Д.А. Бычков // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 6(40). - С. 57-64.
9. Николай Панков рассказал об организации учебного процесса в военных вузах в период пандемии коронавируса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/ekskluziv/content/20208231414-M5YPv.html
10. Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии / Л.Б. Осипова, О.М. Горева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.
11. Петровская М.В. Образовательная среда военного вуза как пространство развития психологической культуры преподавателя / М.В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1 (Ч. 3). - С. 632-635.
12. Усков В.Л. Информационные технологии в образовании / В.Л. Усков. - М., 2008. - 184 с.
References:
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation" [Electronic resource]. -Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
2. The official website of the Ministry of Defense of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://mil.ru/
3. Blinov V.I. Basic ideas of the didactic concept of digital vocational education and training / V.I. Blinov, I.S. Sergeev, E.Yu. Yesenin. - M.: Publishing house "Pero", 2019.
4. Boykova A.V. Some problems of the transition to distance learning in military universities in a pandemic / A.V. Boykova // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. -№ 4-2 (43). - S. 29-31.
5. Bondarenko T.G. Distance learning as an active educational technology: assessment of the feasibility of implementation / T.G. Bondarenko, V.V. Kolmakov // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2018. - № 3(24). - S. 53-57.
6. Kovalchuk S.P. Distance learning / S.P. Kovalchuk. - M., 2005. - 156 p.
7. Kotlyarenko Yu.Yu. E-learning or distance learning (empirical research on the example of a foreign language) / Yu.Yu.
Kotlyarenko, O.B. Simonova // Kazan Pedagogical Journal. -2020. - № 3(140). - S. 75-83.
8. Mukhina M.V. Distance learning as a modern trend in the development of society / M.V. Mukhina, E.S. Mukhina, A.E. Bulganin, A.A. Golubev, D.A. Bychkov // Innovative economy: prospects for development and improvement. - 2019. - № 6(40). -S. 57-64.
9. Nikolai Pankov spoke about the organization of the educational process in military universities during the coronavirus pandemic [Electronic resource]. - Access mode: https://tvzvezda.ru/news/ekskluziv/content/20208231414-M5YPv.html
10. Osipova L.B. Distance learning at the university: models and technologies / L.B. Osipova, O.M. Goreva // Modern problems of science and education. - 2014. - № 5.
11. Petrovskaya M.V. Educational environment of a military university as a space for the development of the teacher's psychological culture / M.V. Petrovskaya // Fundamental research. - 2013. - № 1 (Part 3). - S. 632-635.
12. Uskov V.L. Information technologies in education / V.L. Uskov. - M., 2008. - 184 p.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования