E.G. SPIRIDONOV, O.L. DZYUBENKO, D.N. SMIRNOV
ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ON TECHNOLOGIES OF DISTANCE LEARNING ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ PERSPECTIVE APPROACHES IN TRAINING CADETS AND STUDENTS OF MILITARY UNIVERSITIES
Сведения об авторах: Спиридонов Евгений Геннадьевич - профессор кафедры ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», полковник запаса, доктор технических наук, доцент (г. Воронеж);
Дзюбенко Олег Леонидович - старший преподаватель кафедры ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», подполковник запаса, кандидат педагогических наук, доцент (г. Воронеж);
Смирнов Дмитрий Николаевич - адъюнкт кафедры ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», капитан (г. Воронеж).
Аннотация. Комбинированное (смешанное) обучение - чередование очной формы обучения с дистанционной, с применением инновационных образовательных технологий - перспективное направление в организации как учебного процесса курсантов и слушателей в связи с их временной оторванностью от учебно-материальной базы военного вуза, так и реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки в отдаленных гарнизонах (объединенное стратегическое командование «Север» (Арктические войска), российская военная группировка ВКС в Сирии и др.).
Ключевые слова: комбинированное обучение, образовательные технологии, профессиональная подготовка.
"СШВЖ ШЕ
Е.Г. СПИРИДОНОВ, О.Л. ДЗЮБЕНКО, Д.Н. СМИРНОВ
Information about the authors: Spiridonov Evgeniy - professor of the department MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), colonel in reserve, doctor of technical sciences, assistant professor;
Dzyubenko Oleg - senior lecturer of the department MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), lieutenant Colonel in reserve, candidate of pedagogical Sciences, assistant professor;
Smirnov Dmitry - adjunct of the department MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), captain.
Summary. Combined (mixed) training - the alternation of full-time education with distance education, using innovative educational technologies - a promising direction in the organization of both the educational process of cadets and listeners in connection with their temporary isolation from the military educational institution's material and technical resources, and the implementation of continuing education programs of professional retraining in remote garrisons (the united strategic command «North» (Arctic troops), the Russian military group AF in Syria, etc.).
Keywords: combined training, educational technologies, vocational training.
Основной целью деятельности высших военно-учебных заведений РФ являются правильная организация образовательного процесса, создание необходимых условий для освоения учебных программ обучающимися по выбранным специальностям. Специфика учебного процесса военно-учебного заведения имеет принципиальные отличия по сравнению с обучением молодежи в гражданском вузе, которые заключаются в следующем:
- это обучение не только отдельной личности, но и всего воинского коллектива, подразделения, подготовка его к совместной, коллективной деятельности;
- военное обучение имеет практическую боевую направленность, основную ценность составляет только то, что дает возможность обеспечить превосходство над противником в бою, победить его;
- обучение осуществляется в условиях поддержания боевой готовности подразделений и военного вуза, что является одной из главных задач воинской деятельности.
Еще одна немаловажная особенность - профессиональная подготовка характеризуется особым соотношением учебной, боевой и повседневной деятельности, неопределенностью временного интервала между приобретением курсантами навыков и умений и выполнением обязанностей военной службы. Эта черта требует формирования особенно прочных элементов профессионального мастерства, рассчитанных на сохранение их в течение длительного времени.
В связи со спецификой военного вуза слушатели и курсанты нередко отрываются от учебного процесса на несение гарнизонной и караульной службы, служ-
бы во внутренних нарядах, на обеспечение различных мероприятий военно-патриотического воспитания гражданской молодежи и т.д. В частности, обучающиеся в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) слушатели и курсанты ежегодно участвуют в проведении военного парада на Красной площади в ознаменование годовщин Великой Победы над фашизмом. Подготовка и проведение парада требуют значительных временных затрат, оторванности большой части преподавателей, адъюнктов, слушателей и курсантов от привычной организации учебного процесса, учебно-материальной базы вуза.
Решение обозначенной проблемы профессорско-преподавательский состав академии, в частности, кафедры метрологии и метрологического обеспечения вооружения и военной техники, видит в организации учебного процесса на месте размещения убывшего для подготовки к параду личного состава с применением комбинированного обучения. Это требует грамотного подбора ме-
; р 1 = : л !
* ! 1 с 1 1 1 1 1
1 .'М ' Р 1!
тодов и средств обучения, с соблюдением необходимых требований безопасности, по созданию обучающимся условий, необходимых для освоения профессиональных образовательных программ по установленным для вуза специальностям.
Комбинированное (смешанное) обучение - сравнительно новый вид образования, появившийся лишь в конце 90-х годов прошлого столетия. Он включает в себя чередование очных и заочных форм обучения; классические занятия в аудитории совмещаются с дистанционным образованием. Комбинированное обучение само по себе интересно тем, что позволяет использовать сильные стороны традиционной очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий. Это позволяет:
- сочетать логические и образные способы освоения информации;
- активизировать образовательный процесс за счет усиления наглядности;
- применять интерактивное взаимодействие, которое позволяет, в определенных интервалах, управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
| ¡^ЬШ-МЪЛ
отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям;
- добиваться гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации.
У преподавателя появляется возможность проведения более интересных и насыщенных традиционных очных занятий в аудитории. Например, преподаватель выстраивает учебный процесс таким образом, чтобы курсант предварительно осваивал определенную часть материала самостоятельно с помощью дистанционных технологий, например, с применением виртуальных симуляторов изучаемой военной и специальной техники. Виртуальные симу-ляторы - это мультимедийные анимационные имитаторы, предназначенные для виртуального воспроизведения состояний физических объектов созданием иллюзии действий с реальной изучаемой военной техникой при различных условиях, включая возникновение внештатных и аварийных ситуаций. На очном занятии преподаватель будет иметь дело с уже более подготовленной аудиторией, сможет уделять максимум внимания практике, не теряя время на чтение лекции и т.д. Курсанты получают возможность формирования очного занятия, заранее передавая преподавателю свои вопросы, с которыми они сталкиваются в ходе самостоятельной работы. Преподаватели действуют как эксперты и консультанты, помогая курсантам анализировать и решать проблемы. Таким образом, в аудитории можно организовать такие практические занятия, се-
минары, обмен опытом и дискуссии, которые сложно организовать с неподготовленной аудиторией. В рамках смешанной системы обучения желательно использовать те формы и приемы, которые уже доказали свою эффективность и целесообразность. Например, модульно-рейтин-говая система оценки качества обучения курсантов уже давно вошла в практику дистанционного обучения, но и для очного обучения эта система весьма актуальна.
Организация комбинированного обучения на удаленных от основной учебно-материальной базы кафедры объектах требует структурирования учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения. В такой среде систематизация информации реализуется в процессе обучения посредством создания компьютерных учебно-методических комплексов по различным дисциплинам. На кафедре метрологии и метрологического обеспечения вооружения и военной техники разработан и используется в учебном процессе комплекс электронных учебников по различным дисциплинам для
подготовки военных специалистов-метрологов.
Интерактивность процесса обучения с использованием комплекса электронных учебников существенно повышается и предполагает взаимодействие всех действующих лиц в различных режимах на всех стадиях подготовки специалиста-метролога. В этих формах ведущая учебно-методическая и педагогическая роль в процессе обучения на этапах составления банков тестовых заданий, генерации вариантов заданий различного уровня сложности, корректировки методов и типов обучения для различных категорий обучающихся отводится преподавателю, а не системе.
Каждый разработанный электронный учебник по дисциплине содержит следующие разделы:
- программу курса, в которой предусмотрен выход к соответствующим разделам теоретического материала и лабораторным работам;
- рабочую учебную программу дисциплины с распределением почасовой нагрузки и указанием сроков и форм контроля знаний по каждой дисциплине;
- теоретический материал, необходимый для подготовки к проведению практических и
групповых занятий, лабораторных работ, представленный в различных формах по разным курсам: электронных конспектов лекций, методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ и т.п.
В комплексе электронных учебников реализована развернутая многоуровневая система контроля знаний в виде самоконтроля, текущего контроля и тестирования.
Основными организационно-педагогическими, содержательно-целевыми и учебно-методическими аспектами опыта использования комплекса электронных учебников для подготовки военных специалистов-метрологов по комбинированной форме обучения являются:
- анализ функциональной достаточности информационно-образовательных, учебно-исследовательских и информационно-методических ресурсов (информационное наполнение, разнообразие методов и типов смешанного обучения и контроля знаний, простота и удобство использования ресурсов комплекса в режиме самоподготовки, консультаций) для реализации целей подготовки военных специалистов;
- достаточность форм и режимов взаимодействия преподавателей и курсантов с использованием интернет-ресурсов комплекса и средств удаленного доступа.
Однако преимущества применения комбинированного обучения не ограничиваются только его использованием в учебном процессе военного вуза для обучения слушателей и курсантов, временно территориально оторванных от привычной организации образовательного процесса и учебно-материальной базы в связи с выполнением различных государственных задач, таких, как подготовка и проведение
парада Победы. Смешанное обучение дает возможность создания системы непрерывного послевузовского образования, обмена информацией независимо от временных и региональных факторов.
Особый интерес вызывает применение комбинированного обучения при реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) военных специалистов, направленных на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Непростая современная внешнеполитическая обстановка, изменение в приоритетах геополитических интересов государства оказывают влияние на формирование структуры Вооруженных Сил как на территории РФ, так и на количественный и качественный состав группировок за ее пределами. Освоение программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в таких военных группировках, как объединенное стратегическое командование «Север» (Арктические войска), российская военная группировка ВКС в Сирии, других отдаленных гарнизонах, учитывая значительную удаленность от опорных военных вузов, выглядит весьма проблематичным.
В приказе Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона
4иЦ 1 -1 с 1 1 . + 1 А
' : 1! ГЫ
от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 „Об образовании в Российской Федерации"» отмечено, что при реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (частично или в полном объеме). Таким образом, руководящие документы в области высшего образования в РФ уже рекомендуют применение комбинированного образования при организации реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
В настоящее время технологии дистанционного обучения широко используются в рамках высшего, дополнительного профессионального образования и подготовки к поступлению в определенные вузы. Ведется более широкое внедрение данного вида обучения в среднее образование, что наиболее актуально для людей с ограниченными возможностями, для удаленных районов страны и в рамках повышения знаний в определенной области (дополнительные курсы в рамках среднего образования).
Сегодня дистанционное обучение базируется на активном использовании новых информационных технологий, позволяющих передавать необходимую мультимедиа информацию на большие расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией. Однако до сих пор методы, способы и формы предоставления информации связаны с использованием плоского прямоугольного экрана.
| ¡^ЬШ-МЪЛ
В большинстве образовательных организаций (равно как и в отдельных коллективах, ведущих обучение дистанционно) нет четкого представления о природе опосредованного компьютером взаимодействия участников образовательного процесса. Создатели дистанционных курсов чаще всего игнорируют изменившиеся роли субъектов и объектов образовательного процесса, учебно-методических материалов и их новые содержательные и структурные особенности. В целом, в профессиональной литературе о дистанционном обучении до сих пор очень мало достоверных сведений о правилах построения эффективных комплексных педагогических (дидактических и технологических) моделей процесса обучения.
Использование при подготовке, переподготовке и при повышении квалификации военных специалистов технологий, основанных на виртуальных коммуникациях, принципиально отличает данное обучение от традиционной формы. Современные виртуальные коммуникации уменьшают и искажают предоставляемую информацию при освоении образцов вооружения и военной техники. Уровень потерь и искажений зависит от технических характеристик каналов связи, передающих и принимающих сторон, использования тех или иных мультимедийных средств. Поэтому успешная реализация образовательных программ во многом зависит от того, насколько учтены особенности представления информации при проведении дистанционного обучения, и прежде всего от людей, организующих дистанционное обучение, от того, насколько они понимают особенности предоставления и восприя-
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
тия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций.
Изучаемая на удаленных местах дислокаций группировок военная и специальная техника не только дорогостоящая, нередко используемая в обучении в ограниченном числе или в единственном экземпляре, но и является источником повышенной опасности. Поэтому отработка действий специалистов на этой технике в аварийных и внештатных экстремальных ситуациях недопустима, так как это может привести к травматизму (гибели) личного состава. Применение виртуальных симуляторов специальной техники в учебном процессе военного вуза и при подготовке специалистов удаленных частей и подразделений в условиях временных и ресурсных ограничений позволит отрабатывать умения и навыки на отдельных моделях реального объекта и имитировать выполнение различных технологических операций индивидуально, без вмешательства других обучающихся. Это обеспечит повышение качества подготовки специалистов, в том числе их психологическую устойчивость, воспитание самостоятельности при принятии решений в случае
возникновения аварийных и внештатных экстремальных ситуаций.
Учитывая и тот факт, что в местах дислокации отдаленных военных группировок количество подготовленных преподавателей не всегда соответствует необходимому, применение комбинированного обучения будет способствовать качественной реализации образовательных программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки военных специалистов. Появляется возможность заменить недостающих преподавателей с помощью виртуальных коммуникаций, что обеспечит наличие важной компоненты учебного процесса - обратной связи между преподавателем и обучающимся. ш
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670«0 мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 „Об образовании в Российской Федерации"».
2. Дзюбенко О.Л. Виртуальные симуляторы в системе высшего военного образования: монография / О.Л. Дзюбенко, М.В. Мищенко, А.О. Кожен-ков. - М.: РУСАЙНС, 2017.