Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВУЗАХ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В ВОЕННОМ УЧЕБНО-НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА», НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВУЗАХ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В ВОЕННОМ УЧЕБНО-НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА», НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
370
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / АВИАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томилов А.А., Валиулин Р.М., Киргинцев М.В., Лисиченко Е.А.

Статья написана в связи со 100-летним юбилеем создания Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. В статье рассмотрены особенности подготовки офицерских кадров в вузах на разных этапах их создания и развития, объединившихся в итоге в единый многопрофильный Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» с местом дислокации в Воронеже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Томилов А.А., Валиулин Р.М., Киргинцев М.В., Лисиченко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE OFFICERS TRAINING IN UNIVERSITIES UNITED IN THE MILITARY EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CENTER OF THE AIR FORCE «PROFESSOR N.E. ZHUKOVSKY AND Y.A. GAGARIN AIR FORCEACADEMY» AT VARIOUS HISTORICAL STAGES

The article is written in connection with the 100th anniversary of the Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy creation. The article deals with the peculiarities of officer training in universities at different stages of their creation and development, which eventually merged into the single multidisciplinary Military Educational and Scientific Center of the Air Force «ProfessorN.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» with a place of deployment in Voronezh.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВУЗАХ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В ВОЕННОМ УЧЕБНО-НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА», НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ»

УДК 355.23 ГРНТИ 14.01.00

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВУЗАХ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В ВОЕННОМ УЧЕБНО-НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО И Ю.А. ГАГАРИНА», НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ

А.А. ТОМИЛОВ, кандидат военных наук, профессор

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Р.М. ВАЛИУЛИН, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

М.В. КИРГИНЦЕВ, кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Е.А. ЛИСИЧЕНКО

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Статья написана в связи со 100-летним юбилеем создания Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. В статье рассмотрены особенности подготовки офицерских кадров в вузах на разных этапах их создания и развития, объединившихся в итоге в единый многопрофильный Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» с местом дислокации в Воронеже.

Ключевые слова: вузы, подготовка офицерских кадров, авиация, Вооруженные Силы.

PECULIARITIES OF THE OFFICERS TRAINING IN UNIVERSITIES UNITED IN THE MILITARY EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CENTER OF THE AIR FORCE «PROFESSOR N.E. ZHUKOVSKY AND Y.A. GAGARIN AIR FORCE ACADEMY» AT VARIOUS HISTORICAL STAGES

A.A. TOMILOV, Candidate of Military sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) R.M. VALIULIN, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

M.V. KIRGINTSEV, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

E. A. LISICHENKO

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article is written in connection with the 100th anniversary of the Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy creation. The article deals with the peculiarities of officer training in universities at different stages of their creation and development, which eventually merged into the single multidisciplinary Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» with a place of deployment in Voronezh. Keywords: universities, officer training, aviation, Armed Forces.

Введение. Военное образование в нашей стране исторически многократно реформировалось в связи с изменениями, происходящими в экономической, социальной,

политической и военной сферах. Совокупность этих изменений вызывала необходимость коррекции целей, задач и условий подготовки отечественных офицерских кадров с тем, чтобы подготовить не только квалифицированного военного специалиста, но и патриота, гражданина, высоконравственную личность, командира и воспитателя подчиненных. Формирование подобной личности офицера предполагает должное развитие творческого мышления, умение видеть проблемы и разрешать их, научным образом организуя свою деятельность, диалектически анализируя и синтезируя явления, факты, события.

Вузы Военно-воздушных сил в общей системе военного образования успешно решали задачи подготовки офицерских кадров, имея свою специфику подготовки, а также значительно более короткую историю, так как сама история отечественной авиации насчитывает немногим более ста лет, охватывая советский период и новейший российский. Тем не менее, подготовка авиационных кадров в нашей стране имеет ряд исторических этапов, среди которых, при самом общем подходе, можно выделить: период зарождения и становления военного авиационного образования (первые летные школы, авиационный техникум, воздушный институт инженеров); предвоенные годы (бурное развитие военной авиации, создание большого числа авиационных школ и училищ); годы Великой Отечественной войны (совершенствование авиационной техники для решения оперативных задач в интересах фронта); послевоенное развитие военного образования и его полный расцвет (усложнение авиационной техники, большинство средних училищ становятся высшими, период наибольших достижений). Это, по сути, советский период развития отечественного военного авиационного образования, стройная система которого была разрушена с распадом Советского Союза и начавшихся последующих реформ.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в новый российский период развития военного авиационного образования его реформирование продолжалось, и в начале 2000-х годов приобрело системный характер (Постановление РФ, 27.02.2005 г. № 352). Ключевой целью его являлась оптимизация вузов и создание вузов, и учебно-научных центров с комплексной подготовкой по видам и родам войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Одним из итогов реализации военного реформирования явилось и создание в г. Воронеже учебно-научного центра - ВУНЦ ВВС «ВВА имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Рассмотрение особенностей его создания и организации подготовки офицерских кадров для Воздушно-космических сил на сегодняшний день является актуальным в связи с тем, что в 2020 году Академия отпраздновала свой 100-летний юбилей.

К своему юбилею прославленная Академия прошла немалый путь, начиная от создания в 1920 году Института Инженеров Красного Воздушного Флота имени основоположника русской авиационной науки Н.Е. Жуковского, и начавшимся в 2006 году поэтапным объединением военных вузов, различных городов нашей необъятной Родины: Москвы, Воронежа, Тамбова, Ставрополя, Иркутска, Монино, Краснодара, Челябинска, Сызрани. Профессорско-преподавательскому составу военного вуза, расположенном в городе Воронеже, в кратчайшие сроки приходилось осваивать новые специальности и организовать обучение курсантов таким образом, чтобы их адаптационный период в стенах вуза г. Воронежа прошел психологически комфортно, т.к. преподаватели понимали, что от того, как легко и быстро пройдет этот период будет зависеть их успеваемость и будущая профессиональная деятельность (многие курсанты, прибывшие из других вузов, обучались на последних курсах).

Анализ особенностей подготовки офицерских кадров в военно-воздушных вузах до объединения и в созданном Военном учебно-научном центре на различных исторических этапах их создания и развития показал, что в начале ХХ века Россия остро нуждалась в производстве собственных самолетов и моторов, в подготовке профессиональных кадров, способных организовать такое производство, грамотно эксплуатировать авиационную технику в воздухе и на земле. В связи с этим создание Института инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (26 сентября 1920 г.) «было вызвано как необходимостью, так и потребностью того времени» [1]. Уже к сентябрю 1922 года институт получил статус

Академии, а в ноябре совет академии обсудил и принял временный учебный план, включавший 69 дисциплин, со сроком обучения в 4 года. В 1923 году первоначально были учреждены циклы и кафедры, а с декабря подготовку офицерских кадров осуществляли 2 факультета: «инженерный и службы Воздушного Флота (с 1926 г. - командный)» [2]. Факультет службы Воздушного Флота состоял из двух отделений: сухопутного и морского, срок обучения составлял 3 года. Они готовили командные кадры для отечественной авиации. Исторические факты свидетельствуют, что с апреля 1925 года академия была переименована в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского. В 1934 году создается факультет вооружения, в 1935 году - оперативный факультет, в 1937 году - факультет заочного обучения, в 1938 году - штурманский факультет. В марте 1940 года командный, штурманский, оперативный факультеты из вуза были выведены и в дальнейшем академия осуществляла подготовку только инженерно-технического состава для ВВС, и соответственно была переименована (6 августа 1946 года) в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского (ВВИА). Но уже 1 сентября 1947 года был «создан радиотехнический факультет, летно-экспериментальный отдел, кафедры: реактивного управляемого вооружения, пилотажно-навигационных ракет, лучистой энергии, а также стенд для испытаний турбореактивных двигателей, а в феврале 1950 года - специальный факультет для подготовки военнослужащих иностранных государств» [2].

С 1961 года в академии началось обучение первых космонавтов, в числе которых был Ю.А. Гагарин. С развитием ВВС и поступлением на вооружение новой авиационной техники особое внимание в академии было уделено эксплуатационной направленности обучения, внедрению в учебный процесс практической составляющей, в основу которого был взят передовой опыт строевых частей.

Анализ документов [1, 2] свидетельствует, что в дальнейшем, в 1970-1980 гг. в новых учебных планах акцент был сделан на изучение общественных наук, дисциплин оперативно-тактической и военно-специальной направленности, увеличено время на прохождение практик и войсковую стажировку, было введено изучение вычислительной техники на всех факультетах академии. Были созданы научно-методические и организационные основы, предусматривающие углубленную подготовку офицеров с высшим образованием в области прикладной математики и применения ЭВМ. Существенный вклад академия внесла в научную деятельность, за период своего существования в ней было подготовлено более 400 докторов и 3000 кандидатов наук. Подготовка руководящего инженерного состава проходила в академии до декабря 2008 года, а затем была продолжена в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, располагавшейся в то время в поселке Монино Московской области. Особенно следует отметить выпускников Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, которые принесли Всемирную славу не только своей Alma Mater, но и своему Отечеству в целом, среди которых: маршалы авиации, летчики-испытатели СССР и РФ, академики и члены корреспонденты АН СССР и РАН, заслуженные деятели науки и техники РФ, лауреаты Государственных премий, Герои Советского Союза и Социалистического труда. Академия стала «мировым брендом по подготовке высококвалифицированных кадров и проведению научных исследований, оказав колоссальное влияние на развитие и совершенствование Военно-воздушных сил страны» [3].

Значительный вклад в подготовку командных кадров для авиации страны внесла и Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина. Анализ документов [4], связанных с ее именем свидетельствует, что во второй половине 1930-х гг. в условиях серьезного обострения международной обстановки, возникновения множества войн и вооруженных конфликтов возрастала необходимость ускоренного развития и усовершенствования Военно-воздушных сил. Возникла ощутимая потребность в создании нового вуза для фундаментальной подготовки авиационных командиров, вследствие чего в 1940 году из ВВИА имени Н.Е. Жуковского были выведены оперативный, командный и штурманский факультеты, а также курсы

W g

U

начальствующего состава ВВС для формирования военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, с местом дислокации в поселке Монино Московской области. В процессе ее создания в вуз перешли «15 различных кафедр, был создан авиационный полк в составе пяти эскадрилий» [4].

В начале войны на командном факультете Военно-воздушной академии обучались командиры эскадрилий и заместители командиров полков фронтовой авиации, командиры звеньев авиации дальнего действия. В дальнейшем - командиры и начальники штабов авиационных полков, начальники оперативных и разведывательных отделений авиадивизий. Опыт ведения боевых действий заставлял неоднократно менять учебные планы и программы, а также совершенствовать учебно-материальную базу. Программы обучения по военно-техническим дисциплинам переориентировались на изучение авиационной и ракетной техники, автоматики и радиоэлектроники. Сроки обучения в зависимости от профиля составляли от трех до четырех лет [5].

С поступлением на вооружение оружия массового поражения интересы безопасности страны потребовали дальнейшего укрепления ВВС. В академии были созданы кафедры тактики ВВС, атомного оружия (РХБ защиты). Время не стояло на месте, и необходимым условием того времени стала подготовка офицеров применительно к виду и роду авиации, что в свою очередь было отражено в учебных планах и программах 1970-1980 гг., которые предусматривали: наименования и содержание курсов;

методики боевой подготовки и безопасности полетов, штурманского обеспечения и других дисциплин;

увеличение объема курса динамики полета и пилотирования самолета; улучшение системы тактической подготовки слушателей [5].

Корректировка учебных планов и программ в 1980-1990 гг. потребовала насыщения обучения практической составляющей, которая включала: комплексные практические задачи; тренировочные и контрольные задачи; использование в учебном процессе ЭВТ;

чтение лекций и проведение практических занятий по методике В.Ф. Шаталова. В 1990-2000 гг. в академии интенсивно развивалась учебно-материальная база путем создания и освоения новых информационных технологий. Кафедры перешли к комплексному использованию различной проекционной аппаратуры, к внедрению автоматизированных обучающих систем. Интенсивно расширялась тренажерная база.

Следует отметить, что в академии в разные годы обучались «более 700 выпускников, Героев Советского Союза и России, в том числе 39 выпускников дважды Герои Советского Союза, а также трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель времен Великой Отечественной войны, на счету которого 64 сбитых немецких самолета, Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб» [5].

Историю возникновения и становления Челябинского высшего военного авиационного краснознаменного училища штурманов, являющегося на сегодняшний день филиалом Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил, необходимо начать с анализа развития воздухоплавания как в нашей стране, так и в мире в целом. После Первой мировой войны вплоть до тридцатых годов XIX столетия стала формироваться военная авиация. В суровые годы Гражданской войны и иностранной интервенции в молодой республике советов зародилась и начала набирать силу и своя авиация. Теория и практика аэронавигации в тот период развивалась преимущественно как визуальная ориентировка. Летчик-наблюдатель сличал карту с местностью, определял свое место и указывал рукой направление дальнейшего полета. Создается новая аэронавигационная служба, которая пока не ведала летными делами, но на борту многих самолетов утверждались в составе экипажа летчики-наблюдатели. Стало больше внимания уделяться совершенствованию авиационных приборов, их рациональному

размещению в кабине самолета, разработке и совершенствованию навигационных визиров. Это позволило убедиться в настоятельной необходимости иметь на борту такого специалиста как штурман. В связи с этим, уже в 1936 году в г. Челябинске была создана школа для летчиков-наблюдателей, срок обучения в ней на тот момент составлял три года. В связи с началом Второй мировой войны в 1939-1940 гг. срок обучения был сокращен до двух лет. Летная подготовка курсантов в эти годы осуществлялась на самолетах По-2, Р-5, тяжелых бомбардировщиках ТБ-1, ТБ-3. В годы войны занятия проводились в две смены, учебная нагрузка доходила до 12-14 часов в день; при этом совершенствовалась учебно-материальная база, были созданы пятнадцать лабораторий на циклах воздушной навигации, бомбометания, тактики и авиасвязи. В послевоенные годы наряду с подготовкой штурманских кадров и стрелков-радистов в училище были созданы курсы по подготовке наземных специалистов: техников по эксплуатации самолетов и двигателей, по вооружению; метеорологов; начальников связи и воздушно-огневой подготовки эскадрилий.

За годы своего существования, в период с 1938 по 2002 годы вуз неоднократно переименовывался, и в 2004 году по распоряжению Правительства РФ был переименован в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт), в 2008 году стал филиалом ВУНЦ ВВС «ВВА», находящегося в пос. Монино Московской области, а впоследствии в 2013 году филиалом ВУНЦ г. Воронеж.

В настоящее время подготовка офицерских кадров осуществляется на двух факультетах со сроком обучения 5 лет, на двух факультетах - по подготовке штурманов и подготовке офицеров боевого управления авиации и управления воздушным движением. Практическое обучение курсанты-штурманы проходят в учебно-авиационной базе (2 разряда, г. Челябинск). Обучение курсантов проводится на самолетах Ту-22МЗ, Су 24М, Ту-95 МС, Ту-142М, Ил-76, МИГ-31.

За годы своего существования вуз подготовил достойные офицерские кадры, из которых 28 выпускников - Герои Советского Союза, один Герой социалистического труда, 6 выпускников - Герои России.

В 1939-1940 годах в Европе полыхает пожар II мировой войны. Немецкие войска оккупировали Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург. Идет советско-финляндская война. В марте 1940 года формируется Саратовская военная авиационная школа пилотов (17 мая 1940 года считается датой основания Сызранского училища) и она переименовывается в военную авиационную планерную школу по подготовке пилотов-планеристов. Школа готовила «боевых пилотов-планеристов, предназначенных для выполнения специальных заданий по доставке грузов в тыл противника» [6].

В 1946 году школа передислоцирована в г. Пугачев и переименована в Пугачевское планерное училище по подготовке командиров тяжелых планеров. В 1952 году училище перепрофилировано на подготовку правых летчиков на самолет Ан-2 и переименовано в 160 военное авиационное училище летчиков. В училище впервые осваивается постоянным и переменным составом «новая авиационная техника - вертолет Ми-4 и в 1954 году произведен первый выпуск 87 летчиков на вертолете Ми-4» [6].

В 1962 году училище передислоцировано в г. Сызрань и получило название Сызранское военное авиационное училище, которое стало кузницей для подготовки летчиков на все типы вертолетов. В 1965 году Сызранское училище получило статус высшего военного училища, а 15 декабря 1970 года образован 131 учебный вертолетный полк (п. Соколовый) [6].

В 2010 году Сызранское училище переименовано в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (п.г.т. Монино), и в соответствии с приказом Министра обороны РФ создан филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрань (Приказ № 1515 от 16.06.2012 г.), который является единственным из вузов МО РФ, где проходят обучение вертолетчики для Вооруженных Сил из других силовых структур России.

Училище всегда гордилось своими выпускниками, которые удостоены высоких званий, из них - 49 Героев Советского Союза и России, 2 выпускника имеют звание Героя

Социалистического труда, генералами стали 63 выпускника, почетных званий «Заслуженный летчик-испытатель» и «Заслуженный военный летчик» удостоены свыше 200 выпускников прославленного военного авиационного училища [6].

Свою историю имеет и прославленное Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Исторические факты свидетельствуют, что в сентябре 1938 года на окраине Читы в срочном порядке строится военный городок для создания и размещения 30-й военной школы пилотов. С ноября 1938 года начинаются занятия. 5 ноября 1938 года объявлено днем основания школы [7].

В марте 1939 года состоялись первые учебные полеты. В октябре 1939 года школа была перебазирована в г. Батайск и стала именоваться Батайская авиационная школа пилотов имени А.К. Серова. 1940-1941 годы - период интенсивной подготовки летных кадров на самолетах истребителях И-5, И-15, И-16. Война потребовала перестройки всего учебного процесса, и срок обучения курсантов сократился до 6 месяцев [7]. С приближением фронта в октябре 1941 года школа перебазируется в город Евпах Азербайджанской ССР. На новом необустроенном месте учебно-боевая подготовка проводилась в сложных условиях. Несмотря на все трудности, школа в 1941 году выпустила тысячи летчиков. В мае 1944 года школа возвратилась на прежнее место дислокации - в город Батайск, и уже в октябре 1945 года была переименована и получила название Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова. Фронт продолжил получать боевых летчиков [7]. В послевоенный период в 1945-1960 годах обучение курсантов проводилось на самолетах Ла-7, Ла-9, Як-11, Як-12, Як-18, МиГ-15бис. За этот период было подготовлено 2447 летчиков-истребителей [7].

Но уже в 1960 году Батайское училище летчиков было реорганизовано в Объединенное военное летно-техническое училище, в котором проходили подготовку военнослужащие из зарубежных стран (Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки и др.). Училище дислоцировалось в городе Краснодаре, на базе бывшей Краснодарской высшей школы штурманов.

По прошествии пяти лет объединенное летно-техническое училище было переименовано (23.10.1965 г.) в Краснодарское военное объединенное летно-техническое училище имени Героя Советского Союза А.К. Серова, а в 1980 году приказом Министра обороны СССР (17.07.1980 г.) в Краснодарское объединенное военное летно-техническое ордена Дружбы народов училище имени Героя Советского Союза А.К. Серова. В феврале 1992 года началось обучение иностранных военнослужащих на самолетах Су-27 и МиГ-29. В эти же годы идет подготовка российских курсантов по всем авиационным специальностям (1991 г.), а также летного и технического состава для стран СНГ (1993 г.).

Период реформирования училища продолжался и в 1992-2002 годы. В 1995 году в состав Краснодарского училища на правах филиала вошло Ейское высшее военное авиационное училище, в 1998 году училище преобразовано в военный авиационный институт, в мае 2001 года к Краснодарскому военному авиационному институту в качестве учебного авиационного центра и факультета присоединен Армавирский военный авиационный институт с дислокацией в г. Армавир.

В 2002 году после расформирования Балашовского училища летчиков создаются учебный авиационный центр подготовки летного состава дальней и военно-транспортной авиации с полками в городах Балашов и Ртищево и 4 факультет авиационный, которые передаются в Краснодарский военный авиационный институт.

Краснодарский военный авиационный институт в 2004 году вновь был переименован в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова (09.07.2004 г.).

В 2009 году Краснодарское училище (КВВАУЛ) переименовано в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал, г. Краснодар). С 1 сентября 2011 года в состав

филиала вошел 3 факультет боевого управления авиацией и управления воздушным движением, созданный на базе расформированного филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Ейск) с местом дислокации г. Краснодар, а также 4 факультет и учебная авиационная база с местом дислокации в г. Борисоглебск [7].

С 29 октября 2012 года филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Краснодар) был переподчинен и вошел в состав ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж), а учебно-авиационные базы из состава филиала вышли и были переподчинены центру летной подготовки ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2015 года Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова стало самостоятельным военным учебным заведением.

Имея богатую историю, вуз подготовил «свыше 15 тысяч авиационных специалистов для 56 стран мира. Обучение военных специалистов (летчиков, штурманов и техников) велось на 18 типах авиационной техники» [7]. В историю училища вписаны многие имена выпускников-летчиков, ставших легендарными как в период Великой Отечественной войны, так и в мирное время. Многие выпускники удостоены звания Героя Советского Союза, из них пятеро удостоены этого звания дважды.

История Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военный институт) начинается в далеком XIX веке, тогда генерал-губернатор Восточной Сибири и командующий войсками Восточно-Сибирского военного округа генерал от кавалерии Н.П. Сидельников 20 сентября 1874 года открыл Иркутское юнкерское училище. В этот период в Сибири офицеров не готовили, они поступали служить из западных регионов страны, и то, как в наказание, в отдаленные районы страны. Поэтому командующий обратился к государю с ходатайством об открытии в Иркутске военного училища, что значительно позволило повысить уровень укомплектованности войск Восточно-Сибирского округа [8].

К выпускникам училища применялся уровневый подход, который заключался в том, что по результатам их учебы и дисциплины они «делились на два разряда: первый разряд -офицерское звание присваивали в полку, второй разряд - офицерское звание присваивалось, но при наличии вакансии» [8]. Но уже к началу ХХ века выпускников стали делить на три разряда: окончившим по 1 и 2 разрядам присваивалось звание подпоручика, а по 3 разряду - унтер-офицера.

Первоначально обучение проходило в течение 2 лет, но уже с 1901 года - 3 года. По окончании учебного года, который длился с сентября по май, обучающие сдавали переводные и выпускные экзамены, после которых направлялись в полевой лагерь для учений, а затем в войска, где знакомились с военной службой и солдатским бытом в течение летних месяцев.

Иркутское юнкерское училище в 1910 году было переименовано в военное пехотное училище, а затем в 1929 году на его базе была создана авиационно-техническая школа. Днем основания Иркутского училища как авиационного считается 1 мая 1931 года. От Урала до Владивостока это была единственная школа авиационных техников. В 1938 году Иркутская школа авиационных техников была переименована в военное авиационное техническое училище. Выпускники училища получали воинское звание «командир РККА - авиационный техник» [8].

С началом Второй мировой войны в 1939 году в училище было сделано несколько досрочных выпусков. В то время Иркутское военное авиационное училище вновь было переименовано в военную школу авиационных механиков, выпускники которой получали воинское звание «сержант». Изменения в названии продолжились, в 1949 году - в Иркутске было организовано военное авиационное техническое училище, состоялся первый выпуск младших лейтенантов, прошедших курс подготовки на реактивную технику; в 1973 году училище стало высшим и получило наименование Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище. [8]. Создаются два факультета - летательных аппаратов и авиационного оборудования; в 1987 году создан факультет радиоэлектронного оборудования и в 1992 году -

ы

факультет авиационного оборудования. В 1998 году училище было вновь преобразовано в Военный авиационный инженерный институт. В 2000 году ведется подготовка курсантов по средней программе обучения, которая была передана с расформированного Ачинского военного авиационно-технического училища.

По распоряжению Правительства РФ Высшее военное авиационное инженерное училище, дислоцирующееся в Иркутске, было присоединено в 2008 году к Военному авиационному инженерному университету с перебазированием в город Воронеж.

Иркутское училище по праву считалось кузницей инженерно-технических кадров для ВВС страны и гордится своими выпускниками, из которых 15 человек стали Героями СССР и России.

Весом и значителен вклад в развитие авиационной науки и техники Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники (военный институт).

Его история начинается с формирования эрофотограмметрической школы, созданной 29 апреля 1919 года для удовлетворения нужд фронта по организации аэросъемочно-фотограмметрической службы Воздушного Флота в Москве. Руководство учебным процессом в школе осуществлялось президиумом педагогического совета. Школа комплектовалась студентами высших технических вузов Москвы, и уже «26 августа в школе состоялся первый выпуск 13 фотограмметристов. Выпускники получили назначение в авиаотряды действующей армии» [6]. Впоследствии, срок обучения в школе был увеличен до 2 лет, и 14 мая 1921 года «школа произвела первый выпуск 99 военных аэронавигаторов, который послужил основой для развития штурманской службы КВФ» [6].

Легендарный вуз с каждым годом развивался и в 1925 году школа была уже высшим учебным заведением с подготовкой радиотехников, а в 1926 году осуществлялась подготовка техников по аэронавигационным приборам и метеорологов, а в 1933 году - Высшая школа техников специальных служб ВВС РККА, при этом численность курсантов и слушателей была увеличена до 1500 человек.

В нелегкие предвоенные годы военная школа преобразовывается в Московское военное авиационно-техническое училище (13 мая 1938 года), в ознаменование 20-ой годовщины училище награждено орденом Красного Знамени и получило наименование Московское военное авиационно-техническое училище (11 июня 1939 года), а затем в Московское военное авиационное Краснознаменное училище связи (19 октября 1940 года). В то время личный состав училища принимал участие в советско-финской войне, а также тысячи выпускников с первого дня войны отражали нашествие фашистов на огромном пространстве страны от Балтики до Черного моря [6].

В тяжелое военное время (29 июля 1941 года) личный состав вуза эвакуируется из Москвы в г. Пугачев, но на станции Ртищево его дислокацию меняют на город Сызрань. На военное училище возложена подготовка радиотехников для истребительных и штурмовых полков и ускоряется переподготовка курсантов Харьковского училища связи.

Тамбовская страница открылась для училища 15 декабря 1947 года, с выходом директивы о передислокации его в г. Тамбов, имея следующие названия - Тамбовское Краснознаменное ордена Ленина военное авиационное радиотехническое училище (1958 г.); Тамбовское военное авиационно-техническое ордена Ленина Краснознаменное училище (1963 г.); Тамбовское военное авиационно-техническое ордена Ленина Краснознаменное училище имени Ф.Э. Дзержинского (1968 г.); Тамбовское высшее военное авиационное инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище имени Ф.Э. Дзержинского (1974 г.). Училищу было предписано продолжать подготовку молодых офицеров со средним образованием (техников) и одновременно с 1 сентября 1976 года перейти на обучение инженеров по вооружению и радиоэлектронному оборудованию самолетов по пятилетней программе [6]. В 1992 году в училище начато обучение курсантов по двум новым специальностям: «Техническое обеспечение функционирования АСУ» и «Командно-тактическая авиационных средств связи».

В связи с реорганизацией военных вузов в 1998 году училище преобразовано в Тамбовский военный авиационный инженерный институт, а в 2004 году переименовано в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования -Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники (военный институт) МО РФ.

За всю историю своего существования Тамбовское училище стало общепризнанным ведущим военно-учебным заведением Министерства обороны РФ в подготовке высококвалифицированных авиационных специалистов для ВВС, традиции которого были продолжены в Военном авиационном инженерном университете (г. Воронеж), к которому вуз был присоединен в 2008 году.

Славу своему вузу снискали сотни тысяч его выпускников. В их числе Герои Советского Союза, авиационные военачальники, деятели науки, летчики-космонавты, просто офицеры -инженеры и техники, безупречно выполнявшие и выполняющие воинский долг перед страной.

История создания Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) начиналась 15 сентября 1969 года в стенах «филиала Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов ПВО, размещавшегося в городе Ставрополе, на основании приказа Министра обороны СССР и директивы ГШ ВС СССР от 18 июля 1969 года» [8].

Обучение офицерских кадров для авиации ПВО осуществлялось на протяжении 4 лет и включало такие виды подготовки как летчик-инженер, штурман-инженер, штурман-инженер боевого управления.

Датой создания Ставропольского училища считается 6 ноября 1969 года, к тому времени из боевых частей авиации ПВО и различных военных училищ были переведены подготовленные офицеры, а также преподавательский состав Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков [8]. Для обучения курсантов летной подготовке в состав училища входили 2 учебных авиационных полка и 2 учебных истребительных авиационных полка, где «сначала, подготовка летного состава велась на самолетах Л-29, УТИ МиГ-15, МиГ-17, СУ-9, а в дальнейшем на Су-15, Л-39, МиГ-23М» [10]. Летная подготовка курсантов осуществлялась как в простых метеоусловиях, так и в сложных, что в свою очередь соответствовало уровню военного летчика второго класса. Обучение штурманов-операторов стал проводить филиал Армавирского летного училища, подготовка штурманов боевого управления велась на основной базе.

В 1993 году на базу Ставропольского ВВАУАШ из Латвии было выведено Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище имени Яна Фабрициуса. В результате слияния двух училищ было сформировано Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище имени маршала В.А. Судца, а авиационные полки с частями обеспечения переданы в состав Армавирского училища летчиков. Считается, что с этого времени и «началась подготовка инженерных кадров для авиации ПВО на Ставрополье» [8]. Подготовка авиационных специалистов, со сроком обучения 5 лет, велась на пяти факультетах по следующим специальностям: «эксплуатация самолетов (вертолетов) и авиационных двигателей; эксплуатация авиационного вооружения; эксплуатация авиационного оборудования; эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования; эксплуатация автоматизированных систем управления истребительной авиации ПВО» [8].

В связи с реформированием Ломоносовского ВАТУ, входящего в состав войск ПВО, в 1994 году в Ставропольском училище была начата подготовка специалистов инженерно-авиационной службы со средним военно-специальным образованием, срок обучения составлял 3 года.

В 1998 году училище преобразовано в филиал Военного авиационного технического университета (г. Москва). Подготовка курсантов по специальности «Управление воздушным движением» из филиала была передана в филиал Краснодарского авиационного училища

(г. Ейск). В то же время филиал был укомплектован курсантами Пермского военного авиационного технического училища, расформированного накануне.

Исторические факты свидетельствуют, что «в результате организационно-штатных мероприятий, в 2002 году обучение курсантов по инженерному профилю стали вести кафедры, а по техническому профилю - циклы» [10]. Таким образом, с 1 сентября 2002 года учебный процесс осуществлялся на 14 кафедрах и 10 циклах. В 2003 году в филиале был «произведен последний выпуск офицеров по профилю АСУ. Их подготовка стала осуществляться только в Тамбовском высшем военном авиационном инженерном училище радиоэлектроники» [8].

В 2004 году по распоряжению Правительства РФ на базе филиала вновь было создано Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) имени маршала авиации В.А. Судца, которое в 2005 году успешно выдержало процедуру государственной аттестации и лицензирования и вплоть до 2010 года училище имело лицензию на право ведения образовательной деятельности.

В Ставропольском училище велась подготовка офицеров с высшим военно-специальным образованием в течение 5 лет, а также со средним военно-специальным образованием, срок обучения составлял 2 года 10 месяцев. Обучение осуществлялось по специальностям: «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; робототехнические системы авиационного вооружения; техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; техническая эксплуатация транспортного оборудования» [8].

В качестве обособленного структурного подразделения 24 декабря 2008 года Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) присоединено к Военному авиационному инженерному университету (г. Воронеж).

Училище всегда гордилось своими выпускниками. «Мужество и отвагу ставропольчан, выпускников училища, знали и в Афганистане, и на Северном Кавказе. Многие из них были награждены боевыми наградами, 2 выпускника - Герои России - Валерий Токарев и Владимир Нургалиев; более 50 выпускников стали генералами» [8].

Опыт локальных войн и других вооруженных конфликтов послевоенных лет способствовал возрастанию роли радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в достижении целей вооруженной борьбы. Поэтому было принято решение о создании самостоятельного специализированного военного учебного заведения по подготовке специалистов РЭБ для Вооруженных Сил и Гостехкомиссии СССР, а именно Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники [9].

День образования училища радиоэлектроники в г. Воронеже считается 7 мая 1981 года, когда был издан приказ Министра обороны СССР (24 сентября 1980 года) «О создании Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники», в котором были установлены сроки и профили обучения, штатная численность, порядок формирования и другие организационные вопросы.

В августе 1981 года был осуществлен первый набор курсантов, численностью 160 человек, а первый выпуск молодых офицеров РЭБ состоялся в июне 1986 года. Годы становления училища показали высокую организованность и усердие всего коллектива, в короткие сроки была создана необходимая учебно-материальная база и успешно осуществлялась подготовка и воспитание высокообразованных офицеров для войск РЭБ.

В 1994 году училище радиоэлектроники преобразовано в Военный институт радиоэлектроники [9]. Институт осуществлял подготовку офицеров на двух факультетах по специальностям: «Средства радиоэлектронной борьбы» на 1 факультете и «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» на 2 факультете.

Количество преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, с каждым годом увеличивалось. Так, с 1998 по 2001 годы научный потенциал военного вуза увеличился с 35 % до 60 %. В 2006 году институт радиоэлектроники включал 17 докторов наук, 116 кандидатов

наук, 18 профессоров, 66 доцентов, 12 старших научных сотрудников. Укомплектованность института преподавательским составом с учеными степенями и учеными званиями составила 77 % [9].

По распоряжению Правительства РФ в августе 2006 года ГОУ ВПО «Военный институт радиоэлектроники (г. Воронеж)» присоединен к Воронежскому высшему военному авиационному инженерному училищу (военный институт) в качестве структурного подразделения.

Институт на протяжении существования подготовил большое число достойных офицерских кадров - специалистов РЭБ. Многие выпускники окончили военные академии и в настоящее время являются начальниками РЭБ соединений, командирами частей, стали учеными, опытными преподавателями и научными сотрудниками ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж).

История создания многопрофильного Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» с местом дислокации в г. Воронеже начинается с далеких послевоенных лет.

По окончании Великой Отечественной войны с целью укрепления обороноспособности нашей страны усилиями советских ученых стали создаваться образцы новой авиационной техники, способной решать боевые задачи по защите нашей страны. Одновременно повысились «требования к аэродромной службе, строительству и содержанию аэродромов, обеспечению полетов. Возникла необходимость в офицерских кадрах, специально обученных и способных успешно решать задачи аэродромного обеспечения военной авиации» [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти и другие факты способствовали тому, что в конце 1948 года Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР было принято решение о создании нового училища в г. Сталинграде, которое получило наименование «Военное аэродромно-техническое училище ВВС» [9].

Будущие курсанты и офицеры в августе-сентябре 1949 года начали прибывать в разрушенный в ходе военных действий городок, где располагалось училище, занимаясь его восстановлением и подготовкой учебно-материальной базы. И уже 1 января 1950 года начался учебный год, и эта дата приказом Министра Вооруженных Сил СССР объявлена днем рождения училища [9].

Училище приступило к обучению курсантов по трем направлениям: техники «по строительству и эксплуатации аэродромов»; «по эксплуатации и ремонту аэродромно-строительных машин и механизмов» и «по эксплуатации и ремонту специальных, транспортных автомобилей и тракторов», с 2 и 3 годичными сроками обучения.

Для подготовки курсантов в училище было оборудовано всего 10 классов, занятия проходили в 2 смены. Первоначально курсанты занимались ежедневно по 8 часов и 4 часа отводилось на их самоподготовку, а с 1 сентября 1950 года они занимались по 6 часов ежедневно и 3 часа выделялось для самостоятельной работы. Техника для практического обучения находилась под открытым небом, а лабораторные работы проводились в других вузах города [9]. В училище были сформированы циклы в составе учебного отдела: «аэродромного строительства, строительно-фортификационный, специальных и транспортных автомобилей и тракторов, аэродромных машин и ремонта, социально-экономических дисциплин, тактических дисциплин и общетехнических дисциплин» [9].

Первый выпуск состоялся в 1951 году - 157 молодых лейтенантов были направлены на должности командиров и заместителей командиров рот. Последний выпуск молодых офицеров сталинградского периода обучения училище провело уже в г. Мичуринске в сентябре 1954 года, сразу после перебазирования на новое место дислокации, т.к. в июле 1954 года Генеральным штабом Вооруженных Сил была издана директива о перебазировании училища в г. Мичуринск Тамбовской области, на тот момент Воронежского военного округа.

Полный переход училища на 3-х годичное обучение состоялся в 1955 году, тогда же и произошли изменения в штате училища и в структуре учебного отдела. В структуре учебного

отдела были образованы циклы: «аэродромного строительства, аэродромно-строительных машин, специальных и транспортных автомобилей, общетехнический» [9]. С переходом на 3-х годичное обучение командование училища уделяло пристальное внимание повышению качества учебного процесса. Регулярно стали проводиться методические конференции и учебно-методические сборы, внедрялись новые методы в обучение, большое развитие получила редакционно-издательская работа по изданию учебников и учебных пособий, возросла роль самостоятельной работы курсантов. С 1954 по 1959 годы проводились войсковая практика и стажировка с курсантами 3 курсов.

Неоднократно училище планировалось к расформированию, первые попытки были уже в 1960 году, однако в июле 1961 года Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР было принято решение о его восстановлении. Был проведен набор курсантов на два профиля обучения: техников «по строительству и эксплуатации аэродромов и техников по ремонту и эксплуатации транспортных и специальных автомобилей» [9]. И уже в июне 1962 года в состав училища вошел еще один цикл - метеорологической службы по подготовке техников метеорологической службы.

На Воронежскую землю училище было перебазировано 11 июня 1963 года в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и получило название Воронежское военное авиационное техническое училище. Первый выпуск в городе Воронеже состоялся в августе 1964 года. В июне этого же года в училище был организован новый профиль подготовки - техников кислородно-газовых установок на базе цикла электрогазовых установок, который был переведен из Иркутского ВАТУ.

Семидесятые годы «характеризовались бурным развитием авиационной техники, поступлением на вооружение самолетов третьего и четвертого поколений» [9]. В связи с этим повышенные требования стали предъявляться к наземным службам обеспечения полетов, авиационному тылу, а следовательно, и к подготовке специалистов гидрометеорологической, аэродромной, автомобильной и электрогазовой служб. Именно поэтому был осуществлен перевод многих средних военно-учебных заведений в высшие. На основании приказа Министра обороны СССР 20 июня 1975 года училище было преобразовано в Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище.

Задачами первостепенной важности перед руководящим и профессорско-преподавательским составом являлись разработка учебных планов и программ, создание учебной базы высшего учебного заведения. За последующие 10 лет училище значительно поменяло в лучшую сторону свой облик и качество проведения учебного процесса, как в области теоретической, так и практической подготовки курсантов.

Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР 30 сентября 1985 года был утвержден новый штат училища. Основными подразделениями стали два факультета: «метеорологический факультет и факультет строительства и эксплуатации аэродромов (и автомобильной техники)». С целью обеспечения учебного процесса и согласно новому штату в состав училища входили «восемь общеучилищных кафедр, а также 2 научно-исследовательские лаборатории (метеорологического обеспечения полетов и аэродромно-технического обеспечения полетов)» [9]. В училище проводили подготовку будущих офицеров по 7 специальностям и специализациям, с 4-х и 5-летним сроком обучения. Потребность в подготовке офицерских кадров способствовала тому, что в 1988 году из второго факультета были организованы два факультета - автомобильный факультет (средств аэродромно-технического обеспечения полетов) и факультет строительства и эксплуатации аэродромов. А в 1989 году в военном авиационном инженерном училище была открыта очная адъюнктура с численностью 9 человек.

В связи с неукомплектованностью офицерскими кадрами в войсках по специальностям обучения в училище возникла необходимость в увеличении его штатной численности курсантов. Директивой Генерального штаба от 23 марта 1992 года было принято решение о

ы

создании филиала училища на базе расформированного Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков. Филиал осуществлял подготовку офицерских кадров по двум специальностям: «командная тактическая специальных автомобилей» и «командная тактическая тылового обеспечения авиации». Филиалом было проведено 5 выпусков молодых офицеров. В апреле 1999 года филиал был расформирован и 2, 3, 4 курсы переведены на основную базу в г. Воронеже, в то время как курсанты 5 курса закончили обучение досрочно (20 марта 1999 года) в городе Борисоглебск [9]. Статус Воронежского военного авиационного инженерного института был присвоен вузу Постановлением Правительства РФ 29 августа 1998 года.

С началом двухтысячных годов в Вооруженных Силах в системе военного образования проводится реформирование, направленное на оптимизацию сети, ёмкости и организационно-штатной структуры вуза. Перед командованием института стояла задача сохранить вуз, и она была успешно решена. В 2004 году по распоряжению Правительства РФ военный авиационный институт был переименован в Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт).

На тот момент образовательный процесс в военном авиационном вузе города Воронежа осуществляли уже пять факультетов, среди которых гидрометеорологический факультет, факультет средств аэродромно-технического обеспечения полетов, факультет инженерно-аэродромного обеспечения и факультет управления повседневной деятельностью подразделений, а также специальный факультет и 6 общеучилищных кафедр.

Существенные изменения в связи с реформированием и оптимизацией в Воронежском высшем военном авиационном инженерном училище начались в августе 2006 года. По распоряжению Правительства РФ от 9 января 2006 года к вузу в качестве структурного подразделения был присоединен Военный институт радиоэлектроники (г. Воронеж). В результате присоединения значительно увеличился научно-педагогический потенциал -укомплектованность ППС с учеными степенями и званиями составила 70 %; подготовка офицеров осуществлялась на 29 кафедрах по 13 специальностям и 2 специализациям; к штатной структуре добавились 2 факультета - «факультет радиоэлектронной борьбы (применения и эксплуатации средств РЭБ с системами управления войсками и оружием противника)» и «факультет радиоэлектронной борьбы (информационной безопасности)».

Государственная инспекция Министерства образования и науки РФ в период с 4 по 7 ноября 2007 года провела комплексную оценку деятельности вуза, по итогам которой вуз был аттестован и аккредитован как государственное учреждение высшего профессионального образования со статусом университета и по постановлению Правительства РФ 25 декабря 2007 года вуз получил наименование Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

Министерством обороны РФ в августе 2008 года были разработаны планы оптимизации сети военно-учебных заведений, а 24 декабря вышло распоряжение Правительства РФ, согласно которому к Воронежскому военному авиационному инженерному университету в качестве структурных подразделений присоединились Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище, Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники. Численность курсантов к 1 сентября 2009 года уже превышала 6000 тысяч обучающихся.

В начале октября 2009 года в университет поступил новый штат вуза, согласно которому в состав университета входило 14 факультетов, к ранее существовавшим добавились факультеты - «факультет летательных аппаратов»; «факультет авиационного вооружения»; «факультет авиационного оборудования»; «факультет авиационного радиоэлектронного оборудования»; «факультет радиотехнического обеспечения»; «факультет авиационных средств связи» и «факультет подготовки и повышения квалификации» [9]. Подготовка офицерских кадров велась по 18 гражданским специальностям и им соответствующим 26 военным специальностям.

Путем слияния ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Москва, п.г.т. Монино Московской обл.) и Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) и согласно Распоряжению Правительства РФ от 23 апреля 2012 года было создано федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (далее ВУНЦ ВВС «ВВА»). В этом же году, 16 июня приказом Министра обороны РФ создаются филиалы в городах Краснодар и Сызрань (Самарская область), входящие в состав ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж), а 30 марта 2013 года создается филиал в г. Челябинске, который на основании приказа Министра обороны РФ входит в состав ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). С целью подготовки всесторонне образованной и патриотически настроенной молодежи, ориентированной на военную службу, 1 сентября 2015 года, в качестве обособленного структурного подразделения ВУНЦ ВВС «ВВА», в академии открыт кадетский корпус (инженерная школа).

В настоящее время в штатной структуре ВУНЦ ВВС «ВВА» основными структурными подразделениями являются - 2 филиала с учебно-авиационными базами и факультетами (г. Челябинск и г. Сызрань); на основной базе в г. Воронеж ведут образовательную деятельность 2 факультета (командный и обеспечения боевых действий авиации) для подготовки офицерских кадров по 15 военным специальностям высшей оперативно-тактической подготовки - по программам магистратуры; 12 факультетов для подготовки офицерских кадров по 28 военным специальностям с высшим профессиональным образованием - по программам специалитета для России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья, 15 общеакадемических кафедр; научно-исследовательский испытательный институт (радиоэлектронной борьбы); научно-исследовательский центр (проблем применения, обеспечения и управления авиацией ВВС); научно-исследовательский центр (образовательных и информационных технологий); учебно-методический центр; центр организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров; летно-методический центр, смешанная авиационная эскадрилья, авиационная эскадрилья обеспечения испытаний и отработки способов боевого применения средств РЭБ.

Для подготовки научных и научно-педагогических кадров в академии успешно функционирует адъюнктура и докторантура, 8 диссертационных советов по 19 научным специальностям для защиты докторских и кандидатских диссертаций, научная рота, что позволяет ежегодно поддерживать укомплектованность академии лицами с учеными степенями и званиями с показателем не менее 70 %.

Выводы. Подготовка авиационных офицерских кадров в нашей стране прошла ряд исторических этапов, имея присущие каждому вузу особенности. Оптимизация системы военного образования по подготовке офицерских кадров для авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и других стран, выразившаяся в создании многопрофильного военного учебно-научного центра ВВС, позволила в данной статье рассмотреть особенности подготовки в каждом вузе, вошедших в состав ВУНЦ ВВС «ВВА», который в 2020 году отметил свое 100-летие, история которого начиналась в далеком 1920 году, с основания Института инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского.

Успехи современного вуза достойны и сегодня: он имеет большой авторитет в Министерстве обороны Российской Федерации, его знают не только в нашей стране, но и на международном уровне (в отношении Военно-воздушной академии введены санкции со стороны Соединенных Штатов Америки). В феврале 2020 года Боевое знамя академии украсил орден Жукова - признание ее современных заслуг.

Этот авторитет заслужен кропотливой работой всего коллектива вуза, возглавляемого начальником академии, доктором педагогических наук, профессором, Заслуженным военным специалистом РФ, генерал-полковником Зибровым Геннадием Васильевичем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 59. Л. 781.

2. РГВА. Д. 1759. Л. 625 (об).

3. РГВА. Ф.4. ОП. 3. Д. 2578. Л. 266.

4. РГВА. Д. 3228. Л. 128 (об).

5. Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина - 60 лет: Книга / под ред. В.П. Козлова. Курск: Гарнитура «Таймс», 2000. 208 с.

6. Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники (военный институт): Даты. События. Люди: Энциклопедия / под ред. Е.В. Халдина. Тамбов: Типография «Пролетарский светоч», 2009. 564 с.

7. Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова: Служить Отчизне - главное дело для нас!: Исторический очерк / под ред. В.П. Ляхова. Краснодар: ООО «Холидэт», 2013. 148 с.

8. Ставропольское авиационное: Годы. События. Люди: Исторический очерк / под ред. Д.Н. Медяного. Ставрополь: СВВАИУ, 2008. 224 с.

9. Военный авиационный инженерный университет: Этапы славного пути 1950-2010 гг.: Книга / под ред. Г.В. Зиброва. Воронеж: КВАРТА, 2009. 336 с.

10. Карташев А.В. История подготовки военных авиационных специалистов в России: Монография / А.В. Карташев. Министерство обороны Российской Федерации, Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) им. маршала авиации В.А. Судца. Ставрополь: [СВВАИУ], 2007. 265 с.

11. Сызранское вертолетное: Исторический очерк / под ред. Е.Г. Мочаловой. Сызрань: Типография «Ваш взгляд», 2010. 592 с.

REFERENCES

1. RGVA. F. 4. Op. 3. D. 59. L. 781.

2. RGVA. D. 1759. L. 625 (ob).

3. RGVA. F.4. OP. 3. D. 2578. L. 266.

4. RGVA. D. 3228. L. 128 (ob).

5. Voenno-vozdushnaya akademiya imeni Yu.A. Gagarina - 60 let: Kniga / pod red. V.P. Kozlova. Kursk: Garnitura «Tajms», 2000. 208 p.

6. Tambovskoe vysshee voennoe aviacionnoe inzhenernoe uchilische radioelektroniki (voennyj institut): Daty. Sobytiya. Lyudi.: 'Enciklopediya / pod red. E.V. Haldina. Tambov: Tipografiya «Proletarskij svetoch», 2009. 564 p.

7. Krasnodarskoe vysshee voennoe aviacionnoe uchilische letchikov im. Geroya Sovetskogo Soyuza A.K. Serova: Sluzhit' Otchizne - glavnoe delo dlya nas!: Istoricheskij ocherk / pod red. V.P. Lyahova. Krasnodar: OOO «Holid'et», 2013. 148 p.

8. Stavropol'skoe aviacionnoe: Gody. Sobytiya. Lyudi: Istoricheskij ocherk / pod red. D.N. Medyanogo. Stavropol': SVVAIU, 2008. 224 p.

9. Voennyj aviacionnyj inzhenernyj universitet: 'Etapy slavnogo puti 1950-2010 gg.: Kniga / pod red. G.V. Zibrova. Voronezh: KVARTA, 2009. 336 p.

10. Kartashev A.V. Istoriya podgotovki voennyh aviacionnyh specialistov v Rossii: Monografiya / A.V. Kartashev. Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii, Stavropol'skoe vysshee voennoe aviacionnoe inzhenernoe uchilische (voennyj institut) im. marshala aviacii V.A. Sudca. Stavropol': [SVVAIU], 2007. 265 p.

11. Syzranskoe vertoletnoe: Istoricheskij ocherk / pod red. E.G. Mochalovoj. Syzran': Tipografiya «Vash vzglyad», 2010. 592 p.

ы g

и

© Томилов А.А., Валиулин Р.М., Киргинцев М.В., Лисиченко Е.А., 2021

Томилов Александр Анатольевич, кандидат военных наук, профессор кафедры автомобильной подготовки, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Валиулин Рафкат Мухарамович, доцент, доцент кафедры общевоенных дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Киргинцев Михаил Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела научно-исследовательского научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Лисиченко Елена Александровна, младший научный сотрудник научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.