Военно-воздушная академия — путь длиною в век
Генерал-полковник Г.В. ЗИБРОВ, доктор педагогических наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Статья посвящена анализу столетней истории Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Рассмотрены этапы развития военных учебных заведений, вошедших в ее состав, а также показан их вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для отечественных Военно-воздушных сил (ВВС). Дана характеристика современных достижений академии как крупнейшего вуза системы образования Министерства обороны Российской Федерации.
Военное образование, система военного образования, военная наука, Военно-воздушные силы, подготовка кадров для Военно-воздушных сил, военное авиационное училище, Военно-воздушная академия.
The paper analyzes the hundred-yearlong record of the Military Education and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after Prof. N.Ye. Zhu-kovsky and Yu.A. Gagarin." It follows the development stages at military schools that were incorporated in it, and also shows their contribution to the training of highly skilled personnel for the domestic Air Force. It characterizes the current achievements of the Academy as a major higher education establishment of the RF Ministry of Defense.
KEYWORDS
Military education, system of military education, military science, Air Force, training personnel for the Air Force, military flight school, Air Force Academy.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ОПЫТ последних десятилетий свидетельствует о возрастающем влиянии Воздушно-космических сил на ход и исход современных военных конфликтов. Ввиду того, что эффективность боевого применения авиации в решающей степени зависит от профессионализма командных, летных иинженерно-технических кадров, их подготовка является по своей сути одним из важнейших средств реализации военно-политических интересов государства.
Ключевое место в системе подготовки таких кадров сегодня занимает Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (далее — ВУНЦ ВВС «ВВА», академия) (рис. 1).
Формирование современного облика академии началось в 2006— 2010 годах в процессе присоединения к Воронежскому военному авиационному инженерному училищу (с 2007-го — Военному авиационному
инженерному университету) Военного института радиоэлектроники, Иркутского, Тамбовского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ, а также федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра радиоэлектронной борьбы Министерства обороны Российской Федерации. Свой окончательный статус вуз получил в результате слияния в 2008 году Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Военно-воздуш-
Рис. 1. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная орденов Жукова, Ленина, Октябрьской Революции, дважды Краснознаменная, ордена Кутузова академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
ной академии имени Ю.А. Гагарина в ВУНЦ ВВС «ВВА» (Москва, пос. Монино), его перебазирования в Воронеж и объединения в 2012-м с Военным авиационным инженерным университетом.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2012 года № 1515 и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил от 25 июня 2012 года № 314/10/2801 ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) является правопреемником прославленных московских академий и наследником их названий, знаков отличия и наград. В силу этого он отсчитывает свою историю с образования в Москве в сентябре 1920 года старейшей из своих предшественниц — Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и готовится отмечать свое столетие.
Военные вузы, дело которых продолжает Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, создавались в разные годы для решения конкретных задач, встававших перед Военно-воздушными силами страны. При этом каждый из них выполнял свои специфические, порой уникальные функции. Однако при всем разнообразии профилей и научно-педагогических школ их деятельность служила одной главной цели — обеспечению устойчивого комплектования ВВС необходимыми на данный момент военными авиационными специалистами. Соответственно в истории вузов — предшественников ВУНЦ ВВС «ВВА» можно проследить общие этапы, которые соответствуют основным
тенденциям развития советской и российской военной авиации и отечественной системы военного авиационного образования.
Первый (1918—1941) стал временем зарождения и бурного роста Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии, формирования военных учебных заведений, призванных обеспечить авиацию кадрами с наиболее востребованными специальностями. Так, уже в 1919 году была сформирована одна из предшественниц ВУНЦ ВВС «ВВА» — Московская аэросъемоч-но-фотограмметрическая школа Красного воздушного флота (с 2004 года — Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники). Профилем школы, вскоре получившей статус вуза, стала подготовка командного состава вспомогательных служб ВВС — специалистов в области аэрофотосъемки и аэронавигации, а также (с 1923) радиотехники.
Важным событием в истории авиационной науки и образования стало открытие в Москве Института инженеров Красного воздушного флота, получившего имя его основателя — выдающегося ученого, отца русской авиации, Заслуженного профессора Московского университета Николая Егоровича Жуковского. Спустя два года институт был преобразован в одноименную Академию воздушного флота (рис. 2), а в 1946 году переименован в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского. Так был создан авиационный вуз, не имевший аналогов в стране и мире, перед которым была поставлена задача готовить в короткие сроки военных ин-
* В данной статье количество этапов и их временные интервалы определены автором для более системного представления истории становления и развития академии.
женеров-механиков по эксплуатации авиационной техники. Еще одним направлением его учебной работы стала подготовка командных кадров для советских ВВС, в числе которых будет немало видных авиационных военачальников и руководителей инженерно-авиационной службы. Среди них — командующий ВВС РККА генерал-лейтенант (впоследствии Глав-
ный маршал) авиации П.Ф. Жигарев; представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы (впоследствии маршалы авиации) Г.А. Во-рожейкин, С.А. Худяков и Ф.Я. Фа-лалеев; командующие воздушными армиями генералы Ф.А. Астахов, К.А. Вершинин, С.А. Красовский, С.И. Руденко, В.А. Судец, Н.Ф. Нау-менко, Н.Ф. Папивини.
Рис. 2. Петровский дворец — резиденция Академии воздушного флота (Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского)
Наличие высококвалифицированного преподавательского состава и передовой экспериментально-технической базы позволило академии начать выпуск специалистов, способных не только обслуживать, но и создавать авиационную технику. Уже в довоенный период она взрастила плеяду талантливых авиаконструкторов — В.Ф. Болховитинова, А.С. Яковлева, С.К. Туманского, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна и Н.Д. Кузнецова. В тот же период в самой академии складывались научные и научно-тех-
нические школы, которые станут флагманами отечественной науки и сумеют обеспечить советские ВВС необходимой материально-технической базой в предстоявших военных испытаниях.
Техническая реконструкция советской авиации в годы первых пятилеток, как и возрастание ее удельного веса в оборонной мощи страны, потребовали развертывания новых военных авиационных школ и училищ. В их числе был сформирован ряд учебных заведений, которые также
впоследствии войдут в состав Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.
Одним из них была основанная в 1931 году в г. Иркутске 4-я военная школа авиационных техников (с 1973-го — Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище), ставшая первым учебным заведением подобного рода на всей территории Сибири и Дальнего Востока. В 1936 году начала работу 15-я военная школа летчиков-наблюдателей (с 1959-го — Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов), которая спустя пять лет перешла к подготовке стрелков-бомбардиров, штурманов, стрелков-радистов и младших авиационных специалистов. В 1940 году к обучению пилотов сначала армейской и бомбардировочной, а затем планерной авиации приступила Саратовская военная авиационная школа пилотов
(с 1966-го — Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков).
Между тем опыт боевого применения советской военной авиации в небе Испании (1936—1939) и Китая (1937—1941), над озером Хасан (1938) и рекой Халхин-Гол (1939), а также в войне с Финляндией (1939— 1940) потребовал создания специального военного учебно-научного центра для разработки проблем оперативного искусства и тактики военной авиации.
В то же время интенсивное развертывание новых строевых частей и соединений советских ВВС диктовало необходимость подготовки большого числа командных кадров. Поэтому в марте 1940 года из состава Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского были выведены оперативный, командный, заочный командный и штурманский
факультеты, атакже курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС, на базе которых была сформирована Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии (с 1968 года — Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина). Особенностью ее учебного процесса стало сочетание фундаментальной военной подготовки обучаемых летчиков и штурманов с привитием им командных и летных навыков. Но в целом в вузе были сформированы общие с другими военно-авиационными учебными заведениями подходы к обучению на основе строгих учебных планов и программ.
Второй этап деятельности военных учебных заведений, боевые традиции которых наследует ВУНЦ ВВС «ВВА», пришелся на годы Великой Отечественной войны. Для них, как и для всей страны и ее Вооруженных Сил, эти годы стали временем тяжелых испытаний. Свой долг по защите Родины их сотрудники выполняли не только в лекционных аудиториях, но и на фронте, в цехах оборонных предприятий, в конструкторских бюро и научных лабораториях. Значительная часть постоянного состава академий и училищ была командирована для непосредственного участия в боевых действиях. Абсолютное большинство научных и опытно-конструкторских работ, выполнявшихся в эти годы в их стенах, было нацелено на конкретную помощь фронту и делало работу летного и инженерно-технического состава в воевавших частях более эффективной и безопасной.
В условиях войны, требовавшей беспрецедентного привлечения людских и материальных ресурсов, основные усилия военно-авиационных учебных заведений были сосредоточены на ускоренной массовой подготовке для фронта командно-летных и инженерно-технических кадров.
Успешное выполнение данной задачи, которой не смогли помешать ни кадровый дефицит, ни учебные перегрузки, стало важным вкладом в воздушные победы советских ВВС, одержанные над немецкими люфтваффе в период коренного перелома и на завершающем этапе войны.
Главным итогом работы в военные годы вузов — предшественников ВУНЦ ВВС «ВВА» стал выпуск и отправка на фронт в общей сложности 28 тысяч авиационных командиров, пилотов, штурманов и других авиационных специалистов. Из них более 2,5 тысячи подготовила Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского, 4431 — Военно-воздушная академия командного и штурманского состава, 5440 — Московское военное авиационное училище связи (будущее Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники), 9203 — Иркутская военная школа авиационных механиков, 5911 — Челябинское военное авиационное училище штурманов и стрелков-радистов и 512 — Саратовская военная авиационная школа пилотов. Все выпускники с честью выдержали на фронте свой самый суровый экзамен и проявили себя как подлинные патриоты и отличные специалисты. Сотни из них за подвиги, совершенные в боях, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Послевоенный этап деятельности советских военных авиационных вузов (вторая половина 1940-х — 1950-е годы) характеризовался не только восстановлением кадрового потенциала и пострадавшей в годы войны учебно-материальной базы, но и дальнейшим развитием, в ходе которого проявлялись их современные черты. Появление реактивной, а затем сверхзвуковой авиации, оснащенной ракетно-ядерным оружием, а также сложными прицельными и
пилотажно-навигационными комплексами, предъявляло повышенные требования к командным, летным и инженерно-техническим кадрам. Это означало постановку новых задач в деле их подготовки, которая нацеливалась, с одной стороны, на усвоение опыта минувшей войны, с другой — на эффективное применение и обслуживание современной военной техники.
В условиях войны, требовавшей беспрецедентного привлечения людских и материальных ресурсов, основные усилия военно-авиационных учебных заведений были сосредоточены на ускоренной массовой подготовке для фронта командно-летных и инженерно-технических кадров.
В соответствии с требованиями времени военные вузы, вошедшие впоследствии в состав ВУНЦ ВВС «ВВА» уже с середины 1940-х годов начали менять или расширять свой профиль для подготовки военных авиационных кадров по новым специальностям. Соответственно расширялась и становилась более разветвленной структура учебных подразделений. Так к началу 1960-х годов в составе Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского был сформирован радиотехнический факультет, а также кафедры теории реактивных авиадвигателей, реактивного управляемого вооружения, боевого применения вычислительной техники, основ автоматики и телемеханики, автоматических систем управления, авиационных систем радиопротиводействия и радиотехнической разведки.
В те же годы к изучению радиолокационной техники, поступав-
шей на вооружение ВВС, и выпуску специалистов по ее обслуживанию приступило Тамбовское военное авиационное радиотехническое училище. Иркутское военное авиационное техническое училище перешло на обучение техников по эксплуатации реактивных самолетов, а Пугачевское авиационное планерное училище (будущее Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков) было перепрофилировано и стало первым в СССР учебным заведением по подготовке летчиков военной вертолетной авиации.
Развитие реактивной авиации предъявляло новые требования к аэродромной службе, строительству и содержанию аэродромов, что, в свою очередь, диктовало необходимость подготовки кадров и по соответствующим военным специальностям инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения. В 1950 году в г. Сталинграде было открыто Военное аэро-дромно-техническое училище ВВС (с 2007-го — Военный авиационный
инженерный университет (г. Воронеж)).
Четвертый этап в развитии вузов-предшественников академии приходится на 60—80-е годы ХХ столетия. Данный период стал временем наивысшего подъема советской военной авиации, о чем свидетельствовало принятие на вооружение боевых машин второго, а затем третьего и четвертого поколений. В эти годы, как и в предыдущие десятилетия, успехи отечественных Военно-воздушных сил во многом обеспечивались системой подготовки военных авиационных кадров, развитие которой также достигло своего апогея. Важными звеньями данной системы были учебные заведения, которым в будущем предстояло влиться в состав ВУНЦ ВВС «ВВА».
В этот период, как и во все другие, одни из лидирующих позиций среди военных авиационных учебных заведений страны продолжала занимать Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского (рис. 3).
Рис. 3. Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского
Высочайший уровень профессиональной подготовки ее выпускников во многом достигался благода-
ря интеграции учебного процесса с исследовательской деятельностью почти тридцати научных школ,
большая часть которых вступила в пору своего расцвета. Среди основателей и руководителей школ были выдающиеся ученые с мировой известностью, в том числе академики Б.С. Стечкин, Д.А. Вентцель, Г.И. Покровский, Н.Г. Бруевич, В.С. Пугачев, А.А. Красовский, С.М. Белоцер-ковский, В.А. Протопопов и многие другие. В то же время установка на совершенствование учебного процесса в Военно-воздушной инженерной академии реализовалась за счет его дифференциации, в том числе введе-
ния углубленной специализации по родам авиации.
В это же время происходит дальнейшее совершенствование образовательной деятельности в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина (рис. 4) за счет углубления специализации, усиления фундаментальной и практической направленности подготовки слушателей, освоения ими новейшей авиационной техники и овладения передовыми средствами управления авиацией.
Рис. 4. Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии (ВВА имени Ю.А. Гагарина)
Этому способствовало бурное развитие научных школ академии, у истоков которых стояли такие видные теоретики военной авиационной науки, как В.М. Шиловский и Б.Ф. Свешников (оперативное искусство ВВС), А.Н. Лапчинский (тактика родов авиации), Н.Ф. Кудрявцев (воздушная навигация и штурманское обеспечение), Д.Н. Морозов (организация связи в ВВС), Н.П. Булгаков (тыл ВВС), Е.И. Татарченко (история военного искусства ВВС) и другие. Значительный вклад в развитие системы подготовки авиационных командиров в 1960—1980-е годы внесли дважды герой Советского Союза маршал авиации Н.М. Скоморохов, генерал-майоры авиации Г.Ф. Моло-
канов, В.И. Кириллов, Г.А. Пшеня-ник. Усилиями этих и тысяч других командиров, педагогов и ученых Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина снискала славу кузницы элиты советских, а затем и российских Военно-воздушных сил.
Поступление в войска все более сложной ракетной и реактивной техники, радиоэлектронного оборудования и различных вычислительных систем требовало от будущих офицеров не только глубоких военно-научных знаний, но и умения пополнять их в течение всего срока службы, самостоятельно принимать обоснованные решения и быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Необходимость формирования у курсантов
данных компетенций стала приоритетом работы системы военного образования и причиной перевода многих средних военных авиационных училищ в разряд высших. Уже в 1959 году этот статус получило Челябинское военное авиационное училище штурманов. С целью адаптации его курсантов к качественным изменениям в материальной базе ВВС в составе училища были сформированы новые подразделения, в частности кафедры высшей математики и теоретической механики, конструкции и эксплуатации авиационной техники, радиотехнических средств самолетовождения и бомбометания. В 1966 году высшим стало Сызранское военное авиационное училище летчиков, личный состав которого переходил к освоению вертолетов с газотурбинными двигателями, способных решать на поле боя широкий круг задач. В 1973 году на высший уровень образования перешло Иркутское военное авиационное техническое
училище, а в 1976-м — Тамбовское военное авиационное техническое училище. Годом ранее Воронежское военное авиационно-техническое училище преобразовано в Высше-евоенное авиационное инженерное училище. Еще одним свидетельством оперативного реагирования системы военного авиационного образования на растущие потребности ВВС стало формирование в 1965 году филиала по подготовке штурманов — Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков (с 2004-го — Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище).
В 1981 году к подготовке специалистов радиоэлектронной борьбы для основных видов и родов Вооруженных Сил, в том числе Военно-воздушных сил, приступило Высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (с 1994-го — Военный институт радиоэлектроники (г. Воронеж), рис. 5).
Рис. 5. Военный институт радиоэлектроники (г. Воронеж)
Наряду с созданием новых военных авиационных учебных заведений и переходом уже имевшихся к подготовке военных специалистов с высшим образованием, общими
тенденциями развития системы военного авиационного образования в 1960—1980-е годы существовало также дальнейшее расширение номенклатуры специальностей и пре-
подаваемых дисциплин, внедрение методов программированного обучения, укрепление связи с войсками и дальнейшее совершенствование учебно-материальной базы. В своей учебной и научной деятельности вузы — предшественники ВУНЦ ВВС «ВВА» не только шли в ногу со временем, но и работали на опережение, решали насущные задачи и ставили новые, определяли пути развития авиации и предвосхищали ее будущее.
Пятый этап рассматриваемого процесса (1990-е — начало 2000-х) последовал за распадом прежде единых советских ВВС и существовавшей в СССР сети военных авиационных учебных заведений. Сам по себе болезненный процесс трансформации советской военной авиации в собственно российские ВВС сопровождался зачастую поспешными реформами, что в совокупности привело к ликвидации многих военных авиационных вузов и ослаблению кадрового и материального потенциала оставшихся учебных заведений, перекраиванию учебных планов и сокращению часов летной подготовки, организационной неразберихе и кадровой чехарде.
Поэтому началу шестого этапа развития системы подготовки кадров для отечественных ВВС, а также деятельности вузов — предшественников ВУНЦ ВВС «ВВА» положила программа реформ, призванных оптимизировать структуру и содержание подготовки военных специалистов к выполнению предстоящих должностных обязанностей, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 года № 352 и была рассчитана на период до 2010 года. Впоследствии она была дополнена Министром обороны РФ в 2006 году Концепцией военно-кадровой политики в Вооруженных Силах Российской Федерации на период
до 2016 года, а в 2008-м — Стратегией социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года. Основным содержанием начатых реформ стало приведение количественных и качественных параметров системы высшего военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил РФ. Запланированные мероприятия по реорганизации (оптимизации) системы высшего военного образования предусматривали сокращение общего количества военных учебных заведений, осуществлявших подготовку офицеров, а также параллельное укрупнение ряда остающихся вузов с увеличением численности их личного состава в пределах общей численности подготавливаемых офицерских кадров. В число 19 военных вузов, подлежавших укрупнению, на завершающем этапе реформы был включен Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) (рис. 6).
Следует отметить, что выбор данного вуза в качестве одного из центров консолидации российского военного образования был далеко не случаен. Это учебное заведение, берущее свои истоки от основанного в 1950 году в г. Сталинграде Военного аэродромно-технического училища ВВС и получившее после перебазирования в 1963-м в г. Воронеж статус высшего военного авиационного инженерного училища, заняло к началу 2000-х годов одно из заметных мест в системе подготовки военных авиационных кадров. В то время в его составе насчитывались пять факультетов: гидрометеорологический, средств аэродромно-тех-нического обеспечения полетов, инженерно-аэродромного обеспечения, управления повседневной деятельностью подразделений и специальный факультет (подготовки иностранных военнослужащих).
Рис. 6. Военный авиационный инженерный университет
В августе 2006 года в рамках начавшейся реформы и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 января № 05-рк Воронежскому высшему военному авиационному инженерному училищу в качестве структурного подразделения был присоединен Военный институт радиоэлектроники (ВИРЭ) (г. Воронеж). В ходе укрупнения из двух факультетов ВИРЭ в училище были образованы факультеты радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной борьбы и информационной безопасности. Результатом объединения стало существенное пополнение кадрового состава и материально-технической базы училища и значительный прирост его научно-педагогического потенциала. К началу 2007 года подготовка инженерно-командных кадров в вузе осуществлялась по 13 специальностям и двум специализациям на семи факультетах, в состав которых входили 29 кафедр. Научные степени и ученые звания имели 70 % преподавательского состава училища. Поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года № 1906-р статус вуза повышен, и он был переименован в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).
В декабре 2008 года распоряжением Правительства РФ № 1951-р
к Военному авиационному инженерному университету (г. Воронеж) в качестве структурных подразделений присоединились Иркутское и Ставропольское высшие военные авиационные инженерные училища, а также Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники. В результате перебазирования части постоянного состава и учебно-материальной базы этих вузов в г. Воронеже в университете образованы шесть новых факультетов: летательных аппаратов, авиационного вооружения, авиационного оборудования, авиационного радиоэлектронного оборудования, радиотехнического обеспечения и авиационных средств связи. К концу 2010 года к ним добавились факультет переподготовки и повышения квалификации, а факультет радиоэлектронной борьбы влился в факультет радиоэлектронной борьбы и информационной безопасности.
В сентябре 2010 года в состав университета вошел Федеральный государственный научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности (НИИЦ РЭБ и ОЭСЗ), располагавший весьма солидным научным потенциалом.
Здесь трудились более 200 докторов и кандидатов наук, из них четыре заслуженных деятеля науки и техники Российской Федерации, восемь академиков и членов-корреспондентов академий наук, один заслуженный изобретатель, семь заслуженных рационализаторов Российской Федерации. После присоединения к университету центр по-прежнему выполнял комплекс научно-исследовательских работ, являясь головной межведомственной научно-координирующей
Рис. 7. Центральный корпус НИИЦ РЭБ и ОЭСЗ
организацией по военно-научному обеспечению исследований и проведению испытаний в области создания и развития системы радиоэлектронной борьбы Российской Федерации. Присоединение центра дополнительно укрепило научный потенциал вуза и его возможности по подготовке инженеров редких и перспективных специальностей.
В результате проведенных преобразований Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) смог приступить в 2011 году к обучению будущих офицеров уже на 13 факультетах, в состав которых входила 51 кафедра, по 18 гражданским и 26 военным специальностям. Основу научного потенциала вуза составляли 91 доктор и 701 кандидат наук, 89 профессоров, 367 доцентов и 104 старших научных сотрудника. В университете функционировали адъюнктура и докторантура очной формы обучения. Таким образом, в Военном авиационном инженерном университете (г. Воронеж) была сосредоточена подготовка специалистов всех видов наземного обеспечения полетов военной авиации. Осуществляя обучение будущих офицеров инженерно-авиационной, инженерно-аэродромной, аэродром-но-технической, метеорологической, радиотехнической служб и службы авиационных средств связи, Воронежский авиационный инженерный
университет показывал пример успешной реализации концепции многопрофильного военного вуза.
В ходе продолжавшейся оптимизации системы высшего военного образования в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2008 г. № 283-р Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского (Москва) была объединена с Военно-воздушной академией имени Ю.А. Гагарина (пос. Монино, Щелковский район Московской области). Путем реорганизации двух академий в форме их слияния было создано Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Москва, пос. Мони-но). Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1951-р к академии в качестве обособленных структурных подразделений был присоединен ряд высших военных училищ, на базе чего было создано Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Москва, пос. Монино).
Серьезные коррективы в процесс реформирования системы подготовки военных авиационных специалистов внес приказ Министра обороны РФ от 12 июля 2011 года № 1136, предписывавший в целях совершенствования этой системы передать до 1 сентября того же года подготовку обучающихся слушателей из Воен-
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2008 г. № 283-р Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского (Москва) была объединена с Военно-воздушной академией имени Ю.А. Гагарина.
но-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (Москва, пос. Монино) в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж). А в дальнейшем на основании распоряжения Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 609-р была проведена реорганизация путем слияния Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Москва, пос. Монино) и Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) с образованием Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего професси-
онального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации.
После череды реорганизаций несколько военных училищ, присоединенных в декабре 2008 года к Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, были выведены из состава ВУНЦ ВВС «ВВА». Часть из них получила статус самостоятельных учебных заведений. Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков и Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов в 2013 году приобрели статус филиалов академии и стали именоваться «Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Сызрань» (рис. 8) и «Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Челябинск» (рис. 9) соответственно. А в 2015 году из состава академии выведено Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Таким образом, был окончательно сформирован современный облик академии.
Рис. 8. Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Сызрань
К моменту объединения с Военным авиационным инженерным университетом в г. Воронеже вузы, вошедшие в состав ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.Г. Гагарина», подготовили за время своего существования в общей сложности более 540 000 высококвалифицированных военных авиационных специалистов, в том числе более тысячи Героев Советского Союза и России.
Так, из стен Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского вышло более 71 000 офицеров, из них 114 Героев Советского Союза и России, 29 Героев Социалистического Труда (один удостоен этого звания трижды и девять — дважды), восемь маршалов авиации, 30 летчиков-космонавтов
После череды реорганизаций несколько военных училищ, присоединенных в декабре
2008 года к Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, были выведены из состава ВУНЦ ВВС «ВВА».
СССР и Российской Федерации, более 40 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук.
Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина подготовила по всем направлениям обучения 48 922 авиационных командира и специалиста, в том числе 661 Героя Советского Союза, 47 Героев Российской Федерации, 44 дважды Героя Советского Союза и одного трижды Героя Советского Союза, десять летчиков-космонавтов СССР и Российской Федерации.
Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники выпустило более 250 000 специалистов, в том числе 22 Героя Советского Союза; Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище — более 80 000, из них 14 Героев Советского Союза; Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов — 36 961, из них 28 Героев Советского Союза и шесть Героев России; Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков — свыше 20 000, в том числе 19 Героев Советского Союза и 29 Героев Российской Федерации; Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище — около 11 600,
в том числе 3 Героя Российской Федерации; Военный институт радиоэлектроники (г. Воронеж) — 3300, из них одного Героя России; Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), ставший точкой сбора этих вузов, выпустил за время своего существования более 30 000 офицеров — специалистов авиационного тыла, инженерно-авиационной службы, метеослужбы и радиоэлектронной борьбы. Три его выпускника стали Героями России.
Более чем полумиллионная армия выпускников, выполнявшая свой воинский долг перед Родиной в различных ее уголках и на разных этапах ее истории, является достоянием и предметом гордости академии. Питомцы влившихся в нее вузов служили практически в каждой части ВВС.
На современном этапе деятельность ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) была направлена на решение задач, продиктованных необходимостью дальнейшего развития отечественных ВВС и системы подготовки высококвалифицированных военных авиационно-инженерных кадров. В академии были проведены административно-хозяйственные и организационно-штатные мероприятия, в результате которых ее увеличенная структура превратилась в единый слаженный и эффективно действующий организм. Сегодня можно констатировать, что сложившаяся в академии система обучения и научных исследований отвечает потребностям Воздушно-космических сил и учитывает тенденции в развитии авиационной техники, средств РЭБ и авиационного вооружения, а также актуальный опыт применения, обеспечения и управления авиацией.
Являясь крупнейшим учебным заведением Вооруженных Сил Россий-
Вузы, вошедшие в состав
ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.Г. Гагарина», подготовили за время своего существования в общей сложности более 540 000 высококвалифицированных военных авиационных специалистов.
ской Федерации, ВУНЦ ВВС «ВВА» проводит обучение офицеров-слушателей по 15 специальностям высшей оперативно-тактической подготовки и осуществляет подготовку научно-педагогических и научных кадров. В вузе и его филиалах также осуществляется обучение будущих офицеров военной авиации по 31 специальности и 6 специализациям полной военно-специальной подготовки. На сегодняшний день общее количество переменного состава академии только в г. Воронеже составляет около 9 тысяч курсантов, слушателей и других категорий военнослужащих, которые проходят переподготовку в системе дополнительного профессионального образования, а в академии в целом около 13 тысяч. В основном это инженерный состав. Кроме того, в филиале г. Сызрань академия обучает летчиков армейской авиации, а в филиале г. Челябинск — авиационных штурманов и офицеров боевого управления. Подготовка квалифицированных военных специалистов, а также научно-педагогических и научных кадров ведется в академии в интересах Министерства обороны РФ, а также других силовых министерств и ведомств Российской Федерации. В настоящее время академия в соответствии с расчетом комплектования ежегодно набирает более 2500 человек для подготовки специалистов различного уровня образования.
Сегодня в состав академии входят 22 факультета. Из них 15 действуют в г. Воронеж (два факультета по подготовке магистров — будущих авиационных командиров и специалистов обеспечения боевых действий авиации, а также 12 факультетов по подготовке офицеров инженерных специальностей и специальный факультет для иностранных военнослужащих). Наряду с ними в составе Сызранского филиала функционируют пять учебных факультетов, два факультета входят в состав Челябинского филиала. А в сентябре 2015 года при академии был открыт Кадетский корпус (инженерная школа) с обучением по программам среднего общего образования и интегрированными с ними дополнительными образовательными программами, направленными на подготовку выпускников к прохождению военной службы.
ВУНЦ ВВС «ВВА» ведет активную работу в рамках международного военного сотрудничества по подготовке офицерских кадров для государств — членов Организации договора о коллективной безопасности и в рамках военного сотрудничества со странами дальнего зарубежья. В академии обучаются курсанты и слушатели из 42 иностранных государств по реализуемым в академии федеральным
ВУНЦ ВВС «ВВА» проводит обучение офицеров-слушателей по 15 специальностям высшей
оперативно-тактической подготовки и осуществляет подготовку научно-педагогических и научных кадров. В вузе и его филиалах также осуществляется обучение будущих офицеров военной авиации по 31 специальности и 6 специализациям.
образовательным государственным стандартам. За период с 2012 по 2019 год в академии были подготовлены и выпущены 521 курсант и 203 слушателя иностранных вооруженных сил. Необходимо отметить, что количество обучаемых иностранных военных специалистов год от года увеличивается, что еще раз свидетельствует о престиже и авторитете академии, сложившихся на протяжении многих лет ее славного пути.
В ВУНЦ ВВС «ВВА» достигнуты заметные успехи в подготовке военных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. На 2013 год в академии функционировали четыре диссертационных совета по восьми научным специальностям. В 2019-м их количество достигло восьми по 18 специальностям. В феврале 2020 года на базе академии создан диссертационный совет по научным специальностям 20.02.15 и 05.07.05 (гидроаэродинамика, динамика движения и маневрирование боевых средств, внешняя баллистика; тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов). За восемь лет, с 2012 по 2019 год, в академии было защищено 354 диссертации: 34 докторские и 320 кандидатских, из них в 2019 году — 6 докторских и 74 кандидатских диссертации. В настоящее время в академии осуществляют подготовку диссертаций: 12 докторантов, 125 адъюнктов и 26 соискателей ученой степени кандидата наук. На сегодняшний день научный потенциал академии составляет: 169 докторов наук и профессоров, 1213 кандидатов наук и 538 доцентов. Таким образом, укомплектованность лицами, имеющими ученую степень и (или) ученое звание, составляет среди руководящего состава и научных работников свыше 50 %, среди профессорско-преподавательского состава — свыше 70 %.
Работа по подготовке научных и научно-педагогических кадров осуществляется в академии в тесном контакте с военно-научными школами, сложившимися на кафедрах, а также в ее научно-исследовательском центре (проблем применения, обеспечения и управления авиацией ВВС), научно-исследовательском испытательном институте радиоэлектронной борьбы и научно-исследовательском центре (образовательных и информационных технологий). На сегодняшний день в ВУНЦ ВВС «ВВА» функционируют 26 таких школ, во главе которых стоят именитые ученые, каждый из которых имеет значительные заслуги в своих предметных областях. В работе творческих сообществ участвуют сотни научных сотрудников, преподавателей и представителей инженерно-технического персонала. О том, что их исследовательский потенциал вполне соответствует потребностям самого наукоемкого и высокотехнологичного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, каким без сомнения являются Воздушно-космические силы, красноречиво свидетельствуют показатели научной работы вуза.
Академия является активным участником мероприятий конгресс-но-выставочной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, а также активным участником организации конференций. В 2013— 2019 годах на базе академии проведены 56 научных конференций, а также восемь круглых столов и семинаров с участием более 6 тысяч гостей, представлявших в общей сложности 450 учреждений, 140 высших учебных заведений, 60 научно-исследовательских организаций и 100 промышленных предприятий. По результатам конференций выпущены сборники, в которых опубликовано более 14 тысяч статей преподавателей, научных сотрудников, слушателей и курсан-
С 2012 по 2019 год, в академии было защищено 354 диссертации: 34 докторские и 320 кандидатских, из них в 2019 году — 6 докторских и 74 кандидатские диссертации. В настоящее время в академии
осуществляют подготовку диссертаций: 12 докторантов, 125 адъюнктов и 26 соискателей ученой степени кандидата наук.
На сегодняшний день научный потенциал академии составляет: 169 докторов наук и профессоров, 1213 кандидатов наук и 538 доцентов.
тов. Только в 2019 году состоялось 13 научно-практических, научно-технических, научно-теоретических и военно-научных конференций. В 2020 году планируется проведение 14 международных и всероссийских конференций.
Кроме того, за этот период академия получила 420 патентов РФ на изобретение, полезную модель, промышленный образец и 134 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ. За это же время было разработано и внедрено более 6,5 тысячи рационализаторских предложений. В 2019 году получены 107 решений о выдаче патентов РФ на изобретение и полезную модель, а также 1220 рационализаторских предложений, из них 83 изобретения и полезных моделей внедрены в образовательный процесс. Эти результаты позволили академии занять лидирующие места по итогам Всеармейского смотра на лучшую организацию изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы в ВС РФ, а также ежегодно завоевывать дипломы, призы и медали на Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» и других меро-
приятиях конгрессно-выставочной деятельности.
В 2013 году в ВУНЦ ВВС «ВВА» была создана первая в Вооруженных Силах научная рота, в которой проходят службу по призыву выпускники высших учебных заведений, проявившие способности к научной работе. За время функционирования роты оформлено 29 заявок на выдачу патента на изобретение, подано 165 рационализаторских предложений и 149 заявок на получение свидетельств о регистрации программ для ЭВМ, опубликовано 708 статей в научных журналах и сборниках. Военную службу в научной роте прошли 319 военнослужащих, из которых 110 человек заключили контракт о дальнейшем прохождении военной службы, а 60 выпускников трудоустроились на научные и инженерные должности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Сегодня в организации деятельности операторов научной роты задействованы 5 докторов наук, 30 кандидатов наук и множество опытных наставников из числа инженерно-технического персонала.
Еще одно направление научной деятельности ВУНЦ ВВС «ВВА», которому придается большое значение — военно-научная работа курсантов и слушателей. Она организуется в тесной взаимосвязи с образовательным процессом, научно-исследовательской, редакционно-издательской, рационализаторской и изобретательской деятельностью академии. В 2012 году военно-научное общество вуза объединяло 1682 курсанта и 95 слушателей. За семь лет эти цифры увеличились в 1,6 и 3 раза и составили в 2019-м уже 2709 и 282 человека соответственно. Кроме того, если в 2017 году в сборниках по итогам конференций с участием курсантов и слушателей было опубликовано 1619 научных статей, то в 2018-м уже 2476 статей,
а в 2019-м — 3834 статьи. По результатам конкурса Министерства обороны на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами военных образовательных организаций высшего профессионального образования МО РФ, академия неизменно занимает лидирующие позиции.
В ВУНЦ ВВС «ВВА» функционируют 26 научных школ, во главе которых стоят именитые ученые, каждый из которых имеет значительные
заслуги в своих предметных областях. В работе творческих сообществ участвуют сотни научных сотрудников, преподавателей.
В ходе начатого в 2006 году процесса укрупнения Военного авиационного инженерного университета и становления ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) в вузе была проделана большая работа по созданию современных жилищно-бытовых условий для сотрудников, слушателей и курсантов (в том числе, присоединенных военных вузов), а также подъему на качественно новый уровень учебно-материальной базы. За последние десять лет в академии были построены и введены в эксплуатацию 16 крупных объектов, в том числе дом офицеров, четыре курсантских общежития, три курсантские казармы, учебно-лабораторный комплекс, кадетская школа, столовая, поликлиника с лазаретом, спортивный и физкультурно-оздоровительные комплексы и два бассейна. Близится к завершению масштабная реконструкция аэродрома Балтимор, на который в скором времени вернутся две эскадрильи академии. Таким образом, будет расширена ее аэродромная сеть,
которая уже сейчас включает пять аэродромов, в том числе два с грунтовой взлетно-посадочной полосой и три — с искусственным покрытием.
Сегодня на аэродромах и полигонах академии базируются сотни единиц авиационной и автомобильной техники, тысячи единиц аэродромного, инженерного, радиотехнического и радиоэлектронного оборудования, среди которых есть как проверенные временем и опытом, так и перспективные, в том числе единичные образцы. Наличие техники вместе с солидной тренажерной базой, а также современным оборудованием учебных аудиторий, специализированных классов и лабораторий, позволяет вести подготовку курсантов и офицеров, заглядывая на несколько лет вперед, готовить их к выполнению задач не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
В целом результаты работы Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в г. Воронеже показывают, что этот период стал временем ее стремительного подъема. В последние годы ей удалось не только сохранить лучшие традиции предыдущих десятилетий, но и значительно нарастить свой кадровый потенциал, материально-техническую и учебно-лабораторную базу. Академия превратилась в одно из ведущих учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации и системообразующий базовый вуз по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров для Воздушно-космических сил, а также других видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Свидетельством признания руководством страны успехов, достигнутых академией за сто лет ее деятельности, в том числе и на воронежской земле, стал Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 144 о награждении вуза
В 2013 году в ВУНЦ ВВС «ВВА»
была создана первая в Вооруженных Силах научная
рота, в которой проходят службу по призыву выпускники высших учебных заведений,
проявившие способности к научной работе. За время функционирования роты оформлено 29 заявок навыдачу патента на изобретение.
Орденом Жукова. В годовщину 75-летия Победы эта высокая награда приобретает особый смысл. Пополнив сокровищницу орденов, которых вуз был удостоен в советское время, она символизирует связь поколений его прошлых, сегодняшних и будущих питомцев — настоящих командиров, бойцов и защитников Отечества.
Встречая 100-летний юбилей академии, ее командование, личный состав и гражданский персонал испытывают чувство гордости за принадлежность к учебному и научному заведению, которое на протяжении века обеспечивало отечественную военную авиацию кадрами высочайшей квалификации. Однако причастность к родному вузу заключается не только в праве наследовать его имя, знаки отличия и награды, но и в обязанности беречь и приумножать достижения по всем направлениям деятельности, свято хранить его традиции. Коллектив академии готов и впредь самоотверженно и эффективно выполнять возложенные на него задачи, обеспечивая преемственность поколений в деле подготовки высококвалифицированных офицерских кадров для обеспечения безопасности Российской Федерации и укрепления международного военного сотрудничества для достижения мира и стабильности на Земле.