Научная статья на тему 'Адаптация курсантов первых курсов военных вузов как один из этапов становления профессиональных офицерских кадров'

Адаптация курсантов первых курсов военных вузов как один из этапов становления профессиональных офицерских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / ADAPTATION / CADETS / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MILITARY ACADEMY / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL OFFICER STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова Г.В., Семоненко Ю.Ф., Махинов И.И.

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты адаптации курсантов первых курсов в процессе их обучения и военно-профессионального становления в рамках учебно- воспитательной деятельности военного вуза. Предложены рекомендации по подготовке профессиональных офицерских кадров на первичном этапе обучения курсантов, основанные на материалах социологических исследований, проведенных в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агапова Г.В., Семоненко Ю.Ф., Махинов И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY UNIVERSITIES FIRST-YEAR CADETS ADAPTATION AS ONE OF THE PROFESSIONAL OFFICER STAFF DEVELOPMENT STAGES

The article deals with psychological and pedagogical aspects of first-year cadets adaptation in the process of their training and military professional development in the framework of educational activities of a military University. Recommendations for training professional officers at the primary stage of training cadets are proposed based on the materials of sociological research conducted at the Military educational and scientific center of the Air Force «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh).

Текст научной работы на тему «Адаптация курсантов первых курсов военных вузов как один из этапов становления профессиональных офицерских кадров»

УДК 355.233

ГРНТИ 78.21.14

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

Г.В. АГАПОВА, доктор педагогических наук, доцент

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Ю. Ф. СЕМОНЕНКО, кандидат исторических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

И.И. МАХИНОВ

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты адаптации курсантов первых курсов в процессе их обучения и военно-профессионального становления в рамках учебно-воспитательной деятельности военного вуза. Предложены рекомендации по подготовке профессиональных офицерских кадров на первичном этапе обучения курсантов, основанные на материалах социологических исследований, проведенных в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Ключевые слова: адаптация, курсанты, военно-учебные заведения, военная академия, военно-профессиональная деятельность, психолого-педагогические аспекты, социологические исследования, педагогическая деятельность, профессиональные офицерские кадры.

MILITARY UNIVERSITIES FIRST-YEAR CADETS ADAPTATION AS ONE OF THE

PROFESSIONAL OFFICER STAFF DEVELOPMENT STAGES

G.V. AGAPOVA, Doctor of Pedagogical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

YU.F. SEMONENKO, Doctor of Historical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

I.I. MAKHINOV

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article deals with psychological and pedagogical aspects of first-year cadets adaptation in the process of their training and military professional development in the framework of educational activities of a military University. Recommendations for training professional officers at the primary stage of training cadets are proposed based on the materials of sociological research conducted at the Military educational and scientific center of the Air Force «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh).

Keywords: adaptation, cadets, military educational institutions, military Academy, military professional activity, psychological and pedagogical aspects, sociological research, pedagogical activity, professional officer staff.

Введение. На современном этапе развития общества подготовка профессиональных военных кадров требует новых подходов к образованию, обучению и воспитанию курсантов военно-учебных заведений, предъявляя к ним высокие требования. Основное направление обновления профессионального военного образования заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в процессе обучения, способствующей становлению

W U

опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системных действий, решения новых проблем и задач [ 1].

Если обобщить основные требования к подготовке современного офицера, то выпускник военно-учебного заведения должен:

знать, уметь и владеть навыками по работе с подчиненными, приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, быть готовым к работе с подчиненными;

обладать высокими профессиональными качествами квалифицированного военного специалиста, владеющего профессиональными компетенциями;

знать психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания, уметь обучать и воспитывать подчинённый личный состав;

развивать мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

быть гражданином-патриотом своей страны, умеющим формировать данные качества у своих подчиненных;

владеть качествами умелого руководителя, готового к принятию самостоятельных решений, быть профессионально открытым, умелым организатором всех видов воинской деятельности;

постоянно повышать уровень педагогической культуры, формировать личную ответственность за обучение и воспитание подчиненного личного состава, заботливое и уважительное отношение к ним;

быть высококлассным специалистом, глубоко мотивированным на избранную им профессию, беспредельно преданным Родине и Военной присяге.

В данной связи, на наш взгляд, в рамках реализации учебно-воспитательного процесса в военно-учебном заведении необходимо уделить особое внимание этапу адаптации курсантов к особенностям профессиональной деятельности и формированию первичных умений и навыков будущих офицеров. Именно на этом этапе у молодого человека, становление которого ранее проходило в условиях системы гражданского воспитания, начинается процесс формирования необходимых для будущего военного специалиста-профессионала индивидуально-психологических особенностей, морально-политических и военно-профессиональных качеств личности.

Актуальность. В современном российском обществе профессия военного у молодых людей по-прежнему считается одной из престижных. Об этом свидетельствуют социологические исследования, проводимые в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») на протяжении многих лет.

Цель нашей работы - рассмотреть психолого-педагогические аспекты, послужившие молодым людям основанием к принятию решения выбрать профессию военнослужащего, профессию защитника Отечества, а также определить основные направления деятельности по подготовке профессиональных офицерских кадров на первичном этапе обучения. Это особенно важно в год 75-летия Великой Победы, 100-летия со Дня образования Военно-воздушной академии.

Обратиться к данной теме позволили результаты материалов социологических исследований (анонимных анкетных опросов первокурсников, а также выпускников академии), проведенных в ВУНЦ ВВС «ВВА». Рассмотрим некоторые из них.

Уровень знаний, полученный в довузовский период, сформировавшиеся взгляды и убеждения молодых людей, сложившиеся мировоззренческие и личностные качества позволяют им в процессе своего самоопределения самостоятельно и осознанно определиться с выбираемой профессией.

По данным социологических исследований 86,6 % курсантов первых курсов в 2019 году, как показано в таблице 1, решили поступать в академию военно-воздушных сил самостоятельно

(2016 год - 86,3 %, 2017 год - 86,0 %, 2018 год - 82,4 %); 6,6 % в 2019 году приняли такое решение под влиянием родителей и знакомых (2016 год - 6,7 %, 2017 год - 5,8 %, 2018 год -7,3 %).

Таблица 1 - Принятие решения о поступлении в ВУНЦ ВВС «ВВА» (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

под влиянием родителей и знакомых 6,6 7,3 5,8 6,7

под влиянием друзей 0,5 1,1 0,8 1,2

на основе информации об армии из книг, телевидения и др. 6,4 9,2 7,4 5,8

решил поступать самостоятельно 86,6 82,4 86,0 86,3

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что в военную академию, в основном, поступают абитуриенты, сделавшие осознанный выбор в сторону профессии военного.

Отмечается, что 6,4 % курсантов в 2019 году (2016 год - 5,8 %, 2017 год - 7,4 %, 2018 год -9,2 %) имели желание стать военными на основе информации об армии из книг, программ телевидения и других источников.

Результаты социологических исследований (на примере ВУНЦ ВВС «ВВА») показывают, что поступление молодых людей в вузы Министерства обороны Российской Федерации мотивированы:

на первом месте - осознанностью причастности к важному делу защиты Отечества; на втором месте - получением интересной специальности; на третьем месте - возможностью физического самосовершенствования; далее (по значимости) - проявлением надежды на получение специальности, которая пригодится им в дальнейшей жизни; перспективами достижения определенного положения в обществе; бесплатным получением образования; продолжением семейных традиций воинской службы; решением экономической и жилищной проблем. Также к числу ценностных приоритетов профессии военного молодые люди причисляют возможность испытать себя в сложных условиях, выполнение воинских традиций и ритуалов, ношение военной формы одежды, романтику военной службы [2].

Во время поступления в ВУНЦ ВВС «ВВА» 82,9 % абитуриентов в 2019 году (2016 год -80,6 %, 2017 год - 82,9 %, 2018 год - 81,0 %) были абсолютно уверены в правильности своего выбора. В таблице 2 приводятся и другие варианты ответов.

Таблица 2 - Ответы курсантов на вопрос: «Во время поступления в академию были ли Вы уверены в правильности своего выбора?» (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

были некоторые сомнения 15,0 16,3 15,5 17,7

сильно сомневался в выборе 1,9 2,0 0,9 0,9

не хотел поступать, но сделал это 0,2 0,7 0,7 0,8

Необходимо отметить, что на протяжении трех лет наблюдается стабильность в мотивации абитуриентов поступить в военный вуз. Данные исследований свидетельствуют о системности в проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, которые осуществляют органы государственной власти, местного самоуправления и общественные организации, а также военно-профессиональной ориентации, проводимой академией совместно с органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации.

Социологические исследования, которые проводятся в начале учебного года среди курсантов первых курсов, показывают, что с началом обучения большинство молодых людей, поступивших в академию, убеждаются в правильности своего решения (таблица 3).

Таблица 3 - Отношение курсантов первых курсов к выбору профессиональной деятельности (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

стремление стать профессиональным военным окрепло 95,4 95,2 95,0 95,3

стал сомневаться в своем выборе 4,1 4,3 3,7 4,0

осознал, что неправильно выбрал профессию 0,6 0,4 1,3 0,7

Данные показатели социологических исследований дают основание сделать вывод, что алгоритм работы командиров всех степеней, профессорско-преподавательского состава академии с курсантами первых курсов (с точки зрения психолого-педагогических подходов, организации учебно-воспитательного процесса) с первых дней обучения и до самого выпуска позволяет последним укрепиться в своем сознании относительно выбора профессии военного и дальнейшего обучения в военном вузе.

Подтверждением тому являются данные социологических исследований, проводимых с курсантами пятых курсов набора 2013 года, выпуска 2018 года соответственно (таблица 4).

Рассмотрим степень довузовской подготовленности курсантов при поступлении в военную академию.

Таблица 4 - Отношение курсантов пятых курсов к выбору военно-профессиональной деятельности (на примере одной из специальностей подготовки ВУНЦ ВВА «ВВС»; в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Выпуск (2018 год) Набор (2013 год)

стремление стать профессиональным военным окрепло 97,8 95,4

По данным 2019 года «считают себя подготовленными к учебе» в военном вузе 71,6 % из числа курсантов первых курсов (таблица 5).

Таблица 5 - Подготовленность абитуриентов к учебе в военно-учебном заведении (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

да, подготовлен 71,6 71,4 70,2 71,1

не считаю себя подготовленным к учебе 1,0 0,6 1,4 1,0

подготовлен не в полной мере 25,7 26,9 27,2 27,3

затрудняюсь ответить 1,7 0,9 1,2 0,6

Мотивированность молодых людей к учебе в военном учебном заведении и их стремление продолжить свою профессиональную деятельность в сфере укрепления обороноспособности страны необходимо учитывать командирам всех степеней и профессорско-преподавательскому составу академии при организации учебно-воспитательного процесса. Именно высокая мотивация получить профессиональные знания при недостаточной довузовской подготовке, рассмотренной далее, является основанием для достижения положительного результата в учебе и службе, для становления молодого человека как будущего офицера.

Анализируя результаты социологических исследований, проводимых в академии, необходимо отметить, что поступающие в военный вуз абитуриенты в целом мотивированы на получение профессиональных знаний, умений и навыков военной службы. И эта мотивация используется командованием курсантских подразделений и факультетов в формировании здорового социально-психологического климата и морально-нравственной атмосферы в воинских подразделениях, укрепления в них воинской дисциплины и правопорядка.

На вопрос «Принято ли в Вашем подразделении ответственно относится к учебе?» в 2019 году «да» ответили 96,2 % курсантов. Отмечается, что достаточно высоким был положительный ответ и в предыдущие годы (таблица 6). За последние три года снизился

процент курсантов, дающих отрицательным ответ, что, практически, соответствует процентному соотношению с теми курсантами, кто либо «сомневался в выборе профессии», либо «не хотел поступать, но сделал это».

Таблица 6 - Ответы курсантов на вопрос анкеты: «Принято ли в Вашем подразделении ответственно относиться к учебе?» (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

да 96,2 96,9 94,9 96,4

нет 1,6 1,8 2,2 1,1

затрудняюсь ответить 2,2 1,3 2,9 2,5

Молодые люди, после зачисления их в военный вуз, проходят этапы приспособления личности к изменяющимся внешним и внутренним условиям [3].

В связи с тем, что процесс адаптации происходит в социуме, рассмотрим понятие «социальная адаптация» - постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления к условиям социальной среды, а также результат этого процесса [4].

Адаптация курсантов к условиям обучения в военном вузе в современных условиях приобретает исключительно важное значение. Успешное преодоление трудностей данного периода представляет собой одну из предпосылок к качественной профессиональной подготовке будущего военного специалиста.

Чем эффективнее пройдет процесс адаптации, тем качественнее будет проходить подготовка военнослужащего к выполнению профессиональных обязанностей. В данном случае необходимо помнить, что формальный подход к организации этого процесса приводит к дезадаптации, что отрицательно сказывается на морально-политическом и психологическом состоянии курсанта.

Адаптация - многогранный и многоэтапный процесс. Его прохождение условно можно разделить на три этапа: физиологический, психологический и социальный.

Должностным лицам академии необходимо на физиологическом уровне организовать обучение курсантов таким образом, чтобы даже при увеличении физических нагрузок, связанных с занятиями по физической подготовке, несением службы в суточном наряде, организацией хозяйственных работ сохранить способность организма молодых людей поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

В психологическом уровне - обеспечить морально-политическое и психическое состояние курсантов при воздействии внешних факторов.

На социальном уровне - обеспечить адаптацию курсантов к специфике образовательного процесса, распорядку дня в военном вузе, дисциплине, решению реальных учебных, служебных и боевых задач. Данный процесс только при благоприятном развитии приводит личность к уравновешенному социально-комфортному состоянию, которое положительно сказывается на их образовательной, воспитательной и служебной деятельности.

Сложность начального периода адаптации курсантов состоит в том, что география поступающих в ВУНЦ ВВС «ВВА» очень обширна. Они прибывают в академию из всех регионов нашей страны, которые имеют свои географические, климатические, культурные, языковые, религиозные особенности и традиции. Все они имеют разную довузовскую образовательную подготовку; на их становление как личности оказывало влияние различное социальное окружение и семейные устои. У всех разный темперамент; несмотря на молодой возраст, у каждого из них свое мировоззрение, взгляды, убеждения, сформированные черты характера, разная стрессоустойчивость; свои приоритеты, касающиеся материальных и духовных ценностей; у каждого свои способности.

В процессе реализации учебно-воспитательной деятельности необходимо учитывать, что именно у курсантов первых курсов процесс адаптации к военной службе, учебе зачастую связан

с отрицательными переживаниями, основными причинами которых могут быть: ограничение их свободы; подчинение командирам; большие физические и психологические нагрузки; беспрекословное выполнение требований общевоинских уставов; не привычный распорядок дня; возможные конфликты внутри воинского коллектива с сослуживцами; психическая неготовность к разного рода изменениям. Курсанты живут в отрыве от семьи, сталкиваются с новой для них системой обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все перечисленное приводит к неуверенности в своих силах, неудовлетворенности в себе, которая может выражаться в агрессивном поведении, депрессивности, снижении активности, сомнении в правильности выбранной профессии. Поэтому самым проблемным для курсантов является первый курс обучения, так как он связан с коренными изменениями в их жизни.

Рассмотрим ряд аспектов, которые показательны для процесса адаптации курсантов первых курсов. На вопрос «С какими трудностями в учебе Вы столкнулись?» 48,1 % курсантов в 2019 году ответили «нет значительных трудностей». Вместе с тем, анализируя данные таблицы 7, необходимо отметить, что в предыдущие годы данный показатель был значительно выше.

Таблица 7 - Оценка курсантами первых курсов трудностей, с которыми они столкнулись в начале обучения в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

нет значительных трудностей 48,1 61,6 60,4 56,2

не успеваю подготовиться к занятиям 19,4 15,1 12,8 17,4

не хватает учебной литературы 4,0 3,2 3,0 2,3

слабая школьная подготовка 8,2 9,1 8,2 8,6

плохие отношения с преподавателями 1,7 0,3 0,5 1,2

отвлечение от учебы по разным причинам 12,8 7,0 9,9 11,1

плохое понимание объясняемого материала на лекциях 5,8 3,5 5,2 3,2

19,4 % курсантов в 2019 году отмечают, что они «не успевают подготовиться к занятиям»; 5,8 % - «плохо понимают объясняемый материал на лекциях»; 12,8 % - считают, что их «отвлекают от учебы по разным причинам».

В соответствии с данными, приведенными в таблице 7, обращает на себя внимание тот факт, что в 2019 году вырос процент ответа курсантов первых курсов, указывающий на негативные взаимоотношения с преподавателями (1,7 %), между тем, как в 2018 году данный показатель составил 0,3 %, в 2017 году - 0,5 %.

Несмотря на то, что в 2019 году 82,2 % курсантов считали, что они легко усваивают учебную программу (2016 год - 80,6 %, 2017 год - 82,5 %, 2018 год - 83,6 %); 7,4 % считали, что усвоение учебной программы им дается сложно (таблица 8). За последние три года возросло количество курсантов, которые затруднились ответить на данный вопрос.

Таблица 8 - Степень усвоения курсантами первых курсов учебных программ (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

учебная программа усваивается легко 82,2 83,6 82,5 80,6

учебная программа усваивается сложно 7,4 7,7 8,1 8,8

затрудняюсь ответить 10,4 8,7 9,4 10,6

В данной связи профессорско-преподавательскому составу академии необходимо обратить внимание на методику преподавания предметов с учетом отмечаемой слабой образовательной подготовки в довузовский период (8,2 % в 2019 году) и организацию самостоятельной подготовки курсантов, поскольку в предыдущие годы процент курсантов,

обозначающих данные проблемы, был гораздо ниже. Ответ о межличностных отношениях между преподавателями и курсантами в соответствии с данными, приведенными в таблице 7, также требует особого внимания.

Проанализируем ряд аспектов, характеризующих взаимоотношения курсантов в воинском коллективе, так как от психологического микроклимата коллектива во многом зависит успешность военной службы, которая характеризуется изменением их личностных качеств, определяемых сменой вида деятельности, условиями жизни, формированием новых межличностных отношений.

Социальную адаптацию можно рассматривать как процесс вхождения человека в специфическую среду внутригрупповых отношений, а также приспособлений к этим отношениям. На вопрос «Удовлетворены ли Вы в целом взаимоотношениями в подразделении?» 91,8 % курсантов в 2019 году ответили утвердительно (2016 год - 90,1 %, 2017 год - 90,7 %, 2018 год - 90,4 %). Отрицательно ответили 3,7 % в 2019 году и «затруднились ответить» 4,5 % курсантов (таблица 9).

Вновь поступившие в 2019 году в академию курсанты свои взаимоотношения в начале учебного года оценили следующим образом (таблица 10).

Таблица 9 - Удовлетворенность курсантами взаимоотношениями в воинском коллективе (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

удовлетворен 91,8 90,4 90,7 90,1

не удовлетворен 3,7 4,6 3,7 5,3

затрудняюсь ответить 4,5 5,0 5,6 4,6

Таблица 10 - Удовлетворенность курсантами взаимоотношениями в воинском коллективе подразделения (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

1. С командованием подразделения:

хорошие 26,7 26,1 34,7 30,0

удовлетворительные 6,2 5,5 5,4 6,4

плохие 0,8 0,8 0,3 1,5

затрудняюсь ответить 2,5 2,3 1,3 1,0

2. С младшими командирами:

отличные 55,3 55,8 51,3 54,3

хорошие 27,5 28,2 33,7 30,0

удовлетворительные 12,4 11,2 11,1 11,8

плохие 3,4 3,9 3,1 2,6

затрудняюсь ответить 1,4 1,6 0,8 1,3

3. С сослуживцами:

отличные 71,4 72,5 65,1 71,6

хорошие 24,4 21,7 27,4 22,8

удовлетворительные 2,6 3,2 5,8 3,2

плохие 0,6 0,7 0,9 1,2

затрудняюсь ответить 1,0 1,9 0,8 1,2

Данные таблиц показательны в отношении того, что правильное выстраивание взаимоотношений в коллективе, межличностных отношений на первоначальном этапе адаптации в дальнейшем послужат основой для успешного совместного обучения курсантов и их служебной деятельности, укрепления дисциплины и их профессиональной подготовки. Вместе с тем, необходимо понимать, что в процессе обучения данная система будет претерпевать изменения по мере изменений социально-психологического климата в

коллективе, выстраивания межличностных взаимоотношений, формирования мировоззрения молодых людей, приобретения опыта.

Курсантский коллектив представляет собой разновидность воинского коллектива, на морально-политическое и психологическое состояние которого большое влияние оказывают учебно-воспитательная деятельность, задачи военно-профессиональной подготовки, условия обучения и организации военной службы в высшем военно-учебном заведении.

В связи с этим особое внимание необходимо уделять конфликтным ситуациям на первичном этапе обучения. На вопрос «Можете ли Вы утверждать, что имеют место конфликты между курсантами подразделения?» 3,9 % в 2019 году ответили, что «бывают часто»; «редко» -ответили 31,5 % и дали отрицательный ответ 61,5 %.

О конфликтах между младшими командирами и курсантами были даны следующие ответы: «да, постоянно» - в 2019 году ответили 2,8 %; «часто» - 8,1 %; «редко» - 29,6 %; «нет» - 58,2 %; «затруднились ответить» - 1,3 % (таблица 11).

Учитывая возраст курсантов, юношеский максимализм, воспитание в различных социальных средах, вероятность межличностных конфликтов существует постоянно. Для того, чтобы их предвидеть, прогнозировать, вести профилактическую работу по недопущению случаев асоциального поведения (в т.ч. суицидальных поступков), командному и профессорско-преподавательскому составу академии необходимы научно-педагогические знания по управлению конфликтными ситуациями, которые дадут возможность грамотно взаимодействовать с подчиненными и избежать их развития. Для успешного решения данной проблемы требуются знания в области педагогической и психологической подготовки по индивидуальной и групповой работе с курсантами, умение эффективно организовать учебный и воспитательный процесс.

Таблица 11 - Наличие конфликтных ситуаций в курсантских подразделениях (в процентном соотношении к количеству опрошенных)

Варианты ответа Год набора

2019 год 2018 год 2017 год 2016 год

1. Между курсантами подразделения:

да, постоянно 0,8 1,4 1,0 0,4

часто 3,9 4,3 3,9 4,0

редко 31,5 39,2 30,3 23,9

нет 61,5 63,9 63,8 70,5

затрудняюсь ответить 2,3 1,1 1,0 1,2

2. Между младшими командирами и курсантами:

да, постоянно 2,8 2,5 2,2 1,5

часто 8,1 7,4 6,9 5,2

редко 29,6 27,3 26,5 25,7

нет 58,2 61,7 63,5 66,5

затрудняюсь ответить 1,3 1,1 0,9 1,1

Исходя из вышеизложенного, в процессе работы с курсантами первых курсов рекомендуется обратить внимание на педагогическое сопровождение, которое имеет своей целью:

оказание помощи курсантам в адаптации их при организации учебной деятельности в новых условиях, коренным образом отличающихся от обучения в учреждениях общего образования;

формирование у курсантов первичных навыков и умений военно-профессиональной деятельности;

сохранение физического и психического здоровья курсантов;

формирование навыков взаимодействия курсантов внутри воинских коллективов;

оказание психолого-педагогической помощи и сопровождения курсантов, имеющих проблемы, связанные с вопросами адаптационного характера;

выявление военнослужащих с признаками нервно-психическои неустойчивости, склонных к совершению асоциальных проступков.

Для достижения поставленной цели командирам всех степеней, профессорско-преподавательскому составу военной академии необходимо:

своевременно выявлять курсантов, которым требуется помощь в адаптационном периоде; создавать условия для успешного преодоления возникающих трудностей, реагировать на их просьбы и обращения;

организовать индивидуальные или групповые занятия для курсантов с выраженными проявлениями дезадаптации к обучению и воинской службе, организовать для них психолого-педагогическое сопровождение;

при необходимости смелее привлекать к учебному и воспитательному процессу родителей курсантов;

для работы с курсантами, прибывшими из регионов России, для которых русский язык не является родным, привлекать представителей общественных организаций, имеющих официальную регистрацию и взаимодействующих с органами государственной власти, представителей землячеств, религиозных деятелей, работающих на территории нашего региона;

принимать все меры по выявлению негативных случаев в жизни воинских коллективов (воровство, наркомания, игромания и др.), используя при этом все формы и методы индивидуально-воспитательной работы, анкетные опросы, а также обследования военнослужащих с использованием специальных психодиагностических методик (в т.ч. с использованием полиграфа).

Адаптивность личности определяется жизнестойкостью, способностью курсантов переносить стрессовые ситуации при сохранении физического и психического здоровья. В повседневной жизни и в стрессовых ситуациях курсанты должны уметь применять разнообразные механизмы психологической защиты.

Согласно статистическим данным более 90 % курсантов успешно справляются со всеми этапами адаптации.

Высокий процент «адаптированных» курсантов академии, в первую очередь, определяется качеством проведения профессионально-психологического отбора.

Курсанты, вошедшие в первую группу профотбора, как правило, обладают высокой адаптивностью к новым условиям, достаточно быстро вырабатывают стратегию поведения, коммуникабельны, эмоционально устойчивы и неконфликтны. Со второй группой профотбора - имеют зависимость от окружающей среды, в которой находятся. Курсанты, вошедшие в третью группу, требуют к себе индивидуального подхода и постоянного наблюдения. Они, зачастую, конфликтны, агрессивны, склонны к постоянным переменам настроения и эмоциональным срывам.

Данные профессионально-психологического отбора необходимо использовать, начиная с формирования учебных групп.

Успешность адаптационного периода будет значительно выше, если при формировании учебных групп будут соблюдены следующие условия.

Первоначально учебные группы первого курса обучения формируются на основе избранной специальности, а также с учетом изучаемого ранее курсантами иностранного языка. На данном этапе необходимо обратить внимание на рекомендации специалистов относительно состава учебной группы. В нее должно входить не менее 25 % курсантов c первыми и вторыми группами профотбора, средний балл аттестата - не ниже 4,5 и не более 25 % курсантов с третьей группой профотбора со средним баллом не ниже 3,5 соответственно [5].

Курсанты, прибывшие на обучение из разных регионов России, должны быть равномерно распределены по всем учебным группам, чтобы избежать создания неформальных групп по земляческому, языковому и религиозному принципу.

На данном этапе организации учебно-воспитательного процесса необходимо обратить внимание на курсантов, прибывших на учебу со срочной службы из числа солдат и сержантов. Они должны находиться под пристальным вниманием должностных лиц, чтобы избежать переноса негативных форм воспитания, которые имеют место в войсках. Как правило, их назначают командирами учебных групп и строевых отделений. Это приносит положительный эффект, если будущие младшие командиры, кроме опыта военной службы, обладают хорошим уровнем общеобразовательной подготовки. Назначаемые на должности младшие командиры, кроме позитивного лидерства, должны иметь средний балл аттестата 4 - 4,5. Этот факт особым образом влияет на успеваемость группы, в которой он является командиром, на сплоченность коллектива, развитие межличностных отношений.

Обучаясь в академии, курсант не только должен с первых дней овладевать социальным опытом, но и наращивать его.

В процессе первого этапа адаптации происходит сплачивание курсантского коллектива, отношения между ними приобретают сложившийся устойчивый характер. Их объединяет совместная учеба, служба, интересы, организация быта и досуга. В этих условиях и создаются предпосылки для постоянного воздействия коллектива на личность.

Успехом учебно-воспитательного процесса является предъявление к будущим офицерам высокой требовательности в сочетании с педагогическим тактом, чуткостью и вниманием, не допуская мелочной опеки.

Выводы. В рамках реализации учебно-воспитательного процесса военного вуза, при подготовке и становлении офицерских кадров, необходимо рассматривать начальный период адаптации курсантов к учебной и профессиональной деятельности как один из важных этапов деятельности офицеров и преподавателей военной академии.

Именно в этот период происходит процесс формирования морально-политических и психологических качеств будущего офицера, закладываются основы знаний, умений и навыков военно-профессиональной подготовки, системных действий, определяются пути решения новых проблем и задач, которые будут необходимы курсантам в дальнейшем для успешной жизни и деятельности в условиях мирного и военного времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка курсантов полностью зависит от четкости, научной обоснованности и высокой организации учебной и воспитательной деятельности в военном вузе, от качества преподавания, умения командиров всех степеней и преподавателей педагогически грамотно и своевременно реагировать на изменения, происходящие в личности курсантов и воинских коллективах.

Грамотно организованный период адаптации курсантов первых курсов позволит им в дальнейшем справиться с трудностями, которые встречаются в периоды специализации и профессионализации учебно-воспитательного процесса военного вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2020.

640 с.

2. Агапова Г.В. Региональная система патриотического воспитания молодежи: Монография. Воронеж: Издательство ВГУ, 2007. 224 с.

3. Сафонова Л.В. Психология социальной работы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Сафонова. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 256 с.

4. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

5. Лазукин В.Ф. Проблема адаптации курсантов в процессе обучения в военном вузе // Военная мысль. 2007. № 8. С. 54-62.

REFERENCES

1. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov / pod red. O.Yu. Efremova. SPb.: Piter, 2020.

640 p.

2. Agapova G.V. Regional'naya sistema patrioticheskogo vospitaniya molodezhi: Monografiya. Voronezh: Izdatel'stvo VGU, 2007. 224 p.

3. Safonova L.V. Psihologiya social'noj raboty: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya / L.V. Safonova. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012. 256 p.

4. Psihologiya. Slovar' / pod obsch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. M.: Politizdat, 1990. 494 p.

5. Lazukin V.F. Problema adaptacii kursantov v processe obucheniya v voennom vuze // Voennaya mysl'. 2007. № 8. pp. 54-62.

© Агапова Г.В., Семоненко Ю.Ф., Махинов И.И., 2020

Агапова Галина Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, agapova7186@yandex.ru.

Семоненко Юрий Федорович, кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, Lotos2015@yandex.ru.

Махинов Игорь Иванович, начальник лаборатории отдела научно-исследовательского (психологического, педагогического обеспечения и совершенствования подготовки военных специалистов) научно -исследовательского центра (образовательных и информационных технологий), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, igor_mahinov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.