Научная статья на тему 'Аспекты развития личности курсанта в военном вузе'

Аспекты развития личности курсанта в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / MILITARY PEDAGOGY / ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТА / CADET PECULIARITIES STUDY / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазукин В. Ф., Митрофанов Д. В., Лазукина Л. О.

Представлены педагогические условия и особенности развития личности курсанта с учетом учебного коллектива и специфики военного вуза. Выявлены периоды формирования личности курсанта, в том числе, период стабилизации, который характерен для III IV курсов. Установлены основные причины, препятствующие развитию творческих способностей курсантов, и даны рекомендации по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазукин В. Ф., Митрофанов Д. В., Лазукина Л. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CADET PERSONALITY DEVELOPMENT ASPECTS IN MILITARY UNIVERSITY

The article presents pedagogical conditions and the cadet personality development peculiarities taking into account the training group and the military university specifics. The cadet personality formation periods including the stabilization period which is characteristic for the third or fourth course are identified. The main reasons that impede the development of cadets creative abilities are established and recommendations for their overcoming are given.

Текст научной работы на тему «Аспекты развития личности курсанта в военном вузе»

УДК 355.55:359.431

ГРНТИ 78.19.07

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В.Ф. ЛАЗУКИН, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Д.В. МИТРОФАНОВ

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Л.О. ЛАЗУКИНА, магистр экономики

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Представлены педагогические условия и особенности развития личности курсанта с учетом учебного коллектива и специфики военного вуза. Выявлены периоды формирования личности курсанта, в том числе, период стабилизации, который характерен для III - IV курсов. Установлены основные причины, препятствующие развитию творческих способностей курсантов, и даны рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: военная педагогика; изучение особенностей курсанта; творческие способности.

THE CADET PERSONALITY DEVELOPMENT

ASPECTS IN MILITARY UNIVERSITY

V.F. ЬА1иК1Ы, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

D.V. MITROFАNOV

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

L.O. LАZUKINА, Master of Economics

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

The article presents pedagogical conditions and the cadet personality development peculiarities taking into account the training group and the military university specifics. The cadet personality formation periods including the stabilization period which is characteristic for the third or fourth course are identified. The main reasons that impede the development of cadets creative abilities are established and recommendations for their overcoming are given.

Keywords: military pedagogy, cadet peculiarities study, creativity.

В средней школе обучение и воспитание, как правило, опережает развитие учеников, в военном вузе иногда развитие курсантов, благодаря специфическим возможностям этого возрастного периода, опережает обучение и воспитание. Проявление индивидуальных черт личности становится достаточно устойчивым, открыто выступающим и, следовательно, более заметным. Поэтому необходим более глубокий дифференцированный подход, учет способностей и потенциальных возможностей, нужна опора на индивидуальные особенности.

Знание командиром и преподавателем индивидуальных потенциальных возможностей курсантов позволяет им осуществлять и прогнозировать личностно-ориентированное обучение, добиваться максимальных результатов в служебной и учебной деятельности будущего офицера.

ы

Подавляющую часть учебного времени (75-85% от общего бюджета учебного времени) курсанты обучаются в составе учебных групп. Чем полнее изучены особенности каждого обучающегося в корреляционном плане от специфики военного вуза, тем продуктивнее осуществляется педагогическая и воспитательная работа.

Изучение особенностей курсанта, учебного коллектива проводится с соблюдением ряда педагогических условий, основными из которых являются [1]:

- подчинение процесса обучения личности обучающегося и воинского коллектива повышению качества обучения и воспитания; совершенствованию руководства их учебно-познавательной и служебной деятельностью;

- изучение должно быть планомерным, систематическим и целеустремленным во всех видах деятельности курсантов, в дни и часы отдыха, в военном вузе и вне его пределов;

- изучать необходимо как отдельные черты личности курсанта, так и его личность в целом, а учебный коллектив как единый, сплоченный, целеустремленный и развивающийся организм.

В период обучения в военном вузе происходят значительные изменения в системе межличностных отношений курсантов. Становление первичного воинского коллектива, как правило, заканчивается в течение первого года обучения. Отношения между курсантами приобретают сложившийся, устойчивый характер. На этот процесс, несомненно, оказывает влияние стабильность пребывания личности в одном коллективе. В кругу одних и тех же товарищей протекают служба, быт и досуг курсантов. Все это вместе с оторванностью от семьи, родных и близких создает предпосылки для постоянного воздействия коллектива на личность.

На этом этапе обычно изменяются требования к достоинствам личности. Если в период отбора в военный вуз и первые месяцы учебы наиболее значимым в коллективном знании курсантов выступает знание специфики службы, то на втором курсе оно уступает место общей эрудиции, научно-техническому кругозору, способностям к учебе. Самоутверждение в данной ситуации служит одним из важнейших социально-психологических стимулов развития личности. Оно побуждает к активной самооценке, постановке конкретных задач по самосовершенствованию и стремлению выполнять их. Мотивами самоутверждения, как правило, выступают достижения высоких результатов в учебе, спорте, товарищеская взаимопомощь.

Это создает благоприятные объективные и субъективные предпосылки для включения курсантов в активный процесс обучения и службы с позитивным учетом специфики военного вуза. При этом в процессе организации учебной работы и служебной деятельности важно найти оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм труда курсантов как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Чтобы каждый из них имел возможность наиболее полно проявить свои способности и развить те качества, которые будут ему необходимы при выполнении военно-профессиональных обязанностей в будущем.

Важным в формировании личности курсанта является период стабилизации, который, как правило, характерен для III - IV курсов. Он отличается общим подъемом тонуса жизни курсантов, стабилизацией интереса к учебе и службе. Данный период проявляется в преодолении трудностей, в упрочении усвоенных профессиональных компетенций, их квалифицированном применении в различных формах учебной работы, объективной самооценки накопленного опыта учебы и службы, критиканстве.

Преподавателю необходимо терпеливо, но аргументировано оказывать помощь курсантам в преодолении трудностей и ошибок, активизировать самообразование. Большую роль в решении этих задач играют войсковая стажировка, практика и

ы

проведение тактических учении, являющихся подлинной школой проверки военно-профессиональной подготовленности каждого курсанта.

Напряженная учеба, глубокое овладение системой знаний, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью, - вот что, прежде всего, определяет этот период. На Ш-ГУ курсах значительно увеличивается значение самостоятельной работы курсантов, которая в ряде случаев носит поисковый, исследовательский характер.

Анализируя пути развития самостоятельного, продуктивного мышления, формирование приемов поисковой, творческой деятельности, военная педагогика отмечает, что на старших курсах обучения, в основном, учебную работу с курсантами необходимо строить как самостоятельный поиск неосвещенных аспектов проблемы. Вооружение курсантов активными формами самообразования в значительной мере будет способствовать совершенствованию их познавательной деятельности, выработке компетенций исследовательской работы, умения ориентироваться в огромном потоке информации.

Руководство преподавателями самостоятельным познанием курсантов сочетается с их самоконтролем и самоорганизацией, которые в совокупности способствуют формированию творческих способностей у обучающихся.

В научно-педагогической и психологической литературе творческие способности понимаются как свойства личности, от которых зависит не только успешность овладения военно-профессиональными компетенциями, но и решение проблемных задач, ситуаций в новом оптимальном варианте.

К творческим способностям относят (рисунок 1) [2]:

- установку на восприятие проблем и их решение новыми способами;

- выдвижение гипотез и их проверка;

- самостоятельность в решении проблем;

- гибкость мышления и способность к предвидению;

- умение творчески читать научную литературу, анализировать учебные и учебно-методические пособия, изучать и обобщать передовой, новаторский опыт, проводить эксперимент, выполнять творческие научные работы (доклады, статьи и т. п.).

"и 5-

у Ж

Рисунок 1 - Творческие способности

Проведенные нами исследования выявили, что уровень сформированности творческих способностей у курсантов выпускных курсов остается недостаточно высоким. Так, достаточный уровень сформированности творческих умений у курсантов колебался в диапазоне от 3-7 % (интерес к исследовательской деятельности) до 17-22 % (умение творчески читать и анализировать учебную литературу, документы) от числа опрошенных курсантов. Хотя по результатам анкетирования практически все они причислили себя к творческим личностям, что свидетельствует об их недостаточной самокритичности и самооценке.

Это означает, что творчество в основной форме деятельности не является превалирующим и требует особого внимания со стороны преподавательского состава. Используя естественное стремление курсантов к самовыражению и творчеству, необходимо всеми мерами поддерживать их творческие начинания в сфере учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности, исключить факты не реализации или только частичной реализации творческих предположений энтузиастов.

На основе анкетного опроса курсантов выпускных курсов и преподавателей нами выявлены основные причины, препятствующие развитию творческих способностей курсантов, которые приведены в таблице 1 в ранжированном порядке.

Анализ данных таблицы показывает достоверность основных причин, препятствующих развитию творческих способностей курсантов, так как преподаватели и курсанты указали во многом одни и те же причины. Особенно тревожит пассивность отдельной части преподавательского состава, личная примерность которого в творчестве исключительно велика.

Таблица 1 - Основные причины, препятствующие развитию творческих способностей курсантов

Основные причины, препятствующие развитию творческих способностей курсантов

По оценке курсантов По оценке преподавателей

1. Дефицит свободного времени 1. Низкий уровень школьной общеобразовательной подготовки

2. Отсутствие интереса к творчеству, оно никому не нужно 2. Неразвитые творческие способности. Неумение самостоятельно работать. Отсутствие навыков и умений, склонности к творчеству

3. Социальная незащищенность. Отсутствие поддержки со стороны командиров и преподавателей. Зависимость от командиров (начальников), который «всегда прав» 3.Система обучения: зарежимленность, перегруженность учебной и служебной работой

4. Моральное неудовлетворение, не видно результатов своего труда 4. Бесполезность творческих усилий. Мало кто по достоинству оценивает творческий труд будущего офицера

5. Отсутствие желания. Равнодушие, безразличие, собственная лень. Нежелание создавать себе лишних трудностей 5. Личное нежелание и незаинтересованность проявлять инициативу и творчество

6. Большое количество нарядов, караулов и работ 6. Отсутствие свободного времени

7 Отсутствие свободы действий и самостоятельности. Заорганизованность, боязнь наказаний 7. Слабое представление перспективы.

8. Несовершенство учебно-воспитательного процесса. Перегруженность учебной программы, много отчетности, большой объем заданий на самостоятельную подготовку 8. Отсутствие должного стимулирования творческого труда курсанта и усилий на его развитие преподавателя

9. Много внезапных мероприятий и вводных. Невозможность практически спланировать свой служебный день 9. Отсутствие опыта в военно-профессиональной сфере деятельности. Инициативе мало кто учит

При этом подавляющее большинство преподавателей и командиров курсантских подразделений работают активно и творчески.

Лонгитюдные исследования данного направления позволили нам выявить следующие основные формы работы этих офицеров (рисунок 2):

- проведение учебных занятий по активной, интенсивной методике с использованием различных технических средств, в том числе ПЭВМ;

- постановка и решение проблемных задач и ситуаций;

- проведение различных видов деловых игр, решение «кроссвордов» на профессиональные темы, проведение «мозговых атак», коллоквиумов;

- руководство научными, творческими работами обучающихся, изучением и обобщением опыта их патентно-поисковой, рационализаторской и изобретательской работы; проведением экспериментальных исследований;

- руководство работой военно-научных кружков;

- создание научного и культурно-спортивного центра в военном вузе, в котором функционируют различные творческие кружки и спортивные секции; изостудия, музыкальный центр, радио и фотолаборатории, театральный и поэтический кружки, клуб веселых и находчивых, зал атлетической гимнастики и борцовский зал, класс службы войск, различные спортивные секции, комната обучения аутотренингу, секция военно-патриотической работы.

Во всех формах работы непременным условием успешности являются: предоставление курсантам большей самостоятельности, свободы в творческих проявлениях; всемерная поддержка и позитивная оценка разумной инициативы и творчества курсантов; усиление стимулирования творческого труда; изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта творческой деятельности.

Рисунок 2 - Основные формы работы активных и творческих офицеров

Основным двигателем процесса освоения знаний является их практическое применение. Нередко курсанты испытывают серьезные затруднения в практическом применении знаний. Важно поэтому специально обучать курсантов применению знаний на практике, сформировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Необходимо, чтобы курсанты в процессе занятий убедились, что теоретические знания - основа их практической деятельности - дать конкретный материал для сознательного усвоения теоретических знаний и является обязательным условием овладения ими. Включение курсантов в возможно более разнообразные и разноплановые виды деятельности способствует обогащению их социального и нравственного опыта, воспитанию чувства высокой ответственности, что помогает обучающимся правильно сочетать общественные и личные интересы, формирует основу дисциплинированности, активности и инициативы.

Это имеет большое значение еще и потому, что на старших курсах в требованиях к личности, предъявляемых ей коллективом, на первый план выступает общественная активность, степень отдачи себя общему делу.

Таким образом, расширение общеобразовательных и военно-профессиональных знаний курсантов, развитие их творческих способностей и обогащение опыта общественно-полезной деятельности, переход на более высокий уровень организационных умений создает для преподавателей военных вузов благоприятные условия для дальнейшего формирования военно-профессиональной направленности личности курсанта, воспитанию у него волевого стремления к постоянному совершенствованию имеющихся знаний и формированию компетенций, к самовоспитанию, выработке черт характера, необходимых российскому офицеру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лазукин В.Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты образовательного процесса военного инженерного вуза: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского ВВАИУ, 2006. 282 с.

2. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. 302 с.

REFERENCES

1. Lazukin V.F. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty obrazovatel'nogo protsessa voennogo inzhenernogo vuza: Monografiya. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo VVАIU, 2006. 282 s.

2. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh vuzov pod red. VA. Slastenina. M., 2002. 302 s.

© Лазукин В.Ф., Лазукина Л.О., Митрофанов Д.В., 2017

«Воздушно-космические силы. Теория и практика». Материал поступил в редколлегию 07.09.2017 г.

Лазукин Владимир Федорович, доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерно-аэродромного обеспечения, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected]

Лазукина Любовь Олеговна, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научно-исследовательского управления научно-исследовательского центра (проблем применения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected]

Митрофанов Дмитрий Викторович, научный сотрудник научно-исследовательского отдела научно-исследовательского управления научно-исследовательского центра (проблем применения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.