Научная статья на тему 'Проблемное обучение курсантов в вузе'

Проблемное обучение курсантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM-BASED LEARNING / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MENTAL ACTIVITY / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ABOUT THE PROBLEM SITUATION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / РАЗВИТИЕ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ / THE DEVELOPMENT OF MENTAL ACTIVITY / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смурыгин А. В., Дрига В. Г.

Проблемное обучение обучение, при котором преподаватель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей курсантов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-BASED LEARNING OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY

Problem-based learning learning in which the teacher, based on knowledge of regularities of development of thinking, special pedagogical means conducts work on formation of cognitive abilities and cognitive needs of students in the learning process.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение курсантов в вузе»

№ . St к А

УДК 355.233

ГРНТИ 78.15.07

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ В ВУЗЕ

A.В. СМУРЫГИН, кандидат педагогических наук, доцент

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

B.Г. ДРИГА, кандидат химических наук

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Проблемное обучение - обучение, при котором преподаватель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей курсантов в процессе обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение; умственная деятельность; мыслительная деятельность; проблемная ситуация; учебный процесс; развитие умственной активности; активизация познавательной деятельности курсантов.

PROBLEM-BASED LEARNING OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY

А.У. SMURYGIN, Candidate of pedagogic sciences, Assistant Professor

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

V.G. DRIGА, Candidate of chemical sciences

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

Problem-based learning - learning in which the teacher, based on knowledge of regularities of development of thinking, special pedagogical means conducts work on formation of cognitive abilities and cognitive needs of students in the learning process.

Keywords: problem-based learning; mental activity; mental activity; about the problem situation; the learning process; the development of mental activity; activation of cognitive activity of students.

В условиях современной военно-политической обстановки, характеризующейся увеличением вероятности возникновения вооруженных конфликтов и локальных войн, быстрого развития военного дела, средств и способов вооруженной борьбы непрерывно возрастают требования к военно-профессиональной подготовке военнослужащих, к их практической выучке, что в свою очередь требует внесения изменений в учебные материалы военно-учебных заведений и в программы боевой подготовки в войсках.

В деятельности военнослужащего в боевой обстановке постоянно возникает много новых непредвиденных и нестандартных ситуаций или задач, алгоритмы решения которых ещё не разработаны. При этом важную роль играет фактор времени. Поэтому будущие офицеры должны уметь успешно решать боевые задачи в условиях неопределенности и ограниченного времени.

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, а, следовательно, и системы военного образования, как их составляющей части, резко повышает требования к военно-профессиональным знаниям, умениям и навыкам, а также к творческому потенциалу военных специалистов, к содержанию и технологиям обучения, к взаимоотношениям преподавателей и курсантов в образовательном процессе [1].

В связи свыше сказанным, можно сделать вывод о том, что первостепенное значение для подготовки грамотных офицеров имеет не просто сумма приобретенных знаний, а степень их готовности к творческому решению усложняющихся боевых задач,

№ . к А

способность обобщать приобретенные в высшем военно-учебном заведении знания и применять их в боевой обстановке.

Проведенный анализ отзывов из войск на выпускников военных вузов показывает, что их служебная деятельность в целом признана успешной, хотя уровень военно-профессиональной подготовки остается невысоким. Отмечается, что у многих выпускников вузов не сформированы познавательная и профессиональная самостоятельность, творческая инициатива и навыки делового общения. 83% выпускников испытывают затруднения в применении полученных знаний в условиях профессиональной деятельности, 33 % - занятия по боевой подготовке зачастую проводят в упрощенных условиях, на низком методическом уровне, при слабом материально-техническом обеспечении, последовательность обучения не всегда соблюдают, учебно-материальную базу используют не эффективно, а 13% вообще не умеют этого делать.

Таким образом, в ходе исследования было обнаружено несоответствие уровня развития познавательной деятельности курсантов в военном вузе требованиям непрерывно развивающейся и усложняющейся военно-профессиональной деятельности в войсках.

Все это позволяет сделать вывод, что подготовка курсантов в военно-учебных заведениях, при несомненных достоинствах, не в полной мере соответствует требованиям квалификационной характеристики.

Педагогический опыт показывает, что в настоящее время, основным методом традиционного обучения курсантов в вузе является объяснительно-иллюстративный метод, который характеризуется преимущественно «сообщающейся» передачей информации преподавателем и пассивной позицией обучающихся.

Проведенные педагогические исследования показали, что накопление курсантами, обучающимися в вузе, определенного объема знаний в готовом виде, при объяснительно-иллюстративном методе обучения ориентирует преподавателя, в лучшем случае, на объяснение сущности новых понятий, их явлений и положений изучаемой дисциплины, а также на показ приемов умственной деятельности.

На наш взгляд, обучение в вузе должно быть процессом активного взаимодействия преподавателя и курсантов. Однако при объяснительно-иллюстративном подходе к обучению по-настоящему активным бывает зачастую лишь преподаватель. Он много рассказывает, объясняет, демонстрирует, показывает и т. д. От курсантов же требуется немало усилий для того, чтобы понять, запомнить и воспроизвести учебный материал. При таком обучении их внутренняя мыслительная деятельность невелика, элементы творчества и поиска знаний сведены к минимуму, что обусловливает невозможность получения активных действенных знаний и их превращения в убеждения [2].

Недостатки объяснительно-иллюстративного обучения ведут к тому, что содержание умственной деятельности курсантов носит репродуктивный характер, когда они усваивают готовые знания, готовые выводы науки и способы действия. Это рельефно проявляется на экзаменах, где курсанты довольно свободно излагают фактический материал того или иного вопроса, дают оценку многих явлений и процессов, зафиксированных в ходе занятий в конспектах. Иногда создается впечатление о хорошем понимании курсантами сущности программных вопросов учебного курса. Однако дополнительные вопросы экзаменуемым, например, по оценке научной проблемы, выводам по изложенным вопросам или практической значимости теоретических положений, нередко ставят многих курсантов в весьма затруднительное положение в силу необходимости проявить самостоятельность мышления.

В этом случае отсутствие активного мышления у обучающихся в значительной степени затрудняет превращение знаний в убеждения, а убеждений - в сознательную, общественно-целесообразную деятельность [2].

№ . к А

На наш взгляд, направленность объяснительно-иллюстративного метода обучения на усвоение определенной суммы научных знаний оказывает отрицательное воздействие на характер познавательной деятельности курсантов. Получение готовых знаний, механическое запоминание учебного материала неизбежно тормозят самостоятельность мышления и развитие собственных суждений курсантов, так как даже запоминание большого количества информации вовсе не является критерием развития самостоятельности мышления. Следовательно, традиционное обучение не обеспечивает активной мыслительной деятельности курсантов, развития у них самостоятельного мышления, недостаточно развивает познавательные потребности и интерес к науке.

Все это свидетельствует о существенных недостатках в развитии творческого самостоятельного мышления курсантов, в процессе усвоения ими знаний. Вот почему на первый план выдвигается задача развития у курсантов самостоятельности мышления и выработки умения самостоятельно добывать знания.

Таким образом, анализ подготовки курсантов в вузе показывает, что в современных условиях, характеризующихся ведением локальных войн и вооруженных конфликтов, традиционное обучение становится малоэффективным, так как оно имеет серьезные недостатки - слабую ориентацию на развитие мышления.

Для формирования деятельности военного специалиста в рамках его учебной деятельности, необходима реорганизация традиционного обучения. На наш взгляд, одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности курсантов, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Переход от объяснительно-иллюстративного обучения к проблемному, представляет собой самый актуальный вопрос, от которого во многом зависит эффективность и качество учебного процесса в высшей военной школе.

Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений преподавателя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью преподавателя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством (логического и интуитивного) выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения [3].

Проблемное обучение, как творческая деятельность, представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Оно помогает курсантам в развитии мышления, учит критически и творчески подходить к решению проблемы. Если тренировочные задачи предлагаются для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа их решения.

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов [3]. Она включает еще и формирование познавательной самостоятельности курсантов, развитие их творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков, и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.

Сущность проблемного обучения курсантов в вузе составляют:

- организация преподавателем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе;

- управление поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Мы считаем, что существуют четыре уровня проблемного подхода к обучению:

- первый - преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении курсантами;

№. к А

- второй - преподаватель ставит проблему, курсанты самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее;

- третий - курсант ставит проблему, преподаватель помогает ее решить;

- четвертый - курсант сам ставит проблему и сам ее решает.

Необходимо подчеркнуть, что основная задача проблемного обучения - развитие умственной активности и формирование познавательных интересов у обучающихся [4]. Для достижения этой цели преподаватель не просто сообщает курсантам знания в готовом виде, а ставит перед ними определенные задачи. Такие задачи должны заинтересовывать курсантов и вызвать у них желание искать пути и средства их решения.

Существуют различные способы создания проблемных ситуаций. Это подведение курсантов к противоречию и предложение им самим найти решение; столкновение с противоречием практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций; а также побуждение делать сравнения, обобщения и выводы.

Проведенные педагогические исследования показали, что проблемная ситуация чаще всего возникает тогда, когда имеется несколько вариантов её решения при ограниченной информации исходных данных.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса курсантов, могут служить:

- проблемная ситуация между старыми знаниями и новыми фактами, разрушающими прежнюю теорию;

- понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения;

- многообразие концепций и отсутствие теории для объяснения данных фактов;

- практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;

- противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

- большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Хочется отметить, что способами создания проблемной ситуации в учебном процессе может быть:

- использование учебных и жизненных ситуаций;

- побуждение курсантов к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению и классификации;

- решение противоречий между возможными способами решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа деятельности;

- противоречия между научными фактами, сопоставление спорных фактов и явлений;

- новые условия применения уже имеющихся у курсантов знаний, побуждение к выбору правильного варианта ответа и его обоснования.

Условия создания проблемной ситуации могут быть различными: устное сообщение преподавателя; раздача карточек, на которых написано условие ситуации; демонстрация диафильма; речь в записи и др.

Таким образом, проблемное обучение по своему содержанию направлено на развитие у курсантов самостоятельного и продуктивного мышления, на формирование у них поисковой и творческой деятельности, так как в ходе решения проблемной ситуации им не сообщаются конечные выводы науки, а показываются лишь пути открытия истины. При этом курсанты становятся участниками научного поиска, а преподавателю же предоставляется прямая возможность «учить обучающихся учиться», развивать у них мыслительные способности и познавательные потребности.

№. к А

Мы убеждены, что основной принцип проблемного обучения - это постановка проблемной задачи (проблемного вопроса), ибо мышление всегда начинается с проблемы. Именно при проблемном обучении курсанты включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач, усваиваются новые знания, умения и навыки. Умение курсантами анализировать проблемные ситуации, видеть проблемы и решать их обеспечивают активизацию не только учебной, но и познавательной деятельности. Поэтому мы считаем, что главное в проблемном обучении курсантов в вузе - сам процесс поиска и выбора верных и оптимальных решений.

Педагогический опыт показывает, что проблемные задачи выполняют тройную функцию. Во-первых, они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний; во-вторых, обеспечивают успешные условия усвоения учебного материала; в-третьих, представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.

Хочется отметить, что проблемные ситуации отличаются от не проблемных прежде всего характером задачи. В учебной (не проблемной) ситуации задача фактически не ориентирует курсантов на получение новой информации. Для активизации же познавательной деятельности курсантов преподаватель должен уметь так поставить вопрос, создать такую ситуацию, чтобы «озадачить» курсанта, который осознает проблему. В этом случае курсанту видны некоторые связи и отношения в поставленном вопросе, но он ощущает вместе с тем какой-то пробел в своих знаниях, что стимулирует его творческий поиск.

Поэтому считаем, что среди главных условий эффективности реализации проблемного обучения в вузе можно выделить:

- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний в

вузе;

- обеспечение достаточной мотивации курсантов, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, которая должна быть доступной и соответствовать их познавательным способностям;

- задания должны быть таковыми, что бы курсанты не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного;

- обеспечение посильности работы курсантов с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

- значимость для курсантов информации, получаемой при решении проблемы, что должно вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

- необходимость диалогического, доброжелательного общения с курсантами, когда к различным точкам зрения, гипотезам и предложениям, высказываемым ими, относятся с вниманием и поощрением.

Конечно, и проблемное обучение не исключает объяснений преподавателя и выполнения курсантами задач и заданий, требующих репродуктивной деятельности. Поэтому правильной является точка зрения ряда педагогов, которые считают, что проблемное обучение включает в себя все ранее известные приемы, активизирующие учебный процесс. Так как в случае возникновения трудностей при выполнении проблемных заданий преподаватель всегда может преобразовать проблемную ситуацию в традиционную, что позволяет ему более дифференцированно строить обучение и систематически повышать его активность.

Вот почему переход к проблемному обучению не отрицает всего положительного в развитии познавательной деятельности курсантов, накопленного в процессе традиционного обучения, а опирается на него, создавая преемственность двух типов обучения.

№ . i А

В результате этого у курсантов формируется опыт творческого усвоения знаний и осуществляется усвоение способов творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение курсантов в вузе имеет ряд своих преимуществ. Это, в первую очередь, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и активизации познавательной деятельности курсантов. Проблемное обучение развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность обучающихся. Кроме того, что очень важно для военнослужащего, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности.

Таким образом, мы считаем, что проблемное обучение должно широко использоваться при преподавании в высшей военной школе и может быть достаточно эффективным, так как заставляет курсантов думать и решать проблемы самостоятельно и творчески. Также следует отметить, что не все темы учебного материала в вузе могут изучаться с помощью проблемного обучения, но изучение тактических и тактико-специальных дисциплин на основе этого обучения может дать положительные результаты.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у обучающихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении

[5].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение курсантов в вузе развивает их познавательные и творческие возможности, активизирует самостоятельную (аудиторную и внеаудиторную) учебно-познавательную деятельность, способствует качественному усвоению знаний, развивает внутреннюю мотивацию к обучению, воспитывает инициативную личность, что, на наш взгляд, позволит будущему офицеру в полном объёме выполнять служебные обязанности в любой должности, на которую он будет назначен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.09.2014 г. № 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»".

2. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975.

304 с.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение (основные вопросы теории).- М.: Педагогика, 1975. 67 с.

4. Ильина Т.А. Проблемное обучение-понятие и содержание. // Сов. Педагогика, 1984. № 2. C. 39-48.

5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

416 с.

REFERENCES

1. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federatsii ot 15.09.2014 g. № 670 "O merakh po realizatsii otdel'nykh polozhenij stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii»".

2. Kudryavtsev T.V. Psikhologiya tekhnicheskogo myshleniya. - M.: Pedagogika, 1975. 304 p.

№ . St к А

3. Makhmutov M.I. Problemnoe obuchenie (osnovnye voprosy teorii).- M.: Pedagogi-ka, 1975. 67 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Il'ina T.Ä. Problemnoe obuchenie-ponyatie i soderzhanie. // Sov. Pedagogika, 1984. № 2. P. 39-48.

5. Basova N.V. Pedagogika i prakticheskaya psikhologiya. - Rostov n/D: Feniks, 2000. 416 p.

© Смурыгин А.В., Дрига В.Г., 2017

Смурыгин Анатолий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, полковник запаса, старший преподаватель кафедры радиационной, химической и биологической защиты, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54Ä, [email protected]

Дрига Вера Геннадьевна, кандидат химических наук, доцент кафедры радиационной, химической и биологической защиты, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.