Научная статья на тему 'Особенности проблемного обучения курсантов в вузе'

Особенности проблемного обучения курсантов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смурыгин А.В., Дрига В.Г.

Проблемное обучение обучение, при котором преподаватель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей курсантов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смурыгин А.В., Дрига В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проблемного обучения курсантов в вузе»

веществ, все это теперь возможно на другом, недоступном для человеческих органов восприятия уровне. Наличие инфракрасных датчиков, телевизионных и тепловых камер, датчиков дыхания и сердцебиения существенно повышают эффективность разведки. Недавние аварии на шахтах по добыче природных ископаемых показали необходимость применения под землей, в условиях высокой вероятности взрыва метана именно РТС.

Применение МРК позволяет существенно сократить время ликвидации пожаров и ЧС. В первую очередь высокая эффективность использования заключается в непосредственной подаче необходимого вещества непосредственно в зону горения. Наиболее яркий пример использования МРК для тушения пожаров для меня это применение Komatsu D-355W для ликвидации загорания склада нефтепродуктов. Безо всякой угрозы для личного состава в условиях высокой вероятности взрыва, МРК быстро и эффективно ликвидируют загорание. В случае взрыва резервуара пострадать от этого мог только робот.

Еще одно из направлений развития РТС - разработка и совершенствование технологий основанных на применении комплексов с адаптивными системами искусственного интеллекта, работающих в единой сети, разработка систем жизнеобеспечения, поиска жизни. Ярким примером для меня является крупный пожар в Великобритании, который сопровождался взрывом и обрушением строительных конструкций. Как следствие 4 сотрудника предприятия оказались под завалами. Обнаружить и спасти их удалось только с помощью систем обнаружения жизни основанных на анализе всего спектра частот, с возможностью работы одновременно с тушением пожара.

К сожалению, эффективное применение РТС на данном этапе развития зависит исключительно от опытности и квалифицированности оператора. Современный пожарный должен постоянно совершенствовать свои навыки управления РТС, в том числе и за партой изучая ТТХ. Современный спасатель должен не с лопатой и ломом проводить работы, он должен владеть современной техникой, в том числе иметь необходимые компьютерно-технические знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Слюсаренко A.B., Невретдинов Д.Х., Калач Е.В., Урусова Т.Е. Эффективность применения робототехнических комплексов для ликвидации пожаров // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2018. - № 1 (9). - С. 395-397.

2. Ахматова Н.И., Белов A.B., Калач Е.В. современные системы управления спасательными формированиями // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2017. - Т. 1. - С. 18-22.

УДК 355.233

A.B. Смурыгин, В.Г. Дрига

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж) ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗЕ

Проблемное обучение - обучение, при котором преподаватель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей курсантов в процессе обучения.

Ключевые слова: проблемное обучение; активность обучаемых; умственная деятельность; мыслительная деятельность; проблемная ситуация; учебный процесс.

А. V. Smurygin, V. G. Driga

PECULIARITIES OF PROBLEM TRAINING OF COURSES IN THE UNIVERSITY

Problem training is teaching, in which the teacher, using knowledge of the laws of the development of thinking, uses special pedagogical means to work on the formation of cognitive abilities and cognitive needs of cadets in the learning process.

Keywords: problem training; activity of trainees; mental activity; thinker's activity; problem situation; educational process.

В настоящее время, основным методом традиционного обучения в вузе является объяснительно-иллюстративный метод. Целью данного метода обучения курсантов в вузе является усвоение результатов научного познания, вооружение обучающихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

Однако мы считаем, что при объяснительно-иллюстративном подходе к обучению по-настоящему активным бывает зачастую лишь преподаватель. Он много рассказывает, объясняет, демонстрирует, показывает и т. д. От обучающихся же требуется немало усилий для того, чтобы понять, запомнить и воспроизвести учебный материал. При таком обучении их внутренняя мыслительная деятельность невелика, элементы творчества и поиска знаний сведены к минимуму, что обуславливает невозможность получения активных действенных знаний и их превращения в убеждения [4].

В этом случае отсутствие активного мышления у обучающихся в значительной степени затрудняет превращение знаний в убеждения, а убеждений - в сознательную, общественно-целесообразную деятельность [4]. Следовательно, традиционное обучение не обеспечивает активной мыслительной деятельности курсантов, развития у них самостоятельного мышления, недостаточно развивает познавательные потребности и интерес к науке.

Мы считаем, что наиболее благоприятные возможности для решения этой задачи создаются в ходе проблемного обучения.

Проблемное обучение - это система методов, приемов, правил обучения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности, при которой обучаемые не просто сознательно воспринимают представленный им учебный материал, но и должны думать, активно используя ранее полученные знания [5].

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности курсантов, развитие их творческих способностей. Здесь акцент делается на развитие мышления.

Основная задача проблемного обучения - развитие умственной активности и формирование познавательных интересов у обучающихся. Для достижения этой цели преподаватель не просто сообщает курсантам знания в готовом виде, а ставит перед ними определенные задачи. Такие задачи должны заинтересовывать обучающихся и вызвать у них желание искать пути и средства их решения [2].

Сущность проблемного обучения составляют:

- организация преподавателем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе курсантов;

- управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов

действий путем решения проблемных задач.

Проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему путем, побуждает искать новый способ объяснения действия [3].

Существуют различные способы создания проблемных ситуаций. Это подведение курсантов к противоречию и предложение им самим найти решение, столкновение с противоречием практической деятельности, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, предложение рассмотреть явление с различных позиций, а также побуждение делать сравнения, обобщения и выводы.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса курсантов, могут служить:

- проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для обучающихся фактами, разрушающими прежнюю теорию;

- понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;

- многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

- практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;

- противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

- большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Условия создания проблемной ситуации могут быть различными: устное сообщение преподавателя; раздача карточек, на которых написано условие ситуации; демонстрация диафильма; речь в магнитофонной записи и др.

Мы считаем, что главное в проблемном обучении курсантов в вузе - сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений. Именно при проблемном обучении курсанты включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач, усваиваются новые знания, умения и навыки. Умение курсантов анализировать проблемные ситуации, видеть проблемы и решать их обеспечивают активизацию не только учебной, но и познавательной деятельности.

Хочется отметить, что проблемные ситуации отличаются от непроблемных прежде всего характером задачи. В учебной (непроблемной) ситуации задача фактически не ориентирует обучающегося на получение новой информации. Преподаватель же должен уметь так поставить вопрос, создать такую ситуацию, чтобы «озадачить» обучающегося, который осознает проблему. В этом случае обучающемуся видны некоторые связи и отношения в поставленном вопросе, но он ощущает вместе с тем какой-то пробел в своих знаниях, что стимулирует его творческий поиск.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение курсантов в вузе имеет ряд своих преимуществ. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности курсантов. Проблемное обучение развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность обучающихся.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у обучающихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении [1].

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение курсантов в вузе:

- развивает познавательные и творческие возможности обучающихся;

- воспитывает инициативную личность;

- развивает внутреннюю мотивацию к обучению;

- способствует стойкому качественному усвоению знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. -

416 с.

2. Ильина Т.А. Проблемное обучение-понятие и содержание // Сов. Педагогика. - № 2. - С. 39-48.

3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с.

4. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение (основные вопросы теории). - М.: Педагогика, 1975. - С. 246-258.

УДК 614.84

Н.В. Сойлу, Д.В. Каргашилов

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Одной из актуальных проблем образования в Российской Федерации остается вопрос о создании безопасных условий функционирования образовательного учреждения, в том числе об обеспечении пожарной безопасности.

Ключевые слова: Системы пожарной защиты, противопожарные мероприятия, учебные заведения.

N. V. Soylu, D. V. Kargashilov

SAFE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS

One of the urgent problems of education in the Russian Federation is the question of creating safe conditions for the functioning of the educational institution, including fire safety. Key words: Fire protection systems, fire prevention measures, educational institutions.

Одной из актуальных проблем образования в Российской Федерации является вопрос связанный с созданием безопасных условий функционирования образовательных учреждений, в том числе и обеспечение пожарной безопасности.

События последних 5 лет показывают (рис. 1), что в образовательных учреждениях наиболее вероятной угрозой с тяжкими последствиями является пожар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.