Научная статья на тему 'Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях'

Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ROLE PLAYING GAME / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING METHOD / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ACTIVE COOPERATION / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белорожев Олег Николаевич

В статье рассмотрены проблемы профессионального образования и требования, предъявляемые к специалистам пожарной охраны, способные решать сложные профессиональные задачи в экстремальных ситуациях. Рассмотрено понятие взаимодействия с точки зрения различных авторов, а также дано определение активного взаимодействия на основе проведенного литературного обзора. В статье автор рассматривает пути совершенствования процесса подготовки курсантов вузов МЧС России, в частности уделяет особое внимание формированию умений активного взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. В статье рассматривается деловая игра как инновационная форм закрепления знаний, полученных курсантами на лекционных и семинарских занятиях, которую следует рассматривать как средство практического закрепления полученных теоретических знаний, а также как область деятельности, как имитационный эксперимент и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Раскрыта методика проведения деловой игры с курсантами Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, порядок подготовки к деловой игре и ход ее проведения. Показана роль деловых игр при подготовке специалиста пожарной безопасности к работе в экстремальных ситуациях и значимость взаимодействия должностных лиц на пожаре между подразделениями и службами жизнеобеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белорожев Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE PLAYING AS A METHOD OF TRAINING STUDENTS OF INSTITUTES OF EMERCOM OF RUSSIA FOR ACTIVE COOPERATION IN EMERGENCY SITUATIONS

The article deals with problems of professional education and requirements to specialists of fire-protection service capable of solving complicated professional tasks in emergency situations. The article regards the notion of cooperation from the point of view of different authors and defines active cooperation on the basis on special literature survey. The author of the article investigates the ways of improvement of the process of training students of higher educational institutions of EMERCOM of Russia and pays special attention to the formation of active cooperation in emergency situations. The article looks at role playing games as an innovative form of consolidation of knowledge received by students during lectures and seminars; role playing is considered as a means of practical consolidation of theoretical knowledge and also as a field of activity, as a simulation experiment and as a method of teaching, research, and practical tasks solution. The author describes the techniques of application of role playing games with students of Ivanovo Fire-Rescue Academy of EMERCOM of Russia, the preparation for a role playing game and its conduct. The article also notes the urgency of role playing games during fire-fighting specialist training for work in emergency situations and the significance of cooperation between executive officers of subdivisions and life-supporting services during firefighting.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.042.2 ББК 74.5

ГСНТИ 14.35.С

Код ВАК 13.00.08

Белорожев Олег Николаевич,

Аспирант ФГБОУ ВПО «ШГПУ» (ИвГУ), г. Шуя, Россия, старший преподаватель кафедры пожарной тактики и основ аварийно-спасательных и других неотложных работ (в составе УНК «Пожаротушение»), Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России; 153040, 37 регион, Ивановская область, Иваново, пр-т Строителей, 33; e-mail: [email protected].

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ К АКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деловая игра, методы обучения, управленческие решения, профессиональная подготовка, активное взаимодействие, экстремальная ситуация, деятельность.

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены проблемы профессионального образования и требования, предъявляемые к специалистам пожарной охраны, способные решать сложные профессиональные задачи в экстремальных ситуациях. Рассмотрено понятие взаимодействия с точки зрения различных авторов, а также дано определение активного взаимодействия на основе проведенного литературного обзора. В статье автор рассматривает пути совершенствования процесса подготовки курсантов вузов МЧС России, в частности уделяет особое внимание формированию умений активного взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. В статье рассматривается деловая игра как инновационная форм закрепления знаний, полученных курсантами на лекционных и семинарских занятиях, которую следует рассматривать как средство практического закрепления полученных теоретических знаний, а также как область деятельности, как имитационный эксперимент и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Раскрыта методика проведения деловой игры с курсантами Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, порядок подготовки к деловой игре и ход ее проведения. Показана роль деловых игр при подготовке специалиста пожарной безопасности к работе в экстремальных ситуациях и значимость взаимодействия должностных лиц на пожаре между подразделениями и службами жизнеобеспечения.

Belorozhev Oleg Nikolaevich

Post-graduate Student of Shuya State Pedagogical University, Shuya, Russia; Senior Lecturer of Department of Fire-fighting Tactics and Basic Rules of Other Urgent Activities, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Ivanovo, Russia.

ROLE PLAYING AS A METHOD OF TRAINING STUDENTS OF INSTITUTES OF EMERCOM OF RUSSIA FOR ACTIVE COOPERATION IN EMERGENCY SITUATIONS

KEYWORDS: role playing game, training method, management decision, professional training, active cooperation, emergency situation, activity.

ABSTRACT. The article deals with problems of professional education and requirements to specialists of fire-protection service capable of solving complicated professional tasks in emergency situations. The article regards the notion of cooperation from the point of view of different authors and defines active cooperation on the basis on special literature survey. The author of the article investigates the ways of improvement of the process of training students of higher educational institutions of EMERCOM of Russia and pays special attention to the formation of active cooperation in emergency situations. The article looks at role playing games as an innovative form of consolidation of knowledge received by students during lectures and seminars; role playing is considered as a means of practical consolidation of theoretical knowledge and also as a field of activity, as a simulation experiment and as a method of teaching, research, and practical tasks solution. The author describes the techniques of application of role playing games with students of Ivanovo Fire-Rescue Academy of EMERCOM of Russia, the preparation for a role playing game and its conduct. The article also notes the urgency of role playing games during fire-fighting specialist training for work in emergency situations and the significance of cooperation between executive officers of subdivisions and life-supporting services during firefighting.

п

I ажной проблемой современного > профессионального образования является повышение требований к его качеству, обновлению его содержания на основе таких принципов, как фундаментальность, преемственность и практическая направленность. В настоящее время уровень социаль-

но-экономического развития общества определяет потребность общества в квалифицированных специалистах. Современному обществу необходим специалист, способный решать сложные профессиональные задачи, обладающий творческими способностями, владеющий умениями активного взаимодей-

© Белорожев О. Н., 2016

ствия между подразделениями и службами жизнеобеспечения в сложных практических ситуациях. Современный образовательный процесс ориентирован на интеграцию специальных знаний, умений и навыков как основы формирования высокого уровня индивидуально-личностных качеств личности, что определяет умения активного взаимодействия в различных ситуациях.

Взаимодействие - это универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [16, с. 171-192].

Активное взаимодействие - это особый вид профессионального общения, особый вид деятельности. В книге А. А. Бодалева «Общение и личность» мы находим указание на то, что любой конкретный вид деятельности (а общение следует считать деятельностью) всегда требует от человека проявления совершенно определенных качеств личности, и по мере того, как участники этой деятельности усваивают ее задачи, у них создается тенденция отмечать в человеке качества, а также соотносить уровень их развития с требованиями деятельности. При включении человека в другую деятельность, требующую от него актуализации иных качеств в формирующемся о нем мнении участников этой деятельности на первый план выступят новые качества, а те, которые были значимы в условиях первой деятельности, отходят на второй план или подвергаются переоценке [4, с. 54-92].

Рассмотрев более подробно понятие взаимодействия, можно придти к выводу, что взаимодействие - это согласованные, координированные действия на основе взаимного содействия, направленные на решение конкретной задачи.

В настоящее время предъявляются высокие требования к подготовке специалистов пожарной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Результатом подготовки специалистов МЧС России должна быть сформированность умений активного взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. Поэтому актуальной проблемой является подготовка специалистов экстремального профиля, в частности спасателей и сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.

Практическая деятельность данных специалистов носит экстремальный харак-

тер, что выражается в значительных нервно-психических перегрузках, которые связаны с высокой степенью личного риска, ответственностью за выполнение профессиональных задач, за жизнь людей.

В последние десятилетия увеличилось количество пожаров по вине граждан и должностных лиц, нарушающих требования пожарной безопасности, число поджогов, следствием является растущий при ликвидации пожаров травматизм как среди населения, так и среди пожарных. Следовательно, необходимо искать пути совершенствования процесса подготовки курсантов вузов МЧС России, в частности уделять особое внимание формированию умений активного взаимодействия в чрезвычайных ситуациях.

Одна только осведомленность в области особенностей профессии не способна, как показывает практика и специальные научные исследования, обеспечить высокий уровень готовности и соответствующего поведения, то есть готовность специалиста складывается из профессиональной грамотности и убежденности в ориентации на нравственные общечеловеческие ценности. Поэтому актуальна проблема необходимости формирования и совершенствования у личного состава МЧС России специальных знаний, традиций, подготовки к реализации профессиональных знаний в будущей практической деятельности, как того требует компетентностный подход к образованию. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Значение знаний не отрицается, но основное внимание акцентируется на способности использовать полученные знания. В понятие «компетенция» входят не только знания, но и умения, и навыки, и личностные качества, и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе), и профессиональный опыт. В комплексе все эти компоненты важны в процессе активного взаимодействия, когда курсант способен самостоятельно ориентироваться в чрезвычайной ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи. Таким образом, в экстремальных ситуациях при работе на пожаре предъявляются исключительно высокие требования к личному составу пожарных подразделений. Пожарным необходимы обширные знания своего дела, умение применять их на практике, обладать высокими морально-волевыми и психологическими качествами. Одним из основных принципов проведения специальной психологической подготовки являются практические занятия, приближенные к реальной обстановке на пожаре.

Практика показала, что значительное количество происшествий на пожаре происходят при работе в условиях сильного задымления, в условиях возможного взрыва или обрушения строительных конструкций, в условиях низких температур и сильного ветра, а также при ликвидации ЧС в условиях завалов. Поэтому наиболее актуальными являются проблемы активного взаимодействия при эвакуации пострадавших именно из ограниченного пространства завалов, а также из непригодной для дыхания среды с учетом психического воздействия на спасателя.

Современное состояние подготовки специалистов в высших учебных заведениях системы МЧС России требует поиска новых путей, которые могли бы повысить качество теоретической подготовки будущих специалистов МЧС России, а также средства и методы подготовки выпускников вуза к практической деятельности, его адаптации при решении служебных задач, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ.

Одной из инновационных форм закрепления знаний, полученных курсантами на лекционных и семинарских занятиях, является деловая игра, которую следует рассматривать как средство практического закрепления полученных теоретических знаний, а также как область деятельности, как имитационный эксперимент и как метод обучения, исследования, решения практических задач.

Термин «деловая игра» впервые появился в США в 1957 году на семинаре в Са-ранак Лейк, где Американская ассоциация управления представила игру «Имитация решений в высшем управленческом звене». После этого популярность деловой игры как метода значительно возросла [7].

Деловая игра - это перспективный метод обучения, который помогает организовать тренировку, развивает оперативно-тактическое мышление курсантов, формирует практические умения и навыки, повышает интерес к знаниям, способствует более глубокому восприятию учебного материала. В процессе деловой игры проигрывается практически любая конкретная ситуация, появляется возможность понять психологию людей, их причины поведения в реальной обстановке.

Основная цель деловой игры - повышение уровня профессиональной подготовки курсантов. Деловые игры, с одной стороны, развивают живой интерес к более глубокому изучению специальных дисциплин, с другой - показывают значение практики в процессе обучения, так как проходят в условиях, приближенных к реальности.

В нормативных документах МЧС России дано определение понятия «деловая

игра» как наиболее активной формы тактической подготовки должностных лиц по-жарно-спасательных гарнизонов [14, п. 5.1]. Она способствует развитию навыков управления силами и средствами, умению ориентироваться и действовать в экстремальных ситуациях на пожаре.

Деловая игра как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими и практическими занятиями и характеризуется тем, что занятие проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки с возможностью ее изменения.

Основной принцип тактической подготовки пожарных гласит: «Учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара» [Там же, п. 1.3]. Данный принцип реализуется в ходе непрерывного и систематического процесса обучения, тренировок и учений в условиях, наиболее приближенных к реальным на пожаре, и достигает своих целей лишь тогда, когда подготовка проводится без упрощенчества и послаблений, в динамичной, напряженной обстановке с физической и психологической нагрузкой.

Деловые игры целесообразно проводить после изучения оперативно-тактической характеристики объекта, на который запланировано занятие.

С курсантами Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России проводятся практические занятия на территории ФГКУ «Ногинский спасательный центр» заключительной частью которых является проведение деловых игр по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации по следующим темам:

1. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на предприятиях хранения нефтепродуктов.

2. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на предприятиях переработки ЛВЖ и ГЖ.

3. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на железнодорожном транспорте.

4. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на воздушном транспорте.

Представленный вид учебной практики раскрывает для курсантов все виды профессиональной деятельности пожарных и формирует у них представления о сложности обстановки на пожарах, знания, навыки, умения и индивидуально личностные качества, необходимые в их дальнейшей служебной деятельности [9, с. 17].

Условием успешного проведения деловой игры является предварительная подготовка к игре, содержащая исходные данные, необходимые для подготовки курсантов к занятию.

Каждому занятию должна предшествовать тщательная подготовка, в ходе которой преподаватель должен последовательно решить следующие вопросы:

- подготовить необходимые макеты, схемы, чертежи, оперативные планшеты, карты, планы;

- подобрать примеры разбора характерных пожаров;

- разработать тактический замысел (вводную) деловой игры;

- разработать задание для индивидуальной подготовки к деловой игре;

- наметить план проведения деловой игры.

Тактический замысел должен отражать ту ситуацию и оперативную обстановку, в условиях которой будут отрабатываться учебные вопросы, и соответствовать содержанию темы и учебной цели занятий.

После разработки замысла следует приступить к разработке задания для курсантов.

Задание - это основной планирующий документ, на основании которого организуется и проводится подготовка курсантов к деловой игре. Оно должно содержать данные, которые позволят курсантам уяснить задачу, возникшую перед группой, оценить обстановку и принять правильное решение.

При подготовке к игре преподаватель должен наметить рассмотрение вопросов, связанных с воспитанием курсантов, творческого подхода к делу, инициативы, дисциплинированности.

Основная задача преподавателя при проведении деловой игры заключается в том, чтобы, четко выполняя намеченный ход занятия, обеспечить активное участие курсантов в отработке учебных вопросов.

В процессе проведения деловой игры курсанты выполняют обязанности различных должностных лиц на пожаре (руководителя тушения пожара, начальника штаба пожаротушения, начальника тыла, начальника контрольно-пропускного пункта газо-дымозащитной службы). Выступая в роли одного из должностных лиц, курсанты анализируют оперативную обстановку, принимают управленческие решения и докладывают информацию о выполненной работе, исходя из тактического замысла деловой игры, производят расчеты необходимые для пожаротушения.

При проведении деловых игр курсантами Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России отрабатываются следующие вопросы теории и практики тушения пожаров:

- организация и ведение разведки пожара;

- оценка обстановки пожара и опреде-

ление решающего направления действий по тушению пожара с учетом сложившейся обстановки и тактического замысла игры;

- принятие управленческих решений на действия по тушению пожара;

- организация работы штаба, тыла на пожаре;

- организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

- расчет сил и средств для тушения пожара.

В ходе проведения деловой игры учебная группа разбивается на подгруппы, состоящие, как правило, из пяти-семи человек. После этого объявляется время для изучения обстановки, выполнения задачи, оформления результатов. Объявляется или выдается вводная и обстановка, например, к прибытию первого руководителя тушения пожара (РТП-1) и службы пожаротушения. Группа посредников оценивает действия РТП-1, дает и обосновывает свое решение по начальной обстановке, затем по течению оперативного времени, заданному в выписке из расписания выезда, решает пожарно-тактическую задачу в динамике до локализации пожара.

В ходе игры обстановка может изменяться путем объявления новых вводных, что позволяет достичь определенных целей, а именно - научить курсантов грамотно и оперативно принимать управленческие решения в экстремальных ситуациях, а также управлять силами и средствами, обеспечивая активное взаимодействие между подразделениями и службами жизнеобеспечения.

Разбор результатов деловой игры должен строиться в форме заслушивания их докладов, решений, распоряжений, расчетов. При разборе целесообразно показать, к каким необратимым последствиям могло бы привести проведение в жизнь непродуманного и не соответствующего обстановке решения, и указать на наиболее целесообразные пути решения задания. Критикуя то или иное решение курсантов, преподаватель должен доказать его неприемлемость, основываясь на теоретических положениях, излагаемых в требованиях нормативных актов и примерах из практики работы подразделений.

Таким образом, можно придти к выводу, что деловая игра позволяет не только закрепить теоретические знания курсантов, но и отработать действия должностных лиц с учетом постоянно меняющейся обстановки на пожаре, но и оказывает непосредственное влияние на развитие профессиональной компетентности курсантов, их личностных качеств, мотивации к мыслительной активности и саморазвитию [8, с. 106]. В процессе деловой игры курсанты могут выполнить действия по тушению ус-

ловного пожара в условиях, приближенных к экстремальным, но не допустить ошибок, которые могли бы повлечь за собой невосполнимые потери при работе на практических занятиях на полигоне или на пожаре; также в процессе проведения деловой игры

курсанты в составе группы могут отработать вопросы активного взаимодействия между подразделениями пожарной охраны и служб жизнеобеспечения на пожаре путем решения единой задачи при управлении отделениями и вверенными пожарными частями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы. М. : Высшая школа, 198о. 368с.

2. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся : Академия развития, 2007. 336 с.

3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. : ИРПО, l995- 336 с.

4. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Педагогика, l983. l33 с.

5. Бордовская H. В. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2004. 299 с.

6. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы. Шуя : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. l79 с.

7. Деловые игры. URL: http:// www.favjob.ru /

S. Ермилов А. В. Деловая игра как метод в комплексном формировании личностных качеств курсантов вузов МЧС России. Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № l2.

9. Ермилов А. В. Совершенствование индивидуально-личностных качеств курсантов вузов МЧС России в процессе учебной практики на базе учебных и спасательных центров // Педагогическое образование в России. 2015. № 4.

10. Курносов Г. В. Формирование психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска. СПб., 2009. 23 с.

11. Мальцев А. H. Психологические условия профессионализации обучающихся в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России. СПб., 2008. l52 с.

12. Муравьева Г. Е. Проектирование образовательного процесса в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода. Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 20l2. l70 с.

13. Обозов H. H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. М. : Педагогика, l98l. С. 86-S9.

14. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России. М., 28.06.2007г.

15. Пряжников H. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : 2002. 400 с.

16. Рожков М. И. Воспитание учащихся: теория и методика. ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 282 с.

17. Северин H. H. Педагогическая концепция многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : l3.00.08. СПб., 20l3. 55 с.

LITERATURA

1. Arkhangel'skiy S. I. Uchebnyy protsess v vysshey shkole: ego zakonomernye osnovy i me-tody. M. : Vysshaya shkola, 19S0. З68s.

2. Bayborodova L. V. Vzaimodeystvie v raznovozrastnykh gruppakh uchashchikhsya : Akademiya razvitiya, 2007. ЗЗб s.

3. Bespal'ko V. P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya. M. : IRPO, 1995. ЗЗб s.

4. Bodalev A. A. Lichnost' i obshchenie. M. : Pedagogika, 19S3• 1ЗЗ s.

5. Bordovskaya N. V. Pedagogika : uchebnik dlya vuzov. SPb. : Piter, 2004. 299 s.

6. Burlakova T. V. Individualizatsiya professional'noy podgotovki studentov v pedago-gicheskom vuze: kontseptual'nye osnovy. Shuya : GOU VPO «ShGPU», 2008. l79 s.

7. Delovye igry. URL: http:// www.favjob.ru /

S. Ermilov A. V. Delovaya igra kak metod v kompleksnom formirovanii lichnostnykh ka-chestv kursantov vuzov MChS Rossii. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 20l5. № 12.

9. Ermilov A. V. Sovershenstvovanie individual'no-lichnostnykh kachestv kursantov vuzov MChS Rossii v protsesse uchebnoy praktiki na baze uchebnykh i spasatel'nykh tsentrov / / Pedago-gicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l5. № 4.

10. Kurnosov G. V. Formirovanie psikhologicheskoy gotovnosti kursantov vuzov MChS Rossii k professional'noy deyatel'nosti v usloviyakh riska. SPb., 2009. 23 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Mal'tsev A. N. Psikhologicheskie usloviya professionalizatsii obuchayushchikhsya v vuzakh Go-sudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii. SPb., 200S. 152 s.

12. Murav'eva G. E. Proektirovanie obrazovatel'nogo protsessa v pedagogicheskom vuze na osnove kompetentnostnogo podkhoda. Shuya : FGBOU VPO «ShGPU», 20l2. l70 s.

13. Obozov N. N. O trekhkomponentnoy strukture mezhlichnostnogo vzaimodeystviya. M. : Pe-dagogika, 19S1 S. S6-S9.

14. Organizatsionno-metodicheskie ukazaniya po takticheskoy podgotovke nachal'stvuyushchego sostava federal'noy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii. M., 2S•0б•2007g•

15. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samooprede-leniya. M. : 2002. 400 s.

16. Rozhkov M. I. Vospitanie uchashchikhsya: teoriya i metodika. YarGPU im. K. D. Ushinskogo, 2002. 2S2 s.

17. Severin N. N. Pedagogicheskaya kontseptsiya mnogourovnevoy sistemy professional'noy podgotovki sotrudnikov GPS MChS Rossii k deyatel'nosti v chrezvychaynykh situatsiyakh : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : i3.00.0S. SPb., 2013. 55 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.