УДК/UDC 378:614.84 В. В. Булгаков
V. Bulgakov
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОЖАРНыЙ ТЕСТ:
новая форма подготовки в области пожаротушения
PRACTICAL FIRE TEST:
A new form of preparation in the field of fire fighting
Введение. В статье рассматриваются вопросы образования и подготовки специалистов для Государственной противопожарной службы МЧС России, предназначенной для защиты населения и территорий от пожаров. Сформулированы основные проблемы подготовки выпускников в области пожаротушения, проведения аварийно-спасательных работ и адаптации их к служебной деятельности.
Методология. Для решения проблем качественной подготовки выпускников в вопросах организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, управления и руководства действиями пожарно-спасательных подразделений проведено исследование различных педагогических теорий, направленных на формирование практических умений и навыков. Автором применялся анализ существующих в системе практической подготовки курсантов методологических подходов. Основные методологические подходы лежат в плоскости отдельных дисциплин и традиционного обучения, связанного с получением теоретических знаний и закреплением их на практических занятиях. Системные методологические подходы, охватывающие несколько дисциплин, в рамках формирования комплекса профессиональных компетенций в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ в научных и методических источниках не найдены.
Результаты. Научное исследование и педагогический эксперимент позволили получить систему практической подготовки, направленную на комплексное формирование профессиональных компетенций в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, реализуемую посредством применения практического пожарного теста, включающего подготовку и контроль практических умений и навыков по нескольким дисциплинам, объединенным общей методической и практической целью, и применяемого на протяжении всего периода обучения.
Заключение. Полученные результаты исследования и апробации имеют прикладное значение для повышения качества практической подготовки выпускников и снижения их адаптационного периода в пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.
Introduction. The article deals with education and training of specialists for the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, designed to protect the population and territories from fire. The main problems of training graduates in the field of firefighting and carrying out rescue operations and adapting them to official activity have been formulated.
Materials and Methods. To solve the problems of qualitative training of graduates in the issues of organizing firefighting and carrying out rescue operations, managing and directing the actions of fire and rescue units, a study of various pedagogical theories aimed at developing practical competencies was conducted. The author applied the analysis of the existing methodological approaches used in the practical training of cadets. The main methodological approaches lie in the plane of individual disciplines and traditional training, associated with obtaining theoretical knowledge and fixing them in practical exercises. The systematic methodological approaches that extend to several disciplines, within the framework of the formation of a complex of professional competencies in the field of firefighting and rescue work in scientific and methodological sources have not been found.
Results. The scientific-methodical research and pedagogical experiment allowed to obtain a system of practical training, aimed at the complex formation of professional competencies in the field of firefighting and rescue operations, implemented through the application of a practical fire test, including the preparation and control of practical skills in several disciplines, united in common methodical and practical purpose, and applied throughout the training period.
Conclusions. The obtained results of research and approbation are of practica! importance for improving the quality of practica! training of graduates and reducing their adaptation period in fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Ключевые слова: государственная противопожарная служба, практический пожарный тест, подготовка специалистов в области пожаротушения, комплексное формирование профессиональных компетенций.
Keywords: state fire service, preparation of specialists in the field of fire-fighting, practica! fire testcomplex formation of professional competencies.
Введение
Широкий перечень задач и объем выполняемых работ подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России требует совершенствования качества подготовки сотрудников пожарной охраны. В 2016 г пожарно-спасательные подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС) совершили более 700 тыс. оперативных выездов, в том числе свыше 139 тыс. раз на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР), свыше 118 тыс. раз реагировали на дорожно-транспортные происшествия. В результате проведенной работы в 2016 г. спасено более 237 тыс. человек и более чем 106 тыс. человек оказана помощь, спасено материальных ценностей на сумму более 55 млрд рублей [11 ].
Большинство выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России занимают должности, связанные с пожаротушением и проведением АСР По результатам анализа распределения в практические подразделения ГПС, за 2014-2017 гг. более 65 % выпускников академии прошли службу в должности начальника караула, который непосредственно организует работу пожарно-спасательного подразделения по тушению пожаров и проведению АСР Адаптация к служебной деятельности вызывает у выпускников определенные трудности, о чем свидетельствуют отзывы руководителей пожарно-спасательных подразделений и результаты анкетирования молодых специалистов.
Специфика деятельности МЧС России предполагает минимизацию ресурсов, отвлекаемых на адаптацию молодых специалистов к условиям служебной деятельности. Анализ отзывов на выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России 2014 г, занимающих должность начальника караула, показал, что 1,4 % молодых специалистов не смогли адаптироваться к условиям служебной деятельности, 15,7 % — находились на грани срыва адаптационного процесса, для 82,9 % выпускников адаптация прошла удовлетворительно [7, с. 106].
Исследование 2015 г готовности к служебной деятельности выпускников Академии ГПС МЧС России, Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и Уральского института ГПС МЧС России, закончивших обучение по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» и проработавших на новом месте службы один год, показали, что по окончании обучения примерно 50 % выпускников имеют высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, около 40 % — средний уровень, 10 % — обладают низкой профессиональной готовностью, то есть по уровню профессиональной компетентности и профессионально важным качествам не готовы к выполнению служебных обязанностей, возложенных на сотрудников ГПС МЧС России [10, с. 14].
Исследование проблем, связанных с успешностью в профессиональной деятельности и удовлетворенностью знаниями, практическими умениями и навыками, полученными в ходе обучения, и трудностями, с которыми пришлось столкнуться выпускникам, проработавшим в подразделениях ГПС МЧС России в течение года, показало, что образование в вузах ГПС МЧС России дает, прежде всего, теоретические знания. Проведенный социологический опрос среди выпускников показал, что приобретенных практических навыков для практического применения не хватает половине из них [13, с. 292].
Результаты анкетирования в 2016 и 2017 гг. руководителей пожарно-спасательных подразделений ГПС, в которых после распределения проходят службу выпускники Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России в должности начальника караула, указали на необходимость совершенствования практической подготовки по следующим направлениям профессиональной деятельности:
— формирование способности организовывать тушение пожаров различными способами и методами;
— формирование способности принимать управленческие решения по организации и ведению оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению АСР;
— формирование способности руководить действиями пожарно-спасательных подразделений по тушению пожаров и проведению АСР.
Методология
В целях повышения качества подготовки выпускников в области пожаротушения и проведения АСР, управления и руководства действиями личного состава пожарно-спасательных подразделений проведен научно-методический обзор педагогических теорий, формирующих практические умения и навыки, выполнен анализ применяемых методологических подходов к системе практического обучения курсантов в образовательных организациях МЧС России. В основе применяемых методологических подходов лежит традиционная форма обучения, направленная на получение теоретических знаний и закрепление их на практических занятиях в рамках отдельных дисциплин. Системные методологические подходы, формирующие комплекс профессиональных компетенций в области тушения пожаров и проведения АСР, включающие знания, практические умения и навыки из нескольких дисциплин, в научных и методических источниках не найдены.
Для решения проблемы качественной подготовки выпускников, несущих службу в должности начальника караула, проанализированы требования к уровню его профессиональных компетенций, обладание которыми позволяет выполнять должностные обязанности на высоком профессиональном уровне. От профессиональных действий начальника караула зависят спасение людей, сохранение жизни и здоровья личного состава караула, быстрая локализация и ликвидация пожара. Начальник караула должен совмещать знания и умения инженера, обладать навыками управления коллективом, уметь решать сложные пожарно-тактические задачи, в экстремальных ситуациях быстро принимать правильные решения [12, с. 113; 5, с. 51; 6, с. 3]. Кроме того, выпускник вуза МЧС должен обладать высокой физической подготовкой [9, с. 491; 4, с. 51] и психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям, возникающим в процессе как повседневной службы, так и ликвидации пожаров, техногенных аварий или последствий стихийных бедствий [1, с. 5; 3, с. 117].
По результатам исследования педагогических теорий, методологических подходов и требований к профессиональной деятельности начальников караулов разработана система практической подготовки, направленная на комплексное развитие профессиональных компетенций курсантов в области пожаротушения и проведения АСР. В основе предлагаемой системы подготовки лежат ассоциативно-рефлекторная теория (В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин), теория развития мотивации (Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев), теория модульного обучения (П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов) и теория проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. В. Брушлинский). Данная система реализуется в виде практического пожарного теста, который является формой практической подготовки курсантов и контроля их практических умений и навыков.
Результаты
Практический пожарный тест предназначен для последовательной подготовки курсантов (от должности пожарного до руководителя тушения пожаров) с целью формирования на выпускном курсе широкого спектра профессиональных компетенций, достаточных для выполнения профессиональных обязанностей начальника караула в пожарно-спасательных подразделениях ГПС МЧС России. Для последовательной подготовки по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» и формирования интереса курсантов к практическому пожарному тесту для каждого года обучения установлены следующие уровни подготовки, соответствующие должностям в ГПС:
1-й год обучения — пожарный-спасатель;
2-й год обучения — газодымозащитник;
3-й год обучения — командир отделения;
4-й год обучения — начальник караула;
5-й год обучения — руководитель тушения пожара.
Уровни подготовки определяют тематику практических пожарных тестов и соответствующие ей практические умения и навыки, получаемые курсантами в области пожаротушения и проведения АСР. Организационно-методическая схема последовательного освоения курсантами практических умений и навыков на протяжении всего периода обучения в академии посредством практических пожарных тестов (ППТ) представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационно-методическая схема реализации практических пожарных тестов в течение всего периода обучения по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность»
Для проведения пожарных тестов создана база практических упражнений по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», включающая практические упражнения по дисциплинам и для каждого года обучения. База практических упражнений систематизирует и формирует одинаковые методические требования к содержанию и форме, критериям оценки, материально-техническому обеспечению упражнений.
Методика практического пожарного теста предусматривает системность его применения на трех уровнях:
— для подготовки и текущего контроля по отдельным дисциплинам;
— для подготовки и промежуточного контроля по уровням подготовки с целью допуска к сессии;
— для подготовки и итогового контроля по всем уровням подготовки с целью допуска к итоговой государственной аттестации.
Тематику и состав упражнений практических пожарных тестов по дисциплинам определяет преподаватель. Практический пожарный тест проводится с целью текущего контроля практических умений и навыков курсантов по дисциплине в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий.
Тематику и состав упражнений ППТ по уровню подготовки определяет лицо, ответственное за подготовку на данном уровне. Практический пожарный тест с целью промежуточного контроля практических умений и навыков курсантов и допуска к сессии (на выпускном курсе — к итоговой государственной аттестации) проводится в соответствии с расписанием занятий перед сессиями.
Практические пожарные тесты по уровням подготовки включают выполнение упражнений по нескольким дисциплинам в области пожаротушения и проведения АСР для комплексного формирования и контроля практических умений и навыков.
Практический пожарный тест состоит из нескольких практических упражнений, последовательно выполняемых курсантами индивидуально, в составе отделения и караула (рис. 2).
Рис. 2. Организационно-методическая схема практического пожарного теста по уровню подготовки
На первом году обучения курсанты при прохождении практического пожарного теста по уровню подготовки «пожарный-спасатель» выполняют нормативы по пожарно-строевой подготовке индивидуально или в составе отделения для формирования первичных навыков работы в боевой одежде с пожарно-техническим снаряжением и оборудованием.
Со второго года обучения при формировании практических пожарных тестов по уровню подготовки «газодымозащитник» с целью тренировки физических, психологических и профессиональных качеств в обязательном порядке включаются практические упражнения, связанные с работой курсантов в средствах защиты органов дыхания и преодолением огневой психологической полосы.
На третьем году обучения в практических пожарных тестах по уровню подготовки «командир отделения» преобладают групповые упражнения, позволяющие формировать у курсантов первичные навыки управления пожарно-спасательными подразделениями.
Практические пожарные тесты по уровню подготовки «начальник караула» на четвертом году обучения включают выполнение курсантами в составе отделений и караулов пожарно-тактических задач для формирования практических умений и навыков по тушению пожаров и проведению АСР на различных объектах защиты.
На выпускном курсе практические пожарные тесты по уровню подготовки «руководитель тушения пожара» направлены на выполнение в составе одного или нескольких караулов различ-
ных пожарно-тактических задач, включающих разведку, спасение людей, локализацию и ликвидацию пожара в сложных условиях.
Для формирования единых подходов к структуре, форме и методическому содержанию при разработке практических пожарных тестов применяют следующие принципы:
— включение в практический пожарный тест как отдельных упражнений, так и упражнений, объединенных единой методической целью в модули;
— включение в практический пожарный тест индивидуальных и групповых упражнений или модулей;
— включение в практический пожарный тест упражнений из предыдущих лет обучения;
— применение случайного порядка формирования пожарно-спасательных подразделений для группового этапа и случайного выбора пожарно-тактической задачи;
— выполнение пожарно-тактической задачи на завершающем этапе практического пожарного теста;
— выполнение практического пожарного теста на время.
Модульный принцип построения практических пожарных тестов позволяет гибко строить программу практического обучения, систематизировать и последовательно формировать практические умения и навыки, осуществлять практическую подготовку с учетом междисциплинарных связей, развивать взаимодействие между специальными кафедрами академии и формировать у курсантов широкий спектр профессиональных компетенций. Модульный принцип реализуется в виде применения самостоятельных модулей [2, с. 235-240], которые формируются из нескольких практических упражнений, связанных между собой методической целью, либо представляют собой сложное практическое упражнение, разбитое на несколько отдельных простых элементов. Например, при объединении в модуль двух нормативных упражнений «установка автоцистерны на пожарный гидрант» и «прокладка магистральной рукавной линии диаметром 77 мм расчетом из 2 исполнителей на 5 рукавов» [8, с. 9, 16] тренируются в комплексе практические умения и навыки для сокращения времени подачи огнетушащих средств в очаг пожара.
Выполнение индивидуальных практических упражнений формирует физическую силу и выносливость, профессиональное умение работать с пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательным инструментом. Индивидуальные упражнения курсанты выполняют последовательно, друг за другом. Перед групповыми этапами курсанты объединяются в звенья газодымозащитников (далее — звенья ГДЗС), отделения и караулы. Групповые упражнения вырабатывают взаимопонимание, взаимовыручку, ответственность каждого курсанта, слаженность работы в составе пожарно-спасательных подразделений при выполнении поставленных задач.
Использование при формировании практических пожарных тестов упражнений предыдущих лет обучения, как отдельно, так и в составе модулей, играет важную роль в поддержании у курсантов ранее полученных профессиональных компетенций.
Методика практического пожарного теста предусматривает элемент случайности при формировании пожарно-спасательных подразделений для работы на групповых этапах. Например, на индивидуальном этапе при выполнении упражнения «поиск и спасение пострадавшего в помещении с непригодной для дыхания среде» формируется звено ГДЗС из числа курсантов, прибывающих на групповой этап друг за другом. Командиром звена ГДЗС назначается первый прибывший курсант на групповой этап. По такому же принципу формируются караулы из отделений, последовательно прибывающих к выполнению пожарно-тактической задачи. Начальником караула назначается командир первого прибывшего отделения. Выбор пожарно-тактической задачи из нескольких вариантов начальником караула также носит случайный характер. Элемент случайности позволяет при выполнении практического пожарного теста формировать у курсантов навыки совместной работы во вновь образованных коллективах и в непредсказуемой обстановке достигать поставленной цели.
Методика практического пожарного теста предусматривает на завершающем этапе выполнение в составе караула пожарно-тактической задачи, которая представляет собой активную игровую форму проблемного обучения, направленного на выполнение в составе пожарно-спасатель-ного подразделения АСР и тушения пожара в условиях, максимально приближенных к реальной чрезвычайной ситуации.
Практический пожарный тест проводится на время, что обеспечивает динамичную работу курсантов, тренируя физическую выносливость и концентрацию, мотивируя к качественному выполнению каждого практического упражнения на индивидуальных этапах, а также слаженность подразделений на групповых этапах. Невыполнение курсантом за нормативное время индивидуального упражнения или упражнения в составе пожарно-спасательного подразделения наказывается штрафной зоной, в которой курсант получает дополнительную физическую нагрузку и увеличивает свое время прохождения теста.
Таким образом, преимуществом предложенной системы подготовки является возможность формировать практический пожарный тест из различного количества индивидуальных и групповых упражнений, включающих проверку практических умений и навыков, полученных ранее, для постоянной тренировки и формирования коллективной ответственности и слаженности на групповых этапах.
Для апробации системы практической подготовки в 2016/17 уч. г. были организованы практические пожарные тесты для выпускников, курсантов 3-го и 1-го года обучения по соответствующим уровням. Результаты апробации показали повышение качества практической подготовки и формирование у курсантов:
— устойчивых, доведенных до автоматизма практических умений и навыков выполнения нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке, тушению пожаров и проведению АСР на различных объектах защиты;
— практических умений и навыков организации управления и руководства пожарно-спаса-тельными подразделениями;
— практических умений и навыков оценки пожарно-тактической обстановки на месте пожара и умения своевременно принять правильное решение по выбору направления действий при тушении пожара и ликвидации последствий различных ЧС на объектах защиты.
Заключение
Научно-методическое исследование и педагогический эксперимент позволили получить систему практической подготовки, направленную на комплексное формирование профессиональных компетенций в области пожаротушения и проведения АСР. Исследование развивает педагогическую концепцию практической подготовки курсантов в области пожаротушения и проведения АСР, включающую ассоциативно-рефлекторную теорию, теорию развития мотивации, теорию модульного обучения и теорию проблемного обучения.
Новизна полученных результатов исследования заключается в применении системного подхода к формированию профессиональных компетенций в области пожаротушения и проведения АСР посредством практического пожарного теста, включающего подготовку и контроль практических умений и навыков по нескольким дисциплинам, объединенным общей методической и практической целью, на протяжении всего периода обучения.
Полученные результаты исследования имеют прикладное практическое значение для повышения качества практической подготовки выпускников и снижения их адаптационного периода в практических подразделениях ГПС.
Литература
1. Абрамов А. В., Ермилов А. В. Развитие психологических качеств начальника караула пожарной части у курсантов ВУЗов МЧС России // Научный поиск. 2015. № 2.4. С. 5-6.
2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань : Центр инновационных технологий, 2013. С. 235-240.
3. Асоцкий В. В. Диагностика уровня эмоционально-волевых качеств начальника караула оперативно-спасательной службы гражданской защиты государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2015. № 2 (22). С. 113-122.
4. Бондин В. И., Смирнов А. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников пожарной безопасности // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности : сб. материалов III междунар. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 21-24 мая 2016 г.). Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. С. 51-57.
5. Врублевский А. В., Лепешинский Н. Н. Процесс принятия решения офицером-спасателем при ликвидации чрезвычайной ситуации // Веснк Маплеускага дзяржаунага уывератэта iмя А.А. Куляшова. Серыя С. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. 2016. № 1 (47). С. 50-59.
6. Вяткин Б. А., Ковтун Е. В. Стиль деятельности в экстремальных условиях как эмерджентное свойство интегральной индивидуальности руководителей тушением пожаров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 3-7.
7. Ковязин Н. Ю. Адаптация вновь прибывших сотрудников МЧС России к изменяющимся условиям трудовой деятельности // Научный альманах. 2017. № 3-2 (29) С. 103-108.
8. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы, утверждены главным военным экспертом МЧС России П. В. Платом 10 мая 2011 года.
9. Осокин Д. А., Кимяева С. И. Тренировка выносливости в обучении курсантов высших учебных заведений МЧС с учетом специфики профессии пожарного и спасателя // Science Time. 2016. № 5 (29). С. 491-495.
10. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России / А. А. Порошин, М. В. Шишков, О.В. Стрельцов и др. // Актуальные проблемы пожарной безопасности : сб. материалов XXVIII междунар. науч.-практ. конф. (г. Ногинск, 19-20 мая 2016 г.). Ногинск : ВНИИПО МЧС России, 2016. С. 7-16.
11. Приказ МЧС России от 14.02.2017 №50 «О дополнительных мерах по повышению готовности пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
12. Теслюк П. В. Влияние уровня интеллекта, эмоционально-волевых свойств и склонности к риску на процесс принятия решений // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2016. № 1 (23). С. 113-119.
13. Стрельцов О. В., Лазарева Э. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2. № 1 (4). С. 289-293.
References
1. Abramov A. V., Ermilov A. V. Razvitie psihologicheskih kachestv nachal'nika karaula pozharnoj chasti u kursantov VUZov MChS Rossii [Development of psychological qualities of the chief of the guard of the fire department at the cadets of the universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Scientific Search, 2015, no. 2.4, p. 5-6. (In Russian).
2. Andreev V. I. Pedagogika vysshej shkoly. Innovacionno-prognosticheskij kurs [Pedagogy of the higher school. Innovative-prognostic course]. Kazan, Center for Innovative Technologies, 2013, pp. 235-240. (In Russian).
3. Asockij V. V. Diagnostika urovnya emocional'no-volevyh kachestv nachal'nika karaula operativno-spasatel'noj sluzhby grazhdanskoj zashchity gosudarstvennoj sluzhby Ukrainy po chrezvychajnym situaciyam [Diagnostics of the level of emotional-volitional qualities of the chief of the guard of the operational and rescue service of civil protection of the state service of Ukraine for emergency situations]. Bulletin of the Command and Engineering Institute of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, 2015, no. 2 (22), pp. 113-122. (In Russian).
4. Bondin V. I., Smirnov A. A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov pozharnoj bezopasnosti [Professional-applied physical training of fire safety personnel]. Psychological-pedagogical and physiological aspects of building physical fitness programs and ensuring their safety. A collection of materials of the III International Scientific Conference [Rostov-na-Donu, May 21-24,2016). Rostov-na-Donu, Southern Federal University, 2016, pp. 51-57. (In Russian).
5. Vrublevsky A. V., Lepeshinsky N. N. Process prinyatiya resheniya oficerom-spasatelem pri likvidacii chrezvychajnoj situacii [The decision-making process of a rescue officer in the event of an emergency response]. Bulletin of the Mogilev State University named after A. A. Kuleshov. Series C. Psycho-pedagogical sciences: pedagogy, psychology, technique, 2016, no. 1 (47), pp. 50-59. (In Russian).
6. Vyatkin B. A., Kovtun E. V. Stil' deyatel'nosti v ekstremal'nyh usloviyah kak emerdzhentnoe svojstvo integral'noj individual'nosti rukovoditelej tusheniem pozharov [Style of activity in extreme conditions as an emergent property of the integral individuality of leaders extinguishing fires]. Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2013, no. 1, pp. 3-7. (In Russian).
7. Kovyazin N. Yu. Adaptaciya vnov' pribyvshih sotrudnikov MChS Rossii k izmenyayushchimsya usloviyam trudovoj deyatel'nosti [Adaptation of newly arrived staff of the Ministry of Emergency Situations of Russia to changing working conditions]. Scientific almanac, 2017, no. 3-2 (29), pp. 103-108. (In Russian).
8. Normativy po pozharno-stroevoj i taktiko-special'noj podgotovke dlya lichnogo sostava federal'noj protivopozharnoj sluzhby, utverzhdeny glavnym voennym ekspertom MChS Rossii P.V. Platom 10 maya 2011 goda [The standards for fire-brigade and tactical-special training for the personnel of the federal fire service, approved by the chief military expert of the Ministry of Emergency Measures of Russia P. V. Plat, May 10, 2011]. (In Russian).
9. Osokin D. A., Kimyaeva S. I. Trenirovka vynoslivosti v obuchenii kursantov vysshih uchebnyh zavedenij MChS s uchetom specifiki professii pozharnogo i spasatelya [Endurance training in training cadets of higher educational institutions of the Ministry of Emergency Measures taking into account the specifics of the profession of firefighter and rescuer]. Science Time, 2016, no. 5 (29), pp. 491-495. (In Russian).
10. Poroshin A. A., Shishkov M. V., Strelcov O. V., Lazareva Eh. V., Ryumina S. I. Metodika ocenki gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij vysshego professional'nogo obrazovaniya GPS MChS Rossii [Methodology for assessing readiness for professional activity of graduates of educational organizations of higher professional education. State Fire Service of the Ministry of Emergencies of the Russian Federation]. Actual problems of fire safety: Collection of materials of the XXVIII International Scientific and Practical Conference [Noginsk, May 19-20,2016). Noginsk, VNIIPO of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2016, pp. 7-16. (In Russian).
11. Prikaz MChS Rossii ot 14.02.2017 № 50 "O dopolnitel'nyh merah po povysheniyu gotovnosti pozharno-spasatel'nyh podrazdelenij federal'noj protivopozharnoj sluzhby Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby" [Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia from 14.02.2017 № 50 "On additional measures to improve the readiness of fire and rescue units of the Federal Fire Service of the State Fire Service"]. (In Russian).
12. Teslyuk P. V. Vliyanie urovnya intellekta, emocional'no-volevyh svojstv i sklonnosti k risku na process prinyatiya reshenij [Influence of the level of intelligence, emotional-volitional properties and risk appetite on the decision-making process]. Bulletin of the Civil Protection University of the Ministry of Emergency Situations of Belarus, 2016, no. 1 (23), pp. 113-119. (In Russian).
13. Streltsov O. V., Lazareva Eh. V. Ocenka professional'noj podgotovlennosti vypusknikami uchebnyh zavedenij vysshego professional'nogo obrazovaniya GPS MChS Rossii [Assessment of professional preparedness by graduates of educational institutions of higher professional education of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Problems of ensuring security in the aftermath of emergencies, 2015, vol. 2, no. 1 (4), pp. 289-293. (In Russian).