УДК 378 ББК 74.48
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ
MONITORING THE COMPETENCE QUALITY OF THE GRADUATES' OF DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF EMERCOM OF RUSSIA
Булгаков Владислав Васильевич
Заместитель начальника ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России - начальник института профессиональной подготовки, кандидат технических наук, доцент E-mail: vbulgakov@rambler.ru
Самойлов Дмитрий Борисович
Начальник учебно-научного комплекса «Государственный надзор» ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат технических наук, доцент E-mail: Shihonage@mail.ru
Маслов Алексей Владимирович
Начальник учебно-научного комплекса «Пожаротушение» ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России
E-mail: alex1977maslov@mail.ru
Bulgakov Vladislav V.
Deputy head of Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, head of the Institute of professional training, PhD in Technical Sciences, Associate Professor
E-mail: vbulgakov@rambler.ru
Samoilov Dmitry B.
Head of the educational and scientific complex «State supervision» of Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, PhD in Technical Sciences, Associate Professor E-mail: Shihonage@mail.ru
Maslov Alexey V.
Head of the educational and scientific complex «Firefighting» of Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia
E-mail: alex1977maslov@mail.ru
Аннотация. Мониторинг качества подготовки выпускников является актуальной задачей для образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России. С целью выявления проблем в подготовке разработаны анкеты для оценки выпускников руководителями практических подразделений Государственной противопожарной службы, в которые распределяются молодые специалисты для выполнения функций в области государственного пожарного надзора, расследования и экспертизы пожаров и пожаротушения. Результаты анкетирования руководителей практических подразделений, представленные в статье, отражают уровень сформированности профессиональных компетенций и деловых качеств выпускников, анализ которых способствует разработке мероприятий в области организации образовательного процесса и его методического обеспечения, направленных на повышение качества подготовки в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России.
Abstract. Monitoring the quality of graduates' competence is an urgent task for educational organizations of the State Firefighting Service of the Ministry of Emergencies of Russia. The heads of practical units of the State Firefighting Service, into which young specialists are distributed to perform functions in the field of state fire supervision, investigation and examination of fires and firefighting, developed questionnaires to assess graduates in order to identify gaps in training. The results of the questionnaire survey carried out by the heads of practical units presented in the article reflect the level of forming professional competencies and business qualities of graduates'; the analysis of those results contributes to the development of activities in the field of the organization of the educational process and its methodological support aimed at improving the quality of training in Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia.
Ключевые слова: мониторинг, анкета, профессиональные компетенции, деловые качества, курсанты, государственная противопожарная служба.
Keywords: monitoring, questionnaire, professional competence, business qualities, cadets, State Fire-Fighting Service.
Введение
Подготовка специалистов для Государственной противопожарной службы МЧС России является важной государственной задачей, направленной на защиту населения и территорий от пожаров, чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий. Ежегодно в Российской Федерации пожары, приводящие к гибели и травмированию людей, а также к материальному ущербу, оказывают негативное влияние на социально-экономическую обстановку в стране. Например, в 2017 г. произошло 132 406 пожаров, на которых погибли 7782 человека, в том числе 358 детей, травмы получили 9305 человек, уничтожено огнем 34 143 строения и 6588 единиц техники, прямой материальный ущерб составил 14 133 642 тыс. руб. Пожарно-спасательными подразделениями Государственной противопожарной
службы МЧС России в 2017 г. на пожарах было спасено 45 567 граждан и материальных ценностей на сумму 49 839 944 тыс. рублей [1]. Несмотря на огромную и самоотверженную работу личного состава пожарно-спасательных подразделений, статистика пожаров в Российской Федерации требует дальнейшего повышения профессионального уровня сотрудников Государственной противопожарной службы, в том числе курсантов, обучающихся в образовательных организациях МЧС России, которые ежегодно выпускают более 500 молодых специалистов.
Для повышения профессионального уровня выпускников образовательных организаций МЧС России актуальной становится задача получения объективной оценки готовности и недостатков в подготовке молодых специалистов к профессиональной деятельности как со стороны образовательной организации, так и со стороны работодателя. Качество подготовки оценивается в образовательной организации в виде оценок, полученных по дисциплинам и на Государственной итоговой аттестации, представленных в дипломе выпускника. Результаты оценивания в образовательной организации имеют в определенной степени субъективный характер, не учитывающий мнение работодателей, которые крайне заинтересованы в наличии у приходящих сотрудников реальных знаний, практических умений и навыков и выявлении проблем в подготовке. Для образовательной организации является важным знать объективное мнение работодателя об уровне подготовленности выпускников и сформированности у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Кроме того, взаимодействие с работодателем по вопросу качества подготовки позволяет выработать единый подход к оцениванию выпускников и сформулировать единые требования к уровню теоретических знаний, практических умений и навыков, которыми должны обладать выпускники с учетом представленных компетенций в ФГОС, в том числе разрабатываемых образовательной организацией самостоятельно [2], а также особенностей профессиональной деятельности практического подразделения.
Краткий обзор работ
Исследованию вопросов, посвященных оценке качества подготовки выпускников работодателями, уделяется недостаточное внимание. В немногочисленных работах представлены в основном общие требования к выпускникам и оценки их профессиональных качеств со стороны работодателей [3-5]. Например, в работе [5, с. 354] в качестве оценки качества подготовки выпускников по направлению подготовки «Менеджмент» и «Прикладная математика» для приема на работу работодателями отмечаются такие факторы, как окончание вуза, имеющего хорошую репутацию, удовлетворенность средним баллом по диплому выпускника, потребность в работниках той специальности, которую имеет выпускник. К определяющим факторам для работодателей в различных областях экономики, медицины и образования при трудоустройстве выпускников Воронежского государственного университета относятся ответственность, готовность к постоянному профессиональному росту, широкий кругозор, инициативность, самостоятельность [6, с. 264].
Работодатели в области финансовой деятельности отмечают наиболее значимые качества, которыми должен обладать молодой специалист. К ним относятся умение применять полученные знания в профессиональной деятельности, умение самостоятельно искать информацию, необходимую для осуществления профессиональной деятельности, способность анализировать информацию и наличие технической и компьютерной грамотности. В качестве основного недостатка выпускников по направлению подготовки «Экономика» работодатели отмечают низкий уровень практической подготовки [7, с. 61]. Большинство работодателей выпускников Томского государственного архитектурно-строительного университета также отмечают у молодых специалистов слабые практические навыки и умения в области решения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности [8, с. 21].
Обоснование внедрения мониторинга качества подготовки выпускников на основании анкетирования руководителей практических подразделений
Оценка подготовленности выпускников образовательных организаций системы МЧС России является важным элементом, направленным на формирование качественной образовательной среды, но результаты оценки качества подготовки со стороны руководителей органов управления и практических подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в литературных источниках встречаются достаточно редко, отсутствуют данные, показывающие динамику уровня подготовки. Ограниченность данных не позволяет получить объективную картину подготовленности выпускников различных образовательных организаций, а также выявить преимущества или недостатки в организации образовательного процесса, направленного на формирование требуемых компетенций ФГОС. Из найденных источников можно привести результаты, полученные сотрудниками ВНИИПО МЧС России [9], которыми в 2015 г. проведено исследование профессиональной готовности выпускников, прослуживших 1 год после окончания Ивановской пожарно-спаса-тельной академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Академии ГПС МЧС России и Уральского института ГПС МЧС России.
Исследование готовности выпускников базировалось на оценке степени сформи-рованности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций сформулированных в ФГОС [10] по специальности «20.05.01 Пожарная безопасность» и интегрального коэффициента профессиональной компетентности. Также оценивались общие профессионально важные качества выпускников. По результатам проведенного анализа был выявлен у 50% выпускников высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, у 40% - средний уровень готовности и у 10% - низкий, демонстрирующий неготовность по уровню профессиональной компетентности и профессионально важным качествам к профессиональной деятельности.
В образовательных организациях системы МЧС России, в частности в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, мониторингу качества подготовки выпускников уделяется особое внимание со стороны руководства и профессорско-преподавательского состава. Мониторинг качества подготовки выпускников осуществляется
ежегодно посредством анкетирования руководителей органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, в чьи структурные подразделения были распределены выпускники академии. Оценка качества подготовки выпускников осуществляется в течение первого года службы молодого сотрудника в практическом подразделении и позволяет выявить пробелы в теоретических знаниях, практических умениях и навыках, используемых выпускниками для выполнения своих функциональных обязанностей.
Особенности распределения выпускников в практические подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России заключается в формировании двух потоков специалистов, направляемых в службу пожаротушения и подразделения государственного пожарного надзора, в том числе расследования и экспертизы пожаров. Начальники указанных служб и подразделений оценивают теоретические знания, практические умения и навыки молодых специалистов с учетом выполняемых ими функций в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, контрольно-надзорной деятельности в области пожарной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, а также расследования и экспертизы пожаров.
С учетом выполняемых профессиональных функций и задач по указанным направлениям деятельности разработаны анкеты выпускников, которые после их заполнения в практических подразделениях направляются в академию для анализа и выработки мероприятий, направленных на повышение качества подготовки. Результаты анкетирования докладываются при подведении итогов очередного учебного года с участием руководства академии, профессорско-преподавательского состава, учебно-научных и административно-организационных подразделений.
Общие подходы к организации и методики анкетирования руководителей практических подразделений
Для формирования анкет в целях оценки качества подготовки выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России по специальности «20.05.01 Пожарная безопасность» были отобраны профессиональные компетенции ФГОС по направлению деятельности в области организации службы и пожаротушения и направлению государственного пожарного надзора, расследованию и экспертизы пожаров. Руководители практических подразделений определяли уровень сформированности профессиональных компетенций у выпускника в виде положительного или отрицательного ответа. Сумма положительных и отрицательных ответов из выборки профессиональных компетенций в анкете отдельного выпускника определяет индивидуальный уровень подготовки. Сумма положительных и отрицательных ответов по конкретной профессиональной компетенции определяет общий уровень ее сформированности на выпускном курсе. Низкий уровень подготовки выпускника или сформированности определенной профессиональной компетенции определяется при получении менее 50% положительных ответов, средний - от 50% до 80%, высокий - при получении более 80% положительных ответов.
Таблица 1
Уровень сформированности профессиональных компетенций у выпускников 2015, 2016, 2017 гг. в области осуществления контрольно-надзорных функций на объектах защиты и функций расследования и экспертизы пожаров
№ п/п Профессиональные компетенции Среднее значение, % Уровень
1 Способность находить требования нормативных документов в массиве информации для решения профессиональных задач 93 Высокий
2 Способность организовывать планирование проверки и подготавливать распоряжение о проведении проверки 82 Высокий
3 Способность составлять протоколы об административных правонарушениях, постановления о назначении административных наказаний 82 Высокий
4 Способность организовывать эксплуатацию первичных средств пожаротушения 80 Высокий
5 Знание основных закономерностей процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожаре для производства дознания и проведения профилактической работы 80 Высокий
6 Способность составлять акты проверок, предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности 79 Средний
7 Способность устанавливать причины пожаров 79 Средний
8 Способность составлять протоколы осмотра места пожара 77 Средний
9 Владение навыками публичных выступлений (в том числе перед детьми) по мерам пожарной безопасности 77 Средний
10 Знание структуры федеральных органов исполнительной власти в рамках профессиональной деятельности МЧС России 74 Средний
11 Способность осуществлять устное и письменное консультирование 74 Средний
12 Знание основ противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности 72 Средний
13 Знание современных систем пожарной автоматики и порядка контроля за их работоспособностью 69 Средний
14 Способность самостоятельно проводить проверки, принимать решение о назначении административного наказания 67 Средний
15 Способность применять нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности объектов защиты при оформлении результатов проверки 64 Средний
16 Способность подготавливать заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности 60 Средний
17 Способность составлять акты проверок, предписания об устранении нарушений требований на объектах малого и среднего предпринимательства и административно-процессуальную деятельность в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц 54 Средний
18 Способность осуществлять взаимодействие с представителями других надзорных органов при формировании планов проведения проверок объектов защиты 50 Средний
19 Способность составлять акты проверок, предписания об устранении нарушений требований защиты населения и территорий от ЧС 48 Низкий
20 Способность составлять акты проверок соискателей лицензий и лицензиатов 39 Низкий
21 Способность составлять акты проверок, предписания об устранении нарушений требований гражданской обороны 35 Низкий
Методика анкетирования и результаты в области выполнения
надзорных функций
По направлению государственного пожарного надзора в анкете используется 21 профессиональная компетенция, которая отражает комплексный уровень подготовки выпускников в области осуществления контрольно-надзорных функций на объектах защиты и функций расследования и экспертизы пожаров. Банк данных по оценке качества подготовки включает отзывы на выпускников академии 2015, 2016 и 2017 гг. Анализ профессиональных компетенций выпускников в течение 3 лет позволил провести ранжирование профессиональных компетенций в зависимости от уровня их сфор-мированности, выявить наиболее слабые для внесения изменений в образовательный процесс (табл. 1).
Кроме профессиональных компетенций в области осуществления контрольно-надзорных функций, расследования и экспертизы пожаров, в анкеты включили 16 деловых качеств, необходимых выпускникам для организации своей работы и выполнения должностных обязанностей в подразделениях государственного пожарного надзора, расследования и экспертизы пожаров (табл. 2).
Результаты анкетирования руководителей подразделений государственного пожарного надзора, расследования и экспертизы пожаров показали, что в целом уровень сформированности у выпускников профессиональных компетенций составляет 68%. Выявлены профессиональные компетенции, имеющие низкий уровень сформированности. Для повышения уровня подготовки курсантов внесены изменения в учебные программы
Таблица 2
Уровень сформированности деловых качеств у выпускников 2015, 2016, 2017 гг., распределенных в подразделения государственного пожарного надзора, расследования и экспертизы пожаров
№ п/п Деловые качества Среднее значение, % Уровень
1 Дисциплинированность 95 Высокий
2 Добросовестное отношение к работе 93 Высокий
3 Исполнительность 91 Высокий
4 Трудолюбие, желание работать 89 Высокий
5 Склонность к саморазвитию 84 Высокий
6 Стрессоустойчивость 78 Средний
7 Самоконтроль 77 Средний
8 Желание работать на результат 76 Средний
9 Нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост 75 Средний
10 Нацеленность на сотрудничество и умение работать в коллективе, команде 73 Средний
11 Активная жизненная позиция 71 Средний
12 Умение думать о других 71 Средний
13 Готовность и способность к дальнейшему обучению 69 Средний
14 Умение эффективно планировать свое время 58 Средний
15 Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда 56 Средний
16 Умение решать сложные задачи в ограниченный период времени 48 Низкий
дисциплин, увеличено время изучения тем, направленных на развитие компетенций, имеющих низкий уровень сформированности. Разработаны учебно-методические материалы для проведения деловых игр с отработкой вопросов, связанных с составлением актов проверок соискателей лицензий и лицензиатов, а также актов проверок и предписаний об устранении нарушений требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и нарушений требований гражданской обороны.
Методика анкетирования и результаты в области организации
службы и пожаротушения
По направлению службы пожаротушения в анкете используется 21 профессиональная компетенция, которая отражает комплексный уровень подготовки выпускников в области организации службы пожарно-спасательного подразделения, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров. Банк данных по оценке качества подготовки включает отзывы на выпускников академии 2015, 2016 и 2017 гг. Анализ профессиональных компетенций выпускников в течение 3 лет позволил провести ранжирование профессиональных компетенций в зависимости от уровня их сформированности, выявить наиболее слабые для внесения изменений в образовательный процесс (табл. 3).
Кроме профессиональных компетенций в области организации службы пожарно-спасательного подразделения, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, в анкеты включили 16 деловых качеств, необходимых выпускникам для организации своей работы и выполнения должностных обязанностей в пожарно-спасательных подразделениях (табл. 4).
Результаты анкетирования руководителей пожарно-спасательных подразделений показали, что в целом уровень сформированности у выпускников профессиональных компетенций составляет 76%. Профессиональные компетенции, имеют высокий и средний уровень сформированности.
При оценке деловых качеств у выпускников, распределенных как в подразделения государственного пожарного надзора, экспертизы и расследования пожаров, так и в по-жарно-спасательные подразделения, отмечается низкий уровень умения решать сложные задачи за ограниченный период времени. В целом уровень сформированных деловых качеств у выпускников, распределенных в подразделения государственного пожарного надзора, экспертизы и расследования пожаров, имеет средний уровень, приближающийся к высокому, и составляет 75%, в пожарно-спасательные подразделения - 70%.
Таблица 3
Уровень сформированности профессиональных компетенций у выпускников 2015, 2016, 2017 гг. в области организации службы пожарно-спасательного подразделения, проведения аварийно-спасательных
работ и тушения пожаров
№ п/п Профессиональные компетенции Среднее значение, % Уровень
1 Знание тактических возможностей пожарно-спасательных подразделений на основных и специальных пожарных автомобилях 92 Высокий
2 Знание законодательных актов, нормативных и руководящих документов, регламентирующих профессиональную деятельность по направлению «организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» 90 Высокий
3 Способность организовать и соблюдать мероприятия по охране труда и мерам безопасности при выполнении служебных задач 89 Высокий
4 Способность организовать и провести занятие в системе профессиональной подготовки 88 Высокий
5 Способность использовать различные информационные источники для решения профессиональных задач 88 Высокий
6 Способность организовать эксплуатацию средств индивидуальной защиты, в том числе дыхательных аппаратов на сжатом воздухе (кислороде), в подразделении (карауле) 87 Высокий
7 Владение навыками работы со средствами информационных технологий 82 Высокий
8 Способность планировать, организовывать и выполнять мероприятия гарнизонной и караульной службы 82 Высокий
9 Знание устройства и технических характеристик мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, правил их безопасной эксплуатации и ремонта, умение самостоятельно работать с ними 82 Высокий
10 Владение навыками разработки документов предварительного планирования и оперативной документации 81 Высокий
11 Способность организовать работу подчиненных и направить их деятельность на качественное и своевременное решение поставленных задач 79 Средний
12 Способность организовывать тушение пожаров различными способами и методами, осуществлять аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации ЧС 78 Средний
13 Умение вести служебные и оперативные переговоры с соблюдением требований дисциплины связи 76 Средний
14 Способность составлять план работы подразделения (караула) по направлениям деятельности, подводить итоги служебной деятельности в отчетном периоде с выводами и постановкой задач по оптимизации их выполнения 72 Средний
15 Способность руководить действиями пожарно-спасательных подразделений по тушению пожаров и осуществлению аварийно-спасательных работ 67 Средний
16 Способность оценить (проводить анализ) оперативную обстановку в районе выезда пожарно-спасательного подразделения (на территории пожарно-спасательного гарнизона) 67 Средний
17 Умение организовывать и контролировать выполнение мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту пожарной техники 65 Средний
18 Способность принимать управленческие решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ 64 Средний
19 Знание структуры, основных задач и порядка функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) 55 Средний
20 Способность планировать профессиональную подготовку пожарно-спа-сательного подразделения 54 Средний
21 Способность принимать нестандартные решения и разрешать проблемные ситуации 50 Средний
Таблица 4
Уровень сформированности деловых качеств у выпускников 2015, 2016, 2017 гг., распределенных в пожарно-спасательные подразделения
№ п/п Деловые качества Среднее значение, % Уровень
1 Дисциплинированность 84 Высокий
2 Трудолюбие, желание работать 82 Высокий
3 Нацеленность на сотрудничество и умение работать в коллективе, команде 82 Высокий
4 Добросовестное отношение к работе 79 Средний
5 Исполнительность 79 Средний
6 Стрессоустойчивость 78 Средний
7 Готовность и способность к дальнейшему обучению 77 Средний
8 Самоконтроль 71 Средний
9 Нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост 71 Средний
10 Активная жизненная позиция 71 Средний
11 Склонность к саморазвитию 69 Средний
12 Умение думать о других 69 Средний
13 Желание работать на результат 67 Средний
14 Умение эффективно планировать свое время 57 Средний
15 Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда 51 Средний
16 Умение решать сложные задачи в ограниченный период времени 40 Низкий
Общие выводы и перспективы исследования
Опыт анкетирования руководителей практических подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, в которые распределяются выпускники Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, свидетельствует об активном участии и заинтересованности работодателей в мониторинге качества подготовки молодых сотрудников, прибывших для дальнейшего прохождения службы.
Анкетирование позволяет организовать деловое взаимодействие между образовательной организацией и заказчиком, в лице практических подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, направленное на формирование одинаковых требований к уровню подготовки выпускников и выявление проблемных вопросов в их подготовке.
Перечень профессиональных компетенций и деловых качеств выпускников, представленный в анкетах, отражает основные направления деятельности и функции, выполняемые выпускниками в практических подразделениях Государственной противопожарной службы, позволяя профессорско-преподавательскому составу провести детальный анализ их сформированности.
Анкетирование руководителей практических подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России является важным элементом в системе обучения, позволяющим руководству академии и профессорско-преподавательскому составу увидеть недостатки в подготовке выпускников, выявить проблемные вопросы в образовательном процессе и разработать мероприятия, направленные на повышение уровня его организации и методического обеспечения.
В целях получения объективной картины подготовленности выпускников планируется разработка анкеты для самостоятельной оценки молодыми специалистами уровня своих теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в образовательной организации, и соответствие их предъявляемым требованиям к занимаемой должности в практическом пожарно-спасательном подразделении или подразделении государственного пожарного надзора. Самостоятельная оценка своих профессиональных качеств и оценка со стороны руководителя практического подразделения позволит получить более объективную картину подготовленности выпускников, выявить противоречия между внешними и внутренними оценками субъекта профессиональной деятельности, а также позволит сформулировать в анкетах более точные параметры оценки молодых специалистов.
Список литературы
1. Статистика пожаров в России за 2017 год по данным МЧС. - URL: https://www. npb.su/single-post/pozharnaya-bezopasnost-1725 (дата обращения: 06.09.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата). - URL: https://минобрнауки.рф/документы/8348 (дата обращения: 06.09.2018).
3. Простомолотов А. С. Формирование подходов к оценке качества подготовки выпускников и мониторинга удовлетворенности работодателей // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4, № 6. - С. 93-107.
4. Скарьдова В. Б., Григорьева О. В. Анализ и оценка качества подготовки выпускников на основе анкетного опроса работодателей // Вестн. Алматинского технол. ун-та. - 2017. - № 4. - С. 118-120.
5. Каменская В. В., Пенькова О. В. Качество подготовки выпускников вуза в оценке работодателей: компетентностный подход // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3-2. - С. 350-354.
6. Щербакова М. В. Компетентностная оценка работодателями качества профессиональной подготовки выпускников // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию Регионального науч.-метод. центра проф. адаптации и трудоустройства специалистов. - Белгород: Белгородский гос. технол. ун-т им. В. Г. Шухова, 2016. -С. 260-267.
7. Дербас Н. В., Басина Н. А. Оценка работодателями качества подготовки выпускников по направлению «Экономика» // Проблемы и перспективы развития образования в технических вузах: сб. материалов науч.-метод. конф., посвящ. памяти В. Г. Григоренко. - Хабаровск: Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения, 2016. - С. 58-64.
8. Коноплянский Д. А. Требования рынка труда к подготовке конкурентоспособных выпускников вуза // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 3 (3). - С. 20-25.
9. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России / А. А. Порошин, М. В. Шишков, О. В. Стрельцов, Э. В. Лазарева, С. И. Рюмина // Актуальные проблемы пожарной безопасности: сб. материалов XXVIII междунар. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2016 г. - Ногинск: ВНИИПО МЧС России, 2016. - С. 7-16.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень спецалитета). -URL: https://минобрнауки.рф/documents/6486 (дата обращения: 06.09.2018).
11. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://pmedu.ru/images/ pso2017-2/45-56.pdf (дата обращения: 20.10.2019).
12. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.
References
1. Statistika pozharov v Rossii za 2017 god po dannym MCHS. Available at: https:// www.npb.su/single-post/pozharnaya-bezopasnost-1725 (accessed: 06.09.2018).
2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 20.03.01 Tekhnosfernaya bezopasnost (uroven bakalavriata). Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/8348 (data obrashcheniya: 06.09.2018).
3. Prostomolotov A. S. Formirovanie podkhodov k otsenke kachestva podgotovki vy-pusknikov i monitoringa udovletvorennosti rabotodateley. Zhurnal issledovaniy po up-ravleniyu. 2018, Vol. 4, No. 6, pp. 93-107.
4. Skardova V. B., Grigorieva O. V. Analiz i otsenka kachestva podgotovki vypusknikov na osnove anketnogo oprosa rabotodateley. Vestn. Almatinskogo tekhnol. un-ta. 2017, No. 4, pp. 118-120.
5. Kamenskaya V. V., Penkova O. V. Kachestvo podgotovki vypusknikov vuza v otsenke rabotodateley: kompetentnostnyy podkhod. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016, No. 3-2, pp. 350-354.
6. Shcherbakova M. V. Kompetentnostnaya otsenka rabotodatelyami kachestva profes-sionalnoy podgotovki vypusknikov. In: Sodeystvie professionalnomu stanovleniyu lichnosti i trudoustroystvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviyakh. Proceedings of the VIII International scientific-practical conference... Belgorod: Belgorodskiy gos. tekhnol. un-t im. V. G. Shukhova, 2016. Pp. 260-267.
7. Derbas N. V., Basina N. A. Otsenka rabotodatelyami kachestva podgotovki vypusknikov po napravleniyu "Ekonomika". In: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v tekhnicheskikh vuzakh. Proceedings of scientific-practical conference, dedicated to the memory of V. G. Grigorenko. Khabarovsk: Dalnevostochnyy gos. un-t putey soobshcheniya, 2016. Pp. 58-64.
8. Konoplyanskiy D. A. Trebovaniya rynka truda k podgotovke konkurentosposobnykh vypusknikov vuza. Vestn. Kemerovskogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2017, No. 3(3), pp. 20-25.
9. Poroshin A. A., Shishkov M. V., Streltsov O. V., Lazareva E. V., Ryumina S. I. Metodika otsenki gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti vypusknikov obrazovatelnykh or-ganizatsiy vysshego professionalnogo obrazovaniya GPS MCHS Rossii. In: Aktual-nye problemy pozharnoy bezopasnosti. Proceedings of the XXVIII International scientific-practical conference, 19-20 May 2016. Noginsk: VNIIPO MCHS Rossii, 2016. Pp. 7-16.
10. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po spetsialnosti 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost (uroven spetsaliteta). Available at: https://minobrnauki.rf/documents/6486 (accessed: 06.09.2018).
11. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56.pdf (accessed: 20.10.2019).
12. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2
Статья поступила в редакцию 23.10.2018 The article was received on 23.10.2018