Научная статья на тему 'Контекстная подготовка и аттестация спасателей в учебных заведениях МЧС России'

Контекстная подготовка и аттестация спасателей в учебных заведениях МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АТТЕСТАЦИЯ / СПАСАТЕЛЬ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / CONTEXT TRAINING / ADDITIONAL TRAINING / ATTESTATION / RESCUER / EMERGENCY RESCUE OPERATIONS / LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности в области проведения аварийно-спасательных работ. Мониторинг качества подготовки выпускников в практических пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России выявляет ряд проблем, связанных с уровнем их практической подготовки, основной задачей которой является формирование теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ с использованием соответствующего аварийно-спасательного оборудования и снаряжения. Дополнительное обучение по программе подготовки спасателей способствует не только овладению первичными профессиональными знаниями, формированию практических умений и навыков, но и готовит курсантов, привлекаемых в процессе обучения в составе аэромобильной группировки, к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение курсантов по программе подготовки спасателей и привлечение их к выполнению аварийно-спасательных работ при ликвидации реальных чрезвычайных ситуаций реализуют контекстную форму, направленную на формирование профессиональных умений и навыков через выполнение профессиональных задач. Качество подготовки и готовность курсантов к профессиональной деятельности подтверждаются независимой комиссией МЧС России, которая проводит аттестацию курсантов на право ведения аварийноспасательных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contextual Preparation and Certification of Rescuers in Educational Institutions of the Ministry of Emergency Measures of Russia

The article is devoted to the actual problem of training cadets of departmental educational organizations of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia for professional activities in the field of emergency rescue operations. Monitoring the quality of training graduates in practical fire and rescue units of the State Fire Service EMERCOM of Russia reveals a number of problems related to the level of their practical training. The main tasks of the training are the formation of theoretical knowledge, practical skills and skills of performing search and rescue, emergency rescue and other urgent work with the use of appropriate emergency rescue equipment and gear. Additional training in the training program for rescuers contributes not only to the formation of primary professional knowledge and practical skills, but also prepares cadets involved in the training process as part of an airmobile group, to eliminate natural and man-made situations. Training cadets according to this program and involving them in performing emergency rescue operations while eliminating real emergency situations implements a contextual form aimed at the formation of professional skills through the implementation of professional tasks. The quality of training and readiness of cadets for professional activities is confirmed by the independent Commission 96 of the Ministry of emergency situations of Russia, which certifies cadets for the right to conduct rescue operations.

Текст научной работы на тему «Контекстная подготовка и аттестация спасателей в учебных заведениях МЧС России»

УДК 378.6

Контекстная подготовка и аттестация спасателей в учебных заведениях МЧС России

В. В. Булгаков

Булгаков Владислав Васильевич, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника Ивановской пожарно-спаса-тельной академии ГПС МЧС России - начальник Института профессиональной подготовки, Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России, vbulgakov@rambler.ru

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности в области проведения аварийно-спасательных работ. Мониторинг качества подготовки выпускников в практических пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России выявляет ряд проблем, связанных с уровнем их практической подготовки, основной задачей которой является формирование теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ с использованием соответствующего аварийно-спасательного оборудования и снаряжения. Дополнительное обучение по программе подготовки спасателей способствует не только овладению первичными профессиональными знаниями, формированию практических умений и навыков, но и готовит курсантов, привлекаемых в процессе обучения в составе аэромобильной группировки, к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение курсантов по программе подготовки спасателей и привлечение их к выполнению аварийно-спасательных работ при ликвидации реальных чрезвычайных ситуаций реализуют контекстную форму, направленную на формирование профессиональных умений и навыков через выполнение профессиональных задач. Качество подготовки и готовность курсантов к профессиональной деятельности подтверждаются независимой комиссией МЧС России, которая проводит аттестацию курсантов на право ведения аварийно-спасательных работ.

Ключевые слова: контекстное обучение, дополнительная подготовка, аттестация, спасатель, аварийно-спасательные работы, ликвидация чрезвычайных ситуаций.

DOI: https://d0i.0rg/10.18500/1819-7671 -2019-19-1 -93-97

Современные угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера требуют совершенствования традиционных форм подготовки пожарных и разработки новых подходов и методик, направленных на расширение профессиональных компетенций. Статистика возникновения ЧС и привлечение пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы

(далее - ГПС) к ликвидации их последствий свидетельствуют о необходимости развития у пожарных дополнительных компетенций, связанных с выполнением аварийно-спасательных работ (далее - АСР). В 2016 г. пожарно-спасательными подразделениями ГПС МЧС России было совершено более 700 тыс. оперативных выездов на ликвидацию различных ЧС, из которых свыше 139 тыс. - на тушение пожаров и проведение АСР. Более 118 тыс. раз пожарно-спасательные подразделения выезжали на дорожно-транспортные происшествия. В 2016 г. было спасено более 237 тыс. чел. и более чем 106 тыс. чел. оказана помощь, на сумму более 55 млрд руб. спасено материальных ценностей [1].

Подготовка специалистов для пожарно-спа-сательных подразделений ГПС осуществляется в учебных заведениях МЧС России по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 - техносфер-ная безопасность (профиль - пожарная безопасность). Основные образовательные программы высшего образования реализуются в соответствии с требованиями ФГОС и формируют общепрофессиональные и профессиональные компетенции в области проектно-конструктор-ской деятельности, сервисно-эксплуатационной, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской. Профессиональные компетенции способствуют формированию профессионально значимых качеств будущего инженера в области пожарной безопасности и руководителя пожар-но-спасательными подразделениями. Вместе с тем обучение, направленное на подготовку инженера в соответствии с требованиями ФГОС, имеет существенный недостаток, заключающийся в незначительном объеме подготовки в области формирования первичных навыков тушения пожаров и проведения АСР. В результате выпускники, прибывающие для прохождения службы в практические пожарно-спасательные подразделения ГПС, по отзывам руководителей этих подразделений, демонстрирует слабые практические умения и навыки в области работы с пожарно-техническим и аварийно-спасательным

© Булгаков В. В., 2019

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1

оборудованием, недостаточную профессионально-прикладную подготовку в области тушения пожаров, проведения АСР и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

По окончании учебного заведения более 65% выпускников распределяются для прохождения службы в должности начальника караула, который в соответствии с должностными обязанностями непосредственно организует работу по-жарно-спасательного подразделения по тушению пожаров и проведению АСР. В результате прове-деного исследования готовности к служебной деятельности выпускников Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Академии ГПС МЧС России, Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России и Уральского института ГПС МЧС России, закончивших обучение по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и проработавших на новом месте службы один год, установлено, что 50% выпускников имеют высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, 40% продемонстрировали средний уровень профессиональной готовности, 10% обладают низкой профессиональной готовностью, т. е. по уровню профессиональной компетентности и профессионально важным качествам не готовы к выполнению служебных обязанностей, возложенных на сотрудников ГПС МЧС России [2, с. 14]. Исследование проблем, связанных с успешностью в профессиональной деятельности и удовлетворенностью знаниями, практическими умениями и навыками, полученными выпускниками в ходе обучения, свидетельствует о том, что образование в учебных заведениях ГПС МЧС России дает, прежде всего, теоретические знания. Социологический опрос выпускников показал, что приобретенных в учебных заведениях практических умений и навыков для применения в профессиональной деятельности не хватает половине из них [3, с. 292]. Слабая практическая подготовка требует выделения времени и ресурсов на адаптацию выпускников к служебной деятельности и организацию в практических пожарно-спасательных подразделениях дополнительного обучения и стажировок молодых специалистов, в том числе в области проведения АСР.

Навыки в осуществлении таких работ необходимы современному специалисту ГПС в связи с привлечением пожарно-спасательных подразделений к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) [4], наводнений [5], аварий в жилищно-коммунальном комплексе (взрывы бытового газа, обрушение зданий и сооружений) [6, 7] и других ЧС. Для решения проблемы качественной подготовки

выпускников учебных заведений ГПС МЧС России необходима организация дополнительного обучения по программам подготовки пожарных, спасателей и других программ, формирующих первичные компетенции в области проведения АСР. Правовое обоснование дополнительного обучения реализовано с 2016 г. в ФГОС по направлению подготовки 20.03.01 - техносферная безопасность, который в рамках сервисно-эксплуатационной деятельности предъявляет требования к выпускнику по обладанию способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в области профессиональной деятельности.

Актуальность дополнительного обучения по программе подготовки спасателей обусловлена привлечением курсантов учебных заведений МЧС России в составе аэромобильной группировки (далее - АМГ) к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера как в субъекте Российской Федерации, в котором расположено учебное заведение, так и в других субъектах, в том числе расположенных на значительном удалении. Например, АМГ Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (далее - академия) привлекалась в 2012 г. к ликвидации последствий разрушительного наводнения в Краснодарском крае (г. Крымск), в 2013 г. в Хабаровском крае (г. Комсомольск-на-Амуре) [8, с. 36, 82], в 2016 г. в Вологодской области (г. Великий Устюг). Также курсанты академии неоднократно привлекались для ликвидации последствий разрушения жилых объектов и объектов инфраструктуры Ивановской области [9, 10]. Участие курсантов академии в ликвидации ЧС природного и техногенного характера имеет огромное значение для получения опыта выполнения АСР, формирования практических умений и навыков, а также профессионально значимых качеств будущего специалиста ГПС.

В целях повышения качества аварийно-спасательной подготовки в академии в рамках освоения дополнительных образовательных программ с 2017 г. организовано обучение курсантов по программе подготовки спасателей. Основными задачами подготовки является формирование теоретических знаний, практических умений и навыков выполнения поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ с использованием соответствующего аварийно-спасательного оборудования и снаряжения. Программа подготовки спасателей разработана с учетом ассоциативно-рефлекторной теории обучения (А. А. Смирнов, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин), теории развития мотивации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев),

теории проблемного обучения (М. И. Махму-тов, И. Я. Лернер, А. В. Брушлинский) и теории контекстного обучения, развитой в работе А. А. Вербицкого [11]. Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук с помощью всей системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, обеспечивая условия трансформации учебной деятельности курсанта в профессиональную деятельность специалиста [12]. Реализация контекстного подхода в обучении курсантов по программе подготовки спасателей осуществляется как в процессе проведения теоретических и практических занятий, так и в процессе участия курсантов в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в составе АМГ, когда теоретические знания, практические умения и навыки выполнения АСР формируются, применяются и закрепляются в условиях профессиональной деятельности.

В 2017-2018 учебном году 363 курсанта академии прошли обучение в объеме 292 ч по программе подготовки спасателей и были допущены к аттестации на право ведения АСР для присвоения квалификации «спасатель». Аттестация курсантов проводилась независимой комиссией МЧС России [13] и включала 3 этапа: прохождение дополнительного медицинского освидетельствования; выполнение нормативов по физической подготовке; выполнение теоретических и практических заданий по профессиональной подготовке.

Нормативы по физической подготовке включали следующие упражнения и критерии их выполнения: челночный бег 10*10 м - 28 сек, подтягивание на перекладине - 10 раз, бег (кросс) на 1 км - 3 мин 50 сек. Все курсанты выполнили нормативы по физической подготовке и были допущены к аттестации по профессиональной подготовке, которая включала теоретический и практический экзамены по медицине, теоретический и практический экзамены в области проведения АСР с выполнением нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке и работой с аварийно-спасательным инструментом. Результаты аттестации показали высокий уровень подготовки курсантов, в частности, в овладении требуемым объемом теоретических знаний, практических умений, в приобретении навыков, необходимых для выполнения профессиональных задач в области ликвидации ЧС природного и техногенного характера [14, 15].

Таким образом, дополнительное обучение курсантов по программе подготовки спасателей способствует повышению качества профессиональной подготовки в области проведения АСР. Полученные теоретические знания, практические умения и навыки необходимы курсантам, привлекаемым в составе АМГ для ликвидации ЧС различного характера. Обучение курсантов по программе подготовки спасателей и привлечение их к выполнению АСР при ликвидации реальных ЧС реализуют контекстную форму, направленную на формирование профессиональных умений и навыков через выполнение профессиональных задач. Высокий уровень подготовки и готовность курсантов к выполнению АСР подтверждены независимой аттестационной комиссией МЧС России, которая по результатам аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в 2018 г. 363 курсантам присвоила квалификацию «спасатель».

Список литературы

1. О дополнительных мерах по повышению готовно сти пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы : приказ МЧС России от 14 февраля 2017 г. № 50. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2. Порошин А. А., ШишковМ. В., Стрельцов О. В., Лазарева Э. В., Рюмина С. И. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Актуальные проблемы пожарной безопасности : сб. материалов XXVIII Междунар. науч.-практ. конф. Ногинск, 2016. С. 7-16.

3. Стрельцов О. В., Лазарева Э. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2, № 1 (4). С. 289-293.

4. Иванов В. С. Результаты деятельности МЧС России в области ликвидации последствий ДТП за 2015 год // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения : сб. докл. XXI Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 2016. С. 74-78.

5. Иванов П. Б., Попов А. В. Опыт предупреждения и ликвидации последствий наводнений на территории Краснодарского края // Опыт предупреждения и ликвидации последствий наводнений стран-участниц Организации Черноморского экономического сотрудничества : сб. тр. семинара экспертов стран-участниц ЧЭС. Анапа, 2014. С. 38-59.

6. Продолжаются аварийно-спасательные работы на месте обрушения здания в Дзержинском районе

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1

г Волгограда // ГУ МЧС России по Волгоградской области : сайт. URL: http://34.mchs.gov.ru/pressroom/ news/item/3324440/ (дата обращения: 26.06.2018).

7. Жители поселка Загорские Дали благодарят подмосковных спасателей за работу на месте взрыва жилого дома // ГУ МЧС России по Московской области : сайт. URL: http://50.mchs.gov.ru/pressroom/ news/item/2328111/ (дата обращения: 26.06.2018).

8. Малый И. А. Опыт участия личного состава Ивановского института ГПС МЧС России в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2013 годы. Иваново, 2014. 109 с.

9. Аварийно-спасательные работы на месте обрушения части дома в Юрьевце завершены // ГУ МЧС России по Ивановской области : сайт. URL: http://37.mchs.gov. ru/pressroom/news/item/6257355/ (дата обращения: 25.06.2018).

10. Активная фаза аварийно-спасательных работ на месте обрушения дома в городе Иваново завершена // ГУ МЧС России по Ивановской области : сайт. URL:

http://37.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/4410809/ (дата обращения: 25.06.2018).

11. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004. 84 с.

12. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

13. Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в системе МЧС России : приказ МЧС России от 30 августа 2017 г. № 362. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

14. Аттестация спасателей 29.01.2018 // Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России : сайт. URL: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/?ELEMENT_ID=1975 (дата обращения: 28.06.2018).

15. Аттестация спасателей 02.07.2018 // Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России : сайт. URL: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/?ELEMENT_ID=2198 (дата обращения: 25.06.2018).

Образец для цитирования:

Булгаков В. В. Контекстная подготовка и аттестация спасателей в учебных заведениях МЧС России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 93-97. Б01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-93-97

Contextual Preparation and Certification of Rescuers in Educational Institutions of the Ministry of Emergency Measures of Russia

V. V. Bulgakov

Vladislav V. Bulgakov, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 33 Builders Ave., Ivanovo 153040, Russia, vbulgakov@rambler.ru

The article is devoted to the actual problem of training cadets of departmental educational organizations of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia for professional activities in the field of emergency rescue operations. Monitoring the quality of training graduates in practical fire and rescue units of the State Fire Service EMERCOM of Russia reveals a number of problems related to the level of their practical training. The main tasks of the training are the formation of theoretical knowledge, practical skills and skills of performing search and rescue, emergency rescue and other urgent work with the use of appropriate emergency rescue equipment and gear. Additional training in the training program for rescuers contributes not only to the formation of primary professional knowledge and practical skills, but also prepares cadets involved in the training process as part of an airmobile group, to eliminate natural and man-made situations. Training cadets according to this program and involving them in performing emergency rescue operations while eliminating real emergency situations implements a contextual form aimed at the formation of professional skills through the implementation of professional tasks. The quality of training and readiness of cadets for professional activities is confirmed by the independent Commission

of the Ministry of emergency situations of Russia, which certifies cadets for the right to conduct rescue operations. Keywords: context training, additional training, attestation, rescuer, emergency rescue operations, liquidation of emergency situations.

References

1. About Additional Measures for Increase of Readiness of Fire and Rescue Divisions of Federal Fire Service of the State Fire Service. Legal Information system «Garant» [electronic resources] (in Russian).

2. Poroshin A. A., Shishkov M. V., Strel'cov O. V., Lazare-va Eh. V., Ryumina S. I. Methods of Assessment of Readiness for Professional Activity of Graduates of Educational Organizations of Higher Professional Education of Ministry of Emergency Situations of Russia]. Aktual'nyeproblemypozharnoj bezopasnosti: sb. mate-rialov XXVIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Actual Problems of Fire Safety: Collection of Materials of the XXVIII International Scientific and Practical Conference]. Noginsk, 2016, pp. 7-16 (in Russian).

3. Strel'cov O. V., Lazareva Eh. V. Assessment of Professional Training of Graduates of Higher Education Institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij [Problems of Safety in Emergency Response], 2015, vol. 2, no. 1 (4), pp. 289-293 (in Russian).

4. Ivanov V. S. Results of EMERCOM of Russia in the Field of Elimination of Consequences of Road Accident

for 2015. Aktual'nye problemy formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya: sb. dokla-dovXXIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. poproblemam zashchity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situ-acij [Actual Problems of Formation of Culture of Safety of Life of the Population: Collection of Reports of the XXI International Scientific and Practical Conference on Problems of Protection of the Population and Territories from Emergency Situations]. Noginsk, 2016, pp. 74-78 (in Russian).

5. Ivanov P. B., Popov A. V. Experience in Preventing and Eliminating the Consequences of Floods in the Krasnodar Territory]. In: Opyt preduprezhdeniya i likvidacii posledstvij navodnenij stran-uchastnic Organizacii Chernomorskogo ehkonomicheskogo sotrudnichestva [The Experience of Prevention and Liquidation of Consequences of Floods of the Participating Countries of the Black Sea Economic Cooperation: Collection of Papers of the Expert Workshop]. Anapa, 2014, pp. 38-59 (in Russian).

6. Rescue Work Continues at the Site of the Collapse of Buildings in Dzerzhinsky District of Volgograd. GU MCHS Rossii po Volgogradskoj oblasti (EMERCOM of Russia in Volgograd Region. Site). Available at: http://34. mchs.gov.ru/pressroom/news/item/3324440/ (accessed 26 June 2018) (in Russian).

7. Residents of the Village of Zagorsk Gave Thanks to the Rescue Team Near Moscow for Working at the Site of the Explosion of a House. GU MCHS Rossii po Moskovskoj oblasti (EMERCOM of Russia in Moscow Region. Site). Available at: http://50.mchs.gov.ru/pressroom/news/ item/2328111/ (accessed 26 June 2018) (in Russian).

8. Malyj I. A. Opyt uchastiya lichnogo sostava Ivanovskogo instituta GPS MCHS Rossii v likvidacii krupnomasshtab-nyh chrezvychajnyh situacij, proizoshedshih na territorii Rossijskoj Federacii v period s 2010 po 2013 gody. [Experience in the Participation of the Personnel of the Ivanovo Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia in the Liquidation of Large-Scale Emergency Situations that Occurred on the

Territory of the Russian Federation in the Period from 2010 to 2013]. Ivanovo, 2014, 109 p. (in Russian).

9. Rescue work at the Site of the Collapse of the House in Yuryevets Completed. GU MCHS Rossii po Ivanovskoj oblasti (EMERCOM of Russia in Ivanovo Region. Site). Available at: http://37.mchs.gov.ru/pressroom/news/ item/6257355/ (accessed 25 June 2018) (in Russian).

10. The Active Phase of Rescue Operations at the Site of the Collapse of the House in the City of Ivanovo Completed. GU MCHS Rossii po Ivanovskoj oblasti (EMERCOM of Russia in Ivanovo Region. Site). Available at: http://37. mchs.gov.ru/pressroom/news/item/4410809/ (accessed 26 June 2018) (in Russian).

11. Verbickij A. A. Kompetentnostnyjpodhod i teoriya kon-tekstnogo obucheniya [Competence Approach and the Theory of Contextual Learning]. Moscow, 2004. 84 p. (in Russian).

12. Verbickij A. A. Context-Competence Approach to Modernization of Education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2010, no. 5, pp. 32-37 (in Russian).

13. On Certification of Emergency Rescue Services, Emergency Rescue Units and Rescue Services in the System EMERCOM of Russia no. 362 of 30 August 2017. Legal Information system «Garant» [electronic resources] (in Russian).

14. Certification of Rescuers 29 January 2018. Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii (Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia. Site). Available at: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/?ELEMENT_ID=1975 (accessed 28 June 2018) (in Russian).

15. Certification of Rescuers 02 July 2018. Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii (Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia. Site). Available at: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/?ELEMENT_ID=2198 (accessed 25 June 2018) (in Russian).

Cite this article as:

Bulgakov V. V. Contextual Preparation and Certification of Rescuers in Educational Institutions of the Ministry of Emergency Measures of Russia. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 1, pp. 93-97. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-93-97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.