Научная статья на тему 'Обобщенный опыт контекстной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях МЧС России: организация, особенности подготовки и перспективы'

Обобщенный опыт контекстной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях МЧС России: организация, особенности подготовки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЕ ВУЗЫ МЧС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ / НОВЫЕ ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ВНЕУЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / DEPARTMENTAL HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS / PROFESSIONAL SELECTION / CONTEXTUAL TRAINING / ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS / ADDITIONAL VOCATIONAL PROGRAMMES / NEW FORMS OF THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / GRADUATE SERVICE ALLOCATION / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малый Игорь Александрович, Булгаков Владислав Васильевич

В статье рассматривается обобщенный опыт подготовки офицеров для Государственной противопожарной службы МЧС России в ведомственных образовательных организациях высшего образования. Система ведомственного профессионального отбора для поступления в образовательные организации является достаточно сложным испытанием, способствует всесторонней оценке претендентов и позволяет выявить наиболее подготовленных абитуриентов, соответствующих медицинским, психологическим, физическим и интеллектуальным критериям. Проблемы подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России, выявляемые при взаимодействии с заказчиком, ставят перед руководством образовательных организаций и профессорско-преподавательским составом задачи по совершенствованию образовательного процесса. Образовательный процесс совершенствуется посредством контекстного обучения в рамках компетентностного подхода реализуемого в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Участие курсантов в процессе обучения в ликвидации различных чрезвычайных ситуаций способствует приобретению опыта профессиональной деятельности и способствует формированию профессиональных компетенций и профессионально-значимых качеств. Профессиональное обучение по дополнительным программам подготовки и новые формы теоретического и практического обучения, реализуемые в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, способствуют повышению уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности. Активное участие во внеучебных мероприятиях профессиональной направленности, к которым относятся олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, способствует развитию у курсантов мотивации к профессиональной деятельности и повышению уровня теоретической и практической подготовки. Ежегодный выпуск более 500 офицеров и централизованное их распределение для прохождения службы в органах управления и пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России способствуют стабильному и прогнозируемому кадровому обеспечению системы МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZED EXPERIENCE OF CONTEXTUAL TRAINING OF PERSONNEL IN DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF EMERCOM OF RUSSIA: ORGANIZATION, TRAINING FEATURES AND PROSPECTS

The article examines the generalized experience of officers training for serving at the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia in departmental educational organizations of higher education. The system of departmental professional selection for admission to the educational organizations is a rather difficult test, contributing to a comprehensive assessment of applicants and allowing the most prepared entrants meeting the medical, psychological, physical and intellectual criteria to be identified. Problems of personnel training for serving at the State Fire Service of EMERCOM of Russia, identified through the interaction with the employer, impose on the leadership of educational organizations and the teaching staff tasks to improve the educational process. The educational process is improved through contextual training within the competence approach implemented in accordance with the requirements of federal state educational standards. Participation of cadets in the process of training in elimination of various emergency situations contributes to the acquisition of professional experience and promotes the formation of professional competencies and professionally significant qualities. Additional vocational programmes and new forms of theoretical and practical training, implemented in the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, contribute to improving the level of preparedness of graduates for professional work. Active participation in professionally orientated extracurricular activities, which include Olympiads and professional skills competitions, contributes to the development of cadets motivation for professional work and increase the level of theoretical and practical training. The annual graduation of more than 500 officers and their centralized service allocation to the management bodies and fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia contribute to the stable and predictable staffing of the EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Обобщенный опыт контекстной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях МЧС России: организация, особенности подготовки и перспективы»

Maliy Igor Aleksandrovich, Bulgakov Vladislav Vasilievich

GENERALIZED EXPERIENCE OF CONTEXTUAL ...

pedagogical sciences

УДК 378

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ КОНТЕКСТНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2018

Малый Игорь Александрович, кандидат технических наук, доцент, начальник Булгаков Владислав Васильевич, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России (153011, Россия, Иваново, пр-т Строителей, 33, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается обобщенный опыт подготовки офицеров для Государственной противопожарной службы МЧС России в ведомственных образовательных организациях высшего образования. Система ведомственного профессионального отбора для поступления в образовательные организации является достаточно сложным испытанием, способствует всесторонней оценке претендентов и позволяет выявить наиболее подготовленных абитуриентов, соответствующих медицинским, психологическим, физическим и интеллектуальным критериям. Проблемы подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России, выявляемые при взаимодействии с заказчиком, ставят перед руководством образовательных организаций и профессорско-преподавательским составом задачи по совершенствованию образовательного процесса. Образовательный процесс совершенствуется посредством контекстного обучения в рамках компетентностного подхода реализуемого в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Участие курсантов в процессе обучения в ликвидации различных чрезвычайных ситуаций способствует приобретению опыта профессиональной деятельности и способствует формированию профессиональных компетенций и профессионально-значимых качеств. Профессиональное обучение по дополнительным программам подготовки и новые формы теоретического и практического обучения, реализуемые в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, способствуют повышению уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности. Активное участие во внеучебных мероприятиях профессиональной направленности, к которым относятся олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, способствует развитию у курсантов мотивации к профессиональной деятельности и повышению уровня теоретической и практической подготовки. Ежегодный выпуск более 500 офицеров и централизованное их распределение для прохождения службы в органах управления и пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России способствуют стабильному и прогнозируемому кадровому обеспечению системы МЧС России.

Ключевые слова: ведомственные вузы МЧС, профессиональный отбор, контекстное обучение, ликвидация чрезвычайных ситуаций, профессиональное обучение по дополнительным программам подготовки, новые формы теоретического и практического обучения, внеучебные мероприятия, распределение выпускников, перспективы развития.

GENERALIZED EXPERIENCE OF CONTEXTUAL TRAINING OF PERSONNEL IN DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF EMERCOM OF RUSSIA: ORGANIZATION, TRAINING FEATURES AND PROSPECTS

© 2018

Maliy Igor Aleksandrovich, candidate of Technical Sciences, associate professor, Head Bulgakov Vladislav Vasilievich, candidate of technical sciences, associate professor, Deputy Chief Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia (153011, Russia, Ivanovo, Prospect of Builders, 33, e-mail: [email protected])

Abstract. The article examines the generalized experience of officers training for serving at the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia in departmental educational organizations of higher education. The system of departmental professional selection for admission to the educational organizations is a rather difficult test, contributing to a comprehensive assessment of applicants and allowing the most prepared entrants meeting the medical, psychological, physical and intellectual criteria to be identified. Problems of personnel training for serving at the State Fire Service of EMERCOM of Russia, identified through the interaction with the employer, impose on the leadership of educational organizations and the teaching staff tasks to improve the educational process. The educational process is improved through contextual training within the competence approach implemented in accordance with the requirements of federal state educational standards. Participation of cadets in the process of training in elimination of various emergency situations contributes to the acquisition of professional experience and promotes the formation of professional competencies and professionally significant qualities. Additional vocational programmes and new forms of theoretical and practical training, implemented in the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, contribute to improving the level of preparedness of graduates for professional work. Active participation in professionally orientated extracurricular activities, which include Olympiads and professional skills competitions, contributes to the development of cadets motivation for professional work and increase the level of theoretical and practical training. The annual graduation of more than 500 officers and their centralized service allocation to the management bodies and fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia contribute to the stable and predictable staffing of the EMERCOM of Russia.

Keywords: departmental high schools of the Ministry of Emergency Situations, professional selection, contextual training, elimination of emergency situations, additional vocational programmes, new forms of theoretical and practical training, extracurricular activities, graduate service allocation, development prospects.

1. Введение

Система подготовки пожарных и спасателей в Российской Федерации имеет богатую историю и славные традиции, сохраняемые и развиваемые в образовательных организациях высшего образования,

к которым относятся Уральский институт ГПС МЧС России, Академия ГПС МЧС России, Академия гражданской защиты МЧС России, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России и

266

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Малый Игорь Александрович, Булгаков Владислав Васильевич ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ КОНТЕКСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ...

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Образовательные организации высшего образования МЧС России реализуют многоуровневую систему подготовки кадров в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера. Многоуровневая система подготовки включает обучение по программам среднего общего образования (10 и 11 классы) в кадетском корпусе, программам среднего профессионального образования, программам высшего образования по уровням бакалавриата и магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре. Кроме того, проводится обучение практических сотрудников Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) МЧС России по программам дополнительного профессионального образования и переподготовки. Курсанты проходят дополнительную подготовку по различным программам профессионального обучения, получая рабочие профессии, необходимые для профессиональной деятельности. Обучение в образовательных организациях осуществляется по различным образовательным программам высшего образования, основными из которых являются направления подготовки 20.03.01 - техносферная безопасность (уровень бакалавриата), 20.04.01 - техносферная безопасность (уровень магистратуры) и специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и 40.05.01 - судебная экспертиза.

2. Профессиональный отбор

Организация вступительных испытаний для поступления в ведомственные образовательные организации высшего образования МЧС России включает организацию и проведение профессионального отбора абитуриентов, который включает 2 этапа:

- формирование личных дел абитуриентов, которое проводится Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации для последующего направление в образовательные организации МЧС России;

- допуск абитуриентов к вступительным испытаниям и их проведение на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России.

При поступлении для обучения по программам высшего образования помимо наличия минимального балла ЕГЭ по русскому языку, физике и математике, абитуриенты проходят военно-врачебную комиссию и психологический отбор, в качестве дополнительных вступительных испытаний выполняют нормативы по физической подготовке и сдают профильный экзамен.

Многоступенчатый профессиональный отбор для поступления в ведомственные образовательные организации МЧС России способствует набору для обучения наиболее подготовленных абитуриентов, соответствующих медицинским, психологическим, физическим и интеллектуальным требованиям для обучения в области пожарной и техносферной безопасности.

3. Взаимодействие с заказчиком и проблемы подготовки кадров

В образовательных организациях высшего образования МЧС России большое внимание уделяется взаимодействию с практическими органами управления и пожарно-спасательными подразделениями ГПС МЧС России по вопросам качества подготовки выпускников. Руководители органов управления и пожарно-спасатель-ных подразделений ГПС МЧС России проводят в течение 1 года службы выпускников мониторинг уровня их профессионально-значимых качеств и профессиональных компетенций, результаты которого направляются в образовательные организации в виде отзывов на выпускников. Например, в 2015 году высокую готовность к профессиональной деятельности после года службы в пожарно-спа-сательных подразделениях ГПС показали 50% выпускников образовательных организаций высшего образования МЧС России по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность, 40 % показали средний уровень готовности и 10 % - низкий уровень. [1, с. 141. Социологический опрос

выпускников, показал, что приобретенных практических навыков для практического применения, не хватает половине из них [2, с. 292]. Причинами недостаточной эффективности образовательного процесса при подготовке в вузе, является преобладание традиционно-информационного подхода, при котором главным является передача обучаемым знаний, что, в свою очередь, формирует пассивную аудиторию [3, с. 7]. Анкетирование в 2016 году руководителей практических пожарно-спасательных подразделений ГПС с целью мониторинга подготовленности выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России выявило ряд проблемных вопросов в подготовке курсантов, связанных со способностью принимать управленческие решения и руководить пожар-но-спасательными подразделениями при тушении пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее -АСР). Опыт взаимодействия с заказчиком в лице органов управления и пожарно-спасательных подразделений ГПС МЧС России по вопросам качества подготовки имеет важное значение для руководства и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования МЧС России. На основании получаемых отзывов и выявляемых проблемных вопросов в области подготовки выпускников в образовательных организациях проводится работа по совершенствованию учебного процесса.

4. Организация и совершенствование образовательного процесса

Организация образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях высшего образования МЧС России осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС по соответствующим специальностям и направлениям подготовки. В основе учебно-воспитательного процесса лежит компетентностный подход (А. В. Хуторской, А. М. Аронов, В. А. Болотов, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев и др.), реализующий формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для решения профессиональных задач в соответствии с видом профессиональной деятельности [4; 5]. В литературных источниках подробно исследуются особенности компетентностного подхода в современном высшем образовании, организационные и методические подходы к его реализации в образовательном процессе гражданских [6, с. 140; 7, с. 153; 8, с. 130] и военизированных образовательных организациях [9, с. 69].

4.1. Реализация контекстного обучения

В Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России для совершенствования профессионального уровня курсантов в образовательный процесс внедряются новые формы подготовки, реализующие в рамках компетентностного подхода контекстное обучение (А. А. Вербицкий) [10], которое представляет собой форму активного обучения, ориентированную на профессиональную подготовку курсантов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

В соответствии с требования ФГОС контекстное обучение реализуется посредством организации и проведения практических занятий по дисциплинам профессиональной направленности на различных социально-бытовых объектах и объектах экономики, а также учебных и производственных практик в органах управления и по-жарно-спасательных подразделениях ГПС МЧС России. В Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России система планирования учебных и производственных практик предполагает последовательное формирование профессиональных компетенций у курсантов в должностях пожарного, командира отделения, начальника караула, инспектора государственного надзора, заместителя начальника пожарно-спасательной части. В указанных должностях в условиях профессиональной деятельности применяются полученные ранее и форми-

Maliy Igor Aleksandrovich, Bulgakov Vladislav Vasilievich pedagogical

GENERALIZED EXPERIENCE OF CONTEXTUAL ... sciences

руются новые профессиональные знания, практические умения и навыки.

4.2. Организация участия курсантов в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Реализация контекстного обучения осуществляется в рамках выполнения образовательными организациями МЧС России задач в области проведения надзорно-про-филактических мероприятий при введении на территории субъектов Российской Федерации особого противопожарного режима или режима ЧС [11] и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и устранения их последствий [12; 13, с. 6-9; 14; 15]. Для ликвидации последствий ЧС привлекаются курсанты в составе аэромобильной группировки (далее - АМГ), которая является нештатным формированием, включающим силы и средства, предназначенные для тушения пожаров и проведения АСР в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных ЧС, произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Участие курсантов в надзорно-профилактических мероприятиях и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в составе АМГ, позволяет в условиях реальной профессиональной деятельности применить полученные в процессе обучения теоретические знания, практические умения и навыки и получить опыт практической работы.

4.3. Организация профессионального обучения по дополнительным образовательным программам

Для успешного выполнения задач в условиях реальных ЧС курсантам необходимо обладать, в том числе первичными навыками пожарного и спасателя. Для формирования первичных навыков в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России организована подготовка курсантов по профессии пожарного и программе подготовки спасателя, а также оператора беспилотной авиационной системы (далее - БАС), водителя категории «В» и аквалангиста. Обучение по дополнительным программам подготовки реализуется в соответствии с требованиями ФГОС [5], устанавливающего требования к выпускникам, которые должны обладать способностью выполнять работы по одной или нескольким рабочим профессиям в области профессиональной деятельности.

4.4. Организация новой формы практической подготовки и контроля практических умений и навыков

В целях развития контекстного обучения, направленного на формирование профессиональных знаний, практических умений и навыков в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России разработана и внедрена в учебный процесс новая форма подготовки и контроля практических умений и навыков - практический пожарный тест [16; 17]. Методика практического пожарного теста включает последовательное выполнение индивидуальных и групповых практических упражнений и решение на заключительном этапе в составе пожарно-спасательного подразделения пожарно-такти-ческой задачи по проведению АСР и тушению пожара на различных объектах. Научно-методическая основа практического пожарного теста разработана с учетом ассоциативно-рефлекторной теории (В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин), теории развития мотивации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), теории модульного обучения (П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов) и теории проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. В. Брушлинский) В процессе прохождения практического пожарного теста курсанты формируют навыки выполнения индивидуальных и групповых пожарно-строевых и тактико-специальных нормативов и навыки работы с пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием. Выступая в роли руководителей на групповых этапах, курсанты формируют навыки руководства и управления пожарно-спасательными подразделениями для выполнения профессиональных задач. Особенностью данной формы подготовки является непрерывный характер ее применения в течения всего периода обучения, позволяющий формировать у курсантов по нарастающему 268

принципу практические умения и навыки в области организации и проведения АСР и тушения пожара, и поддерживать их на протяжении всего периода обучения на высоком уровне.

4.5. Организация новой формы теоретической подготовки с помощью разработанной автоматизированной системы обучения

Особенности обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России, связанные с отрывом курсантов от учебных занятий вследствие несения службы во внутренних нарядах, привлечения к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, участия в спортивных соревнованиях различного уровня, творческих конкурсах и мероприятиях патриотической направленности, требуют интенсификации учебного процесса, внедрения новых форм и совершенствования традиционного обучения и самостоятельной работы. Интенсификация учебного процесса реализуется посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий и создания информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС [4; 5]. В целях развития информационно-образовательной среды и интенсификации учебного процесса в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России разработана и внедрена автоматизированная система обучения, контроля и анализа профессиональных знаний, реализующая посредством информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет доступ курсантов к образовательным ресурсам вне зависимости от времени и места нахождения, используя компьютеры, планшеты и смартфоны. Автоматизированная система обучения разработана с учетом ассоциативно-рефлекторной теории обучения (А. А. Смирнов, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин) и включает традиционные и игровые формы подготовки, применяемые с учетом методов теории мотивации (Л. C. Выготский, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов), теории модульного обучения (Б. Ф. Скинер, П. Юцявичене, И. Прокопенко), теории тестового педагогического контроля (В. С. Аванесов, А. Н. Майоров), информационно-коммуникационных методов и технологий обучения (В. Ф. Шолохович, В. И. Гриценко). Автоматизированная система, на которую получено свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ № 2017613078 от 10 марта 2017 года, позволяет профессорско-преподавательскому составу дистанционно организовывать самостоятельную подготовку курсантов, контролировать ее выполнение, а также осуществлять контроль профессиональных знаний и анализировать уровень подготовки курсантов. Автоматизированная система обучения включает базы теоретических вопросов, разработанных по всем дисциплинам специальностей и направлениям подготовки, к которым имеют доступ зарегистрированные курсанты. Особенностью автоматизированной системы обучения является использование игровой формы обучения, позволяющей курсантам в режиме онлайн соревноваться друг с другом на лучшее знание теоретических вопросов в области профессиональной деятельности, способствуя формированию интереса и мотивации к изучению теоретического материала.

4.6. Организация внеучебной деятельности

Формированию профессиональной направленности

курсантов способствуют внеучебные мероприятия, к которым относятся олимпиады и конкурсы профессионального мастерства. Внеучебную деятельность рассматривают как совокупность взаимосвязанных, но различных видов деятельности, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся и формирование профессиональных качеств будущего специалиста [18, с. 22; 19, с. 21]. В Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России ежегодно проводятся среди курсантов, обучающихся по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 - технос-ферная безопасность от 45 до 50 олимпиад по учебным дисциплинам, в том числе 20 олимпиад по профессио-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Малый Игорь Александрович, Булгаков Владислав Васильевич

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ КОНТЕКСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ...

нальным дисциплинам в области пожаротушения и предупреждения пожаров. Для формирования инженерных навыков организуются конкурсы курсовых проектов, в том числе конкурс выпускных квалификационных работ. Для формирования практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения АСР проводятся конкурсы профессионального мастерства. Основными целями конкурсов профессионального мастерства являются развитие у курсантов мотивации к профессиональной деятельности, повышение уровня практической подготовки и формирование активного участия во внеучебных мероприятиях профессиональной направленности.

Для адаптации курсантов 1 года обучения к профессиональной деятельности и условиям обучения [20, с. 21; 21, с. 84], формирования мотивации и интереса к развитию практических умений и навыков, воспитания на героических примерах сотрудников пожарной охраны в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России ежегодно проводится комплексная пожарная эстафета «Равнение на подвиг». Для развития профессионально-прикладной физической и психологической подготовки [22, с. 310; 23, с. 43] организован конкурс «Пожарное функциональное многоборье» среди курсантов 2, 3 и 4 годов обучения, который представляет собой последовательное динамичное выполнение курсантами в составе пожарно-спасательного подразделения силовых упражнений высокой интенсивности, выполняемых в боевой одежде с пожарно-спасательным оборудованием. В 2018 году впервые был организован конкурс профессионального мастерства на базе практического пожарного теста среди курсантов 2, 3 и 4 годов обучения по специальности 20.05.01 - пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 - техносферная безопасность. Конкурс профессионального мастерства «практический пожарный тест» реализующий игровую форму в виде соревнования между учебными курсами, значительно усиливает мотив и интерес курсантов к профессиональной деятельности. Кроме того, выполнение практических упражнений конкурса в составе группы объединенной единой целью, формирует взаимовыручку и умение работать в команде, мотивирует к достижению лучшего результата, как отдельных курсантов, так и команды в целом.

5. Распределение выпускников в практические подразделения ГПС МЧС России

Совершенствование традиционных форм подготовки и внедрения новых форм обучения и внеучебной работы, реализующих контекстное обучение, способствуют повышению качества подготовки выпускников. Ежегодный выпуск офицеров в системе ведомственных образовательных организаций высшего образования МЧС России составляет более 500 человек, которые распределяются в органы управления и пожарно-спаса-тельные подразделения ГПС МЧС России, на первичные должности начальника караула пожарно-спасательного подразделения и инспектора государственного надзора. Проблема трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования, которая стоит во многих учебных заведениях, как перед администрацией, так и перед выпускниками [24, с. 117; 25, с. 58], в системе высшего образования МЧС России решается за счет централизованного распределения, координацию которого осуществляет Департамент кадровой политики МЧС России. Система распределения выпускников из образовательных организаций высшего образования играет важную роль в кадровом обеспечении практических подразделений ГПС МЧС России, позволяя прогнозировать потребность в специалистах и минимизировать количество вакантных должностей. Стабильное и прогнозируемое кадровое обеспечение способствует гарантированному выполнению пожарно-спасательны-ми подразделениями задач в области предупреждения и ликвидации последствия ЧС природного и техногенного характера.

6. Выводы и перспективы развития_

Обобщенный опыт организации обучения курсантов в ведомственных образовательных организациях высшего образования МЧС России позволяет выделить несколько основных элементов подготовки реализующих контекстное обучение, способствующее качественному формированию специалиста через насыщение учебного процесса элементами профессиональной деятельности:

- организация и проведение практических занятий на различных социально-бытовых объектах и объектах экономики с целью отработки решения профессиональных задач;

- организация и проведение учебных и производственных практик курсантов в различных должностях в практических пожарно-спасательных подразделениях;

- организация участия курсантов в надзорно-профи-лактических мероприятиях и в ликвидации реальных ЧС природного и техногенного характера и их последствий в составе АМГ;

- организация профессионального обучения по дополнительным образовательным программам подготовки пожарного, спасателя, водителя, оператора БАС и аквалангиста в целях формирования первичных практических умений и навыков, необходимых для выполнения действий по тушению пожаров, ликвидации ЧС и проведению различных АСР;

- организация новой формы практической подготовки и контроля практических умений и навыков курсантов в виде практического пожарного теста, применяемого в течения всего периода обучения, позволяющего формировать у курсантов по нарастающему принципу практические умения и навыки в области организации и проведения АСР и тушения пожара, и поддерживать их на протяжении всего периода обучения на высоком уровне;

- организация новой формы теоретической подготовки курсантов с помощью разработанной автоматизированной системы обучения, контроля и анализа профессиональных знаний, применяемой в течение всего периода обучения и реализующей посредством информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет доступ курсантов к образовательным ресурсам вне зависимости от времени и места нахождения, используя компьютеры, планшеты и смартфоны;

- организация внеучебной деятельности, реализуемой посредством проведения олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, направленных на развитие у курсантов мотивации к профессиональной деятельности, повышение уровня практической подготовки и формирование активного участия во внеучебных мероприятиях профессиональной направленности.

Развитие системы подготовки специалистов в области защиты населения и территорий от пожаров и ЧС природного и техногенного характера имеет важное государственное значение и учитывает положения Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года [26] и Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года [27]. Перспективные направления развития образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях высшего образования МЧС России лежат в плоскости дальнейшего совершенствования методик обучения, направленных на формирование практических умений и навыков в профессиональной среде, дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий, направленных на интенсификацию учебного процесса, развития и совершенствования научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава с привлечением курсантов для разработки инновационных технологий и средств предупреждения и ликвидации пожаров и ЧС, развития учебно-материальной базы для применения в учебном процессе новых и перспективных образцов пожарно-технического, аварийно-спасательного оборудования и техники.

Руководство и профессорско-преподавательский

Maliy Igor Aleksandrovich, Bulgakov Vladislav Vasilievich pedagogical

GENERALIZED EXPERIENCE OF CONTEXTUAL ... sciences

состав ведомственных образовательных организаций высшего образования МЧС России осознает меру своей ответственности в работе по подготовке специалистов в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, от уровня профессиональных знаний, практических умений и навыков которых зависят защищенность объектов экономики и безопасность граждан Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Порошин А. А., Шишков М. В., Стрельцов О. В., Лазарева Э. В., Рюмина С. И. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Сб. материалов XXVIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пожарной безопасности» (Ногинск, 19-20 мая 2016 г.). 2016. С. 7-16.

2. Стрельцов О. В., Лазарева Э. В. Оценка профессиональной подготовленности выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2. № 1(4). С. 289-293.

3. Галлямова О. Н. Профессиональная подготовка специалистов техносферной безопасности в вузе с использованием интегративного подхода к обучению: авто-реф. дис. ... канд пед. наук. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т Государственной противопожарной службы МЧС России, 2013. 22 с.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 17 августа 2015 г. № 851 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета)» [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант» (Дата обращения: 28.06.2018).

5. Приказ Минобрнауки РФ от 21 марта 2016 №246 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 - Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант» (Дата обращения: 28.06.2018).

6. Пыркова Т. А. Компетентностный подход и компетенции в оценке подготовки специалиста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 18. С. 139-143.

7. Ярычев Н. У., Дудаев Г. С. Х. Компетентностный подход как фактор повышения качества образования // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-5. С. 152-154.

8. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Рожков А. А., Красноштанова Н. Н., Семчук И. В. Компетентностный подход как стратегическая линия в подготовке профессиональных кадров // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1. С. 130-136.

9. Никитина С. А., Животягина С. Н., Мочалова Т. А. Актуальные подходы в развитии профессионального образования в системе МЧС России // Сибирский пожар-но-спасательный вестник. 2017. № 2 (5). С. 68-70.

10. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.

11. Курсантов МЧС привлекли к профилактическим рейдам в жилом секторе Белгородской области (19.07.2017). [Электронный ресурс] // Информационное агентство России «ТАСС» [офиц. сайт]. (Дата обращения: 26.06.2018).

12. Малый И. А. Опыт участия личного состава Ивановского института ГПС МЧС России в ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2013 годы: научно-методическое издание. Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС России, 2014. 109 с.

13. Авгуцевичс А. Х., Сафонов А. В. Анализ работы органов управления и сил по реагированию на чрезвы-270

чайную ситуацию федерального характера, связанную с прохождением летне-осеннего паводка 2013 года на территории дальневосточного федерального округа // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2014. № 1 (5). С. 6-9.

14. АМГ института приняла участие в тушении лесного пожара (20.08.2017). [Электронный ресурс] // Воронежский филиал Ивановской пожарно-спасатель-ной академии ГПС МЧС России [офиц. сайт] (дата обращения: 25.06.2018).

15. Аварийно-спасательные работы на месте обрушения части дома в Юрьевце завершены (22.12.2017). [Электронный ресурс] // ГУ МЧС России по Ивановской области [офиц. сайт](дата обращения: 22.06.2018).

16. Практические занятия на объектах учебно-материальной базы академии (19.06.2018). [Электронный ресурс] // Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России [офиц. сайт] (дата обращения: 22.06.2018).

17. Практические занятия с курсом № 32 на объектах учебно-материальной базы академии (09.04.2018). [Электронный ресурс] // Ивановская пожарно-спасатель-ная академия ГПС МЧС России [офиц. сайт] (дата обращения: 22.06.2018).

18. Иванова Г. П., Логвинова О. К. Внеучебная деятельность современного вуза в контексте социально-педагогического подхода // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 21-25.

19. Белошапка Р. А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (46). С. 20-23.

20. Терещенко Е. С., Кечкин Ю. В., Каменев А. С. К вопросу адаптации курсантов первого года обучения в высшем учебном заведении // Перспективы интеграции науки и практики. 2015. № 2. С. 21-26.

21. Шмачилина-Цибенко С. В., Шилова И. М. Использование технологии контекстного обучения в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах.

2015. № 4. С. 83-86.

22. Жернаков Д. В., Лагунов А. Н., Уколов А. В. Формирование профессионально-важных качеств курсантов сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России средствами физической подготовки // Инновационная наука. 2016. № 9 (21). С. 309-312.

23. Аганов С. С., Довженко М. С. Основные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки курсантов ВУЗов ГПС МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 2 (27). С. 42-44.

24. Бравая Ю. Ю. Проблема трудоустройства по специальности выпускников-экономистов // Актуальные проблемы экономики и управления. 2015. № 4 (8). С. 116-119.

25. Семенова Н. Б., Покутняя И. А. Проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений на примере Донского аграрного государственного университета // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2016. № 3-2 (21). С. 57-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант» (Дата обращения: 28.06.2018).

27. Указ Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» [Электронный ресурс] / Информационно-правовая система «Гарант» (Дата обращения: 28.06.2018).

Статья поступила в редакцию 10.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.