Научная статья на тему 'Использование рейтингов учебных достижений для формирования мотивации курсантов в образовательной деятельности'

Использование рейтингов учебных достижений для формирования мотивации курсантов в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение курсантов / рейтинг / учебные достижения / формирование мотивации / системный подход / система поощрений / подготовка офицеров для Государственной противопожарной службы. / cadets training / rating / educational achievements / motivation formation / sys- tem approach / incentive system / training of officers for the State Fire Service.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. В. Булгаков

Введение. Ежегодно пожары и чрезвычайные ситуации приводят к человеческим жертвам и материальному ущербу для граждан и экономики страны. Для снижения количества пожаров, потерь населения и материального ущерба необходимо прежде всего качественное кадровое обеспечение практических пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России специалистами, подготовленными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. В ведомственных образовательных организациях МЧС России особое внимание уделяется вопросам качества подготовки и формированию профессионально-значимых качеств курсантов. Цель статьи. Целью статьи является исследование и обобщение практики применения рейтингов обучаемых в образовательных организациях и представление разработанной в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России рейтинговой системы учета учебных достижений, направленной на формирование мотивации курсантов к развитию профессионально значимых качеств будущего офицера Государственной противопожарной службы. Методология исследования и педагогические теории. Рейтинговая система разработана с использованием методологии системного подхода в педагогике, реализующего системное ее применение на протяжении всего периода обучения курсантов, на всех курсах и факультетах, учитывающего все направления деятельности обучаемых. В основе рейтинговой системы лежит деятельностная теория учения и теория развития мотивации, которые формируют у курсантов внешний или социальный мотив, включающий соревновательную мотивацию для достижения результата, заключающегося в получении престижного места в рейтинге. Внешний мотив не всегда является преобладающим у обучаемых, так как внутренняя мотивация к получению профессиональных знаний, преобладающая на старших курсах, способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности, следствием которых является высокий рейтинг. Результаты исследования. Разработанная и внедренная рейтинговая система учитывает все направления деятельности курсантов, включает широкий спектр поощрений и льгот за достижения в области учебной, научной, служебной деятельности и соблюдение дисциплины. Система поощрений и льгот, реализуемая в рейтинговой системе академии, является ее отличительной особенностью по сравнению с другими подобными системами и способствует дополнительной социальной защищенности курсантов. Применение рейтинговой системы на протяжении всего периода обучения способствует формированию у курсантов постоянной мотивации к достижению как личного успеха, так и успехов своих учебных подразделений, что является дополнительным фактором для формирования сплоченности коллектива. Заключение. Предложенная рейтинговая система учета учебных достижений способствует мотивации курсантов к повышению уровня профессиональных знаний, умений и профессионально значимых качеств будущих офицеров пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. В. Булгаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF LEARNING OUTCOMES RATINGS TO FORM STUDENTS’ MOTIVATION IN EDUCATION

Introduction. Every year, fires and emergency situations lead to human casualties and property damage for citizens and the economy of the country. To reduce the number of fires, loss of population and material damage, it is necessary, first of all, to provide high-quality personnel for practical fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia with specialists trained to extinguish fires and carry out rescue operations. In the departmental educational organizations of the Ministry of Emergency Situations of Russia the special attention is paid to the issues of quality of training and formation of professionally significant qualities of cadets. Purpose of the article. The purpose of the article is to study and summarize the practice of applying ratings of trainees in educational organizations and to present the rating system of accounting for educational achievements developed at the Ivanovo Firefighting and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia aimed at motivating cadets to develop the professionally significant qualities of the future officer of the State Fire Service. Methodology of research and pedagogical theories. The rating system is developed using the methodology of the system approach in pedagogy, which implements its systemic application throughout the period of cadets’ training, at all courses and faculties that take into account all the activities of the trainees. The rating system is based on the activity theory of theory and the theory of development of motivation, which form the cadets an external or social motive that includes competitive motivation for achieving the result of obtaining a prestigious place in the ranking. The external motive is not always dominant among the students, as the internal motivation for obtaining professional knowledge, prevailing in the senior years, contributes to the achievement of high results in the training activities, which result in a high rating. Results of the study. The developed and implemented rating system takes into account all directions of cadets’ activity, includes a wide range of incentives and benefits for achievements in the field of educational, scientific, official activities and discipline. The system of incentives and benefits implemented in the rating system of the Academy is a distinctive feature of such systems and contributes to the additional social security of cadets. The use of the rating system throughout the entire period of training contributes to the formation of permanent motivation for cadets to achieve both personal success and the success of their training units, which is an additional factor for the formation of team cohesion. The conclusion. The proposed rating system of accounting for academic achievements contributes to the motivation of cadets to raise the level of professional knowledge, skills and professionally significant qualities of future officers of fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Текст научной работы на тему «Использование рейтингов учебных достижений для формирования мотивации курсантов в образовательной деятельности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378 DOI 10.24411/2224-0772-2018-10012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. Ежегодно пожары и чрезвычайные ситуации приводят к человеческим жертвам иматериальному ущербу дляграждани экономиВ. В.Булгаков ки страны. Для снижения количества пожаров, Кандидат технических потерь населения и материального ущерба необ-

ШШ/наШШгШИШ-1- ходимо прежде всего качественное кадровое обеспечение практических пожарно-спасательных

новскои пожарно-спаса- r г

тельной академии Государственной про-

Шррожарной службы

с РжЫи, начимзник товленными для тушения пожаров и проведения

института професси- - J г Ъ л '

у J у аварийно-спасательных работ. В ведомственных

ональной подготовки,

Ивановская пожарно- образовательных организациях МЧС России осо-спасат^ьная «Мы* бое внимание уделяется вопросам качества под-

Государственной про-

тивапожарной службы готовки и формированию профессионально-зна-E-mCil: jvbUdgakov® чимыгх качеств ТСурСшМ.

Цель статьи. Целью статьи является ис-

rambler.ru

следование и обобщение практики применения

PhD (Technical Sciences), рейтингов обучаемых в образовательных ор-Assocwte ^op^r Deputy ганизациях и представление разработанной

F-eidg^gVanmescue в Ивановской пожарно-спасательной академии

Academy of the State Fire Гос Service ofthe Ministry МЧС

ofEmergency Situations

OeniMuшm£PeadefieOhfa.l

Training; Ivanovo Fire

подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России специалистами, подго-

rniMmrêsgfamsM}

the Ministry ofEmergency Situations of Russia

осударственной противопожарной службы 1С России рейтинговой системы учета учебных достижений, направленной на формирование мотивации курсантов к развитию Профессионально значимых качеств будущего офицера Государственной противопожарной службы.

Методология исследования и педагогические

Как цитировать статью: Булгаков В. В Использование рейтингов учебных достижений для формирования мотивации курсантов в образовательной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 74-86. БО] 10.24411/2224-0772-2018-10012

теории. Рейтинговая система разработана с использованием методологии системного подхода в педагогике, реализующего системное ее применение на протяжении всего периода обучения курсантов, на всех курсах и факультетах, учитывающего все направления деятельности обучаемых. В основе рейтинговой системы лежит деятельностная теория учения и теория развития мотивации, которые формируют у курсантов внешний или социальный мотив, включающий соревновательную мотивацию для достижения результата, заключающегося в получении престижного места в рейтинге. Внешний мотив не всегда является преобладающим у обучаемых, так как внутренняя мотивация к получению профессиональных знаний, преобладающая на старших курсах, способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности, следствием которых является высокий рейтинг.

Результаты исследования. Разработанная и внедренная рейтинговая система учитывает все направления деятельности курсантов, включает широкий спектр поощрений и льгот за достижения в области учебной, научной, служебной деятельности и соблюдение дисциплины. Система поощрений и льгот, реализуемая в рейтинговой системе академии, является ее отличительной особенностью по сравнению с другими подобными системами и способствует дополнительной социальной защищенности курсантов. Применение рейтинговой системы на протяжении всего периода обучения способствует формированию у курсантов постоянной мотивации к достижению как личного успеха, так и успехов своих учебных подразделений, что является дополнительным фактором для формирования сплоченности коллектива.

Заключение. Предложенная рейтинговая система учета учебных достижений способствует мотивации курсантов к повышению уровня профессиональных знаний, умений и профессионально значимых качеств будущих офицеров пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧСРоссии.

Ключевыеслова: обучение курсантов, рейтинг, учебные достижения, формирование мотивации, системный подход, система поощрений, подготовка офицеров для Государственной противопожарной службы.

Введение

Качественная подготовка специалистов для Государственной противопожарной службы является актуальной задачей, стоящей перед образовательными организациями МЧС России. От уровня подготовки будущих специалистов Государственной противопожарной службы зависит без-

опасность и благополучие населения Российской Федерации. Результаты деятельности пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России за 2017 год свидетельствует о значительном объеме выполняемых работ. Согласно статистике пожаров за 2017 год [16] в Российской Федерации произошло 132 406 пожаров, на которыхпогибли 7782 человека,прямойущербсоставил 14133642 тыс. рублей. Пожарно-спасательными подразделениями на пожарах спасено 45567 человек и материальных ценностей на сумму 49 839 944 тыс. рублей. Для снижения количества пожаров, потерь населения и материального ущерба преждевсегонеобходимокачественноекадровоеобеспечениепрактических пожарно-спасательных подразделений специалистами, подготовленными для тушения пожаров ипроведения аварийно-спасательных работ.

Постановка проблемы и пути решения

На результаты подготовки курсантов в образовательных организациях Государственной противопожарной службы МЧС России влияет множество объективных и субъективных факторов, которые могут способствовать и препятствовать формированию высокопрофессионального специалиста. В целом организация образовательного процесса способствует качественной подготовке, носуществуют резервы, которые необходимоактивно использовать руководствуи профессорско-преподавательскому составу. Одним из наиболее действенных резервов является мотивация обучаемых, которую необходимо формировать и поддерживать на протяжении всего периода обучения. Мотивация к получению профессиональных знаний, практических умений и навыков способна значительно повысить эффективность образовательного процесса, формируя у курсантов устойчивое желание и стремление к изучению учебных дисциплин. Мотивация к обучению формируется различными способами и зависит от индивидуальных особенностей личности обучаемых. Исследованию процессов мотивации посвящено значительное количество научныхработ зарубежных (А. Маслоу, Дж.Гилфорд, Г.Олпорт, Х. Хекхаузен, Э. Скиннер, Г.Мюррей, М. Клелланд, Ф. Герцберг,В. Врум и др.) и отечественных (Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович и др.) ученых в области психологии и педагогики. Большое количество ученых исследовали процессы мотивации в образовательной деятельности с целью повышения качества подготовкиобучаемых (Л.С.Выготский, А.А.Вербицкий,А.Н.Леонтьев,

А. К. Маркова, П. М. Якобсон, Ю. М. Орлов и др.).

Мотивация учебной деятельности студентов может быть представлена в виде мотивационных ориентаций, которые направлены на процесс обучения, его результат, на оценку и избегание неприятностей [4]. Рассматривают две основные группы мотивов обучения, к которым относятся познавательные и социальные [8]. Познавательные мотивы ориентированы на получение и освоение знаний, социальные мотивы направлены на стремление занять определенную позицию по отношению к окружающим, т.е. потребность в достижении результата. Имеются разные точки зрения на приоритетность познавательных и социальных мотивов для успешного обучения и самообразования [2; 11]. Оптимальным является развития мотивов достижения наряду с познавательными мотивами [3; 17].

Таким образом, необходимость формирования мотивации для активизации учебной деятельности и повышения эффективности обучения очевидна и требует комплексного развития познавательного мотива и мотива достижения. Формирование у курсантов мотива достижения может быть реализовано посредством рейтинговой системы учета учебной деятельности и применения поощрительных мер к обучаемым, достигшим наиболее высоких результатов.

Обзор научной литературы

Опыт рейтинговой оценки качества учебной деятельности в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, Самарском юридическом институте ФСИН России, Санкт-Петербургской академии управления и экономики, Российском химико-технологическом университете имени Д. И. Менделеева и Обнинском государственном техническом университете атомной энергетики показал, что преимущественно оценивается учебная деятельность, включающая текущую успеваемость и готовность к занятиям [12]. Предложено расширить перечень направлений, учитываемых в рейтинге, к которым относятся результаты учебной, служебной, научной, спортивной и социально значимой деятельности [12, с. 22-24]. В Нижегородском филиале МГЭИ в количественном выражении рейтинговая оценка студента представляет собой нормированный балл, который легко сопоставляется с принятой в вузах средней оценкой за период обучения [18]. В рейтингеучитываются текущая успеваемость, посещениеучеб-ных занятий, выполнение научной и общественной работы. В Ухтинском

государственном техническом университете разработана информационная система, призванная отслеживать результаты учебной и внеучебной активности студентов для использования работодателями [14]. Перечень показателей включает учебную, профессиональную, научно-исследовательскую, культурно-творческую,спортивнуюи общественнуюдеятельность. Итоговый индекс рейтинга показывает совокупный результат выбранного студента (или выпускника) относительно среднего студента вуза. Показателиинформационно-рейтинговойсистемысформированысучетом предложений представителей ключевых работодателей. В Тольяттинском государственном университете[13] принятабалльно-рейтинговаясистема контроля учебной работы студентов, которая предназначена для мотивации к изучению дисциплин и повышения качества подготовки специалистов. Рейтинг студента по дисциплине в семестре в любой отчетный момент времени равен сумме баллов, набранных в процессе обучения за все учебные единицы, а на завершающем этапе — полной сумме баллов.

Для повышения мотивации студентов, состязательности в учебе и уровня организации учебного процесса, в целях стимулирования систематической работы и уменьшения влияния случайных факторов при сдаче зачетов и экзаменов предложена балльно-рейтинговая система оценки знаний, основанная на применении кейс-стади и формировании на ее основе топ-рейтинга студентов по знанию специальных дисциплин [1]. Предложенная система рейтинга обоснована готовностью и желанием студентов к применению подобной системы на практике и их заинтересованностью в получении дополнительного документа о вхождении в топ-рейтинг. Для отслеживания персональных достижений и формирования у обучающихся мотивации к образовательным и профессиональным достижениям, для оценки индивидуального рейтинга студента в вузе предложено использовать технологию портфолио [10]. Индивидуальный рейтинг включает показатели образовательной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности. В Российском новом университете разработан рейтинг освоения студентами компетенций [6] в рамках одной или нескольких дисциплин. В Нижегородском государственном педагогическом университете в рейтинг входят: текущий, рубежный и итоговый контроль [15]. Итоговой оценкой признается сумма набранных обучающимся баллов по конкретной дисциплине за текущий, рубежный и итоговый контроль. Значительное количество работ посвящено разработке

рейтингов успешности студентов по отдельным дисциплинам [5; 7; 9].

Исследования зарубежных авторов в области ранжирования студентов рассматриваются с точки зрения влияния мотивации и рейтинга на эффективность обучения [19; 22], необходимости применения рейтинга студентов в образовательном процессе [20; 24], объективности отражения успеваемости студентов в рейтингах [21; 23].

Литературный обзор показал два основных направления формирования рейтинга студентов, к которым относится рейтинг достижений в области учебной работы и общий рейтинг достижений студента, включающий результаты учебной, научно-исследовательской, общественной и спортивной деятельности. В образовательных организациях силовых ведомств в общий рейтинг нередко включается результаты служебной деятельности, к которым относятся служба во внутренних нарядах и дисциплинарная практика.

Методология исследования и педагогические теории

Формированию мотивации курсантов руководством, командным и профессорско-преподавательским составом образовательных организаций Государственнойпротивопожарнойслужбы МЧСРоссии уделяется большое внимание. В основном мотивация курсантов поддерживается за счет применения института поощрений и взысканий в учебной, служебной и дисциплинарной деятельности. Для обобщения, систематизации и применения практики поощрений и взысканий требуется создание рейтинговой системы, которая показывает как индивидуальные достижения каждого курсанта, так и достижения учебных групп, курсов и факультетов. Кроме того, рейтинговая система реализует принцип соревновательности, способствующий дополнительной мотивации к получению лучшего результата по всем учитываемым направлениям деятельности среди курсантов, учебных групп, курсов и факультетов.

В основе разработанной рейтинговой системы Ивановской пожар-но-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России (далее — академия) лежит методология системного подхода в педагогике (В. П. Беспалько, Г. Н. Александров, М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев), реализующего системное применение рейтинга на протяжении всего периода обучения курсантов, на всех курсах и факультетах, учитывающего все направления деятельности курсанта. Рейтинговая система реализует деятельностную теорию учения

(П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина) и теорию развития мотивации (Л. С. Выготский, А. А. Вербицкий, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, П. М. Якобсон, Т.О. Гордеева). Рейтинговая система формирует у курсантов внешний, или социальный, мотив, включающий соревновательную мотивацию для достижения результата, заключающегося в получении престижного места в рейтинге. Внешний мотив не всегда является преобладающим у обучаемых, так как внутренняя мотивация к получению профессиональных знаний, преобладающая на старших курсах, способствует достижению результатов в учебной деятельности, следствием которых является высокий рейтинг.

Результаты исследования

Порядок применения рейтинговой системы академии, разработанной для специальности 20.05.01 — пожарная безопасность, и направлению подготовки 20.03.01 — техносферная безопасность, представлен в Положении об общеакадемическом рейтинге курсантов, в котором определены основные цели:

- применение комплексной и объективной оценки работы обучающихся;

- формирование мотивации к обучению и стимулирование систематической работы;

- совершенствование самостоятельной подготовки;

- развитие соревновательности между обучаемыми, учебными группами, курсами ифакультетами;

- повышение качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников;

- определение кандидатов на продолжение обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуреакадемии;

- совершенствование организации и качества учебно-воспитательного процесса.

Для организации системного мониторинга учебных и научных достижений, служебной и дисциплинарной практики приняты промежуточные и итоговый рейтинги курсантов. К промежуточным рейтингам относятся предсеместровый и семестровый рейтинги. Для формирования предсе-местрового рейтинга учитываются результаты прошедшей сессии и рубежного контроля текущей сессии. Результаты предыдущего рубежного контроля и текущей сессии формируют семестровый рейтинг курсантов.

Результаты итоговой государственной аттестации и всех семестровых рейтингов определяют итоговый рейтинг. В качестве рейтинговой оценки учебной, научной и служебной деятельности используется единица успеха, представляющая собой критерий в баллах для оценки курсанта относительно других обучающихся на соответствующем году обучения по специальности или направлению подготовки.

Баллы начисляются за результаты учебной работы, научной деятельности, участие внаучныхмероприятиях, олимпиадах различного уровня, за результаты дисциплинарной практики, включающей поощрения в виде добавления баллов или снижение баллов за полученные взыскания, за результаты служебной деятельности, включающей несение службы в нарядах, выполнение обязанностей младших командиров в отделениях и учебных группах и др.

Для реализации систематической работы обучаемых общеакадемический рейтинг составляется два раза в течение семестра. Обучаемый для аттестации нарубежном контроле должен получить не менее трех оценок по каждой учебной дисциплине. Курсантам, не имеющим аттестации по учебной дисциплине, баллы не начисляются. Каждая дисциплина имеет свой вес, определяемый коэффициентом, умножаемым на баллы, начисленные за полученные оценки. В зависимости от значимости учебной дисциплины для формирования профессионально значимых качеств обучаемых определен соответствующий коэффициент:

- для дисциплин гуманитарного и социально-экономического направления— 1,0;

- для дисциплин математического и естественнонаучного направления — 1,25;

- для дисциплин общепрофессионального направления— 1,5;

- для специальных дисциплин и дисциплин специализации — 2,0.

Для учета значимости видов учебной работы также введен коэффициент, равный 2-м, учитывающий результаты сдачи экзаменов и зачетов на экзаменационныхсессиях. Длямеждисциплинарногоэкзамена на итоговой государственной аттестации определен коэффициент, равный 6-ти. За отрицательные результаты учебной работы в виде неудовлетворительных оценок за экзамены и зачеты экзаменационной сессии, отсутствие по неуважительной причине на зачетах и экзаменах, защитах курсовых работ или проектов снимаются баллы с учетом введенных коэффициентов.

Общий рейтинг обучаемых по годам обучения, соответствующих

специальности или направлению подготовки, формируется в видесписка и определяется в единицах успеха, полученных курсантами за результаты научной, служебной деятельности, дисциплинарной практики и учебной работысучетомвведенныхкоэффициентовзаучебныевидыдеятельности. Для дифференцирования результатов работы курсантов и усиления мотивации к повышению уровня своих достижений в рейтинговой системе введены пять категорий, имеющих собственные названия: «Надежда МЧС», «Гордостьакадемии», «Надежда академии», «Гордость факультета» и «Подающие надежду». Например, к первой категории — «Надежда МЧС»—относят курсантов, обучающихся только на отлично, имеющихдостижения в научной и общественно-патриотической работе, при условии отсутствия дисциплинарных взысканий и замечаний за службу в нарядах. Остальные категории ранжируются в зависимости от количества единиц успеха и среднего балла успеваемости, при условии отсутствия дисциплинарных взысканий, неудовлетворительных оценок и замечаний за несение службы во внутренних нарядах. Для категории «Гордость академии» установлен минимальный средний балл 4.8, для категории «Надежда академии» — 4.5, для категории «Гордость факультета» — 4.3. В категорию «Подающие надежду» включаются все курсанты, не попавшие в предыдущие категории.

Для мотивации обучаемых к повышению уровня своих достижений и в соответствии с занимаемым местом в рейтинге определены различные виды поощрений, к которым относится право выхода в город в свободное от учебных занятий время и самостоятельного выбора режима самоподготовки. Курсанты, относящиеся к категории «Надежда МЧС», имеют право на досрочную сдачу сессии с целью увеличения времени каникул. Курсантам из категории «Гордость академии» и «Надежда академии» предоставляется право досрочной сдачи двух и одного экзамена сессии соответственно. Курсанты, имеющие высокие результаты и относящиеся к категориям «Надежда МЧС» и «Гордость академии», получают право на получение стипендий Президента и Правительства Российской Федерации, МЧС России, а также стипендий губернаторов, установленных для обучаемых из этих субъектов. Курсанты, обучающиеся по программе подготовки водителей, имеют право на снижение стоимости обучения до 90 процентов в зависимости от занимаемого рейтинга. По окончании академии выпускникам, добившимся наилучших успехов в учебной и научной работе, имеющим наиболее высокий

итоговый рейтинг, предоставляется приоритетное право на поступление в адъюнктуру и после ее окончания — на службу в академии.

Курсанты, систематически занимающие последние места в общеакадемическом рейтинге по своей специальности или направлению подготовки, могут вызываться на заседание педагогического совета академии для рассмотрения результатов их работы и выработки мероприятий, направленных на повышение успеваемости, служебной подготовки и дисциплины.

По окончании обучения в академии каждый курсант получает в личное дело сертификат, отражающий результаты рейтингов по каждому году обучения и место в итоговом рейтинге по своей специальности или направлению подготовки.

Заключение

Внедренная в образовательную практику Ивановской пожарно-спа-сательной академии ГПС МЧС России система рейтинга способствует формированию мотивации курсантов к развитию своих профессиональных знаний, практических умений и навыков, активному участию в учебных и научных мероприятиях академии, качественному выполнению служебных задач и соблюдению дисциплины. Система поощрений и льгот, реализуемая в рейтинговой системе академии, является ее отличительной особенностью по сравнению с другими подобными системами и способствует дополнительной социальной защищенности курсантов, имеющих достижения в учебе, науке и службе. Применение рейтинговой системы на протяжении всего периода обучения способствует формированию у курсантов постоянной мотивации к достижению как личного успеха, так и успехов своих учебных подразделений, что является дополнительным фактором для формирования сплоченности коллектива в решении совместных задач.

Литература

1. Арнаут М. Н., Штыков В. П. Исследование проблемы дифференциации оценки знаний студентов и разработка рейтинга топ-студентов по знаниям специальных дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 73-76.

2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212с.

3. Вайсман Р. С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. N° 5. С.30-40.

4. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.

5. Гайнутдинова Д. Ф. Рейтинговый показатель успеваемости студентов по химии // Химия и современность: сб. науч. статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. С. 91.

6. Крюковский А. С., Советов К. О. Рейтинг освоения компетенций студента при использовании универсальной рейтинговой информационной системы // Цивилизация знаний: россий -ские реалии: сб. научных трудов XVII Междунар. науч. конф.. М.: Российский новый университет. 2016. С. 333-336.

7. Купцов А. Н., Кривулин Н. П. Опыт применения рейтинговой системы оценки знаний студентов в процессе преподавания математики в вузе // Образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний. 2017. С. 76-79.

8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 1990. 192 с.

9. Мусина М. В., Русакова В. А. Оценивание текущего рейтинга студентов при изучении математики при помощи индивидуальных заданий // Научные тенденции: Педагогика и психология: сб. науч. трудов по материалам XII междунар. науч. конф. СПб.: Общественная наука. 2017. С. 37-39.

10. Овчаренко О. И. Расчет индивидуального рейтинга студента в электронном портфолио // Матрица научного познания. 2018. № 5. С. 45-49.

11. Орлов Ю. М. Измерение социогенных потребностей с помощью тестов тематической апперцепции // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси. 1974. С. 159-161.

12. Осавелюк П. А., Мельник А. А., Коморовский В. С. и др. Информационная система комплексной оценки текущей деятельности курсантов. обучающихся в вузах МЧС России: отчет о НИР. Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. 2015. 205 с.

13. Павлова Е. С. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 124-127.

14. Рочев К. В., Коршунов Г. В. О возможности повышения качества образования за счет внедрения информационной системы мониторинга результатов учебной и внеучебной деятельности студентов вуза работодателями // Бизнес. Образование. Право. 2016. № 1 (34). С. 259-264.

15. Смирнова Ж. В., Чайкина Ж. В., Соколов В. А. Рейтинговая система как оценка качества подготовки студентов вуза // Мир науки. 2018. N° 1. С. 1-9.

16. Статистика пожаров в Российской Федерации за 2017 // Электронная энциклопедия пожарного дела [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://шк>йге.о^Статистика-пожаров-РФ-2017^1ж. (дата обращения: 12.07.2018).

17. Шкуркин В. И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза: дис. ... канд. псих. наук. М.. 1981. 188 с.

18. Штефан А. Н. Фиксация хода образовательного процесса и формирование индивидуального портфолио обучаемого // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2016. № 2. С. 57-61.

19. Abrami P. Improving judgments about teaching effectiveness using teacher rating forms // New directions for institutional research. 2001. Issue 109. P.59-87.

20. Darwin S. What contemporary work are student ratings actually doing in higher education? // Studies in Educational Evaluation. 2017. Vol. 54 P.13-21.

21. Cohen P. A. Student Ratings of Instruction and Student Achievement: A Meta-Analysis of Multisection Validity Studies // Review of Educational Research. 1981. Vol. 51. No. 3. P. 281-309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Griffin B. W. Perceived autonomy support, intrinsic motivation, and student ratings of instruction // Studies in Educational Evaluation. 2016. Vol. 51. P. 116-125.

23. Jimaa S. Students' Rating: Is it a Measure of an Effective Teaching or Best Gauge of Learning? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 83. P. 30-34.

24. Safavi S. A., BakarK. A., TarmiziR. A., et al. What do higher education instructors consider useful regarding student ratings of instruction? Limitations and recommendations // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 31. P.653-657.

USE OF LEARNING OUTCOMES RATINGS TO FORM STUDENTS' MOTIVATION

IN EDUCATION

Introduction. Every year, fires and emergency situations lead to human casualties and property damage for citizens and the economy of the country. To reduce the number of fires, loss of population and material damage, it is necessary, first of all, to provide high-quality personnel for practical fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia with specialists trained to extinguish fires and carry out rescue operations. In the departmental educational organizations of the Ministry of Emergency Situations of Russia the special attention is paid to the issues of quality of training and formation of professionally significant qualities ofcadets.

Purpose of the article. The purpose of the article is to study and summarize the practice of applying ratings of trainees in educational organizations and to present the rating system of accounting for educational achievements developed at the Ivanovo Firefighting and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia aimed at motivating cadets to develop the professionally significant qualities of the future officer of the State Fire Service.

Methodology of research and pedagogical theories. The rating system is developed using the methodology of the system approach in pedagogy, which implements its systemic application throughout the period of cadets' training, at all courses and faculties that take into account all the activities of the trainees. The rating system is based on the activity theory of theory and the theory of development of motivation, which form the cadets an external or social motive that includes competitive motivation for achieving the result of obtaining a prestigious place in the ranking. The external motive is not always dominant among the students, as the internal motivation for obtaining professional knowledge, prevailing in the senior years, contributes to the achievement of high results in the training activities, which result in a high rating.

Results of the study. The developed and implemented rating system takes into account all directions of cadets' activity, includes a wide range of incentives and benefits for achievements in the field of educational, scientific, official activities and discipline. The system of incentives and benefits implemented in the rating system of the Academy is a distinctive feature of such systems and contributes to the additional social security of cadets. The use of the rating system throughout the entire period of training contributes to the formation of permanent motivation for cadets to achieve both personal success and the success of their training units, which is an additional factor for the formation of team cohesion.

The conclusion. The proposed rating system of accounting for academic achievements contributes to the motivation of cadets to raise the level of professional knowledge, skills and professionally significant qualities of future officers of fire and rescue units of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Keywords: cadets training, rating, educational achievements, motivation formation, system approach, incentive system, training of officers for the State Fire Service.

References

• Abrami P. Improving judgments about teaching effectiveness using teacher rating forms // New directions for institutional research. 2001. Issue 109. P.59-87.

• Arnaut M. N., Shtykov VP.Issledovanie problemy differenciacii ocenki znanij studentov i razrabotka rejtinga top — studentov po znaniyam special'nyh disciplin // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017. T. 6. № 2 (19). S. 73-76. [In Rus].

• Bozhovich L. I. Izbrannye psihologicheskie trudy: Problemy formirovaniya lichnosti. M.:

Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. 212 s. [In Rus].

• Cohen P.A. Student Ratings of Instruction and Student Achievement: A Meta-Analysis of Multisection Validity Studies // Review of Educational Research. 1981. Vol. 51. No. 3. P. 281-309.

• Darwin S. (2017). What contemporary work are student ratings actually doing in higher education? // Studies in Educational Evaluation. Vol. 54 P.13-21.

• GajnutdinovaD. F. Rejtingovyj pokazatel' uspevaemosti studentov po himii // Himiya i sovremennost': sb. nauchnyh statej: Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I. Ya. Yakovleva, 2015. S. 91. [In Rus].

• Griffin B. W. Perceived autonomy support, intrinsic motivation, and student ratings of instruction // Studies in Educational Evaluation. 2016. Vol. 51. P.116-125..

• Jimaa S. (2013). Students' Rating: Is it a Measure ofan Effective Teaching or Best Gauge ofLearning? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 83. P. 30-34.

• Kryukovskij A. S., Sobetov K. O. Rejting osvoeniya kompetencij studenta pri ispol'zovanii universal'noj rejtingovoj informacionnoj sistemy // Civilizaciya znanij: rossijskie realii: sb. nauchnyh trudov XVII Mezhdunarodnoj nauchnojkonferencii: M.: Rossijskijnovyj universitet, 2016. S. 333-336.[In Rus].

• Kupcov A. N., Krivulin N. P. Opyt primeneniya rejtingovoj sistemy ocenki znanij studentov v processe prepodavaniya matematiki v vuze // Obrazovanie v XXI veke: problemy i perspektivy: sb. statej XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2017. S. 76-79. [In Rus].

• Markova A. K., Matis T.A., Orlov A. B. Formirovanie motivacii ucheniya. M.: Prosveshchenie, 1990. 192 s. [In Rus].

• Musina M. V., Rusakova V.A. Ocenivanie tekushchego rejtinga studentov pri izuchenii matematiki pri pomoshchi individual'nyh zadanij // Nauchnye tendencii: Pedagogika i psihologiya: sb. nauchnyh trudov po materialam XII mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: SPb.: Obshchestvennaya nauka, 2017. S. 37-39. [In Rus].

• Orlov Yu. M. Izmerenie sociogennyh potrebnostej s pomoshch'yu testov tematicheskoj appercepcii // V km.: Problemy formirovaniya sociogennyh potrebnostej. Tbilisi, 1974. S. 159-161. [In Rus].

• OsavelyukP.A., Mel 'nik A. A., Komorovskij V.S. idr.Informacionnaya sistemakompleksnoj ocenkitekush-chej deyatel'nosti kursantov, obuchayushchihsya v vuzah MCHS Rossii: otchet o NIR. Zheleznogorsk: Sibirskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2015. 205 s. [In Rus].

• Ovcharenko O. I. Raschet individual'nogo rejtinga studenta v ehlektronnom portfolio // Matrica nauchnogo poznaniya. 2018. № 5. S. 45-49. [In Rus].

• Pavlova E. S. Ball'no-rejtingovaya sistema ocenivaniya kachestva usvoeniya uchebnyh disciplin // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2016. T. 5. № 2 (15). S. 124-127. [In Rus].

• Rochev K. V., Korshunov G. V. O vozmozhnosti povysheniya kachestva obrazovaniya za schet vnedreni-ya informacionnoj sistemy monitoringa rezul'tatov uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti studentov vuza rabotodatelyami // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2016. № 1 (34). S. 259-264. [In Rus].

• Safavi S. A., BakarK. A., TarmiziR. A., et al. What do higher education instructors consider useful regarding student ratings of instruction? Limitations and recommendations // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 31. P.653-657.

• Shkurkin V. I. Motivy kak faktor ehffektivnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov medvuza: dis. ... kand. psih. nauk. M., 1981. 188 s. [In Rus].

• Shtefan A. N. Fiksaciya hoda obrazovatel'nogo processa i formirovanie individual'nogo portfolio obuch-aemogo // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ehkonomicheskogo instituta. 2016. № 2. S. 57-61. [In Rus].

• Smirnova Zh. V., Chajkina Zh. V., Sokolov V.A. Rejtingovaya sistema kak ocenka kachestva podgotovkk studentov vuza // Mir nauki. 2018. № 1. S. 1-9. [In Rus].

• Statistika pozharov v Rossijskoj Federacii za 2017 // Elektronnaya ehnciklopediya pozharnogo dela [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://wiki-fire.org/Statistika-pozharov-RF-2017.ashx. (data obrashcheniya: 12.07.2018). [In Rus].

• VajsmanR. S. K probleme razvitiya motivov i potrebnostej cheloveka v ontogeneze // Voprosy psiholo-gii. 1973. № 5. S. 30-40. [In Rus].

• Verbickij A. A., Bakshaeva N. A. Psihologiya motivacii studentov: uchebnoe posobie. M.: Logos, 2006. 184 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.