Научная статья на тему 'Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных1'

Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика практической подготовки / аварийно-спасательные работы и пожаротушение / профессиональные умения и навыки / физические качества / психологические качества / мотивация обучаемых. / methods of practical training / rescue and fire fighting / professional skills / physical qualities / psychological qualities / motivation of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. В. Булгаков

Введение.Подготовкаспециалистовдляпожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России является важной государственной задачей, стоящей перед образовательными организациями системы МЧС России. Основная задача пожарно-спасательных подразделений заключается в проведении аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на различных объектах жилого, социально-бытового, производственного и иных назначений с целью сохранения жизни и здоровья граждан и снижения материального ущерба от пожаров. Качество подготовки специалистов в области пожарной безопасности требует совершенствования методик практического обучения в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Цель статьи. Основной целью статьи является исследование особенностей профессиональной деятельности пожарных в условиях воздействия опасных факторов пожара и представление разработанной методики практической подготовки в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, направленной на формирование практических умений и навыков, физических и психологических качеств будущего офицера Государственной противопожарной службы. Методология исследования и педагогические теории. Методика практической подготовки разработана с учетом практической деятельности пожарно-спасательных подразделений в области оперативного реагирования и тушения пожаров. В основе предлагаемой методики лежит метод моделирования профессиональной деятельности в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, используемый для обучения посредством теории контекстного обучения. Результаты исследования. Разработанная методика практической подготовки отличается комплексным формированием профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств обучаемых. Методика позволяет организовать непрерывный процесс практической подготовки для любого количества обучаемых, что повышает эффективность практического занятия и оптимизирует время учебного занятия и работу преподавателя. Особенностью методики является ее универсальный характер, позволяющий использовать ее для тренинга практических умений и навыков, физических и психологических качеств обучаемых, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, а также для их контроля. Заключение. Методика практической подготовки способствует формированию мотивации обучаемых к овладению профессиональными умениями и навыками, повышает уровень профессиональной подготовки будущих офицеров пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. В. Булгаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS, PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF FIRE FIGHTERS

Training specialists for fire and rescue units of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (Ministry of Emergency Situations) is an important state task facing educational organizations of EMERCOM of Russia. The main task of the fire and rescue units is to carry out emergency rescue operations and extinguish fires at various residential, social, industrial and other purposes in order to preserve the life and health of citizens and reduce material damage from fires. The quality of training in the field of fire safety requires the improvement of practical training methods in the field of rescue and fire fighting. Purpose of the article. The main purpose of the article is to study the characteristics of firefighters' professional activities under the conditions of exposure to dangerous fire factors and to present the developed methodology of practical training in the field of emergency rescue and fire fighting aimed at developing practical skills and physical and psychological qualities of the future officer of the State Fire Service. Methodology of research and pedagogical theories. The method of practical training has been developed taking into account the practical activities of the fire and rescue units in the field of rapid response and fire fighting. The proposed methodology is based on the method of modeling professional activities in the field of rescue and fire fighting, used for training through the theory of contextual training. Results of the study. The developed method of practical training is characterized by the complex formation of professional skills and abilities, physical and psychological qualities of students. The technique allows you to organize a continuous process of practical training for any number of trainees, which increases the efficiency of practical training and optimizes the time of the training session and the work of the teacher. The peculiarity of the technique is its universal character, which allows its use for training practical skills and abilities, physical and psychological qualities of trainees, which are necessary for carrying out emergency rescue operations and fire fighting, as well as for their control. Conclusion. The method of practical training contributes to the formation of the motivation of trainees to master professional skills and skills, increases the level of professional training of future officers of the fire and rescue units of the State Fire Service of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных1»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ, ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОЖАРНЫХ ^^Н

Введение. Подготовкаспециалистовдляпожар-но-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России является важной государственной задачей, стоящей перед образовательными организациями системы МЧС России. Основная задача пожарно-спа-сательных подразделений заключается в проведении аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на различных объектах жилого, социально-бытового, производственного и иных назначений с целью сохранения жизни и здоровья граждан и снижения материального ущерба от пожаров. Качество подготовки специалистов в области пожарной безопасности требует совершенствования методик практического обучения в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Цель статьи. Основной целью статьи является исследование особенностей профессиональной деятельности пожарных в условиях воздействия опасных факторов пожара и представление разработанной методики практической подготовки в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, направленной на формирование практических умений и навыков, физических и психологических качеств будущего офицера Государственной противопожарной службы.

Методология исследования и педагогические теории. Методика практической подготовки

В. В.Булгаков

Кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России, начальник института профессиональной подготовки, Ивановская пожар-но-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России E-mail: vbulgakov@ rambler.ru

Vladidslav V. Bulgakov

PhD (Engineering Science), Associate Professor, Deputy Chief of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergencies of Russia, Head of the Institute of Professional Training, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Как цитировать статью: Булгаков В. В. Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 105— 120. БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10021

разработана с учетом практической деятельности пожарно-спаса-тельных подразделений в области оперативного реагирования и тушения пожаров. В основе предлагаемой методики лежит метод моделирования профессиональной деятельности в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, используемый для обучения посредством теории контекстного обучения.

Результаты исследования. Разработанная методика практической подготовки отличается комплексным формированием профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств обучаемых. Методика позволяет организовать непрерывный процесс практической подготовки для любого количества обучаемых, что повышает эффективность практического занятия и оптимизирует время учебного занятия и работу преподавателя. Особенностью методики является ее универсальный характер, позволяющий использовать ее для тренинга практических умений и навыков, физических и психологических качеств обучаемых, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, а также для их контроля.

Заключение. Методика практической подготовки способствует формированию мотивации обучаемых к овладению профессиональными умениями и навыками, повышает уровень профессиональной подготовки будущих офицеров пожарно-спасательных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова: методика практической подготовки, аварийно-спасательные работы и пожаротушение, профессиональные умения и навыки, физические качества, психологические качества, мотивация обучаемых.

Введение

Подготовка специалистов для Государственной противопожарной службы МЧС России является важной государственной задачей, направленной на защиту населения и территорий от пожаров, чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий. Основная задача пожарно-спасательных подразделений заключается в проведении аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на различных объектах жилого, социально-бытового, производственного и иных назначений с целью сохранения жизни и здоровья граждан и снижения материального ущерба от пожаров.

Современный специалист Государственной противопожарной службы должен совмещать знания и умения инженера, обладать навыками управления коллективом, уметь решать сложные пожарно-так-тические задачи, в экстремальных ситуациях быстро принимать пра-

вильные решения. Для выполнения профессиональных задач в полном объеме пожарный должен обладать физическими качествами, позволяющими выдерживать большие и длительные нагрузки, а также психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям, возникающим как в процессе повседневной деятельности, так и в процессе ликвидации пожаров.

Наличие указанных требований к специалисту Государственной противопожарной службы обусловливает необходимость исследования, разработки и внедрения новых педагогических методик для формирования практических умений и навыков, физических и психологических качеств, необходимых для повышения уровня проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Постановка проблемы и обзор научной литературы

Работа пожарных связана с опасными (экстремальными) условиями труда (4 класс), которые в течение рабочей смены (или ее части) создают угрозу для жизни и способствуют развитию острых профессиональных поражений, в т.ч. в тяжелых формах [17]. Наиболее тяжелые условия работы для пожарных возникают в процессе проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, когда воздействие физических и психологических факторов достигает максимального значения. Согласно данным [18, с. 414] продолжительность работы пожарно-спасательных подразделений на пожаре более одного часа составляет 60% от общего количества пожаров, что требует высокой функциональной подготовки личного состава. Деятельность пожарных в условиях физических, температурных, химических и иных опасных факторов пожара определяет необходимость применения защитной одежды, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее — СИЗОД), использования пожарно-технического оборудования и аварийно-спасательного инструмента. Значительный вес боевой одежды пожарного и снаряжения, пожарно-техническо-го оборудования или аварийно-спасательного инструмента снижает работоспособность и эффективность работы пожарного при недостаточной физической подготовленности. Например, вес только экипировки пожарного, включающей боевую одежду и снаряжение, достигает 20 кг [18, с. 413]. При работе в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД, например дыхательных аппаратов со сжа-

тым воздухом АП «Омега», в зависимости от исполнения и времени защитного действия они увеличивают нагрузку еще на 10-18 кг [8]. Продолжительность работы личного состава пожарно-спасательных подразделений в СИЗОД достаточно высокая и составляет от 150 до 450 ч в год [3, с. 13].

Использование для тушения пожара пожарно-технического оборудования для прокладывания рукавных линий и подачи огнетушащих веществ к месту пожара, применение аварийно-спасательного инструмента для работы по вскрытию строительных и технологических конструкций значительно повышают физические нагрузки, требуя от пожарного выносливости и физической силы. Значительно осложняют работу пожарного задымление и повышенная температура, которые требуют применения СИЗОД, затрудняющих дыхание и ограничивающих обзор. С учетом указанных факторов работы частота сердечных сокращений пожарного может достигать уровня выше порога анаэробного обмена, равной 150-200 ударов в минуту [18, с. 413].

Особый физический дискомфорт и затруднения вызывает работа пожарных в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что нарушает привычные способы продвижения и стесняет движения, требует изменения рабочих поз, подстраивания их под конфигурацию замкнутого пространства, что может сопровождаться скелетно-мышечными дисфункциями и приводить к снижению выносливости [12, с. 1627].

Тяжелая, продолжительная и напряженная физическая работа в условиях высокой температуры и влажности может вызывать нарушения водно-солевого баланса, терморегуляции организма, головные боли, нежелание двигаться, заторможенность реакций [9, с. 13]. Повышенная температура окружающей среды в условиях внутренних пожаров превышает 230°С, что оказывает сильное негативное влияние на работоспособность человека, которая может снижаться на 50% при отклонении температуры в ту или иную сторону на 25-30°С от комфортной (18-24°С). Частота сердечных сокращений при увеличении температуры окружающей среды на 30°С при выполнении работ средней тяжести увеличивается на 50-60 ударов в минуту [19, с. 8].

Согласно приведенным данным [21, с. 347] 27% пожарных погибают из-за воздействия высоких температур, которые приводят к термическому ожогу и тепловому удару. Тепловой удар, возникающий при

общем перегревании организма человека при длительном воздействии высокой температуры окружающей среды, может привести к потере сознания. При перегревании и чрезмерном потоотделении организм теряет большое количество жидкости, кровь сгущается, нарушается равновесие солей в организме, что приводит к кислородному голоданию тканей, в том числе головного мозга. Тепловой удар наступает при превышении температуры воздуха отметки 35°С и относительной влажности — 80-90%, что приводит к резкому снижению потоотделения и теплоотдачи [20, с. 141]. Тяжелая физическая работа, которую проводит пожарный, способствует увеличению риска теплового удара. В условиях пожара с учетом выполняемой физической работы и психологического напряжения может наступить снижение функциональных возможностей и нарушение состояния здоровья пожарного еще до достижения предельно допустимого нормативного значения температуры в подкостюмном пространстве боевой одежды в 50°С [6]. Рассмотренные условия работы пожарных в условиях воздействия опасных факторов пожара требуют развития и поддержания на высоком уровне основных физических качеств, таких как сила, выносливость, быстрота, ловкость и др., необходимых пожарному при выполнении профессиональных задач [2; 4; 7; 23; 24; 26; 27].

Физическая подготовка пожарных к профессиональной деятельности неразрывно связана с психологической готовностью к работе в условиях воздействия опасных факторов пожара. Согласно приведенным данным [19, с. 20], в условиях пожара при возникновении экстремальных ситуаций, требующих оценки и принятия критически важных решений или действий, 20% пожарных не могут верно оценить обстановку и принять правильное решение, 10% принимают неверные решения, 22% впадают в ступор и не предпринимают никаких действий, 34% выполняют лишние или ненужные действия и усугубляют ситуацию. Вопросам психологической подготовки пожарных к профессиональной деятельности посвящены многочисленные работы [1; 13; 14; 22; 25; 28; 29; 30], в которых исследуются способы и приемы совершенствования психологической готовности к работе в условиях пожара.

Таким образом, для совершенствования профессиональных, физических и психологических качеств пожарных требуется разработка методики подготовки, направленной на повышение их профессио-

нального уровня в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Методология исследования и педагогические теории

В Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России (далее — академия) разработана методика практической подготовки курсантов, направленная на формирование профессиональных, физических и психологических качеств в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Для разработки методики использовался метод моделирования профессиональной деятельности пожарных, а также педагогические теории и методы обучения. В основе разработанной методики лежит теория контекстного обучения (А. А. Вербицкий), реализуемая посредством ассоциативно-рефлекторной теории (С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Ю. А. Самарин), теории игрового (М. М. Бирштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) и модульного обучения (П. А. Юцявичене) и теории развития мотивации в образовательной деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. К. Маркова и др.).

Контекстное обучение [5], моделирующее профессиональную деятельность, относится к активной форме подготовки, направленной на последовательное наполнение образовательного процесса профессиональным содержанием, или контекстом. Дидактические принципы ассоциативно-рефлекторной теории являются основой для формирования практических умений и навыков через восприятие, осмысление, запоминание и применение в процессе выполнения профессионально-практических упражнений, включенных в методическую схему практического занятия. Теория игрового обучения реализуется в методике практической подготовки посредством соревновательной формы выполнения профессионально-практических упражнений с контролем времени. Теория модульного обучения реализуется посредством применения различных практических упражнений (модулей) для формирования учебно-методической схемы практического занятия, исходя из темы занятия и необходимости формирования определенного набора практических умений и навыков. Дидактические принципы теорий контекстного и игрового обучения направлены на развитие профессиональных, физических и психологических качеств через вы-

полнение профессиональных задач посредством формирования у курсантов внешних и внутренних мотивов к активному обучению в соответствии с теорией развития мотивации.

Рассмотренные педагогические теории взаимно дополняют друг друга, позволяя на их теоретической базе спроектировать научно-обоснованную методику практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Результаты исследования

Предложенная методика обладает научной новизной, заключающейся прежде всего в комплексном формировании практических умений и навыков, развитию прикладных физических качеств и психологической устойчивости к неблагоприятным факторам пожара и сопутствующим ему проявлениям. Методика практической подготовки включает высокофункциональный тренинг профессиональных, физических и психологических качеств, проводимый в виде последовательного выполнения курсантами практических упражнений на индивидуальных и групповых этапах. Последовательный характер выполнения практических упражнений позволяет организовать непрерывный процесс практической подготовки курсантов в составе учебного взвода или курса, что повышает эффективность практического занятия и оптимизирует время учебного занятия и работу преподавателей. Особенностью предлагаемой методики является ее универсальный характер, позволяющий применять ее как в качестве тренинга, так и для контроля практических умений и навыков в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Развитие и совершенствование практических умений и навыков и прикладных физических качеств пожарных достигается последовательным выполнением в высоком темпе комплекса практических упражнений за ограниченный промежуток времени. Комплекс практических упражнений формируется исходя из времени его прохождения, установленного в 60 минут. Данное время определено с учетом статистики оперативного реагирования и тушения пожаров пожар-но-спасательными подразделениями, которое составляет для сельской местности — 61,1 мин., для города — 36,6 мин. [15, с. 95] Оперативное реагирование и тушение пожаров включают время прибытия на пожар, время тушение пожара, время ликвидации последствий пожара.

Время прибытия на пожар включает сбор, выезд по тревоге пожар-но-спасательного караула и следование к месту пожара. Тушение пожара включает прокладку магистральных и рабочих линий для подачи огнетушащих веществ, работу с пожарным стволом, направленную на ликвидацию открытого огня. Ликвидация последствий пожара включает разбор строительных и технологических конструкций, пролив-ку огнетушащими веществами мест, в которых возможно повторное загорание, сбор пожарно-технического оборудования и укладку его в пожарные автомобили. Работа на пожаре также включает разведку, поиск и спасение людей, проведение иных аварийно-спасательных работ. С учетом действий пожарно-спасательных подразделений при оперативном реагировании и тушении пожаров предлагаемая методика позволяет моделировать профессиональную деятельность пожарных в условиях образовательного процесса.

Предлагаемая методика предполагает модульный принцип формирования комплекса практических упражнений и нормативов, которые подбираются с учетом темы практического занятия. База практических упражнений и нормативов формируется по следующим дисциплинам основной образовательной программы по специальности 20.05.01 — пожарная безопасность:

- пожарно-строевая и спасательная подготовка;

- организация газодымозащитной службы;

- подготовка газодымозащитника;

- основы первой помощи;

- специальная пожарная и аварийно-спасательная техника;

- планирование и организация тушения пожаров;

- оперативно-тактические действия при тушении пожаров;

- организация и ведение аварийно-спасательных работ;

- пожарная тактика.

Данные дисциплины предназначены для формирования практических умений и навыков в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, в том числе направленных на развитие и поддержание физических и психологических качеств, необходимых пожарному для выполнения профессиональных задач.

Особенностью предлагаемой методики практической подготовки является последовательное усложнение выполняемых упражнений при переходе от индивидуальных к групповым и заканчивающихся

решением пожарно-тактической задачи, включающей непосредственное проведение аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях имитации реального пожара на объектах учебно-полигонной базы академии. На индивидуальном этапе практического занятия обучаемые демонстрируют индивидуальные навыки выполнения по-жарно-строевых нормативов, в том числе при работе с пожарно-тех-ническим оборудованием и аварийно-спасательным инструментом. На групповом этапе обучаемые выполняют практические упражнения в составе отделения или звена газодымозащитников, что позволяет тренировать слаженность пожарно-спасательных подразделений, формировать взаимовыручку и коллективную ответственность за выполнение поставленной задачи. Этап выполнения пожарно-такти-ческой задачи является наиболее сложным элементом практического занятия, который полностью моделирует реальный пожар и позволяет обучаемым продемонстрировать индивидуальные и коллективные практические умения и навыки, физические и психологические качества, а также навыки управления пожарно-спасательными подразделениями в процессе ликвидации пожара.

Особенностью предлагаемой методики является возможность формирования психологических качеств, умения реагировать и работать в условиях неопределенности, изменения обстановки и случайного развития событий, которые могут возникать в процессе ликвидации пожаров. Условия неопределенности реализуются посредством случайного формирования коллективов пожарно-спасательных подразделений (звеньев газодымозащитников, отделений и караулов) в процессе практического занятия. Например, формирование звеньев газодымо-защитников на групповом этапе осуществляется из курсантов, проходящих индивидуальный этап наиболее быстро. Командирами звеньев газодымозащитников назначаются курсанты, прибывшие первыми на участок формирования звена и выполнения упражнения группового этапа. Таким образом, курсанты до формирования пожарно-спасатель-ного подразделения не знают его состав и руководителя. С целью моделирования изменения обстановки или случайного развития событий на индивидуальном и групповых этапах может изменяться перечень выполняемых практических упражнений — как по количеству, так и по формам их выполнения. На участке выполнения пожарно-тактиче-ской задачи случайным образом формируются пожарно-спасательные

караулы из последовательно прибывающих отделений с группового этапа. Конкретная пожарно-тактическая задача, которую необходимо выполнить в составе пожарно-спасательного караула, выбирается назначенным начальником пожарно-спасательного караула случайным образом из нескольких разработанных вариантов. Варианты пожар-но-тактических задач разработаны исходя из перечня объектов учебно-полигонной базы академии, который включает объекты жилого, социально-бытового, производственного назначения или объектов транспортной инфраструктуры. Развитие обстановки в условиях пожара может протекать по различным сценариям, в том числе в зависимости от действий пожарно-спасательного караула. Слаженная и профессиональная работа курсантов, грамотные управленческие действия начальника пожарно-спасательного караула и командиров отделений позволят минимизировать случайный характер развития событий на пожаре, оперативно провести разведку пожара, спасти и эвакуировать людей, а также быстро локализовать и ликвидировать пожар.

Условия работы на пожаре требуют применения защитной боевой одежды и СИЗОД. Методика практического занятия предусматривает использование полного спектра защиты обучаемых от воздействия опасных факторов пожара. Курсанты выполняют практические упражнения индивидуального и групповых этапов в защитной боевой одежде и снаряжении. Групповой этап включает работу звеньев газо-дымозащитников в непригодной для дыхания среде в СИЗОД. Звенья газодымозащитников могут выполнять различные задачи, в том число поиск и эвакуацию пострадавших из зданий и сооружений учебно-полигонной базы в условиях сильного задымления и ограниченной видимости. Для формирования психологической и физической устойчивости к воздействию высоких температур групповой этап включает преодоление курсантами различных конструкционных элементов полосы психологической подготовки в СИЗОД в условиях воздействия огня и дыма. Для проведения разведки, поиска и спасения людей на этапе выполнения пожарно-тактической задачи курсанты также используют СИЗОД.

Выполнение практических упражнений, пожарно-строевых нормативов или проведения аварийно-спасательных работ в условиях пожара при решении пожарно-тактической задачи сопровождается использованием пожарно-технического оборудования и аварийно-спасатель-

ного инструмента, которые обладают значительной массой и требуют хорошей физической силы и выносливости при их применении, особенно при работе в СИЗОД в условиях задымления и высоких температур. Для моделирования условий работы на пожаре используются тренажерные комплексы учебно-полигонной базы академии. Например, для формирования навыков работы в ограниченном пространстве в комплекс упражнений практического занятия включается многофункциональный модульный тренажерный комплекс подготовки пожарных и спасателей к работе в ограниченном пространстве. Для тренировки навыков работы на высоте используется четырехэтажная учебная башня или пятиэтажное здание жилого назначения. Для тренировки навыков работы в условиях воздействия высоких температур используется тренажерные комплексы «Лава» или «Уголек», в которых температура окружающей среды достигает значений реального пожара.

Для усложнения прохождения индивидуального и групповых этапов применяется принцип штрафного круга, когда курсант, не сдавший норматив по пожарно-строевой подготовке или не выполнивший практическое упражнение за установленное время как индивидуально, так и в составе группы, направляется бегом на штрафную площадку для выполнения дополнительных упражнений, например приседаний, подтягиваний или скатывания рукавов. Курсанты, проходящие штрафные круги, теряют время на их преодоление, а также получают дополнительную физическую нагрузку, что в свою очередь мотивирует к качественному выполнению практических упражнений и пожар-но-строевых нормативов. Для каждого курсанта с момента старта на индивидуальном этапе и до момента финиша в составе пожарно-спа-сательного караула после выполнения пожарно-тактической задачи ведется учет времени. Для успешного прохождения индивидуального и групповых этапов практического занятия необходимо уложиться в 60 минут и получить не более двух штрафных кругов. По мере повышения профессиональной и физической подготовки курсантов может уменьшаться время контрольного прохождения или увеличиваться количество практических упражнений, которые курсант должен пройти в течение одного часа.

Заключение

Предложенная методика практической подготовки и контроля построена с учетом комплекса педагогических теорий, учитывает особенности профессиональной деятельности пожарных и направлена на развитие комплекса практических умений и навыков, физических и психологических качеств, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. В учебном процессе Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России данная методика практической подготовки активно применяется с 2018 года [10; 11; 16] и показала свою востребованность и эффективность. С целью дальнейшего совершенствования предложенной методики практической подготовки требуется расширение перечня практических упражнений (модулей) для формирования новых практических умений и навыков, совершенствования физических и психологических качеств, необходимых пожарным при выполнении профессиональных задач в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения на различных объектах.

Литература

1. Абрамов А. В., Ермилов А. В. Развитие психологических качеств начальника караула пожарной части у курсантов вузов МЧС России // Научный поиск. 2015. № 2.4. С. 5-6.

2. Аганов С. С. Физическая культура в подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России: монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2004. 137 с. 3.

3. Алексанин С. С., Бобринев Е. В., Евдокимов В. И. и др. Показатели профессионального травматизма и смертности у сотрудников государственной противопожарной службы России (1996-2015 гг.) // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2018. № 3. С. 5-25.

4. Болотин А. Э., Аганов С. С., Довженко М. С. Содержание педагогической модели формирования готовности курсантов вузов Государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности с использованием средств физической подготовки // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 3. С. 93-103.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

6. ГОСТ Р 53264-2009. Техника пожарная. Специальная защитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний. Национальный стандарт Российской Федерации // Техэксперт [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200072079 (дата обращения: 14.03.2019).

7. Грешных А. А., Шленков А. В., Зайкин Р. Г. Физическая подготовка спасателей в образовательных организациях МЧС России // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 4. С. 100-105.

8. Дыхательный аппарат со сжатым воздухом АП «Омега» [Электронный ресурс] // Промтехснаб [официальный сайт]. URL: https://www.promtehsnab63.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=181&catid=66&Itemid=184 (дата обращения: 14.03.2019).

9. Исаев В. А., Хоруженко А. Ф. Немедикаментозные средства и способы защиты сотрудников пожарно-спасательных подразделений МЧС России от вредных факторов среды и катастроф // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14, № 1 (51). С. 12-19.

10. Итоги практического пожарного теста (15.11.2018) [Электронный ресурс] // Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России [официальный сайт]. URL: http://www.edu-fire37.ru/gen_info/news/? ELEMENT_ID=2336 (дата обращения: 14.03.2019).

11. Итоги практического пожарного теста (07.02.2019) [Электронный ресурс] // Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России [официальный сайт]. URL: http://www.edu-fire37.ru/gen_info/news/? ELEMENT_ID=2431 (дата обращения: 14.03.2019).

12. Михайлова Л. А. Гигиенические и физиологические аспекты деятельности специалистов экстремальных профессий // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-8. С. 1626-1631.

13. Морозова Л. Б., Куфлина В. А. Эмоционально-волевая устойчивость к стрессовым воздействиям как профессионально важное качество сотрудников службы МЧС России // Концепт. 2015. № T13. С. 2821-2825.

14. Никитенко Н. А. Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2016. № 4 (28). С. 33-39.

15. Пожары и пожарная безопасность в 2015 году: статистический сборник / под общ. ред. А. В. Матюшина. М.: ВНИИПО, 2016. 124 с.

16. Практическая подготовка курсантов (20.01.2019) [Электронный ресурс] // Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России [официальный сайт]. URL: http://www.edu-fire37.ru/gen_info/news/? ELEMENT_ID=2410 (дата обращения: 14.03.2019).

17. Р 2.2.2006-05 Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда // Техэксперт [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200040973 (дата обращения: 14.03.2019).

18. Соколов Е. Е., Легошин М. Ю., Чистяков И. М. Условия профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России // Пожарная и аварийная безопасность: мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. Иваново: Ивановский институт ГПС МЧС России, 2012. 556 с.

19. Соколов Е. Е., Легошин М. Ю., Чистяков И. М. и др. Обоснование тестов и критериев профессионально-прикладной физической и психической подготовленности пожарных-газоды-мозащитников: монография. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. 94 с.

20. Сорокин Д. В., Никифоров А. Л., Шарабанова И. Ю. Исследование защитных свойств боевой одежды пожарного // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 2 (50). С. 140-146.

21. Сорокин Д. В., Никифоров А. Л., Шарабанова И. Ю. и др. К вопросу защиты пожарных от опасных тепловых воздействий // Современные пожаробезопасные материалы и технологии: сб. мат. Междунар. науч.—практ. конф., посв. Году гражд. обороны. 2017. С. 346-353.

22. Харин В. В., Стрельцов О. В., Рюмина С. И. Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности курсантов образовательных учреждений ГПС МЧС России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. Т. 1, № 8. С. 390-393.

23. Beach T. A. C., Frost D. M., McGill S. M. et al. Physical fitness improvements and occupational low-back loading — an exercise intervention study with firefighters // Ergonomics. 2014. Vol. 57 (5). P. 744-763. DOI: 10.1080/00140139.2014.897374.

24. Frost D. M., Beach T. A. C., Callaghan, J. P. et al. Exercise-based performance enhancement and injury prevention for firefighters: Contrasting the fitness- and movement-related adaptations to two training methodologies // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (9). P. 2441-2459. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000923.

25. Jahnke S. A., Poston W. S. C., Haddock C. K. et al. Firefighting and mental health: Experiences of repeated exposure to trauma // Work. 2016. Vol. 53 (4). P. 737-744. DOI: 10.3233/W0R-162255.

26. McDonough S. L., Phillips J. S., Twilbeck T. J. Determining Best Practices to Reduce Occupational Health Risks in Firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (7). P. 20412044. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000839.

27. Pawlak R., Clasey J. L., Palmer T. et al. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (3). P. 578-588. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000663.

28. Petruzzello S. J., Poh P. Y. S., Greenlee T. A. et al. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills // Stress and Health. 2016. Vol. 32 (4). P. 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620.

29. Psarros C., Theleritis C., Kokras N. et al. Personality characteristics and individual factors associated with PTSD in firefighters one month after extended wildfires // Nordic Journal of Psychiatry. 2018. Vol. 72 (1). P. 17-23. DOI: 10.1080/08039488.2017.1368703.

30. Stanley I. H., Hom M. A., Chu C. et al. Perceptions of Belongingness and Social Support Attenuate PTSD Symptom Severity Among Firefighters: A Multistudy Investigation // Psychological Services. American Psychological Association Inc. 2018. DOI: 10.1037/ser0000240.

FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS, PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF FIRE FIGHTERS

Training specialists for fire and rescue units of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (Ministry of Emergency Situations) is an important state task facing educational organizations of EMERCOM of Russia. The main task of the fire and rescue units is to carry out emergency rescue operations and extinguish fires at various residential, social, industrial and other purposes in order to preserve the life and health of citizens and reduce material damage from fires. The quality of training in the field of fire safety requires the improvement of practical training methods in the field of rescue and fire fighting.

Purpose of the article. The main purpose of the article is to study the characteristics of firefighters' professional activities under the conditions of exposure to dangerous fire factors and to present the developed methodology of practical training in the field of emergency rescue and fire fighting aimed at developing practical skills and physical and psychological qualities of the future officer of the State Fire Service.

Methodology of research and pedagogical theories. The method of practical training has been developed taking into account the practical activities of the fire and rescue units in the field of rapid response and fire fighting. The proposed methodology is based on the method of modeling professional activities in the field of rescue and fire fighting, used for training through the theory of contextual training.

Results of the study. The developed method of practical training is characterized by the complex formation of professional skills and abilities, physical and psychological qualities of students. The technique allows you to organize a continuous process of practical training for any number of trainees, which increases the efficiency of practical training and optimizes the time of the training session and the work of the teacher. The peculiarity of the technique is its universal character, which allows its use for training practical skills and abilities, physical and psychological qualities of trainees, which are necessary for carrying out emergency rescue operations and fire fighting, as well as for their control.

Conclusion. The method of practical training contributes to the formation of the motivation of trainees to master professional skills and skills, increases the level of professional training of future officers of the fire and rescue units of the State Fire Service of EMERCOM of Russia.

Keywords: methods of practical training, rescue and fire fighting, professional skills, physical qualities, psychological qualities, motivation of students.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Abramov A. V., Ermilov A. V. Razvitie psihologicheskih kachestv nachal'nika karaula pozharnoj chasti u kursantov vuzov MChS Rossii // Nauchnyj poisk. 2015. № 2.4. S. 5-6. [In Rus].

• Aganov S. S. Fizicheskaya kul'tura v podgotovke i deyatel'nosti sotrudnikov GPS MChS Rossii: mono-grafiya. SPb.: Sankt-Peterburgskij institut GPS MChS Rossii, 2004. 137 s. [In Rus].

• Aleksanin S. S., Bobrinev E. V., Evdokimov V. I. i dr. Pokazateli professional'nogo travmatizma i smert-nosti u sotrudnikov gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby Rossii (1996-2015 gg.) // Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. 2018. № 3. S. 5-25. [In Rus].

• Beach T. A. C., Frost D. M., McGill S. M. et al. Physical fitness improvements and occupational low-back loading — an exercise intervention study with firefighters // Ergonomics. 2014. Vol. 57 (5). P. 744-763. DOI: 10.1080/00140139.2014.897374.

• Bolotin A. E., Aganov S. S., Dovzhenko M. S. Soderzhanie pedagogicheskoj modeli formirovaniya go-tovnosti kursantov vuzov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii k professional'noj deyatel'nosti s ispol'zovaniem sredstv fizicheskoj podgotovki // Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. 2015. № 3. S. 93-103. [In Rus].

• Dyhatel'nyj apparat so szhatym vozduhom AP «Omega» [Elektronnyj resurs] // Promtekhsnab [oficial'nyj sajt]. URL: https://www.promtehsnab63.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=181&catid=66&Itemid=184 (data obrashcheniya: 14.03.2019). [In Rus].

• Frost D. M., Beach T. A. C., Callaghan, J. P. et al. Exercise-based performance enhancement and injury prevention for firefighters: Contrasting the fitness- and movement-related adaptations to two training methodologies // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (9). P. 2441-2459. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000923.

• GOST R53264-2009. Tekhnika pozharnaya. Special'naya zashchitnaya odezhda pozharnogo. Obshchie tekhnicheskie trebovaniya. Metody ispytanij. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii // Tekhekspert [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200072079 (data obrashcheniya: 14.03.2019). [In Rus].

• Greshnyh A. A., Shlenkov A. V., Zajkin R. G. Fizicheskaya podgotovka spasatelej v obrazovatel'nyh or-ganizaciyah MChS Rossii // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2016. № 4. S. 100-105. [In Rus].

• Harin V. V., Strel'cov O. V., Ryumina S. I. Psihologicheskie osobennosti gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij GPS MChS Rossii // Pozharnaya bezopasnost': problemy i perspektivy. 2017. T. 1, № 8. S. 390-393.

• Isaev V. A., Horuzhenko A. F. Nemedikamentoznye sredstva i sposoby zashchity sotrudnikov pozhar-no-spasatel'nyh podrazdelenij MChS Rossii ot vrednyh faktorov sredy i katastrof // Tekhnologii grazh-danskoj bezopasnosti. 2017. T. 14, № 1 (51). S. 12-19. [In Rus].

• Itogi prakticheskogo pozharnogo testa (15.11.2018) [Elektronnyj resurs] // Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MChS Rossii [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/? ELEMENT_ID=2336 (data obrashcheniya: 14.03.2019). [In Rus].

• Itogi prakticheskogo pozharnogo testa (07.02.2019) [Elektronnyj resurs] // Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MChS Rossii [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/? ELEMENT_ID=2431 (data obrashcheniya: 14.03.2019). [In Rus].

• Jahnke S. A., Poston W. S. C., Haddock C. K. et al. Firefighting and mental health: Experiences of repeated exposure to trauma // Work. 2016. Vol. 53 (4). P. 737-744. DOI: 10.3233/WOR-162255.

• McDonough S. L., Phillips J. S., Twilbeck T. J. Determining Best Practices to Reduce Occupational Health Risks in Firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (7). P. 2041-2044. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000839.

• Mihajlova L. A. Gigienicheskie i fiziologicheskie aspekty deyatel'nosti specialistov ekstremal'nyh pro-fessij // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 10-8. S. 1626-1631. [In Rus].

• Morozova L. B., Kuflina V. A. Emocional'no-volevaya ustojchivost' k stressovym vozdejstviyam kak professional'no vazhnoe kachestvo sotrudnikov sluzhby MChS Rossii // Koncept. 2015. № T13. S. 2821-2825. [In Rus].

• Nikitenko N. A. Individual'nyj podhod k psihologicheskoj podgotovke pozharnyh // Chrezvychajnye situacii: promyshlennaya i ekologicheskaya bezopasnost'. 2016. № 4 (28). S. 33-39. [In Rus].

• Pawlak R., Clasey J. L., Palmer T. et al. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29 (3). P. 578-588. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000663.

• Petruzzello S. J., Poh P. Y. S., Greenlee T. A. et al. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills // Stress and Health. 2016. Vol. 32 (4). P. 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620.

• Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2015 godu: statisticheskij sbornik / pod obshch. red. A. V. Matyushina. M.: VNIIPO, 2016. 124 s. [In Rus].

• Prakticheskaya podgotovka kursantov (20.01.2019) [Elektronnyj resurs] // Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MChS Rossii [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.edufire37.ru/gen_info/ news/? ELEMENT_ID=2410 (data obrashcheniya: 14.03.2019). [In Rus].

• Psarros C., Theleritis C., Kokras N. et al. Personality characteristics and individual factors associated with PTSD in firefighters one month after extended wildfires // Nordic Journal of Psychiatry. 2018. Vol. 72 (1). P. 17-23. DOI: 10.1080/08039488.2017.1368703.

• R2.2.2006-05 Gigiena truda. Rukovodstvo po gigienicheskoj ocenke faktorov rabochej sredy i trudo-vogo processa. Kriterii i klassifikaciya uslovij truda // Tekhekspert [Elektronnyj resurs]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200040973 (data obrashcheniya: 14.03.2019). [In Rus].

• Sokolov E. E., Legoshin M. Yu., Chistyakov I. M. Usloviya professional'noj deyatel'nosti sotrudnika GPS MChS Rossii // Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost': mat. VII Mezhdunar. nauch.—prakt. konf. Ivanovo: Ivanovskij institut GPS MChS Rossii, 2012. 556 s. [In Rus].

• Sokolov E. E., Legoshin M. Yu., Chistyakov I. M. i dr. Obosnovanie testov I kriteriev professional'no-prikladnoj fizicheskoj i psihicheskoj podgotovlennosti pozharnyh-gazodymozashchitnikov: mono-grafiya. Ivanovo: Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MChS Rossii, 2017. 94 s. [In Rus].

• Sorokin D. V., Nikiforov A. L., SharabanovaI. Yu. Issledovanie zashchitnyh svojstv boevoj odezhdy pozharnogo // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2017. № 2 (50). S. 140-146. [In Rus].

• Sorokin D. V., Nikiforov A. L., Sharabanova I. Yu. i dr. K voprosu zashchity pozharnyh ot opasnyh teplovyh vozdejstvij // Sovremennye pozharobezopasnye materialy i tekhnologii: sb. mat. Mezhdunar. nauch.—prakt. konf., posv. Godu grazhd. oborony. 2017. S. 346-353. [In Rus].

• Stanley I. H., Hom M. A., Chu C. et al. Perceptions of Belongingness and Social Support Attenuate PTSD Symptom Severity Among Firefighters: A Multistudy Investigation // Psychological Services. American Psychological Association Inc. 2018. DOI: 10.1037/ser0000240.

• Verbickij A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod: metodicheskoe posobie. M.: Vysshaya shkola, 1991. 207 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.