УДК 378.6:355 ББК Ц439.9(2Рос)
ГСНТИ 14.35.С
Код ВАК 13.00.08
Ермилов Алексей Васильевич,
аспирант, Шуйский государственный пеагогический униыверситет; преподаватель, кафедра пожарной тактики, УНК «Пожаротушение», Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России; 153045, г. Иваново, проспект Строителей, 33; e-mail: [email protected].
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ НА БАЗЕ УЧЕБНЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учебная практика; учебный центр; спасательный центр; профессиональное развитие; индивидуально-личностные качества; алгоритм.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрено профессиональное развитие курсантов и его взаимосвязь с совершенствованием их индивидуально--личностных качеств на базе учебных и спасательных центров МЧС России в процессе учебной практики при применении разработанного нами алгоритма обучения. Рассматривается порядок проведения практических занятий на базе учебных и спасательных центров МЧС России, при которых каждый курсант из числа личного состава учебного курса проходит обучение в руководящей должности. Также раскрыта особенность взаимосвязи теоретически пройденного материала по профессиональным дисциплинам с практическими занятиями. Раскрываются различные виды профессиональной деятельности всех участников тушения пожара (начальника караула, начальника аварийно-спасательного расчета, командира отделения, постового на посту безопасности, газодымозащитника, пожарного и спасателя и других), которые курсанты выполняют на базе учебных и спасательных центров. Предложена анкета оценки навыков, знаний и умений, характеризующих профессиональную компетентность молодого специалиста в области пожаротушения. На основе выполненных исследований сделан вывод об эффективности проведения практических занятий на базе учебных и спасательных центров МЧС России и их влиянии на уровень сформированности индивидуально-личностных качеств курсантов.
Ermilov Aleksey Vasilievich
Post-graduate Student of Shuya State Pedagogical University, Shuya, Russia; Assistant Lecturer of Department of Fire Tactics, Composition of "Firefighting", Ivanovo Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ivanovo, Russia.
PERFECTION OF INDIVIDUAL-PERSONAL QUALITIES OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA DURING PRACTICE AT BASIC TRAINING AND RESCUE CENTERS
KEY WORDS: practice; training center; rescue center; professional development; individual-personal qualities; algorithm.
ABSTRACT. The article deals with the problem of professional development of cadets and its relationship with improvement of their individual-personal qualities at training and rescue centers of EMERCOM of Russia during practice by using a training algorithm, specially developed by the author. The article considers the order of practical exercises at the base training and rescue centers of Russian Emergency Situations Ministry in which each cadet of the given year of study takes a course of training in a managerial position. The article also dwells on the relationship the theoretically studied material in professional disciplines with practical lessons. The author describes various types of professional activities of all participants in extinguishing fire (chief of the guard, head of rescue team, fire squad leader, firefighter on entry control point, smoke diver, fire-fighters and rescuers, etc.) which cadets perform at training and rescue centers. The article contains a questionnaire assessing skills, knowledge and abilities that characterizes the professional competence of young specialists in the field of firefighting. As a result of the undertaken study the author comes to the conclusion about the effectiveness of practical lessons conducted at training and rescue centers of EMERCOM of Russia and their influence on the level of individual-personal qualities of cadets.
Сг
шасание людей в случае угрозы их /жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки во многом зависит от профессиональной подготовки сотрудников пожарной охраны и связано с совершенствованием организации подготовки подразделений, методов обучения и воспитания личного состава. Поэтому в процессе профессионального обучения необходимо применять такой педагогический принцип, как взаимосвязь теоретиче-
ски пройденного материала по профессиональным дисциплинам с практическими занятиями на базах учебных и спасательных центров МЧС России.
Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Э. Ф. Зеера, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на про-
© Ермилов А. В., 2015
ектирование концепции оказали работы А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова,
С. Н. Чистяковой [1; 2; 3; 15].
Проблему надежности деятельности всех участников тушения пожара в экстремальных ситуациях широко раскрыл А. П. Самонов.
Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда.
Е. А. Климов подчеркивал, что профессионально важные качества и уровень профессиональной подготовки формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, является динамичным и многоуровневым процессом, который состоит из трех основных этапов профессионально ориентированной периодизации [8, с. 58-61]:
1) стадия оптации (12-17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года) - овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
3) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсионного возраста) - вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
Для нас представляет интерес вторая стадия, выделенная Е. А. Климовым, так как многолетний путь подготовки профессионала противопожарной службы начинается с момента поступления подростка в вузы МЧС России на стадии профессиональной подготовки. С курсантом происходят существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности, есть здесь и свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала [8, с. 91].
В это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, для успешного «профессионального старта». Развиваются профессионал ь-но важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимае-
мая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем [8, с. 92].
Условия профессиональной деятельности пожарных представляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.
На протяжении пяти лет курсанты Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России проходят учебную практику в «Ногинском спасательном центре» и учебном центре академии «Бибирево». Практика раскрывает для курсантов все виды профессиональной деятельности пожарных и формирует у них представления о сложности обстановки на пожарах, знания, навыки, умения и индивидуально-личностные качества, необходимые в их дальнейшей служебной деятельности. Курсанты находятся в ситуации, когда обязаны в любое время суток и в любую погоду находиться в постоянной готовности к ведению действий по тушению условного пожара на учебных местах при проведении практических занятий и пожарно-тактических учений.
Специфической особенностью деятельности курсантов на практическом выезде является то, что работа личного состава учебного курса является коллективной. Она обусловливает необходимость высокой сплоченности коллектива, формирует у курсантов чувства коллективизма, готовности к активным совместным действиям по тушению пожаров [4, с. 69-70].
Обучаемый при проведении таких сложных практических занятий проявляет себя одновременно с двух позиций. Во-первых, это полноценная сформировавшаяся личность, и ее индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала [9, с. 19]. Характеристика человека как индивида определяется его биологическими особенностями: наследственностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Во-вторых, курсант назначается руководителем тушения пожара, начальником тыла, оперативного штаба пожаротушения и участником тушения пожара, выполняющего обязанности начальника караула, командиром отделения, начальником ава-
рийно-спасательного расчета, постовым на посту безопасности газодымозащитной службы, командиром звена газодымозащитной службы, газодымозащитником, ствольщиком (подствольщиком), пожарным, спасателем [11, п. 4.3].
А. П. Самонов распределил для каждого участника тушения пожара наиболее подходящие для него личностные качества [13, с. 274-293, 300-311]. Для начальника караула (руководителя тушения пожара), командира отделения, начальника аварийно-спасательного расчета необходимы волевые, коммуникативные, мыслительные качества и наблюдательность. В эти группы входят следующие индивидуально-личностные качества: смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, профессиональная наблюдательность, способность к быстродействию в условиях дефицита времени, умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановке вопроса), способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, способность к длительному сохранению высокой активности, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи, склонность к риску, умение дать объективную оценку действиям других людей, быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных действий, способность к разрешению проблем (своих и чужих), умение делать выводы из противоречивой информации.
Постовым на посту безопасности, командиром звена газодымозащитной службы, газодымозащитником должны быть лица, склонные к риску, с сильной нервной системой, нетревожные, уравновешенные.
Для ствольщика (подствольщика), пожарного, спасателя являются определяющими индивидуально-личностные качества профессиональной успешности, сила нервной системы, нетревожность, склонность к риску, эмоциональная устойчивость и качества, способствующие психологической совместимости (коллективизма).
Все эти значимые качества совершенствуются у курсантов в процессе изучения специальных дисциплин учебно-научного комплекса «Пожаротушение» на базах учебных и спасательных центров МЧС России. На практических занятиях мы применяем взятые за основу и переработанные алгоритмы действий руководителя тушения пожара, разработанные А. М. Матвейкиным [10, с. 36-37] и М. И. Богдановым, В. Ю. Кокоревым, В. А. Луговкиным [5, с. 4-5], Ю. С. Шойгу [12, с. 258-260]. Применяемый нами алгоритм включает все этапы тушения пожара и позволяет увидеть недочеты в подготовке курсантов, выделить главные цели занятий, тот объем и соотношение теоретического материала и практических навыков, без овладения которым сотрудник противопожарной службы не может быть допущен к самостоятельному руководству основными действиями подразделений пожарной охраны (рис. 1).
Практика показывает, что на занятии (4 часа) одновременно могут заниматься 29 человек, за одно развертывание сил и средств в роли должностных лиц и участвуют 12 курсантов (РТП-1, РТП-2, НШ, НТ и КО). В зависимости от численности переменного состава учебного курса преподаватели заменяют обучаемых согласно этому алгоритму, пока каждый не пройдет обучение в руководящей должности.
Начальник караула возглавляет отделения, назначенные преподавателем из числа курсантов, согласно табелю расчета, в зависимости от вида и модификации пожарного автомобиля. Старшим курсам предоставляется возможность самостоятельного распределения личного состава учебного курса по отделениям. В ходе проведения занятия он должен проводить разведку, определять сложность пожара, решающее направление, проводить спасательные работы и управлять отделениями.
Командир отделения и начальник аварийно-спасательного расчета руководят курсантами, закрепленными за их пожарными и аварийно-спасательными автомобилями, они спасают людей, устанавливают автомобили на водоисточник, указывают количество и виды стволов, позиции ствольщиков, места установки аварийно-спасательного оборудования.
Рисунок 1. Алгоритм проведения практического занятия
Постовой на посту безопасности рассчитывает время нахождения курсантов в задымленном помещении (метрополитене, фюзеляже самолета, железнодорожном ва-
гоне и т. д.). Командир звена газодымоза-щитной службы оказывает помощь пострадавшим в непригодной для дыхания среде. Газодымозащитник осуществляет работу в
задымленной токсичнои среде, в условиях высоких температур, угрозы взрывов и обрушений, на высотах и в подвалах, при ликвидации производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф. При этом приходится выполнять действия, требующие максимального физического и психического напряжения. Выполняя задачу, га-зодымозащитники зачастую действуют в условиях дефицита времени, в непрерывно меняющейся обстановке, при наличии многочисленных стресс-факторов, вызывающих психическую напряженность.
Ствольщик (подствольщик) выполняет задачу по подаче огнетушащих веществ на позиции. Пожарный непосредственно осуществляет работы по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ. Спасатель непосредственно осуществляет аварийно-спасательные работы на пожаре.
Для оценки эффективности применения учебной практики на базе учебных и спасательных центров МЧС России нами был предложена анкета оценки навыков, знаний и умений, характеризующих профессиональную компетентность молодого специалиста в области пожаротушения по следующим критериям:
- общекультурная компетентность: способность к критическому мышлению, принятию нестандартных решений и аргументированному отстаиванию своих решений, способность самостоятельно работать и принимать решения, владение навыками публичных выступлений, дискуссий;
- общая профессиональная компетентность: способность использовать базовые
теоретические знания для решения профессиональных задач;
- в области производственно-технологической деятельности: способность осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и ведение действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, способность руководить действиями подразделения пожарной охраны по тушению пожаров и осуществлению аварийно-спасательных работ с применением сил и средств, в том числе и газо-дымозащитной службы, готовность организовывать тушение пожаров различными методами и способами, осуществлять аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий ЧС, знание конструкции и технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, умение практической работы на основной пожарной и аварийно-спасательной технике, знание организации пожаротушения, тактических возможностей пожарных подразделений на основных пожарных автомобилях, специальной технике.
В качестве экспериментального курса выступали курсанты четвертого года обучения факультета «Техносферная безопасность». Преподаватели учебно-научного комплекса «Пожаротушение» оценивали уровень профессионализма у курсантов на третьем и четвертом курсе по мере прохождения обучения в «Ногинском спасательном центре». Для проведения занятий привлекался всегда разный преподавательский состав, это позволило нам получить более достоверные результаты (рис. 2).
шиша
Рисунок 2. Развитие профессионализма у курсантов четвертого года обучения
Собранные в течение двухлетнего эксперимента данные показали, что практические выезды в процессе учебной практики на базе учебных и спасательных центров более всего продуктивно формируются навыки практической работы на основной пожарной и аварийно-спасательной технике. Такие результаты напрямую зависят от количества пожарных автомобилей различных модификаций, привлекаемых для занятий, и возможности закрепления теоретических знаний на практике при развертывании сил и средств. Далее идет способность оценивать оперативно-тактическую обстановку, вести действия по тушению пожаров и знание тактических возможностей пожарных подразделений. На третьем месте, на наш взгляд, находится самая нужная и сложная способность руководить действиями подразделений с применением соответствующих сил и средств. Со временем курсанты начинают понимать всю слож-
ность тушения пожаров. Сначала преподаватели представляют для них занятия в виде несложной игры, где все роли распределены и поставлена единая задача. На втором и третьем выезде они оцениваются как полноценные участники тушения пожара, темп проведения занятия увеличиваются, постоянно поступают новые вводные при развертывании сил и средств, они чувствуют на себе весь груз ответственности за предпринятые действия и защищают их на разборе после его проведения.
Таким образом, занятия на базе учебных и спасательных центров МЧС России являются действенной формой подготовки, обеспечивают высокий уровень развития профессионализма и личностных качеств, что помогает курсантам эффективно решать профессиональные задачи в экстремальных условиях при самостоятельном руководстве тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль 1991.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М. : Директ-Медиа Паблишинг, 2008.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека : учебник. М. : АКАДЕМИЯ, 2010.
4. Белорожев О. Н. Подготовка курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях при изучении дисциплины «Пожарная тактика» / / Научный поиск. 2014. № 2.2. С. 69-72.
5. Богданов М. И., Кокорев В. Ю., Луговкин В. А. Действие сил и средств на пожаре : учеб. пособие. Ч 2. СПб. : Санкт-Петерб. ин-т повышения квалификации работников МВД РФ (СПбИПК МВД РФ), 1996.
6. Боровых А. С., Логинов К. Г. , Чейда И. И. Формирование у курсантов профессионально значимых качеств личности. Иваново : ИПТУ МВД России, 1998.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.
8. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учебник для вузов. М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
9. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации // Педагогика и психология. 1983. № 2. С. 19-20.
10. Матвейкин А. М. Алгоритм обучения / / Пожарное дело. 1989. № 6. С. 36-37.
11. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
12. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред. Ю. С. Шойгу. М. : Смысл, 2007.
13. Самонов А. П. Психология для пожарных: Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь, 1999.
14. Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных. М. : Стройиздат. 1982.
15. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М. : Логос, 2002.
LITERATURE
1. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni. M. : Mysl' 1991.
2. Anan'ev B. G. Lichnost', sub"ekt deyatel'nosti, individual'nost'. M. : Direkt-Media Pablishing, 2008.
3. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka : uchebnik. M. : AKADEMIYa, 2010.
4. Belorozhev O. N. Podgotovka kursantov vuzov MChS Rossii k aktivnomu vzaimodeystviyu v chrezvy-chaynykh situatsiyakh pri izuchenii distsipliny «Pozharnaya taktika» / / Nauchnyy poisk. 2014. № 2.2. S. 69-72.
5. Bogdanov M. I., Kokorev V. Yu., Lugovkin V. A. Deystvie sil i sredstv na pozhare : ucheb. posobie. Ch 2. SPb. : Sankt-Peterb. in-t povysheniya kvalifikatsii rabotnikov MVD RF (SPbIPK MVD RF), 1996.
6. Borovykh A. S., Loginov K. G. , Cheyda I. I. Formirovanie u kursantov professional'no znachimykh ka-chestv lichnosti. Ivanovo : IPTU MVD Rossii, 1998.
7. Zeer E. F. Psikhologiya professiy : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M. : Akademicheskiy Proekt ; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2003.
8. Klimov E. A. Vvedenie v psikhologiyu truda : uchebnik dlya vuzov. M. : Kul'tura i sport, YuNITI, 1998.
9. К11шоу Е. А. Psikhologo-pedagogicheskie ргоЫешу рго£е881опа1'поу коп8и1Ча18и // Pedagogi-ka 1 рв1к-hologiya. 1983. № 2. S. 19-20.
10. Ма1л«укт А. М. А^огИт oЪucheniya // Pozharnoe delo. 1989. № 6. S. 36-37.
11. Рг1каг MChS RF о1 31 таГ:а 2011 g. № 156 «ОЪ utverzhdenii Poryadka tusheniya ро7Ьагоу podrazde-1eniyaшi pozharnoy okhrany».
12. Psikho1ogiya ekstreшa1'nykh situatsiy d1ya spasate1ey i pozharnykh / pod obshchey red. Уи. 8. Shoygu. М. : Sшys1, 2007.
13. Samonov А. Р. Psikho1ogiya d1ya pozharnykh: Psikho1ogicheskie osnovy podgotoyki pozharnykh k deya-te1'nosti У ekstreшa1'nykh us1oviyakh. Perш', 1999.
14. Saшonoy А. Р. Psikho1ogicheskaya podgotoyka pozharnykh. М. : Stroyizdat. 1982.
15. Shadrikov V. Б. Vyedenie У psikho1ogiyu: eшotsii i chuystya. М. : Logos, 2002.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Н. Волкова.