Научная статья на тему 'Основные мотивы выбора и приобретения профессии курсантами образовательных учреждений Воздушно-космических сил Российской Федерации'

Основные мотивы выбора и приобретения профессии курсантами образовательных учреждений Воздушно-космических сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MARKETING RESEARCH / МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION MARKETING / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ АБИТУРИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ ВОЕННОЙ ПРОФЕССИИ / MODEL OF THE ENTRANT'S BEHAVIOR IN THE CHOICE OF MILITARY PROFESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронов Александр Александрович, Гарьковенко Вероника Эдуардовна, Филин Дмитрий Васильевич

Дефицит абитуриентов, снижение количества поступающих, низкая удовлетворенность процессом обучения и полученным высшим образованием все это современные реалии российской образовательной системы. В то же время образовательные учреждения Воздушно-Космических сил Вооруженных сил Российской Федерации, используя более широкий в сравнении со стандартными образовательными технологиями спектр патриотических образов, а также проводя непрерывный мониторинг степени удовлетворенности курсантов выбранной специальностью, обеспечивают качественно более высокий профессиональный, моральный и патриотический уровень выпускников. Раскрытию специфики модели поведения абитуриентов при выборе военной профессии, а также ее модификации в ходе обучения посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронов Александр Александрович, Гарьковенко Вероника Эдуардовна, Филин Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Motives for Choosing and Acquiring a Profession by the Cadets of the Russian Federation Aerospace Forces Educational Institutions

The shortage of entrants, the decrease in the number of applicants, the low level of satisfaction with the learning process and the higher education received are all modern realities of the Russian educational system. At the same time, the educational institutions of the Russian Federation Aerospace Forces, using a wider range of patriotic images in comparison with standard educational technologies, and also continuously monitoring the degree of satisfaction of cadets with the chosen specialty, provide a qualitatively higher professional, moral and patriotic level of graduates. The article is devoted to the disclosure of the specifics of the model of the behavior of entrants in the selection of the military profession, as well as its modification in the course of training.

Текст научной работы на тему «Основные мотивы выбора и приобретения профессии курсантами образовательных учреждений Воздушно-космических сил Российской Федерации»

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ВЫБОРА И ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИИ КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронов Александр Александрович,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и торгового дела, Кубанский

государственный университет; 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская 149

voronov.a@mail.ru

Гарьковенко Вероника Эдуардовна,

преподаватель кафедра экономики предприятия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Краснодарский филиал; 350002, г. Краснодар, ул. Садовая, 23 garkovenko_v@mail.ru

Филин Дмитрий Васильевич,

соискатель кафедры менеджмента и торгового дела, Краснодарский кооперативный институт (филиал) АНОО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»; 350015, г. Краснодар, ул. им. Митрофана Седина, 168/1 dmytriy.filin@mail.ru

Дефицит абитуриентов, снижение количества поступающих, низкая удовлетворенность процессом обучения и полученным высшим образованием - все это современные реалии российской образовательной системы. В то же время образовательные учреждения Воздушно-Космических сил Вооруженных сил Российской Федерации, используя более широкий в сравнении со стандартными образовательными технологиями спектр патриотических образов, а также проводя непрерывный мониторинг степени удовлетворенности курсантов выбранной специальностью, обеспечивают качественно более высокий профессиональный, моральный и патриотический уровень выпускников. Раскрытию специфики модели поведения абитуриентов при выборе военной профессии, а также ее модификации в ходе обучения посвящена данная

Ключевые слова: маркетинговые исследования; маркетинг образования; модель поведения абитуриента при выборе военной профессии.

Для качественной оценки процесса создания патриотического образа в выборе профессии профессионального военного было проведено полевое исследование основных социально-демографических параметров и патриотических образов выбора будущей специальности обучающимися (курсантами) высших военных учебных заведений Воздушно-космических сил Вооруженных Сил Российской Федерации (ВКС ВС), а также был определен текущий и прогнозируемый уровень их удовлетворенности выбранной профессией.

Цель исследования: дать оценку эффективности деятельности

по созданию патриотического образа в выборе профессии, связанной со службой в ВКС ВС, сточки зрения субъектов, непосредственно проходящих обучение в ведущих авиационных высших военных учебных заведениях Воздушно-космических сил.

Задачи исследования: а) проведение анализа социально-демографических данных (параметров), исследование основных патриотических образов выбора специальности анкетируемыми респондентами с целью определения отношения к выбранной профессии, связанной со службой в ВКС ВС Российской Феде-

рации (как на летных, так и на не летных должностях);

б) исследование основных факторов и причин, влияющих на выбор специальности [1], связанной со службой в ВКС ВС абитуриентами высших военных авиационных училищ в современных условиях;

в) исследование мнения респондентов о текущем уровне удовлетворенности процессом обучения в высшем военном авиационном училище и перспективах службы в строевых частях Воздушно-космических сил в соответствии с профессиональным предназначением.

Метод исследования — структурированное анонимное анкетирование респондентов — обучающихся различных курсов(возрастных групп) ведущих авиационных высших военных учебных заведений Воздушно-космических сил из разных регионов Российской Федерации, а именно:

♦ Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», (г. Воронеж, Воронежская область);

♦ филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных

сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», (г. Челябинск, Челябинская область);

♦ Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (г. Краснодар, Краснодарский край). Период проведения исследования: июль-сентябрь 2017 года.

В соответствии с исследовательскими возможностями отбор анкетируемых респондентов составил минимально необходи-

мое статистически значимое число — по 100 обучающихся каждого факультета, определенного для проведения научных исследований.

Обобщенные количественные показатели респондентов, которые приняли непосредственное участие в проводимом авторском опросе, представлены в таблицах 1 и 2.

С целью изучения территориальной принадлежности поступающих в высшие военные учебные заведения Воздушно-космических сил абитуриентов был проведен

Таблица 1

Количественные показатели обучающихся высших военных учебных заведений (ВВУЗ) Воздушно-космических сил (ВКС) Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемых к анкетированию

№ п/п Наименование высшего военного учебного заведения (факультета) Воздушно-космических сил Профиль обучения в ВВУЗе ВКС Привлекаемые к анкетированию курсы обучения в ВВУЗе ВКС Количество обучающихся, привлекаемых к анкетированию (кол-во чел.)

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск)

2 курс 47

1 1 факультет Летный 4 курс 25

(подготовки штурманов) 5 курс 28

Всего: 100 обучающихся

2 факультет (боевого управления авиацией и управления воздушным движением) 1 курс 21

2 Не летный 2 курс 25

4 курс 54

Всего: 100 обучающихся

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (г. Краснодар)

1 авиационный факультет (базовой подготовки) 2 курс 50

3 Летный 3 курс 50

Всего: 100 обучающихся

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

2 курс 26

4 1 факультет Не летный 3 курс 44

(гидрометеорологический) 5 курс 30

Всего: 100 обучающихся

К анкетированию привлекались: Итого: 400 обучающихся

Таблица 2

Обобщенные характеристики количественной принадлежности респондентов

№ п/п Курс обучения респондентов в высших военных учебных заведениях Воздушно-космических сил Респонденты, привлекаемые к анкетированию

Количество человек % (от общего количества респондентов - 400 чел.)

1 1 курс обучения 21 5,3

2 2 курс обучения 148 37,0

3 3 курс обучения 94 23,5

4 4 курс обучения 79 19,7

5 5 курс обучения 58 14,5

анализ проживания анкетируемых респондентов в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.

Количественные показатели административно-территориальной принадлежности проживания семей анкетируемых респондентов

на момент поступления в авиационное училище представлен в таблицах 3 и 4.

Наибольшее количество респондентов на момент поступления в авиационные училища проживали в Центральном и Уральском федеральных округах Российской

Федерации (по 95 человек, по 23,7%), а также в Южном федеральном округе (92 чел., 23%). При этом необходимо обратить внимание на то, что наименьшее количество абитуриентов поступили из Дальневосточного (17 чел., 4,3%), Северо-Кавказского (11 чел., 2,8%)

Таблица 3

Показатели административно-территориальной принадлежности проживания абитуриентов, поступающих в высшие военные учебные заведения Воздушно-космических сил Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемых к анкетированию

Федеральный округ РФ / Субъект РФ 1* 2* 3* 4* Всего Федеральный округ РФ / Субъект РФ 1* 2* 3* 4* Всего

Кол-во чел. Кол-во чел. Кол-во чел. Кол-во чел. Кол-во чел. % Кол-во чел. Кол-во чел. Кол-во чел. Кол-во чел. Кол-во чел. %

1. Центральный федеральный округ 5. Приволжский федеральный округ

Воронежская область 4 1 3 26 34 35,8 Республика Башкортостан 5 2 3 0 10 19,2

Московская область 3 5 7 4 19 20,0 Саратовская область 4 0 2 3 9 17,3

Липецкая область 0 0 2 8 10 10,5 Оренбургская область 3 3 1 1 8 15,4

Тамбовская область 0 1 1 6 8 8,4 Кировская область 1 5 1 1 8 15,4

Курская область 1 0 2 3 6 6,3 Республика Удмуртия 2 1 0 0 3 5,8

Белгородская область 0 1 0 3 4 4,2 Пензенская область 1 0 2 0 3 5,8

Тверская область 1 0 2 0 3 3,1 Самарская область 0 2 1 0 3 5,8

Брянская область 0 0 0 3 3 3,1 Пермский край 2 0 0 1 3 5,8

Ивановская область 0 2 0 0 2 2,1 Ульяновская область 0 0 1 1 2 3,8

Орловская область 0 0 0 2 2 2,1 Республика Марий Эл 0 0 1 0 1 1,9

Владимирская область 0 0 1 0 1 1,1 Нижегородская область 0 0 1 0 1 1,9

Рязанская область 0 0 1 0 1 1,1 Республика Татарстан 0 0 1 0 1 1,9

Тульская область 0 0 0 1 1 1,1 Всего: 18 13 14 7 52

Костромская область 0 0 1 0 1 1,1 6. Уральский федеральный округ

Всего: 9 10 20 56 95 Челябинская область 43 34 1 1 79 83,1

2. Северо-Западный федеральный округ Свердловская область 6 2 3 0 11 11,5

Калининградская область 0 0 3 0 3 25,0 Тюменская область 1 1 0 0 2 2,1

Республика Карелия 0 0 1 1 2 16,7 Ханты-Мансийский АО 0 1 0 0 1 1,1

Мурманская область 0 0 1 1 2 16,7 Курганская область 0 0 0 1 1 1,1

Архангельская область 0 1 1 0 2 16,7 Ямало-Ненецкий АО 0 1 0 0 1 1,1

Новгородская область 0 0 1 0 1 8,3 Всего: 50 39 4 2 95

Республика Коми 0 0 0 1 1 8,3 7. Сибирский федеральный округ

Вологодская область 0 0 1 0 1 8,3 Алтайский край 0 1 5 0 6 23,1

Всего: 0 1 8 3 12 Красноярский край 2 2 1 1 6 23,1

3. Северо-Кавказский федеральный округ Республика Бурятия 3 1 0 0 4 15,2

Ставропольский край 0 2 3 1 6 54,5 Республика Хакасия 0 0 1 3 4 15,2

Республика Дагестан 0 0 1 2 3 27,3 Кемеровская область 2 0 0 0 2 7,8

Республика Ингушетия 0 1 0 0 1 9,1 Новосибирская область 1 0 1 0 2 7,8

Кабардино-Балкария 0 0 1 0 1 9,1 Забайкальский край 1 0 0 1 2 7,8

Всего: 0 3 5 3 11 Всего: 9 4 8 5 26

4. Южный федеральный округ 8. Дальневосточный федеральный округ

Краснодарский край 2 18 18 11 49 53,2 Хабаровский край 1 2 1 2 6 35,3

Ростовская область 6 4 11 2 23 25,0 Амурская область 1 0 2 2 5 29,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волгоградская область 2 3 2 3 10 10,9 Сахалинская область 2 0 1 0 3 17,6

Республика Крым 0 1 2 2 5 5,4 Приморский край 0 0 1 0 1 5,9

Астраханская область 0 1 0 2 3 3,3 Еврейская авт. область 0 0 1 0 1 5,9

Республика Адыгея 0 1 1 0 2 2,2 Камчатский край 0 0 1 0 1 5,9

Всего: 10 28 34 20 92 Всего: 4 2 7 4 17

Общее количество привлекаемых к анкетированию респондентов (итого): 100 100 100 100 400

1* -Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Челябинск) (1 факультет подготовки штурманов) 2* - Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Челябинск) (2 факультет БУА и УВД) 3* - Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (г. Краснодар) 4* - Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Воронеж)

и Северо-Западного (12 чел., 3,0%) федеральных округов.

В таблицах 5, 6и 7приведены обобщенные данные проведенного анкетирования (в количественном и процентном отношении).

Анализируя основные социально-демографические параметры респондентов, необходимо отметить, что их возраст соответствует установленным возрастным категориям (по курсам обучения) обучающихся в высших военных учебных заведениях ВКС ВС.

Таблица 4

Обобщенные характеристики территориальной принадлежности проживания

респондентов

№ п/п Федеральный округ Российской Федерации Респонденты, привлекаемые к анкетированию в рамках проведения научных исследований

Количество человек % (от общего количества респондентов - 400 чел.)

1 Центральный 95 23,7

2 Северо-Западный 12 3,0

3 Северо-Кавказский 11 2,8

4 Южный 92 23,0

5 Приволжский 52 13,0

6 Уральский 95 23,7

7 Сибирский 26 6,5

8 Дальневосточный 17 4,3

Таблица 5

Социально-демографические параметры и основные факторы выбора специальности обучающимися в высших военных авиационных училищах

Вопросы / варианты ответов Кол-во ответов % ответов Вопросы / варианты ответов Кол-во ответов % ответов

1. В каком высшем военном учебном заведении ВКС Вы проходите обучение? 8. Какое базовое образование Вы получили до поступления в военное авиационное училище?

а) Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (г. Краснодар, Краснодарский край) 100 25,0 а) закончили среднюю школу 306 76,5

б) Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», (г. Челябинск, Челябинская область) 200 50,0 б) обучались в гражданском среднем учебном заведении 30 7,5

в) Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», (г. Воронеж, Воронежская область) 100 25,0 в) обучались в гражданском высшем учебном заведении 13 3,3

2. По какому профилю Вы проходите обучение в высшем военном учебном заведении ВКС? г) закончили школу с первоначальной летной подготовкой 51 12,7

а) Летный профиль обучения 200 50,0 9. До поступления в военное авиационное училище Вы проходили службу по призыву?

б) Не летный профиль обучения 200 50,0 а) Да 28 7,0

3. На каком курсе военного авиационного училища Вы проходите обучение? б) Нет 372 93,0

а) 1 курс 21 5,3 10. До поступления в военное авиационное училище Вы проходили службу по контракту?

б)2 курс 148 37,0 а) Да 7 1,8

в)3 курс 94 23,5 б) Нет 393 98,2

г) 4 курс 79 19,7 11. Поступали ли Вы ранее в высшие военные учебные заведения?

д) 5 курс 58 14,5 а) Да 26 6,5

4. Ваш возраст (указать количество полных лет): б) Нет 374 93,5

а) 17-18 лет 36 9,0 12. Назовите состав Вашей семьи (при поступлении в военное авиационное училище).

б) 19-20 лет 202 50,5 а) родители (отец и мать) 331 82,7

в) 21-22 года 87 21,8 б) только один из родителей (отец или мать) 69 17,3

г) 22-23 года 63 15,7 в) Вы один ребенок в семье 98 24,5

д) 24 года и более 12 3,0 г) у Вас есть брат (сестра) 252 63,0

5. Ваше семейное положение: д) у Вас многодетная семья (в семье более трех детей) 48 12,0

а) Холост 366 91,5 е) Вы воспитывались в приёмной семье 2 0,5

б) Женат 34 8,5 ж) Вы воспитывались в детском доме (интернате) 0 0,0

в)Разведен 0 0,0 13*. Какие профессии имеют Ваши родители (отец, мать)?

6. Из какого города, субъекта (края, области) Российской Федерации вы поступили в военное авиационное училище? Данные приведены в таблицах 3, 4 а)рабочие 211 52,8

7. До поступления в военное авиационное училище Вы проживали в: б) предприниматели 51 12,8

а) крупном городе (областном центре) 165 41,3 в) крестьяне, фермеры 15 3,8

б) небольшом городе (районном центре) 154 38,5 г) интеллигенция 25 6,3

в)поселке городского типа 36 9,0 д) служащие 69 17,3

г) сельской местности (село, деревня) 45 11,2 е) военнослужащие 67 16,8

Таблица 5 (Окончание)

Вопросы / варианты ответов Кол-во ответов % ответов Вопросы / варианты ответов Кол-во ответов % ответов

14. Отметьте примерный среднемесячный доход на одного члена Вашей семьи: 16**. Кто повлиял на Ваш профессиональный выбор службы в ВКС?

а) до 10 тыс. руб. 48 12,0 а) родители, другие родственники 251 62,8

б) 10,01-20 тыс. руб. 118 29,5 б) средства массовой информации, Интернет 105 26,3

в) 20,01-30 тыс. руб. 119 29,8 в) учителя 21 5,3

г) 30,01-40 тыс. руб. 49 12,2 г) герои книг, кинофильмов 53 13,3

д) 40,01-50 тыс. руб. 36 9,0 17. Проходит (проходил) ли службу в частях ВКС Ваш отец (мать) или другой близкий родственник, друг семьи?

е) более 50 тыс. руб. 30 7,5 а) Да 137 34,2

15. Ваша семья проживает: б) Нет 263 65,8

а) в отдельной_- комнатной квартире (дать письменный ответ). 193 48,3 18. Вы выбрали поступление в военное авиационное училище потому, что в нем учатся (поступают для обучения) Ваши друзья (одноклассники)?

б) в коммунальной квартире 5 1,2 а) Да 47 11,8

в) в отдельном доме (коттедже) 186 46,5 б) Нет 353 88,2

г) в служебном жилье 10 2,5 19. Вы выбрали поступление в военное авиационное училище потому, что оно находится недалеко от места Вашего постоянного проживания?

д) в съемном жилье 6 1,5 а) Да 70 17,5

б) Нет 330 82,5

Примечание: в вопросах анкеты 13*, 16** респонденты имели возможность использовать несколько вариантов предложенных ответов. Процентные показатели ответов рассчитаны от общего количества опрошенных респондентов (400 человек).

Таблица 6

Патриотические образы выбора специальности обучающимися в высших военных авиационных училищах

Наименование вопросов / варианты ответов Количество ответов % ответов Наименование вопросов / варианты ответов Количество ответов % ответов

20. Как Ваши близкие родственники (друзья, одноклассники) в целом оценивают Ваш выбор службы в ВКС? 25. Являлось ли одной из причин Вашего поступления в военное авиационное училище дальнейшее решение жилищной проблемы?

а) положительно 372 93,0 а) Да 185 46,2

б)отрицательно 2 0,5 б) Нет 201 50,3

в) нейтрально 23 5,7 в) Затрудняюсь ответить 14 3,5

г) затрудняюсь ответить 3 0,8 26. Считаете ли Вы, что после окончания службы в ВКС у Вас достойное пенсионное обеспечение? удет

21. Является ли защита Отечества основной причиной выбора Вашей службы в ВКС? а) Да 349 87,2

а) Да 297 74,2 б) Нет 20 5,0

б) Нет 71 17,8 в) Затрудняюсь ответить 31 7,8

в) Затрудняюсь ответить 32 8,0 27*. Какие ещё факторы повлияли на выбор Вашей будущей профессии? (выбрать не более 2-х вариантов ответов).

22. Считаете ли Вы службу в ВКС престижной на данном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации? а) внутренняя потребность служить в авиации 87 21,8

а) Да 363 90,8 б) искренний интерес к военному делу, авиации 224 56,0

б) Нет 12 3,0 в) стремление реализовать свои способности, знания, умения 139 34,8

в) Затрудняюсь ответить 25 6,2 г) социальные гарантии и льготы, предоставляемые военнослужащим 128 32,0

23. Считаете ли Вы службу в ВКС высокооплачиваемой профессией по сравнению с определенной категорией гражданских профессий? д) стремление руководить подчиненными 20 5,0

а) Да 310 77,5 е) правовая и социальная защищенность военнослужащих 58 14,5

б) Нет 55 13,8 ж) возможность работать в сплоченном коллективе 42 10,5

в) Затрудняюсь ответить 35 8,7 з) возможность испытать себя в сложных ситуациях 78 19,5

24. Являлось ли одной из причин Вашего поступления в военное авиационное училище то, что обучение в нем проводиться за счет государства (т.е. бесплатно для Вас)? и) случайное стечение обстоятельств 20 5,0

а) Да 252 63,0 к) очень нравиться военная форма 9 2,3

б) Нет 136 34,0 л) Вы учитесь в училище, потому что так решили родители 4 1,0

в) Затрудняюсь ответить 12 3,0

Примечание: в вопросе анкеты 27* респонденты имели возможность использовать несколько вариантов предложенных ответов. Процентные показатели ответов рассчитаны от общего количества опрошенных респондентов (400 человек).

Таблица 7

Текущий и прогнозируемый уровень удовлетворенности выбранной специальностью обучающимися в высших военных авиационных училищах

Наименование вопросов / варианты ответов Кол-во ответов % ответов Наименование вопросов / варианты ответов Кол-во ответов % ответов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28*. Чем в целом является для Вас служба в ВКС? (выбрать не более 2-х вариантов ответов). 34**. Как Вы представляете в дальнейшем перспективы своей карьеры (занимаемые должности) в строевых частях ВКС после окончания военного авиационного училища?

а) призванием, главным делом в Вашей жизни 270 67,5 А) Для должностей летного профиля:

б) средством для получения материальных благ 149 37,3 а) командир (штурман) авиационного звена 16 8,0

в) возможностью добиться уважения людей, их признания 167 41,8 б) командир (штурман) авиационной эскадрильи 59 29,5

г) возможностью найти новых друзей, иметь хорошие отношения в коллективе 89 22,3 в) командир (старший штурман) авиационного полка 60 30,0

д) бесполезным, неинтересным занятием 4 1,0 г) командир (старший штурман) авиационной дивизии и выше 65 32,5

е) делом, которым Вы начали заниматься из-за невозможности получить другую профессию 10 2,5 Б) Для должностей не летного профиля:

29. Если бы Вы не поступили в военное авиационное училище с первого раза, то предприняли бы попытки повторного поступления? а) командир подразделения авиационной части (начальник пункта управления, начальник метеослужбы, заместитель начальника штаба, начальник штаба и т.п.) 61 30,5

а) Да 236 59,0 б)начальник службы авиационного соединения (начальник командного пункта, начальник метеослужбы, начальник оперативного отделения, начальник штаба и т.п.) 60 30,0

б) Нет 103 25,8 в) начальник службы авиационного объединения (начальник командного пункта, начальник метеослужбы, начальник оперативного отдела, заместитель начальника штаба и т.п.) и выше 79 39,5

в) Затрудняюсь ответить 61 15,2 35. Как Вы представляете в дальнейшем перспективы своей карьеры (присвоенные воинские звания) в строевых частях ВКС после окончания военного авиационного училища?

30. Присутствует ли у Вас чувство, что после проведенного периода времени обучения в военном авиационном училище Вы несколько (довольно сильно) разочаровались в выборе дальнейшей профессии? а) майор 144 36,0

а) Да 39 9,8 б)подполковник 93 23,2

б) Нет 329 82,2 в)полковник 87 21,8

в) Затрудняюсь ответить 32 8,0 г) генерал-майор и выше 76 19

31. Считаете ли Вы, что на текущем этапе обучения в военном авиационном училище выбор Вашей профессии состоялся? 36. Как Вы относитесь к перспективам своей службы в ВКС после окончания военного авиационного училища? (выбрать 1 вариант ответа).

а) Да 354 88,5 а) служить до достижения предельного возраста 269 67,2

б) Нет 27 6,8 б) служить до получения права на пенсию 95 23,8

в) Затрудняюсь ответить 19 4,7 в) служить до получения жилья 10 2,5

32. Уверены ли Вы в том, что по окончании военного авиационного училища Вам будет предоставлено место в строевых частях ВКС в соответствии с Вашим профессиональным предназначением? г) постараетесь перейти на службу в другие силовые ведомства 20 5,0

а) Да 298 74,5 е) постараетесь уволиться из Вооруженных Сил при первой же возможности 6 1,5

б) Нет 43 10,8 37. Хотели ли бы Вы, чтобы в будущем Ваши сын (дочь) выбрали службу в ВКС?

в) Затрудняюсь ответить 59 14,7 а) Да 195 48,8

33. Собираетесь ли Вы после окончания военного авиационного училища и службы в строевых частях ВКС получить высшее военное (академическое) образование? б) Нет 73 18,2

а) Да 261 65,3 в) Затрудняюсь ответить 132 33,0

б) Нет 49 12,2 38. Если бы Вам представилась возможность начать свою жизнь с начала, повторили бы Вы выбор профессии профессионального военного, а именно - службы в ВКС?

в) Затрудняюсь ответить 90 22,5 а) Да 287 71,8

б) Нет 44 11,0

в) Затрудняюсь ответить 69 17,2

Примечания:

* В вопросе анкеты 27 респонденты имели возможность использовать несколько вариантов предложенных ответов. Процентные показатели ответов рассчитаны от общего количества опрошенных респондентов (400 человек). ** В вопросе анкеты 34 процентные показатели рассчитаны от общего количества опрошенных респондентов для летных и не летных профилей обучения соответствующих факультетов.

*** При ответе на вопрос анкеты 35 обучающиеся 1 факультета (гидрометеорологического) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) не имели возможности выбрать вариант ответа «г» по причине отсутствия штатно-должностной категории «генерал-майор» в системе органов управления гидрометеорологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

76,5% абитуриентов (306 чел.) до поступления окончили среднюю школу. Достаточно большое количество респондентов были переведены на соответствующие курсы обучения из гражданских средних (30 чел., 7,5%) и высших (13 чел., 3,3%) учебных заведений. Как положительный момент необходимо отметить тот факт, что 12,7% (51 чел.) опрошенных поступили в авиационные училища после окончания школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой.

При этом часть респондентов при поступлении в авиационные училища проходили службу по призыву (28 чел., 7,0%) и службу по контракту (7 чел., 1,8%). Также 6,5% (26 чел.) анкетированных ранее предпринимали попытку (попытки) поступления в высшие военные учебные заведения.

На момент поступления большая часть абитуриентов проживали в областных (краевых) (165 чел., 41,3%) и районных (154 чел., 38,5%) центрах Российской Федерации. При этом 82,7% респондентов (331 чел.) воспитывались в полных семьях, а 17,3% (69 чел.) имели только одного из родителей. В 24,5% случаев (98 чел.) в семье воспитывался только один ребенок, но в большинстве случаев респонденты имели брата (сестру) (252 чел./ 63,0%) или воспитывались в многодетных семьях (48 чел./12,0%). Также имели место 2 случая (0,5%) воспитания респондентов в приемных семьях. Фактов воспитания в детском доме или интернате среди опрошенных не отмечено.

Подавляющее большинство семей потенциальных абитуриентов авиационных училищ проживали в отдельных домах, коттеджах (186 чел., 46,5%) и благоустроен-

ных (преимущественно двух-, трехкомнатных, реже — одно-, четырехкомнатных) квартирах (193 чел./48,3%). Минимальное число семей респондентов проживали в служебном (10 чел., 2,5%) и съемном (6 чел., 1,5%) жилье, а также в коммунальных квартирах (5 чел., 1,2%).

Рассматривая обобщенную информацию о профессиональной занятости, необходимо сказать о том, что половина родителей анкетированных респондентов имели профессии рабочей направленности (211 чел., 52,8%). Отмечено достаточно большое количество профессий служащих (69 чел., 17,3%) и военнослужащих (67 чел., 16,8%), в меньшей степени — профессий, связанных с предпринимательством (51 чел., 12,8%). В наименьшей степени представлена интеллигенция (25 чел., 6,3%) и профессии, связанные с ведением сельского хозяйства, животноводством, фермерством (15 чел., 3,8%).

При этом респонденты отметили, что примерный среднемесячный доход на одного члена семьи в большинстве случаев составлял от 10 до 30 тысяч рублей (10,01 — 20 тыс. руб. — 118 чел., 29,5%; 20,01—30 тыс. руб. — 119 чел., 29,8%). Часть опрошенных имели среднемесячный доход на одного члена семьи до 10 тысяч рублей (48 чел., 12,0%) и в пределах от 30 до 40 тысяч рублей (49 чел., 12,2%). И наименьшее число респондентов имели высокий среднемесячный доход на одного члена семьи (40,01—50 тыс. руб. — 36 чел., 9,0%; более 50 тыс. руб. — 30 чел., 7,5%).

Анализ основных мотивирующих факторов, оказавших влияние на выбор службы респондентов в Воздушно-космических силах, предсказуемо показал поло-

жительное влияние родителей (родственников) на состоявшийся выбор будущей профессии (251 чел., 62,8%). В современных условиях на принятое молодыми людьми решение, конечно же, оказали средства массовой информации и Интернет (105 чел., 26,3%), а также герои книг и кинофильмов (53 чел., 13,3%). К сожалению, наименьшее влияние на принятое решение о поступлении абитуриентов в авиационные училища было оказано учителями и другими сотрудниками учебных заведений (21 чел., 5,3%).

Для полноты полученной информации необходимо сказать о том, что у 137 респондентов (34,2%) родители или другие близкие родственники (друзья семьи) проходили (проходят) военную службу в частях Воздушно-космических сил.

На основе данных, указанных респондентами в анкетах, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что одной из причин поступления в военное авиационное училище являлось то, что оно находится недалеко (в непосредственной близости) от места постоянного проживания абитуриента, а именно:

а) в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» — 26 человек, проживающих в городе Воронеже и Воронежской области, что составляет 26% из 100 опрошенных респондентов;

б) в филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» — 77 человек (43 человека, обучающихся на 1 факультете (подготовки штурманов)

и 34 человека — на 2 факультете (боевого управления авиацией и управления воздушным движением)), проживающих в городе Челябинске и Челябинской области, что составляет 43% и 34% соответственно из 200 опрошенных респондентов (по 100 обучающихся на каждом факультете); в) в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова — 18 человек, проживающих в городе Краснодаре и Краснодарском крае, что составляет 18% из 100 опрошенных респондентов. И в заключение нельзя не обратить внимания на тот факт, что 11,8% опрошенных респондентов (47 чел.) выбрали поступление в военное авиационное училище потому, что в нем учатся (поступают для обучения) их друзья (одноклассники).

Проведя анализ основных патриотических ценностей как системы предпочтений молодежи в период выбора будущей специальности, можно с уверенностью говорить о том, что после поступления респондентов в ведущие высшие военные учебные заведения Воздушно-космических сил страны и проведенного определенного срока обучения в авиационном училище, у них самих и их ближайших родственников (а также друзей, одноклассников и т. п.) сложилось определенное мнение на этот счет. Их ближайшие родственники и знакомые в подавляющем большинстве (372 чел., 93,0%) положительно оценили их решение посвятить свою жизнь благородному делу служения Родине и защите Отечества. При этом минимальное количество (2 чел., 0,5%) родных и близких

опрошенных респондентов негативно отнеслись к принятому ими решению.

При оценке степени материальной заинтересованности респондентов в выборе будущей профессии авторами внимание было акцентировано в первую очередь на их мнении по поводу достойного денежного и пенсионного обеспечения в период прохождения военной службы и при выходе на пенсию, а также решения жилищной проблемы и отсутствия необходимости предоставления оплаты за получение высшего образования. Заслуживающим внимания остается тот факт, что подавляющее большинство анкетированных считают свою дальнейшую службу в Воздушно-космических силах высокооплачиваемой по сравнению с определенной категорией гражданских профессий (310 чел., 77,5%), а пенсионное обеспечение после увольнения в запас или в отставку — достойным (349 чел., 87,2%).

Говоря о достойном пенсионном обеспечении, необходимо в первую очередь сказать о том, что оно имеет особое значение для тех людей, которые выбрали для себя военную службу в виде основной и единственной профессии, которая отличается от многих других (в первую очередь гражданских) профессий повышенным риском для их здоровья и жизни. Поэтому при выходе на пенсию военнослужащие должны быть уверены в том, что их ждет не жалкое существование, а вполне обеспеченная старость. При этом система пенсионного обеспечения должна опираться на систему социальных гарантий и льгот, предоставляемых военнослужащим, уволенным в запас или в отставку.

Для ряда опрошенных респондентов (252 чел., 63%) немало-

важным остается тот факт, что обучение в авиационном училище проводится за счет государства и то, что в соответствии с Российским законодательством все выпускники (при соблюдении определенных условий) будут гарантированно обеспечены жильем в соответствии с установленными нормами (185 чел., 46,2%).

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать о том, что достаточно высокое денежное довольствие, заслуженное достойное пенсионное обеспечение, гарантированное решение жилищной проблемы и отсутствие необходимости оплаты за обучение в высшем учебном заведении являются важнейшими факторами привлекательности службы в Вооруженных силах Российской Федерации и непосредственно влияют на выбор молодыми людьми будущей профессии.

При оценке ряда других немаловажных факторов, повлиявших на выбор службы в Воздушно-космических силах, проведя обработку и анализ полученной информации, можно сделать следующие выводы:

♦ основополагающими причинами поступления абитуриентов в авиационные училища (для обучения по летному и не летному профилю), явились наличие искреннего интереса к военному делу в целом и к авиации в частности (224 чел., 56,0%); стремление реализовать свои способности, знания и умения, полученные в процессе обучения в средней школе и других учебных заведениях (139 чел., 34,8%); наличие социальных льгот и гарантий, предоставляемых военнослужащим в процессе военной службы и при увольнении в запас или в отставку (128 чел., 32,0%);

♦ меньшими по количеству ответов, но не мене важными по своему значению для выбора будущей профессии явились наличие внутренней потребности у абитуриентов служить в авиации (87 чел., 21%); возможность в процессе службы в частях ВКС испытать себя в сложных ситуациях (78 чел., 19,5%); правовая и социальная защищенность военнослужащих (58 чел., 14,5%); возможность работать в сплоченном коллективе (42 чел., 10,5%) и нормальное стремление руководить подчиненными (20 чел., 5,0%);

♦ и, к сожалению, необходимо отметить тот факт, что ряд респондентов проходят обучение в авиационных училищах вследствие случайного стечения обстоятельств (20 чел., 5,0%); потому что так решили их родители (4 чел., 1,0%), и потому что очень нравится военная форма (9 чел., 2,3%). Положительным является то, что количество вышеуказанных респондентов является незначительным относительно общей численности обучающихся в авиационных училищах.

В настоящее время важнейший институт Российского государства — Вооруженные Силы, находится в стадии преобразований. Эта необходимость вызвана коренными изменениями в социально-политическом устройстве государства, военно-стратегической обстановке, а также экономическими возможностями государства. И очень важно то, что подавляющее большинство респондентов (363 чел., 90,8%) считают службу в Воздушно-космических силах на данном этапе реформирования престижной.

Получив ответ на главный, по мнению авторов, вопрос анкеты «Является ли защита Отечества основной причиной выбора Вашей службы в ВКС?», к сожалению, следует констатировать отсутствие единого положительного мнения респондентов по этому поводу. Четверть (!) опрошенных ответили на данный вопрос либо отрицательно (71 чел., 17,8%), либо при выборе варианта ответа испытывали затруднение (32 чел., 8,0%). При этом отрицательно ответившие на данный вопрос респонденты в количественном и процентном отношении были распределены по факультетам примерно одинаково:

♦ 1 факультет(подготовки штурманов) филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск) — 17 человек (4,3% от общего количества анкетированных респондентов — 400 человек);

♦ 2 факультет (боевого управления авиацией и управления воздушным движением) филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск) — 21 человек (5,3%);

♦ 1 авиационный факультет (базовой подготовки) Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (г. Краснодар) — 15 человек (3,7%);

♦ 1 факультет (гидрометеорологический) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) — 18 человек

(4,5%).

Из анализа текущего и прогнозируемого уровня удовлетворенности выбранной специальностью обучающимися высших военных авиационных училищ очевидно, что большая часть респондентов считают службу в Воздушно-космических силах не только своим призванием и главным делом жизни (270 чел., 67,5%), возможностью добиться уважения и признания людей (167 чел., 41,8%), но и средством получения материальных благ (149 чел., 37,3%) и возможностью найти новых друзей, иметь хорошие отношения в коллективе (89 чел., 22,3%). При этом крайне незначительная часть опрошенных весьма пессимистично считают выбранный ими род занятий бесполезным, неинтересным делом (4 чел., 1,0%) и делом, которым они начали заниматься из-за невозможности получить другую профессию (10 чел., 2,5%).

На момент проведения анкетирования большая часть опрошенных считали выбор своей профессии состоявшимся (354 чел., 88,5%) и после проведенного периода времени обучения в военном авиационном училище разочарования не испытывают (329 чел., 82,2%). Однако при этом четвертая часть анкетированных (103 чел., 25,8%) в случае не поступления в военное авиационное училище с первого раза попыток повторного поступления не предпринимали бы.

Рассматривая перспективы трудоустройства по окончании военного авиационного училища, большая часть респондентов (298 чел., 74,5%) уверены в предоставлении им места в строевых

частях Воздушно-космических сил в соответствии с их профессиональным предназначением. При этом 10,8% опрошенных (43 чел.) практически необоснованно ответили на данный вопрос отрицательно, а 14,7% (59 чел.) при выборе варианта ответа испытывали затруднение.

Интересны для анализа полученные в процессе проведенного анкетирования результаты мнения респондентов по поводу перспектив карьерного роста в процессе службы в строевых частях Воздушно-космических сил по окончании военного авиационного училища. Как для должностей летного профиля (летчики, штурманы), так и не летного (офицеры штаба, пунктов управления, специалисты гидрометеослужбы), у респондентов отсутствует ярко выраженный так называемый «здоровый карьеризм». Лишь треть опрошенных стремится «пойти вверх по служебной лестнице» и занять высокие командные должности.

В то же время 65,3% опрошенных (261 чел.) в период службы в строевых частях Воздушно-космических сил планируют получить высшее военное (академическое) образование, и вероятно, как следствие — высокие воинские звания (полковник, генерал-майор и выше).

Как считают авторы, мнение респондентов по поводу перспектив карьерного роста и присвоения воинских званий в процессе профессиональной деятельности на данном (непродолжительном) этапе службы в Вооруженных Силах крайне субъективно. С большой степенью вероятности можно говорить о том, что имеющиеся у респондентов в настоящее время мнения будут в той или иной степени подвержены изменению вследствие получения более бога-

того профессионального и жизненного опыта [2].

Искренне радует заявление 67,2% (269 чел.) опрошенных о желании служить в Вооруженных силах до достижения предельного возраста и 23,8% (95 чел.) — до получения права на пенсионное обеспечение. При этом остается непонятным желание ряда респондентов постараться уволиться из Вооруженных Сил при первой же возможности (6 чел., 1,5%) или постараться перейти на службу в другие силовые ведомства (20 чел., 5,0%), при этом продолжая обучение в военном авиационном училище.

И в заключительной части проведенного научного исследования необходимо сказать о том, что максимальное количество опрошенных респондентов оптимистично относятся к факту своего обучения в военном авиационном училище и к перспективам дальнейшей службы в строевых частях Воздушно-космических сил. Важно то, что, отвечая на вопрос анкеты о возможности начать жизнь с начала и повторить выбор профессии военного (а именно — службы в Воздушно-космических силах), большинство респондентов (287 чел., 71,8%) ответили положительно. При этом практически половина опрошенных (193 чел., 48,8%) хотели бы, чтобы в будущем их дети выбрали в качестве своей профессии службу в Воздушно-космических силах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить его основные научные результаты:

1. Выполненный анализ административно-территориальной принадлежности проживания абиту-

риентов, поступивших в ведущие высшие военные учебные заведения Воздушно-космических сил в период с 2012 по 2016 годы, позволяет говорить о том, что желающие поступить прибывали в авиационные училища из всех федеральных округов Российской Федерации. При этом в процентном отношении количество абитуриентов не являлось одинаковым. Проведенные исследования показали, что достаточно большая часть респондентов поступали в военные училища в том числе и по причине их нахождения в непосредственной близости от места постоянного проживания абитуриента.

2. Поступление большинства респондентов в ведущие авиационные высшие военные учебные заведения страны являлось обдуманным и высокомотивированным решением. При этом предсказуемо отмечено положительное влияние родителей (родственников) на состоявшийся выбор будущей профессии. Абитуриенты принадлежали к различным слоям населения нашей страны с различным уровнем достатка и родом занятий их родителей.

3. Немаловажным является мнение респондентов о материальной стороне своей будущей профессии. Подавляющее большинство анкетированных обоснованно считают свою дальнейшую службу в Воздушно-космических силах высокооплачиваемой по сравнению с определенной категорией гражданских профессий, пенсионное обеспечение после увольнения в запас или в отставку — достойным, а также уверены в гарантированном решении жилищной проблемы и предоставлении социальных льгот, гарантий, правовой и социальной защищенности военнослужащих.

4. Анкетированные респонденты не имеют ярко выраженного желания карьерного роста в плане выдвижения на высокие командные должности. В то же время 65,3% опрошенных планируют в дальнейшем получить высшее военное (академическое) образование, и вероятно как следствие — высокие воинские звания.

И в качестве основного вывода к реализованному исследованию необходимо подчеркнуть

тот факт, что большая часть респондентов, являясь военнослужащими, проходящими обучение в авиационных училищах, считают службу в Воздушно-космических силах своим призванием и главным делом жизни, возможностью добиться уважения и признания людей. При этом они не сомневаются в трудоустройстве в соответствии с их профессиональным предназначением и считают службу в Воздушно-космических силах пре-

стижной даже в период их реформирования.

Важно то, что большая часть опрошенных после проведенного периода времени обучения в военном авиационном училище не испытывают разочарования и считают выбор своей профессии состоявшимся, а также их искреннее желание служить в рядах Вооруженных силах до достижения предельного возраста и до получения права на пенсионное обеспечение.

ИСТОЧНИКИ

1. ДемьянченкоН.В. Компетенция персонала как основа формирования конкурентных преимуществ организации в постиндустриальной концепции менеджмента // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 4—2. С. 99—106.

2. Степченко Т.С. Продвижение бренда вуза в свете «признаков неэффективности» (на примере ЮФУ) // Практический маркетинг. 2013. № 2 (192). С. 13—18.

Main Motives for Choosing and Acquiring a Profession by the Cadets of the Russian Federation Aerospace Forces Educational Institutions

Voronov Alexander Alexandrovich,

Doctor of Economics, Associate Professor of the Department Marketing and Trade Deal, Kuban State University; Stavropoljskaja 149, Krasnodar, 350040, Russian Federation (voronov.a@mail.ru)

Garkovenko Veronika Eduardovna,

lecturer of Enterprise Economy Department, Krasnodar Filial of Plekhanov Russian University of Economics; Sadovaja 23, Krasnodar, 350002, Russian Federation (garkovenko_v@mail.ru)

Filin Dmitry Vasilyevich,

Applicant of the Department Management and Trade Deal, Krasnodar Cooperative Institute; Sedina 168/1, Krasnodar, 350015, Russian Federation (dmytriy.filin@mail.ru).

The shortage of entrants, the decrease in the number of applicants, the low level of satisfaction with the learning process and the higher education received are all modern realities of the Russian educational system. At the same time, the educational institutions of the Russian Federation Aerospace Forces, using a wider range of patriotic images in comparison with standard educational technologies, and also continuously monitoring the degree of satisfaction of cadets with the chosen specialty, provide a qualitatively higher professional, moral and patriotic level of graduates. The article is devoted to the disclosure of the specifics of the model of the behavior of entrants in the selection of the military profession, as well as its modification in the course of training.

Keywords: marketing research; education marketing; model of the entrant's behavior in the choice of military profession. REFERENCES

1. Demyanchenko, N.V. (2009) Competence of staff as the basis for the formation of competitive advantages of the organization in the postindustrial management concept. Review of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2009, No 4-2, pp. 99—106.

2. Stepchenko, T.S. (2013) Promotion of a Brand of Higher Education at an Angle of «Inefficiency Criteria» (on an example of South Federal University. Prakticheskiy marketing [Practical Marketing], 2013, No 2, pp. 13—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.