УДК 629.735 ГРНТИ 78.19.07
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И КОМАНДИРОВ КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Ю.А. ПАНАСЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент
Филиал ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск)
Ю.В. МИКРЮКОВ
Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск)
В.Б. СИДОРОВИЧ
Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск)
В статье проведен исторический анализ подготовки офицеров. Рассмотрены вопросы организации образовательного процесса в военных учебных заведениях с точки зрения подбора преподавателей и командиров подразделений, проведен анализ их взаимодействия. Дана оценка педагогических решений в организации процесса обучения, доказавших свою эффективность. Проведен актуальный анализ отчисления курсантов как показатель процесса формирования профессиональной идентичности и роли личности командира подразделения на результат учебной деятельности. На основе анкетирования выпускников дана оценка влияния преподавателей на обучаемых в процессе формирования их личности как будущих офицеров. Разработаны предложения по повышению эффективности взаимодействия преподавателей и командиров курсантских подразделений.
В статье мы рассмотрели исторические примеры по порядку комплектования и организации взаимодействия педагогов и командиров подразделений, проанализировали результаты проведенного нами исследования и сформулировали задачи для повышения эффективности этой деятельности в дальнейшем.
Ключевые слова: профессионально-психологическое взаимодействие, профессиональная идентичность, командиры курсантских подразделений, образовательный процесс.
TEACHERS AND COMMANDERS OF CADET UNITS PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION INFLUENCE ON THE PROCESS OF PROFESSIONAL IDENTITY FORMATION AMONG MILITARY UNIVERSITY CADETS
YU.A. PANASENKO, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» branch (Chelyabinsk)
YU.V. MIKRYUKOV
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» branch (Chelyabinsk)
V.B. SIDOROVICH
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» branch (Chelyabinsk)
The article provides a historical analysis of officer training. The issues of organizing the educational process in military educational institutions from the point of view of selecting teachers and unit commanders are considered, and their interaction is analyzed. The evaluation of pedagogical solutions in the organization of the learning process, which have proved their effectiveness, is given.
An up-to-date analysis of cadets deductions as an indicator of the process of forming professional identity and the role of the unit commander's personality on the result of training activities is carried out. On the basis of a survey of graduates, an assessment of the influence of teachers on students in the process of forming their personality as future officers is given. Proposals have been developed to improve the effectiveness of interaction between teachers and commanders of cadet units.
In the article, we reviewed historical examples of the interaction recruitment and organization order between teachers and unit commanders, analyzed the results of our research and formulated tasks to improve the effectiveness of this activity in the future.
Keywords: professional and psychological interaction, professional identity, cadet units commanders, educational process.
Введение. На современном этапе образовательной деятельности в высшей военной школе предъявляются более высокие требования к подготовке курсантов. В качестве ключевой тенденции выступают: развитие творческой личности офицера; военно-профессиональные и общекультурные компетенции, интеллект; умение решать сложные нестандартные задачи служебной деятельности в любых условиях. Армии XXI века нужны офицеры-профессионалы, обладающие социально-ценностными личностными ориентирами. Новые условия обстановки обуславливают специфику организации учебного процесса: основные усилия по освоению образовательной программы реализуются путем самостоятельной работы обучаемого.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, на первое место выходит профессиональная идентичность как движущая сила образовательной деятельности, помогающая не только поддерживать интерес курсанта к учебе, но и способствовать его становлению как военного специалиста. Этот процесс не возможен без активного участия научно-педагогического состава и командиров курсантских подразделений. От их профессионально-педагогического взаимодействия напрямую зависит качество освоения курсантами образовательных программ.
Актуальность. Поиск новых форм и методов обучения, а также повышение эффективности применяемых методов - это база, которая лежит в основе выполнения поставленной задачи. Интерес курсанта к образовательной деятельности, его заинтересованность в получении знаний позволяют подготовить высококлассного специалиста.
Цель статьи - провести исторический анализ процесса обучения в военных учебных заведениях с точки зрения формирования профессиональной идентичности обучающихся, определить в нем роль педагогов и командиров учебных подразделений, оценить состояние дел на современном этапе и основные направления развития этой деятельности.
Государство всегда заботилось о людях, занимающихся подготовкой офицерских кадров. Первым документом, по которому можно судить об этом, является «Табель о рангах» 1771 года. Согласно этому документу, майоры, проходящие военную службу в Шляхетском кадетском корпусе, приравнивались к прокурору в губернии. К ней же приравнивался доктор наук, преподававший в этом учебном заведении (седьмой класс). Преподаватели приравнивались к десятому классу, что соответствовало должности главы канцелярии артиллерии и фортификации либо лейтенанту артиллерии в войсках [1].
Существовали и другие льготы, например, пенсия. Профессору, преподававшему в корпусе более 25 лет, пенсионное обеспечение выплачивалось в размере оклада, 20 лет -половине оклада, 15 лет - одной трети оклада. Оклады по тем временам были не маленькие (профессор тактики - 4000 рублей ассигнациями), что создавало престиж преподавательской работы в военном учебном заведении [2].
Подбор командиров подразделений в тот период осуществлялся особым порядком. На должность офицера-воспитателя к кадетскому корпусу прикомандировывался офицер из войск на основании представления Главного Начальника учебных заведений, решением Военного Министра. Срок его обязанностей составлял два года. По истечении этого срока он представлялся к назначению на должность или направлялся обратно в часть.
Служба в кадетском корпусе была престижна, т.к. даже выслуга лет шла в льготном исчислении (5 лет службы в учебном заведении - за 7 лет службы в войсках) [2, 3]. Офицерам, привлекаемым для проведения учений с кадетами, выплачивалось дополнительно 15 рублей.
Петром I ставка при подготовке офицеров была сделана на шляхтичей (привилегированное военное сословие), которые и составили в дальнейшем основу офицерского корпуса. Все они имели дворянское происхождение. В тот же период был издан список указов, предписывающих обязательное обучение военному делу и службу всех детей дворян. В случае сокрытия сына-подростка, ребенок лишался титула и права наследования, а его родители подвергались суровому наказанию [4].
На первоначальном этапе организации обучения учебные заведения не имели казарм, и кадеты проживали на квартирах, что отрицательно сказывалось на учёбе. Поскольку они были из состоятельных семей, то могли себе позволить проводить время в праздной обстановке, да и сама учеба по принуждению им была в тягость. Многие не возвращались из отпусков под различными предлогами, пропуская занятия на срок до одного года.
В 1766 году императрицей Екатериной II был утверждён «Устав Императорского Шляхетного сухопутного кадетского корпуса», в соответствии с которым основной акцент делался не только на обучение, но и на нравственное воспитание «недорослей». В уставе уделяется особое внимание педагогам и командирам подразделений; так же им предписано иметь общий стол с обучаемыми. Отдельной главой определен порядок сдачи экзамена и награждения. Вводятся специальные наградные знаки отличия [5]. Офицер реорганизуется из надсмотрщика в воспитателя, способного обучать подрастающее поколение.
При изучении наук ставка делается не на запоминание дат, событий, а на свободное владение материалом. «Главная цель кадетского обучения состоит в том, чтобы дать воспитаннику прочное основание в науке, дабы, при любви к труду, когда ум его, впоследствии, и летами, и опытом, разовьется, он мог учить себя сам и идти далее без помощи посторонней; для чего и надобно всеми мерами приучать кадета к работе самостоятельной, вселять в него любовь к труду и уважение к науке, а самое учение сделать простым, живым, заманчивым, а не запутанным и не схоластическим» [6, с. 7].
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают следующие педагогические решения: переводные экзамены из класса в класс принимал не тот педагог, который обучал, а тот, кто должен был обучать его в дальнейшем. Так как приемник оценивал, достаточные ли знания получил кадет, чтобы освоить ту дисциплину, которую ему будут преподавать далее. Это подчеркивало не только междисциплинарные связи в процессе обучения, но и являлось показателем качества проделанной педагогом работы. Такая система делала процесс взаимодействия обучаемого и педагога более тесным, создавала совместную заинтересованность в высоком результате на экзамене;
кадет на переводных экзаменах должен был получить не только положительные оценки по всем дисциплинам, но и сумму баллов не ниже определенного значения, т.к. в противном случае он отчислялся по неуспеваемости. В данном случае, на наш взгляд, успеваемость может рассматриваться как интегративный показатель сформированности военно-профессиональной идентичности у обучаемого, когда низкие показатели в учебе показывают отсутствие интереса к военной службе в дальнейшем;
введение в процесс обучения медали «За прилежание и доброе поведение», которая давала награжденному привилегии не только морально-психологического, но социально-бытового плана, способствовало к стремлению обучаемого к успехам;
присвоение чина по результатам сдачи выпускных экзаменов. При окончании кадетского корпуса было установлено 7 экзаменов. Если выпускник показывал высокие знания по двум наукам, то ему присваивалось воинское звание «прапорщик», в пяти науках - «подпоручик», в семи науках - «поручик» [6].
В настоящее время уделяется большое внимание разработке проблемы подготовки офицеров - командиров курсантских подразделений. Это нашло отражение в таких работах:
В.В. Овод (2017 г.) - «Формирование проектировочной компетенции офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации»;
Д.А. Рубан (2019 г.) - «Педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития курсовых офицеров в университетах МВД России»;
Климов Р.А. (2013 г.) - «Реализация проблемно-деятельностного обучения в подготовке офицеров к педагогической деятельности в системе дополнительного образования»;
Ширан А.А. (2018 г.) - «Формирование ценностей инновационной деятельности офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации».
Однако, несмотря на внимание к проблеме со стороны ведущих военных педагогов, непосредственно сам феномен профессионального взаимодействия между командирами курсантских подразделений и преподавателями в настоящее время в должной мере не рассмотрен.
В данной работе профессионально-педагогическое взаимодействие мы определяем, как процесс непосредственного (опосредственного) взаимодействия преподавателей и командиров курсантских подразделений в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде военного вуза [7].
Профессиональная идентичность курсанта военного вуза - это осознание индивидом своей принадлежности к делу защиты свободы и независимости народа и Отечества, принятие социальных норм и образцов поведения, ценностей и образа жизни военнослужащих. Формирование профессиональной идентичности курсанта не может быть сведено ни к чистому обучению, или воспитанию, ни к сумме того и другого, а предполагает особый интегративный механизм целостного учебно-воспитательного процесса, включая самообучение и самовоспитание будущих офицеров. Процесс формирования следует разделить на два основных направления: в процессе учебной и внеучебной деятельности.
К учебной деятельности относятся все виды учебных занятий, самостоятельная работа, войсковые стажировки, написание выпускной квалификационной работы, а к внеучебной деятельности - организация жизни и быта в соответствии с общевоинскими уставами, выполнение воинских ритуалов (приведение к военной присяге, участие в военных парадах, торжественных построениях), участие в различных кружках и научно-технических обществах, разработка НИР, встречи с ветеранами, тематические вечера, участие в спортивных соревнованиях. Всё это оказывает существенное влиянии на мировоззрение обучаемого, его внутренний духовный мир, отношение к обучению и военной службе в целом.
Мероприятия в военном учебном заведении могут быть проведены как преподавательским составом, так и командирами курсантских подразделений. От их взаимодействия и будет зависеть эффективность образовательной деятельности, формирование воинского коллектива, привитие обучаемому социальных норм, воспитание у него своей принадлежности к защите народа, любви к Отечеству, осознание ценности военного образа жизни и получаемой военной специальности и др.
В своей работе как критерий исследования мы определили интегративный показатель сформированности профессиональной идентичности, количество отчислений курсантов по неуспеваемости и нежеланию продолжать обучение. Анализ проведен по годам набора, по специальностям, с учетом категории курсантов (ранее не проходившие военную службу, пребывавшие в запасе, военнослужащие по призыву и военнослужащие по контракту). Результаты исследования представлены в таблице 1.
Из анализа данных приведенных в таблице 1 мы видим, что отчисление курсанта не однородно как по курсам, так и по категориям граждан до поступления на обучение. Так, показатели отчисления по факультетам практически равны и составляют 4,5 %, однако, если их сравнивать по категориям обучающихся, они различны. На первом факультете отчисление
граждан, до поступления на обучение пребывавших в запасе в два раза выше, чем на втором и составляет 8,22 % от числа поступивших. По военнослужащим, проходившим военную службу по контракту на момент поступления в вуз наоборот, второй факультет лидирует с показателем 17,18 %.
Таблица 1 - Сведения об отчислении курсантов по неуспеваемости и нежеланию учиться за период 2015-2019 год
Год набора, специальность Всего Граждане, не прошедшие военную службу Граждане, прибывавшие в запасе Военнослужащие
по призыву по контракту
НАБОР 2015 3,87 3,76 3,70 7,14 4,00
1 факультет (подготовки штурманов) 3,24 3,35 0 0 6,67
2 факультет (ОБУ и УВД) 4,69 4,30 10,00 14,29 0,00
НАБОР 2016 5,95 4,85 5,00 24,00 6,67
1 факультет (подготовки штурманов) 6,72 5,12 11,11 25,00 7,69
2 факультет (ОБУ и УВД) 5,13 4,57 0 22,22 5,88
НАБОР 2017 6,65 4,51 18,75 34,62 0
1 факультет (подготовки штурманов) 7,39 4,80 30,00 41,67 0
2 факультет (ОБУ и УВД) 5,67 4,12 0 28,57 0
НАБОР 2018 3,47 2,87 6,67 3,70 28,57
1 факультет (подготовки штурманов) 3,95 3,90 0 7,69 0
2 факультет (ОБУ и УВД) 2,94 1,69 14,29 0,00 40,00
НАБОР 2019 2,65 2,03 0 5,56 18,18
1 факультет (подготовки штурманов) 1,18 1,40 0 0 0
2 факультет (ОБУ и УВД) 4,09 2,61 0 8,33 40,00
Среднее значение
ИТОГО 4,50 3,59 6,54 14,78 10,02
1 факультет (подготовки штурманов) 4,50 3,71 8,22 14,87 2,87
2 факультет (ОБУ и УВД) 4,51 3,46 4,86 14,68 17,18
Ранее в статье «Анализ динамики отношения курсантов военного вуза к выбранной профессии» мы делали анализ проблем адаптации к процессу обучения, в котором сравнивали проблемы адаптации курсантов набора 2014 и 2019 годов (рисунок 1), где 40 % опрошенных ссылались на трудности разлуки с родителями, 30 % - совмещение учебы и службы [8].
40 30 20 10 0
II
Разлука с родителями
совмещение учёбы и службы
ранний подъем необходимость
и зарядка
подчинения
высокие физические нагруки
12014 г. ■ 2019 г.
Рисунок 1 - Сравнительная характеристика трудностей первого этапа адаптации курсантов набора
2014 года и 2019 года
На практике эти трудности преодолеваются довольно легко, поскольку показатель отчисления среди курсантов, ранее не проходивших военную службу, самый низкий и составляет 3,61 % от численности поступивших, тогда как у прошедших военную службу -
ы и
6,82 %, военнослужащих по призыву - 15 %, по контракту - 11,48 %. Это наглядно демонстрирует, что наиболее существенной причиной отчисления является перерыв в процессе обучения, который составляет от одного года у военнослужащих по призыву и более двух лет у граждан, прибывавших в запасе, и военнослужащих по контракту. Необходимо обратить внимание на то, что в наборе 2018 и 2019 гг. отчисление военнослужащих по контракту на 2 факультете (БУА и УВД) составляет - 40 %.
Проведя анализ отчисления курсантов по годам и специальностям, сравнивая показатели с рейтингами командиров подразделений курсантов, мы пришли к выводу, что они находятся в прямой корреляции. Так, набор 2015 года имеет наименьшее количество отчисленных: 1 факультет - 3,24 %. Начальник этого курса имеет большой стаж руководства курсантами (15 лет) как в военном вузе, так и в суворовском училище; лично организован, в настоящее время возглавляет специальный факультет. 2 факультет - 4,69 %, начальник курса на протяжении 4 лет признавался лучшим на факультете, 2018 году успешно защитил диссертационное исследование, ему присвоена ученая степень «кандидат педагогических наук», назначен на должность заместителя начальника факультета.
Самый высокий показатель отчисления в подразделении показал 1 факультет набора 2017 года - 7,39 %. Начальник курса до назначения на должность опыта непосредственного руководства курсантскими подразделениями не имел. По итогам первого полугодия 2019-2020 учебного года на факультете среди начальников курса он имеет наименьший рейтинг. В 2018 году по результатам служебной деятельности был перемещен из ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) на равную должность.
Поскольку преподавательский состав постоянен и категория поступающих неизменна, проведенный анализ позволяет выявить зависимость уровня отчисления курсантов от успешной деятельности командира.
Нацеленность курсантов на учебу, хорошие социально-бытовые условия, качественная организация несения службы - залог успешного освоения курсантами образовательной программы. Но главным элементом в этом вопросе является взаимодействие командиров курсантских подразделений с преподавателями. Оно заключается в качестве организации самостоятельной работы курсантами, подготовке и проведении занятий, оказании помощи в поиске необходимой информации, эффективном подведении итогов в подразделении. Особого внимания заслуживает институт наставничества, когда закрепленный преподаватель или инструктор, имеющий большой опыт военной службы, приходит в учебное классное отделение и делится опытом о прохождении службы, иллюстрируя это примерами, случаями из жизни, дает наставления на выполнение различных задач, принимает активное участие в подведении итогов. Наличие в непосредственном подчинении военных кафедр позволяет начальнику факультета организовать эту работу. В результате курсанты проявляют больший интерес к дисциплинам, преподаваемым на кафедрах военно-профессиональной направленности.
С курсантами набора 2014 года - 2 факультет (БУА и УВД) [9] в 2019 году проводилось исследование, направленное на выявление степени сформированности у них профессиональной идентичности и интереса к изучаемым дисциплинам в процессе образовательной деятельности. Обучаемые были разделены на 3 группы. Как интегративный показатель успешности освоения образовательной программы, основанием разделения служил средний балл диплома. В первую группу вошли выпускники со средним баллом по диплому от 5 до 4,46; вторая - от 4,45 до 4,04; третья - ниже 4,03. Анкетный лист состоял из 17 вопросов, направленных на выявление степени сформированности профессиональной идентичности у курсантов, а также их интерес к изучаемым дисциплинам, отношения к преподавателям. Анкетирование всех участников проводилось одновременно. Цель опроса и принцип разделения групп не оглашались.
В ходе исследования установлено, что профессиональная идентичность у выпускников сформирована на высоком уровне, выпускники удовлетворены полученным образованием и готовы к выполнению задач по предназначению [9].
В анкете содержался вопрос, согласно которому необходимо было отдать 3 голоса в пользу кафедры, занятия которой проходят интереснее всего. Явным лидером оказались военные кафедры, осуществляющие подготовку по военной специальности. Результаты изображены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Распределение интереса курсантов к преподаваемым дисциплинам по кафедрам
Суммарно за 3 кафедры был отдан 301 голос. Второе место, с результатом 125 баллов, заняла группа, состоящая из кафедр тактики, физической подготовки и иностранного языка. Остальные 3 кафедры - математики, общетехнических и гуманитарно-экономических дисциплин, набрали только 22 балла. Это доказывает, что курсант в ходе обучения испытывает больший интерес к получению военной специальности, а не изучению общетехнических и гуманитарных дисциплин. Однако полноценное формирование офицера как личности, а не только как технически грамотного специалиста, невозможно без изучения дисциплин этих кафедр. Результаты показывают большую необходимость усиления междисциплинарных связей, а также подкрепления полученных знаний примерами практического применения в военном деле.
В рамках исследования рассматривалась роль преподавателя в оказании влияния на формирование обучаемого как офицера. Результаты показывают, что влияние преподавателей на группы курсантов не одинаково (рисунок 3). Так, в первой группе - всего 2 опрошенных (4 %) заявили, что таких преподавателей нет и 12 (24 %) затруднились с ответом; в третьей группе таких 8 (16 %) и 22 (44 %) соответственно. Так же отличается и количество педагогов, указанных в анкетах. Результаты второй группы являются точным средним значением всех трех групп. Если первая группа указала фамилии педагогов 112 раз, то вторая - 77, а третья - 49. Это доказывает, что курсанты, имеющие более высокий результат сформированности профессиональной идентичности были более подвержены влиянию педагогов. Активное личное общение способствовало их развитию как личности, как военного специалиста.
60 40 20 0
I I I
группа 1 группа 2 группа 3 ■ да ■ затрудняюсь ■ нет
Рисунок 3 - Влияние преподавателей на формирование личности курсанта, как будущего офицера
и
Выводы. Результаты исследования говорят о существенном влиянии личного авторитета преподавателей и командиров подразделений на успеваемость курсантов. На наш взгляд, залогом дальнейшей успешной реализации учебного процесса должны являться:
особые требования к подбору офицеров на должности командиров курсантских подразделений, они должны быть безусловным примером для своих подчиненных;
развитие командиров курсантских подразделений должно строиться на выстраивании траектории его служебного развития: курсовой офицер-преподаватель - начальник курса -преподаватель кафедры. Такая перспектива роста даст возможность для заинтересованности развитию офицерского состава. Ему будет понятен конечный результат служебной деятельности, к которому он будет стремиться;
эффективным способом повышения уровня педагогического мастерства является «Школа начинающего педагога», в ходе обучения в которой командиры курсантских подразделений повышают свои знания в организации образовательного процесса в вузе. Следует отметить, что чем эффективнее будет взаимодействие всех участников педагогического процесса, тем качественнее будет результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Табель о рангах: с пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статам сверьх положенных в Табели о рангах в классах чинов. Печатана в Санкт-Петербурге: При Сенате, 1771. 32 с.
2. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. Москва: Военно-политическая академия, 1990. 125 с.
3. Положение о кадетских корпусах высочайше утвержденное 18 февраля 1886 года. С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевача, 1886. 94 с.
4. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом: Исторический очерк педагогические средства при воспитании в воено-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.) / С.-Петербург: тип. И. Генералова, 1904. 122 с.
5. Устав Императорского Шляхетного сухопутного кадетского корпуса Санкт-Петербург 1766 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruscadet.ru/history/doc/ustav-1766.html. (дата обращения 07.10.2020).
6. Линдеберг А.К. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса 1712-1912 гг. в 2 т. / Т. 1. С.-Пб: тип. «Тренке и Фюсно», 1912. 174 с.
7. Сидорович В.Б. Проблемы взаимодействия и адаптации в процессе профессиональной подготовки курсантов военно-учебного заведения // Всероссийская научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие как фактор профессионального роста современного педагога», 19-20 апреля 2017 года; сборник статей. Челябинск, 2017. С. 155-158.
8. Микрюков Ю.В. Адаптационный процесс профессионального становления курсантов на различных этапах обучения в военном вузе // «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России», 2020. № 3. С. 112-117.
9. Микрюков Ю.В. Анализ динамики отношения курсантов военного вуза к выбранной профессии // «Вестник Шадринского государственного педагогического университета», 2020. № 1 (45). С. 57-67.
REFERENCES
1. Tabel' o rangah: s popolneniem, kakie chiny sostoyat po osoblivym imennym vysochajshim ukazam i po statam sver'h polozhennyh v Tabeli o rangah v klassah chinov. Pechatana v Sankt-Peterburge: Pri Senate, 1771. 32 p.
2. Kamenev A.I. Istoriya podgotovki oficerskih kadrov v Rossii. Moskva: Voenno-politicheskaya akademiya, 1990. 125 p.
3. Polozhenie o kadetskih korpusah vysochajshe utverzhdennoe 18 fevralya 1886 goda. S.-Peterburg: Tipografiya M.M. Stasyulevacha, 1886. 94 p.
4. Galenkovskij P.A. Vospitanie yunoshestva v proshlom: Istoricheskij ocherk pedagogicheskie sredstva pri vospitanii v voeno-uchebnyh zavedeniyah (v period 1700-1856 gg.) / S.-Peterburg: tip. I. Generalova, 1904. 122 p.
5. Ustav Imperatorskogo Shlyahetnogo suhoputnogo kadetskogo korpusa Sankt--Peterburg 1766 goda fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ruscadet.ru/history/doc/ustav-1766.html. (data obrascheniya 07.10.2020).
6. Lindeberg A.K. Istoricheskij ocherk 2-go kadetskogo korpusa 1712-1912 gg. V. 2 t. / T. 1. S.-Pb: tip. «Trenke i Fyusno», 1912. 174 p.
7. Sidorovich V.B. Problemy vzaimodejstviya i adaptacii v processe professional'noj podgotovki kursantov voenno-uchebnogo zavedeniya // Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Setevoe vzaimodejstvie kak faktor professional'nogo rosta sovremennogo pedagoga», 19-20 aprelya 2017 goda; sbornik statej. Chelyabinsk, 2017. p. 155-158.
8. Mikryukov Yu.V. Adaptacionnyj process professional'nogo stanovleniya kursantov na razlichnyh etapah obucheniya v voennom vuze // «Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii», 2020. № 3. pp. 112-117.
9. Mikryukov Yu.V. Analiz dinamiki otnosheniya kursantov voennogo vuza k vybrannoj professii // «Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta», 2020. № 1 (45). pp. 57-67.
© Панасенко Ю.А., Микрюков Ю.В., Сидорович В.Б., 2020
Панасенко Юрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника филиала по учебной и научной работе, филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск), Россия, 454015, г. Челябинск, ул. Городок-11, [email protected].
Микрюков Юрий Валерьевич, начальник отдела кадров, филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск), Россия, 454015, г. Челябинск, ул. Городок-11, [email protected].
Сидорович Валерий Брониславович, начальник службы РХБЗ защиты учебной авиационной базы, филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Челябинск), Россия, 454015, г. Челябинск, ул. Городок-11, [email protected].