Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение как элемент педагогического процесса'

Педагогическое сопровождение как элемент педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2258
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЬЮТОР / КУРСАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL SUPPORT / INVESTIGATION / TUTOR / CADET / PROFESSIONAL TRAINING / STUDYING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Максим Юрьевич

В статье раскрывается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, его виды, даются рекомендации преподавателям и командирам подразделений, на что следует обращать внимание в ходе образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical support as an element of a pedagogical process

The article deals the notions and essence of physiological and pedagogical support and its types. The recommendations to tutors and commanders in educational process are given.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение как элемент педагогического процесса»

Педагогика

УДК 378.1 М.Ю. Дмитриев*

Педагогическое сопровождение как элемент педагогического процесса

В статье раскрывается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, его виды, даются рекомендации преподавателям и командирам подразделений, на что следует обращать внимание в ходе образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, исследование, тьютор, курсант, профессиональная подготовка, педагогический процесс, учебная деятельность.

M.Y. Dmitriev*. The pedagogical support as an element of a pedagogical process

The article deals the notions and essence of physiological and pedagogical support and its types. The recommendations to tutors and commanders in educational process are given.

Keywords: pedagogical support, investigation, tutor, cadet, professional training, studying activity.

В связи с реформированием системы образования проблема педагогического сопровождения выходит на новый уровень. Современная концепция образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, разработаны методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. В педагогической литературе все чаще встречается такое понятие, как тьюторство. Именно тьютор, находясь в постоянном контакте со всеми членами педагогического процесса в готовности адекватно реагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика, обязан активно принимать участие в жизнедеятельности обучаемого и отвечать на его просьбы о помощи и поддержке, тем самым осуществляя психолого-педагогическое сопровождение.

Современное воспитание молодежи должно включать деятельность по формированию у нее умений самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию и т.п. С данным социальным заказом вступает в противоречие традиционная педагогическая практика, организованная по принципу единообразия, минимальной социальной активности учеников и минимальной свободы выбора целей, ценностей, методов и форм образования всеми субъектами образовательного процесса.

Господствовавшая долгие годы объектно-субъектная парадигма педагогического процесса не обошла стороной и проблему педагогического сопровождения. До сих пор ряд исследователей определяет в педагогическом сопровождении развития учащегося наличие субъект-объектных отношений. Воспитатель, учитель — это субъект, оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия. Например, отмечая ведущую роль воспитателя в процессе воспитания, Н.Е. Щуркова подчеркивает, что именно он ставит цели воспитания, определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно воспитатель должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания в целом. И в таком случае «школьник для него есть объект воспитательного влияния и продукт воспитания... Объявив школьника "субъектом"., педагог предназначает школьнику судьбу дикого растения» [2, c. 110]. Следовательно, ребенок в силу психофизиологических особенностей своего возраста еще не может быть субъектом воспитательной деятельности и участвовать в ней наравне со своим воспитателем

Нам кажется, что такая точка зрения неправомочна, и в системе педагогического сопровождения необходимо опираться на субъкт-субъектные отношения. Необходимо отметить активную роль обучаемого в педагогическом процессе. Поэтому главным условием организации и обеспечения эффективности обучения становится включение ученика в систему педагогического процесса. Из этого условия вытекает следствие: учащиеся объективно превращаются из «объектов» педагогических, воспитательных воздействий в равноправных «субъектов» педагогической деятельности.

Включение обучаемых в данные отношения не осуществляется автоматически, не бывает легким и непротиворечивым. Каждый учащийся в значительной степени должен сам определить свой путь, пользуясь присущим человеку как социальному существу правом на выбор. Однако эффективность такого выбора существенным образом определяется наличием предложений общества каждому из

* Дмитриев, Максим Юрьевич. Адъюнкт очной формы обучения Саратовского военного института внутренних войск МВД РФ. 410023 Саратов, ул. Московская, 158. Контактные телефоны: рабочий 504409; мобильный 89878226088.

* Dmitriev, Maxim Yurievich. Post-graduated in the Saratov Military Institute for the Internal Troops of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 410023 Saratov, Moskovskaya st., 158.

Статья поступила в редакцию 18 июня 2010 года.

Дмитриев М.Ю. Педагогическое сопровождение как элемент педагогического процесса

своих членов. Поэтому система социально-педагогических отношений ориентируется на педагогически целесообразное включение молодежи в социум, в систему всех социальных отношений, что, конечно, не предполагает бесконечное ее обучение правилам «как себя вести в обществе». Эта система отношений методами социально-педагогической деятельности предполагает прежде всего обеспечение соответствия жизненных устремлений и планов того или иного конкретного человека его возможностям, формирование для него реального социального места в структуре государства и общества.

Процесс обучения невозможен без понимания педагогом и учащимся эмоционального состояния друг друга, искренней включенности в проблему и готовности к ее конструктивному разрешению. Это становится возможным только с помощью общения с обучаемым, которое происходит как во время урока, так и во внеурочное время. Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания личности, ее обучения.

Педагогическое сопровождение, осуществляемое в стенах образовательного учреждения, реализует социальную функцию образования, дает возможность обучаемому овладеть социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении. Оно реализуется в деятельности воспитателей, психологов, педагогов-предметников и других участников педагогического процесса.

Деятельность педагога, осуществляющего сопровождение, направлена в этом случае не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом ученика; гибкий анализ его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. В данном случае необходимо различать учебную и образовательную программы. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа, в отличие от учебной, должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития личности в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В военно-учебных заведениях, если внимательно присмотреться, изначально заложены основные элементы психолого-педагогического сопровождения. Так, командир взвода курсантского подразделения осуществляет постоянный контакт с курсантами, помогает им адаптироваться к непривычной среде военного быта. Именно он выполняет функцию воспитателя, координатора учебного процесса.

Взаимодействие командира взвода с преподавателями-предметниками, родителями, командованием ввуза, представителями других социальных институтов, осуществляющих образовательную деятельность должны строиться в соответствии с правилами внутреннего распорядка, Уставов, договоров с иными учреждениями, но главным в этом взаимодействии является решение проблем курсанта.

Раскрывая деятельность командира взвода по воспитанию курсантов, мы должны обратить внимание на такие ее черты, как опережающий характер и постоянность действия. Командир должен представить курсанту всю информацию о возможных проблемах до того, как у него возникла проблемная ситуация, чтобы он успел мысленно разработать, спроектировать варианты ее разрешения. При этом командир ненавязчиво предлагает свой вариант решения возможной стрессовой ситуации.

Кроме того, любое педагогическое действие должно иметь постоянный характер. Степень доверия к командиру формируется не сиюминутно, а формируется на протяжении долгого времени. Офицер постоянным воздействием оказывает влияние на формирование курсанта.

Мы полностью согласны с Е.А. Александровой, которая выделяет три блока педагогического сопровождения: опека, наставничество, поддержка. Данные блоки выделяются исходя из степени подготовленности обучаемого [3]. Командир подразделения на основе кропотливой работы со своим личным составом должен выявить степень зрелости курсанта и фактически разбить свое подразделение на данные три подгруппы. Свою дальнейшую деятельность он обязан строить, исходя из представленных вариантов.

Далее, рассматриваются следующие виды педагогического сопровождения, различающиеся по следующим критериям:

— по степени участия взрослого — непосредственное и опосредованное сопровождение;

— по времени оказания — опережающее, своевременное, предупреждающее последействие;

— по длительности — единовременное, пролонгированное, дискретное.

Е.А Александрова выделяет следующие характерные черты данных видов сопровождения. Непосредственное сопровождение практикуются педагогом, командиром в процессе его разговора с обучаемым. Целью является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Опосредованное сопровождение характерно для группы, имеющей однотипные проблемы. Цель — натолкнуть подчиненного на самостоятельный поиск разрешения проблемы или обдумывание нравственных аспектов ситуации.

Суть опережающего сопровождения состоит в том, что в тот момент, когда в реальной жизни учащегося возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Этот вид сопровождения во многом перекликается с опосредованным,

Педагогика

но для него характерно не столько обсуждение проектируемой ситуации, сколько проигрывание в ней той или иной роли. Его целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме. Педагог работает над процессом создания условий для адекватного восприятия обучаемыми информации вербального и невербального характера, затрагивающей направленность их интересов и поведения как в настоящем времени, так и в недалеком будущем с целью помочь им осознать и проявить для себя зону ближайшего культурного развития и поддержать пробуждающийся интерес к саморазвитию.

Своевременное сопровождение осуществляется непосредственно в момент возникшей потребности в поддержке, по запросу или же по внешним признакам надвигающейся опасности физического или психологического планов.

Сопровождение — предупреждающее последействие необходимо после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Оно ставит целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы учащийся смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

Единовременное сопровождение оказывается необходимым в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный педагогический импульс.

Пролонгированное сопровождение используется педагогом в том случае, когда учащийся длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой или же если этот процесс длителен по своей сути, но требует наблюдения со стороны взрослого человека.

Дискретное сопровождение уместно время от времени, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении [4, с. 5].

В то же время необходимо отметить, что проблема педагогического сопровождения развития личности человека на пути его жизнедеятельности носит комплексный характер. Ее целью становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем. При этом существуют конкретные социальные роли, которые, например, по отношению к курсанту проявляются как роли «командиров», «руководителей», «учителей», «воспитателей» и т.д. В связи с этим есть основания полагать, что содержание педагогического сопровождения развития обучаемых реализуется посредством функций их воспитания, обучения и образования, каждая из которых оставляет свой след в человеке.

Комплексность педагогического сопровождения должна реализоваться и с позиций различных структурных подразделений военного учебного заведения. Не может остаться в стороне группа профессионального отбора, в состав которой входят профессиональные психологи. Ее роль с одной стороны является координирующей психолого-педагогическое сопровождение командиров взводов, а с другой — оказание помощи курсантам в особо трудных случаях, входящих в компетенцию данного специалиста. Очень часто вторая компонента сопровождения не находит своего места в процессе адаптации курсанта. Следует подчеркнуть и методическую функцию психолога, помогающего педагогам овладеть необходимыми им психологическими знаниями и умениями.

Требования к педагогу-предметнику, осуществляющему педагогическое сопровождение, заключаются в том, что он является не информатором, а координатором, организатором диалога, помощника, консультанта учащихся с учетом их индивидуальных способностей, создает условия для личностной реализации каждого курсанта. На занятиях должны присутствовать разные формы общения между преподавателем и обучаемыми — монолог, диалог, полилог; учениками — индивидуально, парами, в группе.

Преподаватель должен поддерживать поиски наиболее эффективных путей усвоения знаний, поощрять наиболее интересные находки, анализировать несостоявшиеся попытки, стимулировать курсантов к осознанию своих поражений и побед. Преподавателем могут задаваться вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы придти к соответствующему выводу?», «Почему пришел именно к данному результату?» и другие. Он может рассказать о своих собственных способах получения результата, но не навязывает их как единственно возможные. Преподаватель обязан применять диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных стилей учащихся и на их основе прогнозирует динамику развития и успешность овладения им учебным материалом.

Важным подразделением, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение является отдел по работе с личным составом. Именно он координирует всю внеучебную деятельность курсантского подразделения. Заместитель командира батальона по работе с личным составом является лицом, непосредственно отвечающим за воспитание данного подразделения.

Подводя итог, можно раскрыть систему подразделений оказывающих психолого-педагогическое сопровождение личности курсанта. Непосредственным исполнителем сопровождения является командир взвода, который вникает во все проблемы жизнедеятельности каждого курсанта своего подразделения. Заместитель командира батальона координирует деятельность командиров взводов в рамках воспитательного процесса. С другой стороны, в тесном контакте с командиром взвода работает преподаватель-предметник, который осуществляет определенную образовательную стратегию, исходя из дополнительной информации, представленной командиром взвода.

Группа профессионального отбора периодически осуществляет контроль за психологическим климатом в коллективе и дает рекомендации командирам и преподавателям в их деятельности.

Лобжа М.Т., Власова И.В. Пути формирования коммуникативной компетентности курсантов вузов ГПСМЧС России

Такая система позволяет целенаправленно осуществлять более качественную подготовку будущего офицера, с учетом индивидуальной подготовленности каждого курсанта, его психофизиологического и эмоционального профиля.

Список литературы1

1. Шуркова, Н. Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания / / Воспитать человека : сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — М.: Вентана-Граф, 2002.

2. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. ... докт. пед. наук. — Тюмень, 2006.

3. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение профессиональной и допрофессиональной частей образования / / Образовательная модель «школа-вуз»: проблемы и перспективы» : сб. науч. ст. — Вып. 2. — Саратов: Изд-во пед. общ-ва России, 2005. — С. 60-67.

4. Александрова, Е. А. Система педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории // «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании : альманах. - М.: Экшэн, 2005. - С. 40-44.

Literature

1. Shchurkova, N. E. A key question of education and the professional subject of education // To bring up the person. — Moscow, 2002.

2. Alexandrova, E. A. Pedagogical support of senior pupils in the course of working out and realization of individual educational trajectories: the author's abstract of dis. Doct. of pedagogical sciences. — Tyumen, 2006.

3. Alexandrova, E. A. pedagogical support professional and preprofessional formation parts // Educational model «school — high school»: problems and prospects: collection of scientific articles. — Issue 2. — Saratov, 2005. — P. 60-67.

4. Alexandrova, E. A. System of pedagogical support of an individual educational trajectory // «Productive formation»: projects in productive formation: the almanac. — Moscow, 2005. — P. 40-44.

УКД 37.012:316.776.2 M.T. Лобжа*, И.В. Власова**

Пути формирования коммуникативной компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России

Коммуникативная компетентность рассматривается как одна из основных сторон человеческого общения, определяется ее структурно-компонентный состав и роль в профессиональном образовании курсантов - будущих сотрудников ГПС МЧС России. Излагаются основные методы и средства воспитания коммуникативной компетентности и конкретные пути ее формирования, в том числе и для различных компонентов данного социально-психологического качества.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; общение; методы воспитания; пути формирования; структура коммуникативной компетентности.

M. T. Lobzha*, I.V. Vlasova**. Ways of forming communicative competence of students from Universities of State Fire Service of EMERCOM of Russia. Communicative competence is regarded as one of the main aspects in human communication, determined its structural and compositional analysis and role in the professional education of students - future employees of SFS EMERCOM of Russia. The basic methods and means of educating the communicative competence and specific ways of its forming, including the various components of social and psychological qualities are described.

Keywords: communicative competence, communication, education methods, ways of forming, the structure of communicative competence.

*Лобжа, Михаил Тимофеевич, профессор кафедры физической подготовки Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. 196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149, р.т. 369-96-37.

**Власова, Ирина Владимировна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, майор внутренней службы. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. р.т. 369-97-95, м.т. 89213232540. e-mail: Vlasova_ti@mail.ru

* Lobzha, Mikhail Timofeevich, professor of physical training department of the St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Doctor of Pedagogy, professor, the deserved Worker of Higher School of the Russian Federation. 196105, Saint-Petersburg, Moskovsky prospect, building 149. Work phone: 369-96-37.

**Vlasova, IrinaVladimirovna, adjunct of the St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, major in the internal services. 196105, Saint-Petersburg, Moskovsky prospect, building 149. Work phone: 369-97-95. Статья поступила в редакцию 12 июня 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.