Такая система позволяет целенаправленно осуществлять более качественную подготовку будущего офицера, с учетом индивидуальной подготовленности каждого курсанта, его психофизиологического и эмоционального профиля.
Список литературы
1. Шуркова, Н. Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания / / Воспитать человека : сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — М.: Вентана-Граф, 2002.
2. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. ... докт. пед. наук. — Тюмень, 2006.
3. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение профессиональной и допрофессиональной частей образования / / Образовательная модель «школа-вуз»: проблемы и перспективы» : сб. науч. ст. — Вып. 2. — Саратов: Изд-во пед. общ-ва России, 2005. — С. 60-67.
4. Александрова, Е. А. Система педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории // «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании : альманах. — М.: Экшэн, 2005. — С. 40-44.
Literature
1. Shchurkova, N. E. A key question of education and the professional subject of education // To bring up the person. — Moscow, 2002.
2. Alexandrova, E. A. Pedagogical support of senior pupils in the course of working out and realization of individual educational trajectories: the author’s abstract of dis. Doct. of pedagogical sciences. — Tyumen, 2006.
3. Alexandrova, E. A. pedagogical support professional and preprofessional formation parts // Educational model «school — high school»: problems and prospects: collection of scientific articles. — Issue 2.
— Saratov, 2005. — P. 60-67.
4. Alexandrova, E. A. System of pedagogical support of an individual educational trajectory // «Productive formation»: projects in productive formation: the almanac. — Moscow, 2005. — P. 40-44.
УКД 37.012:316.776.2 M.T. Лобжа*, И.В. Власова**
Пути формирования коммуникативной компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России
Коммуникативная компетентность рассматривается как одна из основных сторон человеческого общения, определяется ее структурно-компонентный состав и роль в профессиональном образовании курсантов - будущих сотрудников ГПС МЧС России. Излагаются основные методы и средства воспитания коммуникативной компетентности и конкретные пути ее формирования, в том числе и для различных компонентов данного социально-психологического качества.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; общение; методы воспитания; пути формирования; структура коммуникативной компетентности.
M. T. Lobzha*, I.V. Vlasova**. Ways of forming communicative competence of students from Universities of State Fire Service of EMERCOM of Russia. Communicative competence is regarded as one of the main aspects in human communication, determined its structural and compositional analysis and role in the professional education of students - future employees of SFS EMERCOM of Russia. The basic methods and means of educating the communicative competence and specific ways of its forming, including the various components of social and psychological qualities are described.
Keywords: communicative competence, communication, education methods, ways of forming, the structure of communicative competence.
*Лобжа, Михаил Тимофеевич, профессор кафедры физической подготовки Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. 196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149, р.т. 369-96-37.
**Власова, Ирина Владимировна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, майор внутренней службы. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. р.т. 369-97-95, м.т. 89213232540. e-mail: Vlasova_ti@mail.ru
* Lobzha, Mikhail Timofeevich, professor of physical training department of the St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Doctor of Pedagogy, professor, the deserved Worker of Higher School of the Russian Federation. 196105, Saint-Petersburg, Moskovsky prospect, building 149. Work phone: 369-96-37.
**Vlasova, IrinaVladimirovna, adjunct of the St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, major in the internal services. 196105, Saint-Petersburg, Moskovsky prospect, building 149. Work phone: 369-97-95.
Статья поступила в редакцию 12 июня 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Педагогика
Общение по своей феноменологии является многокомпонентным социально-психологическим процессом установления и развития контактов между людьми, обусловленным потребностями современной деятельности. Профессиональное общение представляется одним из видов такой деятельности, в котором можно выделить следующие стороны (функции): коммуникативная; интерактивная; перцептивная.
Парадигма общения исходит из принципа единства и взаимосодействия этих сторон общения, где каждая из них выполняет свою функцию. Коммуникативная сторона отражает специфику информационного процесса между людьми и выполняет функции установления контакта между людьми, самоутверждения и самоактуализации личности, обмена информацией, мнениями, целевыми установками и т.п. Интерактивная сторона общения связана с построением общей стратегии взаимодействия, в т.ч. и профессионального. Перцептивная функция общения обеспечивает процесс формирования образа человека, с которым взаимодействует субъект общения.
В данной статье дифференциация коммуникативной функции общения осуществляется условно, чтобы глубже проанализировать связь с профессиональной компетентностью, выявить структурнокомпонентный состав и подобрать наиболее эффективные методы и формы ее воспитания у курсантов
— будущих специалистов пожарно-спасательного профиля.
В данном исследовании мы поддерживаем мнение М.С. Кагана [1, с 295, 296], который разделяет понятия «коммуникация» и «общение». Он выделяет следующие отличительные признаки общения:
— общение является связью равных — партнеров, стремящихся к совместной выработке информации;
— общение имеет целью общность;
— коммуникация по природе своей монологична, а общение — диалогично;
— законом коммуникации является убывание информации в канале связи, а законом общения — возрастание информации, обогащающей духовный мир обоих партнеров («обоих» — в простейшей модели общения «Я и Ты», в принципе же — бесконечного множества партнеров);
— акт коммуникации безличен, общение же интенционально.
Общение следует рассматривать как основной способ приобщения к ценностям другого человека, формирования и развития мировоззрения личности.
Современное профессиональное образование формирует личность, реализующую человеческий потенциал в профессиональной деятельности. Его основная задача — подготовить выпускника не только к профессиональной деятельности, но и к встрече с социальной реальностью. Система высшего образования призвана обеспечить безболезненное вхождение выпускника в общество, адаптацию и самореализацию в сложном мультикультурном мире. Успех во многом определяется степенью его коммуникативной компетентности.
Структура коммуникативной компетентности показана на рисунке.
Согласно исследованиям В.Е. Акинтьевой [2, с. 12], коммуникативную культуру специалиста вуза можно представить как систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении.
Следует отметить, что коммуникативная культура напрямую зависит от уровня развития конфликтной компетентности и интеллекта человека.
Исследовавший данную проблему Г.И. Козырев [3, с. 38] утверждает, что «с конфликтологической точки зрения переход от восприятия «враг» к восприятию «оппонент», «диада превращается в триаду типа: «враг — противник — оппонент», и переход от вражды к диалогу становится менее «парадоксальным».
Иной точки зрения придерживается П.К. Гречко [4, с. 20], утверждая, что восприятие индивида должно изменяться от образа «Врага», к образу «Чужого» — затем к образу «Другого». Враг, Чужой, Другой — последовательные ступени (стадии, формы) исторического развития субъекта. Их можно рассматривать и как жизненные круги отдельного человека. В самом далеком круге находятся враги, ближе, в круге втором — чужие, еще ближе, в круге первом — просто другие, партнеры по коммуникации, ведущей к взаимопониманию.
Эффективным направлением достижения коммуникативной компетентности в системе высшего образования может стать обучение навыкам общения, пониманию природы конфликта, развитию коммуникативной культуры.
Такие навыки в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России курсанты и слушатели получают на кафедрах гуманитарных дисциплин:
— философии и социальных наук;
— психологии и педагогики;
— психологии риска и чрезвычайных ситуаций;
— физической подготовки;
— иностранных языков и культуры речи.
Большая роль при формировании элементов коммуникативной культуры личности принадлежит профессорско-преподавательскому составу, командирам групп, факультетов, воспитательному отделу и отделу психологического обеспечения учебного процесса.
Культура делового взаимодействия
Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять их к желательному результату, — все это включает в себя культура делового взаимодействия.
В ее основе лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Перечисленные качества формируются в детстве. Тем не менее при благоприятных условиях, созданных в вузе, их можно успешно развивать.
Наиболее целесообразным это представляется с помощью активного взаимодействия:
— курсантов с командным и профессорско-преподавательским составом, Университета;
— курсантов на уровне группы;
— курсантов (студентов) при взаимодействии с представителями других факультетов, других вузов, старших коллег, наставников курсов и т.п.
Толерантность (от лат. 1ю1егапйа — терпение) — терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верованиям [5, с. 241].
Современное понимание толерантности чаще всего связывают с уважением к чужим обычаям, традициям, чужой культуре и т.д. Она стала предметом изучения философии, социологии, культурологии, конфликтологии, педагогики.
Толерантность существует в различных формах: мировоззренческой, религиозной, политикоправовой, культурной, морально-этической, теологической, психоэмоциональной и т.п.
В.А. Лекторский выделяет четыре вида толерантности в зависимости от сферы проявления ее опыта: безразличие, невозможность взаимопонимания, снисхождение, расширение собственного опыта и критический диалог, при этом особо подчеркивая четвертое значение «как единственное плодотворное понимание толерантности в современных условиях» [6].
Толерантность не является универсальной категорией. Ее содержание и границы, а также число адептов различаются: 1) в историческом аспекте; 2) в зависимости от культурной традиции; 3) в зависимости от состояния общества.
«Идеология толерантности — это идеология культуры достоинства, которая восходит к иным логикам развития — внеконфликтным. Это искусство жить непохожему рядом, приятие иного, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса», так определяет толерантность И.Л. Первова, исследовавшая это явление [7, с. 89].
Для эффективного развития данного компонента профессионально-коммуникативной компетентности следует воспитывать составные элементы толерантности: эмпатию, доверие, сострадание, сочувствие и т.п.
Феномен толерантности можно рассматривать как один из способов предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и предпосылку эффективной коммуникации, как категорию, пересекающуюся понятиями «конфликт», «диалог», «свобода» и др. Толерантность и ее разновидность
— коммуникативная толерантность — являются необходимым условием существования еще одного вида профессионально-коммуникативной компетентности — межкультурной компетентности.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Педагогика
Межкультурная компетентность
Теоретический анализ и обобщение библиографии по проблеме формирования основных компонентов профессионально-коммуникативной компетентности позволили выявить основные составляющие межкультурной компетентности. По нашему мнению, ими являются межкультурная коммуникация и историко-культурная компетентность.
Межкультурная коммуникация
Важнейшие аспекты анализа межкультурной коммуникации связаны с культурно обусловленной деятельностью человека как субъекта познания и общения. Освоение проблематики, относящейся к компетенции теории межкультурной коммуникации, имеет большое значение не только для формирования и совершенствования навыков и умений адекватного общения с представителями других языковых культур, но и для формирования толерантной, когнитивно и коммуникативно гибкой личности.
Межкультурная коммуникация — информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами. Согласно исследованиям Л.В. Петрова [8, с. 317], эти контакты могут осуществляться:
— путем непосредственных встреч лицом к лицу индивидов, относящихся к разным этнонациональным группам;
— опосредовано, при помощи письменной рукописи или печатных документов, либо при знакомстве с иконографическим материалом;
— путем знакомства (изучения) с предметами, изготовленными либо используемыми в жизненном процессе этнонациональной группы как на месте проживания группы, так и в других местах, с предметами, оказавшимися там в результате перемещения (музей).
Основной функцией межкультурной коммуникации является установление отношений между странами и этносами, классами, слоями, национальными группами и т.п. с целью поддержания динамического единства и целостности мировой социокультурной структуры.
В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения выделяют следующие типы межкультурной коммуникации [8, с. 319]:
— вербальная;
— невербальная;
— паравербальная.
Наиболее целесообразным средством развития межкультурной коммуникации представляются дисциплины гуманитарного цикла. С помощью этих дисциплин курсанты получают знания в области межкультурной компетентности. Профессорско-преподавательский состав дает знания помогающие вырабатывать понятие о ценностях, культурном наследии и т.п. Во время проведения тренингов у курсантов формируются навыки, вырабатываются стратегии взаимодействия с оппонентами. При этом особенно важным представляется активное взаимодействие курсантов с отделами международных связей, психологического сопровождения учебного процесса, воспитательной работы.
Историко-культурная компетентность
Данное понятие представляет собой вторую подсистему межкультурной компетентности. Историко-культурная компетентность выражает степень сформированности широты знаний, отражает способность будущего специалиста представлять исторические процессы, проявлять ценностное отношение к прошлому, историко-культурному наследию своего региона, страны. Её основная функция — социализация личности на примере конкретного региона. Она осуществляется благодаря усвоению его своеобразия и историко-культурного наследия. Также обязательным представляется пробуждение у курсантов интереса к историко-культурному прошлому и формирование навыков сохранения культурного наследия. В этом направлении наиболее целесообразным является путь самовоспитания и самообразования: активное участие в торжественно-траурных мероприятиях, экскурсии по городу и области, посещение различных музеев и т.п.
Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативной компетентности является изучение отечественной и зарубежной культуры. Необходимые для этого знания можно получить в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС РФ на гуманитарных кафедрах, а также на информационных часах и стажировке, проводимой Университетом в рамках проекта сотрудничества и по обмену курсантами, профессорско-преподавательским составом подобных силовых ведомств Германии, Финляндии, Швеции, США.
Формирование профессионально-коммуникативной компетентности у курсантов целесообразно проводить распространенными методами обучения и воспитания.
Методы обучения профессионально-коммуникативной компетентности в целом и ее компонентов, в частности, предполагают использование таких общепедагогических методов, как словесные и практические.
Словесные методы применяются при освоении теоретических знаний, необходимых для обеспечения формирования профессионально-коммуникативной компетентности. К группе словесных методов относятся объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др.
К практическим методам обучения относят формы овладения учебным материалам на основе упражнений, самостоятельных занятий, практических и лабораторных работ. Последние играют существенную роль в формировании умений и навыков взаимодействия:
— вести диалог и полемику (в т.ч. в конфликтной ситуации);
— адекватно воспринимать критику и т.п.
Используя перечисленные методы, следует помнить, что стремление к цели и постоянные упражнения эффективны лишь в том случае, когда со стороны курсанта (слушателя) это происходит осознанно и активно.
Интенсивность использования методов обучения в образовательном процессе зависит от ряда факторов: от того, кем они проводятся, в какой ситуации, какова степени их необходимости.
Основные компоненты профессионально-коммуникативной компетентности целесообразно формировать в проведении учебно-воспитательного процесса, служебной подготовки, самовоспитания и самообразования, применяя словесные, наглядные и практические методы обучения.
Метод воспитания — это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на курсантов с целью формирования у них качеств, необходимых для выполнения служебного долга [9, с. 328].
Основными методами воспитания, согласно исследованиям A.A. Барабанщикова, Н.Ф. Феденко [9], являются убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика и самокритика, принуждение.
Каждый из представленных методов объединяет в себе средства и приемы, помогающие решить характерные задачи воспитания. Следует подчеркнуть, что одно средство может применяться в различных методах (например, слово).
Их разнообразие позволяет эффективно осуществлять воспитание профессиональнокоммуникативной компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России. Наиболее целесообразными из них принято считать методы убеждения и примера.
Использование личного примера как основного воспитательного метода предполагает целеустремленное и систематические воздействие профессорско-преподавательского состава, начальников группы, курса, и факультета Университета. Важным также является использование в воспитательном процессе постоянного взаимодействия с сотрудниками воспитательного отдела, отдела психологического обеспечения учебного процесса, международного отдела.
Таким образом, для эффективного развития профессионально-коммуникативной компетентности необходим синтез методов обучения и воспитания, используемых в учебновоспитательном процессе и служебной деятельности.
Важную роль в формировании профессионально-коммуникативной компетентности играют профессорско-преподавательский состав, начальники курсов, факультетов Университета, самовоспитание и самообразование.
Список литературы
1. Каган, М. С. Философия культуры. — СПб., 1996.
2. Акинтъева, В. Е. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста в образовательном пространстве военного вуза : автореферат дис. ... кан. пед. наук. — Ставрополь, 2008.
3. Козырев, Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социс. - 2008. - № 1.
4. Гречко, П. К. Различия от терпимости к культуре толерантности. — М., 2006.
5. Бачинин, В. А. Этика. Энциклопедический словарь. — СПб., 2005.
6. Лекторский, В. А. О толерантности // Философские науки. — 1997. — № 3-4. — С. 15-19.
7. Первова, И. Л. Толерантность: социальность и реальность / Пределы толерантности в современном обществе. — СПб., 2003.
8. Теория культуры : учебное пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. — СПб.: Питер, 2008.
9. Основы военной психологии и педагогики : учебное пособие / под ред. A.B. Барабанщикова, Н.Ф. Феденко. — М., 1981.
Literature
1. Kagan, M. S. Culture philosophy. — SPb., 1996.
2. Akinteva, V. E. Formation of communicative culture of the future expert in educational space of military high school. The author’s abstract dis. cand. ped. sciences. — Stavropol, 2008
3. Kozyrev, G. I. «The enemy» and «An image of the enemy» in public and political relations // Sozis.
— 2008. — № 1.
4. Grechko, P. K. Distinctions from tolerance to culture of tolerance. - Moscow, 2006.
5. Bachinin, V. A. Ethics. The encyclopedic dictionary. — SPb., 2005.
6. Lectorsky V. A. About tolerance // Philosophical sciences. — 1994. — № 3-4. — Р. 15-19.
7. Pervova, I. L. Tolerance: a sociality and a reality // Tolerance limits in a modern society. — SPb.,
2003.
8. The culture theory / Ed. of S.N. Ikonnikov, V.PBolshakov. — SPb., 2008.
9. Bases of military psychology and pedagogics. The manual. / Ed. A.V.Barabanshchikov, N.F. Fedenko. — Moscow, 1981.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010