А. С. Марков
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Работа представлена кафедрой экопсихологии развития Психологического института РАО.
В статье проведен анализ психолого-педагогических проблем образовательной среды военного вуза, показана их общегуманитарная направленность. Проанализирован опыт работы служб психолого-педагогического сопровождения в ведущих вузах страны, предложен круг задач, которые должна решать служба психолого-педагогического сопровождения в военном вузе, рекомендована организация и методы работы службы психолого-педагогического сопровождения. Сделаны выводы о том, что наличие службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в военном вузе повысит эффективность подготовки офицерских кадров.
Ключевые слова: образовательная среда, служба психолого-педагогического сопровождения, образовательный процесс, психодидактическая экспертиза.
A. Markov
FEATURES OF ORGANISATION AND WORK OF A PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT SERVICE AT MILITARY HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
The analysis of psycho-pedagogical problems of the educational environment in a military higher educational establishment is carried out in the article. Their humanitarian orientation is shown in general.
The operational experience of services of psycho-pedagogical support in the leading higher educational establishments of the country is analysed. The range of problems needed to be solved by a service of psycho-pedagogical support at military higher educational establishment is proposed. The organisation and methods of work of a psycho-pedagogical support service are recommended. The author comes to a conclusion that presence of a psycho-pedagogical support service in a military higher educational establishment will raise the efficiency of officer staff training.
Key words: educational environment, service of psycho-pedagogical support, educational process, psychodidactic examination.
В настоящее время образование выступает ведущим фактором социального, военного и экономического развития государства, так как важнейшей ценностью современного общества считается человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. В связи с этим при ориентации на создание профессиональной армии основной целью профессорско-преподавательского состава военного вуза становится создание системы профессиональной подготовки офицера, обеспечивающей формирование способностей выпускника квалифицированно решать сложные боевые, инженерные и психолого-педагогические задачи в войсках.
Называя проблемы, стоящие перед высшей военной школой, в первую очередь необходимо отметить закрытость для общества, роди-
телей, абитуриентов и курсантов психологопедагогических трудностей обучения в военном вузе. Незнание этих проблем порождает непонимание в обществе, необоснованные страхи у родителей, излишнюю тревожность у абитуриентов, разочарование у курсантов. В последнее время становится очевидной острая необходимость в непрерывном психологопедагогическом сопровождении образовательного процесса в военном вузе, а такой службы пока нет. Аналогичные службы существуют во многих гражданских вузах, но образовательная среда военного вуза имеет свои, присущие только воинскому коллективу, особенности, что требует специального изучения проблемы.
Поэтому целью нашей работы стало теоретическое обоснование специфики организации и работы службы психолого-педагогиче-
ского сопровождения в военном вузе. Были поставлены следующие задачи:
• сделать открытыми психолого-педагоги-ческие проблемы образовательной среды военного вуза;
• показать их общегуманитарную направленность;
• проанализировать опыт работы служб психолого-педагогического сопровождения в вузах страны и ближнего зарубежья;
• определить цели и задачи, которые будет решать служба психолого-педагогическо-го сопровождения в военном вузе;
• разработать организацию и методы работы службы психолого-педагогического сопровождения.
Выявить психолого-педагогические проблемы образовательной среды военного вуза нам помогла психодидактическая экспертиза, проведенная по алгоритму, предложенному В. И. Пановым [9, с. 103]. Мы использовали рекомендованные В. И. Пановым методы и средства, учитывая особенности военного вуза. Статистический анализ социальных и квалификационных показателей включал анкетирование более 2,5 тысяч курсантов, 46 ко-мандиров-воспитателей и 74 педагогов в Коломенском высшем артиллерийском военном училище и Рязанском военном автомобильном институте.
В ходе исследования использовался блок психодиагностических методик, в который вошли методика «Потребность в достижении», разработанная Ю. М. Орловым, методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной, методика «Анкета интересов», методика оценки военно-профессиональной направленности, опросник «МОС» (мотивация и особенности самооценки, методика разработана В. В. Кормачевым, В. Ю. Рыбниковым и Ф. И. Чорногоровым) [7; 2; 8]. Кроме того, использовались личностные опросники Айзенка, 16 ФЛО и Прогноз-2 (В. Ю. Рыбников).
Дополнительно, исходя из конкретных условий обучения в военном вузе, нами была разработана анкета «Дидактические, социально-бытовые и психологические трудно-
сти обучения в военном училище» и «Мотивация учебной деятельности в военном вузе» [1, с. 53-59].
При экспертной оценке в группу экспертов вошли 20 командиров-воспитателей, 20 преподавателей, а также 5 представителей учебных отделов обоих военных вузов. Все эксперты были старше 40 лет и имели опыт работы в высшей военной школе более 10 лет.
В результате многолетних исследований, проводимых в Коломенском высшем артиллерийском военном училище и Рязанском военном автомобильном институте, мы пришли к выводу, что в образовательной среде военного вуза целесообразно выделять курсантские проблемы, проблемы преподавателей и проблемы администрации вуза.
К курсантским проблемам мы относим адаптацию юношей к учебе в военном вузе и армейской службе, самоидентификацию в новой социальной группе, ситуации профессионального выбора, готовности и мотивации службы в армии. Кроме того, так как военные вузы представляют особый тип учебного заведения образования взрослых, им присущ процесс взрывного взросления обучающихся и связанные с этим проблемы, в числе которых стремление курсантов самоутвердиться в качестве взрослых, создать собственную семью и ряд других проблем [3, с. 54-57].
Адаптация юношей к учебе в военном вузе и армейской службе становится первым и подчас решающим испытанием. При отсутствии специально организованного психолого-педа-гогического сопровождения адаптация может проходить довольно болезненно и продолжаться от одного до двух семестров. При поступлении в вуз у курсантов коренным образом меняется вся система общения. В настоящее время в России воспитанием мальчиков в семье и школе занимаются в основном женщины, которые стараются оберегать юношей от разных жизненных трудностей. С первого дня в военном вузе молодой человек оказывается в условиях замкнутой жесткой мужской среды под командованием офицеров, которые не занимались воспитанием своих собственных детей и тем более не церемонятся с чужи-
ми. У первокурсника сразу и резко ограничиваются контакты с родными и близкими ему людьми, с группами старых знакомых и друзей. Большой сложностью является то, что оторванный от женской заботы и ласки юноша должен адаптироваться к новым людям, общение с которыми ему может оказаться не всегда приятным. При этом такие поведенческие ко-пинг-стратегии, как отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний или выход из поля травмирующей ситуации, уединение и покой невозможны в условиях жизни в казарме и жесткой регламентации всей учебной и служебной деятельности. А копинг-стратегии, использующие различные виды замещающих реакции (плачу, кричу, схожу с ума, стараюсь расслабиться и т. п.), не только не найдут поддержки и понимания в армейской среде, но и приведут к еще большему осложнению стрессовой ситуации для молодого воина.
Стратегии эмоционального совладания дают положительный эффект только в том случае, если эмоциональную разгрузку своему подразделению грамотно организовал командир, если он сумел устроить спортивный праздник, экскурсию, концерт художественной самодеятельности или другое неформальное мероприятие, позволившее курсантам дать выход своим эмоциям, снять эмоциональную зажатость, поднять настроение. Любые выбранные самостоятельно стратегии эмоционального совладания окажутся социально не одобренными сослуживцами и лишь усугубят психотравмирующую ситуацию.
Наилучший эффект выхода из стрессовой ситуации дают в воинских коллективах познавательные (интеллектуальные) копинг-страте-гии, выбранные под руководством опытного товарища по службе. Таким помощником может выступать военный психолог, командир, воспитатель, преподаватель или старшекурсник, успешно справившийся с аналогичной психотравмирующей ситуацией. При грамотно организованном психолого-педагогиче-ском сопровождении адаптация курсанта военного вуза может завершиться за полтора -два месяца. Опыт нашей работы позволяет рекомендовать следующие копинг-стратегии:
• поиск дополнительной информации: расспросы, анализ ситуации (изменение травмирующей окраски события);
• анализ не только самой ситуации, но и ее последствий (переоценка и рационализации);
• относительность в оценках, облегчающая принятие события;
• отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация (это приводит к защите по типу отрицания);
• игнорирование неприятной ситуации, даже подшучивание над ней (традиционная для русской армии форма борьбы со страхом военной опасности);
• придание нового значения и смысла неприятной ситуации (отношение к ней как к проверке силы характера и стойкости духа). При этом имеет место рост самоуважения и собственной ценности как личности [5, с. 263-265].
Одновременно с адаптацией и вплоть до окончания первого курса у большинства курсантов заканчивается процесс самоидентификации в новой социальной группе.
Другие проблемы, волнующие курсантов, выходят на первый план в разное время, каждая на своем этапе обучения и профессионального становления будущего офицера, с первого по пятый курс. Так, ситуация профессионального выбора становится главной для большинства курсантов после первого зимнего отпуска. Она обостряется вновь при переходе на второй курс, когда курсант возвращается в военный вуз из дома в конце лета. Юноша в течение месяца вздохнул свободно в кругу родных, друзей, знакомых девушек. Он мог сравнить свою жизнь в казарме под пристальным вниманием командиров с жизнью студентов гражданских вузов и работающей молодежи. Этот процесс бывает достаточно болезненным для ряда курсантов и может занимать от одной недели до полутора месяцев. Некоторые курсанты в этих условиях делают выбор не в пользу строгих армейских порядков и к зимней сессии подают рапорты об отчислении из военного вуза по нежеланию учиться.
Проблема готовности и мотивации службы в армии становится главной и занимающей все
мысли курсанта дважды. Первый раз в конце второго — начале третьего курса, когда заключается контракт на военную службу и принимается решение о принадлежности к военному профессиональному сообществу. Курсант становится настоящим военным, получающим деньги за свой ратный труд. Второй раз проблема готовности и мотивации службы в армии становится самой важной в жизни курсанта на пятом курсе. Большинство курсантов уже имеют семьи или готовятся вступить в брак сразу после выпуска, получив лейтенантские погоны. Здесь часто становится мучительным выбор между любимой профессией и любимой женщиной. Готова ли молодая супруга бросить все и поехать со своим лейтенантом в дальний гарнизон? Хватит ли денег, выделяемых государством, на содержание жены и детей? Дадут ли в части молодой семье жилье? После долгих раздумий, советов с командирами, своими родителями и родителями жены не все курсанты-выпускники делают выбор в пользу службе Родине.
Создание семьи является еще одной очень важной проблемой курсантов с третьего по пятый курс. Вступление в законный брак является социально одобряемым поведением в армейской среде. Лейтенант, прибывший в часть с женой и детьми, имеет более высокий социальный статус, чем его холостой однокашник. Больше половины курсантов вступают в брак до окончания военного вуза, многие откладывают заключение брака на время выпуска или первый год службы на офицерской должности. Только отдельные курсанты сознательно отказываются от раннего брака из карьерных соображений.
Заключив контракт на военную службу и создав собственную семью, курсант ощущает себя взрослым. При этом указанные изменения проходят за короткое время. Поэтому многие преподаватели и командиры не замечают появления у курсантов такого новообразования - взрослость. Они продолжают относиться к обучающимся как к детям, что в конечном итоге приводит к межличностному конфликту в диаде курсант - преподаватель.
Среди проблем преподавателей военного вуза основными мы считаем проблемы, связанные с взаимоотношениями с курсантами.
Существует также ряд других проблем, возникающих внутри преподавательского коллектива, с администрацией вуза, профессионального выгорания, на которых мы не будем останавливаться в этой статье.
Как показали наши исследования, на первых курсах с молодыми людьми легче работать гражданским педагогам, особенно женщинам, имеющим педагогическое и психологическое образование. Первокурсники к ним тянутся, ищут понимания, тепла и ласки. А для офицеров, особенно молодых, прослуживших не более пяти лет, работа с первокурсниками является тяжелым испытанием. Неумение понять вчерашних школьников, трудных и педагогически запущенных ребят приводит ряд офицеров к срывам в работе с молодыми курсантами, вплоть до рукоприкладства. В исследовании обобщался опыт работы 120 преподавателей с десяти кафедр. При этом 12% составили преподаватели с опытом работы до двух лет, 55% — с опытом работы от двух до пяти лет. В исследовании приняли участие более 1,5 тысяч курсантов в возрасте от 17 до 22 лет, обучающихся с первого по пятый курс.
На старших курсах картина взаимоотношений курсантов и преподавателей в корне меняется. Гражданские педагоги, причем не только женщины, но и мужчины заявляют, что курсанты просто обнаглели. Нет! Они не обнаглели, они повзрослели! Они не хотят больше, чтобы их жалели и поучали. Они хотят, чтобы к ним относились как к равным, как к взрослым, чтобы их мнение учитывалось при подготовке и проведении занятий. Курсанты требуют другого стиля общения, других методов подачи учебного материала, других форм проведения занятий. Военным преподавателям-офицерам становится гораздо легче работать, они идут от практики боевой работы и эксплуатации военной техники. Тем более, что на специальных военных кафедрах от 55 до 65% составляют офицеры-преподаватели, имеющие боевой опыт. Так как курсанты-старшекурсники уже вошли в профессиональное военное сообщество, их не надо шлепать, как малышей, они все понимают и все стараются делать сами, подражая старшим товарищам офицерам-преподавателям.
Сложность учебно-воспитательного процесса в высшей военной школе заключается в том, что на первых курсах мы обучаем старших юношей, при этом необходимо использовать методы педагогики, а на старших курсах наши обучающиеся уже взрослые, и для их обучения требуются методы андрагогики. Этот переход происходит скачкообразно [6, с. 102—109].
Проблемы администрации связаны с руководством курсантскими и преподавательскими коллективами, организацией психологического и педагогического обучения и совершенствованием преподавательского состава. Эти проблемы обусловлены отсутствием необходимых психолого-педагогических знаний у представителей администрации военного вуза. Поэтому в стиле работы многих управленцев преобладает агрессивно-авторитарный стиль: «Я их заставлю служить!», «Они у меня узнают ...», «Я им покажу ...».
Л. С. Выготский одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции, что особенно важно при обучении и воспитании военнослужащих. Если командира не устраивают какие-либо личностные качества, неудачи в учебе или отсутствие умения в работе с военной техникой молодого курсанта, не надо кричать, что он «тупой» или «тормоз». Имея необходимые психолого-педагоги-ческие знания и умения и опираясь на теорию Л. С. Выготского, можно скорректировать нежелательные проявления в деятельности подчиненного военнослужащего.
Мы хотим подчеркнуть, что названные проблемы не содержат военной или государственной тайны. Все они носят общегуманитарную направленность и, на наш взгляд, должны быть понятны широкой российской общественности и приняты ею. Рассмотренные проблемы курсантов, преподавателей и администрации военного вуза требуют непрерывного психоло-го-педагогического сопровождения и разрешения по мере их возникновения у каждого из участников образовательного процесса. Координацию взаимодействия всех заинтересован-
ных сторон должна осуществлять служба пси-холого-педагогического сопровождения военного вуза.
Нами был проанализирован опыт работы психологических служб целого ряда университетов и институтов России и ближнего зарубежья. В большинстве российских вузов работа психологической службы реально сосредоточена на оказании психологической помощи в адаптации первокурсников, имеющих проблемы со здоровьем. Кроме того, первокурсники представители национальных меньшинств, как правило, испытывают психологические трудности в условиях большого города и оторванности от соплеменников. Основным видом работы с ними являются индивидуальные консультации и тренинги в группах. Эта работа хорошо поставлена психологическими службами Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) и Астраханского государственного университета. В Тверском государственном университете психологическая помощь направлена на карьерное консультирование студентов, гарантирующее профессиональную успешность выпускника вуза. В Барнаульском государственном педагогическом университете в рамках Алтайского краевого молодежного кризисного центра оказывается консультативная помощь студентам в сложных и кризисных ситуациях при решении социальных, психологических и педагогических проблем. В Томском государственном университете основной целью деятельности психологической службы определено создание системы социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и профессионализации студентов, направленной на формирование комфортных условий обучения в вузе, а также на развитие личностных качеств студентов, обеспечивающих их профессиональную и жизненную успешность. В Томском университете также апробирована программа повышения социально-психологической компетентности кураторов, организовано сотрудничество психологической службы с деканами и преподавателями факультетов. Однако основной упор сделан на работу со студента-
ми младших курсов. В Московском психоло-го-социальном институте обобщены существующие практики реально функционирующих моделей психологических служб учреждений профессионального образования и отмечено, что при укрупнении учреждений высшего профессионального образования требуется переход к «контекстуальной» работе психологической службы. Психологи совместно с администрацией и педагогическими работниками должны находить решение проблем, разрабатывать пути выхода из конкретных затруднительных ситуаций, сложившихся в учреждении.
Особенности организации деятельности психологической службы вуза на Украине рассматривалась на примере Классического приватного университета (г. Запорожье). В Российских вузах психологические службы решают конкретные практические задачи, способствующие сохранению здоровья, как правило, только студентов, и повышению эффективности образовательного процесса. Решением правительства Украины вузы обязаны создать психологические службы. При этом нет четко поставленных целей и задач работы психологической службы вуза. Без концептуально обоснованных основных подходов к определению целей и задач психологической службы невозможно сформулировать критерии эффективности всей работы психологической службы вуза и отдельных ее направлений.
В Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка в Минске активная разработка проблем психологической службы образования ведется 20 лет. Закон Республики Беларусь «Об образовании» и утвержденное 27.04.2006 постановление № 42 Министерства образования Республики Беларусь «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования» является базой для разработки научно-методического обеспечения деятельности подобных структурных подразделений в вузах. Характерно, что здесь выбрано такое направление деятельности, как «непрямая» служба, в рамках которой психолог работает с куратора-
ми, преподавателями и другими сотрудниками и через них оказывает влияние на студенческую молодежь.
Интересным оказался опыт работы психологических служб ряда колледжей. Так, в Кемеровском педагогическом колледже осуществляется формирование оптимального режима жизнедеятельности обучающихся в микросоциуме и в образовательной среде при особом внимании к первокурсникам, а также выпускникам всех ступеней учебно-педагогического комплекса (педлицей, педколледж, пединститут). Важность этого направления деятельности психологической службы обусловлена, во-первых, состоянием здоровья как студентов, так и преподавателей, высокий процент среди которых имеют разного рода хронические заболевания, а во-вторых, общей нестабильностью и изменчивостью условий жизни нашего общества.
Работа психологической службы Бутурли-новского механико-технологического колледжа (Воронежской области) включает следующие направления: работа со студентами, преподавателями, родителями. Здесь считают, что любую проблему, возникающую в процессе обучения, можно решить на административном, педагогическом и психологическом уровнях. Умение увидеть проблему в корне, в момент зарождения, и попытаться решить ее на психологическом уровне, требует больших знаний и мастерства. Много времени и сил уходит на индивидуальное консультирование преподавателей, работников, студентов колледжа и их родителей. Для первокурсников актуальной темой является «Смогу ли я дальше учиться в колледже?» (большинство студентов поступают из сельских школ, да и тот факт, что за первый курс они должны освоить основы общеобразовательных предметов, создает определенное напряжение). «Как мне успешнее учиться?» - волнует первокурсников. На втором курсе очень важны вопросы взаимоотношений в группе, с некоторыми преподавателями. Проблемы общения существуют на всех курсах. Но, по нашим наблюдениям, в колледже они особенно обостряются на втором курсе. Для второго и третьего
курса требуются часто консультации по вопросам отношений с противоположным полом, создания благополучной семьи. Оторванность от дома и родных для некоторых именно на втором курсе ощущается особенно остро. К четвертому курсу возникают вопросы трудоустройства, определения карьеры. Для индивидуальной работы создаются небольшие группки студентов с одноименной трудностью или проблемой.
Анализируя опыт специалистов психологических служб учреждений высшего и среднего профессионального образования и опираясь на собственный многолетний опыт работы в системе высшего военного образования, определим цели и задачи, которые будет решать служба психолого-педагогического сопровождения в военном вузе. Мы считаем, что целью работы службы психолого-педагогического сопровождения должно стать формирование оптимального режима жизнедеятельности, способствующего личностному и профессиональному росту обучающихся в образовательной среде военного вуза.
При этом службе психолого-педагогическо-го сопровождения придется решать следующие задачи:
• организация взаимодействия всех субъектов образовательной среды военного вуза в проведении непрерывного психологопедагогического сопровождения всей жизнедеятельности курсантов;
• совместное с группой профессионального психологического отбора изучение тенденций и динамики профессионально-личностного развития курсантов, определение основных психологических трудностей и личностных кризисов в течение всего процесса обучения в вузе;
• координация действий психологов, преподавателей кафедр, офицеров учебного и воспитательного отделов с командирами учебных взводов (рот) по оказанию помощи курсантам в преодолении экстремальных ситуаций на каждом этапе обучения;
• организация под руководством учебного отдела повышения психолого-педагогиче-ской компетентности преподавателей кафедр,
офицеров учебного отдела, командиров курсантских подразделений и психологов группы профессионального психологического отбора;
• формирование и развитие благоприятного психологического климата в курсантских и кафедральных коллективах и вузе в целом;
• оказание консультативной и методической помощи курсантам, преподавателям и сотрудникам военного вуза в индивидуальной и групповой формах;
• коррекция разного рода затруднений в личностном развитии и саморазвитии курсантов через систему сопровождения;
• профилактика девиантного поведения курсантов через актуализацию потребности в духовно-нравственном развитии, самопознании, эмоциональной саморегуляции;
• участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику неуставных взаимоотношений, а также мероприятий по конфликтологии и входу из стрессовых ситуаций;
• разработка диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей субъектов образовательной среды военного вуза;
• разработка методических рекомендаций командованию вуза, способствующих выполнению поставленной Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ Д. А. Медведевым перед высшей военной школой задачи по совершенствованию системы подготовки кадров, военного образования и военной науки.
Так как основной характер работы психологической службы аналитический, организационный и консультативно-просветительский, то, на наш взгляд, в ней достаточно трех педагогов-психологов на пять тысяч курсантов. Служба должна подчиняться непосредственно заместителю начальника вуза по научной и учебной работе и координировать деятельность всех субъектов образовательной среды по достижению общей цели формированию личности современного офицера. Психологи группы профессионального психологического отбора регулярно ведут в основном групповые психолого-диагностические обсле-
дования курсантов. Офицеры воспитательного отдела проводят массовые культурно-досуговые и воспитательные мероприятия в выходные и праздничные дни. Офицеры учебного отдела осуществляют планирование и контроль учебного процесса. Основную непосредственную работу с курсантами ежедневно и в личном контакте осуществляют преподаватели кафедр и командиры учебных взводов. Именно они оказывают решающее воздействие на развитие личности курсанта, его профессиональный рост, микроклимат в учебных подразделениях, возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в воинских коллективах. Поэтому педагоги-психологи службы сопровождения должны прежде всего заботиться о психолого-педагогической компетентности преподавателей и командиров взводов, своевременно информировать их о возникающих у курсантах трудностях. Необходимо научить преподавателей и командиров взводов не бояться обращаться в службу психолого-педа-гогического сопровождения за помощью в разрешении учебно-воспитательных проблем, поиску психологических причин осложнений, возникающих в общении с курсантами. Особенно, когда из уст преподавателя или командира взвода звучит: «Они у меня все...». В этом случае педагоги-психологи службы сопровождения должны организовать взаимодействие всех субъектов образовательной среды военного вуза, разработать методические рекомендации для преподавателей и командиров взводов и организовать им помощь со стороны компетентных сотрудников вуза в разрешении проблемной ситуации. А при необходимости безо всякой огласки оказать преподавателю или
командиру взвода индивидуальную дружескую консультацию с указанием причин осложнений взаимоотношений с курсантами и совместно разработать адекватный выход из сложившейся ситуации.
Основная причина необходимости создания специальной службы психолого-педагоги-ческого сопровождения заключается в том, что не только нет взаимодействия между различными службами и отделами военного вуза в решении психологических проблем, возникающих у курсантов, но и руководящие документы не предусматривают сотрудничество психологов с педагогами и командирами учебных взводов. Документы предписывают психологам группы профессионального психологического отбора привлекать к своей работе медицинских работников и офицеров из воспитательного отдела, но тех, кому нужна психиатрическая медицинская помощь, необходимо отчислять из военного вуза. Большинство же курсантов у нас в ходе обучения испытывают трудности в учебе, отношениях с товарищами во взводе, преподавателями на кафедрах, девушками и их родителями, поисками смысла жизни, проблемами досуга и не нуждаются в помощи психиатров, им нужна помощь старшего опытного товарища педагога-психолога. А так как эти проблемы возникают у юношей одна за другой, то необходимо непрерывное психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития курсанта и разрешение проблем роста по мере их возникновения. Все эти проблемы и позволит, на наш взгляд, решить служба психологопедагогического сопровождения военного вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Володарская И. А., Марков А. С. Формирование профессионализма у курсантов-артиллеристов в процессе обучения электротехнике. Коломна: ВАУФК, 2004. 152 с.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
3. Марков А. С. Военные вузы как особый тип учебного заведения образования взрослых // Человек и образование. 2008. № 4 (17). С. 54—57.
4. Марков А. С. Некоторые проблемы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военных вузах // «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 13— 15 декабря 2007 г.): материалы IV Национальной научно-практический конференции. М., 2007. С. 397—399.
5. Марков А. С. Некоторые проблемы совпадающего поведения курсантов военных вузов // Психология совпадающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 263—265.
6. Марков А. С. Психолого-педагогические особенности подготовки преподавательского состава военных вузов // Российский научный журнал. 2008. № 4 (5). С. 102—109.
7. Методики изучения психологических особенностей школьников: методическая разработка для практических занятий и педагогической практики студентов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982.
8. Методические указания по профессиональному отбору и рациональному распределению молодого пополнения в учебных артиллерийских частях Сухопутных войск. М.: МО РФ, 1989.
9. Панов В. И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.