Научная статья на тему 'Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза'

Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОСТРАННЫЙ КУРСАНТ-ПЕРВОКУРСНИК / АДАПТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВОЕННОГО ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ADAPTATION / EDUCATIONAL PROCESS IN A MILITARY ACADEMY / FOREIGN FIRST-YEAR MILITARY ACADEMY STUDENT / ADAPTATION OF A FOREIGN FIRST-YEAR STUDENT / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна, Бучнева Ольга Александровна

В статье раскрываются особенности адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательному процессу военного вуза. Особое внимание уделяется характеристике факторов, вызывающих у иностранных курсантов перового года обучения затруднения в ходе адаптации, а также предлагаются направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воскрекасенко Ольга Александровна, Бучнева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of foreign first-year students of a military academy to the educational process as a pedagogical problem

The article deals with some peculiarities of adaptation of foreign first-year students of a military academy to the educational process. Special attention is paid to the characteristics of some factors, which cause difficulties during foreign first-year academy students adaptation. Some directions of pedagogical support of their adaptation are considered.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза»

ные системы оценки для разных групп студентов. Безусловно, методы оценки должны быть одинаковыми для всех. Но сами показатели оценки должны рассматриваться студентами как обоснованные. На наш взгляд, это возможно на основе индивидуализации работ, предлагаемых студентам в качестве тестирующих заданий.

Литература

1. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6.

2. Сокольская Л.В. Балльно-рейтинговая си-

стема оценки знаний студентов в высших

учебных заведениях России // Право и образование. 2012. № 9.

3. Шестакова Н.В. Диагностика уровня сфор-

мированности профессиональной компетентности бакалавра технологического образования // Интеграция образования. 2010. № 4.

4. Новикова Е.Ю. Оценка студентами значи-

мости общекультурных компетенций (анализ результатов опроса) // Высшее образование в России. 2012. № 7.

5. Попова Л.В. Оценка готовности студентов

экологических специальностей к профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. 2011. № 10. С. 61.

6. Гуськова М.В. Аттестация студентов на

основе новых стандартов профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С.10.

О.А. ВОСКРЕКАСЕНКО, доцент Пензенский государственный университет

О.А. БУЧНЕВА, преподаватель Пензенский филиал Военной академии материально-технического обеспечения

Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза

В статье раскрываются особенности адаптации иностранных курсантов-перво-курсников к образовательному процессу военного вуза. Особое внимание уделяется характеристике факторов, вызывающих у иностранных курсантов перового года обучения затруднения в ходе адаптации, а также предлагаются направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников.

Ключевые слова: адаптация, образовательный процесс, иностранный курсант-первокурсник, адаптация к образовательному процессу военного вуза, педагогическое сопровождение, военный вуз

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в российских военных вузах является важным направлением военно-технического сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с зарубежными странами и доходной статьёй бюджета[1]. В настоящее время военные образовательные учреждения высшего профессионального образования осуществляют подготовку военнослужащих иностранных армий более чем по 600

специальностям и специализациям [2, с. 5]. Успешность осуществления этой подготовки, а следовательно, профессионального становления будущих офицеров во многом определяется эффективностью их адаптации к образовательному процессу военного вуза.

Проблема адаптации российскихи иностранных курсантов к образовательной среде военного вуза, их профессиональная подготовка занимают важное место в ис-

Социология образования

137

следованиях отечественных учёных (Н.Н. Ивашко, А.Г. Локтионов, А.В. Белошиц-кий, А.А. Булков, А.Я. Фомин, М.В. Чемо-дуров, С.А. Голобородько, М.С. Воронов, А.А. Камышев, В.А. Мотолыцкий, С.Ю. Добряк, Н.Л. Денисов, М.Г. Волкова, Е.М. Земцова, В.Я. Яблонко, А.Е. Калиновский и др.).

В данной статье будем использовать понятие «адаптация», предложенное А.А. Ре-аном, А.Р. Кудашевым и А.А. Барановым. Они трактуют адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизме-нения индивида к новым условиям существования» [3, с. 17]. В свою очередь, адаптация личности в условиях военного вуза понимается нами как процесс активного освоения курсантом новой социальной среды, в которой он выступает не только объектом адаптации, но и её субъектом, а воинский коллектив - не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной.

Вузовская среда оказывает существенное влияние на процесс социальной адаптации иностранного курсанта и представляет собой систему следующих элементов: вузовский микросоциум (личностная среда), в который включены различные национальные группы и взводы курсантов (первичные коллективы); референтные группы курсантов (коммуникативная среда); преподаватели, командирский состав, а также предметная среда (материально-техническая база и ресурсы).

Процесс адаптации иностранного курсанта к образовательному процессу военного вуза, каки адаптация любого другого студента-первокурсника, включает в себя психологическую, социально-психологическую, социально-профессиональную и организационную составляющие. Так, психологическая составляющая процесса адаптации предполагает перестройку мышления и речи курсанта применительно к условиям профессионального обучения; резкое возрастание функций внимания, памяти, зри-

тельного восприятия; увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировку воли и др. Социально-психологическая составляющая процесса адаптации кур-санта-первокурсника к образовательному процессу военного вуза включает в себя изменение социальной роли, круга и содержания общения; корректировку потребностей и системы ценностей; возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе взвода; усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе. Социально-профессиональная составляющая представляет собой освоение целей, ценностей и норм будущей военной профессиональной деятельности; формирование системы профессиональных знаний и умений. Организационная составляющая включает в себя приспособление к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы; приобщение к напряжённому учебно-профессиональному труду и др.

Военное учебное заведение - это особый вариант организации учебно-воспитательного процесса, предполагающий совмещение обучения, воспитания и военной службы, что накладывает отпечаток на протекание процесса адаптации курсантов. С первых дней нахождения в военном вузе курсанты обязаны, наряду с обучением, выполнять профессиональные обязанности военной службы, что способствует возрастанию адаптационного периода в условиях образовательной среды военного вуза по сравнению с вузом гражданским. Более того, адаптационный период осложняется тем, что в качестве обучаемого выступает курсант-иностранец. Получение им образования высокого качества затрудняется многоаспектностью адаптационного процесса: приспособлением к новой социокультурной среде, новому языку общения, новой системе образования, иным климатическим условиям, временным и бытовым условиям. А учитывая то, что образовательное пространство военного вуза предъяв-

ляет повышенные требования к формированию внутренней позиции офицера, иностранные курсанты первого года обучения в наибольшей степени нуждаются в педагогическом сопровождении и поддержке. Их эффективность во многом определяется пониманием преподавателями, командирами подразделений, заместителями командиров батальонов и рот по работе с личным составом и всеми, кто работает с иностранными курсантами-первокурсниками, факторов, оказывающих влияние на успешность адаптации, а также факторов, вызывающих у них затруднения в ходе адаптации к образовательному процессу военного вуза.

Анализ литературы позволяет выделить следующие группы факторов, оказывающих влияние на успешность адаптации первокурсников независимо от профиля вуза:

• уровень подготовки до поступления в высшее учебное заведение (соответствие объёма и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в вузе; мотивация выбора будущей профессии);

• индивидуальные особенности первокурсника (адаптационные способности; уровень нравственной и социальной зрелости; коммуникативные способности; состояние здоровья);

• условия осуществления образовательного процесса (готовность преподавателей учитывать при работе с первокурсниками ихособенности; использование инновационных технологий в образовательном процессе; личностно-ориентированный подход; морально-психологический микроклимат в группе; содержание и формы организации специальных занятий, способствующих эффективной социальной адаптации студентов);

• семейно-бытовые условия (место проживания; эмоциональный микроклимат в семье; материальное положение; санитарно-гигиенические условия; особенности семейного воспитания).

Вышеназванные факторы оказывают влияние в том числе и на успешность адаптации иностранных курсантов-первокурс-ников, что необходимо учитывать в ходе организации работы с данной категорией обучающихся. Вместе с тем наибольшее значение приобретает понимание всеми, кто работает с иностранными курсантами-пер-вокурсниками, специфических факторов, вызывающих у курсантов затруднения в ходе адаптации к образовательному процессу военного вуза.

В этой связи на базе Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения было проведено исследование, в котором приняли участие 50 иностранных курсантов-первокурсников специального факультета. С целью оптимизации процесса адаптации курсантов к образовательной среде военного вуза был разработан опросник для выявления факторов, вызывающих у них наибольшие затруднения.

Как показывает опрос, наибольшие трудности в процессе адаптации к образовательному процессу военного вуза у иностранных курсантов-первокурсников вызывают следующие проблемы: отсутствие доверия, открытости, взаимопонимания с курсантами различныхнациональных групп (89%), отсутствие доверия, открытости, взаимопонимания с командным составом (55%) и преподавательским составом (33%), а также низкий уровень владения русским языком (33%). Помимо этого, среди причин, вызывающих затруднения уино-странных курсантов, выступают: состояние здоровья, насыщенность программы и специфика требований военного вуза, условия проживания в казарме, бытовая неустроенность, недостаточный уровень коммуникативных способностей. Некоторые испытывают материальные трудности, указывают на несоответствие объема и уровня знаний, умений и навыков, полученных в школе, требованиям образовательного процесса в военном вузе. Среди прочих при-

Социология образования

139

чин указывает на наличие семейных проблем и отсутствие навыков самостоятельной работы.

Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что иностранные курсанты-первокурсники сталкиваются в ходе адаптации с рядом проблем адаптационного периода - как типичных, не зависящих от профиля вуза, так и специфических, отражающих особенности военного учебного заведения [4]. Помимо этого, иностранные курсанты испытывают значительные сложности в достижении взаимопонимания с курсантами различных национальных групп и в овладении русским языком как средством коммуникации, что характерно только для данной группы курсантов.

В связи с этим одним из условий эффективного решения проблемы адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательному процессу военного вуза будет являться организация их педагогического сопровождения с учётом всего комплекса факторов, вызывающих у них затруднения. Применительно к проблеме адаптации иностранных курсантов под педагогическим сопровождением нами понимается такая система взаимодействия субъектов образовательной деятельности (преподавателей, командиров подразделений, заместителей командиров батальонов и рот по работе с личным составом, курсантов и т.д.), которая направлена на создание условий для успешной адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательному процессу военного вуза.

Одним из важнейших условий успешности педагогического сопровождения иностранных курсантов-первокурсников выступает обеспечение единства процессов обучения, воспитания, развития и морально-психологической подготовки будущих военных. Эффективность работы в этой сфере военно-профессиональной деятельности во многом зависит от знания и реализации преподавателями, командирами под-

разделений, заместителями командиров батальонов и рот по работе с личным составом соответствующих теоретических и прикладных разработок военной психологии и педагогики, от учёта особенностей и возможностей воспитательной системы конкретной военной части и конкретного военного вуза.

Анализ научной литературы и собственный опыт работы позволили определить следующие основные направления сопровождения адаптации иностранных курсан-тов-первокурсников к образовательному процессу военного вуза:

• постоянный психологический мониторинг с последующей выработкой рекомендаций по коррекции профессионального и личностного становления иностранных курсантов, их успешной адаптации к образовательному процессу военного вуза;

• изучение социально-психологического климата, характера межнациональных и межличностных отношений в коллективе и последующая разработка рекомендаций по их оптимизации;

• разработка рекомендаций по комплектованию курсантских коллективов с учётом их психологической и национальной совместимости;

• оказание помощи руководству и профессорско-преподавательскому составу военного вуза в изучении причин недисциплинированности, неадекватного поведения иностранных курсантов, нарушений требований Общевоинских Уставов Вооруженных Сил РФ, снижения их мотивации с последующей разработкой психолого-пе-дагогических рекомендаций по индивидуальной воспитательной работе и целенаправленному управлению формированием профпригодности;

• проведение психолого-педагогичес-кого анализа причин неуспеваемости и отчисления иностранных курсантов, а также разработка рекомендаций по повышению их успеваемости;

• проведение консультаций, инструк-

торско-методических занятий, тренингов для командиров подразделений, заместителей командиров батальонов и рот по работе с личным составом с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, усиления внимания к проблемам адаптационного периода и особенностям адаптации иностранных курсантов-перво-курсников и т.д.;

• проведение тренинговых занятий по повышению уровня адаптированности и личностного адаптационного потенциала иностранных курсантов-первокурсников, а также специальных элективных курсов по формированию их социокультурной компетентности;

• психологический анализ отзывов об успешности и качестве прохождения службы выпускниками военных вузов с последующей коррекцией системы педагогического сопровождения иностранных курсантов в процессе их обучения.

Таким образом, организация педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников облегчает протекание адаптационного процесса, выступая одним из условий осуществления качественной профессиональной подготовки и успешного профессионального становления будущих офицеров. Слож-

ный, многофакторный характер процесса адаптации требует комплексного подхода к педагогическому сопровождению иностранных курсантов-первокурсников с учётом как общих закономерностей протекания адаптационных процессов у курсантов, так и специфики военного вуза как социокультурной образовательной среды.

Литература

1. О военно-техническом сотрудничестве

Российской Федерации с иностранными государствами: Федеральный Закон РФ. 19 июля 1998 г. №114-ФЗ.

2. Жуков А.С. Особенности военно-профес-

сиональной адаптации и психического здоровья иностранных военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях Российской Федерации: Дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2009.

3. Реан А.А, Кудашев А.Р., Баранов А.А.

Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

4. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А Основ-

ные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-перво-курсников к образовательному процессу вуза // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 3 (7). С. 137-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.