Научная статья на тему 'Формирование культуры командиров подразделений по педагогической профилактике развития установок противоправного поведения подчиненных'

Формирование культуры командиров подразделений по педагогической профилактике развития установок противоправного поведения подчиненных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ТАКТ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / MILITARY AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPONENTS / TACTFULNESS / PREVENTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко О. А.

В статье рассматривается культура деятельности командиров подразделений по профилактике развития установок противоправного поведения подчинённых, как сложный и многогранный процесс, в ходе которого офицеры, непосредственно включенные в систему военного управления, приобретают и приумножают свой управленческий опыт, совершенствуют необходимые для управленческой деятельности личностные качества. Автором показаны различные аспекты организации профилактической деятельности с военнослужащими, рассматриваемые в работах современных педагогов, изучающих организацию военно-педагогического процесса. На основе изучения глубинных детерминант, таких как личностно-профессиональные и деятельностные компоненты, автор выделяет способы повышения культуры профилактической деятельности командиров подразделений. В заключение раскрываются основные способы повышения культуры профилактической деятельности командиров подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A CULTURE OF UNIT COMMANDERS OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF EVOLUTION ADJUSTMENT OF ILLEGAL CONDUCT OF SUBORDINATES

The paper presents research on culture operations of unit commanders on the prevention of illegal behavior of subordinates as a complex and multifaceted process, in which officers are directly included into the system of military management and multiply their management experience, improve management activities required for personal qualities. The author shows different aspects of the organization of prevention activities with the military personnel, dealt with in the works of modern teachers, researching organization of the military pedagogic process. On the basis of the underlying determinants, such as personal-professional and activity-related components, the author identifies ways to improve prevention activities culture of unit commanders. In conclusion the paper reveals the basic ways to increase the culture of prevention activities of unit commanders.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры командиров подразделений по педагогической профилактике развития установок противоправного поведения подчиненных»

помощью на ресурсных возможностей журнала «Уральский следопыт», выступившего информационным центром по координации клубной переписки.

Обращение к мультикультурной программе деятельности КЛФ позволяет клубам библиотек успешно решать важнейшие

Библиографический список

задачи культуры «сбережение наследия и созидания нового» [13]. Очевидно, что в таких услугах нуждается «широкий круг людей, разнообразные потребности которых будут находить отклик в работе библиотек в соответствие с вызовами времени» [7, с. 11].

1. Калимуллина Г.Х. Общественные объединения как средство формирования гражданской культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2003.

2. Туев В.В. Влияние русской культуры на быт и традиции коренного населения Южной Сибири В XVII-XIX вв. Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1998.

3. Положение о детском (подростковом) клубе профсоюзов: постановление ЦК профсоюзов, 10 апр. 1986 г. Available at: http://www. knukim-edu.kiev.ua/download/ZakonySSSR/data02/tex12377.htm

4. Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие. Москва: Либерея-Бибинформ, 2009.

5. Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник. Москва: ФАИР, 2006.

6. Гениева Е.Ю. Трудная дорога к храму: судьбы российских библиотек на рубеже веков. Москва: Текст, 2004.

7. Гениева Е.Ю. Библиотека как институт модернизации. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/genieva.pdf

8. Басов С.А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Ст. 1: Гражданская составляющая библиотечной деятельности. Available at: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&-year=2010&num=5&art=1

9. Фэндом и его обитатели. (КЛФ г. Нижний Новгород, 1991 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/lifanov_2.htm

10. Мякота В. Уважаемые коллеги! (КЛФ г. Горловка, 1984 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_gorlovka_5.htm

11. Немиров В. Есть «Контакт»! (КЛФ г. Новокузнецк, 1984 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_novokuz_10.htm

12. Беседа с В. Карабаевым. (КЛФ г. Уфа, 1984 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_ufa_12.htm

13. Дондурей Д., Серебренников К. В поисках сложного человека. Российская газета. 2009; 7 окт.; № 5012 (188).

References

1. Kalimullina G.H. Obschestvennye ob'edineniya kaksredstvo formirovaniya grazhdanskojkul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2003.

2. Tuev V.V. Vliyanie russkoj kul'tury na byt i tradicii korennogo naseleniya Yuzhnoj Sibiri V XVII-XIX vv. Dosug. Tvorchestvo. Kul'tura. Omsk, 1998.

3. Polozhenie o detskom (podrostkovom) klube profsoyuzov: postanovlenie CK profsoyuzov, 10 apr. 1986 g. Available at: http://www.knukim-edu.kiev.ua/download/ZakonySSSR/data02/tex12377.htm

4. Lovkova T.B. Biblioteka kak centr dosuga: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Libereya-Bibinform, 2009.

5. Melent'eva Yu.P. Bibliotechnoe obsluzhivanie: uchebnik. Moskva: FAIR, 2006.

6. Genieva E.Yu. Trudnaya doroga k hramu: sud'by rossijskih bibliotek na rubezhe vekov. Moskva: Tekst, 2004.

7. Genieva E.Yu. Biblioteka kakinstitutmodernizacii. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/genieva.pdf

8. Basov S.A. Instituty grazhdanskogo obschestva vbibliotechnojsfere: teoretiko-metodologicheskie aspekty. St. 1: Grazhdanskaya sostavlyay-uschaya bibliotechnoj deyatel'nosti. Available at: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2010&num=5&art=1

9. F'endom i ego obitateli. (KLF g. Nizhnij Novgorod, 1991 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/lifanov_2.htm

10. Myakota V. Uvazhaemye kollegi! (KLF g. Gorlovka, 1984 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_gorlovka_5.htm

11. Nemirov V. Est' «Kontakt»! (KLF g. Novokuzneck, 1984 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_novokuz_10.htm

12. Beseda s V. Karabaevym. (KLF g. Ufa, 1984 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_ufa_12.htm

13. Dondurej D., Serebrennikov K. V poiskah slozhnogo cheloveka. Rossijskaya gazeta. 2009; 7 okt.; № 5012 (188).

Статья поступила в редакцию 11.12.15

УДК 378.02

Kharchenko O.A., postgraduate, Head of Group of High Command of Interior troops of Home Office of Russia (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

CREATING A CULTURE OF UNIT COMMANDERS OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF EVOLUTION ADJUSTMENT OF ILLEGAL CONDUCT OF SUBORDINATES. The paper presents research on culture operations of unit commanders on the prevention of illegal behavior of subordinates as a complex and multifaceted process, in which officers are directly included into the system of military management and multiply their management experience, improve management activities required for personal qualities. The author shows different aspects of the organization of prevention activities with the military personnel, dealt with in the works of modern teachers, researching organization of the military pedagogic process. On the basis of the underlying determinants, such as personal-professional and activity-related components, the author identifies ways to improve prevention activities culture of unit commanders. In conclusion the paper reveals the basic ways to increase the culture of prevention activities of unit commanders.

Key words: culture of pedagogical activity, military and educational activities, personal and professional components, tactfulness, prevention activities.

О.А. Харченко, соискатель каф. военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института

внутренних войск МВД, начальник группы Главного командования внутренних войск МВД России, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КОМАНДИРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ УСТАНОВОК ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДЧИНЕННЫХ

В статье рассматривается культура деятельности командиров подразделений по профилактике развития установок противоправного поведения подчинённых, как сложный и многогранный процесс, в ходе которого офицеры, непосредственно включенные в систему военного управления, приобретают и приумножают свой управленческий опыт, совершенствуют необходимые для управленческой деятельности личностные качества. Автором показаны различные аспекты организации профилактической деятельности с военнослужащими, рассматриваемые в работах современных педагогов, изучающих организацию военно-педагогического процесса. На основе изучения глубинных детерминант, таких как личностно-професси-ональные и деятельностные компоненты, автор выделяет способы повышения культуры профилактической деятельности

командиров подразделений. В заключение раскрываются основные способы повышения культуры профилактической деятельности командиров подразделений.

Ключевые слова: культура педагогической деятельности, военно-педагогическая деятельность, личностно-профессио-нальные компоненты, такт, профилактическая деятельность.

На современном этапе развития внутренних войск МВД России всё большее значение приобретает целенаправленная деятельность командиров подразделений по педагогической профилактике противоправного поведения подчиненных и повышению уровня управления ими.

Актуальность исследования деятельности командиров подразделений по педагогической профилактике противоправного поведения подчиненных определяется возрастанием роли внутренних войск МВД России в деле обеспечения внутренней безопасности государства и укрепления правопорядка, значением законопослушного поведения военнослужащих как одной из важнейших слагаемых боевой готовности частей и подразделений, успешного решения служебно-боевых задач.

Формирование культуры командиров подразделений по педагогической профилактике противоправного поведения подчиненных - сложный и многогранный процесс, в ходе которого офицеры, непосредственно включенные в систему военного управления, приобретают и приумножают свой управленческий опыт, совершенствуют необходимые для управленческой деятельности личностные качества.

В истории педагогики вопросам педагогической профилактики противоправного поведения было посвящено большое количество работ. В частности, о необходимости предупреждения отклонений в поведении служивых людей говорилось в первых нормативных документах Российской армии, эту идею четко сформулировал Петр I в своих уставах, она прослеживается в трудах великих полководцев и военачальников России, работах военных педагогов 19-го - начала 20-го веков [1].

Различные аспекты организации профилактической деятельности с военнослужащими рассматриваются в работах современных педагогов, изучающих организацию военно-педагогического процесса (И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, В.Г. Гетманский, С.И. Денисенко, В.Ю. Новожилов, А.П. Шарухин).

Анализ педагогической литературы показывает, что понятие «культура» используется для обозначения самых разных классов предметов и явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что к началу XXI в. насчитывались десятки определений культуры [2, с. 8]. Однако наибольшее распространение получила дефиниция, приведенная в философском энциклопедическом словаре: «Культура - характеристика уровня развития общества и личности (ее творческих сил и способностей), выраженного в специфических типах и способах организации человеческой жизнедеятельности, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [3].

А в электронном словаре под культурой понимается проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество [4].

Культура педагогической деятельности - сложное явление, представляющее собой ее качественную характеристику. Как характеристика педагогической деятельности командиров подразделений она отражает степень ее совершенства, выраженную в научной обоснованности определяемых педагогических целей, применяемых способов и приемов педагогических действий, в утверждаемых и используемых ценностях и принципах, а также в достигаемой результативности.

В частности, культура военно-педагогической деятельности включает: высокий уровень организации; стремление к достижению наивысших результатов при ведущей роли воспитания; творческий характер; дружеско-наставническое педагогическое взаимодействие; выбор оптимальных, научно способов решения педагогических задач; настойчивое их воплощение; тактичное общение и поведение; достижение стабильно высоких результатов.

Однако, если культура деятельности по педагогической профилактике развития установок противоправного поведения военнослужащих непосредственно и определяется мотивами, целями, педагогическим опытом командиров (их знаниями, умениями, навыками, свойствами), то её глубинными детерминанта-

ми выступают такие личностно-профессиональные компоненты, как: четко сформированные ценности; установка на соблюдение моральных норм, норм права и этикета; бережное отношение к природе; добросовестное отношение к педагогической деятельности; гуманное отношение к подчиненным; критическое отношение к себе; позитивный, оптимистичный настрой; широкий педагогический кругозор и богатый арсенал способов педагогической деятельности; опрятный и подтянутый внешний вид; интеллектуально-педагогическая одаренность; стрессоустойчивость; доброжелательность, отзывчивость и др.

В практической деятельности по педагогической профилактике развития установок противоправного поведения военнослужащих все эти компоненты проявляются в едином комплексе. Базис культуры педагогической деятельности по профилактике развития установок противоправного поведения военнослужащих составляет гуманитарная культура (культура отношения), на основе которой происходит становление специальной культуры (культуры действия).

Гуманитарная культура содействует гуманизации всей военной службы; с переходом комплектования войск на контрактной основе ведет за собой повышение эффективности в рамках военно-социального управления, обращение командиров к интересам, потребностям и нуждам подчиненного личного состава, изменение организационной военной культуры и усиление внимания к антропологическому фактору [5, с. 67].

При этом уровень развития культуры педагогической деятельности по профилактике развития установок противоправного поведения военнослужащих в целом, а также ее отдельных составляющих может быть различным: высоким, средним, низким.

Командирам подразделений военнослужащих для успешной профилактической деятельности необходимо быть эрудированными людьми.

Большое значение имеют знания об организации педагогического процесса, о развитии у военнослужащих творческого познавательного потенциала, военно-профессиональных качеств, о руководстве самовоспитанием военнослужащих. Командирам подразделений нужны знания методического характера, в которых воплощаются психолого-педагогическая теория и педагогическая практика.

Значительное влияние на культуру деятельности по педагогической профилактике развития установок противоправного поведения военнослужащих оказывает педагогическая этика командиров подразделений. В своей совокупности нормы педагогической этики проявляются, действуют в педагогическом такте, представляя сложное профессиональное качество. Педагогический такт характеризуется особой целесообразностью всего того, что делает командир подразделения, обоснованностью и гибкостью различных методов, средств и приемов воздействия на военнослужащих. Такт - это проявление личности командира, его ума, воли и чувств [6, с. 10]. В основе такта лежит педагогически обоснованная мера педагогического воздействия.

Стержневым компонентом, характеризующим деятельност-ные и поведенческие аспекты педагогической культуры профилактической деятельности командиров подразделений, выступает педагогическое мастерство. Творчество в профилактической деятельности, как и любое иное, начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляются потребности в решении практической задачи. Важнейшим показателем восприимчивости офицера к новому является его отношение к передовому опыту.

Одним из важнейших проявлений культуры педагогической профилактики развития установок противоправного поведения выступает педагогически направленное общение и поведение командира подразделения военнослужащих, являясь составной частью профессиональной деятельности. В общении командиров подразделений к военнослужащим, их умение устанавливать крепкие контакты, основу которых составляет взаимная ответственность. Общаясь с военнослужащими, командиры подразделений из первоисточника черпают впечатления о мыслях и настроениях у военнослужащих, отзывы о происходящих событиях. Такого рода информация нередко дает основание для внесения значительных коррективов в профилактический процесс.

Командир подразделения военнослужащих, умеющий формировать вокруг себя жизнерадостный и доброжелательный микроклимат, является своеобразным центром притяжения окружающих, а отсюда прямой путь к активному влиянию на людей, возможности управлять их настроением. Естественность, чуткость и доброжелательность характеризуют общение и поведение командиров подразделений высокой культуры профилактической деятельности.

Таким образом, основными способами повышения культуры профилактической деятельности командиров подразделений выступают: формирование установки на детальную разработку планов решения профилактических задач; обсуждение вопросов, связанных с характеристикой командира как субъекта твор-

Библиографический список

ческой деятельности в процессе подготовки и решения задач караульной службы; выдвижение реальных перспектив; предъявление постоянных требований; совершенствование морального и материального стимулирования; обучение в различных формах профессиональной подготовки; оказание необходимой консультационной помощи и научная организация педагогического труда каждого командира подразделения военнослужащих; совершенствование подбора и расстановки кадров командного состава; рациональное использование рабочего времени; всестороннее методическое и материально-техническое обеспечение профилактической деятельности; формирование здорового морально-психологического климата в коллективах офицеров, улучшение условий труда и отдыха и др.

1. Керсновский А.А. История русской армии: в 4 т. Москва: Голос, 1999.

2. Костенко Ю.Я. Повышение культуры воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

3. Философия. Энциклопедический словарь. Москва. Гардарики, 2004: 751 - 755.

4. Википедия. Электронный словарь. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кульrура

5. Дорошенко Е.В. Аксиологический подход в развитии гуманитарной культуры курсантов военных институтов внутренних войск МВД России. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014; Выпуск 4; Т. 2: 67 - 73.

6. Бородавка А.С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 1984.

References

1. Kersnovskij A.A. Istoriya russkoj armii: v 4 t. Moskva: Golos, 1999.

2. Kostenko Yu.Ya. Povyshenie kul'tury vospitatel'noj deyatel'nostioficerovpodrazdelenij vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

3. Filosofiya. 'Enciklopedicheskij slovar'. Moskva. Gardariki, 2004: 751 - 755.

4. Vikipediya. 'Elektronnyjslovar'. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kurtura

5. Doroshenko E.V. Aksiologicheskij podhod v razvitii gumanitarnoj kul'tury kursantov voennyh institutov vnutrennih vojsk MVD Rossii. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2014; Vypusk 4; T. 2: 67 - 73.

6. Borodavka A.S. Sovershenstvovanie processa vospitaniya v rote na osnove kompleksnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1984.

Статья поступила в редакцию 07.02.16

УДК. 378.046.4

Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]

Rovenko O.V., senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected] Cherednichenko A.I., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Theoretical and Experimental Physics, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATION TECHNOLOGY FACTORS OF STRESS OF A TEACHER IN PROFESSIONAL ACTIVITY. The results of the analysis of requirements to the level of information and communicative competences of a teacher are presented. The approach to growth of priorities of information and technical competences of a teacher as information source of stressogenic situations in the profession is characterized. The authors present results of their empirical research of measurement of the information characteristics of work perceived by teachers: degree of an involvement of the teacher into professional activity, a variety and richness of the contents of work as the major factors increasing internal motivation and satisfaction of the worker. The results give an idea of a professional stress. The paper gives some recommendations that authors offer to teachers how to avoid information and communicative load and reduce stress at work.

Key words: information, stress, teacher, information and communicative competence, characteristics of work, uncertainty in performing one's role.

В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф., проф. каф. психологии ДВФУ Школа гуманитарных наук, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

О.В. Ровенко, ст. преп. Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

А.И. Чередниченко, д-р физ.-матем. наук, проф. каф. теоретической и экспериментальной физики Школы естественных наук ДВФУ, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты анализа требований к уровню информационно-коммуникативных компетенций учителя. Охарактеризован подход к росту приоритетов информационно-технических компетенций учителя, как информационный источник стрессогенных ситуаций в профессии. В статье представлены результаты эмпирического исследования измерения воспринимаемых педагогами информационных характеристик работы: степень вовлечённости педагога в профессиональную деятельность, разнообразие и богатство содержания работы в качестве основных факторов, повышающих внутреннюю мотивацию и удовлетворенность работника. Результаты дают представление о профессиональном стрессе. Формируются рекомендации относительно развития ролевой определённости педагога для оптимизации информационно-коммуникативной нагрузки и уменьшения стресса.

Ключевые слова: информация, стресс, педагог, информационно-коммуникативная компетенция, характеристики труда, ролевая неопределённость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.