Научная статья на тему 'Деятельность военных священников в системе социально-педагогической работы в Вооруженных Силах РФ на современном этапе'

Деятельность военных священников в системе социально-педагогической работы в Вооруженных Силах РФ на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Военное дело»

CC BY
33
1
Поделиться
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / SOCIO-PEDAGOGICAL WORK / ВЕРУЮЩИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / ВОЕННЫЕ СВЯЩЕННИКИ / CHAPLAINS / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / RELIGIOUS SOLDIERS

Аннотация научной статьи по военному делу, автор научной работы — Сафонова Алла Владимировна, Елецких Наталья Юрьевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день деятельности военных священников в системе социально-педагогической работы в Вооруженных Силах РФ на современном этапе. Оценивается деятельность вновь сформированного института военных священнослужителей, перспективы военно-конфессионального сотрудничества. Авторы раскрывают мысль о том, что социально-педагогическая деятельность базируется не только на потенциале части (подразделения), но и на деятельности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. В статье раскрывается мысль, что социально-педагогическая работа военного духовенства ориентирована не только на разрешение социальных проблем военнослужащего или его семьи, но и на диагностическую, профилактическую и предупредительную деятельность в конкретном воинском коллективе.

Похожие темы научных работ по военному делу , автор научной работы — Сафонова Алла Владимировна, Елецких Наталья Юрьевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Деятельность военных священников в системе социально-педагогической работы в Вооруженных Силах РФ на современном этапе»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE ACTIVITIES OF CTAPLAINS IN THE SYSTEM

OF SOCIO-PEDAGOGICAL WORK IN THE ARMED FORCES

OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE 1 2 Safonova A.V.\ Eletskikh N.Yu.2 (Russian Federation)

Email: Safonova431@scientifictext.ru

1Safonova Alla Vladimirovna - PhD in History, DEPARTMENT OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT (MILITARY AIR OPERATIONS),

MILITARY EDUCATIONAL-RESEARCH CENTRE OF AIR FORCE AIR FORCE ACADEMY NAMED AFTER PROFESSOR N.E.ZHUKOVSKYAND Y.A.GAGARIN; 2Eletskikh Natalia Yuryevna - PhD in History, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY, POLITICAL SCIENCE AND HUMANITIES DISCIPLINES,

VORONEZH BRANCH RUSSIAN ECONOMIC UNIVERSITY NAMED AFTER G.V. PLEKHANOV,

VORONEZH

Abstract: the article is devoted to the activities of chaplains in the system of socio-pedagogical work in the Armed Forces of the Russian Federation at the present stage. It evaluates the activities of the newly formed Institute of military clergy, the prospects of military-religious cooperation. The authors reveal the idea that socio-pedagogical work is based not only on the capacity of the units (detachments), but also on the activities of assistants to commanders on work with the religious soldiers. The article reveals the idea that socio-pedagogical work of chaplains focus not only on the resolution of social problems of the serviceman or his family, but also on diagnostic, preventive and precautionary actions in a specific military collective.

Keywords: socio-pedagogical work, the religious soldiers, Armed Forces, chaplains, educational work.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ В СИСТЕМЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1 2 Сафонова А.В. , Елецких Н.Ю. (Российская Федерация)

1 Сафонова Алла Владимировна - кандидат исторических наук, кафедра морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина; 2Елецких Наталья Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра социологии, политологии и гуманитарных дисциплин,

Воронежский филиал Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Воронеж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день деятельности военных священников в системе социально-педагогической работы в Вооруженных Силах РФ на современном этапе. Оценивается деятельность вновь сформированного института военных священнослужителей, перспективы военно-конфессионального сотрудничества. Авторы раскрывают мысль о том, что социально-педагогическая деятельность базируется не только на потенциале части (подразделения), но и на деятельности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. В статье раскрывается мысль, что социально-педагогическая работа военного

духовенства ориентирована не только на разрешение социальных проблем военнослужащего или его семьи, но и на диагностическую, профилактическую и предупредительную деятельность в конкретном воинском коллективе. Ключевые слова: социально-педагогическая работа, верующие военнослужащие, Вооруженные Силы, военные священники, воспитательная работа.

Сохранение и приумножение духовного потенциала Вооруженных Сил России сопровождается серьезными испытаниями, происходящими в российской общественности. Современное строительство ВС РФ невозможно осуществить без процесса разностороннего развития духовно -нравственных качеств военнослужащих, без формирования лучших образцов российских воинских и гражданских доблестей. Значительный рост числа верующих военнослужащих в Вооруженных Силах РФ обусловил создание системы работы с верующими военнослужащими, а также введение должностей военных священников.

Позитивная преемственность прошлого опыта в современном военном реформировании Вооруженных Сил РФ свидетельствует в пользу того, что влияние Русской Православной церкви на повышение обороноспособности страны велико. В отечественной истории существует достаточное количество фактов церковного участия в формировании морального духа российского воинства. Военные священники становятся главными помощниками командиров в воспитании военнослужащих.

Основными правовыми документами, регулирующими социально-педагогическую деятельность священнослужителей в армии, являются «Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации», утвержденное 25 декабря 2013 года, «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденное 24 января 2010 года. Принятие нормативных документов помогло выработать единообразное понимание целей и задач работы с верующими военнослужащими, системно выстроить и организовать концептуальный порядок, что обеспечило эффективность социально-педагогической деятельности военных священников.

Социально-педагогическая работа с военнослужащими и их семьями различается по характеру социальных проблем, определяющихся призывным или контрактным контингентом, определенным составом военнослужащих, длительностью пребывания в Вооруженных Силах. Она направлена на восстановление физических и психологических сил военнослужащих, на корректировку личностных установок, формирование элементов социальной справедливости в иерархических отношениях, присущих военной службе.

Практические обязанности военного священника заключаются в проведении богослужений и религиозных обрядов, в осуществлении духовно -просветительской работы, в участии в различных мероприятиях, посвященных патриотическому и нравственному воспитанию военнослужащих и членов их семей, в содействии осуществлению профработы по укреплению правопорядка и дисциплины, предупреждению правонарушений, неуставных взаимоотношений и суицидальных происшествий, в консультировании командиров по религиозным вопросам, в формировании здорового нравственного климата в семьях военнослужащих (служащих) [1].

В 1990-е годы в Российской армии образование духовного вакуума сказалось крайне отрицательно на взаимоотношениях военнослужащих, нравственном воспитании молодежи. Военные педагоги пытались определить выход из сложившегося кризиса. Решить данную проблему означало бы приблизиться к духовным ценностям и вернуть утраченные духовные традиции Русской армии. Это позволило включить в социально-педагогическую работу духовные установки преобладающих в государстве религиозных конфессий.

«Служение в армии ... требует от человека цельного мировоззрения, основанного на ясной и последовательной иерархии ценностей, - заключил патриарх Алексий II, -только в этом случае стране могут быть гарантированы законность, мир и порядок. Поэтому деятельность РПЦ в ВС . приобретает огромную важность, Перед Церковью стоит важнейшая задача нравственно-патриотического воспитания военнослужащих» [2]. Воссоздание военного духовенства в российской армии явилось логическим развитием сотрудничества государства и церкви в рамках законодательства на протяжении последних десятилетий. Работа военного священника включает богослужебную деятельность, регламентирующуюся церковными канонами. Такая служба осуществляется согласно планам боевой подготовки, текущим задачам, условиям службы. Вторая составляющая заключается в участии священнослужителя в воспитательной и общественной работе, которую он планирует с командиром и помощником по работе с личным составом. Командованию известно о духовно-психологических проблемах, которые существуют в воинском коллективе, об острых отношениях военнослужащих, о семейных потребностях воинов наладить мир и лад. В этом случае у священника уже готовы варианты помощи. Он участвует в общественно-государственной подготовке, проводит лекции, беседы в воинском коллективе, работает индивидуально с военнослужащими. Командир утверждает месячный план работы военного священника. Деятельность священнослужителя направлена на нравственное и духовное просвещение военнослужащих.

Перспективными формами сотрудничества военного духовенства с военнослужащими являются совместные мероприятия, связанные со значимыми историческими датами государства, Вооруженных Сил РФ и т.д.; торжественные мероприятия по вручению Боевого Знамени воинской части, Военная присяга, встреча и распределение по подразделениям новобранцев; проведение бесед, посвященных историческим, нравственно-этическим и другим социально-значимым темам; духовная работа с военнослужащими девиантного поведения, состоящими в группе риска; оказание помощи при комплектовании библиотек духовно-нравственными источниками; совместная организация семинаров и конференций, посвященных профилактике суицидальных явлений, совместное проведение гуманитарных акций для военнослужащих, находящихся в госпиталях, и членов их семей; надлежащая забота о местах захоронения защитников Отечества, памятниках, мемориальных знаках.

Ошибочным мнением выступает идея о том, что присутствие военного духовенства может вызвать сокращение офицеров, занимающихся воспитательной работой. Военный священник не может занять место воспитателя. Их функции являются гармоничным дополнением друг друга. Офицер по работе с личным составом воспитывает и настраивает воинов на выполнение задач эффективными проверенными способами и средствами, а священнослужитель вносит дополнение в такую работу нравственной составляющей.

В «Положении по организации работы с верующими военнослужащими» обозначена деятельность священника в рамках просветительской работы и нравственного воспитания, а также формы работы в мирное и военное время. Особая специфика духовной работы проявляется в условиях боевых действий, где все подчиняются общей цели, и свобода военнослужащего ограничена. Опыт боевых условий военных локальных конфликтов показывает, что священник находится на передовой, оказывает помощь раненым, совершает богослужения, помогает преодолеть стрессовые ситуации, обеспечивает погребение погибших, помогает писать письма родственникам раненых военнослужащих. Главная роль батюшки заключается в личном примере [3].

Проведенное исследование религиозной ситуации в Вооруженных Силах России в 2013 году убедительно показало, что конфессиональный состав военнослужащих

распределился следующим образом: православные верующие составили 90%, протестанты - 1%, мусульмане - 6% [4, с. 82]. Деятельность военного священника охватывает духовно-нравственное воздействие на верующих военнослужащих представителей всех конфессий. Он улавливает суть проблемы, может отличить суннита от шиита, обладает религиозными знаниями Корана, догмы которого взаимосвязаны с библейскими. Священнослужитель способен выработать подход к сердцу верующего военнослужащего. В Вооруженных Силах отсутствует религиозная миссия и дискриминация по религиозному признаку. Не стоит задача православного обратить в мусульманина и наоборот. Военное духовенство отвечает за нравственное воспитание, духовное просвещение, настраивает воинов на выполнение своего долга.

Работу с верующими военнослужащими невозможно привести к единообразию во всех родах войск, что связано со спецификой выполняемых задач. Задача командира состоит в обеспечении священника рабочим местом, а также местом, отведенным для богослужений, коллективных и индивидуальных бесед, общественно-государственной подготовки. Офицер и священнослужитель договариваются вместе о времени проведении мероприятий в зависимости от обстоятельств, что закрепляется в общем распорядке дня военнослужащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение института военного духовенства удовлетворяет духовные потребности военнослужащих. Взаимодействие традиционных религий с Вооруженными Силами РФ оказывают благотворное влияние. Мотивированные и подготовленные военные священники показывают в армии позитивные результаты, способствуя укреплению воинских коллективов. Священнослужитель следит за морально-нравственным обликов воинов, осуществляет работу по обеспечению нормального быта, выступает главным помощником в воспитательной структуре, проводит культурно-патриотические светские и церковные мероприятия для военнослужащих.

Одной из главных функций социальной педагогики является социальное воспитание. Влияние религии на традиции образования и воспитания в Вооруженных Силах безгранично. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и пр.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании) [5].

Проведенный анализ социально-педагогической деятельности помощника начальника ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) по работе с верующими военнослужащими в 2016 году показал, что на регулярной основе проводились индивидуальные беседы с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины или испытавшими сложности психологического характера. Работа в данном направлении осуществлялась в тесном контакте с отделом по работе с личным составом и психологами Академии. Среди случаев общения с военнослужащими иноверцами необходимо отметить случаи общения с мусульманами и буддистами. Вопросы касались отличий вероучения ислама и буддизма от вероучения Православной Церкви и вопросов заключения брака между представителями разных конфессий. Духовно-просветительская и противосектантская деятельность включала еженедельные занятия в рамках факультатива для слушателей Командного факультета и факультета обеспечения боевых действий авиации. Для курсантов 1-4 курсов ВУНЦ ВВС «ВВА» в течение учебного года проводились факультативные занятия; с воспитанниками Кадетского корпуса (инженерной школы) ВУНЦ ВВС «ВВА» - тематические занятия в рамках ОПК, а также такие же занятия были организованы для воспитанников (детей военнослужащих) ДОУ - детского сада № 127 ВУНЦ ВВС «ВВА». На приходе организована детская воскресная группа из числа детей военнослужащих. В рамках общественно-государственной подготовки проводились ежемесячные тематические занятия для операторов научной роты и военнослужащих базы обеспечения учебного процесса Академии.

Социально-педагогическая работа в Вооруженных Силах РФ носит комплексный и системный характер. Она базируется не только на потенциале части (подразделения), но и на деятельности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Социально-педагогическая работа военного духовенства ориентирована не только на разрешение социальных проблем военнослужащего или его семьи, но и на диагностическую, профилактическую и предупредительную деятельность в конкретном воинском коллективе. Воздействуя на все стороны жизнедеятельности военнослужащих, объединяя усилия дошкольной, школьной, семейной, производственной педагогики, педагогику досуга в единую систему социальной педагогики, военные священнослужители осуществляют социальное воспитание военнослужащих. Представляется трудным оценить эффективность вклада военного священника. Какие показатели можно выделить в качестве критериев эффективности? По-видимому, оценку работы священнослужителя можно получить от командования. Конкретные результаты деятельности должностных лиц играют ключевую роль в среде Вооруженных Сил. Однако объективная оценка результативности пока не определена. Абсолютно не корректно соотносить количество происшествий и преступлений, совершенных в воинском коллективе, с работой священника. От него зависит нравственный климат личного состава, данный феномен не поддается количественному измерению. Динамика объективных показателей морально-психологического состояния воинского коллектива и отзывы командования об органах по работе с верующими военнослужащими будут служить показателями социально-педагогической деятельности военных священников. Эффективность социально-педагогической работы определяется характеристикой степени социальной напряженности в воинском социуме. Сущность данной деятельности заключается в профилактике, предупреждении появления социальных проблем и способе их позитивного разрешения.

Список литературы /References

1. «Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации» от 25 декабря 2013 г.

2. Доклад Патриарха Московского и всея Руси на Архиерейском Соборе. [Текст] // Журнал Московской патриархии, 2004. № 10. С. 59.

3. Осьмачко С.Г. Русская православная церковь и Вооруженные силы РФ // Ярославский педагогический вестник, 2013. № 1. Том I. С. 42-52.

4. Веремчук В.И., Крутилин Д.С. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах // Социологические исследования, 2016. № 4. С. 79-88.

5. Никитина Л.Е., Липский И.А. Социальная педагогика в системе гуманитарного знания: структура и связи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lipsky.ru/page/Statii/Soc-Ped-1.htm/ (дата обращения: 10.09.2017).

Список литературы на английском языке /References in English

1. Polozhenie o voennom duhovenstve Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi v Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrya [«The position of the military clergy of the Russian Orthodox Church in the Russian Federation» of December 25], 2013 [in Russian].

2. Doklad Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi na Arhierejskom Sobore [Tekst] [The report of the Patriarch of Moscow and all Russia at the bishops ' Council] [Text] // Zhurnal Moskovskoj patriarhii [The Journal of the Moscow Patriarchate], 2004. № 10. P. 59 [in Russian].

3. Osmachko S.G. Russkaya pravoslavnaya tserkov' i Vooruzhennye sily RF [The Russian Orthodox Church and the Armed forces of the Russian Federation] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin], 2013. № 1. Volume I. P. 42-52. [in Russian].

4. Veremchuk V.I., Krutilin D.S. Religioznaya situaciya v Vooruzhennyh Silah [Religious situation in the Armed Forces] // Sociologicheskie issledovaniya [Sociological researches], 2016. № 4. P. 79-88 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Nikitina L.E., Lipski A.I. Social'naya pedagogika v sisteme qumanitarnogo zhnania: struktura i svyazi [Social pedagogy in the system of humanitarian knowledge: structure and communication]. [Electronic resource]. URL: http://www.lipsky.ru/page/Statii/Soc-Ped-1.htm/ (date of access: 10.09.2017) [in Russian].

INTRODUCTION OF THE CRITERIAL SYSTEM OF ESTIMATION

OF TRAINING ACHIEVEMENTS OF STUDENTS AT THE LESSON

OF BIOLOGY IN THE 9 CLASS 12 Kornilova A.A.1, Gurbich A.V.2 (Republic of Kazakhstan)

Email: Kornilova431@scientifictext.ru

1Kornilova Anna Alexandrovna - Master of Biology, Senior Lecturer; 2Gurbich Anna Vladimirovna - Master's Student, DEPARTMENT OF GENERAL BIOLOGY, NORTH KAZAKHSTAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER MANASH KOZYBAYEV, PETROPAVLOVSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article considers the shortcomings of the traditional system of assessing students' learning achievements. An alternative method for solving this problem is to use a criterial evaluation system. The article describes the application of this technology in biology class in 9th grade, describes the structure of the lesson, and gives examples of criteria for assessing clusters and student performances. In conclusion, positive and negative aspects of the use of this technology in the pedagogical process were revealed. Keywords: traditional assessment system, criterial evaluation system, competence approach, educational motivation.

ВНЕДРЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ 12 Корнилова А.А. , Гурбич А.В. (Республика Казахстан)

1 Корнилова Анна Александровна - магистр биологии, старший преподаватель; 2Гурбич Анна Владимировна - магистрант, кафедра общей биологии, Северо-Казахстанский государственный университет им. Манаша Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются недостатки традиционной системы оценивания учебных достижений учащихся. Альтернативным методом решения данной проблемы является использование критериальной системы оценивания. В статье описывается применение данной технологии на уроке биологии в 9 классе, описана структура занятия, приводятся примеры критериев для оценивания кластеров и