Научная статья на тему 'Взаимодействие Русской православной церкви и Министерства обороны РФ на современном этапе'

Взаимодействие Русской православной церкви и Министерства обороны РФ на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1084
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / РОССИЙСКАЯ АРМИЯ / ВОЕННОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ARMED FORCES / RUSSIAN ARMY / ORTHODOX CLERGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артемьев Алексей Александрович

Русская православная церковь оказывает значительное влияние на мировоззрение и социальные установки в политическом сознании и поведении военнослужащих Вооруженных сил РФ. В статье анализируется современная практика взаимодействия Вооруженных сил РФ и Русской православной церкви. В российской армии продолжается возрождение православных духовных традиций воинского служения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE MINISTRY OF DEFENSE OF RUSSIA AT PRESENT

Nowadays there is the reason to talk about the increasing public support of the Russian Orthodox Church and its great influence on the modern society, the state and the Armed Forces of Russia. The article analyzes the modern interaction between the Armed Forces of the Russian Federation and the Russian Orthodox Church. In 2009 the Armed Forces established (in fact, restored) the chaplain service. At present the Orthodox Church is responsible for morality of the Russian army, which is essential for national security. Orthodox chaplains participate in the personnel training, long voyages, and other combat and training missions. The army gives new strength to the Orthodox traditions of the military service. The Russian Orthodox Church is eager to represent itself in the army as a spiritual, even ideological organization, its social and educational activities have a significant impact on the efficiency of the Armed Forces. The aim of the Russian Orthodox Church is to achieve spiritual superiority of the Russian army over its potential enemy.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Русской православной церкви и Министерства обороны РФ на современном этапе»

2 015' 0 5

ВЛАСТЬ

51

Abstract. The paper provides the results of empirical study carried out in Kashirskoe and Nikolskoe deaneries. The author pays special attention to the aspect of relations between the Orthodox parishes and authorities (political, economic, and municipal ones) at the local level. The article distinguishes main types of the interactions between Orthodox parishes and authority. These relations are characterized either by social capital and symbolic profit, either by conflict or by so-called potential interaction. The author also gives the description of new forms of religious unions at the local level, that is the Orthodox entrepreneurs which used to carry out the collective charity.

Keywords: Orthodox parish, authority, social capital and symbolic profit, entrepreneurs' Orthodox community

АРТЕМЬЕВ Алексей Александрович — преподаватель кафедры информационного обеспечения Военного университета Министерства обороны РФ. (123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14; aleksey-artemev@bk.ru)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Русская православная церковь оказывает значительное влияние на мировоззрение и социальные установки в политическом сознании и поведении военнослужащих Вооруженных сил РФ. В статье анализируется современная практика взаимодействия Вооруженных сил РФ и Русской православной церкви. В российской армии продолжается возрождение православных духовных традиций воинского служения.

Ключевые слова: Русская православная церковь, вооруженные силы, российская армия, военное православное духовенство

Сегодня есть все основания говорить о повышении значимости общественного служения Русской православной церкви, ее влияния на современное гражданское общество, его институты и Вооруженные силы России. В истории русской армии основой воспитания и обучения личного состава во все периоды ее развития являлось главным образом православие.

В июле 2014 г. военные социологи провели специальное исследование и подсчитали, что число военнослужащих, называющих себя верующими, за 5 лет выросло на 15% и составило 78%. К православным христианам отнесли себя 71% всех военнослужащих, к мусульманам — 6 %, к буддистам — 0,5%, к иудеям — 0,01%, к другим религиям — 0,5%. Большинство верующих военнослужащих, как отмечалось в опросах, хотели бы иметь в своих воинских частях священнослужителя в качестве штатного помощника командира1.

Автором также был проведен опрос для определения уровня готовности офицеров Дальней авиации ВВС России к восприятию основ духовной культуры современного российского общества. Большинство (почти 80% опрошенных) относят себя к православному вероисповеданию, около 1% — к исламу, остальные не относят себя ни к одной из конфессий.

Как известно, в 2009 г. в Вооруженных силах России был учрежден (а по сути — восстановлен) институт штатного военного духовенства. Начальник управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил РФ А.И. Суровцев в докладе на «военной» секции XXIII Международных Рождественских образовательных чтений отметил, что в настоящее время в войсках насчитывается более 150 священнослужителей, в их

1 Доклад начальника управления по работе с верующими военнослужащими. — Официальный сайт отдела РПЦпо взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Доступ: http:// pobeda.ru/vzaimodeystvie-vooruzhennyih-sil-rossii-s-religioznyimi-obedineniyami-sovremennoe-razvitie-traditsii.html (проверено 27.03.2015).

числе 2 мусульманских имам-хатыба и 1 буддийский лама. Создана трехуровневая структура органов по работе с верующими военнослужащими, включающая:

1) управление по работе с верующими военнослужащими в составе Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил;

2) отделения по работе с верующими военнослужащими в управлениях по работе с личным составом военных округов и отделение в отделе по работе с личным составом Черноморского флота;

3) помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими в соединениях, воинских частях и учебных организациях Министерства обороны.

Всего в штате военного духовенства более 250 должностей, замещаемых священнослужителями традиционных религиозных объединений России, и 10 — замещаемых гражданскими служащими, не имеющими духовного сана1.

Со стороны Русской православной церкви создан синодальный отдел Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, епархиальные военные отделы. Вовлечены в эту деятельность и активно работают приходские православные священники в местах базирования воинских частей, где отсутствует штатный военный священник.

Более тысячи лет православие освещает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Не удивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников [Российский военный сборник... 2006: 526].

В современной России Русская православная церковь совершает не только духовную опеку над своими верными чадами в войсках, но и возрождает опыт активного присутствия в военно-образовательной сфере.

В настоящий момент Русская православная церковь взяла на себя часть ответственности за морально-нравственное состояние российской армии, чем оказывает существенную помощь государству в сфере безопасности. Представители православного военного духовенства принимают участие в учениях, тренировках, морских походах, в выполнении других учебно-боевых задач. Происходит активное информирование в современных церковных средствах массовой информации и коммуникации, а также в СМИ Министерства обороны РФ о пастырской, духовно-просветительской и воспитательной деятельности церкви. Активно создаются военно-православные электронные ресурсы, форумы и различные информационные площадки в сети Интернет. В воинских частях распространяются электронные книги православной литературы, рекомендованной для чтения военнослужащими. Продолжается возрождение православных духовных традиций воинского служения, в т.ч. освящение знаков воинского отличия, совершение чина благословения на дальнейшее воинское служение в день принятия присяги, на начало летнего и зимнего периодов обучения, освящение вооружения и военной техники.

Среди основных совместных мероприятий Русской православной церкви и Министерства обороны России последних лет обращают на себя внимание следующие. 21 июля 2009 г. президент РФ поддержал предложение Русской православной церкви о введении в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей и подписал соответствующее постановление. В развитие этого документа правительством РФ была принята сбалансированная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011—2015 годы».

Принятие 26 декабря 2013 г. Священным синодом «Положения о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации»2 создало фундаментальную правовую основу для развития пастырской, богослужебной, духовно-просветительской и воспитательной работы военного духовенства.

1 Там же.

2 Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации. — Официальный сайт Московского патриархата. Доступ: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html (проверено 27.03.2015).

2015'05

ВЛАСТЬ

53

24 января 2013 г. в конференц-зале синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РФ прошло расширенное заседание XXI Международных Рождественских образовательных чтений на тему: «Церковь и армия: духовные ценности в российской армии и роль военного духовенства на современном этапе строительства Вооруженных сил».

27 февраля 2013 г. президент России В.В. Путин провел расширенное заседание коллегии Министерства обороны РФ, на которое был приглашен Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На коллегии были рассмотрены особенности взаимодействия Русской православной церкви и современной армии1.

24 апреля 2013 г. в Военном университете Министерства обороны состоялся первый официальный выпуск военных священнослужителей. В торжественной обстановке 15 чел., занимающих штатные должности помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими, получили свидетельства государственного образца о прохождении специальной подготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации.

В марте 2013 г. в Екатеринбурге состоялся сбор военных священников. В ходе мероприятия обсуждались актуальные вопросы духовного окормления военнослужащих и их семей, новые методы и формы работы войскового духовенства в армии и на флоте, а также особенности взаимодействия священника с военным руководством. В мероприятии участвовали 64 штатных войсковых священника из военных округов, а также священнослужители российских воинских частей, дислоцированных в Белоруссии, Армении, Киргизии, Таджикистане. Большая часть войсковых священников — офицеры запаса, прошедшие так называемые горячие точки.

С 19 по 23 мая 2014 г. в Благовещенске прошли учебно-методические сборы с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими. Сборы прошли на базе филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск — Дальневосточного высшего военного командного училища (г. Благовещенск)2.

С 2014 г. началась разработка и реализация программ повышения квалификации военного духовенства в пяти военно-учебных заведениях.

Деятельность Русской православной церкви полностью поддерживается руководством Министерства обороны РФ. Так, в сентябре 2014 г. в Ростове-на-Дону в Донской духовной семинарии в рамках совместного с командованием Южного военного округа (ЮВО) пилотного проекта состоялась защита учебно-ознакомительной практики по подготовке войсковых священников. Проект стартовал в сентябре прошлого года, когда 7 офицеров запаса изъявили желание стать штатными войсковыми священниками. Для них была организована войсковая стажировка в должностях помощников командира по работе с верующими военнослужащими в воинских частях Ростовского гарнизона. Данный проект, первый в истории современной России и в Вооруженных силах, реализуется совместными усилиями Донской духовной семинарии, епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и отделения по работе с верующими военнослужащими управления по работе с личным составом ЮВО3.

В декабре 2014 г. вопросы взаимодействия Вооруженных сил РФ с религиозными объединениями были обсуждены на заседании правительственной комиссии.

В феврале 2015 г. в Военном университете Минобороны России состоялся пятый выпуск группы повышения квалификации штатного военного духовенства4.

Руководство Министерства обороны активно прорабатывает эффективную пар-

1 Участие Святейшего Патриарха Кирилла в расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ. — Официальный сайт Московского патриархата. Доступ: http://www.patriarchia.ru/db/ texV2817638.html (проверено 25.03.2015).

2 Учебно-методические сборы с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими. — Официальный сайт отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Доступ: http://pobeda.ru/uchebno-metodicheskie-sboryi-s-dolzhnostnyimi-litsami-po-rabote-s-veruyushhimi-voennosluzhashhimi-prohodyat-na-dalnem-vostoke.html (проверено 27.03.2015).

3 Официальный сайт МО РФ. Доступ: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11988364@ egNews (проверено 27.03.2015).

4 Информационно-аналитический портал Newsru.com. Доступ: http://www.newsru.com/religy/20feb2015/ kapellane.html (проверено 27.03.2015).

тнерскую модель взаимодействия армии и церкви. Регулярно ведется диалог представителей Русской православной церкви и военного руководства на встречах, обсуждается механизм дальнейшего взаимодействия. Основная работа по подбору кандидатов на должности войсковых и флотских священнослужителей осуществляется управлением по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом ВС РФ совместно с отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московского патриархата, с которым налажено повседневное плодотворное сотрудничество. На территории воинских частей и военных городков Министерства обороны увеличивается число православных храмов и часовен. На данный момент на подведомственных Минобороны территориях действуют 266 храмов и часовен и 37 молитвенных комнат1.

Отмечается, что священнослужители в воинских коллективах необходимы не для профилактики преступности, а в первую очередь для духовного обеспечения стоящих перед воинскими частями, подразделениями задач. Военное духовенство должно состоять из лиц, прошедших специальную подготовку, в т.ч. военно-профессиональную, отвечающую единым для Вооруженных сил квалификационным требованиям [Российский военный сборник... 2006: 530].

Таким образом, Русская православная церковь стремится представлять себя в российской армии как духовно влиятельная идеологическая структура. А главной своей целью Русская православная церковь считает формирование у российских военнослужащих качеств, необходимых для достижения духовного превосходства над противником.

Дальнейшее взаимодействие РПЦ и Вооруженных сил может рассматриваться как немаловажный ресурс поиска новых форм воспитательной работы с военнослужащими и развития у них духовной и политической культуры.

Список литературы

Российский военный сборник. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии. 2006. М.: Военный университет. Русский путь. 544 с.

AR7"EM'EV Alexey Aleksandrovich, Lecturer of the Chair of Information Support, Military University of the Ministry of Defense of Russia (Bolshaya Sadovaya St, 14, Moscow, Russia, 123001; aleksey-artemev@bk.ru)

INTERACTION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE MINISTRY OF DEFENSE OF RUSSIA AT PRESENT

Abstract. Nowadays there is the reason to talk about the increasing public support of the Russian Orthodox Church and its great influence on the modern society, the state and the Armed Forces of Russia. The article analyzes the modern interaction between the Armed Forces of the Russian Federation and the Russian Orthodox Church. In 2009 the Armed Forces established (in fact, restored) the chaplain service. At present the Orthodox Church is responsible for morality of the Russian army, which is essential for national security. Orthodox chaplains participate in the personnel training, long voyages, and other combat and training missions.

The army gives new strength to the Orthodox traditions of the military service. The Russian Orthodox Church is eager to represent itself in the army as a spiritual, even ideological organization, its social and educational activities have a significant impact on the efficiency of the Armed Forces. The aim of the Russian Orthodox Church is to achieve spiritual superiority of the Russian army over its potential enemy.

Keywords: Russian Orthodox Church, armed forces, Russian army, Orthodox clergy

1 Официальный сайт отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Доступ: http://pobeda.ru/aktualnyie-voprosyi-sluzheniya-voennogo-duhovenstva-na-sovremennom-etape-razvitiya-vooruzhennyih-sil.html (проверено 27.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.