Ерзылева Ирина Анатольевна, ст. преподаватель Кафедра Корпоративное управление Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Москва
romachka181965@yandex.ru
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
В последние десятилетия развивается активное сотрудничество между Вооруженными Силами далее (ВС) нашей страны и Русской Православной Церковью (далее РПЦ). Как происходит этот процесс взаимоотношений армии и Церкви в постсоветский период, особенно, в начале ХХ! в.?
В новых исторических условиях актуализируется проблема возрождения утраченных традиций. В советский период патриотическое служение Родине основывалось на идеалах социализма. Система патриотического воспитания той эпохи делала нашу армию одной из боеспособных в мире. После распада СССР, краха советской идеологии прежние подходы перестали работать. В армии были упразднены политорганы и политработники, отвечавшие за моральный дух в войсках. В воспитательной работе образовался вакуум, который не заполнен содержанием, отвечающим потребностям современного развития ВС. В настоящее время отсутствует новая национальная идея, которая могла бы стать основой для патриотического воспитания молодежи.
В то же время армии импонирует неизменно державническая и патриотическая позиция Церкви. Православие рассматривается ей как адекватная замена монополии советского мировоззрения, поскольку военные всегда тяготеют к единообразию. Русское православие охранительно по своей природе, военные - тоже охранители государственности, что объясняет их приверженность к консервативным социальным проектам. К чертам сходства военизированных структур и РПЦ
относится их иерархизм и соподчинённость частей, централизованное руководство.
Для Церкви взаимодействие с армией является одним из приоритетных направлений деятельности. В «Основах социальной концепции РПЦ» говорится, что «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам», что соглашения о сотрудничестве РПЦ с ВС РФ и правоохранительными учреждениями открывают большие возможности «для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству»[8, с. 186].
Активное взаимодействие Министерства обороны с Московским Патриархатом началось еще в начале 1990-х гг. В 1992 г. в Военной академии Генштаба была проведена конференция, посвященная святому благоверному князю Александру Невскому. Жизнь и подвиг этого святого объединили священнослужителей и защитников Отечества. Служители Церкви и офицеры академии были единодушны в стремлении возродить духовные основы военной службы. В Министерстве обороны РФ к этой работе отнеслись с большим пониманием и заинтересованностью.
2 марта 1994 г. министр обороны РФ и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписали Совместное заявление. Этот документ стал отправной точкой в развитии взаимодействия Вооруженных Сил и Церкви. На основании Совместного заявления в ВС в том же году был создан Координационный комитет по взаимодействию с РПЦ, а на региональном и местном уровнях - координационные советы между военными округами (флотами), воинскими частями и приходами РПЦ. В апреле 1994 г. в штате Министерства обороны РФ появились специальные офицеры по связям с религиозными объединениями. Завершением начального этапа военно-церковных отношений стала I Всероссийская конференция «Православие и Российская армия», состоявшаяся в октябре 1994 г. в Москве. На ней был поставлен вопрос о необходимости углубления сотрудничества армии и Церкви в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих. На Архиерейском Соборе в ноябре - декабре 1994 г., было принято решение о создании
специального синодального учреждения. Постановлением Синода от 16 июля 1995г. образован Синодальный отдел по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями.
С учетом позитивного опыта взаимодействия, накопленного в войсках, а также для придания работе с религиозными объединениями системного характера 4 апреля 1997 г., министр обороны РФ и Патриарх подписали новое соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривало расширение направлений и форм взаимодействия на различных уровнях: от Министерства обороны до воинской части (корабля). Соглашение предусматривало развитие военно-церковных отношений по следующим направлениям: 1) патриотическое воспитание военнослужащих; 2) нравственное воспитание и духовное просвещение военнослужащих; 3) социальная защита военнослужащих и членов их семей; 4) реализация религиозных потребностей военнослужащих; 5) восстановление культовых сооружений. Это соглашение открыло новые перспективы в совместной работе [14] .
В этот период появляются новые формы дополнительного образования военнослужащих, базирующиеся на православных ценностях. Так, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете был учрежден Центр духовного образования военнослужащих, предлагавший двухгодичные курсы. В настоящее время курсы стали четырехгодичными.
В Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого был сформирован внештатный факультет православной культуры. Данный опыт был обобщен Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил и рекомендован всем военно-учебным заведениям Минобороны России. Сегодня факультеты и лектории православной культуры успешно работают во многих военных учебных заведениях.
Большую роль по взаимодействию армии и Церкви играют совместные конференции и семинары, обосновывающие необходимость и пути их сотрудничества. Самыми известными из подобных мероприятий были: секция «Церковь. Армия. Народ» на Всемирном русском соборе и военная секция Международных Рождественских образовательных чтений.
К началу 2000-х гг. в епархиях РПЦ были созданы военные отделы. Например, в Рязанской епархии отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами был создан 30 октября 2003г. Его возглавил протоиерей Михаил Рыжов[11]. Это дало импульс активному участию РПЦ в жизни армии: налаживалось тесное взаимодействие с военкоматами. В военных частей, военных учебных заведений восстанавливались или вновь строились храмы, проводились богослужения, беседы и лекции с военнослужащими. Это можно проследить по отчетам Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами в Рязанской епархии и привести некоторые примеры совместной деятельности в 20062007гг. Так, в 2006 г. началось строительство церкви в честь «Владимирской» иконы Божией Матери в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище под руководством духовника училища священника Лаврентия Таскаева. Храм строился на деньги, которые десантники получали за прыжки [6, с. 53].
На территории железнодорожного батальона г. Рязани был открыт храм во имя преподобного Серафима Саровского. Настоятель храма, иерей Константин Сомов совершал службы по воскресным и праздничным дням. В будние дни, по согласованию с командованием части, он посещал подразделения для индивидуальных бесед с военнослужащими. За апрель 2007г. богослужение посетили 81 военнослужащий срочной службы и 16 офицеров. Святое Причастие приняли 2 человека, 3 человека приняли Святое Крещение [7, с. 93].
22 апреля 2007г. в Муниципальном культурном центре г. Рязани военкоматом Рязанской области был проведен День призывника. Присутствовавший на празднике иерей Лаврентий Таскаев выступил с проповедью и благословил призывников на ратную военную службу. 26 апреля протоирей Игорь Кривоногов присутствовал в призывном пункте Рязанской области при отправке 20 юношей на действительную срочную службу. Отец Игорь напутствовал юношей благословением и пожелал успехов в ратном деле [Там же, с. 95]. На территории 137-го гвардейского парашютно-десантного полка ВДВ расположена часовня во имя святого великомученика Г еоргия Победоносца. Духовник полка - иерей Виктор Квасный 6 мая 2007 г., в праздник святого великомученика Георгия Победоносца
провел водосвятный молебен. В молебне приняли участие около 200 военнослужащих срочной службы и 9 офицеров. По окончании молебна протоирей произнес проповедь, а затем окропил воинов святой водой и вручил на память иконы с изображением Георгия Победоносца [Там же, с. 94].
С 2003 г. стали проводиться учебно-методические сборы «военного» духовенства. Первые сборы состоялись на базе Рязанского института ВДВ. В сборах приняли участие 124 священника из 37 епархий. Сборы убедительно показали, что пастырское служение востребовано личным составом. В дальнейшем сборы стали проводиться на плановой основе по согласованию между РПЦ и Минобороны РФ. Они проходили в военном гарнизоне Ракетных войск стратегического назначения во Власихе (Московская область, январь 2005 г.), в Улан-Удэ (Республика Бурятия, июнь 2005 г.), на базе Калининградского военно-морского института (2006 г.) и т.д. В 2007 г. на пятых сборах «военного» духовенства количество участвующих епархий почти удвоилось.
За эти годы практика взаимодействия Церкви и Армии показала, что присутствие лиц духовного звания в воинских коллективах приносит ощутимую пользу. Об этом неоднократно говорили представители Минобороны России. Так, в своем докладе на пленарном заседании XIII Международных Рождественских образовательных чтений первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант В.Н. Бусиловский отметил, что «прошедшее десятилетие убедительно показало оправданность возрождения испытанного историей взаимодействия армии и Церкви в деле служения Отечеству» и что в их отношениях «сложились перспективные формы сотрудничества, приносящие плоды в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания военнослужащих, профилактики самоубийств, формирования здоровой моральнонравственной обстановки в воинских коллективах» [3, с. 31-32] .
Самым главным вопросом, решаемым на протяжении всего постсоветского периода взаимоотношений Церкви и государства, был вопрос о создании в России института военного духовенства. Еще в марте 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал, что Церкви "хотелось бы видеть институт военного
и морского духовенства восстановленным в ближайшее время и в полном объеме, соотносимом с дореволюционным временем..." [1, с. 8]. Одновременно Святейший Патриарх понимал, что это пока невозможно: "Я, однако, прекрасно отдаю себе отчет в том, что мы не сможем в одночасье к этому прийти. Духовенства не хватает даже на приходах..."[Там же]. В силу взаимной неготовности к этому шагу решено было действовать постепенно и поэтапно. И все же вопрос о введении института военного духовенства в той или иной форме постоянно ставился. Так, на I Всероссийской конференции "Православие и Российская Армия", которая состоялась в Москве 25-27 октября 1994 г., был поставлен вопрос о введении в ВС института военного духовенства. В качестве основных аргументов выдвигались следующие: крайне низкий уровень духовно-нравственного воспитания военнослужащих, неспособность военных психологов регулировать психологические проблемы военнослужащих (рост самоубийств и случаев дезертирства), зарубежный и собственный исторический опыт.
В 2000-е гг., особенно с назначением председателем Синодального отдела протоиерея Димитрия Смирнова, все чаще подымался вопрос о создании военного духовенства. В июне 2003г. на сборах священнослужителей, окормляющих православных воинов, в Рязанском институте ВДВ он говорил о необходимости учреждения службы военного духовенства. 6 мая 2005 г. в интервью "Интерфаксу" он заявил, что в Российской армии должно быть православное военное духовенство уже в ближайшие 10 лет. Эта инициатива РПЦ поддерживались частью генералитета. На заседании секции "Армия и Церковь: соработничество во имя жизни", проходившей в рамках XIII Рождественских чтений (январь 2005 г.), зам. начальника ВАГШ генерал-полковник В.М. Барынькин в своем докладе подчеркнул, что "неизменными и незаменимыми помощниками в созидании храмов в душах воинов являются православные пастыри. Пришло время всерьез поставить вопрос о введении в ВС института военных капелланов"[15].
В феврале 2006 г. Главная военная прокуратура подготовила и направила в Минобороны, Генштаб, соответствующие комитеты Совета Федерации и Госдумы законопроект, связанный с введением в армии института полкового духовен-
ства. В проекте указывалось, что церковь поможет армии «в укреплении войсковой дисциплины - противостоянии неуставным отношениям и борьбе с национальной и религиозной рознью»[16].
Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что священники в армии смогут «не только повысить уровень патриотизма в войсках, но и снизить показатели суицида» [Там же]. 11 апреля 2006 г. Священный Синод РПЦ поддержал восстановление института военного духовенства в Российской армии. В своем заявлении Священный Синод призвал государство, общество и все традиционные религии России «совместными усилиями воссоздать институт военного духовенства». При этом отмечалось, что «положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института военного духовенства способно принести пользу государству и обществу» [4].
2009 год вошел в историю военно-религиозных отношений как переломный.
23 марта 2009 г. в ходе телемоста со студентами вузов Калининградской области Святейший Патриарх Кирилл высказался за введение института военных капелланов. «Я выступаю за то, чтобы в Российской армии, как и в других армиях мира, были капелланы-священники»,- подчеркнул Святейший Владыка. В то же время он отметил некоторые обстоятельства, которыми объясняется отставание во внедрении этой общемировой практики: «С одной стороны, это неполная готовность Вооруженных Сил, с другой - не полная готовность Русской Православной Церкви. Ведь для того, чтобы на постоянной основе в армии работали священнослужители, нужно подготовить много священников. Но уже сейчас осуществляется пастырское окормление армии и флота. Ответственность за него несут местные приходы. Думаю, еще некоторое время эта практика будет существовать, но постепенно, полагаю, надо будет переходить и к практике профессионального окорм-ления военнослужащих священниками, которые не имели бы другого послушания, кроме армейского» [13].
В июле 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев выразил согласие с предложениями ряда «традиционных» религиозных объединений, прежде всего РПЦ, и по-
ручил Министерству обороны возродить в России институт военного духовенства. 24 января 2010г. Минобороны было подписано «Положение об организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации». В этом документе устанавливается структура органов по работе с верующими военнослужащими и требования, предъявляемые к должностным лицам в этой деятельности. Официально должность армейских священников звучит как «помощник командира по работе с верующими». Выделены следующие задачи военных священников:
- «организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава ВС РФ;
- организация и проведение духовно-просветительской работы;
- участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
- участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий»[10].
Военнослужащие поддерживают политику государства по введению в нашей армии института военных священников. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований, проведенных Научно-исследовательским центром ВС РФ в 2010 г. По мнению опрошенных военнослужащих введение этого института в ВС РФ будет способствовать: «формированию высоких моральных качеств военнослужащих (37%), поднятию морального духа военнослужа-щих(34%), укреплению воинской дисциплины в войсках (силах)(31%), предотвращению суицидов среди военнослужащих (25%), формированию межнациональной и межконфессиональной терпимости (толерантности) и уважительного отношения к сослуживцам (24%)»[17].
Этот документ является правовым обоснованием для работы священников в армии. До этого практически все священнослужители, окормляющие военнослужащих, вынуждены были совмещать работу в армии с приходским послушанием. Теперь же, заключив договор с Министерством обороны и войдя в штат, они в
большей степени смогут сосредоточиться на своих обязанностях в воинских частях.
С февраля 2010 г. военные священники стали появляться в войсках. 2 февраля на Архиерейском совещании в Москве патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил, что РПЦ для служения в российских войсках выделит 400 священнослужителей на штатной основе [5].
Бытует мнение, что военные священники в будущем заменят офицеров по воспитательной работе. Это ошибочное мнение, т.к. функции священника и офи-цера-воспитателя гармонично дополняют друг друга. Задача первого — воспитывать и настраивать людей на выполнение боевых задач средствами и способами, уже доказавшими свою эффективность. Священник в данном случае вносит в эту работу нравственную составляющую, обогащает и делает более действенной всю систему работы с личным составом.
В 2011- 2012 гг. Минобороны России продолжает работу по подбору и назначению священнослужителей на штатные должности в ВС РФ. Для этого, с 2011 г. на базе Рязанского училища ВДВ открыт центр по подготовке военных священников традиционных религий народов России. Их впоследствии планируется назначать на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Кроме этого в структуре военного ведомства было создано Управление по работе с верующими военнослужащими, основной задачей которого является реализация решения Президента РФ о возрождении армейского и флотского духовенства.
Введение должностей помощника командира по работе с верующим военнослужащими призвано сделать работу священника в армии более продуктивной. В современной России возрождается институт военного духовенства. Это еще один шаг по пути расширения и углубления сотрудничества между ВС РФ и РПЦ. Это возвращение к православным идеалам служения Отечеству. Сегодня армии необходимо присутствие Церкви. С ее помощью можно возродить утраченные в предшествующий исторический период духовные качества военнослужащих. Поэтому важно, что за последние десятилетия в деятельности ВС РФ православие
стало занимать заметное место. Совместно с личным составом священники восстанавливают и строят храмы на территории воинских частей, освещают боевые знамена, военную технику, проводят служение молебнов на призывных пунктах, частях и т.д. Конечно, в этих совместных мероприятиях проявляется и богослужебная деятельность церкви. Но основной целью сотрудничества ВС РФ и РПЦ является духовно-нравственное и патриотическое воспитание военнослужащих. Этому также служит процесс восстановления института военного духовенства. Список литературы
1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Материалы конференции "Христианство и армия", проведенной в марте 1993 г. М., 1994.
2. Баранов В. Ваше благословение // Российская газета. 2009. 19 августа №4977 (153).
3. Бусловский В.Н. Опыт сотрудничества Вооруженных Сил РФ с Русской Православной Церковью в сфере воспитании военнослужащих//
Материалы военной секции ХШ Международных образовательных чтений «Армия и Церковь: сорабортничество во имя мира. М., 2005.
С. 31-32
4. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о восстановлении института военного духовенства в Российской армии //Журнал заседания Священного Синода от 11 апреля 2006 г. № 4.
5. Литвинов В. Батюшки встают под ружье//Независимое военное Обозрение [Электронный ресурс] URL:http://nvo.ng.ru/news/2010-02-05/2_news.html (дата обращения 30.05.2012)
6. О работе епархиального Отдела по связям с Вооруженными Силами //
Рязанский церковный вестник. 2006. №4.
7. О работе епархиального Отдела по связям с Вооруженными Силами //
Рязанский церковный вестник. 2007. №3.
8. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Изд.
Московской Патриархии. - 2000.
9. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-
2010 годы». Государственная программа М., 2006.
10. Положение об организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждено Министром обороны РФ 24 января 2010г. Правозащитный центр Всемирного русского народного собора. » [Электронный ресурс]
ЦЕЬ: кйр://ргауоугш.га/?р=3096(дата обращения 28.06.2012)
11. Преображение. Сайт Храма Преображения Г осподня в Рязани.
[Электронный ресурс] ШЬ: http://www.metarya.ru (дата доступа 26.06.2012)
12. Протоиерей Георгий Поляков. Военное духовенство России. М.:
Творч. информ.-издат. центр, 2002. 536 с.
13. Святейший Патриарх Кирилл считает важным введение в Российской армии института полковых священников // Русская православная церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата 1997- 2009 [Электронный ресурс] URL: http://www.mospat.ru/ archive/44534.htm (дата обращения 30.05.2012)
14. Соглашение о сотрудничестве между Министерством Обороны и Русской православной церковью // Церковный вестник. 1997. № 18.
15. Суровцев А.И. Военное духовенство на марше // Журнал НГ - Религия [Электронный ресурс]ШЬ: http://religion.ng.ru/society/2005-03-02/3_vs.html (дата обращения 10.06.2012)
16. Таратута Ю., Коробов П. Боевой дух укрепляет святым // Г азета «Коммерсант» 14.02.2006 № 26.
17. Характеристика религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2010 г. Научно- исследовательский центр (социологический) Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:http:// ens.mil.ru/science/sociological _center/army_in_numbers. htm (дата обращения 17.06.2012)
18. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Изд. 2-е, испр., доп. - М., 2006. - 656 с.