Научная статья на тему 'К вопросу о реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации'

К вопросу о реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1705
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИИ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ВЕРУЮЩИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутько Дмитрий Васильевич

В работе проводится анализ реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Раскрываются цели и трудности её организации и проведения в Вооружённых силах Российской Федерации. Констатируется, что потенциал религии в воспитании военнослужащих направлен на повышение эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению; формирование способности выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации»

Шутько Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации,

г. Москва.

123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14. Тел. (495) 684-13-77. Е-mail: shutko.dv@rambler.ru

Д.В. Шутько

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из последствий смены общественно-политического строя в нашей стране в начале 90-х гг. ХХ в. стал переход от ограничения государством деятельности религиозных организаций к свободе вероисповедания, который сопровождался возрастающим интересом к религии, её традициям, праздникам, обрядам и роли в истории. Данный процесс затронул и Вооруженные Силы. Именно тогда стали устанавливаться первые контакты духовного руководства Русской православной церкви (РПЦ) с представителями органов военного управления различного уровня1.

Усиливающееся влияние религии на сознание военнослужащих вызвало необходимость изучения мировоззренческих ориентаций военнослужащих. Анализ динамики религиозной самоидентификации военнослужащих за последние десятилетия показывает устойчивую тенденцию к увеличению количества военнослужащих, считающих себя религиозными, и уменьшению числа колеблющихся и в то же время тех, кто не верит в Бога [8, с. 8]. При этом количество военнослужащих, считающих себя верующими, увеличилось до 34% в сравнении с 25% в 1991 г. Подобный рост отмечается среди всех категорий

1 Одной из таких первых важных встреч, когда произошел обмен мнениями по широкому кругу вопросов, поиск общих интересов и точек соприкосновения, стала проведенная в 1992 г. совместная научно-практическая конференция в Военной академии Генерального штаба, положившая начало ставшим традиционными ежегодным конференциям «Церковь и армия». -Д.Ш.

военнослужащих. К числу верующих относит себя каждый четвертый офицер и около 40% опрошенных военнослужащих по призыву и курсантов [7, с. 76-81].

Заметное повышение интереса к религии объясняется не только большей свободой в духовной жизни, но и создавшимися в этот период неблагоприятными для военнослужащих социальными условиями: участием войск в боевых действиях в горячих точках, все возрастающим грузом социально-экономических и бытовых проблем, утратой частью людей жизненных ориентиров [5, с. 54].

В реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих важно учитывать уровень его законодательного закрепления, однако анализ руководящих документов свидетельствует о его недостаточной разработанности. Основы взаимоотношения с религиозными объединениями и учет религиозности военнослужащих строились на положениях Конституции РФ, федеральных законов РФ «Об обороне» (1992), «О воинской обязанности и военной службе» (1993), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997), «О статусе военнослужащего» (1998). При этом сложный комплекс вопросов реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих определялся лишь общими требованиями в таких документах, как общевоинские уставы, приказы министра обороны РФ «Об организации воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» от 1992 г. №16), «О мерах по исполнению в армии и на флоте закона РФ «О статусе военнослужащих» от 1993 г. № 50, «Об органах воспитательной работы» от 1995 г. № 226, «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 1995 г. №235, а после их отмены приказами «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11.03.2004 г. № 70, «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 28.02.2005 г. №79, «Об организации общественногосударственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации от 12.05.2005 г. №170» и другими подзаконными нормативными актами органов военного управления. Анализ перечисленных документов позволяет утверждать, что учет особенностей работы с верующими военнослужащими на уровне руководящих документов в Вооруженных Силах представлен в виде общих положений, которых необходимо придерживаться независимо от

процессуального компонента, его средств, форм и методов реализации. Слабая законодательная основа и недостаточность практики воспитания

военнослужащих обусловили организацию взаимодействия с религиозными объединениями ещё до официального решения вопроса по формированию института военного духовенства. Многие командиры частей и соединений самостоятельно пошли на подобный шаг.

В марте 1994 г. была проведена встреча министра обороны РФ с Патриархом Московским и всея Руси, на которой было подписано «Совместное заявление о взаимодействии Министерства обороны с Русской православной церковью», где были продекларированы три основные цели взаимодействия: укрепление духовно-нравственных начал жизни российского воинства, расширение возможности для реализации прав верующих военнослужащих и помощь в разрешении насущных проблем Вооруженных Сил России и Русской православной церкви1 [1, с. 115 - 117].

21 апреля 1994 г. явилось постановление синода Русской православной церкви, в котором сотрудничество с армией определялось одним из важнейших направлений служения церкви, и на Архиерейском Соборе РПЦ, состоявшемся 29 ноября - 2 декабря 1994 г., было принято решение о создании специального синодального отдела, занятого взаимодействием с Вооружёнными Силами и правоохранительными структурами. Такой отдел был создан 18 июля 1995 г. Основными направлениями его работы являются: представление Русской православной церкви в ее отношениях с руководством и различными структурами Вооруженных Сил, координация взаимодействия по реализации соглашений и программ церковно-армейского сотрудничества, забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, православная миссия среди военнослужащих, оказание практической помощи командованию и воинским структурам в реформировании ВС РФ, участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках Дней воинской славы России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях, происходящих в Вооруженных Силах [6].

Исходя из решаемых в ходе взаимодействия задач, основными элементами системы взаимодействия в Вооруженных Силах стали органы воспитательной

1 В течение 1995 г. еще четыре силовых ведомства (МВД, ФПС, МЧС и ФАПСИ) подписали аналогичные заявления. - Д.Ш.

работы. С 1994 г. в Главном управлении воспитательной работы Министерства обороны РФ работает группа по связям с религиозными объединениями (с 1999 г. - группа по связям с общественными объединениями).

Воспитательные органы Министерства обороны РФ в своей работе стали больше опираться на историю и культурные богатства мировых религий. Офицеры стали осваивать положительный опыт церкви в оказании психологической и социальной помощи военнослужащим. Для реализации «Соглашения о сотрудничестве» 1997 г. был создан Центральный координационный совет и Координационные комитеты и группы в военных округах и на флотах [5, с. 129].

В Управлениях воспитательной работы видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, флотов, некоторых армий введены должности офицера по связям с государственными органами, общественными организациями и религиозными объединениями. В соединениях, частях и на кораблях взаимодействие организуют командиры и их заместители по воспитательной работе, иногда через офицеров, желающих осуществлять эту деятельность.

В свою очередь, во всех епархиях Русской православной церкви назначены ответственные за церковно-армейское взаимодействие клирики, а в ряде епархий созданы отделы по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Для работы с военнослужащими и членами их семей в воинских частях и гарнизонах подбираются опытные священнослужители близлежащих приходов и катехизаторы-миряне, как правило, знающие армейскую и флотскую среду, быт военных.

В мае 2003 г. в результате взаимодействия с Советом муфтиев России (СМР) был подписан протокол о намерениях сотрудничества между СМР и Управлением воспитательной работы сухопутных войск.

В целях реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих в войсках распространялись специальные памятки «Командиру о правах верующих военнослужащих», «Основы пасторского служения в войсках» изданная под редакцией начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ Н.И. Резника, «Методические рекомендации по работе с военнослужащими-мусульманами» разработанные С.А. Григорян, С.А. Мельковым, А.Н. Перенджиевым, а также при поддержке Совета муфтиев России, «Основы

православного христианского воспитания» подготовленные А.А. Лукьянцом и др.1 Кроме того, вопросы взаимодействия обсуждались на семинарах и находили отражение в периодических изданиях и сайтах религиозных объединений.

В июле 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев поддержал предложение глав основных религиозных конфессий России о введении в Вооружённых Силах института военных священников. На встрече с участниками Архиерейского собора Русской православной церкви сообщил о введении в Министерстве обороны 249 должностей специалистов по работе с верующими-военнослужащими [4]. На основе данного решения создаются условия совершенствования воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии.

В 2010 г. в структуре Министерства обороны создано управление по работе с верующими военнослужащими, его начальником назначен Б.М. Лукичев [3]. Управление должно руководить институтом священнослужителей в армии и на флоте, и ориентироваться не только на духовное окормление православного воинства, но и на пастырскую помощь солдатам-мусульманам, иудеям, приверженцам иных традиционных религий.

24 января 2010 г. министр обороны утвердил «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации». В положении указывается, что основная деятельность военного духовенства направлена на проведение религиозных обрядов и церемоний с военнослужащими при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания; проведение духовно-просветительской работы с военнослужащими; содействие командирам в проведении мероприятий по профилактике правонарушений и суицидальных происшествий; участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих; оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении. Однако положение по организации работы с верующими военнослужащими направлено только на работу военного

1 В течение 1992 - 1993 гг. протестантские религиозные объединения бесплатно передали Вооруженным Силам 55 тыс. экземпляров книг «Новый завет», 1500 экземпляров «Библий», значительное количество «Евангелия» карманного формата. Вся эта духовная литература была направлена в библиотеки Домов офицеров, солдатских клубов войсковых частей, учреждений и военно-учебных заведений. - Д.Ш.

духовенства, несмотря на то, что в этой деятельности большое значение имеет комплексный и системный подход.

Важным направлением реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих является непосредственная подготовка к этому офицеров. уже в военных вузах. Данная подготовка уже осуществляется, однако находится в непосредственной зависимости от содержания квалификационных характеристик, разрабатываемых на выпускников по соответствующей специальности. Она организуется в рамках курсов гуманитарных дисциплин, однако в них нет тем, непосредственно посвящённых подготовке курсантов к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Каждая дисциплина даёт свою часть знаний, а также развивает качества личности курсантов, которые необходимы для проведения воспитательной работы с верующими военнослужащими. Именно от организации преподавания учебных дисциплин во многом зависит полнота знаний, навыков и умений, а также развитие качеств личности курсантов, необходимых для успешной реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.

Процессу подготовки курсантов в военно-учебных заведениях к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих присущи следующие недостатки: высокая теоретизация занятий, отсутствие тем, раскрывающих данный аспект, малый объём учебных часов гуманитарных дисциплин, включённых в подготовку, несовершенство её методики и др. - все это отрицательно сказывается на качестве знаний, навыков и умений курсантов, не в полной мере подготавливает их к организации и проведению воспитательной работы.

На расширенном заседании Военного совета РВСН, проведенного 30 января 1996 г. с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, одним из путей устранения данных недостатков было определено создание негосударственных образовательных учреждений дополнительного образования Министерства обороны и Русской православной церкви в качестве факультетов православной культуры при вузах РВСН. В результате, без нарушений действующего законодательства в Ракетных войсках стратегического назначения за сравнительно небольшой срок были созданы условия для подготовки курсантов к воспитательной работе с верующими военнослужащими. При этом не произошло столкновения двух подходов к формированию нравственности:

гуманистического и религиозного. Опыт деятельности факультета православной культуры академии РВСН был одобрен на учебно-методических сборах руководителей кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин военно-учебных заведений Министерства обороны РФ (апрель 2005 г.) и начал воплощаться в жизнь военными академиями и институтами в Москве, Ростове, Орле, Саратове, Новосибирске, Ярославле и других вузах силовых ведомств [9].

В рамках созданной при вузах системы дополнительного образования духовно-нравственное формирование личности обучающихся осуществляется на добровольной основе, но не все военные вузы осуществляют дополнительную подготовку курсантов к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.

Реализация потенциала религии даёт организационную и содержательную основу развития воспитания военнослужащих, и эффективность её определяется тем, что более 70 % военнослужащих определяют себя верующими [2]. Данные изменения при правильной их организации и реализации обеспечат обновление воспитания военнослужащих в целом, а также усилят ценностные основы содержания таких направлений воспитания, как государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое и экологическое. Вводимые изменения не противоречат осуществляемой системе воспитания, кроме того, они являются реализацией приоритетных направлений совершенствования воспитательной работы, которые определены в «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» [10].

Анализ практики свидетельствует, что в Вооружённых Силах накоплен определенный опыт по использованию потенциала религии в воспитании военнослужащих, но он носит частный характер и не систематизирован. Руководство Вооружённых Сил России считает, что организация и умелое использование потенциала религии в процессе воспитания военнослужащих позволит повысить эффективность работы командования, развить у военнослужащих не только высокую духовность и нравственность, но и другие качества, необходимые для выполнения учебных и боевых задач.

Как показывает практика, органы по работе с верующими военнослужащими с самого начала стали составной частью, гармонично влились в структуру органов по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ. При этом начальник Главного управления по работе с личным составом Вооруженных

Сил Российской Федерации С. В. Чварков на II сборах штатного военного духовенства высоко оценил их деятельность, указав на то, что учреждение института военного духовенства в армии и на флоте заставляет переосмыслить многие аспекты работы с личным составом Вооруженных Сил РФ. При этом он указал на то, что деятельность всей структуры органов по работе с верующими военнослужащими обращена к сфере, которой мы в воспитании военнослужащих долгие десятилетия не касались. Речь идет о самых фундаментальных мотивационных основах жизни и деятельности военнослужащих, о побудительных причинах их поступков, которые они совершают и могут совершать, особенно в экстремальных условиях военной службы, в условиях опасности для здоровья и риска для жизни [11].

Таким образом, потенциал религии в воспитании военнослужащих направлен на повышение эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению; формирование способности выдерживать высокие моральнопсихологические нагрузки, осуществлять профессиональное

самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения.

Среди трудностей при достижении данной цели необходимо отметить:

- слабую теоретическую разработанность реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих;

- изложение в руководящих документах данного процесса без раскрытия средств, форм и методов его применения;

- отсутствие четких обязанностей должностных лиц к рассматриваемому процессу в приказах и уставах;

- низкую эффективность подготовки офицеров к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.

* * *

1. Армия и религия: информационное пособие-справочник для офицеров частей и кораблей о религии и воинской службе. М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации, 1994.

2. В Минобороны создано управление по работе с верующими военнослужащими

[Электронный ресурс] // NEWSru.com [сайт]. URL:

http://www.newsru.com/religy/16apr2010/minoborony. html (дата обращения: 24.05.2012).

3. Гаврилов Ю. Солдатам нашли пастыря // Российская газета. 2010. 26 окт.

4. Действовать активнее [Электронный ресурс] // Вестник военного и морского духовентства

[Интернет-журнал]. иИЬ : http://kapellan.ru/dejstvovat-aktivnee/ (дата обращения:

24.05.2012).

5. Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и её Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития: дис. ... канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1997. Машинопись.

6. Долинин А. Церковь армии союзница // Красная звезда. 2001. 20 окт.

7. Дубограй Е.В. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации // Социологические исследования. 2010. № 5. С. 76-81.

8. Дубограй Е.В. Религиозность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: состояние, структура, динамика и современная практика учета в военносоциальном управлении: дис. ... канд. социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2008. Машинопись

9. Захаров В.Л. О духовных основах военного образования офицерских кадров и основах

военного образования духовенства, окормляющего военнослужащих в воинских частях и военных гарнизонах: доклад [Электронный ресурс] // Победа.ги [сайт]. URL :

http://www.pobeda.ru/content/view/5681 (дата обращения: 24.05.2012).

10. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации: приказ министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. №70. Доступ из справочноправовой системы «Консультант-Плюс». иИЬ : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=EXP;n=526227;dst=0;ts=3D1A630974A54E78B67D2A0CE2D852F6. (дата обращения: 24.05.2012).

11. Роль военных священников в духовном просвещении и нравственном воспитании военнослужащих: из выступления начальника Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации Сергея Васильевича Чваркова на II сборах штатного военного духовенства (24 января 2012 г.) [Электронный ресурс] // Вестник военного и морского духовентства [Интернет-журнал]. URL: http://kapellan.ru/rol-voennyx-svyashhennikov-v-duxovnom-prosveshhenii-i-nravstvennom-vospitanii-voennosluzhashhix/

(дата обращения: 24.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.