Шутько Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации,
г. Москва.
123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14. Тел. (495) 684-13-77. Е-mail: [email protected]
Д.В. Шутько
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одним из последствий смены общественно-политического строя в нашей стране в начале 90-х гг. ХХ в. стал переход от ограничения государством деятельности религиозных организаций к свободе вероисповедания, который сопровождался возрастающим интересом к религии, её традициям, праздникам, обрядам и роли в истории. Данный процесс затронул и Вооруженные Силы. Именно тогда стали устанавливаться первые контакты духовного руководства Русской православной церкви (РПЦ) с представителями органов военного управления различного уровня1.
Усиливающееся влияние религии на сознание военнослужащих вызвало необходимость изучения мировоззренческих ориентаций военнослужащих. Анализ динамики религиозной самоидентификации военнослужащих за последние десятилетия показывает устойчивую тенденцию к увеличению количества военнослужащих, считающих себя религиозными, и уменьшению числа колеблющихся и в то же время тех, кто не верит в Бога [8, с. 8]. При этом количество военнослужащих, считающих себя верующими, увеличилось до 34% в сравнении с 25% в 1991 г. Подобный рост отмечается среди всех категорий
1 Одной из таких первых важных встреч, когда произошел обмен мнениями по широкому кругу вопросов, поиск общих интересов и точек соприкосновения, стала проведенная в 1992 г. совместная научно-практическая конференция в Военной академии Генерального штаба, положившая начало ставшим традиционными ежегодным конференциям «Церковь и армия». -Д.Ш.
военнослужащих. К числу верующих относит себя каждый четвертый офицер и около 40% опрошенных военнослужащих по призыву и курсантов [7, с. 76-81].
Заметное повышение интереса к религии объясняется не только большей свободой в духовной жизни, но и создавшимися в этот период неблагоприятными для военнослужащих социальными условиями: участием войск в боевых действиях в горячих точках, все возрастающим грузом социально-экономических и бытовых проблем, утратой частью людей жизненных ориентиров [5, с. 54].
В реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих важно учитывать уровень его законодательного закрепления, однако анализ руководящих документов свидетельствует о его недостаточной разработанности. Основы взаимоотношения с религиозными объединениями и учет религиозности военнослужащих строились на положениях Конституции РФ, федеральных законов РФ «Об обороне» (1992), «О воинской обязанности и военной службе» (1993), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997), «О статусе военнослужащего» (1998). При этом сложный комплекс вопросов реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих определялся лишь общими требованиями в таких документах, как общевоинские уставы, приказы министра обороны РФ «Об организации воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» от 1992 г. №16), «О мерах по исполнению в армии и на флоте закона РФ «О статусе военнослужащих» от 1993 г. № 50, «Об органах воспитательной работы» от 1995 г. № 226, «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 1995 г. №235, а после их отмены приказами «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11.03.2004 г. № 70, «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 28.02.2005 г. №79, «Об организации общественногосударственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации от 12.05.2005 г. №170» и другими подзаконными нормативными актами органов военного управления. Анализ перечисленных документов позволяет утверждать, что учет особенностей работы с верующими военнослужащими на уровне руководящих документов в Вооруженных Силах представлен в виде общих положений, которых необходимо придерживаться независимо от
процессуального компонента, его средств, форм и методов реализации. Слабая законодательная основа и недостаточность практики воспитания
военнослужащих обусловили организацию взаимодействия с религиозными объединениями ещё до официального решения вопроса по формированию института военного духовенства. Многие командиры частей и соединений самостоятельно пошли на подобный шаг.
В марте 1994 г. была проведена встреча министра обороны РФ с Патриархом Московским и всея Руси, на которой было подписано «Совместное заявление о взаимодействии Министерства обороны с Русской православной церковью», где были продекларированы три основные цели взаимодействия: укрепление духовно-нравственных начал жизни российского воинства, расширение возможности для реализации прав верующих военнослужащих и помощь в разрешении насущных проблем Вооруженных Сил России и Русской православной церкви1 [1, с. 115 - 117].
21 апреля 1994 г. явилось постановление синода Русской православной церкви, в котором сотрудничество с армией определялось одним из важнейших направлений служения церкви, и на Архиерейском Соборе РПЦ, состоявшемся 29 ноября - 2 декабря 1994 г., было принято решение о создании специального синодального отдела, занятого взаимодействием с Вооружёнными Силами и правоохранительными структурами. Такой отдел был создан 18 июля 1995 г. Основными направлениями его работы являются: представление Русской православной церкви в ее отношениях с руководством и различными структурами Вооруженных Сил, координация взаимодействия по реализации соглашений и программ церковно-армейского сотрудничества, забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, православная миссия среди военнослужащих, оказание практической помощи командованию и воинским структурам в реформировании ВС РФ, участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках Дней воинской славы России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях, происходящих в Вооруженных Силах [6].
Исходя из решаемых в ходе взаимодействия задач, основными элементами системы взаимодействия в Вооруженных Силах стали органы воспитательной
1 В течение 1995 г. еще четыре силовых ведомства (МВД, ФПС, МЧС и ФАПСИ) подписали аналогичные заявления. - Д.Ш.
работы. С 1994 г. в Главном управлении воспитательной работы Министерства обороны РФ работает группа по связям с религиозными объединениями (с 1999 г. - группа по связям с общественными объединениями).
Воспитательные органы Министерства обороны РФ в своей работе стали больше опираться на историю и культурные богатства мировых религий. Офицеры стали осваивать положительный опыт церкви в оказании психологической и социальной помощи военнослужащим. Для реализации «Соглашения о сотрудничестве» 1997 г. был создан Центральный координационный совет и Координационные комитеты и группы в военных округах и на флотах [5, с. 129].
В Управлениях воспитательной работы видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, флотов, некоторых армий введены должности офицера по связям с государственными органами, общественными организациями и религиозными объединениями. В соединениях, частях и на кораблях взаимодействие организуют командиры и их заместители по воспитательной работе, иногда через офицеров, желающих осуществлять эту деятельность.
В свою очередь, во всех епархиях Русской православной церкви назначены ответственные за церковно-армейское взаимодействие клирики, а в ряде епархий созданы отделы по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Для работы с военнослужащими и членами их семей в воинских частях и гарнизонах подбираются опытные священнослужители близлежащих приходов и катехизаторы-миряне, как правило, знающие армейскую и флотскую среду, быт военных.
В мае 2003 г. в результате взаимодействия с Советом муфтиев России (СМР) был подписан протокол о намерениях сотрудничества между СМР и Управлением воспитательной работы сухопутных войск.
В целях реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих в войсках распространялись специальные памятки «Командиру о правах верующих военнослужащих», «Основы пасторского служения в войсках» изданная под редакцией начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ Н.И. Резника, «Методические рекомендации по работе с военнослужащими-мусульманами» разработанные С.А. Григорян, С.А. Мельковым, А.Н. Перенджиевым, а также при поддержке Совета муфтиев России, «Основы
православного христианского воспитания» подготовленные А.А. Лукьянцом и др.1 Кроме того, вопросы взаимодействия обсуждались на семинарах и находили отражение в периодических изданиях и сайтах религиозных объединений.
В июле 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев поддержал предложение глав основных религиозных конфессий России о введении в Вооружённых Силах института военных священников. На встрече с участниками Архиерейского собора Русской православной церкви сообщил о введении в Министерстве обороны 249 должностей специалистов по работе с верующими-военнослужащими [4]. На основе данного решения создаются условия совершенствования воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии.
В 2010 г. в структуре Министерства обороны создано управление по работе с верующими военнослужащими, его начальником назначен Б.М. Лукичев [3]. Управление должно руководить институтом священнослужителей в армии и на флоте, и ориентироваться не только на духовное окормление православного воинства, но и на пастырскую помощь солдатам-мусульманам, иудеям, приверженцам иных традиционных религий.
24 января 2010 г. министр обороны утвердил «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации». В положении указывается, что основная деятельность военного духовенства направлена на проведение религиозных обрядов и церемоний с военнослужащими при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания; проведение духовно-просветительской работы с военнослужащими; содействие командирам в проведении мероприятий по профилактике правонарушений и суицидальных происшествий; участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих; оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении. Однако положение по организации работы с верующими военнослужащими направлено только на работу военного
1 В течение 1992 - 1993 гг. протестантские религиозные объединения бесплатно передали Вооруженным Силам 55 тыс. экземпляров книг «Новый завет», 1500 экземпляров «Библий», значительное количество «Евангелия» карманного формата. Вся эта духовная литература была направлена в библиотеки Домов офицеров, солдатских клубов войсковых частей, учреждений и военно-учебных заведений. - Д.Ш.
духовенства, несмотря на то, что в этой деятельности большое значение имеет комплексный и системный подход.
Важным направлением реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих является непосредственная подготовка к этому офицеров. уже в военных вузах. Данная подготовка уже осуществляется, однако находится в непосредственной зависимости от содержания квалификационных характеристик, разрабатываемых на выпускников по соответствующей специальности. Она организуется в рамках курсов гуманитарных дисциплин, однако в них нет тем, непосредственно посвящённых подготовке курсантов к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Каждая дисциплина даёт свою часть знаний, а также развивает качества личности курсантов, которые необходимы для проведения воспитательной работы с верующими военнослужащими. Именно от организации преподавания учебных дисциплин во многом зависит полнота знаний, навыков и умений, а также развитие качеств личности курсантов, необходимых для успешной реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.
Процессу подготовки курсантов в военно-учебных заведениях к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих присущи следующие недостатки: высокая теоретизация занятий, отсутствие тем, раскрывающих данный аспект, малый объём учебных часов гуманитарных дисциплин, включённых в подготовку, несовершенство её методики и др. - все это отрицательно сказывается на качестве знаний, навыков и умений курсантов, не в полной мере подготавливает их к организации и проведению воспитательной работы.
На расширенном заседании Военного совета РВСН, проведенного 30 января 1996 г. с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, одним из путей устранения данных недостатков было определено создание негосударственных образовательных учреждений дополнительного образования Министерства обороны и Русской православной церкви в качестве факультетов православной культуры при вузах РВСН. В результате, без нарушений действующего законодательства в Ракетных войсках стратегического назначения за сравнительно небольшой срок были созданы условия для подготовки курсантов к воспитательной работе с верующими военнослужащими. При этом не произошло столкновения двух подходов к формированию нравственности:
гуманистического и религиозного. Опыт деятельности факультета православной культуры академии РВСН был одобрен на учебно-методических сборах руководителей кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин военно-учебных заведений Министерства обороны РФ (апрель 2005 г.) и начал воплощаться в жизнь военными академиями и институтами в Москве, Ростове, Орле, Саратове, Новосибирске, Ярославле и других вузах силовых ведомств [9].
В рамках созданной при вузах системы дополнительного образования духовно-нравственное формирование личности обучающихся осуществляется на добровольной основе, но не все военные вузы осуществляют дополнительную подготовку курсантов к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.
Реализация потенциала религии даёт организационную и содержательную основу развития воспитания военнослужащих, и эффективность её определяется тем, что более 70 % военнослужащих определяют себя верующими [2]. Данные изменения при правильной их организации и реализации обеспечат обновление воспитания военнослужащих в целом, а также усилят ценностные основы содержания таких направлений воспитания, как государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое и экологическое. Вводимые изменения не противоречат осуществляемой системе воспитания, кроме того, они являются реализацией приоритетных направлений совершенствования воспитательной работы, которые определены в «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» [10].
Анализ практики свидетельствует, что в Вооружённых Силах накоплен определенный опыт по использованию потенциала религии в воспитании военнослужащих, но он носит частный характер и не систематизирован. Руководство Вооружённых Сил России считает, что организация и умелое использование потенциала религии в процессе воспитания военнослужащих позволит повысить эффективность работы командования, развить у военнослужащих не только высокую духовность и нравственность, но и другие качества, необходимые для выполнения учебных и боевых задач.
Как показывает практика, органы по работе с верующими военнослужащими с самого начала стали составной частью, гармонично влились в структуру органов по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ. При этом начальник Главного управления по работе с личным составом Вооруженных
Сил Российской Федерации С. В. Чварков на II сборах штатного военного духовенства высоко оценил их деятельность, указав на то, что учреждение института военного духовенства в армии и на флоте заставляет переосмыслить многие аспекты работы с личным составом Вооруженных Сил РФ. При этом он указал на то, что деятельность всей структуры органов по работе с верующими военнослужащими обращена к сфере, которой мы в воспитании военнослужащих долгие десятилетия не касались. Речь идет о самых фундаментальных мотивационных основах жизни и деятельности военнослужащих, о побудительных причинах их поступков, которые они совершают и могут совершать, особенно в экстремальных условиях военной службы, в условиях опасности для здоровья и риска для жизни [11].
Таким образом, потенциал религии в воспитании военнослужащих направлен на повышение эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению; формирование способности выдерживать высокие моральнопсихологические нагрузки, осуществлять профессиональное
самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения.
Среди трудностей при достижении данной цели необходимо отметить:
- слабую теоретическую разработанность реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих;
- изложение в руководящих документах данного процесса без раскрытия средств, форм и методов его применения;
- отсутствие четких обязанностей должностных лиц к рассматриваемому процессу в приказах и уставах;
- низкую эффективность подготовки офицеров к реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих.
* * *
1. Армия и религия: информационное пособие-справочник для офицеров частей и кораблей о религии и воинской службе. М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации, 1994.
2. В Минобороны создано управление по работе с верующими военнослужащими
[Электронный ресурс] // NEWSru.com [сайт]. URL:
http://www.newsru.com/religy/16apr2010/minoborony. html (дата обращения: 24.05.2012).
3. Гаврилов Ю. Солдатам нашли пастыря // Российская газета. 2010. 26 окт.
4. Действовать активнее [Электронный ресурс] // Вестник военного и морского духовентства
[Интернет-журнал]. иИЬ : http://kapellan.ru/dejstvovat-aktivnee/ (дата обращения:
24.05.2012).
5. Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и её Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития: дис. ... канд. филос. наук. М.: Воен. ун-т, 1997. Машинопись.
6. Долинин А. Церковь армии союзница // Красная звезда. 2001. 20 окт.
7. Дубограй Е.В. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации // Социологические исследования. 2010. № 5. С. 76-81.
8. Дубограй Е.В. Религиозность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: состояние, структура, динамика и современная практика учета в военносоциальном управлении: дис. ... канд. социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2008. Машинопись
9. Захаров В.Л. О духовных основах военного образования офицерских кадров и основах
военного образования духовенства, окормляющего военнослужащих в воинских частях и военных гарнизонах: доклад [Электронный ресурс] // Победа.ги [сайт]. URL :
http://www.pobeda.ru/content/view/5681 (дата обращения: 24.05.2012).
10. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации: приказ министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. №70. Доступ из справочноправовой системы «Консультант-Плюс». иИЬ : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=EXP;n=526227;dst=0;ts=3D1A630974A54E78B67D2A0CE2D852F6. (дата обращения: 24.05.2012).
11. Роль военных священников в духовном просвещении и нравственном воспитании военнослужащих: из выступления начальника Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации Сергея Васильевича Чваркова на II сборах штатного военного духовенства (24 января 2012 г.) [Электронный ресурс] // Вестник военного и морского духовентства [Интернет-журнал]. URL: http://kapellan.ru/rol-voennyx-svyashhennikov-v-duxovnom-prosveshhenii-i-nravstvennom-vospitanii-voennosluzhashhix/
(дата обращения: 24.05.2012).