Научная статья на тему 'Пастырское служение духовенства Хабаровской епархии в воинских формированиях и правоохранительных учреждениях 1994-2010 гг'

Пастырское служение духовенства Хабаровской епархии в воинских формированиях и правоохранительных учреждениях 1994-2010 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РПЦ / ХАБАРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / АРХИЕРЕЙ / ROC (RUSSIAN ORTHODOX CHURCH) / KHABAROVSK DIOCESE / ARMED FORCES / LAW ENFORCEMENT ESTABLISHMENTS / MILITARY CLERGY / BISHOP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селезнев Олег Витальевич

В статье на основе архивных материалов Хабаровского епархиального управления анализируется миссионерская работа и пастырское служение духовенства в воинских формированиях и правоохранительных учреждениях в условиях после смены общественно-политической парадигмы в 1991 г. Раскрыты социальные предпосылки, положившие начало процесса возрождения института военного духовенства в силовых структурах. Оценивается вклад православных священнослужителей в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов и гуманизации военной службы. Рассматривается процесс формирования в структуре епархиального управления органов по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями в Хабаровском крае. Отдельно анализируются особенности взаимоотношений Хабаровской епархии и Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московской Патриархии в сфере реализации политики Русской Православной 309 Церкви в области военно-религиозных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pastoral Ministry of Clergy of the Khabarovsk Diocese in Military Formations and Law-Enforcement Establishments of 1994-2010

The article analyzes the missionary work and pastoral ministry of the clergy in military formations and law enforcement institutions on the basis of archival materials of the Khabarovsk diocesan administration in the conditions after the change of the socio-political paradigm in 1991. The social preconditions that initiated the revival of the institution of military clergy in the power structures are revealed. The contribution of orthodox clergymen in the spiritual and moral education of military men and employees of law enforcement bodies and military service humanization is estimated. The article considers the process of formation in the structure of eparchial ministry of bodies on interaction with armed forces and law-enforcement establishments in Khabarovsk territory. Features of mutual relations of the Khabarovsk diocese and Synod department on interaction with armed forces and law-enforcement establishments of the Moscow Patriarchy in the sphere of realization of the Russian Orthodox Church policy are separately analyzed in the field of military religious relations.

Текст научной работы на тему «Пастырское служение духовенства Хабаровской епархии в воинских формированиях и правоохранительных учреждениях 1994-2010 гг»

УДК 94/47+271.2 ББК 63.3(2Рос-4)

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ В ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1994-2010 ГГ.

I О.В. Селезнев

Аннотация. В статье на основе архивных материалов Хабаровского епархиального управления анализируется миссионерская работа и пастырское служение духовенства в воинских формированиях и правоохранительных учреждениях в условиях после смены общественно-политической парадигмы в 1991 г. Раскрыты социальные предпосылки, положившие начало процесса возрождения института военного духовенства в силовых структурах. Оценивается вклад православных священнослужителей в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов и гуманизации военной службы. Рассматривается процесс формирования в структуре епархиального управления органов по взаимодействию c вооруженными силами и правоохранительными учреждениями в Хабаровском крае. Отдельно анализируются особенности взаимоотношений Хабаровской епархии и Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московской Патриархии в сфере реализации политики Русской Православной 309 Церкви в области военно-религиозных отношений.

Ключевые слова: РПЦ, Хабаровская епархия, Вооруженные силы, правоохранительные учреждения, военное духовенство, архиерей.

PASTORAL MINISTRY OF CLERGY OF THE KHABAROVSK DIOCESE IN MILITARY FORMATIONS AND LAW-ENFORCEMENT ESTABLISHMENTS OF 1994-2010

I O.V. Seleznev

Abstract. The article analyzes the missionary work and pastoral ministry of the clergy in military formations and law enforcement institutions on the basis of archival materials of the Khabarovsk diocesan administration in the conditions after the change of the socio-political paradigm in 1991. The

social preconditions that initiated the revival of the institution of military clergy in the power structures are revealed. The contribution of orthodox clergymen in the spiritual and moral education of military men and employees of law enforcement bodies and military service humanization is estimated. The article considers the process of formation in the structure of epar-chial ministry of bodies on interaction with armed forces and law-enforcement establishments in Khabarovsk territory. Features of mutual relations of the Khabarovsk diocese and Synod department on interaction with armed forces and law-enforcement establishments of the Moscow Patriarchy in the sphere of realization of the Russian Orthodox Church policy are separately analyzed in the field of military — religious relations.

Keywords: ROC (Russian Orthodox Church), Khabarovsk diocese, Armed forces, law enforcement establishments, military clergy, the bishop.

310

Соработничество Русской Православной Церкви (РПЦ) с силовыми структурами имеет многовековую историю совместного служения на благо государства Российского. Православное духовенство всегда заботилось о нравственном и духовном состоянии военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, ибо исполнение воинского и служебного долга требует самопожертвования во имя интересов других, что соответствует евангельским словам — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [1, с. 436]. В конце первого десятилетия XXI века в сфере военно-конфессиональных отношений произошли заметные изменения. В 2009 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым было внесено предложение, поддержанное представителями традиционных религий, о воссоздании в структуре Вооруженных Сил института военного духовенства. Впоследствии подобные инициативы поступили от руководителей других государственных структур, где предусмо-

трена военная и правоохранительная служба. В связи с этим перед Московским Патриархатом открылись большие перспективы в распространении христианской проповеди и преодолении искусственно созданных препятствий в деле возвращения российского воинства к православным традициям служения Отечеству. В то же время проблема цер-ковно-государственных взаимоотношений, в том числе по вопросам нравственного воспитания военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, вызывает противоречивые отклики в современном обществе. Дать объективную оценку политике государства в военно-религиозной сфере и выявить ее основания возможно, обратившись к опыту пастырского попечения над военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов клиром Хабаровской епархии с 1994 по 2010 гг.

В советский период воспитательная работа в Вооруженных Силах, органах МВД и КГБ СССР была возложена на партийные и комсомольские организации. Основами

ЕК

духовного воспитания были атеистическое мировоззрение, вера в непогрешимость руководства СССР и КПСС, беззаветная преданность Родине. Данная система показала свою высокую эффективность в условиях социалистического строя. Вместе с распадом в 1991 г. Советского Союза прежние нравственные идеалы оказались разрушенными, а новые не сформировались, в сознании людей образовался духовный вакуум, свойственный и силовым структурам как органической части российского общества. Потрясение духовно-нравственных устоев повлекло к распространению в воинских коллективах и системе правоохранительных органов таких негативных явлений, как неуставные отношения, уклонение от прохождения военной службы, в том числе и по религиозным мотивам, дезертирство, превышение власти, злоупотребление служебным положением, взяточничество и др. [2, с. 1].

Ввиду указанных причин государство в лице силовых ведомств вынуждено было начать диалог с высшими церковными иерархами Московского Патриархата по вопросам духовно-нравственного воспитания личного состава. В 1994 г. были сделаны заявления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и министра обороны генерала армии П.С. Грачева, а также министра внутренних дел генерала армии Е.Ф. Ерина, которые положили начало сотрудничеству Церкви и силовых ведомств [3, с. 13]. Священноначалием РПЦ миссионерская работа в воинских формированиях сравнивалась с апостольским служением. «Ни школа, ни высшее учебное

заведение не предоставляют возможности для обращения к обществу в целом. Именно это раздвигает рамки проповеди священника далеко за пределы воинской части. Это слово ко всей стране о патриотизме, исторических, духовно-нравственных вековых ценностях России» [4, с. 12]. В соответствии с подписанными заявлениями в епархии РПЦ были направлены указания от имени Патриарха Алексия II, в которых архиереям рекомендовалось организовать на их уровне взаимодействие с Вооруженными Силами и содействовать органам власти в проведении призыва на военную службу, через беседы с призывниками, раскрывая им традиционное учение Церкви о высоком долге защитника Отечества [5, с. 1].

29 июня 1994 г. в Хабаровске было проведено региональное совместное совещание по вопросам взаимного сотрудничества командования Краснознаменного Дальневосточного военного округа (ДВО), Администрации Хабаровского края и архиереев РПЦ на Дальнем Востоке „ц России. В ходе совещания был разра- 311 ботан и принят план совместной работы по претворению в жизнь задач возрождения традиций верного служения Отечеству, развития сотрудничества в интересах социальной защиты военнослужащих и их семей, участников локальных военных конфликтов, сохранению достойной памяти павших воинов. Для взаимодействия между воинскими формированиями и церковной иерархией в дальневосточном регионе был создан Координационный комитет, сопредседателями которого были избраны: Преосвященный Иннокентий (Васильев) епископ Хабаровский и Приа-

312

мурский и заместитель командующего ДВО генерал-лейтенант В.А. Овчаров. Участники совещания приняли решение об активном использовании культурно-просветительских учреждений войск (домов офицеров, гарнизонных клубов, музеев) для проведения совместных с религиозными объединениями мероприятий. Начальникам гарнизонов, командирам соединений рекомендовалось оказывать всяческое содействие православным священнослужителям в организации пастырских посещений верующих военнослужащих при проведении духовно-нравственных и просветительских бесед. В соответствии с действующим законодательством дальневосточным епархиальным структурам РПЦ были возвращены и переданы здание бывшего женского монастыря в Уссурийске (Приморский край) и пустующий военный городок № 16 в поселке Анива (Сахалинская область) [2, с. 1-2]. Результаты проведенной в Хабаровске совместной конференции были положительно оценены Святейшим Патриархом Алексеем II, который рекомендовал архиереям, епархии которых расположены на территории России, воспользоваться опытом сотрудничества Преосвященного Иннокентия с военными [там же, с. 15].

Совместные заявления руководителей силовых ведомств и церковных иерархов, как на федеральном, так и на краевом уровне, способствовали тому, что в адрес Хабаровского епархиального управления систематически начали поступать просьбы как от воинских коллективов, так и отдельных старших офицеров об оказании помощи в воспитательной работе с личным составом. Как прави-

ло, священнослужителей приглашали для проведения бесед с военнослужащими срочной службы и курсантами ведомственных вузов в целях профилактики неуставных отношений между ними. Помимо этого, направлялись прошения со стороны командиров воинских частей о разъяснении военнослужащим основ православного вероучения, особенно относительно последствий попыток суицида, и официальной позиции Церкви в отношении самоубийц. О том, насколько было распространено это явление, свидетельствует письмо Командующего войсками Дальневосточного военного округа Героя России генерал-полковника В. Булгакова, в котором он выражал признательность архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку (Тужикову), сменившему в 1995 г. епископа Иннокентия, за большой вклад в воспитании воинов-дальневосточников, а также просил и в дальнейшем оказывать методическую и практическую помощь в профилактике случаев суицида [6].

За моральной поддержкой к епархии обращалось и руководство правоохранительных ведомств в Хабаровском крае. Клирики епархии служили молебны, воодушевляя подразделения МВД, ФСБ и ФСИН России, убывающие в служебные командировки в Северо-Кавказский регион. Данные требы были важны для укрепления боевого духа сотрудников и военнослужащих, которым предстояло столкнуться с противником, прошедшим идеологическую и религиозную обработку у проповедников радикального ислама. Важность данного направления церковного служения особо отмечал Патри-

арх Алексий II в своем письме к епископату, где просил не оставлять без духовного окормления подразделения Внутренних Войск, милиции, ОМОН, формируемых на канонической территории епархий и направляемых в состав федеральных сил в Чечню и другие районы военных конфликтов [7, с. 1]. Кроме того, по благословению правящего архиерея Марка (Тужикова) в храмах Хабаровской епархии объявлялись сборы пожертвований на нужды военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, командированных на Северный Кавказ.

В целях плодотворного сотрудничества с силовыми ведомствами и координации деятельности духовенства в структуре Хабаровского епархиального управления по благословению архиепископа Марка был создан отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами, первым руководителем которого был назначен иеромонах Ферапонт (Орлов). В составе отдела в 2007 г. были образованы сектор по работе с Вооруженными Силами и сектор по работе с правоохранительными органами.

Взаимодействие с воинскими формированиями осуществлялось на основе соглашений о сотрудничестве, подписанных в 2005 г. между епархией и Хабаровским пограничным институтом ФСБ России, 11-й Армией ВВС и ПВО, а также Совгаван-ским военно-морским районом в 2006 г. [8, с. 2]. В соответствии с докладом Патриарха Московского и всея Руси Алексия на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ, приоритетным направлением деятельности Церкви в этой области стало создание стационарных и походных хра-

Рис. 1. Командующий войсками Дальневосточного военного округа Герой России генерал-полковник В.В. Булгакова и Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков)

мов, распространение духовной литературы, пастырское служение в гарнизонах, на кораблях и пограничных заставах, среди военнослужащих, осуществлявших воинский долг в «горячих точках» [9, с. 42]. В период с 2000 по 2010 гг. в местах дислокации воинских подразделений и правоохранительных учреждений были построены и освящены: часовня в честь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина (Дальневосточный региональный центр МЧС), часовня великомученика Георгия Победоносца 3'3 (краевой призывной пункт ДВО), домовой храм великомученика Дмитрия Солунского (окружной учебный центр ДВО), часовня великомученика Георгия Победоносца (база ОМОН УТ МВД России по ДФО). Благодаря наличию собственных храмов, часовен, молитвенных комнат в воинских формированиях деятельность священнослужителей по духовному окормлению военных приобрела более организованный характер, что способствовало достижению неплохих результатов.

Так, только с 2004 по 2008 гг. 1000 военнослужащих приняли Та-

314

инство Святого Крещения, были отслужены десятки молебнов и проведены беседы, совершено несколько Крестных ходов [10, с. 4]. С 5 по 11 марта 2010 г. по приглашению командующего войсками Восточного регионального командования ВВ МВД России генерал-лейтенанта В.М. Стригунова на Северный Кавказ в места прохождения службы военнослужащих — хабаровчан отправилась делегация духовенства во главе с архиепископом Марком [11, с. 1]. Целью данной поездки явилось духовное окормление солдат и офицеров Дальневосточного отряда Специального назначения внутренних войск «Тайфун». За время пребывания в Северо-Кавказском регионе священнослужители посетили не только места дислокации воинов-дальневосточников, но и побывали в воинских частях Российской армии, где проходили службу военнослужащие из других регионов России. В местах пребывания военных служились молебны о здравии и совершались Таинства Крещения и Святого Причастия. Протодиакон Игорь Мельников принимал участие в кон-

Рис. 2. Занятия с военнослужащими 2-го путевого железнодорожного батальона им. Героя Советского Союза мл. сержанта Мирошниченко

цертах ансамбля Внутренних войск, которые давались для военнослужащих [12, с. 6]. С этого времени поездки хабаровских священников в составе армейских подразделений, сводных отрядов МВД, ФСИН России стали одной из форм работы епархиального отдела по взаимодействию с силовыми структурами. Сотрудники отдела был проведен большой объем работы в деле распространения духовной литературы в среде военнослужащих. С 1996 по 1997 гг. были достигнуты договоренности с газетой ДВО «Суворовский натиск» и печатным органом пограничного управления «Дальневосточный пограничник» о выпуске на регулярной основе приложений к указанным изданиям, посвященных православной тематике. Помимо этого, силами Прихода великомученика Георгия Победоносца при содействии профессиональных военных журналистов ежемесячно начала издаваться газета «Христолюбивое воинство Приамурья» с тиражом 900 экземпляров, которая и сейчас распространяется в воинских частях на территории Хабаровского края [там же, с. 3].

Важным направлением в работе сектора с момента его основания стала допризывная подготовка и адаптация молодежи к предстоящей военной службе по призыву. Созданный при военном отделе Православный центр допризывной подготовки «Ратник» на базе прихода святителя Иннокентия Иркутского осуществлял работу по военно-патриотическому воспитанию подростков. Филиалы центра действовали во многих приходах Хабаровской епархии.

Священнослужителями сектора по взаимодействию с Вооруженными

силами прорабатывался вопрос возможного воссоздания института военного духовенства в воинских подразделениях. В связи с этим накапливался и обобщался материал о деятельности военных священников в русской императорской армии и флоте, а также изучалась структура, штатная численность, система подготовки военных капелланов в вооруженных силах США и военно-церковной службе Бундесвера [12, с. 11—26].

Существенной составляющей миссии Хабаровской епархии являлось взаимодействие с подразделениями УВД, ФСИН и ФСКН по Хабаровскому краю, которое осуществлялось сектором по работе с правоохранительными органами Военного отдела Хабаровской епархии. Перед священнослужителями, несшими послушание в данном секторе, были поставлены задачи развития отношений между Церковью и правоохранительными учреждениями, духовно-нравственного просвещения сотрудников и возрождению института тюремного духовенства. Особой сферой пастырской ответственности клириков сектора по работе с правоохранительными органами стало окормление лиц, отбывавших наказание в пенитенциарных учреждениях, их реабилитация и возвращение к полноценной жизни в обществе. «В темнице был, и вы посетили Меня...» — слова из Евангелия, ставшие руководством к действию для священнослужителей и мирян, несших тюремное служение [1, с. 117-118]. По состоянию на 2007 год по данным УФСИН Министерства Юстиции России по Хабаровскому краю на канонической территории Хабаровской епархии функцио-

Рис. 3. Раздача духовной литературы клириками Хабаровской епархии

нировали 10 исправительных колоний и 4 следственных изолятора; общее число лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы, составляло 11 000 человек, из которых более 500 посещали православные храмы и молельные комнаты [13, с. 7]. Пастырская работа в этих учреждениях проводилась с планами и программами, утвержденными епархиальным священноначалием и руководством УФСИН по Хабаровскому краю. Основой сотрудничества епархии с исправительными учреждениями явилась договоренность, достигнутая по этому вопросу, с руководством органов системы исполнения наказаний на краевом уровне. Благодаря этому к 2010 г. во всех исправительных учреждениях были оборудованы молитвенные комнаты или построены храмы, которые окормлялись 11 священнослужителями [14, с. 1]. В ряде случаев храмы возводились по инициативе и силами самих осужденных, как это было в ФБУ ИК-1 строго режима, где на территории жилой зоны был построен храм в честь святой мученицы Анастасии Узорешительницы. Помимо совершения богослужений, Таинств и треб, священнослужители осущест-

315

вляли масштабную миссионерскую и гуманитарную деятельность. Организовывалась переписка осужденных с православными верующими, которые в своих письмах ободряли их. Проводился сбор духовной литературы, одежды, лекарств, средств личной гигиены силами приходов. В исключительных случаях подавались ходатайства о возможном смягчении наказания осужденных.

С момента основания отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Хабаровской епархии находился в двойном подчинении — правящего архиерея и соответствующих структур в составе Московской Патриархии. Священнослужители, в разные годы возглавлявшие работу с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, направляли отчеты о своей деятельности епископу Красногорскому Савве, а затем протоиерею Димитрию Смирнову, возглавлявшим Синодальный отдел по взаимодействию с ... вооруженными силами и правоохра-316 нительными учреждениями [15, с. 1]. В адрес Хабаровской епархии, как и в другие административно-территориальные структуры РПЦ, направлялись подробные инструкции и рекомендации, которыми они должны были руководствоваться в своей деятельности.

Так, давались рекомендации по подбору кандидатов на должности военных священников, определялось, с какой периодичность клирики должны посещать воинские подразделения и исправительные учреждения; тематика проводимых с военнослужащими бесед. По требованию Синодального отдела священ-

нослужители из Хабаровской епархии выезжали на сборы военного духовенства в г. Улан-Удэ (2005 г.) и г. Калининград (2006 г.), где проходили Всероссийские учебно-методические сборы духовенства, взаимодействующего с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В рамках XIV Международных Рождественских чтений в 2005 г. во взаимодействии с Синодальным отделом хабаровские военные священники участвовали в научных конференциях по секциям «Образование офицера и священника. Богословие и наука», «Миссионерская сторона служения военного священника», «Духовность и правопорядок», «Актуальные вопросы служения Церкви в местах лишения свободы» [16, с. 1-3].

Резюмируя вышеизложенное, представляется возможным сделать вывод, что в период с 1994 по 2010 гг. духовенством Хабаровской епархии была проведена серьезная работа в деле пастырского окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. В составе епархиального управления был создан отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, ставший эффективным инструментом реализации политики Московского Патриархата в сфере военно-религиозных отношений на краевом уровне. За годы работы священнослужителей в воинских формированиях и правоохранительных учреждениях в Хабаровском крае был накоплен уникальный опыт, установлены прочные связи с руководством силовых структур, что является благодатной почвой в процессе возрождения ин-

ститута военных священников. В целом, сотрудничество клириков Хабаровской епархии с силовыми структурами, дислоцированными на ее канонической территории, является позитивным примером взаимоотношений между РПЦ и государственными институтами, основанных на глубоких исторических традициях служения церковной и светской власти на благо российского общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новый Завет. — Введенский ставропиги-альный мужской монастырь, 2015. — 1040 с.

2. Материалы совместного совещания Командования Дальневосточного военного округа и иерархов Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке от 29.06.1999 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

3. О встрече Святейшего Патриарха Алексия II и министра обороны П.С. Грачева [Текст] // Журнал Московской Патриархии. — 1994. — № 3. — С. 12-13.

4. Рекомендации епархиальным отделам по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 2003 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

5. Циркулярное письмо Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II руководителям Синодальных учреждений Московского Патриархата. Апрель 1994 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

6. Письмо Командующего войсками Дальневосточного военного округа Героя России генерал-полковника В.В. Булгакова Архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. № 18/702 от 04.06.2007 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

7. Циркулярное письмо Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Епархиальным Преосвященным — Управляющим епархиями на территории Российской

Федерации. № 1096 от 23.03.2000 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

8. Годовой отчет отдела Хабаровской епархии по взаимодействию с силовыми структурами за 2009 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

9. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви [Текст] // Журнал Московской Патриархии. — 2000. — № 9. — С. 16-54.

10. Годовой отчет отдела Хабаровской епархии по взаимодействию с силовыми структурами за 2008 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

11. Прошение о направлении представителей Хабаровской епархии в Республику Дагестан Командующего войсками Восточного округа ВВ МВД России генерал-лейтенанта В.Н. Стригунова Архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. № 14/239 от 03.02.2010 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

12. Годовой отчет отдела Хабаровской епархии по взаимодействию с силовыми структурами за 2010 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

13. Годовой отчет отдела Хабаровской епархии по взаимодействию с силовыми структурами за 2007 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

14. Список священнослужителей, закрепленных за исправительными учреждениями УФСИН России по Хабаровскому краю для духовного окормления осужденных. 16.05.2011 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

15. Запрос Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. № 9 от 20.01.1996 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

16. Информационное письмо о проведении XIV Международных образовательных Чтений от Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. № 507 от 19.12.2005 г. // Архив Хабаровского епархиального управления.

317

REFERENCES

1. Cirkulyarnoe pismo Patriarha Moskovskogo I vseya Rusi Aleksiya II rukovoditelyam Sinodalnyh uchrezhdeniy Moskovskogo Pa-triarhata, April 1994, Archive Khabarovsk-ogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

2. Cirkulyarnoe pismo Patriarha Moskovskogo I vseya Rusi Aleksiya II Eparhialnym Preos-vyaschennym — Upravlyayushim eparhiya-mi na territorii Rossijskoi Federacii, No. 1096, 23.03.2000, Archive Khabarovsk-ogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

3. Doklad Patriarha Moskovskogo I vseya Rusi Aleksiya na Yubileinom Archiereiskom So-bore Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi, Zhurnal Moskovskoi Patriarchii, 2000, No. 9, pp. 1654. (in Russian)

4. Godovoy otchyot otdela po vzaimodeistviju s vooruzhonnymi silami I ispravitelnymi uchrezhdeniyami 2009, Archive Khabarovsk-ogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

5. Godovoy otchyot otdela po vzaimodeistviju s vooruzhonnymi silami I ispravitelnymi uchrezhdeniyami 2009, Archive Khabarovsk-ogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

6. Godovoy otchyot otdela po vzaimodeistviju s vooruzhonnymi silami I ispravitelnymi uchrezhdeniyami 2010, Archive Khabarovsk-ogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

7. Godovoy otchyot otdela po vzaimodeistviju s vooruzhonnymi silami I ispravitelnymi

Jig uchrezhdeniyami 2007, Archive Khabarovsk-ogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

8. Informacionnoe pismo o provedenii XIV Mezhdunarodnyh obrazovatelnyh Chteniy ot Sinodalnogo otdela po vzaimodejstviyu s Vooruzhennymi Silami I pravoohranitelnymi uchrezhdeniyami, No. 507, 19.12.2005, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

9. Materialy sovmestnogo soveschaniya Ro-mandovaniya Dalnevostochnogo voennogo

okruga I ierarhov Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi na Dalnem vostoke, 29.06.1999, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

10. Noviy Zavet, Vvedensky stavropigialny mu-zhskoi monastyr Optina pustyn, 2015. 1040 p. (in Russian)

11. O vstreche Svyateishego Patriarha Moskovskogo I vseya Rusi Aleksiya II I ministra oborony P.S. Gracheva, Zhurnal Moskovskoi Patriarchii, 1994, No. 3, pp. 12-13. (in Russian)

12. Pismo Komanduyuschego voiskami Dalne-vostochnogo voennogo okruga Geroya Ros-sii general-polkovnika V.V. Bulgakova Ar-chiepiskopu Habarovskomu I Priamurskomu Marku, No. 18/702, 04.06.2007, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

13. Proshenie o napravlenii predstaviteley Khabarovskoy eparhii v Respubliku Dagestan Komanduyuschego voiskami Vostoch-nogo okruga VV MVD Rossii general-leit-enanta V.N. Strigunova Archiepiskopu Habarovskomu I Priamurskomu Marku, No. 14/239, 03.02.2010, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

14. Rekomendacii eprhialnym otdelam po vzaimodejstviyu s Vooruzhennymi Silami I pravoohranitelnymi uchrezhdeniyami 2003, Archive Khabarovskogo eparhialnogo up-ravleniya. (in Russian)

15. Spisok svyaschennosluzhiteley, zakreplen-nyh za ispravitelnymi uchrezhdeniyami UF-SIN Rossii po Habarovskomu krayu dlya duhovnogo okormleniya osuzhdennyh, 16.05.2011, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

16. Zapros Sinodalnogo otdela po vzaimodejst-viyu s Vooruzhennymi Silami I pravo-ohranitelnymi uchrezhdeniyami, No. 9, 20.01.1996, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya. (in Russian)

Селезнев Олег Витальевич, учитель истории, гимназия № 3, священник, клирик, храм св.

блгв. князя Александра Невского, Россия, Хабаровск, lady.justice28@yandex.ru SeleznevO.V., History Teacher, Gymnasium № 3, Priest, Cleric, St. Alexander Nevsky Church, Russia, Khabarovsk, lady.justice28@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.