Научная статья на тему 'Клубная идеология современной библиотеки'

Клубная идеология современной библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
608
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ / КЛУБЫ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ / READING / READERS ASSOCIATIONS / CLUBS / SCIENCE FICTION READERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фомина А.А.

Автор работы развивает положение о том, что на содержании и формах деятельности современных общедоступных библиотек должна сказаться назревшая смена парадигм, связанная с переходом от фондоцентричной модели к модели, ориентированной на читателя. При этом читатель принимает активное участие в обновлении библиотечной деятельности. В качестве аргумента приводится практика библиотечных клубов. Автор считает, что видовое разнообразие документов и свободный доступ к информации обогащают культуру читателя. Добровольные объединения сторонников интеллектуального досуга в муниципальной библиотеке являются реальным воплощением её социальной функции, формирующим позитивный образ в социуме. В деятельность библиотечных клубов входит не только чтение, но и интерпретация содержания документа и его видов, демонстрирующая уровень информационной культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фомина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUB IDEOLOGY OF MODERN LIBRARY

The author develops a proposition that the contents and forms of the figure-of-date public libraries should affect overdue changes in the paradigm, associated with the transition from model to model fund-centric, focused on the reader-term. At the same time the reader takes an active part in the renewal of library activities. The author believes that the diversity of documents and access to information enrich the reader's culture. Voluntary association of supporters in the municipal intellectual leisure library is the real embodiment of its social function, forming a positive image in the society. The activities of library clubs is not only reading, but also the interpretation of the contents of documents and determining their types, what demonstrates the level of information culture of the society.

Текст научной работы на тему «Клубная идеология современной библиотеки»

References

1. Nemenskij B.M. Mudrost'krasoty. Moskva: Prosveschenie, 1987.

2. Shackaya V.N. Obschie voprosy 'esteticheskogo vospitaniya v shkole. Muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie detej i yunoshestva. Moskva: Pedagogika, 1975.

3. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1985.

4. Gribkova O.V. Proektirovanie modeli obrazovatel'nogo prostranstva v professional'noj podgotovke pedagoga-muzykanta. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy. 2013.

5. Sokerina I.V. Izuchenie muzykal'noj odarennosti: psihologicheskij aspekt. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; 8: 47 - 48.

6. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 274 - 276.

7. Ukolova L.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov sredstvami horovogo ispolnitel'stva. Pedagogika iskusstva. 2007; 1: 78 - 80.

8. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5). 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 28.01.16

УДК 021.13:028.8

Fomina A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture and Art (Barnaul, Russia),

E-mail: terrarium46@gmail.com

CLUB IDEOLOGY OF MODERN LIBRARY. The author develops a proposition that the contents and forms of the figure-of-date public libraries should affect overdue changes in the paradigm, associated with the transition from model to model fund-centric, focused on the reader-term. At the same time the reader takes an active part in the renewal of library activities. The author believes that the diversity of documents and access to information enrich the reader's culture. Voluntary association of supporters in the municipal intellectual leisure library is the real embodiment of its social function, forming a positive image in the society. The activities of library clubs is not only reading, but also the interpretation of the contents of documents and determining their types, what demonstrates the level of information culture of the society.

Key words: reading, readers associations, clubs, science fiction readers.

А.А. Фомина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: terrarium46@gmail.com

КЛУБНАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Автор работы развивает положение о том, что на содержании и формах деятельности современных общедоступных библиотек должна сказаться назревшая смена парадигм, связанная с переходом от фондоцентричной модели к модели, ориентированной на читателя. При этом читатель принимает активное участие в обновлении библиотечной деятельности. В качестве аргумента приводится практика библиотечных клубов. Автор считает, что видовое разнообразие документов и свободный доступ к информации обогащают культуру читателя. Добровольные объединения сторонников интеллектуального досуга в муниципальной библиотеке являются реальным воплощением её социальной функции, формирующим позитивный образ в социуме. В деятельность библиотечных клубов входит не только чтение, но и интерпретация содержания документа и его видов, демонстрирующая уровень информационной культуры общества.

Ключевые слова: чтение, объединения читателей, клубы любителей фантастики.

Длительное время основной задачей библиотечного обслуживания было доведение книги до читателя. В информационно насыщенных условиях возрастает потребность читателя в коммуникации с себе подобными. Это подтверждает и рост числа клубов любителей фантастики и почитателей книг Д.РР Толки-ена, спровоцированный читательским интересом. Внимание к клубной культуре в муниципальной библиотеке поощряет читательскую активность, а, следовательно, развитие разнообразных объединений и в иных формах.

Библиотековеды ориентируют муниципальную библиотеку на повышение имиджа с помощью клубной активности в глазах власти, т. е. рассматривают её, скорее, частью рекламной кампании библиотеки, чем формой работы с читательским сообществом. Как показывают исследования Т.Б. Ловковой, Ю.П. Ме-лентьевой, Е.Ю. Гениевой, участники подобных объединений получают возможность для самореализации по интересам как садоводы, шахматисты, краеведы, жены и матери. Эту тенденцию подтверждают отчетные материалы библиотек Алтайского края.

Отсутствие партнёрских взаимоотношений между читателем-посетителем и читателем-сотрудником библиотеки, а также игнорирование потенциала читателей - удалённых пользователей, не зарегистрированных в библиотеке, мешает продуктивному решению в таких клубах проблем чтения. Неудивительно, что в обществе сложилось и сохраняется отношение к общедоступной библиотеке, как к социально пассивному хранителю невостребованных фондов. В современных условиях свободного доступа к информации целесообразно обратить большее внимание читательских сообществ, образовавшихся на основе добровольного объединения и склонности (интереса) к определённым жанрам литературы, и исследовать потенциал в интересах интеллектуального развития российского общества.

Объединение для отделения является принципиальной характеристикой феномена клуба как социального и личностно значимого института общения, специфику которого определяют самоорганизация, самоуправление и внутренняя детерминация [1; 2]. Уже в 80-е гг. прошлого века клуб в нашей стране представлял собой синтез организационных форм любительства в виде кружков, секций, групп, коллективов; лекториев, ансамблей, театров, студий, отделений других добровольных обществ [3]. Видный отечественный исследователь европейских традиций В.В. Туев отметил обусловленность мозаичности содержания клубной деятельности, отражающей «все многообразие культуры человеческого общества», общественной жизнью «на каждом конкретно историческом этапе <...> развития» [2].

Нарастающее внимание к реализации социальных функций библиотеки в контексте клубной культуры наглядно подтверждают материалы исследования Т.Б. Ловковой, сопоставившей факты из новейшей истории и современного положения [4].

Культивирование библиотеки в качестве идеологического учреждения в рамках государственно-партийного инструктивно-методического управления способствовало приоритетному развитию во второй половине XX в. молодёжных общественно-политических клубов. Они олицетворяли контрпропагандистскую направленность библиотечной работы и были призваны формировать интерес к общественно-политической литературе, в том числе непосредственно на встречах с авторами и редакциями молодежных изданий. Широкое распространение однотипных клубов, безусловно, ограничивало содержание клубной деятельности библиотек, которое, по сведениям Т.Б. Ловковой, в 70-80-е гг. включало военно-патриотические, литературно-художественные, краеведческие объединения читателей и было, таким образом, довольно разнообразным.

Ведущим фактором формирования клубов того времени явился не только официальный протекционизм, но и инициатива читателей. Последовавшая смена клубов адептов политических еженедельников на литературно-творческие объединения и клубы ветеранов войны и труда наглядно позволяет судить о нарастающем значении именно инициатив и предпочтений, объясняющих, в том числе, и широкое распространение в библиотеках фольклорных, садово-цветоводческих, экологических, физкультурно-оздоровительных клубов.

Позитивно оценивая подобное разнообразие в качестве подтверждения эффективности процесса превращения библиотек «в истинные центры сообщества», исследователи вынуждены признать, что «плотное окружение книг и информационных ресурсов лекциями, выставками, театральными инсценировками» постепенно уступает развивающим кружкам, досуговым мероприятиям, а зачастую - прямым социальным услугам. Пытаясь подчеркнуть библиотечную природу комплексного мероприятия, каким являются разнообразные клубы и объединения наряду с библиотечными вечерами, литературными гостиными и литературными играми, Ю.П. Мелентьева апеллирует к востребованности ими библиотечно-библиографической поддержки. Но и в этом случае клубы охарактеризованы ею не более чем особая форма рекламы библиотеки, позволяющей сделать «её более "видимой"», повышая тем самым рейтинг "в глазах руководства района, области"» [5, с. 101].

Признавая такое изменение содержательной составляющей клубной работы в библиотеках, когда важным становится не предмет обсуждения, а «сам процесс коммуникации», за свершившийся факт, Т.Б. Ловкова считает закономерным преимущественное развитие многочисленных клубов общения пользователей различного возраста, поскольку «именно в общении во многом реализуются все остальные функции клубной деятельности».

Для формирующейся идеологии современных библиотек России немаловажное значение имеют работы Е.Ю. Гение-вой, смоделировавшей представление о библиотеке-центре межкультурной коммуникации, своеобразном экуменическом форуме «встреч и общения культур мира» [6, с. 38]. Укрепление материально-технической базы модернизации библиотеки актуализировало внимание к читателю, выявив угрозы ее человеческому измерению [7]. Е.Ю. Гениевой высказана глубокая уверенность в концентрации библиотечной деятельности именно вокруг книги, творящей «живую среду ее обитания, смыслопорождающую среду, чреватую развитием множества ростков будущего». Однако ее позиции свойственен дуализм. Формировать интерес к гуманитарному знанию, по мнению директора ВГБИЛ, и стать «центрами знаний, могут стать крупные региональные и некоторые федеральные библиотеки, сплачивающие вокруг себя свою профильную фокусную аудиторию - филологов, историков, искусствоведов, юристов». Менее крупным библиотекам отведена роль центров «все более широкого социального профиля с целым рядом неспецифических для традиционной библиотеки задач», где книга <...> занимает <...> не столь большое место, как раньше» [7, с. 11].

Отмечаемый курс на превосходство некнижной деятельности клубов вызывает сомнение специалистов. Чтение и управление им традиционно было частью социально одобренного имиджа библиотеки. По мнению С.А. Басова, она включена в цепочку «государственно-идеологического принуждения: «что писать -что издавать - что читать» [8]. Вместе с тем, нельзя отрицать, что существование в библиотеке клубов социальной тематики может свидетельствовать о развитии гражданской активности посетителей библиотеки, когда «библиотекарь реализует стратегию создания условий для совместной деятельности читателей, предоставляя им возможности формирования собственных групп и объединений по интересам. В этом случае библиотека становится мощным инструментом развития гражданских отношений в социуме» [8].

Дискуссионность клубной идеологии современной библиотеки вполне соответствует духу социальных преобразований, ориентирующих российское общество на активное освоение демократических ценностей. В современный контекст не вписывается пассивность библиотечной аудитории, ощутить присутствие которой позволяют только статистические показатели посещений и книговыдач. Как показывает опыт функционирования клубов любителей фантастики (КЛФ) в XX в., эффективное и долгосрочное объединение поклонников такого камерного вида

увлечения, каким является чтение, возможно в таких условиях когда «уже скучно просто «потреблять» книги и хочется общаться с единомышленниками» [9].

Появившись в студенческой среде в начале шестидесятых годов в Москве, Ленинграде, Вильнюсе и Тбилиси, КЛФ неизменно, начиная с названий объединений, демонстрировали интерес к литературе. Если на заочный клуб, созданный при заводской многотиражке, часто распространялось и название газеты, то самостоятельные КЛФ при выборе имени черпали вдохновение в произведениях античных и современных авторов. В названиях КЛФ встречаются имена богов, героев и фантастических существ из древнегреческих и древнеримских мифов и неизвестных миров литературных произведений; названия планет, созвездий, волшебных артефактов и мифологических наименований привычных российских территорий.

Название часто служило краткой и емкой формулой девиза клуба, не случайно излюбленные и повторяющиеся названия и способны приблизить к логике выбора имени с точки зрения интуитивной концентрации в нем месседжа КЛФ, академично сформулированного в уставе клуба через отражение способов и методов разрешения задач.

Члены КЛФ писали и публиковали для всеобщего внимания на газетных страницах фензимов рецензии, составляли рекомендательные библиографические указатели, популяризировали фантастику на лекциях совместно с региональными отделениями Всероссийского общества книголюбов. Свои мероприятия они приурочивали к досугу жителей заводских общежитий, адресовали лекции школьникам и студентам, не затрагивая при этом учебные программы. Старались создать связи с аудиторией, найти отклик и наладить двухсторонний поток сообщений, стремясь не только говорить, но и слышать.

Программа КЛФ казалась довольно экзотичной для тех, кто видел среди членов клуба только тихих читателей. Массовые мероприятия (дискотеки, фильмовые программы по НФ и приключениям, детские спектакли), переводы, попытки писать НФ и детективы, РТВ, темы НФ и юмор, НФ и искусство, наука и НФ, НЛО, непознанное в психике человека, карта НФ (биографии писателей и художников, их произведения, библиография, слайды с картин) позволяли успешно совмещать чтение и обсуждение литературных произведений с просмотром кинофантастики, вечерами «звёздной» музыки, выпуском стенгазет и организацией книжных выставок [10]. Регулярные встречи любителей фантастики с научными работниками порой «камня на камне не оставляя от фантастических «проектов» членов клуба» [11].

Викторины, просмотры кинофильмов, вечера отдыха (конечно, с фантастическим направлением), сотрудничество с другими клубами над совместными программами, даже конкурсы короткого рассказа, перераставшие региональные рамки, неформально становясь всесоюзными - далеко не исчерпывают обширный список всего, что собственными силами делали КЛФ [11; 12]. Нельзя забывать, что они выстраивали отношения между различными клубами, приглашали авторов произведений, притом не только отечественных, но и зарубежных. Налицо стремление клубов развивать и обогащать восприятие жанра. КЛФ постоянно использовали разные формы в своей работе, искали разнообразные пути и подходы в поиске новых потенциальных партнеров. Безусловно, деятельность среднего КЛФ была менее разнообразной.

К формам общения читателей, пропагандирующим литературу, относится не только мифологизм названий, отсылающий непосредственно к литературному первоисточнику. Используя возможности кино, живописи, музыки, клубы не замыкались на чтении и книге, дав образец творческого сплетения информационных технологий для достижения цели. В новейшее время в западной традиции известно о коммерчески оправданном сращивании потенциала книги и массмедиа - технологии «галстучного узла» (tie in). Культивирование литературного творчества и организация литературной учебы в КЛФ оказали поддержку самодеятельным писателям-дилетантам, привлекая неофитов с помощью конкурсов малых литературных форм, в том числе таких экзотических, как кроссворды и рекомендательные библиографические указатели.

Пытаясь организационно оформить структуру отечественного фендома в виде «Великого кольца», КЛФ на практике создали его в региональных масштабах, развивая филиальную систему клубного представительства, установив связи между клубами с

помощью на ресурсных возможностей журнала «Уральский следопыт», выступившего информационным центром по координации клубной переписки.

Обращение к мультикультурной программе деятельности КЛФ позволяет клубам библиотек успешно решать важнейшие

Библиографический список

задачи культуры «сбережение наследия и созидания нового» [13]. Очевидно, что в таких услугах нуждается «широкий круг людей, разнообразные потребности которых будут находить отклик в работе библиотек в соответствие с вызовами времени» [7, с. 11].

1. Калимуллина Г.Х. Общественные объединения как средство формирования гражданской культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2003.

2. Туев В.В. Влияние русской культуры на быт и традиции коренного населения Южной Сибири В XVII-XIX вв. Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1998.

3. Положение о детском (подростковом) клубе профсоюзов: постановление ЦК профсоюзов, 10 апр. 1986 г. Available at: http://www. knukim-edu.kiev.ua/download/ZakonySSSR/data02/tex12377.htm

4. Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие. Москва: Либерея-Бибинформ, 2009.

5. Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник. Москва: ФАИР, 2006.

6. Гениева Е.Ю. Трудная дорога к храму: судьбы российских библиотек на рубеже веков. Москва: Текст, 2004.

7. Гениева Е.Ю. Библиотека как институт модернизации. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/genieva.pdf

8. Басов С.А. Институты гражданского общества в библиотечной сфере: теоретико-методологические аспекты. Ст. 1: Гражданская составляющая библиотечной деятельности. Available at: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&-year=2010&num=5&art=1

9. Фэндом и его обитатели. (КЛФ г. Нижний Новгород, 1991 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/lifanov_2.htm

10. Мякота В. Уважаемые коллеги! (КЛФ г. Горловка, 1984 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_gorlovka_5.htm

11. Немиров В. Есть «Контакт»! (КЛФ г. Новокузнецк, 1984 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_novokuz_10.htm

12. Беседа с В. Карабаевым. (КЛФ г. Уфа, 1984 г.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_ufa_12.htm

13. Дондурей Д., Серебренников К. В поисках сложного человека. Российская газета. 2009; 7 окт.; № 5012 (188).

References

1. Kalimullina G.H. Obschestvennye ob'edineniya kaksredstvo formirovaniya grazhdanskojkul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2003.

2. Tuev V.V. Vliyanie russkoj kul'tury na byt i tradicii korennogo naseleniya Yuzhnoj Sibiri V XVII-XIX vv. Dosug. Tvorchestvo. Kul'tura. Omsk, 1998.

3. Polozhenie o detskom (podrostkovom) klube profsoyuzov: postanovlenie CK profsoyuzov, 10 apr. 1986 g. Available at: http://www.knukim-edu.kiev.ua/download/ZakonySSSR/data02/tex12377.htm

4. Lovkova T.B. Biblioteka kak centr dosuga: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Libereya-Bibinform, 2009.

5. Melent'eva Yu.P. Bibliotechnoe obsluzhivanie: uchebnik. Moskva: FAIR, 2006.

6. Genieva E.Yu. Trudnaya doroga k hramu: sud'by rossijskih bibliotek na rubezhe vekov. Moskva: Tekst, 2004.

7. Genieva E.Yu. Biblioteka kakinstitutmodernizacii. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/genieva.pdf

8. Basov S.A. Instituty grazhdanskogo obschestva vbibliotechnojsfere: teoretiko-metodologicheskie aspekty. St. 1: Grazhdanskaya sostavlyay-uschaya bibliotechnoj deyatel'nosti. Available at: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2010&num=5&art=1

9. F'endom i ego obitateli. (KLF g. Nizhnij Novgorod, 1991 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/lifanov_2.htm

10. Myakota V. Uvazhaemye kollegi! (KLF g. Gorlovka, 1984 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_gorlovka_5.htm

11. Nemirov V. Est' «Kontakt»! (KLF g. Novokuzneck, 1984 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_novokuz_10.htm

12. Beseda s V. Karabaevym. (KLF g. Ufa, 1984 g.). Available at: http://www.fandom.ru/klf/klf_ufa_12.htm

13. Dondurej D., Serebrennikov K. V poiskah slozhnogo cheloveka. Rossijskaya gazeta. 2009; 7 okt.; № 5012 (188).

Статья поступила в редакцию 11.12.15

УДК 378.02

Kharchenko O.A., postgraduate, Head of Group of High Command of Interior troops of Home Office of Russia (Moscow, Russia),

E-mail: harchenko2016-2016@mail.ru

CREATING A CULTURE OF UNIT COMMANDERS OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF EVOLUTION ADJUSTMENT OF ILLEGAL CONDUCT OF SUBORDINATES. The paper presents research on culture operations of unit commanders on the prevention of illegal behavior of subordinates as a complex and multifaceted process, in which officers are directly included into the system of military management and multiply their management experience, improve management activities required for personal qualities. The author shows different aspects of the organization of prevention activities with the military personnel, dealt with in the works of modern teachers, researching organization of the military pedagogic process. On the basis of the underlying determinants, such as personal-professional and activity-related components, the author identifies ways to improve prevention activities culture of unit commanders. In conclusion the paper reveals the basic ways to increase the culture of prevention activities of unit commanders.

Key words: culture of pedagogical activity, military and educational activities, personal and professional components, tactfulness, prevention activities.

О.А. Харченко, соискатель каф. военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института

внутренних войск МВД, начальник группы Главного командования внутренних войск МВД России, г. Москва,

E-mail: harchenko2016-2016@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КОМАНДИРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ УСТАНОВОК ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДЧИНЕННЫХ

В статье рассматривается культура деятельности командиров подразделений по профилактике развития установок противоправного поведения подчинённых, как сложный и многогранный процесс, в ходе которого офицеры, непосредственно включенные в систему военного управления, приобретают и приумножают свой управленческий опыт, совершенствуют необходимые для управленческой деятельности личностные качества. Автором показаны различные аспекты организации профилактической деятельности с военнослужащими, рассматриваемые в работах современных педагогов, изучающих организацию военно-педагогического процесса. На основе изучения глубинных детерминант, таких как личностно-професси-ональные и деятельностные компоненты, автор выделяет способы повышения культуры профилактической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.