Научная статья на тему 'Современное состояние и пути повышения уровня военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом во внутренних войсках МВД России'

Современное состояние и пути повышения уровня военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом во внутренних войсках МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ КОМАНДИРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ / MILITARY-PEDAGOGICAL CULTURE / PEDAGOGIC ACTIVITY / PROFESSIONAL- IMPORTANT QUALITIES OF THE DEPUTIES UNIT COMMANDERS FOR THE PERSONNEL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волгапкин Владимир Иванович, Колпаков Виталий Юрьевич

В статье дан анализ современного состояния уровня военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом во внутренних войсках МВД России, определяются задачи, пути и условия ее повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contemporary condition and the ways of improving of military-pedagogic culture's level of the deputy's commanders for the personnel work in the Russian interior ministry forces

This article deals with the analysis of the contemporary condition of improving of military-pedagogic culture's level of the deputy's commanders for the personnel work in the Russian Interior Ministry Forces, and with the goals, ways and conditions of its improving

Текст научной работы на тему «Современное состояние и пути повышения уровня военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом во внутренних войсках МВД России»

Педагогика

УДК 355.1

В. И. Волгапкин*, В.Ю. Колпаков**

Современное состояние и пути повышения уровня военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом во внутренних войсках МВД России

В статье дан анализ современного состояния уровня военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом во внутренних войсках МВД России, определяются задачи, пути и условия ее повышения.

Ключевые слова: военно-педагогическая культура, педагогическая деятельность, профессиональноважные качества заместителей командиров подразделений по работе с личным составом.

V.I. Volgapkin*, V.Y. Kolpakov**. The contemporary condition and the ways of improving of military-pedagogic culture’s level of the deputy’s commanders for the personnel work in the Russian interior ministry forces. This article deals with the analysis of the contemporary condition of improving of military-pedagogic culture’s level of the deputy’s commanders for the personnel work in the Russian Interior Ministry Forces, and with the goals, ways and conditions of its improving.

Keywords: military-pedagogical culture, pedagogic activity, professional- important qualities of the deputies unit commanders for the personnel work.

Успешное решение служебно-боевых задач, выполняемых военнослужащими внутренних войск МВД России, во многом зависит от морально-психологического состояния личного состава, его воспитанности и обученности. Анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках МВД России в настоящее время говорит о наличии серьёзных проблем в воспитании личного состава. Участие в организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности принимают все категории командиров и начальников, однако органы по работе с личным составом непосредственно отвечают за планирование и выполнение задач по воспитанию военнослужащих.

Важной целью реформирования внутренних войск МВД России в современных условиях является переход к армии, основу которой должны составить профессионалы, мастера своего дела, что в полной мере относится и к офицерам органов по работе с личным составом. В свою очередь, одним из направлений реализации этой цели выступает формирование военно-педагогической культуры офицеров-воспитателей непосредственно в войсках.

Педагогическая культура офицера — это сложное явление, всесторонне характеризующее его военно-педагогическую деятельность. Педагогическая культура как специфически профессиональное явление означает определенную степень овладения офицером педагогическим опытом, степень

* Волгапкин, Владимир Иванович, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail. volgapkin75@mail.ru.

** Колпаков, Виталий Юрьевич начальник кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Volgapkin, Vladimir Ivanovich, post-graduate student of the pedagogy department of St. Petersburg military institute of the Russian Interior Ministry Forces. Russia, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov, str., 1. E-mail. volgapkin75@mail.ru.

** Kolpakov, Vitaliy Yurievich, the chief of the pedagogic chair of St. Petersburg military institute of the Russian Interior Ministry Forces, candidate of the pedagogic sciences, associate professor. Russia, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov, str., 1.

Статья поступила в редакцию 28 ноября 2011 года.

© Волгапкин В.И., Колпаков В.Ю., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Педагогика

совершенства его учебно-воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности офицера как педагога [2].

Офицерский состав внутренних войск МВД России — это категория военнослужащих, которая осуществляет непосредственное руководство и управление воинскими коллективами, занимается обучением и воспитанием подчиненных.

Военно-педагогические функции всегда занимали важное место в его деятельности. В современных условиях эти функции существенно расширяются и усложняются, что предъявляет более высокие требования к военно-педагогической культуре офицера. Это обусловлено целым рядом причин.

1. Гуманизация и демократизация общественной жизни, военно-служебных отношений в войсках требуют повышенного внимания к человеку в погонах, более профессиональной работы с воинами и воинскими коллективами.

2. Социальные перемены в обществе и войсках правопорядка, переход на контрактную основу, выполнение боевых задач по защите конституционного строя Российской Федерации значительно усложняют процесс обучения и воспитания военнослужащих внутренних войск. Значительные качественные изменения в людях, служащих в войсках, предъявляют новые, более высокие требования к уровню самой воспитательной работы в частях и подразделениях.

3. Наличие в войсках органов по работе с личным составом усиливает традиционные педагогические функции офицеров подразделений, повышает их роль в руководстве военнопедагогическим процессом в воинских коллективах.

4. Высокие требования к военно-педагогической культуре офицера обусловлены необходимостью учета в учебно-воспитательной деятельности обилия организационных и педагогических инноваций.

5. Опыт военных действий на Северном Кавказе показал, что, несмотря на «деидеологизацию» армии, решающая роль в бою по-прежнему принадлежит осознанному выполнению военнослужащими приказа, их высокой дисциплинированности и морально-психологической устойчивости. В то же время обострение в стране социально-экономического кризиса ведёт к ухудшению качества «человеческого материала», деформации мировоззренческих убеждений, девальвации идей патриотизма и честного служения Родине. Причём это характерно не только для потенциальных новобранцев, но и для офицеров, прослуживших во внутренних войсках не один год. В такой ситуации не обойтись без продуманной целенаправленной воспитательной работы, опирающейся, прежде всего, на широкое использование выводов педагогической науки.

6. Анализ документов и публикаций, а также результаты опросов и наблюдений показывают, что многие офицеры-воспитатели, особенно на начальном этапе своей военно-педагогической деятельности, не способны квалифицированно выполнять должностные обязанности. Основная причина такого положения дел — слабая профессиональная подготовка офицеров. Среди причин сложившегося положения можно назвать и внешние по отношению к этим офицерам факторы. В их числе — существующая на многих уровнях военного управления тенденция к недооценке роли органов по работе с личным составом.

7. С другой стороны, невысокий статус органов по работе с личным составом во многом предопределяет недостаточный уровень профессиональной направленности и мотивации самосовершенствования входящих в эту структуру офицеров.

8. Ситуацию во многом осложнила и дезорганизация системы базовой профессиональной подготовки офицеров-воспитателей. Расформирование высших военно-политических училищ, готовивших специалистов военно-педагогического (гуманитарного) профиля, создало прецедент назначения на первичные должности в органы по работе с личным составом офицеров, не имеющих соответствующего образования, а зачастую и опыта воспитательной работы с личным составом.

Не удовлетворяет полностью интересам повышения квалификации (переподготовки) специалистов и система двухмесячных курсов, действующих при военных институтах внутренних войск МВД России.

9. Сложившаяся в войсках система формирования профессиональной культуры офицеров-воспитателей находится далеко не в оптимальном состоянии. В ней отсутствуют чёткие целевые установки на повышение профессионализма с учётом образования, опыта работы, специализации и других особенностей различных категорий офицеров, не созданы достаточные условия для их профессионального роста.

Проведенные за последние годы специальные исследования в области военной педагогики показывают: чем выше военно-педагогическая культура заместителей командиров подразделений по работе с личным составом, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития и боевой подготовки военнослужащих.

На современном этапе существуют позитивные и негативные проявления в военнопедагогической деятельности заместителей командиров по работе с личным составом. Позитивные достижения связаны с личной заинтересованностью офицера в своем профессиональном росте, в создании положительной установки на профессиональную деятельность, на необходимость педагогического самосовершенствования, творческого отношения к делу.

Также анализ современного состояния военно-педагогической деятельности обнаруживает ряд трудностей и негативных тенденций в военно-педагогической деятельности заместителей командиров подразделений по работе с личным составом. Различные трудности в профессиональной педагогической деятельности данной категории офицеров связаны с нехваткой опыта в организации

воинского труда, в обучении и воспитании личного состава; с неумением всесторонне изучать индивидуальные особенности воинов; отсутствие у ряда заместителей командиров подразделений по работе с личным составом должного методического опыта; слабым владением педагогической техникой, с изменением культурного идеала и духовно-нравственных ориентиров, с увеличением проблем в современном обществе.

В военно-педагогической деятельности заместителей командиров подразделений по работе с личным составом выявляется нечеткость целей воспитания, отсутствие основательно проработанных программ деятельности по воспитанию различных категорий военнослужащих; слабое знание психологических механизмов поведения военнослужащих и методики его прогнозирования; неумение дифференцированно подходить к решению воспитательных задач с различными категориями военнослужащих; отсутствие взаимопонимания и духовной близости между начальниками и подчиненными, неумение организовать педагогически целесообразное общение; отсутствие преемственности и согласованности; нарушение норм педагогической этики; единого понимания в действиях командиров (начальников), других участников воспитательного процесса, отсутствие личной примерности со стороны организаторов воспитательного процесса и др.

Сложившаяся в войсках система формирования профессионального мастерства заместителей командиров подразделений по работе с личным составом далеко не оптимальна. В ней отсутствуют чёткие целевые установки на повышение профессионализма с учётом образования, опыта работы, специализации и других особенностей различных категорий офицеров, не созданы достаточные условия для их профессионального роста.

Зачастую в воинских частях (подразделениях) существует дефицит офицерских кадров, непосредственно связанных с обучением и воспитанием личного состава, снижается культурный и образовательный уровень подчиненных.

Изучение войсковой практики показывает, что с ростом педагогического стажа у некоторых заместителей командиров по работе с личным составом не происходит существенного повышения опытности, мастерства в работе с людьми, а иногда заметен даже регресс. Основной причиной является то, что многие офицеры в современных условиях не испытывают нужды в совершенствовании своего профессионального уровня, успокаиваются на достигнутом.

По мнению военного педагога И.А. Алехина, «основные компоненты педагогического процесса по формированию военно-педагогической культуры офицерского корпуса в военно-учебном заведении — это целенаправленная учебно-воспитательная деятельность командования, профессорско-преподавательского состава кафедр, самостоятельная работа курсантов над усвоением содержания учебного материала, общественная работа курсантов и др. » [1, с. 318].

Как указывают военные ученые А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов, дальнейшее формирование и совершенствование педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом продолжается в течение всего времени службы в трех направлениях [3]. Это следующие направления:

1. Психолого-педагогическая подготовка:

— командирская подготовка (изучение вопросов военной педагогики и психологии);

— общественно-государственная подготовка офицерского состава;

— научно-теоретические семинары и конференции по проблемам военного образования и воспитания, лектории и военно-педагогические чтения;

— изучение и внедрение у себя в подразделении передового военно-педагогического опыта учебно-воспитательной работы и другие формы.

Данное направление находится в прямой зависимости от системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива подразделения.

2. Самостоятельная военно-педагогическая деятельность заместителей командиров подразделений по работе с личным составом с подчиненными военнослужащими с целью решения поставленных педагогических задач. Она контролируется вышестоящими начальниками, но планируется, осмысливается, осуществляется и анализируется самим офицером. Именно в этом направлении огромное влияние на военно-педагогическое становление заместителя командира подразделения по работе с личным составом, на совершенствование его общей и профессиональной культуры оказывает морально-психологический климат, который сложился в части. Здесь большое значение имеют организация жизни в воинском коллективе, организация труда и службы офицеров, господствующее коллективное мнение и настроение, соблюдение системы уставных взаимоотношений, наличие традиций и т.д.

3. Постоянная работа над собой, самообразование и самовоспитание:

— подготовка и анализ каждого своего учебного занятия;

— изучение военной, педагогической и психологической литературы;

— ознакомление с последними исследованиями в этих областях;

—изучение передового и новаторского педагогического опыта в военном учебно-воспитательном процессе.

Анализируя изученную педагогическую литературу, можно сделать вывод, что для повышения уровня военно-педагогической культуры заместителям командиров подразделений по работе с личным составом необходимо совершенствовать следующие профессионально-важные качества, исходя из тех социальных ролей, которые ему свойственные в ходе профессиональной деятельности.

1. В служебно-боевой деятельности: боевое мастерство, выдержку, знание основ организации и управления войсками, умение моделировать боевые действия с целью прогнозирования событий в ходе развития боя, самостоятельность, инициативность, смелость, компетентность и т.п.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Педагогика

2. В управленческой деятельности: умение планировать свою работу, самостоятельность в принятии решений, точность и конкретность даваемых распоряжений, ответственность за принятое решение и умение его обосновать, высокую авторитетность, распорядительность, последовательность в принятии решений, честность.

3. В воспитательной деятельности: умение использовать воспитательные возможности различных видов воинской деятельности, высокую работоспособность, настойчивость, умение определять цели воспитания, комплексный подход в воспитании, способность осуществлять воспитательную работу с учётом конкретных условий жизни и быта военнослужащих.

4. В военно-педагогической деятельности: педагогическую направленность, целеустремленность, порядочность, близость к людям, самокритичность, общительность, педагогический такт, наблюдательность, развитие речи и педагогической техники, тягу к новаторству, педагогическую эрудиция, добросовестность.

5. В информационно-аналитической деятельности: информационную образованность, знание природы и сущности информации, её свойств и функций, знание правовых гарантий и свобод информационной деятельности, способность сочетать индивидуальные и коллективные подходы при планировании и проведении различных форм информационной работы, умение работать с информацией.

В задачи повышения военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом входит создание четко функционирующей системы воспитания профессиональной культуры как совокупности различных целенаправленных методов, средств, форм педагогического воздействия, которые предусматривают:

1) определение целей и задач по совершенствованию военно-педагогической культуры офицера на всех этапах его профессиональной подготовки;

2) текущее и перспективное планирование работы с офицерами с учетом факторов, влияющих на процесс их культурно-педагогического развития;

3) всестороннее изучение и определение уровня профессионально-этического развития офицера на конкретном этапе его жизни и служебно-боевой деятельности;

4) охват информационно-воспитательной работой всех категорий офицерского состава независимо от их служебного положения;

5) творческое использование системы методов, средств и приемов профессионально-этического воспитания и др.

Существуют различные пути повышения уровня военно-педагогической культуры:

1) изучение уровня сформированной военно-педагогической культуры у заместителей командиров подразделений по работе с личным составом;

2) оказание помощи заместителям командиров подразделений по работе с личным составом в правильной и честной самооценке достигнутого уровня военно-педагогической культуры, разработка индивидуальных планов и методик в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;

3) активизация у заместителей командиров подразделений по работе с личным составом положительной мотивационной установки на развитие военно-педагогической культуры;

4) стимуляция заместителей командиров подразделений по работе с личным составом к работе по саморазвитию компонентов военно-педагогической культуры;

5) формирование у заместителей командиров подразделений по работе с личным составом модели офицера — образца, примера, обладающего развитой военно-педагогической культурой;

6) создание условий и предоставление возможностей в подразделении для повышения и совершенствования военно-педагогической культуры. Сюда входит комплекс организационных, методических, содержательных, материально-технических, информационных и иных целенаправленных педагогических мер, создаваемых руководством воинской части для оптимизации военнопедагогической деятельности офицерского корпуса.

К условиям повышения, совершенствования военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом следует отнести:

— наличие нормально функционирующих органов по работе с личным составом ввузов, воинских частей;

— оптимизацию взаимоотношений между всеми должностными лицами подразделения, воинской части непосредственно с самим командиром, а также понимание своей роли и роли других должностных лиц в совместном проведении воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих;

— осознание необходимости качественного повышения уровня профессиональной культуры командованием подразделения;

— самообразование, причем если любому другому офицеру достаточно, работая над собой, просто поддерживать свою профессиональную культуру на уровне возрастающих требований, то заместителям командиров подразделений по работе с личным составом необходимо опережать их для поддержания своего морального авторитета в ходе выполнения им социальных ролей, особенно роли педагога;

— преодоление негативных установок, привычек и стереотипов, возникающих в процессе повышения военно-педагогической культуры;

— всестороннее изучение и определение уровня индивидуальной подготовленности к учебновоспитательной деятельности конкретного офицера, степени его общего развития и отдельных элементов педагогической культуры (общей и психолого-педагогической эрудиции, педагогического мышления, речевых способностей и т.д.);

— непрерывный характер.

Совершенствование педагогической культуры, ее отдельных элементов не имеет пределов и границ. Главное здесь — целенаправленное самосовершенствование заместителей командиров подразделений по работе с личным составом. Если офицер перестает работать над собой, сразу же становится заметно снижение профессионализма, разрушение тех или иных элементов педагогической культуры, профессионального мастерства.

Таким образом, предлагаемые пути и условия повышения военно-педагогической культуры офицера далеко не полны и подвижны из-за динамизма и противоречивости внешних и внутренних социальных и личностных факторов, воздействующих на его развитие и саморазвитие. Также по мере совершенствования самого профессионального процесса педагогической деятельности заместителей командиров подразделений по работе с личным составом возможно выявление и обоснование новых путей и условий развития культуры профессиональной деятельности, наполненной новым содержанием.

Список литературы

1. Алехин, И. А. Военная педагогика. — М.: Академия, 2007. — 410 с.

2. Барабанщиков, А. В., Муцинов, С. С. Педагогическая культура офицера. — М.: Воениздат, 1985. — 159 с.

3. Барабанщиков, А. В., Муцинов, С. С. Проблемы педагогической культуры. — М.: ВПА им. В.И. Ленина, 1980. - 208 с.

УДК 355

С.Э. Зверев*

Законы общественной речи в педагогической коммуникации

В статье обосновывается введение в научный оборот понятий социально-значимой и общественной речи и кратко формулируется содержание законов общественной речи. Отмечается, что учет законов общественной речи при определении направления государственной политики позволяет достичь социальной стабильности общества и способствует проявлению творческих сил народа.

Ключевые слова: педагогическая коммуникация, риторика, социально-значимая речь, общественная речь, пафос общественной речи, закон общественной речи.

S.E. Zverev*. Public speech principles in pedagogical communication. The article establishes such scientific terms as socially important and public speech and summarizes the principles of the latter. It is specified that taking into account the public speech principles to determine the strand of the state/national policy allows reaching social peace and enables people to show their creativeness.

Keywords: pedagogical communication, rhetoric, socially important speech, public speech, inspiration of public speech, public speech principle.

В структуре педагогической коммуникации важная роль принадлежит коммуникативной компетенции [1]. Военный педагог, как известно, говорит не только от себя, он выступает прежде всего проводником социального заказа общества и государства. Речь в педагогической коммуникации в определенной степени как бы «отрывается» от личности педагога, приобретая черты, характерные для разных родов речи, обеспечивающих развитие общества и государства.

С позиции теории риторики, предложенной Ю.В. Рождественским, совокупность родов речи, распространенных в обществе на определенном историческом этапе, образует и поддерживает государство. Вслед за Аристотелем Ю.В. Рождественский полагал, что «общества различаются в зависимости от того, как в них законом и обычаем организована речь. Успех того или иного общества и государства зависит от того, в каких формах организована речь и сколько таких форм применяется» [2]. Следствием этого утверждения стал первый закон риторики, гласящий: «Речь обеспечивает общественную структуру путем разделения на виды» [2]. Классическое, существовавшее со времен Аристотеля разделение речей на виды — совещательные, судебные и показательные (эпидейктические)

— даже и дополненное современными видами массовой коммуникации, однако, не отвечает на вопрос о степени влияния речи на характер изменений, которые постоянно происходят в любом живом государственном и общественном организме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи нам представляется целесообразным ввести понятие социально-значимой речи как речи, способствующей возникновению изменений в общественном сознании или непосредственно влияющей

* Зверев, Сергей Эдуардович, доцент кафедры организации и методики образовательного процесса Военного учебнонаучного центра ВМФ, кандидат педагогических наук. 197045, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1, E-mail: ser86979392@yandex.ru.

Тел 8904 553 76 16.

* Zverev, Sergey Edwardovich, the assistant of professor of chair of the process of education, Navy Science and Education Center, the candidate of pedagogical sciences. 197045, 17/1, Ushakovskaya embankment, Saint-Petersburg, Russia, E-mail: ser86979392@yandex.ru. Tel. +7-904-553-7616.

Статья поступила в редакцию 11 февраля 2012 года.

© Зверев С.Э., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.