Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006
1 См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
2 См.: Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1976.
3 См.: Кикоть В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 1998.
4 См.: Слепов В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Л., 1973.
5 Силкин Н.Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска: Монография. - СПб.: СПб ГУ МВД России, 2001.
6 См.: Силкин Н.Н., Хальзов В.И. Педагогика в правоохранительной системе. СПб., 2001.
7 См.: Якунин В.А. Обучение как процесс управления. СПб, 1995.
8 См. также: Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2005; Иваницкий А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов вузов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1988.
Д.Г. Суханов*
Содержательная практика воспитания военнослужащих внутренних войск МВД России
Успешное экспериментальное подтверждение теоретических выводов требует всестороннего анализа и оценки существующего состояния изучаемой проблемы в войсках. Фактическое состояние исследовалось на основе требований личностно-социальнодеятельностного, системного и комплексного подхода. Научный анализ содержания воспитания как сложного социально-педагогического явления проводился автором в соответствии с требованиями принципов единства психики и деятельности, системности и развития, что дало возможность выявить существующий уровень содержания воспитания, а также оценить первоначальные, промежуточные и конечные результаты исследования. Исследование разбивалось на несколько этапов и включало в себя следующее.
Во-первых, выявление и изучение содержательных компонентов, их обусловленность социальным заказом, принципами, законами и закономерностями и др. компонентами воспитания через руководящие документы, регламентирующие воспитание военнослужащих в подразделениях и воинских частях.
Во-вторых, определение качественной характеристики субъектов воспитания, анализ и оценку их практической деятельности по реализации содержания воспитания (посредством изучения различной педагогической документации, личных дел, планов, отчетных документов, протоколов общих собраний, документации должностных лиц и т.д., а также диагностирования субъектов воспитания и др.).
В-третьих, анализ эффективности различных видов воспитания по итогам боевой подготовки, журналам ОГП, документации части и подразделений, деятельности субъектов и объектов и др.
В-четвертых, изучение качественной характеристики, анализ и оценку уровня воспитанности объектов воспитания, роли и места в этом содержательных компонентов воспитания.
Научный анализ содержания воспитания отвечал сформированным в общей и военнопедагогической науке основным требованиям к характеристике позитивного и негативного опыта в работе различных категорий воспитателей:
- соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу;
- получение устойчивых положительных или отрицательных результатов педагогической деятельности;
- учет расходуемых времени, сил и средств педагогов и воспитателей для достижения определенных результатов;
* Соискатель кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД
России.
- наличие в опыте характерных тенденций, особенностей, элементов; и др.1
Исследование проводилось в трех воинских частях Северо-Западного округа МВД, а
также в части обеспечения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.
Как подтвердил проведенный анализ, содержание воспитания в исследуемых частях определялось Конституцией РФ, общевоинскими уставами, законами РФ, приказами и директивами МВД и ГКВВ МВД России, директивами командующего СЗО и соединений, командиров частей и др. законодательными и подзаконными актов, руководящими документами, потребностями реальной воспитательной практики2.
Воинская часть (подразделение) представляет собой воспитательную систему, функционирование которой обеспечивает формирование и развитие необходимых для безупречного выполнения конституционного и воинского долга качеств личности военнослужащего и сплочение на здоровой морально-психологической основе воинского коллектива в ходе упорядоченного и регулируемого протекания воспитательного процесса.
В состав воинской части как воспитательной системы входят:
1) целевые установки воспитательной работы;
2) задачи, отражающие особенности учебно-боевой деятельности части;
3) субъекты воспитания - должностные лица, выступающие в роли как организаторов воспитательного процесса, так и воспитателей: командиры и начальники всех степеней, заместители командиров частей и подразделений по воспитательной работе, офицеры воспитательных структур полкового звена - психологи, офицеры по общественногосударственной подготовке и информированию, офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений; офицеры по организации досуга - начальники клубов, а также воинские коллективы, общественные организации, создающиеся в воинских частях (офицерские собрания, профессиональные организации, женсоветы, советы прапорщиков, советы сержантов, советы ветеранов ВВ МВД, советы клубов, библиотек, музеев, комнат боевой славы и др.), а также актив подразделения и другие участники педагогического процесса, оказывающие планомерное и целенаправленное воспитательное воздействие на военнослужащих;
4) объекты воспитания, - все категории военнослужащих, личностное развитие которых осуществляется в процессе воспитания со стороны субъектов воспитания;
5) сферы жизнедеятельности военнослужащих (боевое дежурство, боевая подготовка, военно-служебная, хозяйственно-бытовая, досуговая деятельность), в рамках которых организуются педагогически целесообразные межличностные отношения между воспитателями и воспитуемыми;
6) воспитательная среда.
Изучение показало, что в части отрабатываются следующие документы, отражающие содержательные элементы воспитания.
На год:
- решение командира полка на организацию воспитательной работы;
- план основных мероприятий воспитательной работы на год;
- план проведения инструкторско-методических занятий по методике и организации воспитательной работы с командирами батальонов, рот, взводов, командиров отделений;
- план проведения ОГП со всеми категориями военнослужащих, другие документы;
- план проведения военно-технического информирования;
- план проведения правового информирования;
Перед началом периода обучения:
- прогноз состояния воинской дисциплины (долговременный - на период обучения, краткосрочный на месяц);
- комплексный план по укреплению правопорядка;
- в батальонах и им равных: перспективный план воспитательной работы (на период обучения), комплексный план по поддержанию правопорядка.
В основу планирования воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка на месяц заложен типовой план-календарь основных воспитательных мероприятий. В отдельных ротах составляются планы воспитательной работы на месяц. Личные планы работы с указанием мероприятий по укреплению воинской дисциплины составляются на месяц.
Проведенный анализ показал, что в систему воспитательной работы как необходимого компонента решения задач воспитания, в т.ч. и содержательного характера, входят:
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006
- система моральной поддержки и сопровождения строительства и развития внутренних войск МВД3;
- система общественно-государственной подготовки4;
- система культурно-досуговой работы; система взаимодействия с государственными органами власти и общественными объединениями в интересах патриотического воспитания;
- система взаимодействия с государственными и религиозными объединения в интересах духовно-нравственного воспитания военнослужащих;
- система морально-психологического обеспечения;
- система анализа и профилактики правонарушений;
- система психологического обеспечения;
- система военно-социальной работы; система информационного обеспечения5;
- система обеспечения техническими средствами обучения и воспитания;
- система подготовки кадров для органов воспитательной работы ВВ МВД.
Изучение и обобщение приказов и директив ГКВВ МВД, посвященных анализу
состояния воспитательной работы в войсках, личный опыт автора в решении воспитательных задач позволили сформулировать ключевые проблемы воспитания военнослужащих и гражданского персонала, основными из которых являются:
- воспитание необходимых воинских (профессиональных) качеств военнослужащих;
- необходимость перевоспитания военнослужащих, преодоления сформированных до службы отрицательных качеств и привычек;
- сложность нейтрализации отрицательных наследственных черт, качеств и привычек;
- отсутствие гибкой системы координации воспитательных усилий всех субъектов воспитания;
- отсутствие целенаправленной вузовской подготовки заместителей командиров рот по воспитательной работе;
- офицер не является ключевым объектом воспитания в части;
- принижена воспитательная роль сержантов и старшин;
- изношенность технических средств воспитания, прекращение их централизованных поставок в часть;
- слабая разработанность технологии воспитательной работы с новыми категориями военнослужащих (контрактниками, военнослужащими-женщинами);
- несовершенство воспитания в организационном плане;
- слабая реализация воспитательного потенциала боевой подготовки и других видов деятельности;
- отсутствие стройной системы обучения офицеров практике воспитательной работы в частях;
- отставание психолого-педагогической подготовки офицеров и, особенно прапорщиков, от современных требований;
- недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки офицеров воспитательных структур, особенно психологов частей;
- слабая социальная направленность воспитания; расплывчатость, неконкретность понимания, целей и задач, основных направлений воспитания, использования правильно и в полном объеме потенциала содержания воспитания;
- отсутствие комплексности воспитательного взаимодействии через основные функции и направления воспитания; и др.
Анализ документов части и деятельности офицеров воспитательных структур показал, что в своей педагогической, воспитательной практике вопросам патриотического воспитания уделяется
- 30%, воинского воспитания - 40%; нравственного воспитания - 17%; правового воспитания -5%; остальные 8% приходятся на экономическое, трудовое, экологическое воспитание и др.
Исследование показало, что наиболее систематически и последовательно в частях проводились мероприятия по государственно-патриотическому, воинскому физическому, правовому и нравственному воспитанию.
Государственно-патриотическое воспитание. В течение 2004 г. в воинских частях из 100% запланированных различных мероприятий патриотической направленности проведено только 76%. Охват личного состава мероприятиями патриотической направленности в исследуемых частях в целом составил 69%, за исключением частей обеспечения из-за специфики службы (здесь этот показатель составляет от 30% до 52%). Основными формами реализации государственно-патриотического, военно-патриотического воспитания были:
- проведение плановых мероприятий в системе ОГП;
- спортивно-массовые и культурно-досуговые мероприятия, посвященные государственным (Дня Независимости, Конституции и др.) и воинским праздникам (27 марта День внутренних войск МВД, 23 февраля День защитника Отечества);
- тематическим мероприятиям посвященных историческим (битва под Москвой, 60-летие Курской битвы, 60-летие победы под Сталинградом, 60-летие победы в Великой Отечественной войне, битве на Куликовом поле, Ледовому побоищу и др.) или текущим (День части, День города) событиям (торжественные митинги с участием представителей местных властей, командования части; праздничные концерты, радио- фото- и стенные газеты, вечера и утренники, спортивные мероприятия, посвященные юбилеям и датам, встречи и чествования ветеранов войн и ВВ МВД; экскурсии по памятным местам в музеи, комнаты Славы и многие другие). Необходимо отметить, что при планировании воспитательных мероприятий использовался дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих. Так, с офицерским составом, прапорщиками военнослужащими по контракту чаще применились общие собрания и совещания; занятия по ОГП. С солдатами и сержантами, проходящими службу по призыву, - плановые мероприятия, вечера вопросов и ответов, и др. С военнослужащими-женщинами - общие и торжественные собрания, культпоходы, концерты, заседания женсоветов и др.
В ходе анализа практики воспитания военнослужащих в обследованных воинских частях наиболее благополучно состояние дел в области воинского воспитания. Это связано с тем, что данное направление воспитания в основе своей связано с организацией и проведением боевой подготовки, что является основной задачей частей и подразделений.
Выяснилось, что в настоящее время воинское воспитание контрактнослужащих остается одной из острых и нерешенных задач. По результатам проведенного анкетного опроса выявлено соотношение основных трудностей, встречающихся в процессе воинского воспитания контрактнослужащих:
- сложность социально-политической ситуации - 67%;
- падение престижа военной службы - 63%;
- материальные трудности - 57%;
- слабая подготовленность субъектов воспитания к проведению воспитательной работы
- 66%;
- недостаточная материальная база воспитательной работы - 51%;
- непонимание сути воспитания 53%;
- несовершенство существующих форм и методов воспитательной работы - 40%.
В воспитательной работе в частях недостаточно реализуются индивидуальный, комплексный, и оптимизационный подходы. Нередко воспитательные мероприятия проходят формально. Как свидетельствует исследование, в некоторых частях учебно-боевая деятельность сводились только к выполнению контрольного упражнения. Иногда военнослужащие держали в руках оружие лишь тогда, когда их приводили к Военной присяге. Учения с боевыми стрельбами, занятия по вождению боевой техники выполняются в среднем на 1/3 от необходимого времени в связи с жестким лимитированием горюче-смазочных материалов, боеприпасов, материально-технического обеспечения полигонов и стрельбищ, состояния техники, вооружения и др. В целом все остальные занятия по боевой подготовке проходят систематически, согласно плану, с высокими процентом охвата личного состава.
В ходе анализа практики воспитания было выявлено, что большинство командиров (72%) недостаточно учитывают специфику нравственного воспитания, не в полной мере формулируют воспитательные цели нравственного воспитания, слабо используют возможности учебно-боевой и внеучебной деятельности, не осознают важности сложившихся неуставных отношений между военнослужащими, легковесного отношения к нравственным ценностям.
В ходе анализа практики воспитания было выявлено, что более 80% респондентов считают, что в войсках удается обеспечивать приемлемый уровень правопорядка и воинской дисциплины при решении войсками повседневных задач. Правовое воспитание, помимо правового образования, включало работу заместителей командиров по правовой работе, всех должностных лиц по профилактике происшествий и преступлений. Формами данной работы были:
- встречи с работниками прокуратуры, военного трибунала, суда;
- показательные судебные заседания;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006
- оглашение приговоров военного суда и военного трибунала;
- доведение статей Уголовного кодекса, законов о материальной ответственности и других законодательных актов;
- занятия по ОГП и правовое информирование; и др.
По результатам опроса до 30% командиров подразделений не имели четкого представления об экономическом воспитании подчиненных, более 80% из них считают вообще необязательным экономическое обоснование принимаемых решений. На вопрос, «кто, по вашему мнению, должен заниматься экономическим воспитанием?», 76% заявили, что этим должны заниматься работники тыловых служб.
Одним из направлений работы по экономическому воспитанию в исследуемых частях является мобилизация военнослужащих на поиск источников экономии в части, формирование экономического мышления, умения экономически правильно строить свою деятельность, создание моральных стимулов работы. Эти вопросы рассматривались на заседаниях офицерского состава, совещаниях у командиров частей и начальников служб.
Уровень эстетического воспитания у различных категорий военнослужащих, как показывает исследование, различен. Наиболее он высок у офицерского состава, военнослужащих-женщин. Из 200 офицеров, участвовавших в анкетировании, правильно смогли назвать произведения и их авторов: литературы - 60%; живописи - 30%, музыки -15%: скульптуры - 13%; архитектуры - 7%. Как правило, офицеры, обладающие высоким уровнем эстетического развития, эстетической подготовленности, мероприятий по формированию эстетических качеств у военнослужащих проводят в несколько раз больше, чем остальные. Основные формы эстетического воспитания в частях:
- лекции, беседы-концерты;
- тематические чтения, диспуты, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, читательские конференции;
- обсуждение кинофильмов и др.
Анализ показывает, что только 20% офицеров правильно понимают сущность и содержание эстетического воспитания и знают, как его правильно организовать, а 15% вообще отрицают его необходимость. Причины такого состояния эстетического воспитания, на наш взгляд, заключаются в следующем:
- слабая подготовка субъектов воспитания по организации и методике эстетического воспитания;
- неоправданное вытеснение эстетических мероприятий в планах воспитательной работы и замена их другими мероприятиями;
- отсутствия у ряда объектов стремления к эстетическому самовоспитанию.
В ходе исследования, оценки и обобщения передового опыта установлено, что при активном участии актива значительно возрастает эстетическое содержание воинского труда, быта и досуга.
Физическое воспитание в исследуемых частях проводится преимущественно в часы спортивно-массовой работы, во время проведения спортивных праздников, плановых занятий по физической подготовке и самостоятельных занятий. Анализ исследования проблемы показывает, что на организацию, обеспечение и проведение форм физической подготовки в части затрачивается в среднем:
- на учебные занятия - 25%;
- на утреннюю физическую зарядку - 10%;
- на спортивно-массовую работу - 60%;
- на физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности - 5% от общего бюджета физического воспитания.
Большинство опрошенных офицеров убеждено, что направленность и организация физического воспитания оказывает существенное влияние на эффективность воспитательной работы в целом.
Стимулом для качественного выполнения своих функциональных обязанностей явился:
- интерес к профессии - для старших офицеров 70%;
- младших офицеров - 35%;
- офицеров-двухгодичников - 15%;
- воинская честь - 30%, 39%; 25% соответственно;
- бесплатное образование - 90%, 18%, 13% соответственно;
- специальные льготы - 30%, 18% и 32% соответственно.
Низкий уровень социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей сказывается на отношении офицерского состава к выполнению служебных обязанностей. Только 1,5% из числа опрошенных заявили, что материальное положение их семей является вполне удовлетворительным, остальные оценили свое положение как бедственное.
Наше исследование показывает, что готовность и мотивация к военной службе солдат и сержантов, проходящих службу по призыву 2003-2004 года, имеет тенденции к ухудшению по отношению к призывам 2001-2002 г. по следующим показателям: уровень образования, антиобщественное поведение. Если еще десять лет назад количество военнослужащих, имеющих среднее, средне-специальное и высшее образование, было 92% молодого пополнения, то в конце 2003 г. - 62%. Число молодых военнослужащих, допускающих антиобщественное поведение, существенно не снижается: 2002-2003 гг. - 10%, 2004 г. - 9 %. Остаются высоким количество призывников, имеющих судимость: 30% - 2001-2002 гг., 32%
- 2003-2004 гг. Значительно увеличилось число молодых солдат, которые до армии нигде не работали: в 2001 г. - 28%; 2002 г. - 30%; 2003 г. - 42%, 2004 - 43%. Увеличилось количество молодых солдат, имеющих ослабленное здоровье: в 2001 г. - 12,4%; 2002 г. - 13,7 %; 2003 г.
- 16,8%. Снизилось количество военнослужащих с дефицитом массы тела: в 2001 г. их было 11%; 2002 г. - 9%; 2003 г. - 7%. На состояние здоровья призывников, несмотря на тенденции к снижению показателей, также значительно влияет употребление спиртных и наркотических веществ (6,5 % - употребление спиртных напитков: 6,5% - употребление наркотиков от всего количества призванных)6. Улучшение некоторых показателей связано с совершенствованием работы комиссий по профессиональному отбору молодежи для службы в армии. Остается высоким процент военнослужащих с девиантным, деликвентным, аддиктивным поведением.
Анализ показал, что в последние два года в воинские части поступило 37% военнослужащих, не имеющих среднего образования, 30,5 % - из неполных семей, 25% в результате обследования получили IV группу нервно-психической устойчивости, у 21% снижены познавательные способности, у 60% отсутствует всякая мотивация к службе, 30% пробовали наркотики, 35% систематически употребляли алкоголь и т.д. В войска выполнять свой конституционный долг пришли лишь 14,4% потенциальных военнослужащих, которые были признаны здоровыми. Уклонившиеся (84,6%) включали в себя 6% уголовников, 27,3% негодных по состоянию здоровья вообще или на данный момент, а 4,2% страдали психическими заболеваниями. Оставшиеся непризванные проценты составили те, кто имел иные законные основания для служебной отсрочки. Конечно, официальная статистика не дает возможности сказать, сколько здоровых юношей увильнули неправедными способами от службы в армии.
Более 80% опрошенных отмечают высокий уровень напряженности в их воинских коллективах. Почти половина из них (51%) связывают это с межнациональными конфликтами.
Основными причинами недостатков в реализации содержания воспитания назывались:
- неумение руководителей организовать воспитание с военнослужащих;
- недостаточное использование всех форм и методов воспитательной работы в решении поставленных задач со всеми категориями военнослужащих;
- низкий уровень индивидуально-воспитательной работы должностных лиц подразделений с личным составом, обеспечение личной примерности военнослужащих в вопросах воинской дисциплины;
- формальное отношение отдельных должностных лиц частей, подразделений к организации воспитательной работы, неконкретность постановки воспитательных задач и контроля за их исполнением;
- низкий уровень знаний о сущности, структуре содержательных компонентов воспитания и их влиянии на уровень воспитанности.
Проведенный анализ позволяет произвести оценку состояния результативности содержательных элементов воспитания военнослужащих в экспериментальных частях.
Примерная оценка состояния результативности содержательных элементов воспитания по 10-балльной шкале представлена в предлагаемой таблице (см. табл. 1):
Таким образом, анализ практики содержания воспитания показывает недостаточную эффективность и действенность содержательных компонентов воспитания части со всеми категориями военнослужащих, слабую педагогическую подготовленность субъектов воспитания и оправдывает необходимость проводимого исследования, повышения
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006
Таблица 1
Примерная оценка результативности содержательных элементов воспитания
по 10-балльной шкале
Направления воспитания Офицеры Прапорщики Солдаты и сержанты, проходящие службу по: Военнослужащие -женщины Служащие РА
контра кту призыву
млад- шие стар- шие
Патриотическое 7 5 6 7 5 8 8
Воинское 6 6 5 6 4 3 6
Нравственное 7 7 5 4 4 8 7
Правовое 6 4 4 4 3 3 5
Экономическое 7 5 7 7 2 1 2
Экологическое 4 3 3 4 2 3 1
Г ендерное 7 4 5 5 1 2 1
Эстетическое 7 4 3 4 2 5 4
Физическое 8 7 7 7 5 2 1
эффективности изучаемой проблемы с целью возможности соответствия результативности воспитания решаемым задачам в воинской части ВВ РФ. Анализ позволил произвести оценку состояния результативности содержательных элементов воспитания военнослужащих и обосновать необходимость проводимого исследования с целью совершенствования изучаемой проблемы.
Литература
1. Аманацкий Ю.В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПб ЮИ, 1994. - 238 с.
2. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: Научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. - М.: ВПА, 1985. -159 с.
3. Безуглов И.Г. Эстетическое воспитание воинов-пограничников: Дис. .канд. пед. наук. - М.: вПа, 1969.
4. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации: Учебнометодическое пособие / Под ред. И.А. Липского. - М.: ВУ, 1995. - 244 с.
5. Духовное возрождение. Патриотизм. Защита Отечества // Российский вестник. -1992. - № 10. - С. 6-11.
6. Жиляев А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1998.
7. Концепция воспитания личного состава внутренних войск МВД России в современных условиях их служебно-боевой деятельности. - М.: ГКВВ МВД России. - 47 с.
8. Слепов В.Я. Духовно-нравственные и педагогические основы военнопатриотического воспитания современной молодежи России: Сб. МНПК. Проблемы воспитания патриотизма. Ч. 1. - СПб., 1995. - С. 112-116.
1 См.: Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии (в соавторстве). М.,1989. С. 47-48; Скаткин М.Н. Методология и методика исследования. М., 1989. С. 180-185 и др.
2 См.: Концепция воспитания личного состава внутренних войск МВД России в современных условиях их служебнобоевой деятельности; Директива МВД России от 19 июня 1996 г. № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Директива главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 3 марта 1998 г. № 9 «О совершенствовании воспитательной
работы во внутренних войсках МВД России»; Директива главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 10 июня 1999 г. № 9 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с офицерскими кадрами внутренних войск МВД России в современных условиях»; Директива командующего внутренними войсками МВД России от 28 января 1997 г. №
8 «О мерах по совершенствованию воспитания сержантского состава»; Директива командующего внутренними войсками МВД России от 12 февраля 1997 г. № 11 «О работе с начальниками караулов (войсковых нарядов) во внутренних войсках МВД России»; Директива главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 14 июня 2002 г. № 17 «О совершенствование практики индивидуальной воспитательной работе во внутренних войсках МВД России»; Директива командующего внутренними войсками МВД России от 6 августа 1997 г. № 35 «О совершенствовании общественногосударственной подготовки личного состава внутренних войск МВД России»; Указание главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 31 июля 2003 г. № 23 «О мерах по совершенствованию общественно-государственной подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России»; Директива командующего внутренними войсками МВД России от 30 сентября 1994 г. № 33 «Об организации культурно-досуговой работы во внутренних войсках МВД России».
3 Организационно данную работу осуществляют: органы воспитательной работы ВВ: нештатные информационные коллективы; члены советов центральных учреждений культуры, ветеранские организации; организации родительской общественности; молодежные организации и клубы военно-патриотической направленности; редакции газет и журналов ВВ и ВВ МВД; агентство «Военинформ»; группы по взаимодействию с религиозными конфессиями и общественными организациями. Органы воспитательной работы округов ВВ: нештатные информационные коллективы; члены советов Дома офицеров. Отделение (аппарат) воспитательной работы дивизии, бригады, полка: члены совета офицерского собрания части; члены советов прапорщиков, сержантов; нештатные информационные группы (коллективы члены советов клуба, библиотеки, члены редколлегий радиогазет, радиоузлов; редакция дивизионной газеты; члены женсоветов; члены спорткомитета; актив подразделений). Заместители по воспитательной работе командира батальонов, роты: политинформаторы; члены редколлегий стенной газеты; фотогазеты; сатирической газеты; редакторы боевых листков; спорторганизаторы; культорганизаторы; помощники руководителей групп ОГП; совет комнаты досуга; члены общественных организаций части.
4 ОГП проводится с офицерами - 40-60 часов, 1-2 раза в месяц в часы командирской подготовки; с прапорщиками - 120 часов, 1 раз в неделю, с солдатами и сержантами - 160 часов, 2 раза в неделю.
5 В информационно-пропагандистском обеспечении системы воспитания имеется ряд положительных сторон, изданы первый и второй выпуски альбомов «Твои Герои, Россия», сборник документальных очерков «Звезды мужества», иллюстрированный сборник «Мы - витязи», ежедневная газета «Ситуация». ГУ ВР отмечает низкий уровень информационнопропагандистской работы, направленной на решение основной задачи реформирования ВВ РФ - переход к комплектованию воинских должностей военнослужащими, проходящими службу по контракту. Информационное обеспечение не отвечает современным требованиям и выполняемым служебно-боевым задач. Отсутствует престижность и наступательный характер в практике рекламного освещения и популяризации службы по контракту во внутренних войсках, особенно в частях Московского и Приволжского военных округов, где укомплектованность военнослужащими по контракту составляет 10,8% и 17% соответственно. Косвенно содержательность системы воспитания отражает тематика публикаций окружных газет за 2003 г. на примере газеты СибВО: боевая служба частей и подразделений - 22; боевая подготовка - 21, контртеррористическая операция - 8, воинская дисциплина - категория нравственная - 6, совершенствование учебной и материально-технической базы - 3; тыловое и техническое обеспечение - 6; реформирование ВС - 12; традиции русского воинства - 40; психологическая реабилитация - 17; на темы морали; воинское и военно-патриотическое воспитание; о становлении военнослужащих, как защитников Отечества, передовых солдатах и сержантах - 29, культурнопросветительская работа и досуг - 37, правовая работа - 33.
6 См.: Миронов А.С. Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ: Дис. .канд. пед. наук. М., 2000.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006