.J -u-
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
cfr ,,
Be
I
А.И. ДЕГТЕВ
A.I. DEGTEV
HE ПРОПУСТИТЬ «ПЕНЫ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
DO NOT MISS « FOAMS» IN DISTANCE LEARNING
ВОЗМОЖНОСТИ ШИРОКОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
OPPORTUNITIES FOR WIDE AND EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING IN MILITARY EDUCATION
Сведения об авторе. Дегтев Александр Иванович - доцент кафедры устройства и живучести корабля Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», доцент (г. Санкт-Петербург).
Аннотация. В статье сделан анализ целесообразности, возможности широкого и эффективного внедрения дистанционного обучения в военном образовании.
Ключевые слова: обучение, образование, дистанционное обучение, дистанционное образование, технологии дистанционного обучения.
Information about the author. Alexander Degtev - Associate Professor of the Department of the Device and survivability of the ship of the naval institute VUNC «Navy naval academy Admiral of the navy of the USSR N.G. Kuznetsova, retired, associate professor (St. Petersburg).
Summary. The article analyzes the feasibility, effectiveness and expediency of the widespread introduction of distance learning in military education.
Keywords: training, education, distance education, distance learning.
Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребности в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.
Решение этой проблемы заключается в поиске новых форм образования. Одной из них является дистанционное обучение. Изначально оно было задумано для того, чтобы люди, уже получившие очное образование, повышали свою квалификацию.
Безусловно, что идея дистанционного образования представляет
собой прогрессивный вид обучения, позволяющий соединить вместе, в процессе обучения, территориально удаленных преподавателя с учебным материалом и обучающегося.
Дистанционное образование в настоящее время пытается соперничать с традиционными формами (очным и заочным) и занять лидирующее место в системе образования.
Не следует смешивать заочное и дистанционное обучения. Дистанционное необходимо рассматривать как новую форму обучения и, соответственно, дистанционное образование как новую форму образования. Дистанционное обуче-
ние не следует рассматривать как совершенно автономную систему. Оно строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и традиционное обучение. Но формы доведения учебного материала и формы общения преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения те же, что и в очном, но отличаются реализацией.
Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования, предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой стороны, дис-
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
л 1М 3 ^.¡ГТО
танционное обучение необходимо различать как процесс. Дистанционное обучение предполагает создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения и разработку педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.
Идея дистанционного обучения не нова, и в настоящее время его технологии присутствуют во всех формах обучения, обозначенных в «Законе об образовании». Под технологиями дистанционного обучения следует понимать совокупность методов, форм и средств взаимодействия преподавателя с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний.
В идее дистанционного образования принципиален переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) «движения знаний к обучаемым» к «движению обучающихся к знаниям».
Традиционное очное образование несет в себе много общих с дистанционным образованием элементов. Применение компьютеров и телекоммуникаций изменяет традиционные виды занятий, а введение модульного построения позволяет получить видоизмененную, отличную от традиционной, форму очного образования.
Заочное обучение характеризуется тем, что проходит по одному общему для всех плану: установочные занятия, межсессионная работа, экзаменационные и зачетные сессии. Кроме этого, оно, как правило, не предусматривает широкого использования средств новых информационных технологий и как результат - малоконтактное время работы. Если несколько изменить организацию заочного обучения, введя гибкий график учебы и возможность выбора дисциплин для изучения, разрешить сдачу экзаменов по курсу в тот момент, когда обучающийся считает себя подготовленным, расширить возможно-
сти контакта с преподавателем за счет использования электронной почты, аудио- и видеоконференции в межсессионный период, - получится некая новая форма, по своим свойствам близкая к внедряемому дистанционному обучению.
Среди экспертов нет единодушия в оценке технологий дистанционного образования. Одни из них возносят возможности технологий до роли «панацеи» от всех недостатков традиционного обучения, а другие - игнорируя эти технологии, называют их «профанацией образования». Видимо, нужно подходить к этому вопросу с позиций рациональности и не пытаться внедрять технологии ради технологии.
С уверенностью можно сказать, что многие из предлагаемых сегодня курсов дистанционного образования - «пена» на волне модного увлечения. Только поисковые серверы на запрос «дистанционное образование» выдают сотни адресов. Если их проанализировать, то видно, что все они касаются получения гуманитарного образования и нет предложений по инженерным профилям обучения.
В соответствии с концепцией реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в органах управления военного образования, военных академиях, институтах и училищах ведется активная работа по поиску новых, эффективных информационных технологий образования, которые позволили бы вывести подготовку военных специалистов на качественно новый уровень. Идет разработка и внедрение дистанционного обучения в военных вузах на базе компьютерных технологий.
В данной статье делается попытка проанализировать целесообразность, эффективность и возможность широкого внедрения дистанционного обучения в процессе получения военного образования.
Современные квалификационные требования к уровню подготовки выпускников военных
вузов обуславливают необходимость создания таких электронных обучающих комплексов, которые обеспечат одну и ту же компьютерную среду для обучающихся и преподавателей в ходе совместной и самостоятельной работы.
Эффективность подготовки высококвалифицированных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях во многом определяется уровнем внедрения инновационных технологий в сферу военно-профессионального образования. Внедряются элементы технологии дистанционного образования, которые строятся на базе педагогических наработок прошлого, но реализуются в новой предметной среде и на новом технологическом уровне с существенно возрастающими педагогическими возможностями.
Уровень подготовки выпускников военных вузов основывается на фундаментальном базовом образовании, которое можно получить только при очной форме обучения. Причин тому несколько:
- современная военная техника - это объекты коллективного обслуживания, следовательно, и обучение должно проводиться в составе коллектива, чего нельзя достичь при дистанционном обучении;
- обучение по большинству воинских специальностей насыщено курсовыми работами, которые невозможно выполнить без использования описаний, инструкций по обслуживанию и других документов ограниченного доступа;
- специфические условия служебной деятельности выпускников предполагают необходимость их подготовки не только как специалиста, но и как военного человека. Трудно представить себе дистан-ционно-обучающую программу, например, по строевой подготовке;
- в процессе обучения необходимо готовить обучающегося к действиям в экстремальных условиях, чего нельзя добиться при дистанционном обучении;
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
- при дистанционном обучении невозможно отработать практические действия по обслуживанию и боевому применению военной техники;
- трудно представить себе проведение войсковой стажировки или тактико-специального учения с обучающимися, каждый из которых обучается по индивидуальному плану.
В дальнейшем после получения базового профессионального образования предпочтение можно отдать дистанционному обучению, т.к. обучающийся уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.
Нетрудно представить себе некоторые категории лиц, которые остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы. Это, например:
- офицеры, увольняющиеся из Вооруженных Сил Российской Федерации, и члены их семей;
- лица, проходящие службу по контракту;
- служащие Вооруженных Сил РФ, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
- специалисты, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
- лица, готовящиеся к поступлению в вузы.
Но никто не должен быть лишен возможности учиться по причине географической изолированности или невозможности посещать образовательные учреждения в силу занятости по роду деятельности.
В системе военно-профессионального образования значительно шире технологии дистанционного обучения возможно применять только в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных специалистов, да и то в редких случаях.
Необходимость в этом, как правило, вызвана назначением
на новую должность, введением в штатные структуры воинских частей и подразделений новых и исключением утративших свою целесообразность военно-учетных специальностей.
При этом существенные затруднения в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих оказывают значительная удаленность расположения мест прохождения службы от военно-учебных заведений, финансовые и иные трудности. Эти проблемы помогают решить технологии дистанционного обучения, они позволят избежать значительных материальных затрат, связанных с перевозкой, размещением, финансированием, а также не прерывать выполнение функциональных обязанностей по занимаемой должности. Однако при этом следует учитывать то обстоятельство, что передача учебных и учебно-методических материалов, имеющих ограниченный доступ для ознакомления или гриф секретности по открытым каналам связи (почта, телеграф, телефон, факс, Интернет и др.), категорически запрещена. Это существенно снижает качество подготовки обучающихся, а порой делает такое обучение бессмысленным. Специалистам необходимы не только базовые знания по профессиональным вопросам, а главным образом -конкретная и новая информация в объеме занимаемой должности.
Этот фактор в значительной степени влияет на то, что в системе военно-профессионального образования технологии дистанционного обучения пока не находят широкого распространения. Разумеется, сегодня в большинстве высших военных учебных заведениях России внедрены дистанционные технологии и методы обучения, но, как правило, они имеют экспериментальный характер и, несмотря на их актуальность, не получили должного развития в процессе подготовки военнослужащих.
Подводя итог, отмечу, что концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России должна была осуществляться в четыре основных этапа. Последний этап полного развертывания (рабочий этап) единой системы дистанционного образования, который начался в 2000 году, предусматривал завершение (в основном) российской системы многоуровневого дистанциионного образования. Однако этот процесс в военном образовании в настоящее время сдерживается несколькими причинами:
- отсутствием необходимого материально-технического обеспечения;
- дефицитом современной компьютерной техники;
- ограниченными возможностями связи;
- практически полным отсутствием материального стимулирования преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме.
5. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».