Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в вузе'

Дистанционное обучение в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2225
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / SYSTEM OF DISTANCE LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION TECHNOLOGY / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELECTRONIC DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюхина Татьяна Николаевна

Современное высшее образование в России сегодня все больше обращает внимание на возможности применения в учебном процессе разнообразных технологий передачи информации. В связи с этим одним из приоритетных направлений в работе вузов становится создание и непрерывное расширение системы дистанционного обучения студентов. Методика применения этой системы в образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования Российской Федерации поддерживается рядом утвержденных нормативно-правовых актов и законов. В статье представлен анализ отличий дистанционного образования от очной и заочной форм обучения. Названы основные образовательные технологии, являющиеся условием успешной реализации дистанционного обучения в вузе. Проанализированы характерные черты дистанционного обучения студентов. Рассмотрен опыт применения дистанционного учебного процесса в СамГТУ. Электронные дистанционные образовательные технологии используются в заочной форме обучения, что позволяет повысить доступность и качество обучения студентов. В настоящее время на факультете дистанционного и дополнительного образования СамГТУ ведется подготовка студентов более чем по тридцати образовательным направлениям. Охарактеризована упрощенная структура организации учебного процесса на факультете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюхина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AT UNIVERSITY

Modern higher education in Russia turns great attention on application in educational process of various technologies of information transfer. The priority direction for higher education institutions is creation and sovershenstvoany systems of distance learning of students. The technique of application of this form of education in Russia is supported by the approved normative legal acts and laws. The article presents an analysis of the differences distance learning from intramural and extramural mode of study. Presents the conditions for successful implementation of distance learning at university. Analyzed the characteristic features of distance learning. The experience of the application distance learning process in Samara State Technical University considered by the article. Electronic remote educational technologies are used in absentia training that allows to increase availability and quality of training of students. Now at faculty of remote and additional education training of students more than in thirty educational directions is conducted. The article presents a simplified structure of the organization of educational process.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в вузе»

УДК 378.662

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Т.Н. Андрюхина

Самарский государственный технический университет

4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

E-mail: [email protected]

Современное высшее образование в России сегодня все больше обращает внимание на возможности применения в учебном процессе разнообразных технологий передачи информации. В связи с этим одним из приоритетных направлений в работе вузов становится создание и непрерывное расширение системы дистанционного обучения студентов. Методика применения этой системы в образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования Российской Федерации поддерживается рядом утвержденных нормативно-правовых актов и законов.

В статье представлен анализ отличий дистанционного образования от очной и заочной форм обучения. Названы основные образовательные технологии, являющиеся условием успешной реализации дистанционного обучения в вузе. Проанализированы характерные черты дистанционного обучения студентов.

Рассмотрен опыт применения дистанционного учебного процесса в СамГТУ. Электронные дистанционные образовательные технологии используются в заочной форме обучения, что позволяет повысить доступность и качество обучения студентов. В настоящее время на факультете дистанционного и дополнительного образования СамГТУ ведется подготовка студентов более чем по тридцати образовательным направлениям. Охарактеризована упрощенная структура организации учебного процесса на факультете.

Ключевые слова: дистанционное обучение, системы дистанционного обучения студентов, образовательные технологии, электронные дистанционные образовательные технологии.

Развитие системы высшего профессионального образования сегодня во многом определяется эволюцией технологий передачи информации. Формирование этой области знаний устанавливает приоритетные курсы в работе вузов, одним из которых является создание и постоянное расширение системы дистанционного обучения студентов.

Дистанционное обучение сегодня широко используется на всех формах обучения в вузах, и его применение поддерживается рядом утвержденных нормативно-правовых актов и законов Российской Федерации. Существует мнение, что прогресс в дистанционном обучении может пошатнуть позиции традиционных очных форм обучения студентов. Однако сегодня дистанционное обучение не способно полностью заменить очное образование.

По определению доктора педагогических наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения Российской академии образования Е.С. Полат, понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой преподаватель и обучающиеся разделены между собой расстоянием [1-3].

Дистанционное обучение понимается как новая конфигурация обучения, которая существует наравне с очной и заочной формами [4-8].

Главными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются следующие [9]:

Татьяна Николаевна Андрюхина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Автоматизированные станочные и инструментальные системы».

- режим обучения студентов строится сообразно месту жительства либо работы;

- график учебного процесса изменяется в соответствии с курсом обучения и может быть в достаточной степени свободным при открытом образовании, или привязанным к ограниченной численности контрольных точек (сдаче экзаменов, онлайн-сеансам с педагогом), или к групповым занятиям, или к лабораторным работам на оборудовании, которые могут быть даже удаленными;

- контакты с педагогом устанавливаются через средства телекоммуникаций.

Главными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения

являются следующие:

- постоянный контакт с преподавателем, возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

- возможность организации обсуждений, общей работы над планами в ходе изучения образовательного курса;

- передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и продолжительность.

В дистанционной форме обучения отражены общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и частных методик, что обуславливает наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, отличающимися от традиционных средств обучения.

В соответствии с нормативно-правовыми документами основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология, при этом допускается сочетание основных видов технологий [10-11]. Некоторые авторы указывают на перспективность применения в качестве педагогических технологий дистанционного обучения метода проектов, ролевых и деловых игр, ситуационного анализа, дифференциации обучения на основе гипертекстовых технологий [1-4].

Характерными чертами дистанционного обучения можно назвать [12-13]:

- гибкость - обучающиеся работают с учебным материалом в комфортное для себя время, в удобном месте, в самостоятельно определенном темпе;

- модульность - любой модульный курс формирует целостное понятие об определенной предметной области, что позволяет из комплекта самостоятельных курсов-модулей составить учебную программу, отвечающую нуждам конкретного слушателя;

- финансовую эффективность: условная низкая первоначальная стоимость обучения гарантируется за счет ориентированности технологий дистанционного обучения на большую численность обучающихся, а также за счет наиболее результативного применения учебных площадей и технических средств, к примеру, в выходные и праздничные дни;

- новую роль преподавателя - он выступает в качестве тьютора. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса. Он выстраивает студентам персональную образовательную траекторию, оказывает содействие в исполнении аттестационных работ различных типов, способствует решению академических и личных проблем, связанных с обучением. Для образовательного процесса с внедрением дистанционных образовательных технологий свойственно асинхронное взаимодействие его участников

- специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля применяются организуемые дистанционно экзамены, собеседования, проектные работы, компьютерные тестирующие системы;

- внедрение специализированных технологий и средств обучения: под технологией дистанционного обучения будем понимать совокупность методов, форм и средств взаимодействия со слушателем в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний;

- опору на современные средства трансляции образовательной информации [15].

В настоящее время на факультете дистанционного и дополнительного

образования СамГТУ ведется подготовка студентов более чем по тридцати образовательным направлениям. В заочной форме обучения используются электронные дистанционные образовательные технологии, что позволяет повысить доступность и качество обучения студентов. Организация учебного процесса на факультете сегодня имеет следующую упрощенную структуру:

- по электронной почте обучающимся высылаются подробная программа подготовки, список рекомендуемой литературы и информация о преподавателях, руководящих их обучением, предоставляется электронный учебно-методический комплекс (рабочий учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин, электронные учебные пособия по учебным курсам, электронные практикумы, задачники, методические пособия, задания к лабораторным, к контрольным работам, курсовым работам и проектам, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации по изучению учебной дисциплины и организации самоконтроля и проведения текущего контроля);

- согласовывается возможность использования дополнительной литературы и других электронных материалов, которые могут быть размещены на сервере, с удаленным доступом;

- еженедельно выполняются: рассылка материалов, включающих в себя изложение материала, темы, рекомендации по работе с литературой, вопросы и упражнения для самопроверки, ответы на вопросы студентов, контрольные вопросы, ответы на которые необходимо выслать преподавателю, анализ ответов на вопросы прошлого занятия; получение материалов по электронной почте при наличии собственного доступа к сети либо их распечатка в точке доступа к сети, а также выдача их обучающимся, самостоятельная работа по заданной теме, подготовка и отправка по электронной почте ответов на вопросы преподавателя, а также своих вопросов, по которым необходима помощь преподавателя;

- по ходу обучения выполняются несколько рубежных контрольных работ, которые затем пересылаются для проверки преподавателям.

В СамГТУ электронные дистанционные образовательные технологии представлены системой дистанционного обучения «Прометей» [16]. Отметим также, что взаимодействие преподавателя и студента осуществляется не только в рамках дистанционных образовательных технологий, но и непосредственно в одну очную сессию, начиная со второго курса обучения.

Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий является приоритетным курсом в работе вузов и открывает новые аспекты применения педагогических технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004.

2. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. -М.: Академия, 2006.

3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат. -М.: Академия, 2007.

4. Бершадский А.М., Бождай А.С. ГИС в мониторинге региональных образовательных систем // Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре: Матер. науч.-техн. конф. АГТУ. - Астрахань, 1997. - С. 79-80.

5. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 37-41.

6. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз РФ. - М., 1995.

7. Солдаткин В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 10-13.

8. Тихомиров В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 4-9.

9. Родина Е.А. Компьютерные технологии в учебном процессе и дистанционное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru

10. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452. -Режим доступа: http://www.allpravo.ru

11. Королева И.В. Совершенствование методики итогового тестирования в вузах МЧС России на основе виртуальных кейс-технологий: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -СПб., 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://nauka-pedagogika.com

12. Громова Т.В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Самара, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://nauka-pedagogika.com

13. Дударева О.Б., Таран Т.В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://cyberleninka.ru

14. Горовая О. А. Использование дистанционных технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников / О.А. Горовая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3(5). - С. 80-84.

15. Тьютор [Электронный ресурс] / Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». -Режим доступа: http://base.consultant.ru

16. «Прометей» - система дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prometeus.ru

Поступила в редакцию 07.06.2015; в окончательном варианте 07.06.2015

UDC 378.662

DISTANCE LEARNING AT UNIVERSITY T.N. Andryukhina

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: [email protected]

Modern higher education in Russia turns great attention on application in educational process of various technologies of information transfer. The priority direction for higher education institutions is creation and sovershenstvoany systems of distance learning of students. The technique of application of this form of education in Russia is supported by the approved normative legal acts and laws.

The article presents an analysis of the differences distance learning from intramural and extramural mode of study. Presents the conditions for successful implementation of distance learning at university. Analyzed the characteristic features of distance learning. The experience of the application distance learning process in Samara State Technical University considered by the article. Electronic remote educational technologies are used in absentia training that allows to increase availability and quality of training of students. Now at faculty of remote and additional education training of students more than in thirty educational directions is conducted. The article presents a simplified structure of the organization of educational process.

Key words: distance learning, system of distance learning, education technology, electronic distance education technology.

Original article submitted 07.06.2015; revision submitted 07.06.2015

T.N. Andryukhina Associate professor, Dept. Automated machine and tool systems.

УДК 378.14

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ1

Н.С. Бейлина

Самарский государственный технический университет 443100, г Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

Рассматривается формирование социальной компетентности бакалавров в воспитательной деятельности кураторов. Приводится одна из наиболее полных классификаций профессиональной компетентности (А.К. Марковой), в состав которой и входит социальная компетентность. Отмечается, что общекультурные и профессиональные компетенции, составляющие социальную компетентность, наиболее эффективно формируются во внеучебной деятельности, так как она наиболее приближена к профессиональной сфере. Подчеркивается, что внеучебная деятельность способствует более успешному прохождению студентами социально-профессиональной адаптации. Изучение опыта работы современных вузов показало, что специфика внеучебной деятельности состоит в совместной креативной, основанной на доверии и уважении, деятельности педагогов и студентов как субъектов профессионального развития. Рассматривается организация деятельности куратора

1

Исследование осуществляется при поддержке РГНФ, проект № 15-06-10308.

Наталья Семеновна Бейлина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Философия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.