Малышенко Г.И. Теоретические аспекты и перспективы дистанционного обучения в Омском государственном аграрном университете // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/255-00082. - ISSN 2413-4066 УДК 378. 663 : 37. 018. 43 (571. 13)
Малышенко Геннадий Иванович
Доктор исторических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск gi.malyshenko@omgau.org
Теоретические аспекты и перспективы дистанционного обучения в Омском государственном аграрном университете
Аннотация: В данной статье проанализированы особенности дистанционного обучения студентов, выявлены проблемы в организации учебного процесса с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств. Особый интерес представляют возможности использования в преподавательской деятельности системы информационно-образовательной среды университета.
Ключевые слова: модернизация образования, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, дистанционная система, технологические приемы, информационно-образовательная среда.
На современном этапе образовательной деятельности российских вузов все большее внимание уделяется системе дистанционного обучения. Именно оно занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов, открывает большие возможности в организации учебного процесса с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств, а также использованием информации из образовательных массивов сети Интернет.
В дистанционном обучении большую роль играет Интернет как глобальный рынок, самая большая библиотека, площадка для торговли новациями, новая социально-технологическая среда, форум для взаимодействия и общения. Интернет обеспечивает коллективную сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах. Это обстоятельство позволяет определять Интернет как социальное явление, социальную сеть (образовательную, информационную, маркетинговую) и новую ценность современного образования. Отсюда задача преподавателей российских вузов - разработать и описать наиболее оптимальные пути, средства приспособления участников образовательного процесса к жизнедеятельности в киберпространстве, найти методы передачи и закрепления гуманистических ценностей в информационном обществе, предвидеть риски и перспективы дистанционного обучения. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс превращения информации в знание. Самообразовательная активность является показателем степени творческой самореализации личности, способности ее самостоятельно выстраивать жизненные стратегии. Качества, необходимые для самообразования, являются частью дистанционного образовательного процесса. Студенту в системе дистанционного обучения необходимо уметь четко формулировать учебные цели, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на
главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Дистанционная система обучения обладает следующими особенностями: обучением в индивидуальном порядке, свободой и гибкостью управления временем, доступностью для всех, социальным равноправием, творчеством, низким эмоциональном напряжением, минимальными стрессовыми ситуациями. Наоборот, у традиционной системы образования выделены другие особенности - живое общение студентов и преподавателей, наблюдается стрессовое напряжение на экзаменах и семинарах, сильно выражена методологическая и мировоззренческая направленность занятий [1, с.1].
Применение технологических приемов дистанционного обучения активизирует учебно-познавательную деятельность студентов на расстоянии. Наиболее распространенными методами обучения являются следующие: иллюстративный, репродуктивный, исследовательский проблемное изложение и эвристический.
Иллюстративный метод обучения позволяет студентам приобретать знания на лекции, из учебно-методической литературы, через экранное пособие в компьютерном варианте. Воспринимая и осмысливая факты, выводы студенты остаются в рамках воспроизводящего мышления [2, http: // www. distant. ioso.ru/library/publication/6. htm].
Репродуктивный метод обучения содействует постижению учебного материала студентами по правилам, сходными с показанными образцами или ситуациями.
Метод проблемного изложения в обучении применяется при использовании различных источников и средств. Прежде чем излагать материал, преподаватель формулирует познавательную задачу, а затем, сравнивая точки зрения и различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. При данном методе студенты являются соучастниками научного поиска.
Эвристический метод обучения способствует решению поставленных задач либо под руководством преподавателя, либо самими студентами на основе работы с электронными пособиями и учебно-методической литературой.
Исследовательский метод обучения используется после анализа учебного материала, постановки задач, устного или письменного инструктажа преподавателя. Данный метод позволяет обучаемым самостоятельно изучать литературу, источники и выполнять действия поискового характера.
В процессе обучения применение каждого метода сопровождается привлечением необходимых средств. К ним относятся электронные книги, компьютерные учебные материалы (тесты, практикумы), видео учебно-информационные материалы, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, а также учебно-вспомогательные помещения [3, Консультант Плюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. - 2007. - Вып.4].
Необходимым условием дистанционного обучения является наличие компьютера и доступа к сети Интернет. Это позволяет личностно ориентировать обучение студентов, вернуться и просмотреть лекционный материал, работать быстро или медленно в соответствии с индивидуальными особенностями студентов. Руководствуясь планом семинарских занятий и рекомендациями преподавателя, студенты Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина имеют возможность самостоятельно оценивать свои успехи при контрольном тестировании и отразить его результаты на мониторах компьютеров. Благодаря полученным результатам преподаватели предлагают студентам необходимые рекомендации по наиболее успешному усвоению и закреплению конкретной темы. Кроме того, выполненные самостоятельные задания передаются студентами либо по электронной почте, либо оформляются на электронных дисках.
В большинстве случаев при организации аудиторного занятия времени на учебное общение преподавателю крайне мало. К тому же, большая часть знаний воспринимается
студентами не только через слух, но и через зрение. Между выдачей учебного материала преподавателем и получением ее студентом всегда имеется как временная, так и пространственная дистанция. Поэтому качество знаний при дистанционном обучении во многом зависит от мотивации обучаемых, так как они осознают, что результат их обучения зависит от них самих.
К числу несомненных достоинств дистанционного обучения относится тот факт, что студент может учиться тогда, когда ему это удобно, в любое время суток. Интенсивность и продолжительность занятий он регулирует самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, может потребоваться разное количество времени. Если студент, например, пропустил занятие, у преподавателя не будет времени объяснить ему уже пройденную тему. Технологии дистанционного обучения позволяют легко избежать подобных накладок. В любой момент студент-прогульщик может с помощью электронной почты связаться со своим преподавателем и задать ему вопросы по пропущенной теме занятия.
Главным преимуществом дистанционного обучения является смещение акцента с вербальных методов обучения на методы творческой деятельности. Возможности дистанционного обучения позволяют шире, чем традиционные методы и методики использовать образовательный потенциал изучаемых дисциплин. Целью дистанционного обучения является не столько обучение готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в учебном материале, в первую очередь, с помощью источников. При этом активизируется познавательная активность студентов, обеспечивается максимальный самоконтроль, а также обратная связь с преподавателем.
При дистанционной форме организации учебного процесса контроль преподавателя за выполнением тестовых заданий также осуществляется с учетом обратных связей и контроля, содержащих три необходимых элемента.
Во-первых, система тестов, включенная непосредственно в дистанционное обучение, позволяет оценивать исходный уровень обучающегося перед изучением каждого раздела. В случае неверных ответов и недостаточного уровня знаний программа тестирования позволяет вновь студентам пройти тестирование.
Во-вторых, после изучения каждого раздела обучающийся должен ответить на блок тестов для закрепления материала. При этом происходит обращение к самостоятельной тестовой компьютерной программе. В зависимости от полученных результатов программа выдает рекомендации, запрограммированные в ней и зависящие от суммы баллов.
В-третьих, после изучения темы студентам предлагаются тестовые задания, ответы на которые они должны отправить с помощью электронной почты своему преподавателю. Кроме того, обучаемым предоставляется возможность при выполнении задания использовать также электронные диски. Проанализировав ответы, преподаватель отправляет замечания и пожелания по электронной почте или возвращает диск студенту.
В дистанционном обучении имеется одно существенное ограничение - возможность доступа студентов к среде передачи информации. Так, например, видео-и аудиокассеты с учебным материалом могут быть изучены студентом либо в домашних условиях, либо в любом другом месте, где есть аудио- и видеоаппаратура. Электронные диски с выполненными заданиями и электронные пособия самостоятельно можно просматривать студентам в компьютерных классах.
Безусловно, дистанционная форма обучения студентов Омского государственного аграрного университета требует дальнейшего усовершенствования. Прежде всего, затруднена идентификация обучаемого: проверить, кто выполнил учебное задание в домашних условиях, пока невозможно. Стараясь компенсировать этот недостаток, например, преподаватели гуманитарных дисциплин, практикующие дистанционное обучение, проводят итоговые занятия в компьютерных классах. Это позволяет автоматизировать практически все, кроме личности самого преподавателя. Рабочее время педагога может быть посвящено научно-педагогическому творчеству и освоению технологий дистанционного обучения.
В современном дистанционном обучении еще не обеспечена мотивация учебной деятельности обучаемых, побуждающая их к активной познавательной деятельности. Решение этой проблемы требует пересмотра взглядов на содержание методических материалов в системах дистанционного обучения. Стоит перечислить проблемы педагогики дистанционного обучения: разнородность терминологии в области дистанционного обучения и информационных технологий в образовании; недостаточное финансирование образовательных программ и проектов, реализуемых с использованием технологий ДО; недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов и преподавателей дистанционного обучения; неразработанность единых концептуальных подходов к дистанционному обучению как педагогической системе в России; отсутствие механизмов обеспечения эффективности и качества дистанционного обучения, требований к оценке качества электронных изданий для дистанционного обучения; недостаточное привлечение студентов - субъектов, участников дистанционного учебного процесса - к обсуждению проблем обучения в дистанционной форме.
В настоящее время на агротехнологическом факультете и факультете агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования используются возможности Интернет для дистанционного обучения через учебный портал «Информационно-образовательная среда Омский ГАУ» (ИОС). Обучаемым предоставляется возможность доступа к учебной информации, содержащейся в сетевых курсах, для самостоятельной работы при подготовке к семинарам, практическим занятиям и курсовых работ, промежуточному и итоговому тестированию, а также самотестированию. Также предоставляется возможность получать консультации по электронной почте и на форуме в течение всего процесса обучения.
С учетом развития системы открытого образования наиболее перспективной моделью организации учебного процесса в университете является интеграция очной и дистанционной форм обучения (рисунок 1).
Рис. 1. Модель интеграции очной и дистанционной форм обучения Из вышеприведенного рисунка видно, что сохраняются общие принципы построения традиционного учебного процесса. При этом определенную долю преподаваемых дисциплин обучаемые усваивают в традиционных формах обучения (очной или заочной), другую часть дисциплины - по технологиям сетевого обучения. Соотношение долей определяется
готовностью к подобному построению учебного процесса кафедрами в целом, а также техническими возможностями университета.
Как видно из рисунка 1, использование учебного портала ИОС значительно расширяет организационные формы учебного процесса, которые могут использоваться при смешанном обучении в университете. Наиболее доступными, с преподавательской точки зрения, для преподавания дисциплин являются «электронные» лекции, вебинары, текущее и групповое консультирование (тьюториалы).
По мере внедрения в университете портала «Информационно-образовательная среда ОмГАУ-Moodle» резко повышаются требования к качеству учебных материалов и обеспеченности учебных занятий и аттестаций электронным образовательным контентом. Поэтому основным видом педагогической нагрузки экстерриториального преподавателя становится учебно-методическая работа, которая выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательной деятельности: учебники; учебные пособия; авторские курсы лекций; сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (case-study); сборники тестов; рекомендации по проведению практических занятий; руководство по изучению курса (study-guide) и другие материалы для организации самостоятельной работы.
Таким образом, в современных условиях преподавательской деятельности наблюдается широкое применение различных технологий дистанционного обучения. Целесообразность сетевого обучения в рамках информационно-образовательной среды университета является предметом дискуссий участников научно-практических и методических конференций.
Ссылки на источники
1. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. // NB: Педагогика и просвещение. - 2014. - № 1. - С. 1—13.
2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. distant. ioso.ru/library/publication/6. htm
3. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации: утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 // Консультант Плюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. -2007. - Вып.4.
Gennady Malyshenko
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Theoretical Aspects And Prospects Of Distance Learning In Omsk State Agrarian University
Abstract: In this article we analyzed the features of distance learning students, identified problems in the educational process with the prevalence of distance education technologies, methods, forms and means. Of particular interest are the possibilities of using in teaching of information and educational environment of the University.
Keywords: Modernization of education, distance learning, distance education technologies, remote system, processing methods, information and educational environment.