Научная статья на тему 'Разработка системы организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении'

Разработка системы организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубракова Александра Александровна

Автором рассматриваются актуальные задачи организации учебного процесса с учетом дистанционных образовательных технологий. Предлагается концепция системы дистанционного обучения на основе телекоммуникационных технологий. Обосновывается практическая значимость внедрения инновационных форм обучения и необходимость формирования высокого уровня готовности вузов к системным преобразованиям, который позволит им развиваться столь же высокими темпами, как происходит развитие технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING SYSTEM DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION

The author discusses the topical issues of educational process organiz ation considering distance learning technologies. We offer the concept of distance learning based on telecommunication technologies. The article substantiates the practical significance of the introduction of innovative forms of learning and the need for a high level of readiness of universities to systemic change that will enable them to develop as high a pace as is the development of the technology.

Текст научной работы на тему «Разработка системы организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении»

разработка системы организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении

DISTANCE LEARNING SYSTEM DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION

УДК 378.1

КУБРАКоВА Александра Александровна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, kubikspb@ mail.ru

KUBRAKOVA, Alexandra Alexandrovna

Post-graduate student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

Автором рассматриваются актуальные задачи организации учебного процесса с учетом дистанционных образовательных технологий. Предлагается концепция системы дистанционного обучения на основе телекоммуникационных технологий. Обосновывается практическая значимость внедрения инновационных форм обучения и необходимость формирования высокого уровня готовности вузов к системным преобразованиям, который позволит им развиваться столь же высокими темпами, как происходит развитие технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, телекоммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии в высшем учебном заведении.

Abstract.

The author discusses the topical issues of educational process organization considering distance learning technologies. We offer the concept of distance learning based on telecommunication technologies. The article substantiates the practical significance of the introduction of innovative forms of learning and the need for a high level of readiness of universities to systemic change that will enable them to develop as high a pace as is the development of the technology.

Key words: distance learning, telecommunications technologies, distance education technologies in higher education.

В настоящее время абсолютно очевидно, что современное образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых стандартов. Мировые тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологическая база и ее элементы, практически полностью отсутствовавшие в традиционном образовании, теперь занимают первостепенное значение. Это обусловлено тем, что инновационные образовательные системы ориентированы на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий, что направлено на повышение качества подготовки специалистов.

Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет осуществлять одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение (ДО) [1].

Помимо этого, нельзя не отметить социальную и экономическую эффективность ДО. Социальная эффективность предполагает повышение уровня образования, профессиональной подготовки и мобильности молодежи, формирование полезных навыков и привычек.

Экономическая эффективность выражается в сокращении сроков обучения, повышении качества образования в результате внедрения в практику новых методов обучения, сокращении финансовых расходов на обучающий процесс.

Система дистанционного обучения - это, прежде всего, индивидуальное обучение в телекоммуникационной компьютерной среде, основанное на самомотивации студента, позволяющее ему, помимо обычных образовательных задач, решать и другие задачи (повышенного уровня, бизнес-кейсы, создавать инновационные и творческие проекты), причем достаточно эффективно. Однако самое главное, что превращает студента, обучающегося дистанционно, в уникального специали-

ста, это умение ориентироваться в незнакомой ситуации, совершенствовать свои знания во всех интересующих его областях, способность быстро находить информацию в системах телекоммуникаций и связи, ее автоматически обрабатывать и анализировать [2].

В данной статье автором предлагаются концептуальные подходы разработки системы организации дистанционного профессионального образования, обосновывается важность и целесообразность внедрения такой системы в современном прогрессивном научно-образовательном центре, университете или институте.

Повсеместное применение в ближайшем будущем технологии получения любого образования на дому с дистанционной доставкой учебного контента, дистанционным общением преподавателя и студентов, дистанционным контролем полученных знаний и квалификационной аттестацией уже ни у кого не вызывает сомнения.

Парадигма, формируемая на основе вышеперечисленных критериев, радикально отличается от традиционного подхода к обучению. При традиционной модели все начинается с лекций, которые обычно читаются в аудитории, по определенному расписанию. Затем следуют практические занятия (семинары) и промежуточные проверки знаний (тесты, контрольные, экзамены), по результатам которых студенты, выполнившие 80-90% заданий, получают оценки «хорошо» и «отлично», а остальные не с первого раза - свои заслуженные «удовлетворительно», и затем переходят к следующей теме. Такая методика приводит к нежелательным последствиям, в которых некого винить кроме системы в целом: все учащиеся должны заниматься в едином ритме, так как лекции читаются группам, в которых может быть до 100 человек, и никто не принимает во внимание, что половина аудитории не понимает материала, отвлеклась или попросту «болела/работала» в это время. Таким образом, какая-то часть студентов не усвоит материал и автоматически перейдет к изучению следующей темы или даже дисциплины,

а это может означать значительный пробел в базовых знаниях. Так обстоят дела с традиционной моделью обучения (очное/заочное/ очно-заочное) в настоящее время [3].

Предлагаемая система обучения позволяет работать по другой методике подготовки специалистов вуза. Все вышеперечисленное происходит в ней одновременно, причем в насыщенной данными среде.

Такая система основана на создании виртуальной базы данных, с идентифицированным доступом студентов к ее ресурсам в интересах получения профессиональных знаний и умений, практического нарабатывания навыков решения задач, получения индивидуальных разъяснений преподавателя в случае возникновения трудностей с усвоением материала, контроля успешности выполнения учебного процесса и в итоге получения необходимой квалификации. Рассмотрим концептуальные подходы разработки системы организации ДО более подробно.

Прежде всего, должна быть создана онлайн-библиотека, состоящая из трех образовательных модулей: видеолекции, практические задания, взаимообучение.

Видеолекции записываются преподавателями по всем дисциплинам обучающего курса, например по специальности «Экономика», начиная с «Введения в специальность» и заканчивая «Бизнес-планированием». Суть видеолекций - усвоить тему, а потом перейти к задачам, сгруппированным в модулях «Практические задания», направленным на усвоение и укрепление освоенных раннее теоретических знаний. По завершении изучения модулей дисциплин студентам предлагается объединиться в группы и выполнить творческие или научные проекты (решить бизнес-кейс, поучаствовать в олимпиаде, написать научную работу и т. д.), представленные в модуле «Взаимообучение». Все модули визуально можно представить в системе в виде «карты знаний» (рисунок 1).

Эта схема изображает первоначальное состояние онлайн-библиотеки программного обеспечения: обучающие модули, включающие базовые и итоговые темы. Идея заключается в том, чтобы дать каждому пользователю возможность начать обучение с самого базового уровня, двигаться в своем индивидуальном ритме, переходя к более сложным темам.

Рисунок 1

Схема «карта знаний»

Студент на каждом этапе своего обучения самостоятельно в удобное для него время просматривает видеозапись лекционного материала длительностью, например, около 30 минут. Данные видеолекции подобны обычным аудиторным лекциям, на которых преподаватель объясняет материал, записывает формулы, объясняет понятия, только в виртуальной среде. В любой момент пользователь может остановить запись, перемотать ее назад, если отвлекся на какое-то время, уточнить термин на других ресурсах, если до этого ни разу его не слышал. Более того, в любой момент можно вернуться к пройденному материалу и повторить его. Студент потратит необходимое ему время для усвоения того или иного теоретического материала, после чего сможет перейти к решению практических задач. Находясь в первоначальной стадии изучения модуля «Практические задания», студенту будет предложено решить ряд задач, после чего он сможет перейти на следующий уровень обучения. Причем необходимо решить правильно 10 задач подряд, только тогда этот модуль обозначится зеленым цветом, что означает отличное усвоение им темы.

Если обучаемый имеет трудности в решении данной задачи, он может кликнуть на ссылку «смотреть решение», и откроется видеоподсказка, в которой будет показано, какие действия нужно выполнять шаг за шагом. Причем сначала пользователь видит пример в классическом черно-белом формате, но как только задача (задание) начнет поэтапно выполняться, важные элементы, на которые необходимо обратить внимание, изменяют цвет. Таким образом, студент получит индивидуальную пошаговую инструкцию по выполнению задания, вызвавшего у него вопросы.

Когда у студента начнет получаться решать практические примеры, то он не двинется дальше, выполнив, например, только 80% задач, что соответствует оценке «хорошо». Система будет генерировать задачи до тех пор, пока пользователь не выполнит правильно 10 заданий подряд, даже если для этого понадобится решить 1000 задач. Суть данного процесса заключается в том, чтобы обучаемый не переходил к новому материалу пока полностью не освоит старый, чтобы избежать пробела в базовом курсе знаний. Такая концепция не позволит студентам скрывать

Ф1ЧП.1И1 1141 ]ипегп* 119^9 граф 1 [|1Р1ГР>1 : Шрлгра) }

Гртипл ОПТ Сушив ■ Ч1Н14|вил:пр №1» №717ЛЛ1 рт Л Е БЛ (] Ш ) КпЕЛЕ Н1ЛЫИф4 и сит« 1 фпъ ■сана «1 Т* ШШП "-и Фтсвшнгрк'лм ирл^ игнпкт^тш

...............л "Фшимгы. ПфОШН арсчшт} Ч* г Г|1 —п 1 ■ Ш-Л г.? '.кеак н —- ши

.1нРнАН .'ч'< г/||ШМч НП*. к/|Н 1 ПТ " - 1

чяишш

ФИОпудени

ФИОГ^дентл уг2

ФИО ГГ|Ч)

ФИО нтл ЛМ

ФИО П> &

ФИО принта ЛИ Ь

•НО ГТ[М1ГГ,1 41

иООПЮЦ)

С.'Л ЕП,™-им (Я'11

«ТО тшрнм &ИГ

№0 студв-н ШЧ

3^0 студвчн йгИ

№0 стулечн ШЧ

>Ш1| 1ц^иГ|111|

С^Ощлвчн«!? !

«йсмыиаш

ОШ] лудрнп М 14

Рисунок 2

Статистическая таблица успеваемости студентов

пробелы в знаниях, она даст возможность проводить качественные занятия, потому что предоставит максимально подробную информацию для них. Эта система кардинально меняет подход к обучению и предусматривает самостоятельную ответственность студента за свою учебу, индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.

При этом преподаватель (тьютор) в любой момент времени может посмотреть данные о состоянии дел в своих учебных группах. Ежедневно обновляемая таблица (рисунок 2) показывает уровень подготовки каждого студента в процессе обучения.

В первом столбце мы видим список учебной группы или потока пофамильно, каждый следующий столбец таблицы соответствует заданию, предлагаемому учителем. Зеленым цветом обозначены модули, по которым ученик уже получил 10 правильных ответов подряд, желтым - модули, над которыми ученик работает в данный момент, причем успешно, красным - модули, в которых ученик пытался решить множество задач, но так и не получил 10 правильных ответов подряд, следовательно, эта тема вызвала у него затруднения. Соответственно с этими учащимися необходимо дистанционно связаться и ответить на вопросы или дать разъяснение по поводу темы, усвоенной не очень хорошо. При этом опять же потребности каждого студента удовлетворяются адресно (индивидуально). Тьютор помогает студентам осваивать именно тот материал, который вызывал у них затруднения. Остальные обучаемые в это время продолжают осваивать модули и двигаться дальше в своем индивидуальном темпе, работая дома с использованием своего компьютера (планшета, смартфона, ноутбука и т. д.) и данной образовательной системой.

Преподаватель также может наблюдать статистику по темам (видео), которые собрали большее количество просмотров, чем, например, количество студентов в группе, более чем

в 2-3 раза. Это значит, что в видео есть какие-либо упущения или не совсем понятно изложен материал, потому что каждый студент пересматривал его по 2-3 раза. Тьютор может написать комментарий под видео или вообще переписать его, чтобы новая версия дала лучший результат. Уже даже на основе этих данных можно достигать тех образовательных целей, которые раньше не были доступны.

Каждый учащийся может осваивать материал в своем темпе, а у преподавателя появляется возможность контролировать процесс, при котором каждый студент занят работой. Система дает возможность преподавателю видеть прогресс каждого студента, группы или потока в реальном времени, то есть использовать свое время более эффективно, помогая тем, кто действительно в этом нуждается. Концепция программы заключается в том, чтобы устранить из учебной аудитории пассивность, не устраняя живое общение [3]. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а главной задачей тьютора становится создание благоприятных и комфортных условий для их инициативы, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что и делает процесс обучения более чем продуктивным [4]. Преподаватель теперь является не просто лектором, излагающим готовые знания, а наставником, основная задача которого сводится к организации процесса обучения, и студента, деятельность которого проходит под девизом: «Научиться можно только самому!»

Эффективно организовать внешний контроль преподаватель может с помощью балль-но-рейтинговый системы, которая позволяет студенту:

• самому распоряжаться своим временем и темпом обучения;

• выбирать порядок выполнения учебных заданий;

• постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий;

• сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов;

• углубляться в интересующие его области науки [5, с. 64].

Каждая часть такой системы сама по себе уже ценный ресурс, и если их объединить, то получится инновационная образовательная платформа, предоставляющая качественное дистанционное образование, направленное не только на получение основополагающих знаний, но и на развитие творческого потенциала студента и совершенствование системы отношений преподаватель - студент.

На выходе мы получаем квалифицированного специалиста, готового к работе в корпоративных информационных сетях и онлайн-библиотеках, не требующего дополнительного времени на переподготовку и доучивание. Именно за этим в ближайшем будущем будут приходить абитуриенты, желающие не просто получать готовые знания (что характерно для существующих программ высшей школы) и корочку, а за умения находить решения в нестандартных ситуациях, когнитивные процессы поиска и создания творческих решений. Основная масса студентов прекрасно понимает, что качественное высшее образование сегодня - это их устойчивое экономическое положение в будущем.

Повышение уровня развития средств телекоммуникаций и связи будет в значительной степени стимулировать приток студентов в вуз, использующий новые перспективные образовательные и информационные технологии [2].

Поэтому об организации такой системы следует задуматься уже сейчас. Первоначальными задачами при этом должны стать [1]:

• разработка концепции системы оказания государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования с учетом дистанционных образовательных технологий;

• организация научно-производственного отдела по созданию учебно-методического контента в новых аудиовизуальных цифровых

форматах для обеспечения потребностей дистанционного образования в вузе;

• создание и эксплуатация виртуальной образовательной среды (онлайн-библиотеки) на базе технологической интернет-платформы, обеспечивающей авторизированный доступ пользователей (студентов) к ее ресурсам (контенту);

• подготовка (обучение) преподавательского состава к работе со студентами (с аудиторией) в интерактивном режиме через видео-, аудио- и текстовую информацию;

• оказание услуг дистанционного обучения по направлениям профессионального образования вуза, в частности на заочном отделении, как стартовой площадке для апробации разработанной образовательной системы.

Экономические показатели эксплуатации предложенной системы вполне реальны для государственного вуза. Первоначальные инвестиции необходимы для создания интернет-платформы (1,5-2 млн руб.) и разработки цифровых материалов (100 тыс. руб. за курс). Постоянные затраты на поддержку системы будут определяться только заработной платой 5-8 инженеров. При этом материалы и видеолекции не придется менять каждый год, многие дисциплины (математика, естественные науки, экономическая теория и т. д.) не меняются так быстро. Постепенно пополняемая электронными материалами библиотека создаст уникальную локализованную среду обучения, доступную широкой аудитории. Система будет работать и приносить доход до тех пор, пока ее будет поддерживать минимальная группа специалистов.

Но главный эффект от применения новых технологий дистанционного обучения на базе телекоммуникационной платформы заключается в том, что они служат стимулами для реорганизации образования и позволяют преподавателям выстроить более привлекательный и эффективный учебный процесс и сами занятия.

Список литературы

1. Соловов А. В. Тенденции мирового образования // Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете (ЦНИТ С ГАУ). URL: http://www.cnit.ssau.ru/do/review/do_world/part2.htm#l2 (дата обращения: 09.08.2015 г.).

2. Грачев В. В., Минзов А. С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Открытое образование. URL: http://www.e-joe.ru/sod/99/3_99/st176.html (дата обращения: 24.07.2015 г.).

3. Концепция Академии Хана. URL: https://ru.khanacademy.org/ (дата обращения: 05.08.2015 г.).

4. Скобелев В. Л. Задачи и особенности организации дистанционного образования как высшей формы интерактивного обучения // Интерактивные технологии и дистанционное обучение как инструмент повышения качества образования: сборник трудов V Международной научно-методической конференции, 4 февраля 2014 года. СПб.: СПбГУКиТ, 2014. С. 138-142.

5. Никонова Е. З. Активация учебного процесса в вузе // Инновационные подходы в организации учебного процесса в вузе: Материалы вузовского методического семинара-конференции, 29-30 марта 2011 года. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. 184 с.

6. Голубева В. К., Какосьян Э. К. Выбор направления инновационного развития предприятий сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2014. № 4. С. 68-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.