Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения дистанционного образовательного процесса программными продуктами компании Microsoft'

К вопросу обеспечения дистанционного образовательного процесса программными продуктами компании Microsoft Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
860
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OFFICE 365 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / MICROSOFT OFFICE / E-LEARNING TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревунов Роман Вадимович, Янченко Дмитрий Валерьевич

В связи с тем, что многие высшие учебные заведения Российской Федерации используют в качестве программных сред обработки текстовых и табличных данных продукты компании Microsoft, видится целесообразным создание функциональной системы дистанционного образования на основе готовых решений в области программного обеспечения и инфокоммуникационных технологий. В статье анализируется вопрос реализации дистанционных электронно-образовательных технологий по программам высшего профессионального образования на примере использования электронного пакета Office 365, распространяемого по подписке высшего учебного заведения на программные продукты Microsoft Office. Аргументируется практическая значимость перехода на дистанционные образовательные технологии в обучении студентов очного и заочного направлений. Рассматриваются некоторые готовые программные решения для осуществления дистанционного образовательного процесса. Изучается алгоритм взаимодействия между преподавателем и студентом в контексте дистанционного обучения инструментарием программного продукта Office 365, достоинства и недостатки работы участников образовательного процесса в рассматриваемой электронной среде. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации определяется вектор развития дистанционных образовательных технологий в синтезе с традиционными педагогическими подходами в контексте обеспечения качественного образования в независимости от местонахождения педагога и студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревунов Роман Вадимович, Янченко Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PROVIDING A REMOTE EDUCATIONAL PROCESS WITH PROGRAM PRODUCTS OF MICROSOFT COMPANY

Due to the fact that many higher educational institutions of the Russian Federation use Microsoft products as software tools for processing text and tabular data, it seems expedient to create a functional system of distance education based on ready solutions in the field of software and infocommunication technologies. The article analyzes the issue of implementing distance electronic and educational technologies for higher professional education programs using the example of the use of the Office 365 electronic package distributed by subscription to a higher education institution for Microsoft Office products. The practical significance of the transition to distance educational technologies in teaching full-time and correspondence students is argued. Some ready-made software solutions for the implementation of distance educational process are considered. The algorithm of interaction between the teacher and the student in the context of distance learning by the toolkit of the Office 365 software, the advantages and disadvantages of the participants in the educational process in the electronic environment under consideration is studied. In accordance with the requirements of the legislation of the Russian Federation, the vector of development of distance educational technologies in synthesis with traditional pedagogical approaches is determined in the context of providing quality education, regardless of the location of the teacher and student.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения дистанционного образовательного процесса программными продуктами компании Microsoft»

педагогические науки

Ревунов Роман Вадимович, Янченко Дмитрий Валерьевич К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ...

УДК 378

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОГРАММНЫМИ ПРОДУКТАМИ КОМПАНИИ MICROSOFT

© 2018

Ревунов Роман Вадимович, кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета управления Южный федеральный университет (344000, Россия, Ростов-на-Дону, проспект Стачки, 200/1, e-mail: [email protected]) Янченко Дмитрий Валерьевич, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмента и информатики» Донской государственный аграрный университет, филиал - Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт (346428, Россия, Новочеркасск, улица Пушкинская, 111, e-mail: [email protected])

Аннотация. В связи с тем, что многие высшие учебные заведения Российской Федерации используют в качестве программных сред обработки текстовых и табличных данных продукты компании Microsoft, видится целесообразным создание функциональной системы дистанционного образования на основе готовых решений в области программного обеспечения и инфокоммуникационных технологий. В статье анализируется вопрос реализации дистанционных электронно-образовательных технологий по программам высшего профессионального образования на примере использования электронного пакета Office 365, распространяемого по подписке высшего учебного заведения на программные продукты Microsoft Office. Аргументируется практическая значимость перехода на дистанционные образовательные технологии в обучении студентов очного и заочного направлений. Рассматриваются некоторые готовые программные решения для осуществления дистанционного образовательного процесса. Изучается алгоритм взаимодействия между преподавателем и студентом в контексте дистанционного обучения инструментарием программного продукта Office 365, достоинства и недостатки работы участников образовательного процесса в рассматриваемой электронной среде. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации определяется вектор развития дистанционных образовательных технологий в синтезе с традиционными педагогическими подходами в контексте обеспечения качественного образования в независимости от местонахождения педагога и студента.

Ключевые слова: электронно-образовательные технологии, Office 365, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, инфокоммуникационные технологии в образовании, Microsoft Office.

TO THE QUESTION OF PROVIDING A REMOTE EDUCATIONAL PROCESS WITH PROGRAM PRODUCTS OF MICROSOFT COMPANY

© 2018

Revunov Roman Vadimovich, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor at the Faculty of Management Southern Federal University (344000, Russia, Rostov-on-Don, Stachki ave., 200/1, e-mail: [email protected]) Yanchenko Dmitry Valerievich, candidate of technical sciences, associate professor,

professor of the department "Management and informatics" Don State Agrarian University, branch - Novocherkassk Engineering Institute Reclamation (346428, Russia, Novocherkassk, Pushkinskaya str., 111, e-mail: [email protected])

Abstract. Due to the fact that many higher educational institutions of the Russian Federation use Microsoft products as software tools for processing text and tabular data, it seems expedient to create a functional system of distance education based on ready solutions in the field of software and infocommunication technologies. The article analyzes the issue of implementing distance electronic and educational technologies for higher professional education programs using the example of the use of the Office 365 electronic package distributed by subscription to a higher education institution for Microsoft Office products. The practical significance of the transition to distance educational technologies in teaching full-time and correspondence students is argued. Some ready-made software solutions for the implementation of distance educational process are considered. The algorithm of interaction between the teacher and the student in the context of distance learning by the toolkit of the Office 365 software, the advantages and disadvantages of the participants in the educational process in the electronic environment under consideration is studied. In accordance with the requirements of the legislation of the Russian Federation, the vector of development of distance educational technologies in synthesis with traditional pedagogical approaches is determined in the context of providing quality education, regardless of the location of the teacher and student.

Keywords: e-learning technologies, Office 365, distance learning, distance educational technologies, infocommunication technologies in education, Microsoft Office.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Распространение инфокоммуникационных технологий в современном мире ставит задачу модернизации современных образовательных процессов в плоскости постепенного перехода на дистанционное обучение и создание устойчивой электронной образовательной системы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формально трактует взаимодействие участников образовательного процесса в отсутствии непосредственного контакта следующим образом: «...под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникацион-

ных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Современные образовательные технологии ориентированы на непосредственное взаимодействие педагога и студента, в тоже время концепция перехода на дистанционные технологии в обучении предопределена рядом объективных социальных и технических предпосылок, обусловленных требованиями рынка труда и современных экономических реалий [1-4] а именно:

- современный студент-очник устраивается на работу с первых лет обучения в стенах вуза, следовательно,

Revunov Roman Vadimovich, Yanchenko Dmitry Valerievich TO THE QUESTION OF PROVIDING A REMOTE ...

pedagogical sciences

велика вероятность пропуска аудиторных занятии;

- финансовые затраты на проживание и транспорт для иногородних студентов во многом несопоставимы с бюджетом обучающегося;

- для студентов-заочников актуальна безотрывная от производства, практико-прикладная и профессионально-ориентированная система образования. Анализ взаимодеиствия со студентами заочного направления подготовки показал, что среднестатистическии заочник - человек средних лет, работающии в сфере народного хозяиства, обладающии определенными сформированными в ходе его профессиональнои деятельности навыками и компетенциями. Классический аудиторный подход к получению новых знании, умении и компетенции ему не подходит: современный работодатель, не желая терпеть убытки, не всегда готов отпустить заочника-профессионала с производства на обучение по классическим образовательным технологиям.

- конкурентная борьба за рынок инфокоммуникаци-онных технологий между российскими операторами сотовой связи «большой тройки» МТС, Билайн и МегаФон обуславливает постоянный поиск технических решений для расширения зоны покрытия сетью Интернет, что выгодно с точки зрения расширения географии дистанционных образовательных технологий;

- достаточное количество готовых программных решений для реализации демонстраций, проведения лабораторных и практических занятий в контексте дистанционного образовательного процесса;

- перспектива карьерного роста специалиста на производстве во многом обусловлена скоростью получения определенных узкоспециализированных знаний в рамках курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки;

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ практики использования дистанционных образовательных технологий ведущих вузов страны показывает, что дидакти-ко-методологические подходы в обеспечении образовательного процесса инфокоммуникационным инструментарием имеет некоторые общие черты, а именно:

- использование электронной почты как основного инструмента дистанционной коммуникации между педагогом и студентом. Почтовые сервисы Google, Mail, Yandex способны обеспечить взаимодействие участников образовательного процесса на расстоянии посредством обмена сообщениями. Задача педагога при данном способе осуществления образовательного процесса состоит в согласовании удобного для обучающегося формата методического обеспечения преподаваемого курса или дисциплины. Унификация технических средств просмотра текстового и мультимедийного контента позволяет открывать файлы учебно-методического обеспечения на платформах Windows, iOS или Android.

- разработка вузом собственной электронно-образовательной среды, обеспечивающей интеграцию средств коммуникации между участниками образовательного процесса, учебно-методического обеспечения курса и других дидактических материалов в пределах одной Web-платформы, чаще всего являющейся интернет-сайтом самого учебного заведения. Силами педагогов или сотрудников IT-отдела вуза на сайте размещается учебно-методическая литература, доступная для загрузки обучающимся после прохождения процедуры идентификации. Обратная связь между педагогом и студентом осуществляется посредством личных сообщений, электронной почты или чата, контроль усвоения полученных знаний осуществляется в виде тестирования в пределах электронной образовательной платформы вуза.

- разработка и проведение видеокурсов и семинаров по предметным областям знаний в пределах вузовских или открытых образовательных платформ с докумен-

тальным подтверждением результата прохождения обучения по результатам прохождения итоговой аттестации чаще всего в виде тестирования;

Сложившаяся в настоящее время система высшего образования является синтезом классических занятий лекционно-семинарского типа с применением дистанционных образовательных технологий [5-12]. Технические, естественно-научные, физико-математические направления обучения будущего специалиста включают большой объем выполнения лабораторных работ при непосредственном контакте с лабораторным оборудованием, следовательно, полный переход на дистанционные образовательные технологии в ближайшей перспективе видится затруднительным. С одной стороны, потенциальный работодатель заинтересован в сотруднике, обладающим практическими, безопасными и высокоэффективными навыками работы, обучить которым в контексте системы дистанционного образования невозможно на данном этапе развития инфокоммуника-ционных образовательных технологий. Умение работы «руками», быть «на ты» с установками и измерительной техникой - неоспоримое конкурентное преимущество в борьбе за вакансию. С другой стороны, проанализировав тенденцию развития скорости и качества передачи информации при помощи телекоммуникационной сети интернет, переход на очно-дистанционный метод подготовки специалистов в областях экономики, юриспруденции, социально-гуманитарных отношений открытая и весьма перспективная образовательная ниша, заполнить которую стремятся многие коммерческие вузы и учебные заведения с государственным участием [13-18].

Формирование целей статьи (постановка задания). Относительно большие капиталовложения в разработки собственных дистанционных образовательных платформ, привлечение сторонних фирм-разработчиков прикладного софта для обеспечения взаимодействия участников образовательного процесса на расстоянии обуславливает интенсивный поиск готовых недорогих или условно-бесплатных программных решений для реализации двусторонней коммуникации педагога и студента средствами интернет-технологий. Критериям выбора современного дистанционно-ориентированного программного продукта является интеграция в пределах одной компьютерной программы основных инструментов коммуникации на расстоянии, а именно:

- возможностью быстрого обмена файлами;

- поддержкой голосовой и видеосвязи для проведения групповых семинаров, конференций или индивидуальных консультаций;

- интегрированной системой тестирования;

- наличием чата для оперативной связи с тьютором, педагогом или куратором;

- работой на мобильных платформах Android или iOS;

- интуитивно понятный интерфейс, не вызывающий затруднений при его изучении;

- минимальное количество технических средств для обеспечения дистанционного образовательного процесса;

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Новочеркасском государственном мелиоративном институте им. А.К. Кортунова был проведен эксперимент по апробации методики дистанционного обучения на базе приложения Teams (рисунок 1) к пакету Microsoft Office [19], в частности его онлайн-версии Office 365. Доступ к ресурсу Office 365 осуществляется в рамках подписки учебного заведения на программные продукты фирмы Microsoft, используемые в учебном процессе. Администрирование процесса дистанционного обучения инструментами приложения Teams осуществляется по следующему алгоритму:

1. Студент самостоятельно, с помощью куратора или тьютора регистрируется в системе Office 365, получая

педагогические науки

Ревунов Роман Вадимович, Янченко Дмитрий Валерьевич К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ...

логин и пароль для входа в программу. При этом студенту становится доступен весь необходимый для дистанционного обучения программный инструментарий.

2. В приложении Teams по нажатию вкладки «команды» обучающийся получает доступ к рубрикатору дисциплин, необходимых для изучения. В рамках примера на рисунке 1 в качестве дистанционно-преподаваемой дисциплины предлагается физика.

3. В разделе «записная книжка класса» средствами инструмента One Note Online педагог ведет список студентов по аналогии с классическим журналом. Учебно-методическое сопровождение дисциплины может централизованно загружаться как для всей группы, так и лично для каждого студента. Обучающийся может как загрузить файл, так и открыть его в режиме онлайн средствами One Note. Обратная связь реализована по аналогичным принципам: студент загружает выполненную работу отдельную папку, администрируемую лично им или может воспользоваться электронной почтой.

4. Для обеспечения двусторонних и групповых взаимодействий всех участников дистанционного образовательного процесса в программе предусмотрена система чата, голосовой и видеосвязи;

5. Вкладка «собрание» предусматривает планирование проведения дистанционных занятий. Система оперативно оповещает пользователя о времени проведения лекции, практического или семинарского занятия.

6. Технология облачного хранилища One Drive позволяет учебному заведению создать удаленно-адми-нистрируемую образовательную среду, включающую в себя практически все доступные в настоящее время инструменты дистанционного образования: видео семинары, тренинги, разбор ситуационных производственных задач;

7. Опция «задание» - инструмент, позволяющий педагогу создавать задания, выдавать их учащимся, задавать временные рамки их выполнения, выставлять оценку, а студенту отслеживать сроки отчетности по изучаемому курсу.

Рисунок 1- Средство обеспечения дистанционного образовательного процесса Microsoft Teams

Проанализировав работу в системе Teams контрольной группы, состоящей из студентов заочной формы обучения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института, что данный программный продукт обладает рядом преимуществ, обуславливающих перспективу использования данной программы в дистанционном образовательном процессе, а именно:

- учебное заведение оплачивает только программные продукты Microsoft Office, работа в системе Microsoft Teams предоставляется для образовательных целей бесплатно в пределах лицензионного соглашения;

- программа интегрирует в себе все необходимые инструменты для осуществления дистанционного образовательного процесса;

- приложение доступно на мобильных платформах iOS и Android;

- привычные для большинства пользователей форматы работы с текстовыми файлами. Учебно-методическое

обеспечение курса, индивидуальные задания и варианты сохраняются и загружаются в систему в формате doc и docx.

- минимальные капиталовложения в организацию технического оснащения рабочего места педагога;

- гибкость и простота в администрировании учебного процесса;

Среди недостатков работы с Microsoft Teams выявлена техническая трудность проведения лабораторных работ по дисциплинам, предусматривающим контактную работу с оборудованием. Формат дистанционного обучения позволяет заснять на видеокамеру процесс проведения лабораторной работы с дальнейшей загрузкой данного видеофайла на облачное хранилище One Drive. Инструментами дистанционного взаимодействия программы Teams возможно поставить задачу по групповой или индивидуальной обработке результатов наблюдаемых в лабораторной работе явлений и процессов. Однако, многократность индивидуального просмотра видео демонстраций эксперимента вне привязки к аудиторным занятиям можно отнести к достоинствам дистанционно-ориентированной модели проведения лабораторных работ. В Teams отсутствует интегрированный модуль проведения тестирования, что исключает использование данного способа контроля знаний в пределах исследуемого программного продукта и требует подключения специализированного софта Microsoft Forms. Следует отметить, что неоднородность покрытия телекоммуникационной сетью интернет субъектов Российской Федерации затрудняет использование Teams в отдаленных населенных пунктах. Форма контроля знаний в виде экзамена или зачета возможна только при условии визуальной идентификации пользователя средствами видеосвязи, следовательно, итоговый контроль инструментами Teams предполагает следующие действия:

- отправка зачетного или экзаменационного билета студента в виде текстового файла и получение ответа на него;

- диалог, осуществляемый средствами видеосвязи;

- переход на альтернативные веб-площадки, использование дополнительных программных средств для проведения итогового тестирования;

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Развитие инфоком-муникационных технологий находит свое отражение в постепенном смещении вектора обучения по социально-гуманитарным направлениям в область дистанционных образовательных технологий. На данном этапе развития телекоммуникаций вопрос адаптации лекций, практикумов, сборников задач под нужды удаленности предоставления образовательных услуг видится завершенным. Постепенная интеграция дистанционных технологий в очно-заочную систему подготовки специалистов сформирует предпосылки к адаптации рынка труда к работникам [20], обученным с применением инновационных телекоммуникационных образовательных инструментов. Создание или эксплуатация готовых программно-технических решений в области виртуализации процессов, проходящих в реальных научно-производственных условиях, корректировка нормативно-правовой базы в области удаленного обучения с течением времени нивелирует разницу между классическими и дистанционно-ориентированными образовательными подходами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЭ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 8.10.2018).

2. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме») // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178777/ (дата обращения: 8.10.2018).

Revunov Roman Vadimovich, Yanchenko Dmitry Valerievich TO THE QUESTION OF PROVIDING A REMOTE ...

pedagogical sciences

3. Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22 (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2014 N 31377) // http://www.consultant.ru/document/ document/cons_doc_LAW_159981/ (дата обращения: 8.10.2018).

4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017N 48226) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 8.10.2018).

5. Шаров В.С. Дистанционное обучение. Форма, технология, средство //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. С.236-240.

6. Тюрикова Е.М. Дистанционное обучение — новая форма информационно-педагогической среды // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. №1 (33). 2013. С.72-76.

7. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 55-58.

8. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.

9. Турдакунова А.С., Кайдиева Н.К. Проблемы подготовки будущих бакалавров в заочной форме обучения с применением дистанционной технологии // Международный научный журнал «Инновационная наука», №1. 2016. С.216-219.

10. Цуруль О. Дистанционный курс «Методика обучения биологии»: опыт разработки и внедрения // Науковi записш. Серiя педагогка. №1. 2017. С.167-177.

11. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.

12. Стефанова Н.А., Ахунова З.Р. Взгляд работодателя на «on-line специалиста» или качество дистанционного обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.

13. Интернет-портал Центра развития электронных образовательных ресурсов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: http:// distant.pro/(дата обращения: 8.10.2018).

14. Интернет-портал «Открытое образование» // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://openedu.ru/ (дата обращения: 4.10.2018).

15. Портал дистанционного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: http://dovuz.bmstu.ru/ (дата обращения: 4.10.2018).

16. YouTube канал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://www.youtube.com/user/NRNUMEPhI/playlists (дата обращения: 8.10.2018).

17. Интернет-сайт университета «Синергия» // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://synergy.ru/about/ (дата обращения: 5.10.2018).

18. Федеральная инновационная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации «Росдистант» // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://www.rosdistant.ru/ (дата обращения: 8.10.2018).

19. Официальный сайт компании Microsoft // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://www.microsoft.com/ru-ru/ (дата обращения: 5.10.2018).

20. Ревунов С.В. Профессионально-ориентированные подходы в контексте освоения дисциплины «Физика» бакалаврами направления 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 281-284.

Статья поступила в редакцию 14.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.