педагогические науки
Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коростелев Александр Алексеевич СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ...
УДК 378.147:37.022
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0003
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2019
Богданова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, магистрант Глазова Вера Федоровна, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, Белорусская, 14, e-mail [email protected]) Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, доцент
Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена выделению современных тенденций в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий на основе исследования публикаций и новостей образования, как высшего, так и начального, среднего. Материалы носят отчасти реферативный характер. Это сделано для того, чтобы наглядно проиллюстрировать сделанные выводы, показать, что они носят глубоко практический характер. Несмотря на это, представленные выводы подкреплены и теоретической базой. Рассмотрен интересный пример: обучение будущих учителей вопросам преподавания математики с применением дистанционных образовательных технологий. Этот пример дает нам понять, насколько важной и глубокой является эта тема. Будущий педагог во время обучения в вузе должен научиться пользоваться дистанционными технологиями. И это не должно повлиять на качество его работы. Вместе с тем и сам он может попасть в ситуацию, когда в его обучении применяются дистанционные технологии. Этот пример вместе с реферативной частью статьи позволил выделить искомые тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. Формирование тенденций позволяет определить основные ориентиры для дальнейших научных и практических исследований. Гораздо более пристальное внимание должно быть уделено курированию учебного процесса, студент не должен оставаться в вакууме. Именно поэтому мы подняли данную тему в статье: она позволяет осветить самые важные аспекты развития системы образования и экономики России.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, тенденции в образовании, обучение в вузе, педагогика, дистанционные образовательные технологии, обучение математике в школе, тенденции организации учебного процесса, преемственность в образовании.
MODERN TENDENCIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WHEN TEACHING STUDENTS TO PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF TRAINING USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
© 2019
Bogdanova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences,
master student
Glazova Vera Fyodorovna, Associate Professor of the Department "Applied Mathematics and Computer Science" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya str, 14, e-mail [email protected]) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, associate professor Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: [email protected]) Abstract. This article is devoted to the selection of modern trends in the organization of the educational process when teaching students pedagogical areas of education using distance-learning technologies based on the study of publications and educational news, both higher and elementary, secondary. The materials are somewhat abstract. This is done in order to illustrate the findings, to show that they are deeply practical. Despite this, a theoretical base confirms the presented results. An interesting example was considered: teaching future teachers how to teach mathematics using distance learning technologies. This example allows us to understand how important and deep this topic is. The future teacher, studying at the university, must learn how to use remote technologies. In addition, this should not affect the quality of his work. At the same time, he himself may get into a situation when remote technologies are used in his training. This example, together with the abstract part of the article, made it possible to identify desirable trends in the organization of the educational process when teaching students pedagogical areas of study using distance-learning technologies. The formation of trends allows us to determine the main reference points for further scientific and practical research. Much more attention should be paid to the supervision of the educational process; the student must not remain in a vacuum. That is why we touched on this topic in the article: it allows you to highlight the most important aspects of the development of the education system and the economy of Russia.
Keywords: e-learning, distance learning, educational trends, university education, pedagogy, distance learning technologies, teaching mathematics at school, trends in the organization of the educational process, continuity in education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее десятилетие процесс внедрения в высшее образование электронных образовательных технологий стал необратимым. Всё чаще мы сталкиваемся с такими терминами, как «электронное обучение», «дистанционное обучение», «е-1еагт^». Дистанционное обучение стало сегодня не просто новомодный тенденций, но обязательным атрибутом системы высшего образования. Среди студентов всё больше людей более взрослых, получающих не первое образование, точно знающих для
чего они пришли в ВУЗ. Это приводит к тому, что они работают и учатся одновременно, а также имеют повышенные требования к качеству предоставляемых знаний и учебному процессу. Именно поэтому дистанционное образование имеет ярко выраженные особенности планирования и реализации учебного процесса по сравнению с образованием очным.
Интересно, что в данном контексте особое значение получает именно подготовка педагогических кадров. С одной стороны, мы обучаем студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных
Bogdanova Anna Vladimirovna, Glazova Vera Fyodorovna, Korostelev Aleksandr Alekseevich pedagogical
MODERN TENDENCIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS ... sciences
образовательных технологий, а с другой, готовим их к тому, чтобы они могли сами в дальнейшем эффективно применять эти технологии в своей профессиональной деятельности. Причем сейчас дистанционное обучение активно выходит за рамки высшего образования и переподготовки. Все чаще дистанционные образовательные технологии применяются и в средней школе, начальном профессиональном образовании. К примеру, в 2017-2019 годах на фоне эпидемии гриппа в Самарской области в феврале школьников кратковременно официально переводили на дистанционное обучение.
Учитывая все вышесказанное, в данной статье мы рассмотрим особенности планирования и реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий на примере обучения студентов педагогических направлений подготовки преподаванию математики с целью выявления современных тенденций в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. Чтобы перейти к этим вопросам, вначале мы приведем показательные выдержки из последних новостей и публикаций, выделим основные проблемы в этой области в свете последних важных событий, ряд которых описан ниже в качестве ярких примеров.
Анализ данных. Минобрнауки работает над поправками в закон «Об образовании», которые легализуют в России высшее и среднее профессиональное образование, полученное самостоятельно. В планах специалистов ведомства - определить, как студенты будут подтверждать полученные вне образовательного учреждения знания [1]. К вузам сейчас предъявляются новые требования. По сути, они должны стать площадкой для международных исследований.
Обсуждается повсеместно организация учебного процесса на базе цифровых технологий. По мнению экспертов, процесс образования нуждается в автоматизации [2].
Министерство просвещения готовит реформу для учебных заведений России [3]. В декабре 2017 года стартовал новый приоритетный федеральный проект «Цифровая школа». Программа предполагает внедрение к 2020 году цифровых учебников в средней и старшей школе. Но, как указано в статье, «возникают вопросы: смогут ли электронные носители полностью заменить бумажные учебные пособия, насколько это вообще необходимо и целесообразно, и будет ли это полезно детям?»
По данным корпорации «Российский учебник» [3], в нашей стране уже более 1 млн школьников пользуются электронными учебниками. Вводить ли учебные пособия в новом формате массово или предлагать в качестве дополнительных источников обучения, пока решает школа. Сами же учебники вполне доступны: как указывает автор «их может скачать на планшет или другой носитель школьник из любого региона страны. Есть в России и регионы, для которых электронная форма обучения является основной - это Астраханская и Тамбовская области. В них действуют соответствующие пилотные проекты. Если новшество приживется и покажет свою целесообразность, опыт будут внедрять в жизнь во всех без исключения учебных заведениях страны».
«В 2012 году в стране принят новый государственный образовательный стандарт», - рассказывает Татьяна Федорова, директор ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области» [3]. - «Он требует создания в школе образовательной среды, предоставляющей учащимся широкие возможности для творчества, развития и коммуникации. Информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные, основанные на разработках в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их 22
активное распространение». Согласно проведенному мониторингу деятельности образовательных учреждений, в российских школах используются как традиционные учебники на бумажных носителях (95,5%), так и электронные версии учебников (4,5%).
Все это говорит о том, что нарастают позитивные изменения в области цифровизации и информатизации образования. Дистанционные образовательные технологии обеспечивают обучаемым легкий доступ ко всей нужной информации по теме. Цифровые пособия могут вмещать большое количество словарей, таблиц и других справочных материалов. Много дополнительной информации можно найти и скачать в сети Интернет, и это значительно экономит время. Кроме того, дистанционные технологии можно применять не только на расстоянии, но и непосредственно внедрять их в очное обучение в оффлайн режиме. Поэтому мы и изучаем современные тенденции планирования и реализации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. Для рассмотрения в таком контексте лучше всего подходит подготовка к преподаванию математике, И вот почему?
Начальный курс математики, являясь органичной частью школьного курса, нацелен как на создание прочного фундамента для дальнейшего обучения предмету, так и на практическое использование полученных знаний в реальной жизни.
Изучение математики формирует:
- культуру мышления;
- личностные и эстетические качества;
- память, речь, воображение, эмоции, критичность мышления, интеллект.
В настоящее время в системе российского образования существует несколько программ, разработанных в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения. К традиционной системе относятся программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100...», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [4]. Все эти системы и программы отвечают важному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Изучение математики формирует культуру мышления личностные и эстетические качества память, речь, воображение, эмоции, критичность мышления, интеллект. Основными отличиями различных программ являются способы подачи материала, дополнительная информация, организация учебной деятельности.
В ходе исследования вопроса нами были выявлены определенные недостатки начального курса математики у школьников, обусловленные разнообразием существующих и используемых программ:
- нестабильность содержания образования;
- несогласованность основных вопросов начального курса математики;
- замкнутость многих существующих программ рамками начального звена обучения;
- отсутствие преемственности между начальным и средним звеньями обучения;
- значительное уменьшение роли практических умений, к важнейшим из которых относятся вычислительные умения и навыки.
Все это должно быть учтено уже на этапе подготовки педагогических кадров в вузе.
В контексте нашего исследования мы определили, что существующие программы большей частью ориентированы на очное обучение, в то время, как многие школы, особенно в мегаполисах, все чаще отдают предпочтение не только электронному, но и частично дистанционному обучению. И здесь остро встает вопрос, Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коростелев Александр Алексеевич СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ...
например, об освоении школьниками так называемого математического языка. Математические обозначения («язык математики») - это сложная графическая система обозначений, служащая для изложения абстрактных математических идей и суждений в человеко-читаемой форме. Составляет (по своей сложности и разнообразию) значительную долю неречевых знаковых систем, применяемых человечеством. И если основные математические выражения не проговаривать для школьников, то как они поймут, что, например, круглые скобки «()» используются для группировки (то есть, для указания последовательности операций) (подробнее см. в статье о приоритете операций); в синтаксисе функций; в других случаях, а квадратные скобки «[]» нередко применяются в значении группировки, когда приходится использовать много пар скобок. В таком случае они ставятся снаружи и (при аккуратной типографике) имеют большую высоту, чем скобки, стоящие внутри?
Именно на примере преподавания математики в очном и дистанционном формате наиболее хорошо видно, что электронное обучение, дистанционные образовательные технологии - это не просто оцифровка лекций и заданий, а сложнейшая система организации учебного процесса.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Вышесказанное в большой степени определяет особенности планирования и реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий при подготовке студентов педагогических направлений преподаванию математики. Важно создать им такие учебные ситуации, в которых они научатся преподносить с использованием дистанционных образовательных технологий подобную информацию своим будущим ученикам.
Чтобы сформировать у студентов педагогических направлений подготовки подобные умения, позволяющие преподнести перечисленные знания и навыки будущим подопечным, требуется включение в образовательный процесс с применением дистанционных образовательных технологий ключевых ситуаций профессиональной деятельности для отработки навыков. Технология учебных полей [4] - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения, основанная на приближении обучения к реальной профессиональной деятельности путем выделения ее значимых аспектов в виде деятельностных полей, которые преобразовываются в учебные поля, составляющие содержание обучения. Учебные поля описывают цели обучения в виде компетенций и формулируют содержание и средства обучения. Они детализируются путем разбиения на учебные ситуации - законченные образовательные действия, направленные на развитие формируемого в рамках учебного поля навыка. Учебные ситуации планируются на уровне отдельных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий. Теоретическими основами технологии учебных полей в условиях применения дистанционных образовательных технологий являются: системный анализ процесса обучения с нескольких точек зрения (современное и будущее значение, тематическая структура, антрополого-психологические и социально-культурные предпосылки); деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Проектирование учебного процесса в рамках технологии учебных полей осуществляется по принципу «сверху - вниз». Формируются деятель-ностные поля, затем определяется возможность выделения соответствующих учебных полей в рамках учебного курса, проектируются учебные поля и учебные ситуации для каждого поля. Такой подход позволяет, с одной стороны, избежать дублирования изучаемого материала, с другой - не допустить возможных «пробелов» в обучении.
Современная сфера образования переживает сегодня период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое вы-
работало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства [5].
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально, лицом к лицу, с целым классом [5]. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Особый отпечаток накладывается, когда в учебном процессе применяются дистанционные образовательные технологии [6-20]. Изучение современных тенденций в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий обусловлена, в первую очередь, изменениями, происходящими в системе профессионального образования, тенденциями ее развития. Важными вехами в этом направлении стали: разработка профессиональных стандартов по отраслям и специальностям; популяризация дистанционного обучения; пристальное внимание надзорных органов к деятельности вузов, в том числе в части применения дистанционных образовательных технологий. Стало понятно, что при их использовании значительно уменьшается роль преподавателя в учебном процессе [21-28]. Это привело к выводу о том, что гораздо более пристальное внимание должно быть уделено курированию учебного процесса, студент не должен оставаться в вакууме. Особое внимание мы сосредоточили именно на студентах педагогических направлений подготовки, поскольку тут имеет место своего рода спираль: студенты обучаются с применением дистанционных образовательных технологий; выходя на работу они снова используют дистанционные образовательные технологии, но уже в качестве лектора, тренера; они должны научиться обеспечивать передачу знаний и навыков ученикам в заочном режиме, не только лицом к лицу.
Одна из проблем в дистанционном обучении - это эффективное управление поведением обучаемого: студента, ученика школы [22, 25-28]. По сути, по сравнению с традиционными системами обучения, в системах дистанционного обучения этот компонент заменяет социальную составляющую. Кроме того, характерная черта дистанта - очевидная нехватка в процессе преподавателя, куратора, который обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся. В целях компенсации необходима разработка методики анализа и прогнозирования учебного поведения студентов, обучающихся дистанционно.
Последние несколько лет стали решающими в вопросах внедрения электронного и дистанционного обучения в учебный процесс на всех уровнях образования. В феврале 2108 года прошла Первая открытая онлайн-конференция с международным участием «Цифровая трансформация вузов: опыт, проблемы, перспективы», интерес к которой был таков, что выделенный интернет канал не всегда справлялся с наплывом посетителей. Преподаватели используют в своей работе вебинары и стримы, школы подключают к сети Интернет, а союз ректоров заявляет о переходе на единую базу дистанционных курсов. Новости пестрят словами «электронное обучение», «дистанционные технологии» и т.п. [29]
По оценке объединения компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт», дефицит специалистов в сфере цифровых технологий составляет порядка 1 млн человек в год. Задачу программы «Цифровая экономика РФ» по переходу к новому технологическому укладу позволит решить подготовка кадров.
Именно поэтому мы подняли данную тему в статье: она позволяет осветить самые важные аспекты развития системы образования и экономики России. Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально
Bogdanova Anna Vladimirovna, Glazova Vera Fyodorovna, Korostelev Aleksandr Alekseevich MODERN TENDENCIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS ..
pedagogical sciences
индивидуализированной траектории обучения. Вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я» предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому».
Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий обусловлены и ярко демонстрируются приведенными в статье выдержками из выступлений ведущих политиков, экономистов России.
Основные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий предполагают:
- создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности будущего педагога, способного транслировать знания в формате электронного обучения в школе;
- запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию студентов педагогических направлений подготовки;
- преемственность в образовании;
- придание учебной деятельности социальной значимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новости [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// news.yandex.ru/yandsearch?lr=240&cl4url=https%3A%2F%2Fbel. ru%2Fnews%2Fsociety%2F27-02-2019%2Fv-rossii-hotyat-uzakonit-vysshee-samoobrazovanie&from=search 11.03.2019
2. Интернет-проект «Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://topspb.tv/news/2019/02/26/vojti-v-top-30-pered-peterburgskimi-vuzami-postavili-novye-zadachi/?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop
3. Оренбургская неделя [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://orenweek.ru/48292/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
4. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики)
- диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2011.
5. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? — критерии таксономической парадигмы/ Иностранная психология. — 1993
6. Акимова М.К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике/ Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992
7. Балашова Ю.В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Балашова Юлия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].-Москва, 2011.-180 с.
8. Буваков К.В. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам специализации с применением интернет-технологии в программной среде web course tools/Текст]. — ТПУ, 2010 С.-Петерб. нац. исслед. ун-т информац. технологий, механики и оптики].
- Санкт-Петербург, 2013. -19 с.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2008.
10. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 79-83.
11. Борисова Л.В. Специфика педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 68-70.
12. Готская И. Б. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» /Готская И. Б., Жучков В. М., Кораблев А. В.// РГПУ им. А.И. Герцена.
13. Грязнова Е.В., Брызгалова Ю.В., Изместьева Н.В., Николаева Л.Ю. К вопросу о природе дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 169-172.
14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин.
- СПб.: Питер, 2011. — 701 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
15. Стефанова Н.А., Ахунова З.Р. Взгляд работодателя на «on-line специалиста» или качество дистанционного обучения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 102-104.
16. Ревунов Р.В., Янченко Д.В. К вопросу обеспечения дистанционного образовательного процесса программными продуктами компании Microsoft //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 189-192.
17. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов //XXI век: итоги прошлого и пробле-
мы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 66-70.
18. Бондаренко Т.Г., Колмаков В.В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.
19. Пустовалова Н.И., Исмагамбетова Л.Ш. К вопросу о самостоятельной работы студентов в условиях дистанционной технологии обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 147-150.
20. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
21. Информационные технологии в дополнительном образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ict.edu.ru/ft/004444/ sec3.pdf
22. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). Казань, 1969
23. Кокорева Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. к.п.н: 13.00.01[Текст]: Саранск, 2010.
24. Компьютерное тестирование в образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slmini.narod.ru.
25. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/Вопросы психологии. 1995. № 5.
26. Мизгулин В.В. Платформа для проведения виртуальных лабораторных практикумов в системах дистанционного обучения вузов [Электронный ресурс] /В.В. Мизгулин, Д.М. Степанов, С.И. Студенок // Новые образовательные технологии в вузе : материалы X международной научно-методической конференции. — Екатеринбург, 2013. - С. 2-5.
27. Михалева Г.В. Особенности дистанционного обучения в системе образования [Текст] / Г.В. Михалева Т.В. Ромашова //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 39-41.
28. Муромцев Д.И. Автоматизация оценки знаний студентов в системе электронного обучения ECOLE//Программные продукты и системы . 2015. №3 (111).
29. Конференция «Цифровая трансформация вузов: Опыт, проблемы, перспективы» [Электронный ресурс]—Режим доступа: http:// isever.net/webinar/11.03.2019 г.
Статья поступила в редакцию 14.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019
24
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)