УДК 378.147:004.05
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
© 2016
Богданова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник отдела развития дистанционного образования Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет
(410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблемы дистанционного образования поднимаются многими учеными. Проводятся научно-практические конференции. Проблем так много, что даже не перечислить. Одни рассматривают юридическую сторону проблемы, кто-то финансовую сторону, кто-то рассматривает недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов. В этой статье рассмотрены наиболее значимые, по нашему мнению, аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении, а также их проекция на возможности исследования данной проблемы. Предложены различные методы для проведения исследования в данном направлении. Выбранная тема важна как для практической, так и для научной работы и нуждается в пристальном изучении и научной разработке. Исследования в этой области до сих пор проводились в большинстве случаев, как поверхностные, сопутствующие и вспомогательные к другим темам и, к сожалению, не получали должного раскрытия. Нами предпринята попытка интегрировать научную информацию в различных направлениях. В качестве основных аспектов выделены такие, как задача превращения студента из объекта образовательного процесса в субъект; необходимость комплексного развития целеобразования и целеполагания; оптимальная организация и самоорганизация образовательной и самообразовательной деятельности. Уделено внимание социальному и производственно-экономическому аспектам, аспекту решения проблемы неуспеваемости в высшем образовании. Исследования в данном направлении охватывают сразу несколько различных стратегически важных направлений, являются многоаспектными и глубоко междисциплинарными. Рассмотрение проблем дистанционного обучения, как самой быстро развивающейся отрасли народного образования, поможет качественно изменить современные представления о природе, структуре и закономерностях явлений (объектов), изучаемых в данной области педагогической науки.
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционный учебный курс, качество учебного курса, оценка качества, показатели качества учебного курса, учебный контент, профессиональные стандарты, качество образования.
THE MAIN ASPECTS OF THE PROBLEM OF EFFECTIVE EVALUATION OF THE QUALITY OF TRAINING COURSES USED IN DISTANCE LEARNING
© 2016
Bogdanova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, head of Department of development of distance education Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya str, 14, e-mail [email protected]) Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. Problems of remote education rise many scientists. Scientific and practical conferences are held. There is a lot of problems what even not to list. One consider legal side of a problem, someone financial side, someone considers the insufficient level of professional competence of experts. In this article the most significant are considered, in our opinion, aspects of a problem of effective assessment of quality of the training courses applied in distance learning and also their projection to possibilities of a research of this problem. Various methods for carrying out a research in this direction are offered. The chosen subject is important both for practical, and for scientific work and needs fixed studying and scientific development. Researches in this area were still conducted in most cases as superficial, accompanying and auxiliary to other subjects and, unfortunately, did not receive due disclosure. We made an attempt to integrate a scientific information in various directions. As the main aspects are allocated such as problem of transformation of the student of object of educational process in a subject; need of complex development of a tseleobrazovaniye and goal-setting; optimum organization and self-organization of educational and self-educational activity. The attention to social and productive and economic aspects, aspect of a solution of the problem of poor progress in the higher education is paid. Researches in this direction cover several various strategically important directions at once, are multidimensional and deeply cross-disciplinary. Consideration of problems of distance learning as the most quickly developing branch of national education, will help to change qualitatively modern ideas of the nature, structure and regularities of the phenomena (objects) studied in the field pedagogical science.
Keywords: distance formation, distance learning, distance learning course, quality of a learning course, quality assessment, indicators of quality of a learning course, educational content, professional standards, quality of education.
Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении, можно раскрыть следующим образом.
1. Задача превращения студента из объекта образовательного процесса в субъект, которая сама по себе не нова, и рассматривается многими исследователями. Но при этом нами отмечено, что формирование субъектной позиции студента в обучении с применением дистанционных образовательных технологий возможно лишь в том случае, если в качестве базового элемента обра-
зовательного процесса выступает обеспечение условий, которые способствуют тому, чтобы у каждого студента самостоятельно формировались навыки, способы освоения новых знаний, умений и компетенций. Это позволит обеспечить ему такую необходимую возможность самообразования и саморазвития в дальнейшем.
2. Приоритетом становится необходимость комплексного развития целеобразования и целеполагания.
3. В общем виде, успешное решение проблемы формирования и апробации концепции моделирования
эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении является попыткой решения некого конфликта, разногласия между потребностями и возможностями системы дистанционного образования, при этом одним из средств ее развития становится эффективный тайм-менеджмент образовательной и самообразовательной деятельности студента, с обязательным планированием и оценкой качества учебного контента.
4. Проблема также имеет важнейший социальный аспект, так как, делая дистанционное образование более качественным, мы повышаем доступность высшего образования для тех групп населения, которые не имеют возможности получать его очно или заочно.
5. Особенно интересен производственно-экономический аспект выбранной проблемы в связи с внедрение национальной системы профессиональных стандартов. Неизбежно это приведет к корректировке ФГОСов, а значит и основных образовательных программ на всех уровнях. Для обеспечения должного качества образования необходимо будет обеспечивать соответствующее качество учебных курсов в дистанционном обучении.
6. Аспект решения проблемы неуспеваемости в высшем образовании был рассмотрен нами крайне пристально и тоже нашел свое место в исследовании. При этом оказалось, что существует явное противоречие между тенденциями развития сектора высшего образования в направлении гуманизации и малой востребованностью накопленного к нашему времени и успешно реализованного на практике психолого-педагогического опыта преодоления проблемы неуспеваемости в дистанционном обучении, реализации индивидуального подхода к целеполаганию и целеобразованию у обучаемых.
На основе выделенного ряда важных аспектов проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении, можно сформировать пул общенаучных методологических принципов, применимых для решения проблемы:
- принцип объективности;
- принцип системного изучения;
- генетический принцип;
- принцип сущностного анализа;
Также состав выделенных аспектов приводит к возможности использования в дальнейших исследования и более частных принципов: детерминизма и единства внешних и внутренних условий развития. Возможность использование принципа детерминизма говорит о том, что мы должны учитывать влияние всех перечисленных аспектов на применение интеллектуальных технологий оценки качества высшего профессионального образования, учитывать подсистемы детерминации: прошлое, настоящее, будущее. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий реализуется в исследованиях по данной теме следующим образом: внутренние условия процесса оценки качества учебных курсов увязаны с внешними и опосредованы с перечисленными аспектами проблемы в целом. При этом важнейшим результатом применения указанных принципов должен стать переход от качественного описания известных фактов и результатов нашего исследования к их количественной характеристике, определить которую можно, введя в исследование интегрированный показатель качества дистанционного учебного курса. Как реализация всех перечисленных принципов, может быть предложена схема мультиагентных связей в педагогическом исследовании, которая более подробно описана в [1]. Применяемые в этой области другие общенаучные методологические принципы: деятельностный принцип; принцип объективности; принцип системного изучения; принцип сущностного анализа.
Новизна использования перечисленных методов и подходов для решения проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении заключается в том, что мы не ограничи-
ваемся простым механическим сочетанием методов, приемов, методик познания [2]; на основе технологии мультиагентных связей они становятся определенным образом упорядоченной логической системой взаимодействия отдельных феноменов, которые ее формируют.
Исследования в данной области интегрируют научную информацию в различных направлениях. Перечисленные методологические принципы - это базовая отправная точка исследования. Педагогический и научный опыт позволяет оценивать выдвинутую проблему одновременно с двух сторон: как проблему педагогическую и производственную, ведь разработка учебного курса - это ни что иное, как производство. Важен и другой взгляд на проблему: взгляд педагога, практикующего работу с дистанционными технологиями, и взгляд человека, хорошо владеющего инструментами и тенденциями в области развития информационных технологий [3-11]. Такой междисциплинарный подход позволяет изучить и оценить гораздо больше аспектов фундаментального исследования, чем если бы проблемой занимались исключительно специалисты в какой-либо одной области научного знания [12].
Алгоритмические методы проектирования и исследования актуальных проблем оценки качества дистанционных курсов также находят применение, в частности, формирование логических и математических алгоритмов. Поскольку алгоритмические методы наиболее успешно используются при разработке концепции, они позволят применять персональный компьютер при проектировании и оценке качества курсов:
- исследуемые характеристики и показатели задаются заранее;
- аналитическая часть исследования проводится согласно разработанному алгоритму;
- оценка результатов дается не только в словесной форме, но и в форме данных эксперимента, подлежащих анализу;
- стратегия фиксируется заранее, контролируется ее соблюдение.
Исследование в данной области охватывает сразу несколько различных стратегически важных направлений. В настоящее время разработаны и проходят апробацию критерии оценки качества дистанционных учебных курсов с использованием интеллектуальных технологий [13]. Полученные результаты помогут качественно изменить современные представления о природе, структуре и закономерностях явлений (объектов), изучаемых в данной области педагогической науки.
Проведенный нами анализ эволюции института дистанционного образования показал [14-20], что в большинстве случаев практической реализации дистанционных образовательных технологий происходит простое перекладывание опыта очного и заочного обучения. При этом не учитывается, что студент оказывается отключенным от обычной «студенческой», «университетской» среды, не проводит время в аудиториях, не общается напрямую с преподавателями и однокурсниками. Вместе с этим информационные технологии становятся во главу угла в дистанционном образовании. Таким образом, обучение с применением дистанционных образовательных технологий имеет ряд коренных отличий от обучения в традиционных формах. Однако, этот факт редко учитывается педагогами-практиками и административными подразделениями вузов, а ученое педагогическое сообщество уделяет пока этой проблеме недостаточное, на наш взгляд, внимание. В предыдущие десятилетия развитие сектора дистанционного образования в целом было крайне медленным, но интересно, что и до сих пор многими вузами, реализующими его, используются давно устаревшие технологии передачи информации. Так, например, применяется кейсовая технология обучения, когда студенты получают от вуза «кейс» с лекциями и заданиями, а потом возвращают в установленный срок точно такой же «чемоданчик» с ответами на задания. В
некоторых вузах дистанционное обучение реализуется через сеть представителей, когда студент общается не с преподавателями по курсу, а с представителем, который постепенно становится единственным каналом коммуникации между ним и учебным заведением. И все это происходит в то время, как современные технологии позволяют обучаться он-лайн, используя всего лишь смартфон. Такой опыт реализован сейчас в ФГБОУ ВО ТГУ в рамках федерального образовательного проекта «Росдистант». Именно желание развиваться в этом направлении и совершенствовать свои возможности реализации дистанционного обучения привело к постановке вопроса актуальности изучения основных аспектов проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении.
Выше сказанное позволяет с уверенностью говорить о том, что выбранная тема важна как для практической, так и для научной работы и нуждается в пристальном изучении и научной разработке. Исследования в этой области до сих пор проводились в большинстве случаев, как поверхностные, сопутствующие и вспомогательные к другим темам и, к сожалению, не получали должного раскрытия. Новая глава Минобрнауки Ольга Васильева в одном из своих интервью заявила: «Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время было направлено на воспитание и формирование обучаемого (школьника, студента) как человека». Лейтмотивом всех ее выступлений становится установка на возвращение воспитательной компоненты в образовательный процесс в любой форме. Реализация этих идей в дистанционном образовании возможна только при строгом контроле качества образовательного контента, качества сопровождения дистанционных учебных курсов. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении - это фундамент, на основе которого должен быть выстроен образовательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богданова А.В. Мультиагентные связи в диагностике качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №2 1 (10). С. 14-17.
2. Подходы к оценке качества курсов и программ дистанционного обучения [Электронный ресурс] // URL: http://dl.nw.ru/process/quality_dist_course/ index.shtml (дата обращения: 10.09.2016).
3. Глазова В.Ф. Особенности процесса информатизации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 28-30.
4. Кулагина Ю.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 87-93.
5. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
6. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.
7. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.
8. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.
9. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «современные' информационные техноло-
гии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
10. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
11. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84.
12. Актуальные проблемы современного педагогического образования / Сборник научно-методических статей победителей городского конкурса «Образование без границ», посвященного 65-летию высшего образования в г.о. Тольятти / Под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. 2016.
13. Глазова В.Ф. Профессионально-ориентированное обучение дисциплине «Современные информационные технологии» // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2014. С. 36-38.
14. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.
15. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.
16. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.
17. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.
18. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
19. Морозова И.Г. Повышение инфокоммуникацион-ной компетенции преподавателей в проектах дистанционного обучения иностранных студентов // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 79-80.
20. Горбатов С.В. Использование электронных технологии в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 14-15.