Научная статья на тему 'Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании'

Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / DISTANCE LEARNING COURSE / КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО КУРСА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО КУРСА / INDICATORS OF QUALITY OF A LEARNING COURSE / УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ / EDUCATIONAL CONTENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / DISTANCE FORMATION / QUALITY OF A LEARNING COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коновалова Елена Юрьевна

Проблема управления качеством образования в вузе определяется противоречием между необходимостью создания системы диагностики и управления качеством и реальной педагогической и административной практикой, не обеспеченной соответствующими технологиями и инструментарием. В настоящее время основное внимание уделяется педагогической диагностике, которая осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы. Основная используемая методика стандартизованная контрольно-оценочная деятельность. Такой подход является односторонним, отражает лишь соответствие образовательных результатов критериям знаниевой оценки. Тема тесно связана с главными ориентирами совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и находит отражение в документах, регламентирующих деятельность вузов. Вузы заинтересованы в использовании результатов исследования для оптимизации и повышения эффективности управления качеством образования в условиях внедрения информационных и коммуникационных технологий, так как проблемы их использования в образовании обсуждаются на государственном уровне. Теоретическая значимость изучения и применения интеллектуальных технологий оценки качества дистанционных учебных курсов состоит в углублении научного представления о диагностике и управлении качеством образования, а также разработке математического инструментария оценки эффективности диагностики и управления качеством. Практическая значимость состоит в том, что исследование откроет новые возможности построения математических моделей образовательных систем с точки зрения управления качеством, как в научных, так и в прикладных целях. За счет внедрения ИКТ открываются новые направления фундаментальных и прикладных исследований. Внедрение инженерного подхода в гуманитарную область знаний позволит повысить эффективность взаимодействия, адаптацию математических методов к оценке эффективности функционирования внутривузовских процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коновалова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENT TECHNOLOGY OF QUALITY ASSESSMENT OF DISTANCE EDUCATION COURSES IN HIGHER EDUCATION

The problem of quality management of education in higher education institution is defined by a contradiction between need of creation of system of diagnostics and quality management by both the real student and administrative teaching which is not provided with appropriate technologies and tools. Now the main attention is paid to pedagogical diagnostics which is performed for the purpose of obtaining information on quality of educational and educational work. The main used technique the standardized control and estimated activity. Such approach is unilateral, reflects only compliance of educational results to criteria of znaniyevy assessment. The subject is closely connected with the main reference points of improvement of an education system at the federal, regional, municipal levels and finds reflection in the documents regulating activity of higher education institutions. Higher education institutions are interested in use of results of a research for optimization and increase in effective management of quality of education in the conditions of introduction of information and communication technologies as problems of their use in education are discussed on a national level. The theoretical importance of studying and use of intellectual technologies of assessment of quality of remote training courses consists in deepening of scientific idea of diagnostics and quality management of education, and also development of mathematical tools of assessment of efficiency of diagnostics and quality management. The practical importance consists that the research will open new opportunities of creation of mathematical models of educational systems from the point of view of quality management, both in scientific, and in the applied purposes. Due to introduction of ICT the new directions of basic and applied researches open. Introduction of engineering approach in humanitarian field of knowledge will allow to increase efficiency of interaction, adaptation of mathematical methods to assessment of efficiency of functioning of intra high school processes.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании»

Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коновалова Елена Юрьевна ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ ...

УДК 378.147:004.05

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ

КУРСОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2017

Богданова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник отдела развития дистанционного образования Глазова Вера Федоровна, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail vf-g@yandex.ru) Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, заместитель главного редактора журнала Институт направленного профессионального образования (445009, Россия, Тольятти, улица Комсомольская 84а, e-mail: key1103@yandex.ru)

Аннотация. Проблема управления качеством образования в вузе определяется противоречием между необходимостью создания системы диагностики и управления качеством и реальной педагогической и административной практикой, не обеспеченной соответствующими технологиями и инструментарием. В настоящее время основное внимание уделяется педагогической диагностике, которая осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы. Основная используемая методика - стандартизованная контрольно-оценочная деятельность. Такой подход является односторонним, отражает лишь соответствие образовательных результатов критериям знаниевой оценки. Тема тесно связана с главными ориентирами совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и находит отражение в документах, регламентирующих деятельность вузов. Вузы заинтересованы в использовании результатов исследования для оптимизации и повышения эффективности управления качеством образования в условиях внедрения информационных и коммуникационных технологий, так как проблемы их использования в образовании обсуждаются на государственном уровне. Теоретическая значимость изучения и применения интеллектуальных технологий оценки качества дистанционных учебных курсов состоит в углублении научного представления о диагностике и управлении качеством образования, а также разработке математического инструментария оценки эффективности диагностики и управления качеством. Практическая значимость состоит в том, что исследование откроет новые возможности построения математических моделей образовательных систем с точки зрения управления качеством, как в научных, так и в прикладных целях. За счет внедрения ИКТ открываются новые направления фундаментальных и прикладных исследований. Внедрение инженерного подхода в гуманитарную область знаний позволит повысить эффективность взаимодействия, адаптацию математических методов к оценке эффективности функционирования внутривузовских процессов.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционный учебный курс, качество учебного курса, оценка качества, показатели качества учебного курса, учебный контент, профессиональные стандарты, качество образования.

INTELLIGENT TECHNOLOGY OF QUALITY ASSESSMENT OF DISTANCE EDUCATION

COURSES IN HIGHER EDUCATION

© 2017

Bogdanova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, head of Department of development of distance education Glazova Vera Fedorovna, associate Professor of Applied mathematics and Informatics chair

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya str, 14, e-mail vf-g@yandex.ru) Konovalova Elena Yurevna, candidate of pedagogical science, Deputy Editor

Institute Directed Vocational Education (445009, Russia, Togliatti, Komsomolskaya 84a, e-mail: key1103@yandex.ru)

Abstract. The problem of quality management of education in higher education institution is defined by a contradiction between need of creation of system of diagnostics and quality management by both the real student and administrative teaching which is not provided with appropriate technologies and tools. Now the main attention is paid to pedagogical diagnostics which is performed for the purpose of obtaining information on quality of educational and educational work. The main used technique - the standardized control and estimated activity. Such approach is unilateral, reflects only compliance of educational results to criteria of znaniyevy assessment. The subject is closely connected with the main reference points of improvement of an education system at the federal, regional, municipal levels and finds reflection in the documents regulating activity of higher education institutions. Higher education institutions are interested in use of results of a research for optimization and increase in effective management of quality of education in the conditions of introduction of information and communication technologies as problems of their use in education are discussed on a national level. The theoretical importance of studying and use of intellectual technologies of assessment of quality of remote training courses consists in deepening of scientific idea of diagnostics and quality management of education, and also development of mathematical tools of assessment of efficiency of diagnostics and quality management. The practical importance consists that the research will open new opportunities of creation of mathematical models of educational systems from the point of view of quality management, both in scientific, and in the applied purposes. Due to introduction of ICT the new directions of basic and applied researches open. Introduction of engineering approach in humanitarian field of knowledge will allow to increase efficiency of interaction, adaptation of mathematical methods to assessment of efficiency of functioning of intra high school processes.

Keywords: distance formation, distance learning, distance learning course, quality of a learning course, quality assessment, indicators of quality of a learning course, educational content, professional standards, quality of education.

Концепция управления качеством дистанционных учебных курсов в вузе опирается на пять основных принципов:

- оптимизация процесса управления всеми ресурсами подготовки, реализации и сопровождения курсов;

- разработка адекватной системы контроля качества учебного контента;

- организация интегрированной информационной среды разработки учебных курсов, объединяющей все этапы;

- общие цели всех участников процесса; работа не столько для выполнения персональных обязанностей, сколько в стратегически важных направлениях повышения качества учебных курсов;

Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коновалова Елена Юрьевна педагогические

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ ... науки

- постоянная готовность к изменению тактики, освоению и эксплуатации новых технологий в разработке учебных курсов.

При этом важнейшему аспекту - диагностике качества дистанционных учебных курсов - уделяется недостаточно внимания в плане изучения и развития, она рассматривается лишь как вспомогательный инструмент, не требующий целенаправленной разработки и улучшения.

Управление качеством дистанционных учебных курсов на самом деле может осуществляться в различных формах и на разных уровнях: от контроля отдельных процессов разработки, подготовки и т.д. до мониторинга и управления работой участвующих в этом подразделений. На основании вышесказанного актуальность проблем применения интеллектуальных технологий для оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании заключается в следующем.

Разработка общей концепции и модели оценки качества дистанционного учебного курса даст возможность качественной оценки дистанционных учебных курсов на единой основе, что имеет также и практическое значение, так как на их основе принимаются важнейшие решения о формировании и изменении дистанционных курсов, являющихся основой учебного процесса. В настоящей момент не предложена никем из ученых методика, позволяющая объективно оценить качество дистанционных учебных курсов, не основанная исключительно на экспертной оценке. Необходимость такой методики вызвана едиными требованиями профессиональных стандартов к специалистам - выпускникам вузов вне зависимости от формы обучения и применяемых технологий. Применение интегрированного показателя качества дистанционного курса и разработка программной оболочки для учета данных оценки по показателям качества позволит автоматизировать процесс оценки, сделав его более доступным и легким в применении, на некоторых этапах совершенно не требующим каких-либо экспертных знаний и выдающихся навыков.

Разработка методики анализа данных (обеспечение полноты, приоретизации, непротиворечивости результатов) и разработка алгоритмов выделения и определения степени детализации показателей качества дистанционных учебных курсов в зависимости от решаемых задач оценки актуальны потому, что эти данные являются основой и источником для оптимизации основных характеристик учебного контента. Актуальность данной работы определяется и тем, что вузы заинтересованы в использовании результатов исследования, особенно когда проблемы ускоренного развития сектора обучения с применением дистанционных технологий обсуждаются на государственном уровне.

Современное состояние исследований в данной области науки следующее.

Разработка концепций оценки качества учебных курсов, претендующих на обобщение итогов теоретических и практических достижений педагогики в области применения дистанционных образовательных технологий, в целом не упоминается в изученных нами публикациях. В основном исследования проводятся по отдельным узконаправленным показателям качества. Например, Программа повышения конкурентоспособности ФГАОУ ВПО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг., опубликованная на сайте вуза, предусматривает мониторинг оценки студентами качества преподавания.

А.А. Андреев, К.Ю. Лупанов, В.И. Солдаткин [1] справедливо отмечают, что «процесс оценки качества распадается, видимо, на априорную оценку, т.е. некоторую экспертизу сетевого курса, и оценку апостериорную, которую можно получить, изучая педагогический эффект, получаемый после обучения с использованием 80

Интернет».

Для оценки качества электронных учебных курсов европейским форумом «Образовательные технологии и общество» рекомендовано использовать специальные критерии:

- авторской разработки;

- проектирования учебных материалов;

- процедуры сопровождения;

- адекватности моделирования;

- разработки учебных материалов.

При этом как основной способ оценки качества дистанционного учебного курса предлагается применять анкеты и опросные листы.

Также А.А. Андреев приводит классификацию подходов к оценке:

- по типу оценки: педагогический, технико-эргономический, экономический;

- по методам обработки полученной количественной оценки экспертами индикаторов (показателей) качества: ручной, автоматизированный;

- по представлению результата обработки показателей для принятия решения: результат представляется одним числом или множеством значений;

- по тому, кто оценивает курс (эксперты, студенты, преподаватели).

Однако при этом речь идет только о качестве учебно-методического комплекса, который является основой дистанционного учебного курса.

Бытует мнение, что вопрос оценки качества дистанционного учебного курса целесообразно рассматривать только в двух аспектах [2]:

1) оценка качества существующих основных программ дистанционного обучения, их пригодности для использования в учебном процессе;

2) разработка требований к качеству курсов дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных курсов дистанционного обучения.

Интересно, что при этом в ряде источников, например, в [3] приводится следующая оценочная практика.

«Организации, предлагающие дистанционные курсы и программы, имеют общую насущную потребность в оценке их качества. Наличие множества факторов, влияющих на успешность дистанционного обучения, приводит к тому, что создание всестороннего (всеобъемлющего) плана оценивания дистанционного обучения становится сложной и обескураживающей задачей. К несчастью, то, что может показаться наиболее логичным подходом к определению эффективности, часто является теоретически необоснованным (ошибочным)». Предлагается при этом оценивать образовательные результаты студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий и студентов очной формы обучения. Данный метод, к сожалению, дает весьма субъективные результаты. Существуют и другие традиционные подходы для определения эффективности применяемых образовательных технологий, их эффективности для достижения заданных результатов.

Но далеко не все они учитывают, что обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это сложнейший механизм, отдельные подсистемы которого нельзя рассматривать и оценивать изолированно от остальных. Среди важнейших факторов, которые необходимо рассмотреть, роль и работа преподавателя в дистанционном учебном курсе, процесс разработки учебного контента и его организация, сопровождение обучения. Эти и другие факторы взаимосвязаны между собой, образуя систему дистанционного обучения. И как в любой сложной системе, отдельные элементы должны эффективно функционировать и взаимодействовать, чтобы вся система не дала сбой.

Оценка основных факторов обычно исследователями разбивается на две широкие категории: формативную и

суммативную [4]._

Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коновалова Елена Юрьевна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ ...

Формативную оценку часто еще называют образующей, и она проводится обычно с целью оптимизации и улучшения отдельных процессов за счет применения принципом информационной логистики на этапах планирования и разработки. На основе получаемых данных в этом случае формируются программы корректирующих воздействий.

Суммативная оценка производится для оценки корректности функционирования системы в целом, контроля выполнения системных целей. Данные, получаемые от суммативной оценки - это данные, предназначенные для понимания того, как работает система в реальных условиях.

Формативная и суммативная оценки производятся для различной целевой аудитории, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, а суммативная оценка - это внешний контроль качества, представление того, как хорошо функционирует система под воздействием внешних факторов.

Вопросы формирования модели оценки качества дистанционного учебного курса на прогностической основе рассматривались и до нас. В частности, О.И. Мещерякова [5] предлагает в составе своей модели системы оценки качества образования при рассмотрении учебных курсов проводить анализ качества:

- образовательной программы;

- организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);

- управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);

- потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

- ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);

- нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;

- медицинского обслуживания, питания, физкультур-но- оздоровительной работы;

- партнерского взаимодействия с семьей и социумом;

- потенциала обучающихся;

- знаний.

Но перечисленные показатели не объединяются в связанную модель.

Кадырова Э.А. описывает инструменты для оценки педагогической эффективности дистанционного учебного курса в среде Мoodle. При этом она предлагает классификацию по нескольким параметрам, различных аспектов дистанционных учебных курсов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Инструменты оценки эффективности дистанционного учебного курса

Однако и здесь мы наблюдаем значительный пробел: в большой степени качество и эффективность дистанционного учебного курса определяется, по нашему мнению, не только его содержательным наполнением, но и тем, как выстроено его сопровождение, процесс обучения, где преподаватель, благодаря дистанционным технологиям, отступает на второй план.

Изучение эффективности системы дистанционного обучения в вузе позволит внести корректировки в процесс разработки дистанционных учебных курсов, обе-

спечить актуальность представленных учебных материалов, определить оптимальные формы и методы обучения, совершенствовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающийся получил качественное образование, соответствующее стандартам [6].

Реализация инновационной деятельности путем перехода на новый уровень качественной оценки дистанционных учебных курсов позволит повысить качество образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий с учетом постоянно меняющихся реалий. Составление и апробация интегрированного показателя качества дистанционного курса также не рассматривается в опубликованных исследованиях на момент подготовки статьи.

Ряд авторов, например, Остроух А.В., Рогальский Е.С., Щербенок К.А., Шалькина Т.Н., Гелясина Е.В., Скок Г.Б., Лыгина Н.И. и др. рассматривают показатели и критерии качества электронного учебного курса. Количество и состав их варьируется от одного исследования к другому. При этом оценка производится по каждому показателю, данные между собой никак не интегрированы [7]. Введение интегрированного показателя позволит привести данные анализа к общему знаменателю и сравнивать курсы между собой, оценивать их изменения в динамике.

Изучив тенденции и достижения в данной области, мы отметили также, что подходы различаются в разных странах. В образовательных учреждениях Европы сильны традиции самостоятельной работы студентов, но это не означает, что каждый волен выбирать, как и что учить. За качеством европейского образования следит целый ряд общественных структур различного уровня. Хотя далеко не все из них имеют официальный статус, они, тем не менее, оказывают сильное влияние на систему образования, занимаясь, помимо прочего, и аккредитацией образовательных программ. Их деятельность особенно актуальна в сфере дистанционного образования, где качество услуг часто невозможно проверить заранее.

Проект, проведенный при поддержке Бюро образования и культуры Госдепартамента США и Международного Совета Исследований и Обмена ЖЕХ. так же показал интересные результаты [8]. Задачи проекта включали разработку политики, процедур и технологии оценки качества дистанционных курсов на основе ИКТ, а также практическую аккредитация дистанционных курсов различных поставщиков бизнес-образования и менеджмент-образования в Украине. Целью проекта было установление соответствия критериев качества дистанционного обучения виду дидактической системы, а также рассмотрение ее ИКТ составляющей. При этом выяснилось, что имеющимися в распоряжении исследователей средствами невозможно произвести объективную оценку качества дистанционных учебных курсов.

В исследованиях, проведенных ЮНЕСКО отмечается, что в результате прогресса в области ИКТ существующие методы дистанционного обучения сводятся к массовому предоставлению образовательных услуг [9]. Между тем важнейшая задача высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий - персонификация под различные целевые аудитории за счет повышения качественных характеристик учебных курсов [10-17]. В этой связи критериальная объективная оценка качества дистанционных учебных курсов становится просто обязательной. Данная работа имеет своей целью в первую очередь повышение качества образования.

Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании - это новая, перспективная область развития практической педагогики. Продвижение в этом направление открывает новые возможности научного и практического поиска, превращает процесс формирования учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий в конструирование, превращение,

Богданова Анна Владимировна, Глазова Вера Федоровна, Коновалова Елена Юрьевна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННЫХ .

слияние, синтез, симбиоз форм, методов и инструментов из различных областей. Вопросы применения интеллектуальных технологий для оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании носят глубокий междисциплинарный характер и являются безусловно важными для успешного развития всей образовательной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев А.А., Лупанов К.Ю., Солдаткин В.И.. Электронные учебные средства и оценка качества сетевого обучения [Электронный ресурс] // X Всероссийская научно-методическая конференция. URL: http://tm.ifmo. ru/tm2003/db/doc/get_thes.php?id=34 (дата обращения: 10.09.2016).

2. Глазова В.Ф. Профессионально-ориентированное обучение дисциплине «Современные информационные технологии» // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2014. С. 36-38.

3. Подходы к оценке качества курсов и программ дистанционного обучения [Электронный ресурс] // URL: http://dl.nw.ru/process/quality_dist_course/ index.shtml (дата обращения: 10.09.2016).

4. Клейносова Н.П., Кадырова Э.А. Опыт создания внутривузовской системы экспертизы качества и регистрации дистанционных учебных курсов // Учен. записки Инст-та социальн. и гуманитарн. знаний. Вып. 1 (13); Мат-лы VII Международ. научн.-практ. конф. «Электронная Казань - 2015».- Казань: Изд-во «Юниверсум», 2015. - С.266-2714.

5. Мещерякова О.И. Технологии MOOCs и их использование при организации смешанного обучения / О.И. Мещерякова // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 3. С. 18-29.

6. Глазова В.Ф. Особенности процесса информатизации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 28-30.

7. Актуальные проблемы современного педагогического образования / Сборник научно-методических статей победителей городского конкурса "Образование без границ", посвященного 65-летию высшего образования в г.о. Тольятти / Под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. 2016.

8. Стефаненко П.Ф. Критерии качества дистанционного обучения в зависимости от вида дидактической системы и их информационо-коммуникационная составляющая // Науковi пращ ДонНТУ. Серiя: педагопка, психолопя i соцюлопя. 2012. № 11. [Электронный ресурс] URL: http://www.nbuv.gov.ua/ old_jrn/Soc_Gum/ Npdntu_pps/2012_11/stefan.pdf (дата обращения: 01.06.2016).

9. Всемирный саммит по информационному обществу [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/ resource/596/50596/files/book193.pdf (дата обращения: 17.08.2016).

10. Муковоз А.П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 30-32.

11. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

12. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.

13. Морозова И.Г. Повышение инфокоммуникацион-ной компетенции преподавателей в проектах дистанционного обучения иностранных студентов // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 79-80._

14. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

15. Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 121-124.

16. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 79-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Кулагина Ю.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.