педагогические науки
Татаринов Константин Анатольевич ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ...
УДК 378.018.43
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0075
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© 2019
Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: [email protected])
Аннотация. Новые информационные технологии меняют мир высшего образования. В вузах появляется все больше идей и инициатив по использованию этих технологий в образовательном процессе. Многие из этих инициатив могут привести к кардинальным изменениям в способах обучения. Поэтому возникает вопрос: как эти изменения повлияют на качество образования? Дистанционное обучение с энтузиазмом воспринимается многими потенциальными студентами, поскольку оно предлагает более гибкий доступ к высшему образованию для тех, кому трудно или невозможно заниматься в классических формах. Оно также находит энтузиастов среди сотрудников университета, которые видят в этой форме обучения способ привлечь большое количество студентов. Введение дистанционного обучения не является простым или дешевым делом. Это требует много работы и ресурсов. Обеспечение хорошего качества образования требует как непрерывного мониторинга образовательного процесса сегодня, так и параллельного дидактическому процессу непрерывной модификации и совершенствования средств обучения завтра. В работе представлена сущность дистанционного обучения, описаны его преимущества и недостатки, а также описан процесс обучения с его использованием. Особое внимание автором уделено специфическим навыкам, которым необходимо овладеть студентам при электронном обучении.
Ключевые слова: дистанционное образование, электронное обучение, электронные учебные материалы, компьютерное обучение, традиционное обучение, образовательные программы, курс дистанционного обучения, внутренняя мотивация студента, информационные технологии, электронная почта, качество обучения, дидактический материал.
CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR DISTANCE LEARNING OF STUDENTS
© 2019
Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina, 11, e-mail:[email protected])
Abstract. New information technologies are changing the world of higher education. In universities, there are more and more ideas and initiatives on the use of these technologies in the educational process. Many of these initiatives can lead to dramatic changes in learning methods. Therefore, the question arises: how will these changes affect the quality of education? Distance learning is enthusiastically perceived by many potential students, as it offers more flexible access to higher education for those who find it difficult or impossible to study in classical forms. It also finds enthusiasts among university staff who see this form of study as a way to attract a large number of students. The introduction of distance learning is not a simple or cheap affair. It requires a lot of work and resources. Ensuring a good quality of education requires both continuous monitoring of the educational process today and parallel to the didactic process of continuous modification and improvement of the means of education tomorrow. The paper presents the essence of distance learning, describes its advantages and disadvantages, and also describes the learning process with its use. The author pays special attention to specific skills that students need to acquire in e-learning.
Keywords: distance education, e-learning, e-learning materials, computer-based learning, traditional education, educational programs, distance learning course, internal student motivation, information technologies, e-mail, quality of education, didactic material.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня недостаток знаний компьютерных технологий является большим препятствием не только в профессиональной деятельности. Современные технологии занимают особое место в жизни людей. Интернет «одолевает» умы особенно молодых людей, становясь основным конкурентом самого популярного на данный момент средства массовой информации - телевидения.
Среди людей в возрасте до 34 лет, 80 % перемещается в виртуальной сети, а в группе от 35 до 50 лет чуть больше половины. Развитие новых технологий, и особенно распространение мобильного доступа в интернет, способствует внедрению новых методов в существующую модель всеобщего и профессионального образования. Нынешняя модель образования будет заменена интерактивной моделью, ориентированной на создание условий, которые позволят студенту учиться и открывать новые знания [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Особенностью, которая значительно повлияла на успех дистанционного образования, является гибкость обучения, которую сле-
дует понимать как возможность:
- учиться в любом месте и в любое время;
- любое количество групп;
- индивидуализация обучения;
- удовлетворение потребностей студента.
Внедрение системы дистанционного обучения дает
возможность получать знания без поездок в здание вуза. Предоставляя и используя широкий спектр дидактических материалов, электронное обучение использует новые коммуникационные технологии и позволяет значительно сократить расходы на обучение [2].
Диапазон предлагаемых курсов, тренингов или исследований, проводимых без личных встреч, расширяется. Такой способ обучения имеет много преимуществ: он намного дешевле, что является неоспоримым аргументом как для образовательных компаний, так и для получателей; экономит время; сокращает время в пути на учёбу и, прежде всего, позволяет индивидуально управлять ходом обучения [3].
Часто встречаемое отношение, о котором сообщают во время презентаций дистанционного обучения - это страх разрушительного воздействия на учебную деятельность, функционирующую в образовательной организации, и, следовательно, на личную профессиональную востребованность преподавателя. В этом слу-
Tatarinov Konstantin Anatolyevich CHALLENGES AND OPPORTUNITIES ..
pedagogical sciences
чае дистанционное обучение рассматривается как соревнование при подготовке студентов и потенциальную угрозу для рабочих мест преподавателей [4]. Эти опасения по понятным причинам громко выражают люди, вовлеченные в реализацию образовательных программ (администраторы учебных заведений), которые полагают, что дистанционное обучение охватит сферу их профессиональной деятельности, тем самым уменьшая потребность в обслуживающем персонале [4;2].
Практика же показывает, что дистанционное обучение не отнимает работу у дидактики, а дополняет и даже расширяет рамки обучения в образовательной организации. Изменения организационной культуры, бизнес-модели и обслуживания клиентов позволяет оптимизировать учебные процессы и значительно сократить расходы [5]. Дистанционное обучение, однако, имеет не только преимущества, но и недостатки (таблица 1). Надлежащее распознавание недостатков поможет противостоять нарушениям в образовательном процессе уже во время разработки стратегий для реализации процессов дистанционного обучения.
Таблица 1 - Преимущества и недостатки дистанционного обучения [6].
Преимущества Недостатки
Сокращение затрат на внедрение обучения. Дополнительные, часто крупные инвестиции.
Стандартизация знаний. Высокий процент людей не заканчивают курсы электронного обучения.
Облегченный (вопреки внешнему виду) контакт с наставником, экспертом или тренером. Сопротивление людей, не обученных работе с компьютером, что негативно влияет на ход обучения.
Качество обучения (если обучение было хорошо подготовлено, то оно хорошего качества) Отсутствие необходимых навыков работы с компьютером часто затрудняет эффективное обучение.
Простота модификации контента и его немедленное распространение. Качество обучения (если обучение было плохо подготовлено, то это обучение плохого качества).
Удобство обучения. Распыление знаний угрожает потере контекста и пробелам в знаниях.
Контекстность, многопоточ-ность и индивидуализация тренингов. Зависимость от поставщика курсов, когда речь заходит о программе обучения.
Интерактивная и привлекательная форма обучения. Обучение поверхностно, потому что оно направлено на решение проблемы, а не на понимание её сути.
Возможность лучшего использования ресурсов . организации. Низкий авторитет эксперта в процессе удаленного общения.
Возможность лучшего понимания человеческого капитала организации. Необходимость привлечения больших ресурсов во время внедрения процессов обучения.
Возможность хорошего дополнения к другим методам обучения. Негативное влияние на организационную культуру после замены традиционного обучения на курсы электронного обучения.
Учебная среда, свободная от санкций. Высокая стоимость разработки и поддержки учебного контента.
Уменьшение текучести персонала. Необходимость адаптации корпоративной сети к требованиям курсов дистанционного обучения.
Централизация учебного процесса. Отсутствие живого общения между студентами.
Хотя все вышеперечисленные преимущества и недостатки верны, было бы рискованно ожидать, что все они появятся при каждом применении информационных технологий в учебных процессах. Преимущества дистанционного обучения с одной стороны является своего рода маркетинговым бредом, а все его недостатки, являются выражением чрезмерного скептицизма по отношению к обучению с использованием компьютера [7].
В случае дистанционного обучения, студент работает без физического, прямого контакта с учителем и коллегами, и поэтому должен быть более вовлеченным и мотивированным, чтобы учиться [8].
Таблица 2 - Сравнение навыков, необходимых для обучения традиционными и дистанционными методами.
Показатель Различия
Организация времени В дистанционном обучении очень важно организовать свое время, потому что оно позволяет студенту контролировать ход обучения. Это также относится и к другим формам открытого образования.
Ответственность Дистанционное обучение требует большей ответственности за собственное обучение, чем традиционные методы.
Планирование Преимущества дистанционного обучения включают в себя большую свободу выбора во времени и обучения, что повышает важность планирования. Традиционные курсы часто готовятся преподавателями, которые разрабатывают расписание и методические указания для обучения.
Возможность поиска информации Разница в масштабах - веб ресурсы огромны, их невозможно сравнить даже с самой большой библиотекой.
Оценка качества материалов Оценка качества контента, публикуемого в интернете, практически отсутствует. Однако существуют способы оценки книг и других печатных материалов, используемых для обучения. Интернет-сервис может запустить каждый, но учебные материалы должны быть одобрены издателем, другими специалистами и рецензентами.
Прослушивание высказываний других студентов и преподавателей Умение слушать имеет решающее значение в большинстве форм традиционного обучения, но в дистанционном обучении оно играет второстепенную роль или вообще не требуется.
Чтение Поскольку большинство материалов имеют текстовую форму, чтение не менее важно и в традиционном обучении. Умение бегло читать также важно при просмотре сайтов в поисках полезного контента.
Написание текста В электронном обучении очень важно умение писать слепым методом на клавиатуре. Письменность является основным способом общения через интернет.
Самооценка Это базовый навык во всех формах электронного обучения. Есть много возможностей в традиционном обучении, сравнивая свой прогресс с успехами других учеников (например, наблюдая за ними в классе или обсуждая результаты на доске и т. д.). В электронном обучении студенты часто ничего не знают о прогрессе других студентов.
Сотрудничество Группа людей, напрямую контактирующих, часто организует регулярные встречи, что ускоряет выполнение задач. В случае контактов через интернет отдельные члены группы имеют собственное расписание и могут жить в разных часовых поясах. Иногда трудно поддерживать долгосрочную мотивацию.
Решение проблем Существенная разница в сотрудничестве заключается в том, что в группе электронного обучения члены отстранены друг от друга и труднее оценивают взгляды друг друга на ту или иную проблему.
Традиционное обучение создает возможности для многих неформальных ситуаций, таких, например, как разговоры в коридоре, во время которых студент может узнать мнение других учеников. В случае дистанционного обучения необходимо для этой цели отправить электронное письмо, что уже является более сложным занятием, более того, оно требует некоторой дополнительной практики в общении посредством коротких текстовых сообщений, используемых во время чатов или в контактах по электронной почте. В дистанционном обучении студент должен эффективно и уверенно пользоваться компьютером и использовать телекоммуника-
педагогические науки
Татаринов Константин Анатольевич ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ...
ционные методы [9]. В свою очередь, у преподавателя гораздо меньше возможностей для прямой оценки, поэтому ученик должен быть более независимым. Умение организовывать время здесь очень важно. Студент не может рассчитывать на то, что преподаватель или другой студент будут дружелюбны и напомнят нам о приближающихся датах.
Преимущество традиционного обучения заключается в непосредственном контроле учителя над группой студентов. Традиционное обучение может и должно быть всесторонне поддержано с помощью интернета. Уже сейчас дети и молодежь ищут информацию, необходимую для школьных тем, не посещая библиотеку. Интернет полезен во всех сферах, единственный вопрос - это правильный поиск и обработка информации [10;2].
Опыт многих компаний и учреждений в области профессионального и корпоративного обучения показывает, что отличные результаты достигаются путем сочетания новых и традиционных методов обучения [10]. Выбор «двойного» метода обучения также продиктован психическим сопротивлением общества, которое по-прежнему придает большое значение прямым межличностным контактам и спонтанному взаимодействию. Сочетание обеих форм может принести ощутимую пользу, особенно в случае вузовского образования. В таблице 2 представлен список навыков, необходимых для изучения учебных материалов традиционным и дистанционным путём.
При непосредственном контакте можно увидеть лицо собеседника и услышать сказанные им слова, в том числе интонацию голоса. Контакт в дистанционном обучением намного беднее и может привести к недоразумениям. Сложно точно передать, что вы имеете в виду. В связи с этим были разработаны различные способы передачи эмоций в письменном тексте. Одним из них является использование так называемых смайликов или кодов, основанных на использовании знаков препинания или других символов. Однако смайлики используются только некоторыми пользователями электронной почты. Кроме того, они выражают только основные эмоции и не могут конкурировать с богатством прямого общения, которое используется с детства. Кроме того, они могут сбивать с толку, если получатель не понимает их значения. Дистанционное обучение является новым явлением, поэтому не так много материалов, обсуждающих условия успеха в этой области [11;2].
Дистанционное обучение создает возможность обучения в любом месте. Если вам нравится работать из дома, вы можете сочетать обучение с семейными обязанностями и избежать стресса, связанного с поездками на работу. В традиционном образовании темп обучения часто навязывается преподавателями и другими учениками. Электронное обучение позволяет учиться в темпе, подходящем для студента. Если он хочет, он может работать ночью или разбить своё образование на несколько этапов в течение дня [11]. Таким образом, он может присматривать за пожилыми родителями или детьми или выполнять другие важные жизненные задачи. Во всех традиционных формах обучения существует жесткое расписание занятий, к которым ученик должен адаптироваться.
В этом отношении дистанционное обучение дает студентам значительную свободу, но требует хорошей организации и самодисциплины. Обучение и преподавание с использованием механизмов дистанционного обучения требуют изменений в менталитете. Эти изменения касаются в первую очередь стажеров [12;2]. На тренингах, семинарах или коротких информационных встречах участники часто приходят с обязательствами. Обычные явления среди обучаемых включают отсутствие внимания, пассивное участие, выход из комнаты, размышления о других вопросах. Сотрудники не рассматривают обучение как путь к профессиональному успеху, о котором они сами должны заботиться и на который они
сами должны оказывать влияние [13]. Обучение (особенно выездное) иногда рассматривается как приз, т.е. оно позволяет уйти с работы и провести несколько дней в хорошей компании [14].
Дистанционное обучение способствует изменению подхода к принципам, на которых основаны корпоративные тренинги [15]. Это требует от слушателей внутренней мотивации, самодисциплины и регулярности. Это налагает обязательство самостоятельно планировать учебный процесс [16;2]. Способствует инициативе, приверженности и активной деятельности. Оно предлагает свободу в создании собственных компетенций и навыков, а также в расширении знаний. Обычно используемая модель образования адаптируется к обучению «на всякий случай». Это не очень эффективно, потому что полученные знания редко используются полностью. Обученные люди, зная это, не участвуют в обучении, что еще больше ухудшает качество дидактического процесса [17]. Дистанционное обучение предлагает заменить обучение «на всякий случай» моделью обучения адаптированной к потребностям обучаемого (только для меня и когда это необходимо). Требования как раз вовремя, как раз достаточно и только для меня сильно влияют на ход обучения, повышая его качество и эффективность [18].
Исследования показывают, что более половины людей не заканчивают курсы дистанционного обучения [19]. Сложно рассматривать это как недостаток. Возможно, курс прерывается, когда он уже предоставил те знания, которые необходимы для решения конкретной проблемы. При традиционном образовании обучающее послание должно быть доступно всем слушателям. Как следствие, материал не отвечает потребностям студентов. Для некоторых он скучен и слишком прост, для других он слишком сложен. В свою очередь, курс дистанционного обучения может быть адаптирован к профилю знаний и модели восприятия практически каждого обучаемого [20].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Умение учиться является ключом к плавной навигации на рынке труда 21-го века [21]. Мы не избежим специализации, т.е. концентрации знаний в отдельных областях или навыков, необходимых для удовлетворения текущих потребностей. Время приобретения поверхностных, но обширных знаний подходит к концу. Информационные технологии в настоящее время охватывают образовательный процесс в трех вариантах: они усиливают традиционно используемые методы, они используют специфические возможности компьютерных технологий и создают совершенно новые контексты для процесса обучения, а также выступают в роли живого преподавателя [22]. Тем не менее, многие ученые и специалисты постулируют об умеренности на пути как технического, так и гуманистического прогресса. Более широкий доступ общественности к информационным технологиям может увеличить риск зависимости от компьютера и может привести к так называемому явлению «уплощение» знаний [22]. Важную роль в этой области играют не только преподаватели в вузе, которые должны информировать родителей и студентов о том, что средства массовой информации должны использоваться разумно и вдумчиво.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гогицаева О.У. Роль дистанционного образования в современных условиях/О.У. Гогицаева, В.К. Кочисов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 10-12.
2. Smal T. Distance learning (e-learning) / T. Smal // Zeszyty naukowe wsowl. - 2009. - Nr 3 (153). - S. 105-114.
3. Суходолов А.П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины XX века / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский //Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27, № 1. - С. 5-10.
4. Карпикова И.С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации /И.С. Карпикова, В.В. Артамонова //Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 599-614. -DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).599-614.
5. Чупров С.В. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности Байкальского государственного университета /
Tatarinov Konstantin Anatolyevich CHALLENGES AND OPPORTUNITIES ..
pedagogical sciences
С.В. Чупров, Л.В. Санина, Д.И. Сачков, А.В. Распутина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 206-220. -DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2)206-220.
6. Hyla M. Przewodnik po e-learningu /M. Hyla // Krakow. - 2005.
- s. 25.
7. Бондаренко Т.Г. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения / Т.Г. Бондаренко, В.В. Колмаков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 53-57.
8. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования / Т.Н. Иванова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 42-45.
9. Суходолов А.П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития байкальского университета (к 85-летию вуза) / А.П. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 187-195. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2)187-195.
10. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Т.18. - № 24 - С. 40874102.
11. Анохов И.В. Игровой аспект экономики / И.В. Анохов // Известия иркутской государственной экономической академии. -2013. - № 2(88) - С. 5-9.
12. Баева О.Н. Оценки участия руководителей в дополнительном профессиональном образовании на основе данных статистических наблюдений / О.Н. Баева // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 6. - С. 980-986. -DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).980-986.
13. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 1. — DOI : 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.
14. Полевая Н.М. Проблемы реализации дистанционной формы обучения по дополнительным образовательным программам в вузе /
H.М. Полевая, В.В. Ситникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 163-166.
15. Солодова Н.Г. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы / Н. Г. Солодова, А. Н. Васильева // Baikal Research Journal. - 2015. - Т. 6, № 4. -DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).14.
16. Рукавишникова В.Н. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов / В.Н. Рукавишникова, Г.В. Рыбакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 233-236.
17. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, №
I. - DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.
18. Богданова А.В. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов / А.В. Богданова, Е.Ю. Коновалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 79-83.
19. Озерникова Т.Г. Качество образования — приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т.А. Бутакова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 196-205. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205.
20. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России / Б.Ж. Тагаров // Креативная экономика. - 2018.
- Том 12. - № 8. - С. 1201-1212 - doi: 1018334/ce12839269.
21. Ваганова О.И. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения / О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, А.В. Гладков, М.О. Сундеева, М.А. Татаренко // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
- 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 31-34.
22. Zbigniew M. Ksztaicenie na odleglosc - wyzwania i szanse / M. Zbigniew // Uniwersytet Ekonomiczny w Krakowie IIIKonferencja. - 2015.
- S. 1-5.
Статья поступила в редакцию 25.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019